Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2 Характеристика национальных программ поддержки сельскохозяйственны товаропроизводителей в Российской Федерации




       Выше мы доказали, что сельское хозяйство России нуждается в финансировании. Рассмотрим регламентированные цели и мероприятия государства по устранению несбалансированности производственных и обслуживающих сфер.

На данный момент в Российской Федерации действуют и финансируются четыре государственных программы развития агропромышленного комплекса и поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Среди них:

1. Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» (Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации») [2].

Сроки реализации программы 2020 – 2025 годы.

Цели программы: сохранение доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации на уровне не менее 25, 3 процента в 2025 году, достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80 процентов в 2025 году, повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50 процентов в 2025 году.

Для реализации указанных целей государство в лице Правительства Российской Федерации предоставляет следующие виды поддержки:

- социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях,

- финансовая поддержка муниципальным образованиям при строительстве жилья, предоставляемого гражданам по договору найма жилого помещения,

- финансовая поддержка муниципальным образованиям при строительстве объектов инженерной инфраструктуры и организации уличного освещения, строительство улично-дорожной сети, а также благоустройство территории (в том числе озеленение),

- субсидии субъектам РФ на оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами,

- субсидии субъектам РФ на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий: создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок, организация освещения территории, включая архитектурную подсветку зданий, организация пешеходных коммуникаций, организация ливневых стоков, общественных колодцев и водоразборных колонок, площадок накопления ТКО и сохранение и восстановление природных ландшафтов и истории культурных памятников,

- субсидии субъектам РФ на развитие газификации и водоснабжения на сельских территориях и строительство проектов комплектного обустройства площадок под компактную жилищную застройку на сельских территориях.

- субсидии субъектам РФ на развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях.

Таким образом, программа направлена на полное социальное обустройство людей, проживающих и работающих на сельской местности. Программа направлена на создание комфортных условий для проживания и досуга, обеспечение объектами инфраструктуры и благоустройства жилища. Повышение качества образования специалистов-работников организаций сельского хозяйства. Следовательно, данной программой обеспечивается постепенное развитие четвертого звена обслуживающей сферы структуры агропромышленного комплекса.

2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия») [2]

Программа реализуется в два этапа: первый период 2013 – 2017 года, второй период 2018 – 2025 годы.

Цели программы второго периода:

- обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации с учетом экономической и территориальной доступности продукции агропромышленного комплекса (индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2025 году составит 115, 1 процента к уровню 2017 года,

- достижение значения произведенной добавленной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве, в 2025 году в объеме 5774, 3 млрд. рублей,

- достижение темпа роста экспорта продукции агропромышленного комплекса в 2025 году в размере 210, 6 процента по отношению к уровню 2017 года,

- достижение индекса физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства (без субъектов малого и среднего предпринимательства) в 2025 году в размере 121, 8 процента по отношению к уровню 2017 года.

Для реализации указанных целей государство в лице Правительства Российской Федерации предоставляет следующие виды поддержки:

- грант «Агростартап»,

- субсидия на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства,

- возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса,

- возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах,

- субсидии на возмещение гидромелиоративные, культуртехнические, агролесомелиоративные мероприятия.

Следовательно, программа направлена на развитие и расширения доли сельского хозяйства в экономике России, привлечение инвестиций в отрасли животноводства и растениеводства. По нашему мнению, данной программой повышается уровень первого, второго и третьего звена структуры агропромышленного комплекса.

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 314 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации " Развитие рыбохозяйственного комплекса») [9]

Цели программы: обеспечение перехода от экспортно-сырьевого типа к инновационному типу развития на основе сохранения, воспроизводства, рационального использования водных биологических ресурсов, внедрения новых технологий, развития импортозамещающих подотраслей; обеспечение продовольственной независимости в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 " Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", обеспечение конкурентоспособности российской рыбной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Для реализаций вышеуказанных целей государство предоставляет субсидию на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие аквакультуры (рыбоводство) и товарного осетроводства.

Следовательно, программа направлена на развитие и расширения доли сельского хозяйства, привлечение инвестиций в отрасли рыбоводства. По нашему мнению, данной программой повышается уровень второго и третьего звена структуры агропромышленного комплекса.

4. Государственная научно-техническая программа Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 25 августа 2017 г. N 996 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 – 2025 годы») [4]

Программа имеет целью обеспечение стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции, полученной за счет применения семян новых отечественных сортов и племенной продукции (материала), технологий производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения, пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, современных средств диагностики, методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала.

