Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитание в структуре целостного педагогического процесса. Сущностные особенности воспитания. Диалектика и движущие силы воспитания. Современные подходы к организации процесса воспитания.




Целостный педагогический процесс – это процесс активного целенаправленного взаимодействия м/у педагогами и школьниками в результате которого у учащихся формируются определенные ЗУН, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества. В целост.п.п.важнейшее место занимает процесс воспитания как подсистема.

Воспитание – специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателя и воспитанников, целью которого является формирование личности ребенка. Воспитательный процесс имеет ряд особенностей:

  1. Целенаправленность – предполагается единство целей воспитателя и воспитанников, их сотрудничество.
  2. Многофакторность – в процессе воспитания проявляются объективные и субъективнее факторы. Объективные факторы – (семья, школа, СМИ, социальные, материальные) это независимые от личности условия, в которой она живет. Субъективные факторы – выражают внутренние потребности личности. Когда совпадают объективные и субъективные факторы, то воспитание идет успешно.
  3. Длительность – для процесса воспитания в большей мере, характерно отдаленность результатов, формирование личности осуществляется на протяжении всей жизни.
  4. Непрерывность – процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного взаимодействия воспитателя и воспитанников.
  5. Комплексность – единство целей и задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса. Содержание отвечает на вопрос:Что воспитывать? (какие качеств личности, какой круг ЗУН нужно дать ребенку). Формы – это место, время, порядок, кол-во. Средства – это материальные объекты и нематериальные способы;это деталь метода. Методы – это способы, как обучать, с помощью каких средств учить ребенка.
  6. Вариативность – неоднозначность и неопределенность результатов воспитания; в одних и тех же условиях они могут существенно отличаться, это обусловлено действиями субъективных факторов: индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношению к воспитанию. Уровень профессиональной подготовки воспитателя, его мастерство, умение руководить процессом так же оказывает большое влияние на ход и результаты воспитания.
  7. Двусторонний характер воспитания – эффективное взаимодействие сотрудничество воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом воспитания строится на обратной связи, т.е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Цели воспитания – некоторый идеальный образ сознательно планированный перечень личностных качеств, которыми должен обладать воспитанник ч/з некоторый отрезок времени. Цели воспитания должны быть: реальными; учитывать возрастные, индивид.и половые особенности воспитанников; быть привлекательными т.е. лично значимыми для ученика; общественно-значимыми и соответствовать нашим гуманистическим представлениям о современном человеке. Выделяют следующие цели воспитания: 1)цели, которые могут быть заданы в форме описательной модели, т.е. перечня наиболее значимых личностных качеств выпускника средней школы; 2)цели на конкретный период развития личности: младшешкольный 7-10, среднешкольный 11-15, старшешкольный 16-18; 3)цели на конкретный год обучения; 4)цели для конкретного коллектива; 5)цель воспитания конкретного взятого ученика.

Задачи процесса воспитания: 1)целостное формирование личности с учетом цели всестороннего развития личности, а не по частям; 2)формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности; 3)воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности; 4)развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможности и желаний, а также социальных требований; 5)организация познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание; 6)организация личностной и социально ценной многообразной деятельности, стимулирующей формирование качеств личности; 7)развитие важнейшей социальной функции личности – общение в изменяющихся условиях трудовой деятельности.

Движущие силы воспитательного процесса: воспитательный процесс диалектичен. Диалектика выражается в его непрерывном развитии, динамичности, изменчивости. Процесс воспитания изменяется в зависимости от возрастных особенностей учеников, от различных условий и ситуаций. Движущими силами воспитательного процесса является внутренние и внешние противоречия.

1) Внутренние противоречия – противоречия м/у возникающими у личности потребностями и возможностями их удовлетворения. Возникающие при этом «рассогласование» побуждает личность приобретать новые знания и формы поведения, пополнять, расширять опыт, усваивать нормы и правила. Какую нравственность приобретут эти новые качества зависит от многих условий:деятельности, активности, жизненной позиции личности.

2) Внешние противоречия – противоречия м/у школой и семьей, м/у словом и делом, теорией и практикой, противоречие м/у внешними влияниями и внутренними стремлениями воспитанников.

Т.о. под движущей силой процесса воспитания понимается противоречие м/у уровнем конкретных знаний, которыми владеет человек и методами их воплощения в жизнь.

Современные подходы к организации процесса воспитания:

1)Личностный – означает право ребенка быть субъектом пед.процесса – это личностно-ориентированное воспитание суть которого в том, что в каждом ребенке изначально признается уникальная неповторимая личность. Задача воспитателя создать все условия для личностного саморазвития. Как осуществлять личностное ориентированное воспитание?

