Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Письмо от «лесных жителей» 1 глава




ББК 74.104

Петр Наумович Лосев

УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ

В СОВРЕМЕННОМ ДОУ

Главный редактор В. В. Дремова

Редактор А.Г. Кобозева

Художник £.5. Кустарова

Корректор Л.Б. Успенская

Компьютерная верстка ЮЛ. Кособокова

Оригинал-макет и диапозитивы текста

изготовлены в ТЦ Сфера

Лицензия ИД № 02242 от 05.07.00 Гигиенический сертификат № 77.99.О2.953.Д.0О2538.04.03 от 11.04.2003 г.

Подписано в печать 30.12.04. Формат 60x90'/i*. Бумага офсетная. Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл. п. л. 10,0. Тираж 13000 экз. Заказ № 53068

Издательство «ТЦ Сфера».

Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.

Тел.: (095) 656-75-05, 107-59-15.

Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии ОАО «Молодая гвардия», 127994, Москва, ул. Сущевская, 21.

ISBN 5-89144-544-I © ООО «ТЦ Сфера», 2005


Введение

На дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) в совре­менных условиях развития нашего общества возлагаются очень от­ветственные социальные задачи — обучать, воспитывать и гото­вить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского обще­ства в новом столетии. В связи с этим все более нетерпимыми ста­новятся недостатки и ошибки в учебно-воспитательной работе ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.

Чтобы сломать сложившийся механизм торможения в ДОУ, не­обходимо найти те рычаги, с помощью которых можно преодо­леть такие негативные явления, как формализм, пассивность мно­гих педагогов и воспитанников. Главными из этих рычагов являют­ся активизация человеческого фактора в просвещении, развитие творческого потенциала педагогов и педагогических коллективов дошкольных учреждений. Современные реалии, объективные по­требности совершенствования образования, воспитания и разви­тия воспитанников обусловливают необходимость резкого повы­шения роли и значения методической работы в детском саду, де­лают научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой. Многим работникам системы образования следует пересмотреть свое отношение к методичес­кой работе в детском саду как к чему-то второстепенному.

Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших крите­риев оценки его деятельности. А если рассматривать проблему методической работы в дошкольном учреждении как одну из пер­воочередных, то неизбежно возникает чувство неудовлетворен­ности ее нынешним состоянием.

Проблема совершенствования методической работы в детском саду актуальна еще и потому, что в ней самой накопилось много


У


такого, от чего надо решительно отказаться. Главный ее недоста­ток — слабое воздействие на качество учебно-воспитательной ра­боты, а значит, и на конечные результаты деятельности до­школьного учреждения. Это обусловлено рядом недостатков в по­становке и организации методической работы. Назовем важней­шие из этих недостатков:

—задачи методической работы ставятся без указания конк­ретных желаемых результатов;

—имеет место разрыв между содержанием методической ра­боты и анализом содержания учебно-воспитательной работы в педагогическом коллективе;

—методическая работа ведется бессистемно, педагогические проблемы, над которыми работают педагогические коллективы, выбираются случайно, без должного обоснования;

—формы организации методической работы страдают одно­образием, слабо учитывают конкретные особенности разных пе­дагогов, слабо активизируют творчество и инициативу каждого педагога;

—дает о себе знать разрыв между теорией и практикой в мето­дической работе, недостаточна ее практическая направленность, нацеленность на оказание реальной помощи педагогам и воспи­тателям;

—администрация многих детских садов недостаточно изучает возможности педагогов, не заботится о создании благоприятных условий для развития творческого потенциала коллектива;

—в методической работе много формализма, когда за благопо­лучными показателями «охвата» педагогов разными видами повы­шения квалификации теряются главные реальные положительные сдвиги в их работе, в отношении к делу, воспитанникам.

Многих педагогов волнует, когда же они смогут стать подлин­ными творцами не вопреки, а благодаря методической работе? Можно ли вдохнуть новую жизнь в работу методических объедине­ний? Существуют ли такие формы работы, которые действитель­но могут «расковать» творческие возможности педагогов? На эти и многие другие вопросы автор отвечает здесь, обобщив опыт дош­кольных образовательных учреждений г. Красноярска.


