Классические и современные концепции воспитания.
Концепция воспитания – идея или ряд идей автора или группы авторов относительно воспитательных проблем. К классическим концепциям воспитания можно отнести концепции: А.С.Макаренко, Януша Корчака, В.А.Сухомлинского, И.П.Иванова. А.С. Макаренко. Основные идеи теории воспитательного коллектива: 1) разновозрастные отряды – каждому отряду свой возраст, помощь младшим; 2) советы командиров- один из органов самоуправления, дети решали все сами; 3) самоуправление; 4) педагогика параллельного действия – воздействие со стороны Макаренко и командиров; 5) система перспективных линий – ближняя-завтрашняя радость ребенка, средняя, дальняя-воспитание нравственных людей; 6) создание отношение ответственной зависимости, м/у членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие единство целей деятельности (рабочее сплочение). Януш Корчак. Основная идея: «Воспитатель должен любить детей»: Нельзя мерить детей на взрослый аршин – нельзя сравнивать ребенка со взрослым, т.к. душа ребенка очень ранима, воспитатель должен любить, понимать детей; Проступок ребенка по своему ценен, потому что в конфликтах с совестью и вырабатывается моральная стойкость. Пусть дитя грешит (дать ребенку возможность исправиться, прощать ребенка, помогать ребенку решать проблемы); Всякое общение с ребенком без любви – это общение без внимания. Пустое общение. Оно пагубно для детей; Если жизнь требует клыков, разве в праве мы вооружать детей одним румянцем стыда тихими вздохами? Твоя обязанность – воспитать людей, а не овечек (нам нужны борцы. А не овечки; воспитать ребенка так, чтобы он смог дать отпор, отстаивать свою позицию). В.А. Сухомлинский. Основные направления научной и практической деятельности:
1) развитие учения о коллективе; 2) разработка методики работы с отдельной личностью: умение учителя познать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное»; задача школы не просто передать знания, но открыть перед каждым те сферы развития духа, где ученик может достичь вершины, проявить себя, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым; воспитание у ребенка личного отншения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами, обществом и собственной совестью; забота о богатой духовной жизни ребенка, об его здоровье; 3) воспитание у подрастающего поколения нравственности и гражданственности. Идеи Сухомлинского о путях нравственного воспитания основываются на природе ребенка, его психологических особенностях, а воспитание он понимает как постоянное духовное обогащение учителя и ребенка; 4) разработка основ школоведения; 5)воспитание любознательности, интереса к знаниям, науки. Задача Сухомлинского – давать детям глубокие, прочные знания; 6) воспитание чувства ответственности у детей. И.П. Иванов. Концептуальная идея: воспитание отношений, которые носят характер заботы об улучшении жизни в целом и о каждом воспитаннике. Формула системы: Цель – воспитание общественно активных и творческих людей. Содержание – общественная активность, улучшение окружающей жизни. Методы – рассказ, изъяснение, убеждение, создание воспитывающих ситуаций, «совет по секрету», поощрение. Формы – КТД, игры, беседы, экскурсии, кружки. Педагогические условия – 1) включение каждого ребенка в совместную деятельность 2) отношение педагогов к воспитаннику как к младшему товарищу; 3) развитие в единстве всех 3-х сфер личности (рацио, эмоцио, действие); 4) способы воздействия педагога направлены как на детей, так и на себя;
5) использование различных видов воспитательного воздействия (открытое, незаметное). Результат – какого человека воспитала система? (коллективиста, творца, общественно-активного человека) К современным концепциям воспитания можно отнести концепции Е.В. Бондаревской, О.Газмана, Н.Е.Щурковой. Концепция Е.В. Бондаревской. Цель воспитания – «человек культуры». Культурный человек – это воспитанный человек. Человек культуры – это эталон к которому надо стремиться. Содержательный анализ «человека культуры» и необходимые условия для воспитания: Личность свободная, способная к самоопределению. Свобода каждой личности – это свобода выбора. Интересы др человека не должны игнорироваться. Чувства собственного достоинства, независимость суждения, умение принимать самостоятельное решение, нести ответственность за свои поступки – это составляющие свободной личности. Условия для воспитания: исключить авторитарные методы и формы, обеспечивая ребенку ситуацию выбора и вариативное обучение. Личность гуманная. Милосердие, доброта, способность к сопереживанию, альтруизм (безвозмездная помощь), понимание ценностей и неповторимости другого человека. Условия для воспитания: гуманитаризация содержания образования, ориентированная на общечеловеческие ценности. Гуманизация (уважение к человеку) форм, методов обучения и всей системы воспитательных отношений. Личность духовная. Развитие творческой индивидуальности. Условия для воспитания: побуждать личность к самопознанию и саморазвитию, поиску смысла жизни. Способствовать осмыслению общенациональных ценностей. Наличие практической подготовки к жизни. Нужно готовить детей к практической деятельности, к инновациям. Условия для воспитания: готовить детей к жизни в условиях рыночной экономики, межнационального общения, повышения роли частной жизни (овладевать основами экономики, компьютерной грамотности, языками мира, бережного отношения к своему психическому и физическому здоровью). Личность творческая. Личность стремящаяся что-то изменить. Условия для воспитания: создавать условия для развития чувства нового, стремления к созиданию. Поощрять преобразующую деятельность.
Способность к культурной идентификации. Идентификация – принадлежность (например, к национальной культуре). Условия для воспитания: способствовать осознанию школьника, его принадлежности к определенной культуре, интериоризация ее ценностей. Интериоризация – принятие ценностей из внешнего во внутреннее (в себя). Например, у человека, любящего родину формируется ценность патриотизма. Концепция Газмана. Концептуальное содержание деятельности классного воспитателя (руководителя). Основные положения концепции: Человек – цель всей социальной политики государства; Заказчики содержания воспитания – государство, общество, семья, сам человек. До перестройки все школы работали по одной программе, по одному плану. Сейчас дети могут учиться в разных школах (частные школы, воскресные). Это потребности общества. В сфере воспитания все должно быть построено на основе учета принципа добровольности, мотивов личности, ее потребностей. Ребенок в воспитательном процессе субъективно свободен, он хозяин своих ценностей. Нельзя навязывать ценности. Реализм в постановке цели воспитания м в подборе средств воспитания. Цель воспитания – формирование базовой культуры личности. Компоненты базовой культуры личности: Культура жизненного самоопределения – самопознание, саморазвитие. Человек – цель государства, а не средство; я сам определяюсь в системе ценностей; Экономическая культура и культура труда; Политическая, демократическая и правовая культура (довести до сознания учеников требования правовых норм; добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, получить внутреннюю санкцию (мотивация)); Интеллектуальная (осмыслить значимость интеллектуального труда; проявить любовь к умственному труду; ознакомиться с умениями и навыками организации умственного труда), нравственная, экологическая (формирование у школьников ответственного бережного отношения к природе), физическая культура (содействовать правильному физическому развитию детей; развитие двигательных умений и навыков); Культура общения и культура семейных отношений (влияние семьи на ребенка). В.А. Караковский: общечеловеческие ценности – земля, отечество, семья, труд, знание, культура, мир, человек. Н.Е. Щуркова: ценности выступающие ориентиров в воспитании – человек (уважать человека, помогать, стараться понять), природа, общество, родина, знание, труд, прекрасное.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|