Письмо от «лесных жителей» 6 глава
Анализ, как и другие управленческие функции, должен носить целостный системный характер. В связи с этим основными слагаемыми анализа процесса воспитания являются три компонента. / компонент Воспитательно-образовательная работа в детском саду как целостная система. Требует целостного, системного, комплексного и непрерывного подхода к организации воспитательной работы в детском саду и анализу деятельности педагогического коллектива по созданию целостной системы воспитания и обучения, направленной на всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника. II компонент Воспитателъио-образсват еаыгая работа с учетом ее приоритет - ных направлений. Требует вычленения таких приоритетных направлений в воспитательной работе, которые, по мнению субъектов управления воспитанием, являются первоочередными для получения информации об их деятельности и принятия соответствующего решения. Например, актуальными в воспитательной работе детского сада могут быть воспитательная деятельность педагогов и воспитателей; организация воспитательной работы с до школь-
™*^*™^мр^|!| I I j и «3 никами в микрорайоне; деятельность учебно-воспитательных центров (комплексов); деятельность родителей в организации воспитательной работы с детьми и т.д. /// компонент Анализ проведения занятий и воспитательных дел с детьми. По своей сущности он вычленяется как отдельный компонент, но по содержанию охватывает оба предыдущих компонента системного анализа, что требует особой методической и технологической его разработки. Анализ проводимых воспитательного дела и занятий с дошкольниками — один из компонентов аналитической функции в деятельности руководителей учебно-воспитательного процесса в детском саду, способствующий в условиях обновления выполнять главную задачу — совершенствовать систему воспитания и образования дошкольников.
В настоящее время ученые, педагоги-новаторы и практики разработали более десятка методик по изучению качества проводимых воспитательных дел и занятий с дошкольниками. Однако, как показывает опыт, педагоги и руководители часто затрудняются в поиске данных методик и отборе наиболее оптимальных из них для использования в работе своих детских садов. На практике разработаны и апробированы четыре вида схем (моделей) анализа проводимых с детьми занятий и воспитательных дел. Традиционная схема дает возможность оценить уровень воспитательно-образовательного процесса с учетом целенаправленного программного содержания по традиционной форме так, как это делали педагоги многие годы; рассчитана на педагогов с небольшим (до трех лет) педагогическим стажем. Развернутая схема раскрывает не только сущность программного содержания воспитательных дел и занятий, но и характер педагогического процесса в определенной логической последовательности; рассчитана на педагогов, творчески оценивающих результативность своей деятельности. Более развернутая схема отражает не только системные компоненты воспитательных дел и занятий, но и программу деятельности субъектов воспитания; рассчитана на творчески работающих педагогов, имеющих стаж педагогической работы не менее трех лет. Схема, отражающая «свернутую» информацию о деятельности и отношениях субъектов и объекта воспитания, дает возможность кратко (закодированно) фиксировать результаты проводимых воспитательных дел и занятий; может быть широко использована руководителями детских садов, педагогами и воспитателями не только для педагогически грамотной подготовки занятий и воспитательных дел, но и быстрого его анализа и самоанализа.
При выборе схемы (модели) для своей практической деятельности каждому педагогу необходимо учитывать имеющийся опыт организации и проведения воспитательной работы. Любая выбранная схема анализа требует выполнения поэтапного алгоритма управленческих процедур. Первый этап — подготовительный: определение темы и общей цели проводимого занятия и воспитательного дела, оперативных задач — воспитательных, образовательных и развивающих (развития). Второй этап — планирование и организация занятия и воспитательного дела. Третий этап — непосредственное их проведение. Четвертый этап — подведение итогов проведенного занятия и воспитательного дела, их анализ1. На первом этапе, как показывает многолетний опыт, педагоги и воспитатели весьма затрудняются в определении общей цели и конкретных задач воспитания и обучения. Для многих из них определение цели и задач кажется необычным и порой ненужным. Ведь гораздо легче выбрать форму воспитательного дела или занятия по готовой методике и составленному конспекту, распределить роли, затем назначить репетицию и в определенный день и час провести «мероприятие». Однако, как указывают все документы по перестройке образовательных учреждений, в том числе и по учебно-воспитательной работе, важны не только формы, методы, программа, но и цель воспитания и обучения и конечный результат. Так что, прежде чем выбрать форму, вид воспитательного дела или занятия, педагогам следует обдумать, какие цели и задачи надо реализовать, чтобы добиться положительных результатов в развитии и формировании детского коллектива и личности дошкольника. Таким образом, все педагогические воздействия должны быть направлены на воспитание гармонично развитой личности. На это указывали и видные педагоги XX века А. С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, Научиться определять цеди и задачи в деле воспитания и обучения — непросто; научить этому педагогов — большая заслуга руководителей ДОУ, их заместителей и старших воспитателей. Таким образом, выбирая: ту или иную форму воспитательного дела или занятия, необходимо прежде всего четко определить цели и задачи, а затем коллективно (с педагогами и родителями) их обсудить. Если цели и задачи приняты всеми участниками воспитательно-образовательного процесса, если определены метопы
1 Использованы материалы: Хомероястй С.Л. Системный, псдкод к анализ} воспитательного процесса: Учеб пособие. Челябинск, 1980.