Глава 1.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ ДОУ

Методическая работа как фактор управления современным ДОУ

Чтобы усовершенствовать и добиться оптимального построения методической работы в дошкольном образовательном учреждении, необходимо хорошо понимать саму ее сущность в таких видах образовательных учреждений, ее основное назначение, ведущие задачи и функции, правильно формулировать наиболее важные, принципиальные требования к ее организации и осуществлению. В теории и методике управления ДОУ нашли свое отражение про­блемы методической работы, однако далеко не всегда предлагают­ся обоснованное ее определение сущность, назначение и задачи. В методических указаниях по планированию работы ДОУ обычно рекомендуется рассматривать вопросы методической работы в раз­деле «Работа с педагогическими кадрами» (тема «Методическая работа и повышение квалификации педагогов»), однако и здесь не совсем ясно определено, как соотносятся понятия «методическая работа в дошкольном учреждении» и «повышение квалификации педагогов в дошкольном учреждении». С одной стороны, методи­ческую работу трактуют как повышение квалификации педагогов по частнометодическим, проблемным вопросам (таким образом, иные стороны повышения квалификации педагогов остаются вне пределов методической работы); с другой же — вопрос рассматри­вается значительно шире: под методической работой понимают любые виды деятельности по повышению квалификации педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Конечно, для оптимального понимания проблем методической работы предпочтительнее второй подход. В этом случае все сторо­ны повышения профессиональной квалификации педагогов и вос­питателей рассматриваются как единый объект планирования и управления в целом, а все меры, способствующие повышению ма­стерства педагогов, интегрируются в единую целостную систему. Такое понимание соответствует духу системного, программно-целевого подхода.



Методическая работа в дошкольном образовательном учреж­дении — это целостная, основанная на достижениях науки и пе­редового опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательно­го процесса система взаимосвязанных мер, действий и меропри­ятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и воспитате­ля, на развитие и повышение творческого потенциала педагоги­ческого коллектива дошкольного учреждения в целом, а в конеч­ном счете — на совершенствование учебно-воспитательного про­цесса, достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников.

Таким образом, непосредственная цель методической работы в дошкольном образовательном учреждении — это постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагога и пе­дагогического коллектива. Самая главная и существенная задача методической работы — оказывать реальную помощь педагогам и воспитателям в развитии их мастерства как сплава профессио­нальных знаний, навыков и умений и необходимых для совре­менного педагога свойств и качеств личности. Сегодня все в дея­тельности детского сада, в системе дошкольного образования необходимо относить к методической работе, хотя это заставляет отходить от устоявшихся, традиционных представлений о ней.

Методическая работа может существенно влиять на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы дошкольного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать ее как важный фактор управления учебно-воспи­тательным процессом.

Ценность этого фактора состоит в том, что он работает на уров­не ежеминутных управленческих команд, а через качественное со­вершенствование подготовки педагогов становится важной состав­ляющей человеческого фактора в процессе перестройки ДОУ.

Предполагается выделить и проанализировать все компоненты методической работы в детском саду, определить связи между ними, структуру системы, ее функции и происходящие в ней процессы управления и самоуправления.

Каковы же основные компоненты методической работы как це­лостной системы? Из дидактики известны основные компоненты системы обучения, а при всем своеобразии методическая работа в детском саду представляет собой не что иное, как особый част­ный случай обучения. Сердцевиной этой системы, ее основой яв­ляется взаимодействие людей — участников методической рабо­ты. А поскольку в настоящее время усложняется деятельность дош­кольного учреждения и все больше расширяются его связи с окружающей социальной средой, то в роли объектов методиче-


ской работы выступают не только педагоги и воспитатели, но и родители.

