Рассказы о приспособлении организмов к среде обитания
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Воспитатель. Для вас приготовлены карточки с изображением живых организмов, живущих в воде, на суше и в воздухе. В зависимости от изучения среды обитания нужно разделиться на три группы. Разделившись, дети проходят к столам. А теперь выполняем первое задание. Каждая группа расскажет о «своих» живых организмах, о том, как они приспособились к среде обитания. Дети активно рассказывают, приводят интересные примеры приспособлений живых организмов к среде обитания. Молодцы! Все верно! Для правильной опенки экологического состояния вам нужно вспомнить условия, необходимые для благополучной жизнедеятельности живых организмов <темперагура, чистая вода, чистый воздух, солнечный свет, пигание). Дети отвечают. 3. Этапы (стадии) роста и развития организмов рождения до взрослой стадии проходит несколько этапов. Вот еше одно задание. У меня приготовлены карточки с этапами росга и развития. На каждую группу — один живой организм. Расположите карточки в правильной последовательности. Дети рассказывают о последовательности развития органатсв. Что произойдет, если погибнет одно из звеньев цепочки? И погибнет по вине человека"? Например, если погибнет гусеница*., Дети отвечают: не появится бабочка; не произойдет опылмт цветов; не будет корма птицам.
Знания природных закономерностей у вас есть. Вы понимаете, что в природе все взаимосвязано. 4. Игра «Хорошо — плохо» Воспитатель. А теперь садитесь поудобнее. Мы поиграем в игру «Хорошо — плохо». Я буду называть какой-нибудь предмет, живой организм или объект, созданный руками человека, а вы мне будете говорить, что плохого в том, что это есть, и что в этом хорошего.
1. У нас в городе много заводов. Что в этом плохого? А что хорошего? 2. По улицам ездит много машин... 3. Летом бывает много гусениц... 4. В лесу живут хищники- Ну, а теперь о самом важном — Взглянуть на нашу Землю страшно! Вода мутнеет с каждым днем. А воздух! Сколько грязи в нем! Когда-то чистый, голубой, Теперь он грязный и больной. Погибнуть может все живое. Земля, что сделали с тобою! 5. «Послание из космоса» Раздается стук в дверь. Воспитатель. К нам кто-то пришел! Какое-то письмо принесли? Смотрите, да ведь это «Послание из космоса»: «Здравствуйте, земляне! Мы живем в соседней Солнечной системе. И, наблюдая за вашей планетой, обнаружили, что она из голубой становится серой. Фотографии высылаем вам. Когда-то давно мы пережили экологическую катастрофу и теперь обеспокоены состоянием вашей Земли. Под силу ли вам возродить и сохранить природу своей планеты?..» Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно выяснить, что вредит природе Земли, что губит ее, а потом разработать план спасения. Будем работать по группам. На ваших столах лежат фломастеры, мелки, бумага. За несколько минут вам нужно составить рассказ и нарисовать рисунки о том, как человек может навредить природе. Работа по группам. Выступления детей: загрязнения от заводов; нефть в море; кислотные дожди; вырубка лесов; истребление животных; мусор в водоемах... Еще раз мы убедились, что необдуманное поведение человека может погубить окружающий мир. И в напоминание всем мы составим из ваших рисунков экологический плакат. Вот только нужно придумать ему название, призывающее сохранять и беречь природу. Дети отвечают: «Люди, что вы делаете с природой?»-; «Природа — наш дом»; «Берегите природу.'», «Экологическая катастрофа»... Для вас приготовлен ватман. Составляйте плакат, пишите его название.