S Зак. 53068 «5 и формы проведения воспитательного дела или занятия, перехо- ] дят ко второму этапу работы. На первом, подготовительном этапе необходимо учесть н выяс- | нить следующее. ■ Какие общие цели должны быть реализованы в результате проведения воспитательного дела или занятия? ■ Какие задачи определены — воспитательные, образовательные, развивающие? (Следует обратить внимание на их логическое расположение, так как в зависимости от вида и формы воспи-; тательных дел или занятий доминанта их может меняться.) ■ Выяснить педагогическую целесообразность и грамотность. поставленных целей и задач. Соответствуют ли они выбранным методам и формам воспитательного дела или занятия? ■ Какое участие принимали дети, родители и другие педагоги в сборе и анализе информации об объекте воспитания и в определении цели и задач воспитательного дела или занятия? Примерные требования к определению задач: воспитательные — воспитание аналитического подхода к решению проблем, целеустремленности мышления, высокого уровня мыслительных способностей воспитанников; образовательные — знакомство с мыслительными операциями (классификация, сравнение, анализ, синтез, обобщение), выработка умений их применять, формирование навыка в определении цели деятельности; развивающие — развитие аналитических способностей, самостоятельности мышления, его нестандартности. На втором этапе — этапе планирования и организации занятия и воспитательного дела необходимо учесть следующее. ■ Как эффективно реализовать поставленные на первом этапе цели и задачи? (Большая роль в этом отводится планированию, организации воспитательного дела или занятия.)
■ Как организованы дети, родители, педагоги на реализацию целей и задач? ■ Какое участие в организации дела или занятия примут родители, шефы, базовое предприятие? ■ Каковы оптимальность организации и активность детей в будущем мероприятии? ■ Каков уровень педагогического сотрудничества, содружества, самоуправления? На третьем этапе — этапе непосредственного проведения воспитательного дела или занятия необходимо учесть и выяснить следующее. ■ Какие задачи (воспитательные, образовательные, развива Для выполнения этих задач на этапе непосредственного проведения воспитательного дела или занятия необходимо учесть и оценить также: — общее время, используемое на проведение воспитательного — содержание использованного материала (педагогических ситуаций), логику и последовательность программы занятия; — деятельность субъекта воспитания (СВ)1 и объекта воспитания (ОВ) в реализации педагогической ситуации, ее задач; педагогические воздействия, правильность выбора методов, организацию видов субъектно-объектных и объектно-субъектных отношений (СВ о ОВ); — действия ОВ (виды отношений между детьми: ОВ «-> ОВ; уровень их активности и характеристику эмоциональных состояний); — результаты воспитательных, образовательных и развивающих задач в отдельных ситуациях и на занятии в целом. ■ Какова системность данного воспитательного дела или за Методы воспитательных воздействий г: МФС — метод формирования сознания (рассказ, беседа, диспут, пример); МФО — метод формирования опыта поведения (требование, общественное мнение, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций); МС — метод стимулирования (соревнование, поощрение, наказание). На четвертом этапе — этапе подведения итогов проведенного занятия или воспитательного дела необходимо: ■ выяснить, достигнута ли общая цель воспитательного дела или занятия; ■ оценить реализацию поставленных воспитательных, образовательных и развивающих задач; ■ оценить ход воспитательного дела или занятия; ■ дать общую оценку проведенного воспитательного дела; дать рекомендации педагогам, воспитателю и активу родителей, совету творческих дел по совершенствованию воспитательной работы в детском первичном коллективе. 1 Здесь и далее не пользуются условные обозначения: СВ — субъект восглта-ния; ОВ — объект воспитания; БВ — воспитательные воздействия; 3 — задали, реализуемые в данной ситуации; В — вое питательные задачи, О — образова-г<л:ь-ные задачи; Р — развивающие зад ни.
