Письмо от «лесных жителей» 1 глава
Стр 1 из 9Следующая ⇒ ББК 74.104 Петр Наумович Лосев УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В СОВРЕМЕННОМ ДОУ Главный редактор В. В. Дремова Редактор А.Г. Кобозева Художник £.5. Кустарова Корректор Л.Б. Успенская Компьютерная верстка ЮЛ. Кособокова Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера Лицензия ИД № 02242 от 05.07.00 Гигиенический сертификат № 77.99.О2.953.Д.0О2538.04.03 от 11.04.2003 г. Подписано в печать 30.12.04. Формат 60x90'/i*. Бумага офсетная. Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл. п. л. 10,0. Тираж 13000 экз. Заказ № 53068 Издательство «ТЦ Сфера». Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3. Тел.: (095) 656-75-05, 107-59-15. Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии ОАО «Молодая гвардия», 127994, Москва, ул. Сущевская, 21. ISBN 5-89144-544-I © ООО «ТЦ Сфера», 2005 Введение На дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи — обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества в новом столетии. В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно-воспитательной работе ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке. Чтобы сломать сложившийся механизм торможения в ДОУ, необходимо найти те рычаги, с помощью которых можно преодолеть такие негативные явления, как формализм, пассивность многих педагогов и воспитанников. Главными из этих рычагов являются активизация человеческого фактора в просвещении, развитие творческого потенциала педагогов и педагогических коллективов дошкольных учреждений. Современные реалии, объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития воспитанников обусловливают необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду, делают научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой. Многим работникам системы образования следует пересмотреть свое отношение к методической работе в детском саду как к чему-то второстепенному.
Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. А если рассматривать проблему методической работы в дошкольном учреждении как одну из первоочередных, то неизбежно возникает чувство неудовлетворенности ее нынешним состоянием. Проблема совершенствования методической работы в детском саду актуальна еще и потому, что в ней самой накопилось много У такого, от чего надо решительно отказаться. Главный ее недостаток — слабое воздействие на качество учебно-воспитательной работы, а значит, и на конечные результаты деятельности дошкольного учреждения. Это обусловлено рядом недостатков в постановке и организации методической работы. Назовем важнейшие из этих недостатков: —задачи методической работы ставятся без указания конкретных желаемых результатов; —имеет место разрыв между содержанием методической работы и анализом содержания учебно-воспитательной работы в педагогическом коллективе; —методическая работа ведется бессистемно, педагогические проблемы, над которыми работают педагогические коллективы, выбираются случайно, без должного обоснования; —формы организации методической работы страдают однообразием, слабо учитывают конкретные особенности разных педагогов, слабо активизируют творчество и инициативу каждого педагога;
—дает о себе знать разрыв между теорией и практикой в методической работе, недостаточна ее практическая направленность, нацеленность на оказание реальной помощи педагогам и воспитателям; —администрация многих детских садов недостаточно изучает возможности педагогов, не заботится о создании благоприятных условий для развития творческого потенциала коллектива; —в методической работе много формализма, когда за благополучными показателями «охвата» педагогов разными видами повышения квалификации теряются главные реальные положительные сдвиги в их работе, в отношении к делу, воспитанникам. Многих педагогов волнует, когда же они смогут стать подлинными творцами не вопреки, а благодаря методической работе? Можно ли вдохнуть новую жизнь в работу методических объединений? Существуют ли такие формы работы, которые действительно могут «расковать» творческие возможности педагогов? На эти и многие другие вопросы автор отвечает здесь, обобщив опыт дошкольных образовательных учреждений г. Красноярска. Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОУ Методическая работа как фактор управления современным ДОУ Чтобы усовершенствовать и добиться оптимального построения методической работы в дошкольном образовательном учреждении, необходимо хорошо понимать саму ее сущность в таких видах образовательных учреждений, ее основное назначение, ведущие задачи и функции, правильно формулировать наиболее важные, принципиальные требования к ее организации и осуществлению. В теории и методике управления ДОУ нашли свое отражение проблемы методической работы, однако далеко не всегда предлагаются обоснованное ее определение сущность, назначение и задачи. В методических указаниях по планированию работы ДОУ обычно рекомендуется рассматривать вопросы методической работы в разделе «Работа с педагогическими кадрами» (тема «Методическая работа и повышение квалификации педагогов»), однако и здесь не совсем ясно определено, как соотносятся понятия «методическая работа в дошкольном учреждении» и «повышение квалификации педагогов в дошкольном учреждении». С одной стороны, методическую работу трактуют как повышение квалификации педагогов по частнометодическим, проблемным вопросам (таким образом, иные стороны повышения квалификации педагогов остаются вне пределов методической работы); с другой же — вопрос рассматривается значительно шире: под методической работой понимают любые виды деятельности по повышению квалификации педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Конечно, для оптимального понимания проблем методической работы предпочтительнее второй подход. В этом случае все стороны повышения профессиональной квалификации педагогов и воспитателей рассматриваются как единый объект планирования и управления в целом, а все меры, способствующие повышению мастерства педагогов, интегрируются в единую целостную систему. Такое понимание соответствует духу системного, программно-целевого подхода. