Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Письмо от «лесных жителей» 6 глава




Анализ, как и другие управленческие функции, должен но­сить целостный системный характер. В связи с этим основными слагаемыми анализа процесса воспитания являются три компо­нента.

/ компонент

Воспитательно-образовательная работа в детском саду как це­лостная система. Требует целостного, системного, комплексно­го и непрерывного подхода к организации воспитательной рабо­ты в детском саду и анализу деятельности педагогического кол­лектива по созданию целостной системы воспитания и обучения, направленной на всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника.

II компонент

Воспитателъио-образсват еаыгая работа с учетом ее приоритет - ных направлений. Требует вычленения таких приоритетных направ­лений в воспитательной работе, которые, по мнению субъектов управления воспитанием, являются первоочередными для полу­чения информации об их деятельности и принятия соответствую­щего решения. Например, актуальными в воспитательной работе детского сада могут быть воспитательная деятельность педагогов и воспитателей; организация воспитательной работы с до школь-


 


™*^*™^мр^|!| I I j и


«3


никами в микрорайоне; деятельность учебно-воспитательных цен­тров (комплексов); деятельность родителей в организации воспи­тательной работы с детьми и т.д.

/// компонент

Анализ проведения занятий и воспитательных дел с детьми. По своей сущности он вычленяется как отдельный компонент, но по содержанию охватывает оба предыдущих компонента систем­ного анализа, что требует особой методической и технологичес­кой его разработки.

Анализ проводимых воспитательного дела и занятий с до­школьниками — один из компонентов аналитической функции в деятельности руководителей учебно-воспитательного процесса в детском саду, способствующий в условиях обновления выпол­нять главную задачу — совершенствовать систему воспитания и образования дошкольников.

В настоящее время ученые, педагоги-новаторы и практики раз­работали более десятка методик по изучению качества проводи­мых воспитательных дел и занятий с дошкольниками. Однако, как показывает опыт, педагоги и руководители часто затрудня­ются в поиске данных методик и отборе наиболее оптимальных из них для использования в работе своих детских садов.

На практике разработаны и апробированы четыре вида схем (мо­делей) анализа проводимых с детьми занятий и воспитательных дел.

Традиционная схема дает возможность оценить уровень воспи­тательно-образовательного процесса с учетом целенаправленно­го программного содержания по традиционной форме так, как это делали педагоги многие годы; рассчитана на педагогов с не­большим (до трех лет) педагогическим стажем.

Развернутая схема раскрывает не только сущность программ­ного содержания воспитательных дел и занятий, но и характер педагогического процесса в определенной логической последо­вательности; рассчитана на педагогов, творчески оценивающих результативность своей деятельности.

Более развернутая схема отражает не только системные компо­ненты воспитательных дел и занятий, но и программу деятельности субъектов воспитания; рассчитана на творчески работающих педа­гогов, имеющих стаж педагогической работы не менее трех лет.

Схема, отражающая «свернутую» информацию о деятельности и отношениях субъектов и объекта воспитания, дает возможность кратко (закодированно) фиксировать результаты проводимых воспитательных дел и занятий; может быть широко использована руководителями детских садов, педагогами и воспитателями не только для педагогически грамотной подготовки занятий и вос­питательных дел, но и быстрого его анализа и самоанализа.


При выборе схемы (модели) для своей практической дея­тельности каждому педагогу необходимо учитывать имеющийся опыт организации и проведения воспитательной работы. Любая выбранная схема анализа требует выполнения поэтапного алго­ритма управленческих процедур.

Первый этап — подготовительный: определение темы и общей цели проводимого занятия и воспитательного дела, оперативных задач — воспитательных, образовательных и развивающих (раз­вития).

Второй этап — планирование и организация занятия и воспи­тательного дела.

Третий этап — непосредственное их проведение.

Четвертый этап — подведение итогов проведенного занятия и воспитательного дела, их анализ1.