Самостоятельная работа детей. 6. Подведение итогов Воспитатель. Этот плакат мы повесим в коридоре детского сада Ну, а теперь самое главное — как найти пути решения экологических проблем. Что же нам, людям, нужно предпринять для спасения и сохранения нашей планеты? Дети отвечают: школы экологов; создание заповедников; выпуск книг, газет, рекламы о защите природы; съемки фильмов, мультфильмов; разведение редких животных и растений... Из всего сказанного нужно сделать главный вывод: «Не навреди!» Человек — часть природы. Мы должны жить в единстве с окружающим миром. Тогда наша планета останется голубой, с чистыми реками и озерами, с дикими непугаными животными. На ней будут расти цветы и петь птицы. Давайте вместе споем песню. Дети исполняют песнн> -«Раненая птица». Плакат, созданный детьми, вывешивается в коридоре детского сада. Результаты проведенного занятия представлены схемой (моделью) в табл. 11. Анализ воспитательных дел и занятий, проводимых в ДОУ, способствует повышению эффективности воспитательного процесса и профессионального мастерства педагогов. Анализ как управленческая функция требует разработки определенных технологий, которые реализуются с помощью вышеописанных апробированных на практике схем (моделей). Однако и традиционно используемые схемы (модели) не теряют своей значимости на современном этапе развития педагогики и методики дошкольного воспитания и обучения. Педагоги в своей профессиональной деятельности могут их использовать для анализа, самоанализа и выявления оценки воспитательного дела и занятия. Схема (модель) анализа занятий и воспитательных дел, отражающая «свернутую» информацию, представляет собой апробированную педагогическую технологию и имеет приоритетно* значение относительно традиционных схем, поскольку обладает следующими преимуществами: — обеспечивает позитивную экономическую значимость (более быстрый анализ и самоанализ проводимых воспитательных дел и м-нятий) с определением педагогически обоснованны* рекомендаций; — способствует контролю, самоконтролю и прогнозированию уровня качеств знаний и воспитанности дошкольников; L07
—способствует росту профессионального масгерства педагогов; —дает возможность быстро обработать (механически и с помощью ЭВМ) результаты проводимых педагогами (посещенных и взаимопосещенных) воспитательных дел к занятий с выдачей объективной характеристики на педагога. В процессе эксперимента выявлено, что субъекты каждого ДОУ, работающего в режиме развития, должны видеть результаты собственной деятельности. А это весьма затруднительно сделать, если нет анализа управленческой и организационно-методической деятельности, нет учета первоначальной и конечной характеристик общих сведений об образовательном учреждении, если нет анализа системы управления работой с педагогическими кадрами, нет анализа диагностики методической компетентности педагогов и анализа состояния дошкольников в результате педагопгче-ского воздействия. Обшие сведения об образовательном учреждении — базисная основа для успешного проведения дальнейдь&го экспериментально-опытного исследования. Глава 5. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ В УСЛОВИЯХ ОТДЕЛЬНОГО ДЕТСКОГО САДА Система управления в ДОУ. Работа с педагогическими кадрами Детский сад осуществляет свою образовательную, правовую и хозяйственную деятельность в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и дополнением к нему «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании" от 13.01.96 (12-ФЗ извлечение)», а также в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении. В своем функционировании педагогический коллектив, сохраняя основные характеристики традиционного массового детского сада, работает по одному из приоритетных направлений. Основой системы управления в ДОУ является разработанная и апробированная циклограмма управления, включающая содержание и вид управленческой деятельности с учетом времени и пространства функционирования. Реализация циклограммы требует от руководителя и педагогического коллектива разработки и осуществления таких процедурных компонентов, как цели, задачи, планирование, организация, регулирование, координирование, контролирование и анализирование деятельности. Управленческий цикл содержит текущую и перспективную технологическую деятельность педагогического коллектива и соответствующих субъектов деятельности, что обеспечивает целенаправленное, планомерное управление деятельностью ДОУ.