1 Классификация метопов приюдкгся по кв.: Бабанасий Ю.К.. Педагогика, HI., 1983.
tl Схемы (модели) анализа воспитательных дел и занятий с детьми В педагогике известно немало схем (моделей), по которым можно проанализировать воспитательное дело или занятие. Эти схемы помогают воспитателю, педагогу и руководителю выявить позитивные и негативные стороны в организации и проведении педагогического процесса и принять определенные решения в целях повышения воспитательной деятельности. Наиболее известны разработанные и апробированные в конкретной практической деятельности четыре вида схем (моделей), о которых упоминалось в начале гл. 4 настоящей работы. Предлагается рассмотреть их подробнее (табл. 1—4). Таблица 1 Традиционная схема (модель) анализа занятий и воспитательных дел В графе «Уровни проявлений показателя» (см. табл. 1) делаются отметки, определяющие уровень каждого: «Высокий», «Средний», «Низкий» (или знаками +; _L; —). По всем предлагаемым показателям определяется суммарный уровень результативности проводимых воспитательных дел и занятий. Однако на практике педагоги и родители детей старшего возраста выбирают подчас такие формы и виды воспитательных дел и занятий, которые обусловливают как общие, так и специфические особенности анализа. Инвариантом в данной системе является анализ целей и задач, направленных на формирование коллектива и интеллектуального развития личности дошкольников. В указанных ниже формах и видах деятельности детей традиционные показатели анализа опускаются и находят отражение только те, которые связаны со специфическими особенностями анализа воспитательно-образовательных дел. Анализ общественно полезной деятельности дошкольников 1. Анализ подготовительной работы. 2. Соответствие деятельности возрасту дошкольника. 3. Роль актива педагогов и родителей в подготовке и проведении работы. 4. Организованность и дисциплинированность детей.
5. Степень заинтересованности детей в работе, активность и самостоятельность при ее выполнении. 6. Роль воспитателя, педагога, администрации детского сада в организации общественно полезной деятельности. 7. Выводы. Значение проведенной работы для формирования у детей положительного отношения ктруду и общественным интересам, для развития и выработки у них самостоятельности и инициативы. Анализ праздника в детском саду 1. Подготовка к празднику: — участие родителей, педагогов и других специалистов детского сада в составлении плана, сценария и композиции; — проявление инициативы, самостоятельности;, распределение обязанностей; — трудности при подготовке; — генеральная репетиция. 2. Проведение праздника: — праздничное оформление помещений; — соответствие эстетики оформления теме праздника; «:-^^те^ищ||1 — содержание выставок детских творческих работ; — своевременность начала праздника; — эстетика внешнего вида детей; — выступление детей на празднике, их активность и эмоциональность; — умение педагогов организовать детей, увлечь их целенаправленной деятельностью, проанализировать итоги деятельности каждого детского коллектива. 3. Реализация намеченных целей и задач праздника. Анализ этической беседы 1. Актуальность темы беседы в данном детском коллективе. 2. Содержание беседы: воспитательная ценность использованных фактов, соотношение фактов и выводов, разнообразие материалов, соответствие их теме и возрасту детей. 3. Профессиональное мастерство педагога: умение вести разговор с детьми, ставить вопросы, находчивость, умение пробудить интерес и активность детей. Использование наглядных и технических средств. Развернутая схема (модель) в большей степени раскрывает сущность программного содержания воспитательных дел и занятий и характер педагогического процесса в определенной логической последовательности (табл. 2). Таблица 2 Посещающие воспитательное дело или занятие и сам педагог с целью самоанализа (самооценки) против каждого показателя ставят в соответствующей графе -«Уровни» знаки «+», <]_» или с-»-, к по количеству знаков определяется <ло среднему арифметическому) общий уровень.