Субъектами методической работы являются прежде всего руко­водители дошкольных учреждений, призванные управлять методи­ческой деятельностью в соответствии с Уставом ДОУ, а также пред­седатели методических объединений педагогов и руководители ини­циативно-творческих групп. Известно, что методическая работа по своей природе демократична, поскольку предусматривает роль каж­дого педагога не только как объекта управления, но и как участника повышения собственной квалификации и мастерства.

Сегодня, когда проблема демократизации дошкольной жизни становится особенно острой, именно методическая работа с ее массовостью, коллективным поиском решений проблем, посто­янным взаимообогащением может сыграть важную роль, помогая дошкольному образованию избавиться от формализма, увлечения авторитарными методами управления, излишнего администриро­вания. В то же время широкое участие в руководстве методической работой «рядовых» педагогов, не наделенных административными полномочиями, не снимает ответственности с руководителей до­школьных учреждений за организацию методической работы и по­вышение квалификации педагогов. Наряду с субъектами в инте­ресах обеспечения их продуктивного взаимодействия в системе методической работы важнейшими являются такие компонен­ты, как цель и задачи, содержание, организационные формы, ме­тоды и средства, условия повышения квалификации педагогов в дошкольном учреждении, а также получаемые в ходе работы по­зитивные результаты. Только в условиях единства и взаимосвязи всех компонентов системы методической работы обеспечивает­ся повышение результативности методической деятельности, Ос­лабление же влияния любого из компонентов или нарушение связей между ними неизбежно снижает качество методической работы и ее эффективность, вызывает перегрузку, отрицатель­ное отношение части педагогов к самообразованию и повыше­нию профессионального мастерства и другие нежелательные последствия.

Для правильного понимания сущности и роли методической работы в детском саду необходимо помнить, что она является важ­ным звеном целостной общегосударственной системы повышения квалификации педагогических кадров. Этот факт обязывает уста­новить строгую координацию между методической работой в до­школьном учреждении и деятельностью других звеньев системы повышения квалификации — институтов усовершенствования пе­дагогов и районных методических кабинетов. Необходимо также устранять параллелизм и дублирование в их деятельности.


 




Методическая работа в дошкольном учреждении не может срав­ниться с курсовой переподготовкой педагогов на базе институтов (ИПК) и факультетов повышения квалификации (ФПК), кото­рые способны обеспечить высокую интенсивность, фундаменталь­ность и системность учебной информации, располагают большим штатом квалифицированных лекторов и методистов. В то же вре­мя методическая работа непосредственно в детском саду имеет свои и немалые преимущества.

1. Она носит относительно непрерывный, постоянный, повсед­невный характер в отличие от курсовой подготовки в ИПК и ФПК, проводимой один раз в четыре-пять лет. Должно стать не­преложным правилом, чтобы каждый педагог определенную часть времени в течение дня, недели, месяца и года посвящал повы­шению квалификации, овладению современными достижения­ми науки, техники, культуры и передового опыта.

2. Повышение квалификации и мастерства педагога непосред­ственно в детском саду, без отрыва от производства, позволяет тес­нейшим образом связывать содержание и характер методической работы с проблемами, ходом и результатами реального учебно-вос­питательного процесса с изменениями в качестве знаний, умений и навыков воспитанников, в уровне их воспитанности и развитости.

3. Организаторы методической работы в дошкольном учрежде­нии имеют возможность глубоко в течение длительного времени изучать деятельность и личностные качества конкретных педаго­гов и воспитателей, выявлять как недостатки и затруднения в их деятельности, так и прогрессивные тенденции, достижения пе­редового опыта и педагогического новаторства, что позволяет сде­лать этот процесс более управляемым.

4. Методическая работа в детском саду проходит в живом, раз­вивающемся педагогическом коллективе, единство и сплоченность которого создают особенно благоприятные условия для ее поста­новки. Коллективные разработки актуальных педагогических, пси­хологических и иных проблем в детском саду позволяют передо­вым коллективам ДОУ добиваться заметных практических, а по­рой и научных результатов.

5. Методическая работа в дошкольном учреждении предостав­ляет каждому педагогу возможность непосредственно участвовать не только в реализации готовых программ повышения квалифи­кации, но и в их планировании и разработке.