На первом этапе, как показывает многолетний опыт, педагоги и воспитатели весьма затрудняются в определении общей цели и конкретных задач воспитания и обучения. Для многих из них опре­деление цели и задач кажется необычным и порой ненужным. Ведь гораздо легче выбрать форму воспитательного дела или занятия по готовой методике и составленному конспекту, распределить роли, затем назначить репетицию и в определенный день и час провести «мероприятие». Однако, как указывают все документы по пере­стройке образовательных учреждений, в том числе и по учебно-воспитательной работе, важны не только формы, методы, про­грамма, но и цель воспитания и обучения и конечный результат. Так что, прежде чем выбрать форму, вид воспитательного дела или занятия, педагогам следует обдумать, какие цели и задачи надо реализовать, чтобы добиться положительных результатов в развитии и формировании детского коллектива и личности дош­кольника. Таким образом, все педагогические воздействия долж­ны быть направлены на воспитание гармонично развитой личнос­ти. На это указывали и видные педагоги XX века А. С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, Научиться определять цеди и задачи в деле воспитания и обучения — непросто; научить этому педагогов — большая заслуга руководителей ДОУ, их заместите­лей и старших воспитателей.

Таким образом, выбирая: ту или иную форму воспитательного дела или занятия, необходимо прежде всего четко определить цели и задачи, а затем коллективно (с педагогами и родителями) их обсудить. Если цели и задачи приняты всеми участниками вос­питательно-образовательного процесса, если определены метопы

1 Использованы материалы: Хомероястй С.Л. Системный, псдкод к анализ} воспитательного процесса: Учеб пособие. Челябинск, 1980.


 



S Зак. 53068


«5


и формы проведения воспитательного дела или занятия, перехо- ] дят ко второму этапу работы.

На первом, подготовительном этапе необходимо учесть н выяс- | нить следующее.

■ Какие общие цели должны быть реализованы в результате проведения воспитательного дела или занятия?

■ Какие задачи определены — воспитательные, образовательные, развивающие? (Следует обратить внимание на их логическое расположение, так как в зависимости от вида и формы воспи-; тательных дел или занятий доминанта их может меняться.)

■ Выяснить педагогическую целесообразность и грамотность. поставленных целей и задач. Соответствуют ли они выбран­ным методам и формам воспитательного дела или занятия?

■ Какое участие принимали дети, родители и другие педагоги в сборе и анализе информации об объекте воспитания и в оп­ределении цели и задач воспитательного дела или занятия?

Примерные требования к определению задач:

воспитательные — воспитание аналитического подхода к ре­шению проблем, целеустремленности мышления, высокого уров­ня мыслительных способностей воспитанников;

образовательные — знакомство с мыслительными операциями (классификация, сравнение, анализ, синтез, обобщение), выра­ботка умений их применять, формирование навыка в определе­нии цели деятельности;

развивающие — развитие аналитических способностей, само­стоятельности мышления, его нестандартности.

На втором этапе — этапе планирования и организации занятия и воспитательного дела необходимо учесть следующее.

■ Как эффективно реализовать поставленные на первом эта­пе цели и задачи? (Большая роль в этом отводится плани­рованию, организации воспитательного дела или занятия.)

■ Как организованы дети, родители, педагоги на реализацию целей и задач?

■ Какое участие в организации дела или занятия примут ро­дители, шефы, базовое предприятие?

■ Каковы оптимальность организации и активность детей в будущем мероприятии?

■ Каков уровень педагогического сотрудничества, содруже­ства, самоуправления?

На третьем этапе — этапе непосредственного проведения воспита­тельного дела или занятия необходимо учесть и выяснить следующее.

■ Какие задачи (воспитательные, образовательные, развива­
ющие) в соответствии с общей целью воспитательного дела
или занятия ставил педагог?