Существенная роль в повышении эффективности управленческой деятельности принадлежит педагогическим советам. Тематика их актуальна, формы организации разнообразны. Наиболее эффективно проходят педсоветы по следующим темам: «Творческая деятельность педагогов и воспитателей»; «Реализация концепции детского сада»; «Современные технологии в детском саду»; «Методы и формы, используемые в работе педагогами и воспитателями»; «О состоянии физического развития ребенка в детском саду» и другие. Проблем и вопросов, требующих грамотного управления со сторо- ны руководителя ДОУ, хозяйственной и педагогической служб, в любом детском саду немало: материально-хозяйственная деятельность, кадровый потенциал, повышение профессионального мастерства педагогов, работа с родителями воспитанников и т.д. Самая главная цель и задача руководителя ДОУ — обеспечение его высококвалифицированными специалистами. Администрация ДОУ создает оптимальные условия для профессионального роста педагогов, реализуя принципы плановости, последовательности, доступности, наглядности, принципы творческой активности в поиске новых методов, форм и средств повышения педагогического мастерства. Система аттестации строится на плановой, гуманистической и демократической основе. Разработан алгоритм проведения аттестации, который включает: —организационные мероприятия по аттестации; —регламент работы с поданными материалами и документами; —исследовательский этап; —обработку полученных материалов, подготовку справок для заседания аттестационной комиссии; —заседание аттестационной комиссии; оформление решения о присвоении категории и т.д. Интеллектуальное развитие дошкольников Одна из задач педагогического коллектива в плане интеллектуального развития дошкольников — это развитие художественно-эстетических способностей детей с учетом их индивидуальных способностей и интересов. Педагогический процесс по выполнению этой задачи должен быть направлен на формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, наслаждаться им, а также на развитие у них художественных способностей.
Реализация этой задачи осуществляется по специальной программе, которую можно представить в виде следующей структурной схемы (схема 1). Работа проводится в виде групповых и индивидуальных, атакхе кружковых занятий. Во многих детских садах в течение года во всех возрастных группах проходят такие праздники, как «Осенний бал», -«Новогодний карнавал», «Русские богатыри*, «Мамин день», весенний праздник «У Аленушки в весеннем лесу», «Славься, День Победы!», «До свиданья, детский сад!©, «День знаний >■ и др. Силами детей и взрослых организуются инсценировки-спектакли, например: «В осеннем лесу с Белым грибом*, басня И.А.. Кры -
III Схелш /. Интеллектуальное развитие дошкольников лова «Стрекоза и Муравей», «В зимнем лесу у Снегурочки», «Снежинка», фрагменты сказок «О мертвой царевне и о семи богатырях» и «Снежная Королева». Пользуется популярностью музыкальная игра «Скворцы и воробей» (для выпускного утренника). В течение года проходит цикл занятий по ознакомлению детей с живописью, музыкой, театром и т.д. Все это способствует развитию культуры чувств, формированию языковой, слуховой, зрительной культуры ребенка, а также способности воспринимать, чувствовать и оценивать искусство, наслаждаться им. Состояние здоровья и физического развития дошкольников Материально-технические и медико-санитарные условия в ДОУ должны обеспечивать необходимый уровень охраны здоровья детей, управления им, физическое и нервно-психическое их развитие. Доминирующими целями в работе по физическому воспитанию дошкольников являются сохранение и укрепление здоровья, развитие их физических качеств, воспитание потребности в ежедневных занятиях физическими упражнениями, обучение основам различных видов спорта, выявление способностей, интересов, склонностей дошкольников к физическому совершенству. Для реализации вышеназванных целей необходимо: — усовершенствовать типовую программу воспитания и обуче — планировать физкультурно-оздоровительную работу с ис возраста; — успешно применять материалы по практической валеоло- Валеологическая служба позволяет привлечь к проблеме здоровья самих детей, педагогов, воспитателей, медиков и родителей. Дети не только обучаются, но и живут в развивающей среде. Они приобретают не только знания, но и учатся эмоционально относиться к миру и к себе, соотносить чувства и образ, себя и свое чувство, формировать собственные стратегии здорового поведения и здоровой