6. Тесная связь методической и учебно-воспитательной работы в дошкольном учреждении с конкретными воспитанниками по­могает сократить разрыв между обучением педагогов по-новому и позитивными сдвигами в развитии личности воспитанников, позволяет лучше оценить эффективность переподготовки кадров.


Методическая работа занимает особое место в системе управ­ления ДОУ, тесно связана с его основными задачами и функция­ми. Ее особая роль в управлении проявляется в активизации чело­веческого фактора — личности и в творческой деятельности педа­гогов и воспитателей, поэтому не текущие поправки и коррективы, а серьезный управляемый качественный рост профессионально­го мастерства каждого педагога, рост интеграционных возмож­ностей всего коллектива педагогов — вот главные ориентиры ме­тодической работы в детском саду.

В условиях перестройки дошкольного образовательного учреж­дения очень важно поставить вопрос о качестве и эффективности методической работы в ДОУ, способах ее оптимизации и сфор­мулировать критерии оптимальности ее результатов.

Результаты методической работы важно рассматривать в соот­ветствии с динамикой итоговых результатов всего педагогичес­кого процесса в детском саду, уровнем образованности, воспи­танности и развитости детей, позитивной динамикой уровня этих показателей.

Основными критериями оптимальности конечных результатов методической работы в детском саду являются:

— критерий результативности; достигается, если результаты образования, воспитания и развития воспитанников повышаюг-ся до оптимального для каждого из них уровня (или приближа­ются к нему) за отведенное время, без перегрузки;

— критерий рациональных затрат времени, экономичности ме­тодической работы; достигается там, где повышение мастерства педагогов и воспитателей с целью оптимизации обучения и вос­питания проходит при разумных затратах времени и усилий педа­гогов и воспитателей на методическую работу и самообразова­ние, во всяком случае, без перегрузки педагогов этими видами деятельности. Наличие этого критерия стимулирует научный, оп­тимизационный подход к организации методической работы;

— критерий роста удовлетворенности педагогов своим трудом; можно считать достигнутым, если в детском саду создаются такая творческая атмосфера, такой морально-психологический климат, при которых усиливается мотивация творческого, инициативно­го, самоотверженного труда педагога. Наличие удовлетворенности педагогов процессом и результатами своего труда, оптимальный уровень их творческого самочувствия и душевного комфорта — важ­ные психологические критерии действенности методической ра­боты, ее реальной стимулирующей роли.

Данные критерии оптимальности конечных результатов методи­ческой работы занимают ведущее место в общей системе критериев оценки ее эффективности. Однако необходимы и другие, более част-


 




ные критерии, отражающие текущие и итоговые изменения в об­щем уровне педагогического мастерства, изменения профессио­нальных возможностей педагогов и воспитателей, снижения чис­ла затруднений в решении важных профессиональных проблем. Целостная система методической работы в детском саду долж­на развиваться в соответствии с рядом важнейших принципиаль­ных требований, а именно:

—связь с жизнью, практической реализацией задач по пере­стройке системы образования в детском саду, актуальность, что обязывает организаторов методической работы полностью учи­тывать современный социальный заказ общества в условиях из­менений в стране;

—научность, чтобы вся система повышения квалификации педагогов соответствовала современным научным достижениям в самых различных областях. При этом научность методической работы не следует превращать в нарочитое наукообразие, что под­час вызывает у педагогов негативное отношение к самому поня­тию «научность»;

—системность, т.е. планомерность всей методической работы;

—комплексность, что предусматривает единство и взаимосвязь всех направлений повышения квалификации;

—систематичность, последовательность, непрерывность, что обеспечивает занятость педагогов разными формами методиче­ской работы в период всего учебного года;

—единство теории и практики; общая направленность на ре­шение практических задач позволяет правильно использовать те­орию как средство такого решения;

—оперативность, гибкость, мобильность; творческая сущность методической работы в условиях динамического роста дошколь­ной жизни, постоянной смены обстановки, усложнения решае­мых проблем требует умения оперативно и гибко реагировать на все изменения, перестраивать в случае необходимости систему методической работы;

—коллективный характер при разумном сочетании общедош­кольных, групповых и индивидуальных, формальных и нефор­мальных, обязательных и добровольных форм и видов методи­ческой работы и самообразования педагогов;

—создание благоприятных условий для эффективной методи­ческой работы, творческих поисков педагогов. Трудно переоце­нить важность материальных, морально-психологических, гиги­енических условий, наличие свободного времени для повышения квалификации и работы над собой.