Для выполнения этих задач на этапе непосредственного про­ведения воспитательного дела или занятия необходимо учесть и оценить также:

— общее время, используемое на проведение воспитательного
дела или занятия, и рациональное его распределение;

— содержание использованного материала (педагогических ситуаций), логику и последовательность программы занятия;

— деятельность субъекта воспитания (СВ)1 и объекта воспита­ния (ОВ) в реализации педагогической ситуации, ее задач; педа­гогические воздействия, правильность выбора методов, органи­зацию видов субъектно-объектных и объектно-субъектных отно­шений (СВ о ОВ);

— действия ОВ (виды отношений между детьми: ОВ «-> ОВ; уровень их активности и характеристику эмоциональных состоя­ний);

— результаты воспитательных, образовательных и развиваю­щих задач в отдельных ситуациях и на занятии в целом.

■ Какова системность данного воспитательного дела или за­
нятия (прочность связей между этапами, их взаимодействие,
целостность)?

Методы воспитательных воздействий г:

МФС — метод формирования сознания (рассказ, беседа, дис­пут, пример); МФО — метод формирования опыта поведения (требование, общественное мнение, приучение, упражнение, со­здание воспитывающих ситуаций); МС — метод стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

На четвертом этапе — этапе подведения итогов проведенного занятия или воспитательного дела необходимо:

■ выяснить, достигнута ли общая цель воспитательного дела или занятия;

■ оценить реализацию поставленных воспитательных, обра­зовательных и развивающих задач;

■ оценить ход воспитательного дела или занятия;

■ дать общую оценку проведенного воспитательного дела; дать рекомендации педагогам, воспитателю и активу родителей, совету творческих дел по совершенствованию воспитатель­ной работы в детском первичном коллективе.

1 Здесь и далее не пользуются условные обозначения: СВ — субъект восглта-ния; ОВ — объект воспитания; БВ — воспитательные воздействия; 3 — задали, реализуемые в данной ситуации; В — вое питательные задачи, О — образова-г<л:ь-ные задачи; Р — развивающие зад ни.

1 Классификация метопов приюдкгся по кв.: Бабанасий Ю.К.. Педагогика, HI., 1983.


 



tl


Схемы (модели) анализа воспитательных дел и занятий с детьми

В педагогике известно немало схем (моделей), по которым можно проанализировать воспитательное дело или занятие. Эти схемы помо­гают воспитателю, педагогу и руководителю выявить позитивные и негативные стороны в организации и проведении педагогического процесса и принять определенные решения в целях повышения вос­питательной деятельности. Наиболее известны разработанные и ап­робированные в конкретной практической деятельности четыре вида схем (моделей), о которых упоминалось в начале гл. 4 настоящей работы. Предлагается рассмотреть их подробнее (табл. 1—4).

Таблица 1

Традиционная схема (модель) анализа занятий и воспитательных дел


В графе «Уровни проявлений показателя» (см. табл. 1) делаются отметки, определяющие уровень каждого: «Высокий», «Средний», «Низкий» (или знаками +; _L; —). По всем предлагаемым показа­телям определяется суммарный уровень результативности прово­димых воспитательных дел и занятий.

Однако на практике педагоги и родители детей старшего воз­раста выбирают подчас такие формы и виды воспитательных дел и занятий, которые обусловливают как общие, так и специфи­ческие особенности анализа. Инвариантом в данной системе яв­ляется анализ целей и задач, направленных на формирование коллектива и интеллектуального развития личности дошкольни­ков. В указанных ниже формах и видах деятельности детей тради­ционные показатели анализа опускаются и находят отражение только те, которые связаны со специфическими особенностями анализа воспитательно-образовательных дел.

Анализ общественно полезной деятельности дошкольников

1. Анализ подготовительной работы.

2. Соответствие деятельности возрасту дошкольника.

3. Роль актива педагогов и родителей в подготовке и проведе­нии работы.

4. Организованность и дисциплинированность детей.

 

5. Степень заинтересованности детей в работе, активность и самостоятельность при ее выполнении.

6. Роль воспитателя, педагога, администрации детского сада в организации общественно полезной деятельности.

