Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рассказы о приспособлении организмов к среде обитания




Воспитатель. Для вас приготовлены карточки с изображени­ем живых организмов, живущих в воде, на суше и в воздухе. В зависи­мости от изучения среды обитания нужно разделиться на три группы.

Разделившись, дети проходят к столам. А теперь выполняем первое задание. Каждая группа расскажет о «своих» живых организмах, о том, как они приспособились к среде обитания.

Дети активно рассказывают, приводят интересные примеры при­способлений живых организмов к среде обитания. Молодцы! Все верно! Для правильной опенки экологического со­стояния вам нужно вспомнить условия, необходимые для благо­получной жизнедеятельности живых организмов <темперагура, чистая вода, чистый воздух, солнечный свет, пигание).

Дети отвечают.

3. Этапы (стадии) роста и развития организмов
Воспитатель. Вы знаете, чго каждый живой организм от

рождения до взрослой стадии проходит несколько этапов. Вот еше одно задание. У меня приготовлены карточки с этапами росга и развития. На каждую группу — один живой организм. Расположи­те карточки в правильной последовательности.

Дети рассказывают о последовательности развития органатсв. Что произойдет, если погибнет одно из звеньев цепочки? И по­гибнет по вине человека"? Например, если погибнет гусеница*.,

Дети отвечают: не появится бабочка; не произойдет опылмт цветов; не будет корма птицам.


 




Знания природных закономерностей у вас есть. Вы понимаете, что в природе все взаимосвязано. 4. Игра «Хорошо — плохо»

Воспитатель. А теперь садитесь поудобнее. Мы поиграем в игру «Хорошо — плохо». Я буду называть какой-нибудь предмет, живой организм или объект, созданный руками человека, а вы мне будете говорить, что плохого в том, что это есть, и что в этом хорошего.

1. У нас в городе много заводов. Что в этом плохого? А что хорошего?

2. По улицам ездит много машин...

3. Летом бывает много гусениц...

4. В лесу живут хищники-
Молодцы, умники, все верно!

Ну, а теперь о самом важном — Взглянуть на нашу Землю страшно! Вода мутнеет с каждым днем. А воздух! Сколько грязи в нем! Когда-то чистый, голубой, Теперь он грязный и больной. Погибнуть может все живое. Земля, что сделали с тобою!

5. «Послание из космоса»

Раздается стук в дверь.

Воспитатель. К нам кто-то пришел! Какое-то письмо принес­ли? Смотрите, да ведь это «Послание из космоса»: «Здравствуйте, земляне! Мы живем в соседней Солнечной системе. И, наблюдая за вашей планетой, обнаружили, что она из голубой становится серой. Фотографии высылаем вам. Когда-то давно мы пережили экологиче­скую катастрофу и теперь обеспокоены состоянием вашей Земли. Под силу ли вам возродить и сохранить природу своей планеты?..»

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно выяснить, что вредит природе Земли, что губит ее, а потом разработать план спа­сения. Будем работать по группам. На ваших столах лежат фломасте­ры, мелки, бумага. За несколько минут вам нужно составить рассказ и нарисовать рисунки о том, как человек может навредить природе.

Работа по группам. Выступления детей: загрязнения от заводов; нефть в море; кислотные дожди; вырубка лесов; истребление жи­вотных; мусор в водоемах...

Еще раз мы убедились, что необдуманное поведение человека может погубить окружающий мир. И в напоминание всем мы соста­вим из ваших рисунков экологический плакат. Вот только нужно придумать ему название, призывающее сохранять и беречь природу.


Дети отвечают: «Люди, что вы делаете с природой?»-; «Природа — наш дом»; «Берегите природу.'», «Экологическая катастрофа»...

Для вас приготовлен ватман. Составляйте плакат, пишите его название.

Самостоятельная работа детей.

6. Подведение итогов

Воспитатель. Этот плакат мы повесим в коридоре детского сада Ну, а теперь самое главное — как найти пути решения эко­логических проблем. Что же нам, людям, нужно предпринять для спасения и сохранения нашей планеты?

Дети отвечают: школы экологов; создание заповедников; выпуск книг, газет, рекламы о защите природы; съемки фильмов, мультфиль­мов; разведение редких животных и растений... Из всего сказанного нужно сделать главный вывод: «Не навреди!» Человек — часть природы. Мы должны жить в единстве с окружа­ющим миром. Тогда наша планета останется голубой, с чистыми реками и озерами, с дикими непугаными животными. На ней будут расти цветы и петь птицы. Давайте вместе споем песню.

Дети исполняют песнн> -«Раненая птица». Плакат, созданный детьми, вывешивается в коридоре детского сада.

Результаты проведенного занятия представлены схемой (мо­делью) в табл. 11.

