Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел I. Место и роль философии в жизни




РАЗДЕЛ I. МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ

ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

 

Из человеческих искусств, писал один из крупнейших мыслителей средневекового Востока Аль-Кинди, самым возвышенным и благородным является искусство философии, которое определяется как познание истинной природы вещей в меру человеческих способностей[1]. Сравнение философии с видами искусства, наделение ее признаками возвышенности и благородства подчеркивает значимость данной области знания для человека и общества. Философские размышления издавна сравнивались с мудростью.

Научившись мыслить, человек обращался к вопросам не только конкретно-предметной повседневной жизни, но стремился более глубоко понять мир природы, других людей, самого себя. Возникали различные идеи, суждения, которые постепенно приобретали специфику особого знания, получившего название «философия».

 

§ 1. Философия как форма знания и тип мировоззрения

С зарождением человеческого и общества все знания были одним целым, хотя относились к различным видам жизнедеятельности. Внутри себя они не дифференцировались, были синкретичными. Знаний было не так много, но они пополнялись и развивались, конкретизировались и обобщались. С возникновением письменности процесс развития знаний стал более эффективным. В сохранившихся древних письменных источниках можно найти изложение обыденно-практических знаний, а также мировоззренческих идей.

Считается, что термин «философия» возник в Древней Греции в конце VI – начале V в. до н. э. из словосочетания «любить мудрость».

Слово «мудрость» более древнего происхождения. Оно означало совокупность особо значимых и не всеми постигаемых знаний, их объем и качество, а также меру владения такими знаниями конкретным человеком. В VII–VI вв. до н. э. в Средиземноморье мудрецами считали богов, но были известны также 7 мудрецов из людей. К их числу относили в разных регионах различных людей. Но первым среди мудрецов неизменно считался Фалес. Он был астрономом, математиком, политиком, писателем, учителем, торговцем. Но термина «философия» еще не существовало. Он появился позже.

Когда математика Пифагора спросили, мудрец ли он, то ответ прозвучал скромно: «Я не мудрец, но любитель мудрости»[2]. Два слова «philео» – люблю и «sophiа» – мудрость положили начало самостоятельному термину «философия». Он означал «любовь к мудрости», а потом – особую область знаний. Платон назвал философию наукой.

Философия определяла содержание и направленность мышления, формирование идеалов, позиций, убеждений. Иными словами, она была не только совокупным знанием, но и мировоззрением. Мировоззрение – переосмысленная человеком или социальной общностью совокупность знаний, которая определяет их отношение к природе, другим людям (обществу) и к самим себе. Даже в философско-мифологическом или обыденно-практическом мировоззрении знания и другие его элементы переосмыслены и систематизированы.

Структуру мировоззрения составляют: переосмысленные знания; идеалы; нормы и принципы жизнедеятельности; ценностные ориентации; убеждения и верования. Мировоззрение является качественной характеристикой сознания людей, но не исчерпывает всего его содержания.

В современном сознании философия существует как особая область знаний, вызывающая соответствующие эмоционально-чувственные и волевые состояния, проявляющие себя как способ и средство ценностного отношения к миру. Философские знания могут существовать на обыденно-практическом и теоретическом уровнях, а также выступать элементом общественной психологии и идеологии. В мировоззрении философия является лишь частью того знания, которым овладел субъект (индивид, группа, социальный слой и т. п. ). Это те знания, которые переосмыслены, отобраны как полезные, нужные, важные, интересные. В совокупности с другими мировоззренческими знаниями они используются для формирования идеалов, выбора норм и принципов жизни, определения важных, ценностных и жизненно-практических позиций, выработки убеждений.

В зависимости от доминантности тех или иных знаний в сознании людей, их развитости и совершенства, мировоззрение может быть обыденно-практическим (миросозерцанием) или теоретическим (собственно мировоззрением); религиозным или светским; технократическим или гуманитарным. Теоретическое мировоззрение может включать теоретико-мировоззренческие проблемы, которые можно решить лишь логически или просто принять без доказательства «на веру», а также научно-теоретические элементы, проверяемые экспериментально. Философия как область знаний и элемент мировоззрения содержит в себе и теоретическое, и научно-теоретическое. Так, утверждения о бесконечности, несотворимости, неуничтожимости, изменчивости всего существующего как целого (бытия) равнозначны противоположным утверждениям о конечности, сотворимости, уничтожимости, неизменности бытия, так как доказать или опровергнуть экспериментально ни первые, ни вторые утверждения невозможно. Это можно сделать только с помощью рассуждений, логически, а можно принять без всякого доказательства, считая то или иное утверждение правильным, исходным. В философии таких проблем и знаний о них достаточно много. Невозможность более точного и конкретного их решения создает иногда мнение об абстрактности, отдаленности философии от жизни. Но это заблуждение. Человеку и обществу необходимы знания не только конкретные, но и обобщенные. Используя их, люди учатся логически мыслить, проникать в глубины мироздания и собственной жизни, развивать интеллект.