жизни. Эффективности валеологического воспитания, как показывают исследования, во многом способствуют следующие факторы: — планирование физкультурно-оздоровительной работы с учетом структурной модели развития детского сада; — активный отдых дошкольников (физкультурные праздники, Дни здоровья, знакомые детям подвижные игры и физические упражнения, а также обновленные формы деятельности, которые вызывают у детей интерес и положительные эмоции). В детских садах стали традиционными спортивные праздники: «Русские богатыри», «Веселые старты», «Пала, мама, я — спортивная семья», а также участие в междетсадовских спортивных соревнованиях «Олимпийские игры», где дети могут занимать призовые места, пробуя свои силы на первых в жизни спортивных состязаниях. Работая по данным аспектам, следует вовремя определять моменты, влияющие на положительный или отрицательный результат в развитии физических качеств, двигательной активности и здоровья детей. Этими факторами могут быть: — функциональная незрелость и неготовность к нарастанию физических и психоэмоциональных нагрузок; — ухудшение экологической и социально-экономической ситуации в обществе в целом и в семье, что снижает уровень физического развития и здоровья дошкольников; — недостаточный объем двигательной активности; — большая умственная и психоэмоциональная нагрузка. стратегию для формирования позитивных форм работы по сохранению и укреплению здоровья детей, развитию их физических качеств, организации двигательной активности. Только рациональное планирование двигательной активности по этапам педагогического процесса поможет решить возникшие проблемы. Первый этап — это утренняя зарядка на открытом воздухе, второй — прогулка, подвижные игры; третий — спортивные праздники с включением эстафет, конкурсов, музыкальных развлечений. Названные мероприятия помогают формировать у дошкольников интерес к физической культуре и потребность в здоровом образе жизни. Организация психологической службы в детском саду Главная цель психологической службы в ДОУ — психологическое здоровье детей, что в первую очередь предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах дошкольного детства. Для реализации этой цели необходимо создавать психолого-педагогические условия, наиболее благоприятные для продуктивного с точки зрения полноты и многогранности развития проживания детьми своего дошкольного детства. В качестве перспективы психологическая служба в ДОУ стремится сформировать у детей полноценную психологическую готовность к обучению в школе, т.е. стремится определить, насколько благополучно ребенок перешагнет с одной возрастной ступени — дошкольной на другую — школьную, чтобы уровень психического и личностного развития ребенка соответствовал требованиям, которые будут предъявляться ему в школе. На основе многолетней практики педагогические коллективы выработали программу психологической деятельности, которая предусматривает следующее: — сохранять психическое здоровье детей и обеспечивать их эмоциональное благополучие, научить снимать психическое напряжение; — создавать для детей условия, способствующие развитию способностей каждого; предоставлять возможности для самовыражения; раскрывать творческий потенциал в ребенке; развивать самостоятельность суждений и мышления детей; активизировать их познавательную активность, заинтересованность в открытии нового; — развивать у ребенка лучшее понимание себя, самопринятие, осознание своего «Я», чувство уверенности в своих силах; — развивать способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю; — развивать навыки общения со сверстниками; — развивать у детей навыки психологической компетентности; помогать овладеть социально приемлемыми нормами поведения; развивать умение ориентироважъся на «другого» как субмкга общения; формировать ситуативную адекватность (умение ребенка ориентироваться и выбирать оптимальные модели поведения в конкретной ситуации). Для реализации поставленных задач в течение учебного года психологическая служба проводит большую работу как непосредственно с детьми, так и с их родителями и педагогическим коллективом. 1\Щф?*?Т^^,.