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении — это целостная, основанная на достижениях науки и передового опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива дошкольного учреждения в целом, а в конечном счете — на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников. Таким образом, непосредственная цель методической работы в дошкольном образовательном учреждении — это постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагога и педагогического коллектива. Самая главная и существенная задача методической работы — оказывать реальную помощь педагогам и воспитателям в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, навыков и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности. Сегодня все в деятельности детского сада, в системе дошкольного образования необходимо относить к методической работе, хотя это заставляет отходить от устоявшихся, традиционных представлений о ней.
Методическая работа может существенно влиять на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы дошкольного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать ее как важный фактор управления учебно-воспитательным процессом. Ценность этого фактора состоит в том, что он работает на уровне ежеминутных управленческих команд, а через качественное совершенствование подготовки педагогов становится важной составляющей человеческого фактора в процессе перестройки ДОУ. Предполагается выделить и проанализировать все компоненты методической работы в детском саду, определить связи между ними, структуру системы, ее функции и происходящие в ней процессы управления и самоуправления. Каковы же основные компоненты методической работы как целостной системы? Из дидактики известны основные компоненты системы обучения, а при всем своеобразии методическая работа в детском саду представляет собой не что иное, как особый частный случай обучения. Сердцевиной этой системы, ее основой является взаимодействие людей — участников методической работы. А поскольку в настоящее время усложняется деятельность дошкольного учреждения и все больше расширяются его связи с окружающей социальной средой, то в роли объектов методиче- ской работы выступают не только педагоги и воспитатели, но и родители. Субъектами методической работы являются прежде всего руководители дошкольных учреждений, призванные управлять методической деятельностью в соответствии с Уставом ДОУ, а также председатели методических объединений педагогов и руководители инициативно-творческих групп. Известно, что методическая работа по своей природе демократична, поскольку предусматривает роль каждого педагога не только как объекта управления, но и как участника повышения собственной квалификации и мастерства. Сегодня, когда проблема демократизации дошкольной жизни становится особенно острой, именно методическая работа с ее массовостью, коллективным поиском решений проблем, постоянным взаимообогащением может сыграть важную роль, помогая дошкольному образованию избавиться от формализма, увлечения авторитарными методами управления, излишнего администрирования. В то же время широкое участие в руководстве методической работой «рядовых» педагогов, не наделенных административными полномочиями, не снимает ответственности с руководителей дошкольных учреждений за организацию методической работы и повышение квалификации педагогов. Наряду с субъектами в интересах обеспечения их продуктивного взаимодействия в системе методической работы важнейшими являются такие компоненты, как цель и задачи, содержание, организационные формы, методы и средства, условия повышения квалификации педагогов в дошкольном учреждении, а также получаемые в ходе работы позитивные результаты. Только в условиях единства и взаимосвязи всех компонентов системы методической работы обеспечивается повышение результативности методической деятельности, Ослабление же влияния любого из компонентов или нарушение связей между ними неизбежно снижает качество методической работы и ее эффективность, вызывает перегрузку, отрицательное отношение части педагогов к самообразованию и повышению профессионального мастерства и другие нежелательные последствия.
Для правильного понимания сущности и роли методической работы в детском саду необходимо помнить, что она является важным звеном целостной общегосударственной системы повышения квалификации педагогических кадров. Этот факт обязывает установить строгую координацию между методической работой в дошкольном учреждении и деятельностью других звеньев системы повышения квалификации — институтов усовершенствования педагогов и районных методических кабинетов. Необходимо также устранять параллелизм и дублирование в их деятельности.
