Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Качественный анализ. Задание «Абстрактное мышление». Количественный анализ.. Интерпретация уровневых характеристик мышления.




Качественный анализ.

Фор­мально-визуальное мышление: в первом задании ребенок ори­ентируется на внешний вид и выделяет группу «круглых» предметов - лишними называются «огурец» и «морковь» (картинки 2, 4). Во втором задании выделяется группа картинок с изображениями одиночных объектов: «свекла», «яблоко», «лук» (картинки 2, 4, 5), лишними считаются те картинки, на которых изображены группы объектов: «яблоки с грушами», «яблоки в корзине» (картинки 1, 3).

Функционально-ситуативные обобщения: в четвертом задании объединяются «лейка» и «рыбы» (картинки 1 и 4), так как «рыбы живут в воде»; или «дом» и «игрушечные звери» (картинки 3 и 5), так как «звери идут домой».

Задание «Абстрактное мышление»

Количественный анализ.

Правильные ответы:

1. Цифра 2 (картинка 1);

2. Электроплитка (картинка 2);

3. Две ягодки (картинка 2);

4. Червячок.

1 балл – начисляется за каждый правильный ответ.

0 баллов – любые другие ответы.

Задания на абстрактное мышление решаются «посредством вы­деления различных формальных признаков (количественных, ин­тервальных, функциональных) и оперирования ими. Если мышле­ние ребенка остается преимущественно образным, он оказывает­ся не в состоянии отвлечься от качественного содержания мате­риала. Задания оказываются для него непосильными.

Интерпретация уровневых характеристик мышления.

Понятийное интуитивное мышление основано на личном опыте ребенка и, соответственно, связано с его возможностью само­стоятельно разбираться в материале и самообучаться. Это мыш­ление необходимо, как база, для усвоения школьных знаний. Благодаря этому типу мышления школьные знания не остаются формальными и поверхностными, а «входят» в личный опыт ре­бенка, находят применение в его жизни, помогают формировать представление об окружающем мире и осмысливать его.

I-II зоны Понятийное интуитивное мышление не превышает слабый уровень развития. Ребенок не способен самостоятельно разобраться в каких-либо научных построениях школьной про­граммы. Он может выучить материал, но не способен понять его суть и использовать школьные знания в своем личном опыте, Если учебная деятельность ребенка пока успешна, то только за счет па­мяти и усидчивости. Если при этом и понятийное логическое мыш­ление развито слабо, то проблемы могут возникнуть довольно бы­стро.

III зона Средний уровень развития понятийного интуитивно­го мышления. Свидетельствует о том, что необходимые зачатки для развития полноценного понятийного мышления имеются, но прогноз является неопределенным. Само по себе мышление не развивается, категория «созревание» к нему не применима. Для развития полноценного понятийного мышления в данном случае ребенку необходима помощь. Взрослые должны постоянно контро­лировать, чтобы ребенок не просто вызубривал и повторял задан­ный материал, но и правильно понимал его.

IV-V зоны Хороший и высокий уровни развития понятийного интуитивного мышления. Ребенок способен понимать и вписы­вать в свой личный опыт школьные знания, прогноз для развития полноценного понятийного мышления благоприятный.

Понятийное логическое мышление (мышление по аналогии) ха­рактеризует способность ребенка учиться. Благодаря этому типу мышления ребенок понимает суть правил, законов, формул, видит зону их применения и может использовать их на практике, то есть может действовать в соответствии с заложенным в них алгорит­мом.

I-II зоны Понятийное логическое мышление не превышает слабый уровень развития. Ребенок фактически не умеет работать по правилу. Он может его вызубрить, но не умеет применять и делает ошибки. Он может использовать правило только на том материале, на котором оно объяснялось, и не способен выполнить аналогич­ные задания. Либо ребенок не понимает, какова зона применения правила, и использует его там, где оно не работает. Например, вы­учив правило: «жи», «ши» пишется через букву «и», некоторые дети пишут «инжинер», «кушить», «заморожинный». В этом случае суть правила – никогда не писать букву «ы» – дети воспринима­ют как указание всегда писать букву «и» после букв «ж» и «ш». Естественно у них будет масса ошибок при написании суффиксов, глагольных окончаний, а также словарных слов.

III-V зоны – Средний и высокий уровни развития понятийного логическо­го мышления. Ребенок способен чувствовать (понимать, осознавать) смысл, суть закономерностей, с которыми он имеет дело, и правильно применять их на практике.

К сожалению, в сегодняшней ситуации родители начинают об­ращать внимание на ребенка и заниматься с ним нередко только перед самым поступлением в школу. Спохватившись в 6 лет, они отправляют ребенка в группу развития и подготовки к школе. Год он прилежно учится и, в результате, худо-бедно обучается рабо­тать по правилу, и его мышление по аналогии несколько продви­гается в своем развитии. Но интуитивное понятийное мышление так и остается неразвитым. Поэтому, поступив в школу, ребенок может действовать в соответствии с объяснениями учителя, то есть – по аналогии. Но при выполнении домашних заданий он оказывается беспомощным, так как самостоятельно мыслить не умеет и нуждается в постоянной помощи взрослых. Однако беда не столько в этом, сколько в том, что знания, приобретаемые в школе, остаются поверхностными и «чужими» для ребенка.