г^„ГтУгя№^у^ illife^u"... Только единая система «психолог—воспитатель—педагог—родитель» позволит наиболее полно учитывать все индивидуальные особенности развития детей и создавать условия, помогающие раскрывать возможности каждого ребенка как в деятельностной, так и в эмоционально-волевой сфере, помогающие сохранять психологическое здоровье детей, предупреждать эмоциональные расстройства, снимать психическое напряжение всех участников образовательно -воспитательного процесса. Объединить усилия психолога — воспитателя — педагога — родителя в процессе воспитания и обучения детей непросто, но очень важно, поскольку рекомендации психолога станут действенными только тогда, когда они восприняты воспитателями и родителями. Можно представить это в виде схемы (схема 3). Для реализации программы психологической службы на практике используются различные формы и методы в работе с детьми, педагогическим персоналом и родителями. I. Работа с детьми: ■ проведение индивидуальной психодиагностической работы с детьми подготовительных к школе групп, выявление трудностей в интеллектуальном и эмоциональном развитии каждого ребенка; ■ проведение индивидуальной психодиагностической работы с детьми других групп детского сада по заказам родителей и воспитателей; ■ проведение развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической плановой работы с детьми по подгруппам в течение года по двум направлениям: коррекция эмоционально-личностной сферы и коррекция и развитие познавательных процессов дошкольника; ■ проведение индивидуальной развивающей, психокоррекци Пути коррекции и психопрофилактики эмоционально-личностной сферы: — игротерапия (сказкотерапия, психодрама); — арттерапия; — танцевальная терапия; — психогимиастика. Пути коррекции и развития познавательных процессов: — развивающие игры; — «философия для детей»; — артикуляционная гимнастика; — пальчиковая гимнастика; — рисование. II. Работа с педагогическим персоналом: ■ проведение консультаций и выдача воспитателям подготовительных групп рекомендаций на каждого ребенка по результатам осеннего обследования детей; ■ проведение индивидуальной и групповой консультативной работы с педагогами и воспитателями в течение учебного года; ■ участие в работе по аттестации воспитателей, работа с документацией ДОУ; ■ выступления на педсоветах по темам «Ознакомление педагогического персонала ДОУ с новыми поступлениями психолого-педагогической литературы», «Логика развития педагогического процесса», «Анализ работы педагога-психолога за прошедший учебный год* и т.д. III. Работа с родителями: ■ подготовка и выступление на общесадовеком родительском собрании по теме «Уровень развития ребенка и задачи родителей в повышении эффективности познавательно-воспитательной деятельности детей»; ■ подготовка и выступление на родительских собраниях в разных возрастных группах:
— в младших группах — по темам: «Некоторые особенности детского развития и поведения», «Адаптация как приспособление организма к новой обстановке», «Ознакомление родителей с программой обуче ния и воспитания дошкольников в ДОУ» и т.д.; — в старшей группе — по темам: «Становление агрессивного поведения. Факторы, предопределяющие последующую агрессивность человека», «Эффективные и неэффективные показания» и т.д.; 1L7 — в речевой, подготовительной к школе группе — по темам: «Результаты ясихолого-педагогического обследования детей», «Школьные фобии, их преодоление» и т.д.; — в подготовительной к школе группе — по темам: «Портрет психологической готовности ребенка к школе», «Как родители могут помочь своему ребенку» и т.д.;
■ индивидуальное и групповое консультирование родителей детей всех групп детского сада; ■ проведение психодиагностической работы с родителями; ■ подборка литературы для родительского уголка «Советы психолога родителям». Психологическое содержание познавательно-воспитательного процесса в ДОУ можно представить в виде схемы (схема 4). Таким образом, использование различных форм и методов психологического воздействия позволяет сделать деятельность психолога более эффективной, способствует созданию единой системы «психолог—воспитатель—педагог—родитель» и организации профилактической работы в целом. Ведь организация дифференцированного подхода в обучении и воспитании невозможна без отслеживания психологического развития каждого ребенка и хода педагогического процесса в целом, что является важным аспектом профилактической работы психолога в детском дошкольном учреждении. Позитивными результатами проведения педагогом-психологом работы по вышеуказанным направлениям можно считать следующее. ■ углубляется тенденция психологизации процессов воспитания и обучения как со стороны педагогов, так и со стороны родителей; ■ повышается заинтересованность в создании единой системы «психолог—воспитатель—педагог—родитель» со стороны всех ее участников; ■ повышается