7. Выводы. Значение проведенной работы для формирования у детей положительного отношения ктруду и общественным инте­ресам, для развития и выработки у них самостоятельности и ини­циативы.

Анализ праздника в детском саду

1. Подготовка к празднику:

— участие родителей, педагогов и других специалистов дет­ского сада в составлении плана, сценария и композиции;

— проявление инициативы, самостоятельности;, распределе­ние обязанностей;

— трудности при подготовке;

— генеральная репетиция.

2. Проведение праздника:

— праздничное оформление помещений;

— соответствие эстетики оформления теме праздника;


«:-^^те^ищ||1


           
 
 
   
     
 


— содержание выставок детских творческих работ;

— своевременность начала праздника;

— эстетика внешнего вида детей;

— выступление детей на празднике, их активность и эмоцио­нальность;

— умение педагогов организовать детей, увлечь их целенаправ­ленной деятельностью, проанализировать итоги деятельности каж­дого детского коллектива.

3. Реализация намеченных целей и задач праздника.

Анализ этической беседы

1. Актуальность темы беседы в данном детском коллективе.

2. Содержание беседы: воспитательная ценность использован­ных фактов, соотношение фактов и выводов, разнообразие мате­риалов, соответствие их теме и возрасту детей.

3. Профессиональное мастерство педагога: умение вести разго­вор с детьми, ставить вопросы, находчивость, умение пробудить интерес и активность детей. Использование наглядных и техни­ческих средств.

Развернутая схема (модель) в большей степени раскрывает сущ­ность программного содержания воспитательных дел и занятий и характер педагогического процесса в определенной логической последовательности (табл. 2).

Таблица 2


Посещающие воспитательное дело или занятие и сам педагог с целью самоанализа (самооценки) против каждого показателя ста­вят в соответствующей графе -«Уровни» знаки «+», <]_» или с-»-, к по количеству знаков определяется <ло среднему арифметиче­скому) общий уровень.




 


               
   
     
 
   
 
 
   
 
 


Предполагаемый подход к анализу определения темы и цели воспитательного дела и занятия позволяет разработать иерар­хию — «дерево» целей и выйти на осмысление программы их реализации.

Схема (модель) анализа, отражающая «свернутую» информа­цию результатов деятельности педагога фиксирует показатели с помощью кодированных знаков и символов (табл. 4).


8 — уровень активности детей: 0 — восприятие готовых знаний, наблюдений, действий; 1 — действия по указанию воспитателя (педагога); 2 — репродукция заранее подготовленных сведений, действий; 3 — высказывание детьми своей точки зрения, самосто­ятельные действия; 4 — самостоятельная постановка вопросов в плане развития собственной деятельности в детском коллективе.

9 — эмоциональное поле: «+»; «_1_»; «—» («Оптимальное», «До­пустимое», «Недопустимое»).

10, 11, 12 — итоги выполнения задач (воспитательных, обра­зовательных, развивающих).

13 — выводы и рекомендации по каждой дидактической ситуа­ции и в целом по проведению воспитательного дела или занятия.

Каждая воспитательно-образовательная ситуация в содержа­нии деятельности СВ и ОВ (субъектов и объектов воспитания) оценивается знаками «+»; «1»; «-», что соответствует оптималь­ному, допустимому и недопустимому уровням или соответствен­но высокому, среднему и низкому уровням. Однако не исключе­ны и словесные отметки и характеристики.

В графе «Выводы и рекомендации» находят отражение общая оценка и соответствующие рекомендации и предложения. Так, на­пример, если при итоговых знаковых оценках всех компонентов по вертикали проставлен «+», воспитательное дело, занятие про­шло на оптимальном (высоком) уровне; при смешанных показа­телях (в зависимости от количества соответствующих знаков) — на допустимом (среднем) уровне, если преобладает «—», оценка оз­начает недопустимый (низкий) уровень с указанием тенденции.

