Экспериментально-психологическое исследование
Инструкции понимает верно. Работает быстро, заинтересованно. При исследовании познавательной деятельности с помощью патопсихологических методов («счет по Крепелину», корректурная проба Бурдона и др.) отмечается сохранность основных функций внимания (объем, концентрация, переключаемость) и уровня умственной работоспособности с незначительной тенденцией к инертности и истощаемости. В то же время в условиях повышенной функциональной нагрузки проявляет способность к удержанию волевого усилия и высокую мотивацию к достижению хороших результатов деятельности. Мнестическая функция – без выраженных особенностей и отчетливых признаков снижения. Кратковременная рече-слуховая механическая память – 5 слов и 5 цифр после первого предъявления; «Кривая запоминания 10 слов»: 5 8 10 - полностью соответствует нормативным данным. Оперативная кратковременная память, требующая активного переструктурирования усвоенной информации (например, воспроизведение цифр в обратном порядке), незначительно ослаблена в пределах «нормы», в силу повышенной инертности (недостаточной пластичности) психической деятельности. Логическая память сохранна (успешно справляется с пересказом текста средней степени сложности). Зрительно-пространственная память (воспроизведение геометрических фигур – тест Бентона), а также пространственное конструирование (cоставление моделей из «Кубиков Коса») не нарушены. Модальностно-специфических расстройств памяти не выявлено. Мыслительная деятельность осуществляется преимущественно на среднем (функциональном) уровне обобщения без искажения логической структуры. Следует отметить, что испытуемому доступно оперирование абстрактными понятиями и обобщение на основе категориальных признаков: «поэма и статуя – произведения искусства», «поощрение и наказание – методы воспитания», «воздух и вода – стихии», «термометр и весы – измерительные приборы».
Суммарный показатель уровня интеллекта, по данным методики Векслера, соответствует средней возрастной «норме» (IQ = 104). Однако, структура интеллекта отражает диспропорциональность в развитии отдельных познавательных функций. Так, испытуемый успешно справляется с заданиями, отражающими в большей степени природные возможности интеллекта – способность к научению, скорость образования навыка, память, пространственный анализ и синтез, а также – с заданиями, характеризующими «социальный интеллект» – здравый смысл, «понятливость», житейский опыт. В то же время, по сравнению с интеллектуальными возможностями реальные «интеллектуальные достижения», приобретенные в течение жизни (общая эрудиция, словарный запас и навыки речевого общения, арифметический счет), значительно снижены. Таким образом, полученное образование не соответствует (ниже) возможностям испытуемого. В генезе этой диспропорциональности отчетливо просматриваются факторы социально-педагогического характера, недостаточный учет индивидуальных особенностей и потенций опекаемого ребенка. Эмоционально-личностная сфера. Эмоциональный фон – преимущественно ровный. Признаков подавленности, тревоги, выраженной аффективной неустойчивости не отмечается. Патохарактерологических и поведенческих нарушений, по имеющимся данным, не определяются. Отмечается некоторая склонность к самопереоценке («юношеская бравада»), имеющая отчетливый гиперкомпенсаторный характер. Опросниковые и проективные методы выявляют в структуре личности черты добросовестности, открытости, стеничности, искренности. Сформирована способность к пониманию межличностных отношений, усвоены социальные нормативы и приемлемые в обществе способы поведения. Эмоциональные реакции адекватны по содержанию и способу выражения.
Заключение. Проведенное психологическое исследование выявляет отсутствие выраженных интеллектуальных нарушений (уровень интеллекта соответствует «средней норме»), эмоционально-мотивационных и характерологических девиаций, препятствующих адаптации в широкой социальной среде. Сохранность основных психических функций, правильные социальные установки, познавательные интересы, высокая мотивация к завершению общего и специального среднего образования позволяют рекомендовать испытуемому обучение в общеобразовательной средней школе и ПТУ. Учитывая данные анамнеза (в том числе факты социально-педагогической запущенности), следует обратить особое внимание на необходимость социальной и психологической поддержки.
Пример 8
Психодиагностическое заключение на испытуемого Ж., 37 лет. Психологическое исследование проводилось в связи с задачами трудовой экспертизы и социальной реабилитации. Диагноз: «Атипичный маниакально-депрессивный психоз. Состояние устойчивой ремиссии».
