Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностический комплекс состоит из двух методических блоков.




Прогрессивные матрицы Равена, входящие в данный диагностиче­ский комплекс, используются именно для того, чтобы выяснить реальный потенциал обучаемости детей, которые при педаго­гическом собеседовании, а также по речевым тестам оценива­ются как недостаточно подготовленные к обучению в школе.

Тестом Равена замеряется развитость визуального мышления. Его не следует отождествлять с наглядно-образным мышлением. Отличие визуального мышления состоит в том, что оно функциони­рует не в предметно-понятийной области, а оперирует формально-графическими изображениями. В визуальном мышлении происходит мысленное структурирование симультанно представленной зрительной информации. Вся деятельность протекает в зрительном поле без привлечения информации, лежащей за пределами рассматри­ваемой структуры, и возможна без речевой рефлексии. Человек мыс­лит визуально, когда он имеет дело с информацией, целостно пред­ставленной непосредственно перед его глазами, а не в уме, когда он видит закономерности (возможно, и не осознавая их) и совершает толь­ко допустимые данной структурой преобразования.

Также для детей, поступающих в школу, в качестве осо­бо значимых можно выделить три характеристики речевого разви­тия:

1. Словарный запас.

2. Способность к грамматически правильному построению предло­жений и речи в целом.

3. Произвольность владения речью.

Речевое развитие – это первое и основное, что всегда проверя­ется логопедами и педагогами при вступительном собеседовании с будущими первоклассниками. Особое внимание уделяется про­верке правильности произношения (в целях предупреждения дистрафии), а также проверка того, имеется ли у ребенка необходи­мый для работы по программе первого класса словарный запас.

В рамках этой Методики детям предлагаются задания на исправление, восстановление и заверше­ние предложений. Для их выполнения недостаточно спонтан­ных разговорных навыков, а требуется именно умение строить фразы, основываясь на хотя бы интуитивном понимании пра­вил.

Для оценки речевой кратковременной па­мяти используется наиболее прогностичное, достаточно ши­роко известное задание, в котором ребенку предлагается за­помнить с одного предъявления ряд из 9-ти не связанных ме­жду собой односложных знакомых ему слов. С помощью этого теста можно выяснить, какой объем пока еще неосмысленной рядоположенной словесной информации ребенок может удержать в уме, и оценить, достаточен ли он для преобразования этой инфор­мации в осмысленный целостный (симультанный) образ. Этот тест позволяет адекватно охарактеризовать возможности аудиалов. Визуалы и кинестетики в этой работе вполне могут показать низкие результаты, но на основании этого нельзя делать выводы об их по­тенциальных возможностях. На уроке они могут в большой степени использовать образную память, ориентируясь на вспомогательные визуальные стимулы, а также воспринимая слова со стороны их образного содержания. Для них более показателен объем кратковременной образной памяти, который можно за­мерить, предлагая для запоминания таблицу с изображением 16-ти предметных картинок. Все картинки должны быть представлены ребенку одновременно. Этот способ достовернее оценивает возможности памяти, нежели последовательное предъявление карти­нок, так как и на уроке вспомогательные визуальные стимулы на­ходятся перед глазами ребенка в течение всего объяснения как де­тали целостной информационной картины. Именно это задание входит в данный диагностический комплекс для оценки ви­зуальной кратковременной памяти.