Если из всех оцениваемых компонентов знаков «1» гораздо больше, нежели «+», то вывод принимает следующую формули­ровку: занятие прошло на допустимом (среднем) уровне с тен­денцией к оптимальному (высокому).

Примеры анализа воспитательных дел и занятий с дошкольниками в детском саду

Чтобы показать практическое использование последней схе­мы (модели) анализа как педагогической технологии, предлага­ются конкретные примеры анализа воспитательных дел и заня­тий в экспериментальных детских садах.

Занятие в разновозрастной группе (материал из цикла программы «Радуга»)

Тема «Волшебные камешки» (поисковая деятельность)

Цель: познакомить детей со свойствами камней.


Задачи:

О — дать понятие о поверхности Земли и свойствах камней;

Р — развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поисковой деятельности;

В — создать детям хорошее настроение; воспитывать эстети­ческие чувства, доброту, заботливое отношение друг к другу.

Материалы и оборудование: коллекция камней, емкости для опытов с водой, разноцветные камешки по количеству детей, шкатулки, глобус, камешки-конфетки, разные коробочки-по­гремушки.

Предварительная работа: выбор героя определен детьми, леп­ка камешков из пластилина, сбор коллекции камней, наблюде­ния на прогулках.

Ход занятия

1. «Находка в сундучке»

Дети входят в группу, обращаются к гостям:

— Здравствуйте. Мы рады вас видеть!

Воспитатель предлагает детям показать свои шкатулки, хва­лит, какие они красивые, аккуратные, и просит заглянуть внутрь.

— Что нового появилось в вашей шкатулке? Дети отвечают.

— Они красивые? Вам нравятся? Дети делятся впечатлениями.

Эти камешки не простые, а волшебные. Давайте совершим
волшебство.

Воспитатель предлагает детям перекладывать волшебный ка­мешек из руки в руку и говорит, что тогда к ним придет тот, кого они долго ждали. Звучит музыка, появляется клоун Тёпа, здоровает­ся и знакомится с детьми.

Тёпа. Как я сюда попал? Какие такие камешки? А какого они цвета?

Дети отвечают. Чтобы я не исчез, давайте положим камешки на полочку.

Дети говорят, что у них есть целая коллекция камешков, показы­вают ему ее. Тёпа удивляется, какие они красивые и как их мкого.

2. «Одежда для Земли»

Воспитатель. Тёпа, а ты знаешь, откуда взялись эти ка­мешки? Мы тебе сейчас расскажем.

Дети рассказывают о том, где они взяли эти камешки. У нашей Земли есть одежда. Она состоит из камешков (показ&яа-ет глобус). Знаешь, Тепа, что это такое?

Тёпа. Это, наверное, мячик.

Дети объясняют ему,что этаглобус.


 




Воспитатель. Посмотрите на глобус. Каждый камешек — это кусочек горы. Там, где очень много камней, возвышаются горы. Посмотрите, сколько на Земле гор! Они обозначены на гло­бусе темно-коричневым цветом.

Тепа. Я никогда не был в горах. А какие они, горы? Вы были \
в горах? [

Дети отвечают.

Воспитатель. Посмотрите, на глобусе очень много голубо­го цвета. Это вода, моря и океаны. Нашу Землю называют «голу-; бая планета». В воде тоже очень много гор, которые состоят из камней. Это дно морей и океанов. Подводный мир похож на наш аквариум. Помните? Камешки там лежат, как маленькие горы. Хотите тоже построить гору в воде?

Дети вместе с Тёпой подходят к столам. Воспитатель нали­вает воду.

Как вы думаете, потонут камешки или нет? Что происходит, когда камешки кидаешь в воду? От каких камешков брызг больше — от маленьких или больших?

Дети отвечают. Выкладывать гору нужно камешек на камешек. Почему камешки не складываются ровненько? Потому что они в воде скользкие и гладкие. А знаете, почему камешки круглые и гладкие? Их такими делает вода. (Предлагает взять несколько камешков в руку и потря­сти их.) Так и вода двигает камни, ударяет их друг о друга, они трутся о песок и становятся круглыми.

