Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 3. Предмет, структура и функции современной философии




Философия может существовать на обыденном и абстрактно-логическом уровнях познания и мышления. Обыденное философствование – первая форма обобщенного отражения непосредственной практической жизни людей, окружающего мира, самого человека. Осмысление символов веры, религиозной догматики, видов самого бытия, социальных чувств и традиций, быта в терминах разговорного языка, повседневной речи формируют индивидуально-практическое и общественно-психологическое философствование.

На абстрактно-логическом уровне мышления формируются и обосновываются уже философские учения, концепции, теории. Научная философия есть результат преимущественно рационального мышления. Термин «научность» имеет при этом два важных акцента. Во-первых, научной философией считается любое теоретическое, т. е. систематизированное, концептуальное философское знание, выраженное системой понятий, законов, суждений. Во-вторых, те философские учения и теории, а также сама деятельность ее представителей и институтов, которые приобрели статус науки как явления общества. К основным признакам любой науки можно отнести: получение объективно истинного теоретического знания, предмет исследования, рациональность, наличие кадров и институтов науки (исследовательских, внедренческих, образовательных и т. д. ), категориальный аппарат, методология исследованию, систему критериев проверки истинности знания.

Предмет философии составляют наиболее общие законы, принципы, способы и формы бытия, отношение человека к окружающему миру и самому себе. Ее объектом является все бытие в целом. Философия отличается от других наук предметом и объектом исследования их всеобщностью, достаточно высокой абстрактностью и универсальностью получаемых знаний. Философия – это тип научного мышления о мироздании, материальном и духовном, конечном и бесконечном, других проявлениях бытия, самом человеке и смысле его жизни.

Предмет философии, как совокупной науки, исторически конкретизировался и уточняется сегодня различными философскими школами и направлениями. Так, предметом религиозной философии является бытие Бога, содержание его творений, символы веры и культ. Предметом натурфилософских школ выступают природа, космос, их организация, закономерности, способы и формы существования. Предмет экзистенциализма и других философских школ антропологического направления – человек, его существование, свобода, смысл жизни.

Современная философия как наука обладает и другими необходимыми атрибутами: философскими кадрами, научными учреждениями и отношениями, развитым категориальным аппаратом. Она поддерживает связи с другими науками, обогащая свое содержание конкретными научными знаниями. В свою очередь, философия оказывает методологическую и иную помощь в совершенствовании конкретно-научных исследований, в совместном объяснении сложных явлений и процессов.

Философия чрезвычайно многообразна. В этом состоит одна из трудностей дифференциации ее содержания, выяснения элементов структуры, установления связей между ними. На основании тех больших сфер и видов бытия, к изучению которых обращается философия, ее структуру составляют следующие элементы: история философии, учение о бытии (онтология), учение о познании человеком бытия и самого себя (гносеология), а также учения об основных видах бытия: о природе (натурфилософия), об обществе (социальная философия и философия истории), о человеке (философская антропология). Данные элементы структуры научной философии охватывают все бытие и основные его проявления.

Каждое направление в философии или философская школа определяет структуру философии в зависимости от своих приоритетов, предмета исследования, изучаемой проблематики. Поэтому она в той или иной конкретной интерпретации может быть различной.

Философии свойственны определенные признаки, которые образуют ее функции: мировоззренческую и методологическую.

Первая означает способность философии формировать мировоззрение человека, его ядро и тип.

Современная философия занимает центральное место в научной картине мира и мировоззрении. Оно обусловлено спецификой философского знания. Это «ствол» мировоззрения, где «крона» – все другие переосмысленные и переоцененные знания, идеалы, принципы, верования. Научная философия формирует в мировоззрении: а) знания и отношения по наиболее общим и фундаментальным проблемам (о бытии, человеке, сознании, познании, обществе и т. д. ); б) целостное восприятие и понимание объективного мира, соотнесенность его с духовностью человека, верованиями; в) осмысленное в самом существенном взаимоотношение человека с природой – через диалектику материального и идеального, физического и духовного, постоянного и изменчивого, абсолютного и относительного, конечного и бесконечного, познаваемого и непознаваемого. Как правило, именно эти знания и ценностные ориентации составляют ядро, главное содержание мировоззрения.

Использование субъектом своего или общественного мировоззрения в интересах оптимизации мыслительной или практической деятельности означает проявление методологической функции.

Методология – это совокупность принципов и других общих требований познавательной и практической деятельности; система методов этой деятельности, а также учение о самих принципах и методах.

По степени общности методология разделяется на всеобщую, общенаучную и методологию конкретных наук. Философия формирует всеобщую и часть общенаучной методологии, выполняет методологическую функцию своими принципами, законами и категориями. Так, исходное значение для повышения эффективности мыслительной деятельности юриста имеют принципы бытия: связи, развития, материальности, идеальности, дуализма, структурности, функциональности, детерминизма. Не менее значимы принципы познания: единства чувственного и рационального, единства отражения и познания, восхождение познания от конкретного к абстрактному и наоборот; многозначности познания, единства объективного и субъективного, абсолютного и относительного и др.

Философия выполняет и другие функции: познавательную, аксиологическую, критическую, коммуникативную, логическую, эвристическую, этическую, практически-деятельную.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...