Сравнение уровней развития понятийного речевого и понятийно­го образного мышления проводится для того, чтобы выяснить ре­презентативную систему ребенка. Если лучше развито речевое мышление, то ребенок лучше воспринимает и понимает материал на слух, то есть, когда слушает объяснения, когда рассуждает са­мостоятельно или обсуждает что-то с другими людьми. Попытки использовать схемы, рисунки и иллюстрации могут только отвлечь или запутать такого ребенка. Так, отцы с техническим образовани­ем и визуальной репрезентативной системой обычно используют чертежи и рисунки, стараясь объяснить что-либо ребенку. При этом словесно они произносят нечто подобное: «Вот смотри, здесь, сю­да, так и все видно». Ребенку-аудиалу в таких случаях ничего не видно и ничего не понятно. Он мыслит фразами, а не глазами. Наиболее эффективные для не­го способы объяснения – это грамотно построенные предложе­ния, последовательные и подробные рассказы.

Если у ребенка лучше развито образное мышление, а речевое мышление развито слабо, то подробные рассказы оказываются бесполезными. Ребенку важно это увидеть. Он лучше понимает, когда есть схемы, иллюстрации, таблицы, когда ему просто показы­вают, как надо действовать, и мало говорят. Такие дети не все по­нимают на уроке, если учитель в большей степени использует сло­весные объяснения (больше рассказывает), но легко соображают дома, когда родители показывают им то, что учитель пытался объ­яснить словами. Однако понимание со слуха абсолютно необходи­мо при обучении е школе. И его можно и нужно развивать. Для этого ребенок должен проговаривать вслух все свои действия, объясняя, почему он делает именно так, а не иначе.

Задания на абстрактное мышление решаются посредством вы­деления различных формальных признаков (количественных, ин­тервальных, функциональных) и оперирования ими. Если мышле­ние ребенка остается преимущественно образным, он оказывается не в состоянии отвлечься от качественного содержания материа­ла. Задания оказываются для него непосильными.

Если ребенок выполняет все задания на абстрактное мышление и попадает в зону V, то вывод овысоком уровне развития абстрактно­го мышления делается только в том случае, если уровень развития всех других типов мышления соответствует зонам IV-V. Если уро­вень развития хотя бы какого-то типа мышления опускается до зоны III, то абстрактное мышление оценивается только как хоро­шее.

Аналогично, если уровень развития абстрактного мышления соответ­ствует зоне IV, то вывод о его хорошем развитии делается только в том случае, если все другие типы мышления попадают в зоны III-IV. Если уровень развития хотя бы какого-то типа мышления опускается ниже зо­ны III, то абстрактное мышление оценивается только как среднее.

Развитию абстрактного мышления способствуют занятия матема­тикой. При обучении по программам В. В. Давыдова или Л. Г. Петерсон развитие абстрактного мышления происходит как бы само собой. При обучении по другим программам абстрактное мышление может и не сформироваться, а, следовательно, и понятийное может остаться не вполне полноценным.

Недостатки в развитии понятийного мышления обычно начинают мешать ребенку только в средней школе и позже, однако развить его в этот период уже значительно сложнее.

Чем чаще и дольше ребенок пользуется непонятийными методами анализа и обобщения, тем прочнее они закрепляются и становятся не только привычными, но и единственно возможными. В итоге фор­мируются такие операциональные механизмы мышления, которые оказываются неадекватными для усвоения научных знаний, систематизированных с использованием понятийного принципа. Ребенок оказывается не в состоянии понять логику построения науки (лю­бой! ). Формулы и правила он не воспринимает как описания естест­венных закономерностей, присущих той или иной области окружаю­щей его реальности, и не видит смысла в том, что ему приходится учить. Воспринимаемая информация не формирует у ребенка внут­ренней картины мира. Его мышление не позволяет ему систематизи­ровать получаемые знания и, соответственно, понимать и преобразо­вывать в личный опыт. Даже если ребенок пытается понять и разо­браться, то ему далеко не всегда это удается. Часто приходится про­сто заучивать информацию. Всем известно, что представляет собой обучение без понимания. Каким бы добросовестным и послушным ни был ребенок, он не сможет долго делать то, в чем не видит смысла (как и любой нормальный человек). Поэтому с самого начала обуче­ния в школе надо особое внимание уделять развитию у детей поня­тийного мышления.

Качественный анализ ответов ребенка позволяет лучше понять ха­рактерные для него способы непонятийного мышления и, соответ­ственно, предупреждать их.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...