Тёпа говорит, что он быстрее всех сложит гору, а потом смот­рит, какие горы у кого получились, кто постарался построить высо­кую гору. Все дети любуются горами.

Тёпа. Какие камешки вам больше нравятся, мокрые или су­хие?

Дети делятся впечатлениями. А где же ваши красивые камешки? Пока мы играли с камешками в воде, я придумал игру с вашими камешками. Давайте, вы будете обе­регать камешки от дождя, чтобы они не потеряли свое волшебство.

3. Музыкальная игра «Спрячь камешек от дождя*

Дети по цвету находят свои камешки и прячут их в соответ­ствии с ритмом музыки. После игры Тёпа предлагает положить камешки на полочку, чтобы они не исчезли.

4. «Подарок в мешочек» для друзей Тёпы

Тёпа садится за стол и грустит.

— Что же ты загрустил?

— Мне так понравились ваши камешки, что очень захотелось показать их своим друзьям. Вы можете подарить по одному ка-


мешку из вашей коллекции? У меня есть чудесный мешочек, в который я и буду складывать камешки, но вот беда: я не знаю, что рассказать о камешках своим друзьям. Расскажите мне о ка­мешках, а я возьму только те, о которых больше и интереснее расскажут.

Воспитатель предлагает свой камешек и говорит:

— Я подарю тебе самый круглый и гладкий.

Затем подходят дети. Тёпа хвалит тех, кто много рассказал о камешках. Дети называют свойства камней.

Тем детям, которые уже подарили свои камешки, воспитатель предлагает потихоньку подшутить над Тёпой и подарить ему ка­мешки из пластилина. Тёпа «случайно» обнаруживает, что это не такие камешки. (Сжимает их в ладони.) Дети говорят, что они из пластилина, и называют отличия пластилина и камня.

Тепа. И я сейчас над вами подшучу. (Достает камешки-кон­фетки.) Это тоже камешки. (Пробует.) Их можно кушать... Толь­ко пока эти конфетки не надо есть...

«Конфетки» — двух разных цветов. Дети делятся на две коман­ды: одна (старшие) остается с воспитателем, другая (младшие) уходит с Тёпой.

5. Сюрпризы «Погремушки» и «Танец»

Воспитатель договаривается со своей командой приготовить сюрприз малышам:

— Когда я была маленькая, то любила играть в камешки —
пересыпать их и складывать в коробочки. Получались своеобра.а-
ные погремушки. Давайте сделаем разные погремушки. Каждый
камешек издает свой звук. Я хочу сделать вот такую погремушку.
(Достает подготовленную коробочку.) И положить туда три ка­
мешка. (Показывает, затем предлагает сделать детям.)

Дети прослушивают, как звучат камешки в разных коробочках при встряхивании. Заходят малыши и говорят, что приготовили с Тёпой сюрприз. Старшие деги сообщают, что они тоже пригото­вили сюрприз для маленьких. Малыши приготовили «Танец», ко­торый танцуют вместе с Тёпой, Старшие дети играют на погре­мушках и дарят их малышам.

6. Заключение

Тёпа говорит, что ему очень понравилось играть с детьми и камешками (обобщает все узненкое), но нужно возвращаться к своим друзьям, чтобы рассказать им о камешках.

— А теперь положите камешки б шкатулки. Я к вам еще вер­
нусь. До свидания!

Анализ содержания проведенного занятия представлен авии< схемы (модели) в табл. 5,


         
 
   
 
   
 


Занятие по развитию речи в младшей возрастной группе

Тема «Путешествие в сказку»

Цель: обогатить речь детей в процессе знакомства с названной сказкой, используя дидактические пальчиковые игры. Задачи:

В — формировать нравственные качества детей на примере данной сказки;

Р — развивать логические операции посредством речевого об­щения (мышление, воображение, умение делать обобщение и классифицировать предметы, умозаключение);

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...