уровень мотивации для обращения к психологу родителей и воспитателей с целью индивидуальных консультаций; ■ повышается уровень психологической готовности детей к обучению в школе; у них развивается положительная мотивация к обучению, наблюдаются значительные улучшения в коммуникативной сфере. Все это создает предпосылки для успешной социализации в дальнейшем, адаптации в новой, школьной среде. Формируя благоприятную среду для всех воспитанников с помощью системы «психолог—воспитатель—педагог—родитель» и уделяя внимание детям из «группы риска», важно не упустить из виду развивающий момент в работе. Проведение занятий со всеми детьми не только по- зволило осуществлять коррекционную работу с детьми, нуждающимися в ней, но и способствовало развитию познавательных процессов и навыков психологической компетентности, лучшему пониманию себя, самопринятию, созданию своего «Я», развитию чувства уверенности в своих силах у детей всех возрастных групп. Это особенно важно, так как исключает опасность «выпадения» из поля деятельности психолога в целом благополучных детей. Пути повышения эффективности воспитательно-образовательной деятельности Анализ процессуальной деятельности воспитателей и педагогов дает возможность констатировать, что только творческий подход способствует реализации современных педагогических требований к воспитанию, развитию и формированию личности дошкольников. С целью повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности все чаще применяется педагогический мониторинг как метод контрольно-диагностической функции (от лат. monitor — напоминающий, надзирающий; англ. monitor — видео контрольное устройство). В педагогическую науку понятие «мониторинг» пришло из социологии и экологии. (Не следует подменять понятие «контроль» на «мониторинг»!) В каждой науке по-разному определяется сущность мониторинга. Например, в экологии — это наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды. В социологии мониторинг — определение небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной сферы, сравнение повторных замеров с базовыми и нормативными показателями. Есть медицинский мониторинг, который обеспечивает слежение за динамикой здоровья. Психологический мониторинг устанавливает тенденции и закономерности психического развития детей разных возрастов. Педагогический мониторинг, по А.А. Орлову, в отличие от психологического имеет специфический объект изучения — результаты учебно-воспитательного процесса и средства, которые используются для их достижения. Педагогический мониторинг дает качественную и своевременную информацию, необходимую для принятия управленческих решений. Используя мониторинг, можно выявить интерес и отношение педагогов к содержанию методической работы, дать общую характеристику методического и профессионального мастерства педагогов, разработать программу воздействия на них с целью повышения эффективности развития данных образовательных учреждений. Успеху мониторинга способствует анкетирование. (Ниже представлено примерное содержание анкеты для педагогов ДОУ.) Анкета для педагогов ДОУ Цель: выявить интерес, отношение педагогов к содержанию методической работы в дошкольном образовательном учреждении в динамике. 1. Удовлетворены ли Вы использованными методами в своей (Полностью удовлетворены; удовлетворены частично; совсем не удовлетворены.) 2. В каких видах деятельности Вы затрудняетесь в использова (В проведении занятий; в проведении режимных моментов; в организации игровой деятельности; в общении с детьми; в работе с родителями; в планировании и организации учебно-воспитательной работы.) 3. В каких формах организации методической работы Вынуж (В наличии нужной методической литературы в методкабинете; в приобретении собственной методической литературы; в разработках методических пособий и технологий; в оказании квалифицированной помощи по использованию системы методов отдельных авторов; в авторских методических разработках программ; в методическом руководстве специалистов по использованию традиционных программ; в методическом руководстве специалистов по использованию и внедрению в практику инновационных технологий и программ.) 4. Какие группы методов обучения и воспитания Вам импони (Объяснительно-иллюстративная; репродуктивная; проблемного изложения; частично-поисковая (эвристическая); исследовательская.] 5. Какие формы повышения методического уровня и профес (Работа над свободно выбранной темой; работа над темой, рекомендованной методистом (старшим воспитателем); работа.