Философия содержит в себе и много конкретных знаний. Философское объяснение связей содержания и формы, причинно-следственных связей, противоречий, количественно-качественных и иных характеристик, учение о природе, человеке, обществе, и другие теории содержат конкретные, экспериментально и жизнедеятельностью людей проверяемые знания. Информация, которая получена философами на основе рационального познания, соответствует познаваемому объекту, проверяется современными способами и средствами, составляет научно-теоретическое истинное знание. Но философские знания, которые можно обосновать лишь логически, с помощью суждений и умозаключений, следует отнести к теоретическому знанию. Часто оно называется спекулятивным, так как обладает высокой степенью абстрактности и основано на логических допущениях или на вере (позициях исследователя).

Обобщая сказанное, можно выделить следующие особенности философии как области знания и типа мировоззрения. Это:

– знание всеобщего и общего характера;

– универсальное знание, применяемое к огромному числу конкретных предметов, явлений и процессов;

– знание, отражающее бытие через человека, соотношение материального и идеального, физического и психического, телесного и духовного;

– знание о сущностях и закономерностях бытия;

– знание-мировоззрение, знание-методология для деятельности людей и развития наук;

– знание, которое часто обосновано лишь логически, умозрительно, не экспериментально.

Многие философские знания мало меняются кардинально, принципиально. Это «вечные истины».

Философия как тип мировоззрения соотносится также с картиной мира. Картина мира – любая, достаточно полная и обобщенная совокупность знаний о бытии, о природе, обществе и человеке, о связях человека с окружающим миром. Научная картина мира – постоянно развивающаяся совокупность философских, естественнонаучных, технических, общественных и других знаний, полученная науками на конкретном историческом этапе развития общества.

Картина мира – основа любого мировоззрения. Научная картина мира – база научного же мировоззрения. «Чистым», т. е. или обыденным, или научным мировоззрение современного человека или социальной общности уже не бывает. В нем всегда присутствуют различные знания и верования. Но доминантной является вполне конкретная совокупность знаний. В этом смысле научное мировоззрение только по основному содержанию является таковым. В нем «живут» и проявляются обыденные практические знания, мифы, заблуждения, верования, мистика и т. п. Например, у гуманитария главную роль играют знания о человеке, у технического специалиста – научно-технические знания, у правоведа – теоретические знания о нормах и институтах права, правовых отношениях и деятельности.

Но философские знания всегда составляют ядро мировоззрения независимо от того, религиозные они или светские, материалистические или идеалистические, более полные или менее полные. Специфика философского знания проявляется всегда. Философия выступает стержнем, вокруг которого формируются и систематизируются другие знания, идеалы, нормы, ценностные ориентации, убеждения. Сущность мировоззрения состоит в обобщенной и персонифицированной картине мира, связанной с ценностями субъекта-носителя; выражена в первую очередь философскими знаниями и позициями субъекта.

Философский тип мировоззрения имеет разновидности в зависимости от характера философского знания. К ним относятся:

а) религиозное, светское и смешанное мировоззрение;

б) обыденное и теоретическое мировоззрение;

в) материалистическое, идеалистическое и оккультное (нетрадиционное) мировоззрение.

В перечисленных разновидностях мировоззрения философия представлена различно и роль ее неодинакова. Но в любом случае она формирует в мировоззрении три важнейших положения. Во-первых, знания и позиции по наиболее общим и фундаментальным проблемам: о бытии, сознании, Боге, обществе и т. д. Во-вторых, целостное восприятие и понимание объективного мира, неразрывности бытия и субъекта, а также их относительной самостоятельности, противоречивости, взаимодействия. В-третьих, помогает осмысливать отношения между людьми, между обществом и природой. Человек при этом понимается как мера всех вещей, главная ценность социально-исторического развития, микрокосм в макросистеме. Данные философские положения и составляют ядро мировоззрения.

Таким образом, философия как особая область знаний имеет ярко выраженную специфику. Она выступает типом мировоззрения наряду с мифологическим, религиозным и светским мировоззрением. Вместе с тем светская философия является ядром научного мировоззрения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...