Таким образом, реализация в дошкольной системе методиче­ской работы комплекса названных требований должна обеспе-


чить оптимальные результаты, что следует рассматривать в каче­стве одного из показателей эффективности методической работы в управлении современным ДОУ.

Функциональные особенности методической работы

Системный подход к повышению квалификации педагогов в ДОУ подразумевает совершенствование всех элементов методи­ческой работы — задач, содержания, организационных форм, условий. Особенно важно правильно определить главные цели, функции, задачи методической работы в современном дошколь­ном учреждении: ведь именно цель, как закон, определяет спо­соб и характер практических действий.

В условиях конкретного детского сада все функции методичес­кой работы будут наполняться своим, особым содержанием, но при всей важности их конкретизации сами эти функции должны быть присущи методической работе всех дошкольных учрежде­ний. Подход к определению задач и функций состоит в следую­щем: под целью методической работы понимается идеальный об­раз, модель желаемого результата деятельности. Следовательно, определить цели, задачи — значит определить ее желаемые ре­зультаты, а они прежде всего предполагают повышение педаго­гического мастерства педагогов и воспитателей.

Моделируя комплекс задач методической работы в детском саду, необходимо за основу взять модель профессионально зна­чимых функциональных качеств педагога. В связи с этим можно выделить следующие три группы взаимосвязанных функций ме­тодической работы:

1) функции по отношению к общегосударственной системе образования, педагогической науке и передовому педагогическо­му опыту;

2) функции ДОУ по отношению к педагогическому коллективу;

3) функции по отношению к конкретному педагогу и воспи­тателю.

Все эти функции имеют свои конечные результаты, причем первые две группы «работают» в конечном счете на третью, гак как именно ее реализация приближает дошкольное учреждение к решению задач, связанных с инновационными изменениями в детском саду.

Методическая работа в дошкольном учреждении объективно выполняет роль связуюшето звена между жизнью и деятельно­стью конкретного педагогического коллектива, с одной стороны, и государственно-общественной системой образования, психо-


лого-педагогической наукой, передовым и новаторским опытом -с другой.

К первой группе функций методической работы относятся: — осмысление социального заказа, важнейших требование общества и государства к дошкольному образовательному учреж­дению, а также конкретных программно-методических требова­ний, приказов и инструкций вышестоящих органов образования. их своевременное правильное доведение до каждого работника (результатом должно стать точное и творческое понимание всеми педагогами своих обязанностей в условиях развития современно­го ДОУ);

— внедрение достижений передового педагогического опыта, опыта педагогов-новаторов (результатом должно стать освоение передового опыта педагогами данного ДОУ);

— внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки (результатом должно стать по­вышение научного и методического уровня учебно-воспитатель­ной работы, обогащение педагогической культуры педагогов);

— пропагандирование лучшего опыта педагогов самого учреж­
дения (эта функция зачастую недооценивается на практике, а
ведь распространение передового опыта педагога среди других ДОУ
служит сильным стимулом для дальнейшего творческого роста, в
результате чего обогащается «общая копилка ценного опыта»).

Без реализации первой группы функций невозможно осуще­ствить все остальные, так как ни одно дошкольное учреждение не может работать успешно, не освоив действующих в настоящее время программных и нормативных требований, а также дости­жений современной науки и передового опыта педагогов.

