Экспериментально-психологическое исследование
⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Познавательные деятельность. Общий уровень интеллекта соответствует «средней норме» (IQ=99). Среди субтестов методики Векслера, а также при использовании корректурных проб наибольшие затруднения вызывают задания, требующие повышенной концентрации внимания и волевого усилия в течение длительного времени (в условиях функциональной нагрузки). Низкие результаты получены в субтесте «Арифметика», требующем мобилизации оперативных возможностей психики, способности в которое время усвоить и переструктурировать текущую информацию. Астенические признаки и мотивационно-волевая недостаточность выявляется и при исследовании кратковременной механической памяти. «Кривая запоминания» торпидная, медленно происходит процесс наращивания объема запоминаемого материала. Логическая память не нарушена. Отмечаются затруднения при оперировании пространственными стимулами, конструировании моделей («Кубики Коса»), а также огрубление оптико-пространственного восприятия (недостаточная наблюдательность, дифференцированность зрительной перцепции – субтест «Недостающие детали). Самые низкие результаты получены в субтесте «Общая осведомленность», что отражает плохую ориентацию в общекультурных вопросах, сужение круга интересов. Наиболее успешно справляется с заданиями «Понятливость» и «Расположение картин», проявляя достаточную ориентацию в вопросах повседневной жизни, понимание социальных отношений, переносного смысла. Понятийное мышление отличается некоторой конкретностью и формальностью, логическая структура мышления не искажена. Эмоциональная и личностная сфера. Согласно самоооценке, эмоциональное состояние неустойчивое, с трудно прогнозируемыми переменами в настроении. В настоящее время на первом плане – ощущение вялости, апатии, а также «иногда не хочется жить, никто не любит, никому не нужна». Самооценка личностных свойств имеет депрессивно-психастенический характер, больная сосредоточена на своих недостатках (не нравится внешность, характер, ум), на ощущении несчастливости, семейной проблематике.
Контрольные шкалы ММРI отражают тенденцию к подчеркиванию тяжести переживаний, личностных недостатков, поведенческих проблем (значительное повышение шкалы «Фрустрации», снижение шкал «Лжи», «Коррекции»). Ведущими шкалами профиля являются шкалы «Шизофрении», «Психопатии», «Депрессии» и «Психастении». Таким образом, профиль имеет дезадаптивный характер, отражает общую неудовлетворенность, аффективную неустойчивость, странность, малопонятность эмоциональной жизни, отсутствие четкой линии поведения, а также чрезмерную интроспективность, сосредоточенность на своих коммуникативных и личностных недостатках. Профиль является дисгармоничным, отражающим как интрапсихическую несбалансированность и неудовлетворенность, так и проблемы социальной адаптации. По данным «Патохарактерологического диагностического опросника» для подростков (ПДО), признаков сформированной психопатии не отмечается; акцентуация по циклотимическому типу с чертами лабильности, психастеническими и эпилептоидными особенностями. Выявляется повышенная конформность (социальная зависимость), и одновременно – психологическая склонность к протестным девиантным формам поведения. Проективные тесты ТАТ и Люшера выявляют две основные характеристики эмоциональной сферы больной: 1) аффективная неустойчивость с возможностью импульсивных, в том числе аутоагрессивных реакций; негативистические проявления; 2) неудовлетворенная потребность в принятии, одобрении значимыми окружающими (неудовлетворенная симбиотическая потребность); ощущение изоляции, одиночества. В тесте Розенцвейга выявляется резкое преобладание интропунитивных (самообвинительных) реакций на фрустрацию, то есть преобладание депрессивного способа реагирования в ситуациях повышенной конфликтности, напряженности.
Сферы значимых отношений. Ведущей и наиболее конфликтной в системе отношений личности является сфера взаимоотношений с родителями. Согласно данным методики «Подростки о родителях», в «профиле» отца (построенном на основании оценок испытуемой) максимально поднятой является шкала «Враждебности» (сверхтребовательное, ориентированное на эталон «идеального ребенка» поведение отца; отвергающее отношение и жесткое подавление им дочери). Повышены шкалы «Директивности» и «Непоследовательности» (предъявление противоречивых требований к ребенку; неустойчивость поведения в целом). Минимальную выраженность имеют шкалы «Позитивного интереса» (теплота, открытость отношений; психологическое принятие дочери) и «Автономности» (уверенность в своей родительской роли; четкое осознание того, что можно позволять, что нельзя). В «профиле» матери повышены шкалы «Позитивного интереса» (в случае матерей это означает чрезмерную заботу и ограничение самостоятельности дочери), «Директивности» и «Непоследовательности». Минимальную выраженность имеют шкалы «Враждебности» и «Автономности». Таким образом, со стороны обоих родителей преобладает директивный, непоследовательный стиль воспитания; жесткость и подавление – со стороны отца, сверхопека – со стороны матери. При анализе других сфер отношений личности выявляется: межличностное общение – постоянный круг общения не сформирован, нет подруг, к ухаживающим молодым людям нет ответных чувств; понимание болезни, отношение к лечению поверхностное. Заключение. При исследовании познавательной деятельности выявляются изменения общеорганического характера: повышенная психическая истощаемость, снижение оперативных возможностей и концентрации внимания, затруднение пространственно-конструкторских функций. Снижение ряда интеллектуальных показателей обусловлено также мотивационно-волевыми нарушениями, неспособностью к мобилизации психической активности.
Структура личности дисгармоничная, с выраженным радикалом аффективной неустойчивости, а также сформированным в условиях патогенного стиля воспитания глубинно укоренившимся чувством вины, депрессивным самовосприятием. Отмечается снижение мотивационно-энергетических характеристик личности; недостаточное самопонимание и понимание болезни. Наиболее конфликтная сфера отношений личности – отношения в семье.
[1] Ситуация клиента – это психодиагностическая ситуация, возникающая в тех случаях, когда сам испытуемый является инициатором исследования и является главным адресатом психодиагностичесой информации. Такая ситуация типична для медико-психологического консультирования, проводимого амбулаторно в психопрофилактических и коррекционных целях. Ситуация экспертизы – это психодиагностическая ситуация, возникающая в тех случаях, когда испытуемый подвергается исследованию не по своей инициативе и не является главным адресатом психодиагностической информации, хотя по результатам исследования другими людьми могут быть приняты решения, жизненно важные для испытуемого [Шмелев А.Г., 1996]. Такая ситуация наиболее часто встречается при исследовании больных психоневрологического стационара.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|