Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 2. Главный и основной вопросы философии




Для определения специфики философского знания большое значение имеет четкое определение главного и основного вопросов философии, т. к. их смешение ведет к путанице в понимании не только особенностей философии, но и ее структуры, течений и направлений. Главным вопрос философии называется потому, что ответ на него является конечной целью всех философских рассуждений. Какой бы раздел философии мы не рассматривали, на какие философские вопросы бы мы не отвечали, все они имеют вспомогательное, а не основное значение, т. к. являются средством для решения главного вопроса философии.

В истории философии наиболее удачное определение главного вопроса философии принадлежит И. Канту. Согласно Канту это вопрос о человеке: что есть человек? Главный вопрос распадается на три взаимосвязанных вопроса:

– что я могу знать?

– что я должен делать?

– на что я смею надеяться?

Однако, как отмечает И. Кант, в сущности, каждый из этих вопросов отвечает на один и тот же вопрос: что есть человек в его отношении к миру и к самому себе.

Основным вопрос философии называется так потому, что от ответа на него зависят ответы на все остальные философские вопросы, в том числе и на главный. В истории философии наиболее удачное определение основного вопроса философии принадлежит Ф. Энгельсу. В своей работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» он пишет, что основной вопрос всей, и в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления и бытия:

Ф. Энгельс выделяет две стороны основного вопроса философии: онтологическую (бытийственную) и гносеологическую (теоретико-познавательную). Первая сторона основного вопроса философии решает проблему что первично: бытие или мышление. При ответе на этот вопрос все философы разделились на материалистов и идеалистов. Те, кто утверждает, что бытие (материя, природа) первично, а мышление (сознание, Бог – поскольку он духовная сущность) вторично, т. е. производно от бытия, получили название материалистов. Так как первым философом, который осознанно занял позицию материализма был Демокрит, эту философскую позицию назвали «линией Демокрита» в истории философии. Те философы, которые считают, что напротив, мышление, сознание, Бог первичны, а бытие, материя, природа вторичны, т. е. производны, стали называться идеалистами. Поскольку данную позицию первым осознанно занял Платон, она стала называться «линией Платона в истории философии».

Существуют две основные формы идеализма: объективный и субъективный. Приверженцы объективного идеализма (Платон, Г. Гегель, Г. Лейбниц) утверждают, что причиной мира является объективное мышление, т. е. существующее вне и независимо от субъективного человеческого сознания (например, Бог, внеприродный мир идей Платона, «мировой разум» Гегеля). Сторонники субъективного идеализма (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант) считают источником наших знаний о мире субъективный человеческий разум, опосредованный чувственным восприятием, т. е. мир нам дан через знание о нем, через понятие о нем, через чувственные представления. Но это все субъективные формы. Поэтому тот мир, который мы знаем, создан нашими же субъективными (человеческими) особенностями восприятия и понимания (вспомним любимую с детства сказку «Волшебник Изумрудного города», в которой Великий и Ужасный Гудвин надел на всех жителей города зеленые очки, которые невозможно было снять, и все жители города были в наивной уверенности, что они живут в Изумрудном городе).

Вторая сторона основного вопроса философии – это вопрос о познаваемости мира. Философы, утверждавшие о возможности познания мира получили название оптимистов или гностиков (от. греч. gnosis – знание, познание). К ним относятся большинство философов как материалистов, так и идеалистов. Философы, отрицающие возможность познания мира, называется агностиками (от греч. а – частица отрицания, gnosis – знание, познание).

Существуют три основные формы агностицизма:

– скептицизм – скептики не отрицают возможности познания, но сомневаются в его достоверности (например, Пиррон, Секст Эмпирик, Аркесилай и др. );

– релятивизм – релятивисты из факта относительности наших знаний делают вывод о невозможности постижения абсолютной истины, которую они смешивают с истиной вообще (К. Поппер);

– солипсизм – солипсисты (от лат. solus – единственный и ipse – «сам») утверждают, что никакое познание вообще не возможно. Это крайняя позиция агностицизма, которая ведет в тупик: если ничего невозможно познать, то нельзя познать и этого. Поэтому такая позиция в чистом виде практически не встречается. Наиболее близкую позицию к солипсизму занимает Дж. Беркли.

Таким образом, определение основного вопроса философии позволяет довольно точно классифицировать множество различных философских учений. Существуют и другие способы классификации. Например, в зависимости от того, сколько определяющих начал кладут философы в основание своей картины мира, они разделяются на монистов, дуалистов и плюралистов. Определяющее начало в философии носит имя «субстанция», что означает нечто самодостаточное, не нуждающееся ни в чем другом, причина самого себя (causa sui). Философы, признающие в мире лишь одну субстанцию, называются монистами.

Выделяют идеалистический монизм – например, идея Бога, творца всего мира, или «мировой разум» Гегеля; и материалистический монизм, в соответствии с которым существует лишь одна субстанция – материя, а все остальное – ее атрибуты и ее акциденции (свойства) (например, философия Демокрита, Маркса).

Дуализм утверждает существование двух равноправных, непересекающихся субстанций в мире. Например, согласно Декарту, существует «мир протяженный, но не мыслящий» (материя), и существует «мир мыслящий, но не протяженный» (мышление), в котором нет ничего материального (мысль нельзя ни взвесить, не измерить, ни потрогать), они параллельны друг другу, но каким-то чудом уживаются в человеке, который есть одновременно и душа – нематериальная, и тело – материальное. Удел любого дуализма – перейти на ту или иную сторону решения основного вопроса философии, т. е. стать монизмом: идеалистическим или материалистическим. В частности, Декарт, пытаясь ответить на вопрос: как происходит очевидное совпадение порядка идей и порядка вещей, обращается к Богу, как посреднику – Бог сотворил и тело, и душу, и протяженность, и мышление, и предустановил между ними гармонию. Мальбранш, последователь Декарта, поясняет это на примере часовщика, который может создать часы маятниковые или пружинные, завести их и выставить время; механизмы часов будут разными, а время часы будут показывать одно и то же. Но поскольку Декарт обратился к идее Бога, как творца всей Вселенной и субстанций, то на этом закончился его дуализм, который превратился в идеалистический монизм.

Плюралисты считают, что в основании мира существует бессчетное множество субстанций. Плюрализм, как и монизм, может быть идеалистическим и материалистическим, в зависимости от того, какого рода субстанции рассматриваются в качестве основы мира. Так, Демокрит, приверженец материалистического плюрализма, считает, что все в мире, в том числе и душа, состоят из мельчайших материальных атомов – субстанций; напротив, идеалистический плюралист Г. Лейбниц считает, что в основании мира находятся духовные атомы-субстанции, которые он называет «монадами».

Таким образом, определив главный и основной вопрос философии, мы имеем возможность более аргументировано сформировать позиции по определению предмета, специфики и функции философии в жизни человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...