Методическая работа в дошкольном учреждении не может сравниться с курсовой переподготовкой педагогов на базе институтов (ИПК) и факультетов повышения квалификации (ФПК), которые способны обеспечить высокую интенсивность, фундаментальность и системность учебной информации, располагают большим штатом квалифицированных лекторов и методистов. В то же время методическая работа непосредственно в детском саду имеет свои и немалые преимущества. 1. Она носит относительно непрерывный, постоянный, повседневный характер в отличие от курсовой подготовки в ИПК и ФПК, проводимой один раз в четыре-пять лет. Должно стать непреложным правилом, чтобы каждый педагог определенную часть времени в течение дня, недели, месяца и года посвящал повышению квалификации, овладению современными достижениями науки, техники, культуры и передового опыта. 2. Повышение квалификации и мастерства педагога непосредственно в детском саду, без отрыва от производства, позволяет теснейшим образом связывать содержание и характер методической работы с проблемами, ходом и результатами реального учебно-воспитательного процесса с изменениями в качестве знаний, умений и навыков воспитанников, в уровне их воспитанности и развитости. 3. Организаторы методической работы в дошкольном учреждении имеют возможность глубоко в течение длительного времени изучать деятельность и личностные качества конкретных педагогов и воспитателей, выявлять как недостатки и затруднения в их деятельности, так и прогрессивные тенденции, достижения передового опыта и педагогического новаторства, что позволяет сделать этот процесс более управляемым. 4. Методическая работа в детском саду проходит в живом, развивающемся педагогическом коллективе, единство и сплоченность которого создают особенно благоприятные условия для ее постановки. Коллективные разработки актуальных педагогических, психологических и иных проблем в детском саду позволяют передовым коллективам ДОУ добиваться заметных практических, а порой и научных результатов. 5. Методическая работа в дошкольном учреждении предоставляет каждому педагогу возможность непосредственно участвовать не только в реализации готовых программ повышения квалификации, но и в их планировании и разработке. 6. Тесная связь методической и учебно-воспитательной работы в дошкольном учреждении с конкретными воспитанниками помогает сократить разрыв между обучением педагогов по-новому и позитивными сдвигами в развитии личности воспитанников, позволяет лучше оценить эффективность переподготовки кадров. Методическая работа занимает особое место в системе управления ДОУ, тесно связана с его основными задачами и функциями. Ее особая роль в управлении проявляется в активизации человеческого фактора — личности и в творческой деятельности педагогов и воспитателей, поэтому не текущие поправки и коррективы, а серьезный управляемый качественный рост профессионального мастерства каждого педагога, рост интеграционных возможностей всего коллектива педагогов — вот главные ориентиры методической работы в детском саду. В условиях перестройки дошкольного образовательного учреждения очень важно поставить вопрос о качестве и эффективности методической работы в ДОУ, способах ее оптимизации и сформулировать критерии оптимальности ее результатов. Результаты методической работы важно рассматривать в соответствии с динамикой итоговых результатов всего педагогического процесса в детском саду, уровнем образованности, воспитанности и развитости детей, позитивной динамикой уровня этих показателей. Основными критериями оптимальности конечных результатов методической работы в детском саду являются: — критерий результативности; достигается, если результаты образования, воспитания и развития воспитанников повышаюг-ся до оптимального для каждого из них уровня (или приближаются к нему) за отведенное время, без перегрузки; — критерий рациональных затрат времени, экономичности методической работы; достигается там, где повышение мастерства педагогов и воспитателей с целью оптимизации обучения и воспитания проходит при разумных затратах времени и усилий педагогов и воспитателей на методическую работу и самообразование, во всяком случае, без перегрузки педагогов этими видами деятельности. Наличие этого критерия стимулирует научный, оптимизационный подход к организации методической работы; — критерий роста удовлетворенности педагогов своим трудом; можно считать достигнутым, если в детском саду создаются такая творческая атмосфера, такой морально-психологический климат, при которых усиливается мотивация творческого, инициативного, самоотверженного труда педагога. Наличие удовлетворенности педагогов процессом и результатами своего труда, оптимальный уровень их творческого самочувствия и душевного комфорта — важные психологические критерии действенности методической работы, ее реальной стимулирующей роли. Данные критерии оптимальности конечных результатов методической работы занимают ведущее место в общей системе критериев оценки ее эффективности. Однако необходимы и другие, более част-