В контакте с психологом доброжелателен, корректен. Подробно излагает особенности жизненной ситуации; критичен к перенесенным болезненным состояниям; аккуратен в выполнении рекомендаций по поддерживающему лечению. Ситуация психологического исследования наполнена большой личностной значимостью в связи с отчетливым стремлением испытуемого восстановить свой профессиональный статус, работать по одной из врачебных специальностей. Таким образом, уже в беседе обнаруживает адекватность эмоционального реагирования и социальных установок личности. В экспериментальном исследовании, включающем ряд патопсихологических и тестовых методов (в том числе компьютерных) проявляет заинтересованность, легко усваивает инструкции, работает четко, в размеренном темпе. Познавательные психические процессы. Показатели объема, сосредоточения и переключаемости внимания – в пределах нормативных значений. Уровень работоспособности в ходе исследования (в условиях функциональной нагрузки) практически не менялся, что отражает отсутствие выраженных признаков истощаемости и способность к поддержанию волевого усилия в течение заданного времени. Анализ продуктивности и точности выполнения корректурных проб отражает врабатываемость и способность к приобретению навыков.
При исследовании кратковременной памяти обнаруживает хорошие возможности запоминания и воспроизведения логически связанного стимульного материала и средние – механического запоминания. Долговременная память (запас слов, общекультурных сведений) сохранна; уровень эрудиции соответствует полученному образованию, социальной среде. Мыслительная деятельность со стороны динамики характеризуется незначительными признаками инертности (обстоятельность, детализированность). Структурных нарушений мышления не выявляется. Уровень понятийного мышления (обобщения, абстракции) не снижен. Суждения имеют ясную логическую последовательность как в формализованных заданиях, так и в заданиях, обращенных к «социальному интеллекту» (житейскому опыту, пониманию межличностных отношений). По сравнению с понятийно-логическими формами мыслительной деятельности обнаруживается нерезкое (в пределах допустимых значений) снижение пространственно-конструкторских (конструирование по зрительному образцу) и оперативно-скоростных (арифметический счет) функций. Отмечается сохранность мотивационного компонента мышления: спонтанные высказывания наполнены реальным жизненным содержанием (не «оторваны»); ошибки имеют закономерный (не непредсказуемый) характер, легко поддаются коррекции. В целом, исследованные параметры интеллекта соответствуют средне-нормативным данным и не несут диагностически значимых психопатологических признаков. Эмоционально-личностная сфера. По данным клинико-психологического исследования (беседа, анамнез), преморбидно – без характерологических акцентуаций; не замкнутый, доброжелательный, покладистый, ответственный, тревожный. По данным экспериментального исследования, в настоящее время несколько утрированы психастенические черты, особенно касающиеся социальной нормативности (повышенная исполнительность, обязательность, конформность). В сложных (фрустрирующих) ситуациях склонен к принятию вины и ответственности на себя, бесконфликтен. В методике Розенцвейга получен высокий показатель «групповой сообразуемости», отражающий правильность усвоения общественных норм поведения.
В межличностном общении в силу невысокой самооценки и недостаточной уверенности может занимать зависимую позицию; не выражены «мускулинные» черты доминантности, авторитарности. В тоже время мотивационно-волевой уровень, активность личности не снижены. Таким образом, неадекватных форм эмоционального реагирования, дезадаптивных личностных черт в исследовании не выявляется. Отмечается гипернормативный характер установок и поведения испытуемого. Заключение. В настоящее время состояние интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы, характер личностных установок испытуемого соответствует требованиям, предъявляемым к работе по одной из рекомендованных специальностей (врач-лаборант, врач-физиотерапевт). Следует отметить, что в силу повышенной личностной значимости возвращение испытуемого к полезной, адекватной его возможностям деятельности в профессиональной среде может в значительной степени способствовать психологической и социальной реабилитации (ресоциализации).
Пример 9
Психодиагностическое заключение на испытуемого Р., 18 лет. Психологическое исследование проводилось в связи с задачами военно-врачебной экспертизы. Диагноз: «Резидуально-органическое поражение головного мозга с психопатизацией личности».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|