Ко второй группе функций методической работы относятся:

— консолидация, сплочение педагогического коллектива, пре­вращение его в коллектив единомышленников;

— выработка единого педагогического кредо, общих ценно­стей, традиций;

— анализ конкретного учебно-воспитательного процесса и его результатов;

— анализ изменений в уровне знаний, умений, навыков, вос­питанности и развития дошкольников;

— предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в профессиональной деятельности педагогов и воспитателей;

— выявление, обобщение и распространение передового опы­та педагогов самих дошкольных учреждений, обмен ценными педагогическими находками;

— предупреждение и преодоление формализма и перегрузки в педагогической деятельности;


 

—стимулирование педагогического творчества и инициативы у всех педагогов и воспитателей;

—приобщение коллектива к научно-исследовательской, опыт­но-экспериментальной работе по актуальным проблемам ДОУ.

Третья группа функций методической работы в детском саду непосредственно связана с повышением профессионального ма­стерства каждого педагога, поэтому их формулировка зависит от того, как понимается профессиональное мастерство. Руководите­лям детских садов необходимо иметь в виду следующее:

—профессиональное мастерство — это характеристика реаль­ных профессиональных возможностей педагога;

—педагогическое мастерство — совокупность профессиональных (прежде всего дидактических и воспитательных) умений педагогов;

—уровень мастерства педагога обусловлен совокупностью про­фессионально-личностных качеств и свойств.

К третьей группе функций методической работы относятся:

— совершенствование мастерства, обогащение педагогов зна­
ниями (программные, часгнометодические, дидактические, вос­
питательные, психологические, этические знания и т.д.);

—развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентации и убеждений, соответствующих задачам развития об­щества и дошкольного учреждения;

—развитие мотивов к повышению творчества в педагогиче­ской деятельности, таких как любовь к детям, увлеченность пред­метом и программным содержанием воспитания и обучения, по­требность самореализации и т.д.;

—развитие устойчивых идейно-нравственных качеств лично­сти (методическая работа подразумевает не только обучение, но и воспитание педагогов, развитие у них таких качеств, как гума­низм, педагогический оптимизм, принципиальность, доброта, душевная щедрость);

—развитие современного, диалектического стиля педагоги­ческого мышления, таких его черт, как системность, конкрет­ность, гибкость, экономичность;

—развитие профессиональных навыков, педагогической тех­ники, исполнительского мастерства (речь идет о таких факторах, как техника словесной и несловесной коммуникации, а также техника движений, мимики, жестов и интонаций, техника об­щения с воспитанниками, навыки применения различных средств обучения и воспитания, включая сложные технические средства);

—развитие культуры эмоций и волевых проявлений педагога, саморегуляции деятельности;

—формирование готовности к профессиональному самообра­зованию, усовершенствованию.

L3


Все эти функции необходимо учитывать руководителям дошколь­ных учреждений при проектировании методической работы.

Функции методической работы в ДОУ по отношению к конк­ретному педагогу и воспитателю можно сформулировать и в более обобщенном виде — формирование и развитие индивидуально-неповторимой и эффективной системы педагогической деятель­ности конкретного педагога. Чтобы оказывать педагогу реальную помощь в его стремлении к высотам профессионального мастер­ства, все задачи методической работы следует разделить на зада­чи преодоления пробелов в подготовке педагога (компенсаторе-кие), приспособления к изменяющимся требованиям и задачи качественного творческого роста (развития). Такой подход к зада-. чам методической работы с педагогом также необходимо учиты­вать заведующему ДОУ и старшему воспитателю.

Таким образом, анализируя методическую работу в совре­менном дошкольном учреждении с позиции функциональных особенностей в системе управления, можно сделать следующий вывод.

Знание основных задач и функций методической работы необхо­димо организаторам этой работы не только для ее правильного пла­нирования и организации. Не менее важно довести эти задачи до сознания каждого педагога, превратить их в личные цели, в стремле­ние к профессиональному совершенствованию и постоянной работе над собой.

Правильное определение задач методической работы способ­ствует и оптимальному выбору средств их решения. Главное из этих средств — содержание методической работы в дошкольном учреждении.

Содержание методической работы в современном

детском саду как условие повышения

профессионального мастерства педагогов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...