ные критерии, отражающие текущие и итоговые изменения в общем уровне педагогического мастерства, изменения профессиональных возможностей педагогов и воспитателей, снижения числа затруднений в решении важных профессиональных проблем. Целостная система методической работы в детском саду должна развиваться в соответствии с рядом важнейших принципиальных требований, а именно: —связь с жизнью, практической реализацией задач по перестройке системы образования в детском саду, актуальность, что обязывает организаторов методической работы полностью учитывать современный социальный заказ общества в условиях изменений в стране; —научность, чтобы вся система повышения квалификации педагогов соответствовала современным научным достижениям в самых различных областях. При этом научность методической работы не следует превращать в нарочитое наукообразие, что подчас вызывает у педагогов негативное отношение к самому понятию «научность»; —системность, т.е. планомерность всей методической работы; —комплексность, что предусматривает единство и взаимосвязь всех направлений повышения квалификации; —систематичность, последовательность, непрерывность, что обеспечивает занятость педагогов разными формами методической работы в период всего учебного года; —единство теории и практики; общая направленность на решение практических задач позволяет правильно использовать теорию как средство такого решения; —оперативность, гибкость, мобильность; творческая сущность методической работы в условиях динамического роста дошкольной жизни, постоянной смены обстановки, усложнения решаемых проблем требует умения оперативно и гибко реагировать на все изменения, перестраивать в случае необходимости систему методической работы; —коллективный характер при разумном сочетании общедошкольных, групповых и индивидуальных, формальных и неформальных, обязательных и добровольных форм и видов методической работы и самообразования педагогов; —создание благоприятных условий для эффективной методической работы, творческих поисков педагогов. Трудно переоценить важность материальных, морально-психологических, гигиенических условий, наличие свободного времени для повышения квалификации и работы над собой. Таким образом, реализация в дошкольной системе методической работы комплекса названных требований должна обеспе- чить оптимальные результаты, что следует рассматривать в качестве одного из показателей эффективности методической работы в управлении современным ДОУ. Функциональные особенности методической работы Системный подход к повышению квалификации педагогов в ДОУ подразумевает совершенствование всех элементов методической работы — задач, содержания, организационных форм, условий. Особенно важно правильно определить главные цели, функции, задачи методической работы в современном дошкольном учреждении: ведь именно цель, как закон, определяет способ и характер практических действий. В условиях конкретного детского сада все функции методической работы будут наполняться своим, особым содержанием, но при всей важности их конкретизации сами эти функции должны быть присущи методической работе всех дошкольных учреждений. Подход к определению задач и функций состоит в следующем: под целью методической работы понимается идеальный образ, модель желаемого результата деятельности. Следовательно, определить цели, задачи — значит определить ее желаемые результаты, а они прежде всего предполагают повышение педагогического мастерства педагогов и воспитателей. Моделируя комплекс задач методической работы в детском саду, необходимо за основу взять модель профессионально значимых функциональных качеств педагога. В связи с этим можно выделить следующие три группы взаимосвязанных функций методической работы: 1) функции по отношению к общегосударственной системе образования, педагогической науке и передовому педагогическому опыту; 2) функции ДОУ по отношению к педагогическому коллективу; 3) функции по отношению к конкретному педагогу и воспитателю. Все эти функции имеют свои конечные результаты, причем первые две группы «работают» в конечном счете на третью, гак как именно ее реализация приближает дошкольное учреждение к решению задач, связанных с инновационными изменениями в детском саду. Методическая работа в дошкольном учреждении объективно выполняет роль связуюшето звена между жизнью и деятельностью конкретного педагогического коллектива, с одной стороны, и государственно-общественной системой образования, психо- лого-педагогической наукой, передовым и новаторским опытом -с другой. К первой группе функций методической работы относятся: — осмысление социального заказа, важнейших требование общества и государства к дошкольному образовательному учреждению, а также конкретных программно-методических требований, приказов и инструкций вышестоящих органов образования. их своевременное правильное доведение до каждого работника (результатом должно стать точное и творческое понимание всеми педагогами своих обязанностей в условиях развития современного ДОУ); — внедрение достижений передового педагогического опыта, опыта педагогов-новаторов (результатом должно стать освоение передового опыта педагогами данного