над темой, связанной с Вашей аттестацией; участие в работе методических объединений, организованных в своем ДОУ, районе, городе; участие в работе инициативных творческих трулп (ИТГ) по интересующим Вас проблемам.) 6. Где бы Вы хотели повысить свой методический уровен! л (На кратковременный курсах повышения квалификации в скоевс ДОУ; на отделениях (факультетах) педагогических училищ; на. отделениях (факультетах) педагогических вузов; на курсах повы- i щ iMiiii!i<'; шения педагогической квалификации; использовать другие формы повышения квалификации.) 7. Почему Вы не можете повышать свой методический уровень и (Нет времени; нет возможности по семейным обстоятельствам; нет финансовых средств; не считаете нужным повышать свою квалификацию.) 8. В использовании каких современных методов работы с деть (Мониторинг познавательной деятельности дошкольника; мониторинг педагогической деятельности; моделирование учебно-воспитательной работы; технология графического планирования работы педагогов ДОУ; циклограмма планирования.) 9. Что, на Ваш взгляд, можно изменить в организации методи (Традиционные формы; содержание существующих программ обучения; проведение открытых занятий; проведение консультаций; проведение педсоветов.) 10. Какие из форм организации методической работы являют (Создание творческих клубов; создание инициативных проблемных творческих групп; создание научно-методических лабораторий; приглашение в качестве кураторов по методической работе в ДОУ ученых, специалистов педагогических кафедр высших и средних специальных учебных заведений; создание собственного библиотечного фонда отраслевой литературы; проведение выставок, докладов; технологизация педагогического кабинета.) 11. Ощущаете ли Вы трудности в организации методической (Ощущаете постоянно; ощущаете иногда; не ощущаете.) 12. Какая помощь Вам нужна по организации методической (Не нужна; помощь методиста; помощь старшего воспитателя; помощь опытных коллег; помощь ученых в этой области.) Методическая работа в детском саду — важное звено в системе повышения квалификации педагогов. Методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях призвана оказывать действенную помощь заведующим, старшим воспитателям, методистам и воспитателям в развитии их мастерства. Умением оказывать методическую помощь обладают далеко не все руководители. Оно возникает не только на основе опыта. Для этого нужны способности, специфический талант. Анализировать воспитатель- ные дела, занятия, осуществлять контроль и уметь оказывать помощь — не одно и то же. Новые реалии жизни детского сада, недостатки в организации методической работы остро ставят вопрос об ее оптимизации. Новый взгляд на роль методической работы в детском саду заставляет широко изучать ее цели и функции. Изменения в методической работе должны затронуть и ее содержание, особенно сегодня, когда права, возможности и ответственность педагогов возрастают. Содержание, как известно, реализуется в формах. Многочисленные формы методической работы способствуют оптимальности их выбора и применения в конкретном детском саду. Знание руководителями задач, содержания, методов и организационных форм построения методической работы в ДОУ — одно из условий повышения профессионального мастерства педагогов. Чтобы методическая работа способствовала эффективному повышению мастерства педагога, необходимо создавать условия для ее функционирования. Одна из существенных функций общей системы детсадовского управления — это планирование методической работы в детском саду, для чего принципиально важно не только изучать результаты обучения и воспитания дошкольников, но и всесторонне оценивать личностные качества и профессиональные умения педагогов. Опытно-экспериментальные исследования подтверждают, что, выбирая оптимальный вариант методической работы в детском саду и современные формы ее реализации, можно эффективно способствовать повышению мастерства педагогов, их самообразованию и самосовершенствованию, можно полностью раскрыть творческие возможности педагога как личности. Таким образом, повышение уровня развития профессионального мастерства педагога напрямую зависит от современных подходов к организации методической работы в детском саду.
у * УВП — учебно воспитательный процесс.
s
Ч,
IW'W^WJWSffi^Bi jyr^fi, ч"**™.^?»:^!»
Приложение 6 Приложение 7
Анкета для педагога и руководителя ДОУ о содержании методической работы в детском с
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|