Целевые индикаторы Программы - повышение инновационной активности в сельском хозяйстве; привлечение инвестиций в сельское хозяйство; повышение уровня обеспеченности агропромышленного комплекса объектами инфраструктуры; обеспечение отрасли программами подготовки кадров по востребованным на рынке труда новым и перспективным направлениям подготовки и специальностям

Ожидаемые результаты реализации Программы: снижение уровня импортозависимости за счет внедрения и использования: технологий производства семян высших категорий (оригинальных и элитных) сельскохозяйственных растений не менее чем на 30 процентов; технологий производства племенной продукции (материала) - не менее чем на 20 процентов; технологий производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных не менее чем на 25 процентов; технологий производства лекарственных средств для ветеринарного применения; не менее чем на 50 процентов; средств диагностики патогенов сельскохозяйственных культур путем увеличения числа отечественных средств диагностики на 20 единиц; технологий производства пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения для применения в сельском хозяйстве не менее чем на 20 процентов; технологий производства, переработки 6 и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия путем увеличения числа конкурентоспособных отечественных технологий на 60 единиц; современных методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала не менее чем на 50 процентов; увеличение не менее чем на 25 процентов числа организаций, осуществляющих предоставление услуг для научной, научно-технической и инновационной деятельности в области сельского хозяйства, апробацию технологий и управление правами на такие технологии по направлениям реализации Программы; увеличение не менее чем на 5 процентов численности высокотехнологичных рабочих мест на предприятиях агропромышленного комплекса; заключение предприятиями не менее 50 лицензионных соглашений с научными и образовательными, а также иными организациями, осуществляющими и (или) способствующими осуществлению научной, научно-технической и инновационной деятельности в области сельского хозяйства; доведение до 100 процентов уровня обеспеченности системы профессионального образования образовательными программами по новым направлениям подготовки и специальностям, созданным по направлениям реализации Программы; увеличение не менее чем на 25 процентов числа охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в сфере технологий агропромышленного комплекса, в том числе не менее чем на 10 процентов за рубежом; увеличение не менее чем на 20 процентов числа публикаций по результатам исследований.

Для достижения поставленных целей государство финансирует следующие мероприятия:

- Создание научных и (или) научно-технических результатов и продукции для агропромышленного комплекса,

- Передача научных и (или) научно-технических результатов и продукции для практического использования и повышение квалификации участников научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства,

- Коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов и продукции для агропромышленного комплекса.

Данной программой создаются научные результаты для первого звена структуры агропромышленного комплекса для производства средств для сельского хозяйства и отраслей промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье.

Эффективность использованных средств определяется показателями программы: отношение объема выделенных средств и доведенных до получателей средств, показателями государственной программы (Таблица 5).

Таблица 5. Достижение плановых значений целевых показателей Государственной программы в 2017-2020 гг. по отношению к 2017 г., % [11, с. 16-17]

Показатель

2017 год (базовый)

2018 год

2019 год

2020 год

План Факт % выполнения

Основные важнейшие показатели Государственной программы

Индекс производства продукции сельского хозяйства в СХО, КФХ, включая ИП 99, 6 106, 9 102, 8 110, 5 +7, 7 п. п.
Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий 98, 5 102, 4 106, 1 +3, 7 п. п..
Индекс производства Продукции растениеводства в СХО, КФХ, включая ИП 96, 3 98, 1 109, 1 +11 п. п.
Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий 101, 1 105, 5 105, 1 -0, 4 п. п
Индекс производства Продукции животноводства в СХО, КФХ, включая ИП 103, 3 107, 4 108, 2 111, 6 +3, 4 п. п.
Индекс производства пищевых продуктов   103, 6 107, 8 109, 6 111, 7 + 1, 9 п. п
Индекс производства Напитков 101, 7 106, 8 101, 4 +6, 5 п. п.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников в сельском хозяйстве, рублей 31993, 5 - -
Индекс производительности труда в % к предыдущему году 105, 7 103, 3 106, 6 - 101, 3 -
Рентабельность СХО (с учетом субсидий) 12, 5 13, 3
Рентабельность СХО (без учета субсидий), % (справочно, не является показателем) 5, 3 6, 3 - 16, 3 -

Показатели целей Государственной программы

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий 99, 8 104, 1 103, 8 105, 7 +1, 9 п. п.
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) 103, 4 104, 6 98, 2 97, 3 -0, 9 п. п.
Произведенная добавленная стоимость, создаваемая в сельском хозяйстве, млрд. рублей 2896, 8 3101, 3 3209, 2 3472, 7 108, 2
Темп роста экспорта продукции АПК 119, 3 118, 4 115, 7 141, 2 122, 1