Анализ воспитательных дел и занятий, проводимых в ДОУ, способствует повышению эффективности воспитательного про­цесса и профессионального мастерства педагогов. Анализ как уп­равленческая функция требует разработки определенных техно­логий, которые реализуются с помощью вышеописанных апро­бированных на практике схем (моделей). Однако и традиционно используемые схемы (модели) не теряют своей значимости на современном этапе развития педагогики и методики дошкольно­го воспитания и обучения. Педагоги в своей профессиональной деятельности могут их использовать для анализа, самоанализа и выявления оценки воспитательного дела и занятия.

Схема (модель) анализа занятий и воспитательных дел, отра­жающая «свернутую» информацию, представляет собой апроби­рованную педагогическую технологию и имеет приоритетно* зна­чение относительно традиционных схем, поскольку обладает сле­дующими преимуществами:

— обеспечивает позитивную экономическую значимость (более быстрый анализ и самоанализ проводимых воспитательных дел и м-нятий) с определением педагогически обоснованны* рекомендаций;

— способствует контролю, самоконтролю и прогнозированию уровня качеств знаний и воспитанности дошкольников;

L07


       
 
   
 


—способствует росту профессионального масгерства педаго­гов;

—дает возможность быстро обработать (механически и с по­мощью ЭВМ) результаты проводимых педагогами (посещенных и взаимопосещенных) воспитательных дел к занятий с выдачей объективной характеристики на педагога.

В процессе эксперимента выявлено, что субъекты каждого ДОУ, работающего в режиме развития, должны видеть результаты соб­ственной деятельности. А это весьма затруднительно сделать, если нет анализа управленческой и организационно-методической де­ятельности, нет учета первоначальной и конечной характеристик общих сведений об образовательном учреждении, если нет ана­лиза системы управления работой с педагогическими кадрами, нет анализа диагностики методической компетентности педаго­гов и анализа состояния дошкольников в результате педагопгче-ского воздействия. Обшие сведения об образовательном учрежде­нии — базисная основа для успешного проведения дальнейдь&го экспериментально-опытного исследования.


Глава 5. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ В УСЛОВИЯХ ОТДЕЛЬНОГО ДЕТСКОГО САДА

Система управления в ДОУ. Работа с педагогическими кадрами

Детский сад осуществляет свою образовательную, правовую и хозяйственную деятельность в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и дополнением к нему «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании" от 13.01.96 (12-ФЗ извлечение)», а также в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении. В своем функциони­ровании педагогический коллектив, сохраняя основные характе­ристики традиционного массового детского сада, работает по од­ному из приоритетных направлений.

Основой системы управления в ДОУ является разработанная и апробированная циклограмма управления, включающая содер­жание и вид управленческой деятельности с учетом времени и пространства функционирования. Реализация циклограммы тре­бует от руководителя и педагогического коллектива разработки и осуществления таких процедурных компонентов, как цели, зада­чи, планирование, организация, регулирование, координирова­ние, контролирование и анализирование деятельности. Управлен­ческий цикл содержит текущую и перспективную технологичес­кую деятельность педагогического коллектива и соответствующих субъектов деятельности, что обеспечивает целенаправленное, планомерное управление деятельностью ДОУ.

Существенная роль в повышении эффективности управленчес­кой деятельности принадлежит педагогическим советам. Тематика их актуальна, формы организации разнообразны. Наиболее эффек­тивно проходят педсоветы по следующим темам: «Творческая дея­тельность педагогов и воспитателей»; «Реализация концепции дет­ского сада»; «Современные технологии в детском саду»; «Методы и формы, используемые в работе педагогами и воспитателями»; «О состоянии физического развития ребенка в детском саду» и другие. Проблем и вопросов, требующих грамотного управления со сторо-


ны руководителя ДОУ, хозяйственной и педагогической служб, в любом детском саду немало: материально-хозяйственная деятель­ность, кадровый потенциал, повышение профессионального мас­терства педагогов, работа с родителями воспитанников и т.д.

Самая главная цель и задача руководителя ДОУ — обеспече­ние его высококвалифицированными специалистами.

Администрация ДОУ создает оптимальные условия для про­фессионального роста педагогов, реализуя принципы планово­сти, последовательности, доступности, наглядности, принципы творческой активности в поиске новых методов, форм и средств повышения педагогического мастерства.

Система аттестации строится на плановой, гуманистической и демократической основе. Разработан алгоритм проведения атте­стации, который включает:

—организационные мероприятия по аттестации;

—регламент работы с поданными материалами и документами;

—исследовательский этап;

—обработку полученных материалов, подготовку справок для заседания аттестационной комиссии;

—заседание аттестационной комиссии; оформление решения о присвоении категории и т.д.

Интеллектуальное развитие дошкольников

Одна из задач педагогического коллектива в плане интеллек­туального развития дошкольников — это развитие художествен­но-эстетических способностей детей с учетом их индивидуальных способностей и интересов.

