Актуальные проблемы философии. Государственное казенное образовательное учреждение. Введение
Стр 1 из 40Следующая ⇒
И. В. Демидов, С. Г. Киселев, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ Учебник Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ» И. В. Демидов, С. Г. Киселев, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ Учебник Люберцы Допущено учебно-методическим советом Российской таможенной академии в качестве учебника для обучающихся по специальности «Таможенное дело», направлений подготовки Рецензенты: Шевченко О. М, доцент кафедры конфликтологии и национальной Шорохова С. П., декан факультета международных отношений и
Актуальные проблемы философии: учебник. Руководитель авторского коллектива доктор исторических наук, профессор А. Т. Климович; научн. редактор кандидат философских наук, доцент А. И. Федорищенко /
В учебнике раскрываются предназначение, смысл и функции философии, ее исторические типы и тенденции современного развития; анализируются основные положения и понятия философского знания; освещаются наиболее важные и актуальные проблемы. Рассмотрение содержания тем и вопросов дополнено учебно-методическим приложением, включающим структурно-логические схемы, рекомендуемую литературу, вопросы для самоконтроля, классические философские тексты, упражнения для закрепления знаний и тестовые задания.
Издание адресовано обучающимся Российской таможенной академии. © Авторский коллектив, 2017 ©Российская таможенная академия, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................................................................... 5 Раздел I. Место и роль философии в жизни человека и общества............... 7 § 1. Философия как форма знания и тип мировоззрения............................. 7 § 2. Главный и основной вопросы философии........................................... 12 § 3. Предмет, структура и функции современной философии................... 17 Вопросы для самоконтроля......................................................................... 20 Классические философские тексты.............................................................. 21 Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала.... 41 Тестовые задания.......................................................................................... 45 Раздел II. Исторические типы философии................................................... 47 § 1. Становление философии....................................................................... 48 § 2. Философия Средневековья и Возрождения......................................... 56 § 3. Философия Нового времени................................................................. 67 § 4. Этапы и содержание отечественной философии.................................. 85 § 5. Современная философия..................................................................... 101 Вопросы для самоконтроля....................................................................... 121 Классические философские тексты............................................................ 122 Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала.. 146 Тестовые задания........................................................................................ 149 Раздел III. Онтология и теория познания.................................................. 156 § 1. Бытие, его структура, формы и способы существования.................. 156 § 2. Материя и сознание как предельные основы бытия.......................... 170
§ 3. Развитие бытия. Современные концепции развития, принципы и законы диалектики..................................................................................... 183 § 4 Законы мышления: соотношение формально-логических и диалектических законов............................................................................. 192 § 5. Место формальной логики в научном познании............................... 214 § 6. Категории диалектики. Диалектическая логика................................. 247 § 7. Философская теория познания........................................................... 274 § 8. Наука и научное познание.................................................................. 290 Вопросы для самоконтроля....................................................................... 305 Классические философские тексты............................................................ 307 Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала. 322 Тестовые задания........................................................................................ 327 Раздел IV. Философия общества............................................................... 330 § 1. Определение общества. Общество как система.................................. 330 § 2. Диалектика общественной жизни....................................................... 343 § 3. Формационное, культурологическое и цивилизационное развитие общества...................................................................................... 356 § 4. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности........ 371 Вопросы для самоконтроля....................................................................... 387 Классические философские тексты............................................................ 388 Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала.. 410 Тестовые задания........................................................................................ 413 Раздел V. Философская антропология...................................................... 415 § 1. Человек в мире природы..................................................................... 415 § 2. Человек и личность.............................................................................. 420 § 3. Личность и общество. Человек в мире культуры.............................. 425 § 4. Смысл человеческого бытия............................................................... 435 § 5. Статус личности в обществе............................................................... 444 § 6. Философия таможенного дела............................................................ 450 Вопросы для самоконтроля....................................................................... 459 Классические философские тексты............................................................ 461 Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала. 475 Тестовые задания........................................................................................ 478
Список использованных источников......................................................... 479 Заключение................................................................................................. 484 Краткий словарь философских терминов................................................. 486 Ответы на тестовые задания....................................................................... 499 Введение В системе гуманитарного образования философия занимает особое место. В отличие от других наук она выявляет, систематизирует и критически осмысливает мировоззренческие компоненты, включенные в различные области гуманитарного знания, формирует у обучаемых методологическую культуру адекватную современным требованиям. Спецификой философии определяется и специфика ее преподавания. Ее нельзя выучить. Ее нельзя просто знать, так как «известное от того что оно известно еще не означает познанное» (Г. Гегель). Способ философского освоения мира – это рефлексия (самосознание, самопознание), способность, выражаясь словами И. Канта, представлять себя представляющего, т. е. понять себя в мире и мир в себе. С исторической точки зрения философия – это «эпоха, схваченная в мысли» (Г. Гегель), или «самосознание эпохи» В личностном измерении философски образованное сознание – это мера личностного развития, самосознание личности. Иными словами, это способность личности отдавать себе ясный отчет в действительности, истинности, гармонической соразмерности содержаний своих мыслей, чувств, целей и поступков. Лишь «пропустив через себя», через свое личностное развитие духовный опыт самосознания себя человечеством, т. е. сделав философские проблемы своими внутренними проблемами, возможно постижение философии. Именно так освоенная философия становится всеобщим духовным основанием всей жизни личности от поиска объективных научных истин до обоснования нравственных, ценностных ориентиров, определения смысла и назначения собственной жизни. Данный учебник поможет студентам в планомерном изучении курса «Философия», преподаваемого в Российской таможенной академии. Он раскрывает содержание дидактических единиц базового учебного курса, определяемого Программой двухуровневого высшего профессионального образования третьего поколения по философии для нефилософских специальностей. Изучение философии направлено, в первую очередь, на развитие способности использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции, а также для осознания социальной значимости своей деятельности.
По многим проблемам приводятся различные точки зрения с тем, чтобы привлечь студентов к участию в их осмыслении. Авторы стремились изложить учебный материал таким образом, чтобы у будущих специалистов не сложился стереотип восприятия философии как свода готовых, устоявшихся истин, которые следует не задумываясь заучить, а затем воспроизвести. Основная цель пособия – активизировать познавательные возможности. Учитывая, что изучение философии предполагает знакомство с работами выдающихся философов, авторы пособия включили в него фрагменты классических философских текстов. Знакомство с ними позволит студентам лучше понять философские проблемы, изучить их «изнутри», увидеть, как они раскрываются в разные исторические эпохи в различных системах. Тексты даны в соответствии с логикой изучения курса философии. В пособии имеется необходимый минимум вопросов, задач, упражнений и тестовых заданий для активного усвоения теории и практического применения полученных знаний. Проблемы, возникшие в ходе изучения теоретических положений, необходимо решать, обращаясь к рекомендуемой литературе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|