На уроке дети не только слушают учителя, отвечают на вопросы, но и много работают по визуальным образцам: списывают и выполняют задания с доски, из книг, прописей и других пособий. Успешное вы­полнение такого рода работы возможно только при наличии коорди­нации зрительного анализа с двигательными реакциями, моторикой пальцев ведущей руки. Связи между зрительным анализом и движе­нием руки не существуют с рождения, они формируются и отлажи­ваются постепенно в соответствующих видах деятельности. Даже у ребенка, который много рисует, но не срисовывает, координирован­ность глаза и руки может быть очень слабой. В таком случае при списывании или срисовывании с доски или из книги ребенок может изобразить нечто, очень далекое от исходного образца. В последние годы значительно вырос процент детей, у которых к 7-ми годам не полностью формируется зритель­но-моторная координация. По нашим данным, 10-12 лет назад таких детей было около 5-7%, а сейчас их около 35%. Почти всегда за­держка в развитии координации зрительного анализа и движений руки сопутствует ММД. Поэтому в диагностические комплексы для оценки готовности к школе абсолютно необходимо вклю­чать зрительно-графический гештальт-тест Бендер (вариант для детей 6-12-ти лет), содержащийся в этой Методике. Тест позволяет надежно оценить степень сформированности зрительно-моторной координации, а также выявить наиболее проблемные ее моменты.

При подаче материала и распределении работы в ходе урока учитель ориентируется на некоторую средневозрастную скорость восприятия и скорость деятельности учащихся. Если дети очень медлительны, они не только не успевают выполнять необходимый объем работы, но и не могут следить за объяснением учителя. Ведь им надо мысленно «по­вторять» его рассказ. Если дети делают это значительно медленнее, чем говорит учитель, то они перестают успевать и что-либо понимать вообще. Скоростные характеристики психических процессов мож­но надежно замерить с помощью теста Тулуз-Пьерона, входящего в предлагаемый диагностиче­ский комплекс.

Важно знать, не только с какой скоростью, но и в течение, какого промежутка времени ребенок может внимательно, не отвлекаясь, следить за объяснением учителя, то есть необходимо оценить его произвольное внимание. Маленький ребенок может долго зани­маться тем, что его привлекает, но сосредоточенное выполнение неинтересной работы у него получается с большим трудом или не получается вообще. На уроке отнюдь не все бывает интересно, и это нормально. Объем и качество произвольного внимания (концентрация, устойчивость, распределение, переключение), нарушения внимания, имеющие нейрофизиологическую ос­нову (ММД), в Методике оцениваются с помощью теста Тулуз-Пьерона. Тест Тулуз-Пьерона дает информацию и о более общих характеристиках работоспособности, таких как врабатываемость, утомляемость, продолжительность цикла устойчивой рабо­тоспособности, периодичность отвлечений и перепадов в скорости работы. Тест также позволяет выяснить особенности отклонений в функционировании мозга (или тип ММД) для оптимизации после­дующей коррекционной работы с ребенком.

Диагностический комплекс состоит из двух методических блоков.

Первый блок методик предназначен для группового тестирования. В него входят гештальт-тест Бендер (зрительно-моторная коорди­нация), тест Тулуз-Пьерона (особенности нейродинамики, внима­ния, работоспособности), тест Равена (субтесты А и В – визуальное линейное и структурное мышление), а также проективные ри­суночные тесты «Рисунок семьи» и «Дерево» (личностные особенности, самооценка, семейная атмосфера и т. п. ). Групповое тести­рование не должно проводиться в игровой форме. Необходимо создать обстановку, характерную для обычного урока. Это позво­лит выяснить готовность детей к восприятию объяснений педагога и способность самостоятельно работать по общей инструкции. Если по каким-либо причинам организовать групповое тестирование невозможно, допускается проведение перечисленных методик в режиме индивидуального тестирования. Однако прогностичность полученных результатов в этом случае будет несколько снижена.

Второй блок методик предназначен для индивидуальной работы с ребенком. Его цель – выяснить потенциальные возможности ре­бенка, уточнить проблемные моменты в его развитии. В этот блок входят методики, измеряющие объем кратковременной (зритель­ной и слуховой) памяти, структурно-уровневые характеристики мышления в аудиальной и визуальной модальностях, речевое развитие и личностные особенности ребенка (тест Тэммл, Дорки, Амен – сфера и уровень тревожности, цветовой тест Люшера – энергетическая обеспеченность и эмоциональные установки по отношению к школе).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...