Педагогический процесс по выполнению этой задачи должен быть направлен на формирование у детей способности воспри­нимать, чувствовать, оценивать прекрасное, наслаждаться им, а также на развитие у них художественных способностей.

Реализация этой задачи осуществляется по специальной про­грамме, которую можно представить в виде следующей структур­ной схемы (схема 1).

Работа проводится в виде групповых и индивидуальных, атакхе кружковых занятий.

Во многих детских садах в течение года во всех возрастных группах проходят такие праздники, как «Осенний бал», -«Ново­годний карнавал», «Русские богатыри*, «Мамин день», весен­ний праздник «У Аленушки в весеннем лесу», «Славься, День Победы!», «До свиданья, детский сад!©, «День знаний >■ и др.

Силами детей и взрослых организуются инсценировки-спектак­ли, например: «В осеннем лесу с Белым грибом*, басня И.А.. Кры -


 



III


       
   
 
 


Схелш /. Интеллектуальное развитие дошкольников

лова «Стрекоза и Муравей», «В зимнем лесу у Снегурочки», «Сне­жинка», фрагменты сказок «О мертвой царевне и о семи богаты­рях» и «Снежная Королева». Пользуется популярностью музыкаль­ная игра «Скворцы и воробей» (для выпускного утренника). В те­чение года проходит цикл занятий по ознакомлению детей с живописью, музыкой, театром и т.д.

Все это способствует развитию культуры чувств, формирова­нию языковой, слуховой, зрительной культуры ребенка, а также способности воспринимать, чувствовать и оценивать искусство, наслаждаться им.

Состояние здоровья и физического развития дошкольников

Материально-технические и медико-санитарные условия в ДОУ должны обеспечивать необходимый уровень охраны здоровья детей, управления им, физическое и нервно-психическое их развитие.

Доминирующими целями в работе по физическому воспита­нию дошкольников являются сохранение и укрепление здоро­вья, развитие их физических качеств, воспитание потребности в


ежедневных занятиях физическими упражнениями, обучение ос­новам различных видов спорта, выявление способностей, инте­ресов, склонностей дошкольников к физическому совершенству. Для реализации вышеназванных целей необходимо:

— усовершенствовать типовую программу воспитания и обуче­
ния в детском саду в части, касающейся физического развития;

— планировать физкультурно-оздоровительную работу с ис­
пользованием нетрадиционных методик и разработок, отдающих
предпочтение развитию физических качеств у детей дошкольного

возраста;

— успешно применять материалы по практической валеоло-
гии, для чего создавать в детских садах службу валеологической
помощи (схема 2).


Валеологическая служба позволяет привлечь к проблеме здоро­вья самих детей, педагогов, воспитателей, медиков и родителей. Дети не только обучаются, но и живут в развивающей среде. Они приобретают не только знания, но и учатся эмоционально отно­ситься к миру и к себе, соотносить чувства и образ, себя и свое чувство, формировать собственные стратегии здорового поведе­ния и здоровой жизни.

Эффективности валеологического воспитания, как показыва­ют исследования, во многом способствуют следующие факторы:

— планирование физкультурно-оздоровительной работы с уче­том структурной модели развития детского сада;

— активный отдых дошкольников (физкультурные праздни­ки, Дни здоровья, знакомые детям подвижные игры и физичес­кие упражнения, а также обновленные формы деятельности, ко­торые вызывают у детей интерес и положительные эмоции).

В детских садах стали традиционными спортивные праздники: «Русские богатыри», «Веселые старты», «Пала, мама, я — спортивная семья», а также участие в междетсадовских спортив­ных соревнованиях «Олимпийские игры», где дети могут зани­мать призовые места, пробуя свои силы на первых в жизни спортивных состязаниях.

Работая по данным аспектам, следует вовремя определять мо­менты, влияющие на положительный или отрицательный резуль­тат в развитии физических качеств, двигательной активности и здоровья детей. Этими факторами могут быть:

— функциональная незрелость и неготовность к нарастанию физических и психоэмоциональных нагрузок;

— ухудшение экологической и социально-экономической си­туации в обществе в целом и в семье, что снижает уровень физи­ческого развития и здоровья дошкольников;

— недостаточный объем двигательной активности;

— большая умственная и психоэмоциональная нагрузка.
Для решения этих проблем необходимо выбрать правильную

стратегию для формирования позитивных форм работы по сохра­нению и укреплению здоровья детей, развитию их физических качеств, организации двигательной активности. Только рациональ­ное планирование двигательной активности по этапам педагоги­ческого процесса поможет решить возникшие проблемы. Первый этап — это утренняя зарядка на открытом воздухе, второй — про­гулка, подвижные игры; третий — спортивные праздники с вклю­чением эстафет, конкурсов, музыкальных развлечений.