ДОУ); — внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки (результатом должно стать повышение научного и методического уровня учебно-воспитательной работы, обогащение педагогической культуры педагогов); — пропагандирование лучшего опыта педагогов самого учреж Без реализации первой группы функций невозможно осуществить все остальные, так как ни одно дошкольное учреждение не может работать успешно, не освоив действующих в настоящее время программных и нормативных требований, а также достижений современной науки и передового опыта педагогов. Ко второй группе функций методической работы относятся: — консолидация, сплочение педагогического коллектива, превращение его в коллектив единомышленников; — выработка единого педагогического кредо, общих ценностей, традиций; — анализ конкретного учебно-воспитательного процесса и его результатов; — анализ изменений в уровне знаний, умений, навыков, воспитанности и развития дошкольников; — предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в профессиональной деятельности педагогов и воспитателей; — выявление, обобщение и распространение передового опыта педагогов самих дошкольных учреждений, обмен ценными педагогическими находками; — предупреждение и преодоление формализма и перегрузки в педагогической деятельности;
—стимулирование педагогического творчества и инициативы у всех педагогов и воспитателей; —приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе по актуальным проблемам ДОУ. Третья группа функций методической работы в детском саду непосредственно связана с повышением профессионального мастерства каждого педагога, поэтому их формулировка зависит от того, как понимается профессиональное мастерство. Руководителям детских садов необходимо иметь в виду следующее: —профессиональное мастерство — это характеристика реальных профессиональных возможностей педагога; —педагогическое мастерство — совокупность профессиональных (прежде всего дидактических и воспитательных) умений педагогов; —уровень мастерства педагога обусловлен совокупностью профессионально-личностных качеств и свойств. К третьей группе функций методической работы относятся: — совершенствование мастерства, обогащение педагогов зна —развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентации и убеждений, соответствующих задачам развития общества и дошкольного учреждения; —развитие мотивов к повышению творчества в педагогической деятельности, таких как любовь к детям, увлеченность предметом и программным содержанием воспитания и обучения, потребность самореализации и т.д.; —развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности (методическая работа подразумевает не только обучение, но и воспитание педагогов, развитие у них таких качеств, как гуманизм, педагогический оптимизм, принципиальность, доброта, душевная щедрость); —развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления, таких его черт, как системность, конкретность, гибкость, экономичность; —развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства (речь идет о таких факторах, как техника словесной и несловесной коммуникации, а также техника движений, мимики, жестов и интонаций, техника общения с воспитанниками, навыки применения различных средств обучения и воспитания, включая сложные технические средства); —развитие культуры эмоций и волевых проявлений педагога, саморегуляции деятельности; —формирование готовности к профессиональному самообразованию, усовершенствованию. L3 Все эти функции необходимо учитывать руководителям дошкольных учреждений при проектировании методической работы. Функции методической работы в ДОУ по отношению к конкретному педагогу и воспитателю можно сформулировать и в более обобщенном виде — формирование и развитие индивидуально-неповторимой и эффективной системы педагогической деятельности конкретного педагога. Чтобы оказывать педагогу реальную помощь в его стремлении к высотам профессионального мастерства, все задачи методической работы следует разделить на задачи преодоления пробелов в подготовке педагога (компенсаторе-кие), приспособления к изменяющимся требованиям и задачи качественного творческого роста (развития). Такой подход к зада-. чам методической работы с педагогом также необходимо учитывать заведующему ДОУ и старшему воспитателю. Таким образом, анализируя методическую работу в современном дошкольном учреждении с позиции функциональных особенностей в системе управления, можно сделать следующий вывод. Знание основных задач и функций методической работы необходимо организаторам этой работы не только для ее правильного планирования и организации. Не менее важно довести эти задачи до сознания каждого педагога, превратить их в личные цели, в стремление к профессиональному совершенствованию и постоянной работе над собой. Правильное определение задач методической работы способствует и оптимальному выбору средств их решения. Главное из этих средств — содержание методической работы в дошкольном учреждении. Содержание методической работы в современном детском саду как условие повышения профессионального мастерства педагогов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|