Предполагаемый подход к анализу определения темы и цели воспитательного дела и занятия позволяет разработать иерархию — «дерево» целей и выйти на осмысление программы их реализации. Схема (модель) анализа, отражающая «свернутую» информацию результатов деятельности педагога фиксирует показатели с помощью кодированных знаков и символов (табл. 4). 8 — уровень активности детей: 0 — восприятие готовых знаний, наблюдений, действий; 1 — действия по указанию воспитателя (педагога); 2 — репродукция заранее подготовленных сведений, действий; 3 — высказывание детьми своей точки зрения, самостоятельные действия; 4 — самостоятельная постановка вопросов в плане развития собственной деятельности в детском коллективе. 9 — эмоциональное поле: «+»; «_1_»; «—» («Оптимальное», «Допустимое», «Недопустимое»). 10, 11, 12 — итоги выполнения задач (воспитательных, образовательных, развивающих). 13 — выводы и рекомендации по каждой дидактической ситуации и в целом по проведению воспитательного дела или занятия. Каждая воспитательно-образовательная ситуация в содержании деятельности СВ и ОВ (субъектов и объектов воспитания) оценивается знаками «+»; «1»; «-», что соответствует оптимальному, допустимому и недопустимому уровням или соответственно высокому, среднему и низкому уровням. Однако не исключены и словесные отметки и характеристики. В графе «Выводы и рекомендации» находят отражение общая оценка и соответствующие рекомендации и предложения. Так, например, если при итоговых знаковых оценках всех компонентов по вертикали проставлен «+», воспитательное дело, занятие прошло на оптимальном (высоком) уровне; при смешанных показателях (в зависимости от количества соответствующих знаков) — на допустимом (среднем) уровне, если преобладает «—», оценка означает недопустимый (низкий) уровень с указанием тенденции. Если из всех оцениваемых компонентов знаков «1» гораздо больше, нежели «+», то вывод принимает следующую формулировку: занятие прошло на допустимом (среднем) уровне с тенденцией к оптимальному (высокому). Примеры анализа воспитательных дел и занятий с дошкольниками в детском саду Чтобы показать практическое использование последней схемы (модели) анализа как педагогической технологии, предлагаются конкретные примеры анализа воспитательных дел и занятий в экспериментальных детских садах. Занятие в разновозрастной группе (материал из цикла программы «Радуга») Тема «Волшебные камешки» (поисковая деятельность) Цель: познакомить детей со свойствами камней. Задачи: О — дать понятие о поверхности Земли и свойствах камней; Р — развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поисковой деятельности; В — создать детям хорошее настроение; воспитывать эстетические чувства, доброту, заботливое отношение друг к другу. Материалы и оборудование: коллекция камней, емкости для опытов с водой, разноцветные камешки по количеству детей, шкатулки, глобус, камешки-конфетки, разные коробочки-погремушки. Предварительная работа: выбор героя определен детьми, лепка камешков из пластилина, сбор коллекции камней, наблюдения на прогулках. Ход занятия 1. «Находка в сундучке» Дети входят в группу, обращаются к гостям: — Здравствуйте. Мы рады вас видеть! Воспитатель предлагает детям показать свои шкатулки, хвалит, какие они красивые, аккуратные, и просит заглянуть внутрь. — Что нового появилось в вашей шкатулке? Дети отвечают. — Они красивые? Вам нравятся? Дети делятся впечатлениями. — Эти камешки не простые, а волшебные. Давайте совершим Воспитатель предлагает детям перекладывать волшебный камешек из руки в руку и говорит, что тогда к ним придет тот, кого они долго ждали. Звучит музыка, появляется клоун Тёпа, здоровается и знакомится с детьми. Тёпа. Как я сюда попал? Какие такие камешки? А какого они цвета? Дети отвечают. Чтобы я не исчез, давайте положим камешки на полочку. Дети говорят, что у них есть целая коллекция камешков, показывают ему ее. Тёпа удивляется, какие они красивые и как их мкого. 2. «Одежда для Земли» Воспитатель. Тёпа, а ты знаешь, откуда взялись эти камешки? Мы тебе сейчас расскажем. Дети рассказывают о том, где они взяли эти камешки. У нашей Земли есть одежда. Она состоит из камешков (показ&яа-ет глобус). Знаешь, Тепа, что это такое? Тёпа. Это, наверное, мячик. Дети объясняют ему,что эта — глобус.