1) полюбить своих учеников, значит настраивать себя на доброжелательные, доверительные, взаимодействия с ними;

2) стремитесь в любой ситуации понять своего воспитанника, его цели, мотивы, поступки;

3) помните, что каждый ученик уникальная личность, амплитуда которых имеет свойства сильно меняться;

4) помните, что каждый ученик хоть в чем-то, но талантлив;

5) если ученик совершил даже самый отвратительный поступок дайте исправиться, не будьте к нему злопамятны;

6) ни в коем случае не сравнивайте детей друг с другом, а ищите в каждом ученике свои «точки роста»;

7) не бойтесь искренне восхищаться и гордиться своими учениками;

8) ищите и дайте каждому ученику возможность самоутвердиться и самореализоваться;

9) прогнозируйте, проектируйте, стимулируйте творческое саморазвитие каждого ученика.

2)Деятельностный – человек проявляется и развивается в деятельности. Эта закономерность положена в основу данного подхода. Школьник должен быть включен в различные виды деятельности в целях его развития. Виды воспит.деятельности (Щуркова): 1)позновательная 2)трудовая 3)ценностно-ориентированная 4)художественно-эстетическая 5)свободного общения 6)спортивная.

3)Ценностный – общечеловеческие ценности – ценности, которые принимают все люди. Суть подхода: раскрыть школьнику общечеловеческие ценности. Определены ценности окружающего мира, которые должны выступать ориентиром в воспитании:человек, природа, общество, труд, родина. Почему мы выделяем именно эти ценности? Во-первых это основные объекты на которые направлена человеческая деятельность. Во-вторых, это наиболее обобщенные общечеловеческие ценности. Ребенок находясь в субъектной позиции самоопределяется в мире ценностей, выстраивает свою систему отношений к эти ценностям, осознает их (рацио), принимает (эмоцио), и готов нести за них ответственность. Активно разрабатывают ценностный подход в педагогике Щуркова и Караковский.

4)Гуманистический – т.е. нравственная ориентация на человека, уважение его достоинства, создание всех необходимых условий для его свободного развития. Гуманистический подход в воспитании ориентирован на то, что: 1)взаимодействие «воспитатель-воспитанник» базируется на взаимном уважении и справедливости; 2)отношение воспитанников друг к другу носит гуманный характер; 3)у детей формируется бережное отношение к природе; 4)педагогические ценности смещаются в сторону культуры педагогического общения, творческого самовыражения и учителя и детей.

5)Комплексный – единство целей и задач, содержания, методов и форм воспитательного взаимодействия. Требования к реализации комплексного подхода:

1)воздействовать на воспитанников по трем направлениям: на чувство, сознание, поведение;

2)стремиться к слиянию воспитания и самовоспитания личности;

3)координировать усилие всех социальных институтов и объединений (СМИ, семьи, литературы, школы);

4)воспитательные мероприятия носят комплексный характер, т.е. должны осуществляться задачи умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания в органически слитом процессе;

5)управление воспитанием должно учитывать внешние и внутренние факторы и их взаимосвязь (условия жизни, особенности коллектива, СМИ, индивид.и личностные особенности детей).

 

15.Цели и задачи процесса воспитания.

Цели воспитания – некоторый идеальный образ сознательно планированный перечень личностных качеств, которыми должен обладать воспитанник ч/з некоторый отрезок времени. Цели воспитания должны быть: реальными; учитывать возрастные, индивид.и половые особенности воспитанников; быть привлекательными т.е. лично значимыми для ученика; общественно-значимыми и соответствовать нашим гуманистическим представлениям о современном человеке. Выделяют следующие цели воспитания: 1)цели, которые могут быть заданы в форме описательной модели, т.е. перечня наиболее значимых личностных качеств выпускника средней школы; 2)цели на конкретный период развития личности: младшешкольный 7-10, среднешкольный 11-15, старшешкольный 16-18; 3)цели на конкретный год обучения; 4)цели для конкретного коллектива; 5)цель воспитания конкретного взятого ученика.

Задачи процесса воспитания: 1)целостное формирование личности с учетом цели всестороннего развития личности, а не по частям; 2)формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности; 3)воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности; 4)развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможности и желаний, а также социальных требований; 5)организация познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание; 6)организация личностной и социально ценной многообразной деятельности, стимулирующей формирование качеств личности; 7)развитие важнейшей социальной функции личности – общение в изменяющихся условиях трудовой деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...