Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение готовности детей 6 -7 – летнего возраста к школьному обучению




Изучение готовности детей 6 -7 – летнего возраста к школьному обучению

Готовность ребенка к школе, необходимо рассматривать не только как возможность обучаться в 1-ом клас­се, но и более широко – как возможность обучаться и развиваться в рамках современной школы. Таким образом, необходимо использовать диагностический комплекс, который позволил бы выяснить возможности и спрогнозировать проблемы ребенка в контексте того, что представляет собой наша современная школа, включая программы, методы и уровень преподавания, а также общие режимно-организационные моменты. Но, в первую очередь, объективного анализа требует учебная деятельность, к которой должен быть готов ребе­нок.

В настоящее время ребенок должен достичь достаточно высокого уровня интеллектуального развития для того, чтобы быть способным усваивать на уроке действительно необходимую информацию.

Во-первых, он должен уметь различать существенное и несущест­венное, выделять главное в потоке второстепенного и незначимо­го. Это возможно только тогда, когда сформирована интеллекту­альная установка на иерархическое деление признаков, когда свойства или явления воспринимаются не рядоположенно и равноправно, но всегда – соподчиненно.

Во-вторых, ребенку необходимо уметь улавливать и отслеживать логическую последовательность в потоке информации, игнорируя отступления и различные «шумы». Это возможно только в том слу­чае, если его мышление использует причинно-следственные, а не ассоциативные или функционально-ситуативные связи. Только то­гда ребенок способен выстроить логический вектор последова­тельного изложения материала, а не просто ассоциативный ряд, в котором возможны любые связи.

В-третьих, он должен уметь путем сравнения и сопоставления вы­делять в примерах, иллюстрирующих какую-то закономерность или правило, то общее содержание, ради которого их приводит учитель. Таким образом ребенок может действовать только в том случае, если в процессе анализа у него доминирует ориентация не на внешние, видимые, но изменчивые и случайные признаки, а на внутренние, сущностные, константные и «невидимые» характери­стики, то есть если он умеет образовывать простейшие понятия. Иначе примеры ребенком просто выслушиваются, правила заучиваются, но одно с другим никак не связывается, и в итоге отсутствует понимание.

В-четвертых, для того, чтобы ребенок вообще мог усвоить прави­ло как некий общий принцип действия, он должен обладать хотя бы в зачаточной форме способностью к абстрактному мышлению: выделению (абстрагированию) отношений в «чистом виде», от­влекаясь от каких-либо конкретных предметов, явлений или ситуа­ций, то есть от материала, в котором эти отношения выражены.

И, наконец, в-пятых, для того, чтобы ребенок мог самостоятельно пользоваться правилом, он должен не только выделять заложен­ный в нем принцип действия, но и переносить его в другую ситуацию. То есть у него должно быть сформировано так называемое «мышление по аналогии».

Таким образом, обучение в условиях современной школы не столько развивает детей, сколько требует для своего осуществ­ления наличия вполне определенных характеристик мышления. Следовательно, при диагностике готовности ребенка к школе не­обходимо искать именно их, а не просто исследовать память, внимание, восприятие и воображение.

Обычно у ребенка 6-7-ми лет, выросшего в нашей культуре мышление представляет со­бой причудливую смесь операций самого различного уровня. В процессе стихийного самообучения его мышление проходит впол­не определенные ступеньки-стадии развития (наиболее полно описанные у Выготского и Пиаже), однако прогрессивные преобра­зования в различных сферах его внутреннего опыта не происходят фронтально. Фактически, как показывает диагностика, его интел­лект представляет собой конгломерат, в котором одновременно существуют и параллельно функционируют как примитивные, допонятийные, так и более зрелые, близкие к понятийным структуры. Без системной диагностики невозможно определить, какой тип структур (или уровень развития интеллекта) доминирует, а ведь именно это будет обуславливать весь спектр возможных для ре­бенка интеллектуальных операций и, соответственно, потенциал его обучаемости.

Ядро данной диагностической системы составляют тесты, позволяющие проанализировать особенности интеллекта ребенка (как общий уровень, так и операциональную структуру) и оценить степень сформированности мышления в понятиях, которое необходимо для успешного обучения и дальнейшего полноценного развития ребенка в школе.

Традиционно используемые методы диагностики готовности к школе «работают» в большей степени на аудиалов. Их использо­вание дает им преимущество, они выглядят более развитыми. Уро­вень развития и интеллектуальные способности визуалов и кинестетиков, напротив, недооцениваются, занижаются. Однако судьба благосклонна к аудиалам только в начальной школе. Если не осоз­нать их своеобразную ограниченность и вовремя не помочь им, то в средней школе они постепенно начнут сдавать позиции, испыты­вая особые сложности при овладении математикой и физикой. Для нашей современной школы достаточно типична такая ситуация, ко­гда сформированные с использованием традиционных методов от­бора гимназические классы преобразуются в гуманитарные, так как дети не могут обучаться по расширенным гимназическим про­граммам. А победителями математических и физических олимпиад неожиданно становятся ребята из общеобразовательных классов – талантливые визуалы, которых в свое время при зачислении в школу оценили как посредственных.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...