Воспитатель. Посмотрите на глобус. Каждый камешек — это кусочек горы. Там, где очень много камней, возвышаются горы. Посмотрите, сколько на Земле гор! Они обозначены на глобусе темно-коричневым цветом. Тепа. Я никогда не был в горах. А какие они, горы? Вы были \ Дети отвечают. Воспитатель. Посмотрите, на глобусе очень много голубого цвета. Это вода, моря и океаны. Нашу Землю называют «голу-; бая планета». В воде тоже очень много гор, которые состоят из камней. Это дно морей и океанов. Подводный мир похож на наш аквариум. Помните? Камешки там лежат, как маленькие горы. Хотите тоже построить гору в воде? Дети вместе с Тёпой подходят к столам. Воспитатель наливает воду. Как вы думаете, потонут камешки или нет? Что происходит, когда камешки кидаешь в воду? От каких камешков брызг больше — от маленьких или больших? Дети отвечают. Выкладывать гору нужно камешек на камешек. Почему камешки не складываются ровненько? Потому что они в воде скользкие и гладкие. А знаете, почему камешки круглые и гладкие? Их такими делает вода. (Предлагает взять несколько камешков в руку и потрясти их.) Так и вода двигает камни, ударяет их друг о друга, они трутся о песок и становятся круглыми. Тёпа говорит, что он быстрее всех сложит гору, а потом смотрит, какие горы у кого получились, кто постарался построить высокую гору. Все дети любуются горами. Тёпа. Какие камешки вам больше нравятся, мокрые или сухие? Дети делятся впечатлениями. А где же ваши красивые камешки? Пока мы играли с камешками в воде, я придумал игру с вашими камешками. Давайте, вы будете оберегать камешки от дождя, чтобы они не потеряли свое волшебство. 3. Музыкальная игра «Спрячь камешек от дождя* Дети по цвету находят свои камешки и прячут их в соответствии с ритмом музыки. После игры Тёпа предлагает положить камешки на полочку, чтобы они не исчезли. 4. «Подарок в мешочек» для друзей Тёпы Тёпа садится за стол и грустит. — Что же ты загрустил? — Мне так понравились ваши камешки, что очень захотелось показать их своим друзьям. Вы можете подарить по одному ка- мешку из вашей коллекции? У меня есть чудесный мешочек, в который я и буду складывать камешки, но вот беда: я не знаю, что рассказать о камешках своим друзьям. Расскажите мне о камешках, а я возьму только те, о которых больше и интереснее расскажут. Воспитатель предлагает свой камешек и говорит: — Я подарю тебе самый круглый и гладкий. Затем подходят дети. Тёпа хвалит тех, кто много рассказал о камешках. Дети называют свойства камней. Тем детям, которые уже подарили свои камешки, воспитатель предлагает потихоньку подшутить над Тёпой и подарить ему камешки из пластилина. Тёпа «случайно» обнаруживает, что это не такие камешки. (Сжимает их в ладони.) Дети говорят, что они из пластилина, и называют отличия пластилина и камня. Тепа. И я сейчас над вами подшучу. (Достает камешки-конфетки.) Это тоже камешки. (Пробует.) Их можно кушать... Только пока эти конфетки не надо есть... «Конфетки» — двух разных цветов. Дети делятся на две команды: одна (старшие) остается с воспитателем, другая (младшие) уходит с Тёпой. 5. Сюрпризы «Погремушки» и «Танец» Воспитатель договаривается со своей командой приготовить сюрприз малышам: — Когда я была маленькая, то любила играть в камешки — Дети прослушивают, как звучат камешки в разных коробочках при встряхивании. Заходят малыши и говорят, что приготовили с Тёпой сюрприз. Старшие деги сообщают, что они тоже приготовили сюрприз для маленьких. Малыши приготовили «Танец», который танцуют вместе с Тёпой, Старшие дети играют на погремушках и дарят их малышам. 6. Заключение Тёпа говорит, что ему очень понравилось играть с детьми и камешками (обобщает все узненкое), но нужно возвращаться к своим друзьям, чтобы рассказать им о камешках. — А теперь положите камешки б шкатулки. Я к вам еще вер Анализ содержания проведенного занятия представлен авии< схемы (модели) в табл. 5, Занятие по развитию речи в младшей возрастной группе Тема «Путешествие в сказку» Цель: обогатить речь детей в процессе знакомства с названной сказкой, используя дидактические пальчиковые игры. Задачи: В — формировать нравственные качества детей на примере данной сказки; Р — развивать логические операции посредством речевого общения (мышление, воображение, умение делать обобщение и классифицировать предметы, умозаключение);
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|