В 2020 году на лицевые счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства субъектов Российской Федерации, направлены средства федерального бюджета объеме 108812, 9 млн. рублей, из них доведены до получателей всего 108694, 8 млн. рублей (99, 9% от годовых лимитов), в том числе:

на поддержку стимулирования развития приоритетных подотраслей АПК и развитие малых форм хозяйствования (далее – стимулирующая субсидия) - 27112, 8 млн. рублей, или 99, 9% от направленных лимитов 27131, 4 млн. рублей;

на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства субсидия) - 34277, 7 млн. рублей, или 99, 9% от направленных лимитов 34306, 5 млн. рублей;

на иные межбюджетные трансферты на возмещение части затрат уплату процентов в агропромышленном комплексе - 23263 млн. рублей, или 99, 96% от направленных лимитов 23272, 6 млн. рублей;

на иные межбюджетные трансферты на возмещение части прямых понесенных затрат насоздание агропромышленного комплекса - 6739, 8 млн. рублей, или 99, 997% от направленных лимитов 6740 млн. рублей;

на реализацию мероприятий сельскохозяйственного назначения - 6119, 6 млн. рублей, или 99, 4% от направленных лимитов 6157, 1 млн. рублей;

на реализацию мероприятий сельскохозяйственного назначения «Экспорт продукции АПК» от направленных лимитов 2358 млн. рублей;

на стимулирование культур - 3245 млн. рублей, или 99, 3% от направленных лимитов3266, 6 млн. рублей;

на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации - 3831 млн. рублей, или 99, 98% от направленных лимитов 3831, 9 млн. рублей;

на софинансирование расходных обязательств, возникающих при реализации мероприятий экономического развития Республики Марий Эл на 2020 - 2024 годы - 260 млн. рублей, или 100% от направленных лимитов;

на иные межбюджетные трансферты на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям в результате чрезвычайных ситуаций, - 1488, 8 млн. рублей, или 100% от направленных лимитов.

Объем произведенной добавленной в сельском хозяйстве, в 2020 году достиг размера 3472, 7 млрд. рублей (108, 2% к плановому значению 2017 года).

Индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах) в хозяйствах всех категорий к 2017 году составил 106, 1%, что выше планового значения на 3, 7 п. п. В 2020 году, несмотря на распространение коронавирусной инфекции, а также неблагоприятные погодные условия в отдельных субъектах Российской Федерации, удалось собрать неплохой урожай отдельных сельскохозяйственных культур, а по отдельным культурам установить рекорды по валовым сборам.

Индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах) в хозяйствах всех категорий к 2017 году составил 105, 1%, что ниже планового значения на 0, 4 п. п. незначительное отклонение от планового значения в частности связано со снижением производства яиц в хозяйствах всех категорий в 2019 году, а также сокращением в 2020 году поголовья крупного рогатого скота (далее - КРС), овец, коз и птицы.

По итогам года в сельскохозяйственных организациях (далее - СХО), крестьянских (фермерских) хозяйствах индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) (в сопоставимых ценах) индекс производства продукции сельского хозяйства к 2017 году составил110, 5% (рост к плану на 7, 7 п. п. ), продукции растениеводства - 109, 1% К плану на 11 п. п. ), (рост к плану на 3, 4 п. п. ).

Подводим итог рассмотренным долгосрочным программам развития АПК, отмечаем, что политика государства в сфере сельского хозяйства охватывает все сферы и звенья структуры агропромышленного комплекса. Согласно паспортам программ цели и мероприятия программ охватывают решение проблем несбалансированности, также прогнозируется решение проблем, связанных с несовершенством рынка средств сельскохозяйственного производства, снижению затрат на выпуск продукции и повышению конкурентной способности продукции сельского хозяйства отечественных производителей на мировом рынке. Объем средств, предоставленный по направлениям используется в полном объеме, а показатели программ перевыполняются.

Одной из целей комплексных мер является обеспечение стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции, что невозможно без как увеличения софинансирования расходных обязательств сельскохозяйственных товаропроизводителей относительно других мировых стран, так и повышения эффективности производства сельскохозяйственных товаропроизводителей. Поскольку определение объема финансирования находится в ведении Правительства России, необходимо определиться с тем, как сами аграрии могут определять экономическую эффективность своей деятельности для достижения тех или иных плановых показателей.

Далее рассмотрим теоретические подходы к оценке эффективности деятельности производителей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...