Названные мероприятия помогают формировать у дошколь­ников интерес к физической культуре и потребность в здоровом образе жизни.


Организация психологической службы в детском саду

Главная цель психологической службы в ДОУ — психологи­ческое здоровье детей, что в первую очередь предполагает здоро­вье психическое, основу которого составляет полноценное пси­хическое развитие ребенка на всех этапах дошкольного детства. Для реализации этой цели необходимо создавать психолого-пе­дагогические условия, наиболее благоприятные для продуктив­ного с точки зрения полноты и многогранности развития прожи­вания детьми своего дошкольного детства.

В качестве перспективы психологическая служба в ДОУ стре­мится сформировать у детей полноценную психологическую го­товность к обучению в школе, т.е. стремится определить, насколько благополучно ребенок перешагнет с одной возрастной ступени — дошкольной на другую — школьную, чтобы уровень психичес­кого и личностного развития ребенка соответствовал требовани­ям, которые будут предъявляться ему в школе.

На основе многолетней практики педагогические коллективы выработали программу психологической деятельности, которая предусматривает следующее:

— сохранять психическое здоровье детей и обеспечивать их эмоциональное благополучие, научить снимать психическое на­пряжение;

— создавать для детей условия, способствующие развитию спо­собностей каждого; предоставлять возможности для самовыраже­ния; раскрывать творческий потенциал в ребенке; развивать само­стоятельность суждений и мышления детей; активизировать их по­знавательную активность, заинтересованность в открытии нового;

— развивать у ребенка лучшее понимание себя, самоприня­тие, осознание своего «Я», чувство уверенности в своих силах;

— развивать способности к произвольной психической само­регуляции и самоконтролю;

— развивать навыки общения со сверстниками;

— развивать у детей навыки психологической компетентно­сти; помогать овладеть социально приемлемыми нормами пове­дения; развивать умение ориентироважъся на «другого» как субмкга общения; формировать ситуативную адекватность (умение ребенка ориентироваться и выбирать оптимальные модели поведения в конкретной ситуации).

Для реализации поставленных задач в течение учебного года психологическая служба проводит большую работу как непо­средственно с детьми, так и с их родителями и педагогическим коллективом.


1\Щф?*?Т^^,.г^„ГтУгя^у^


illife^u"...


Только единая система «психолог—воспитатель—педагог—ро­дитель» позволит наиболее полно учитывать все индивидуальные особенности развития детей и создавать условия, помогающие раскрывать возможности каждого ребенка как в деятельностной, так и в эмоционально-волевой сфере, помогающие сохранять психологическое здоровье детей, предупреждать эмоциональные расстройства, снимать психическое напряжение всех участников образовательно -воспитательного процесса.

Объединить усилия психолога — воспитателя — педагога — родителя в процессе воспитания и обучения детей непросто, но очень важно, поскольку рекомендации психолога станут действен­ными только тогда, когда они восприняты воспитателями и ро­дителями. Можно представить это в виде схемы (схема 3).

Для реализации программы психологической службы на прак­тике используются различные формы и методы в работе с деть­ми, педагогическим персоналом и родителями.

I. Работа с детьми:

■ проведение индивидуальной психодиагностической работы с детьми подготовительных к школе групп, выявление труд­ностей в интеллектуальном и эмоциональном развитии каж­дого ребенка;

■ проведение индивидуальной психодиагностической работы с детьми других групп детского сада по заказам родителей и воспитателей;

■ проведение развивающей, психокоррекционной и психо­профилактической плановой работы с детьми по подгруп­пам в течение года по двум направлениям: коррекция эмо­ционально-личностной сферы и коррекция и развитие по­знавательных процессов дошкольника;


■ проведение индивидуальной развивающей, психокоррекци­
онной и психопрофилактической работы с детьми по зака­
зам воспитателей и родителей.

Пути коррекции и психопрофилактики эмоционально-личност­ной сферы:

— игротерапия (сказкотерапия, психодрама);

— арттерапия;

— танцевальная терапия;

— психогимиастика.

Пути коррекции и развития познавательных процессов:

— развивающие игры;

— «философия для детей»;

— артикуляционная гимнастика;

— пальчиковая гимнастика;

— рисование.

II. Работа с педагогическим персоналом:

■ проведение консультаций и выдача воспитателям подгото­вительных групп рекомендаций на каждого ребенка по ре­зультатам осеннего обследования детей;

■ проведение индивидуальной и групповой консультативной работы с педагогами и воспитателями в течение учебного года;

■ участие в работе по аттестации воспитателей, работа с до­кументацией ДОУ;

■ выступления на педсоветах по темам «Ознакомление педа­гогического персонала ДОУ с новыми поступлениями пси­холого-педагогической литературы», «Логика развития пе­дагогического процесса», «Анализ работы педагога-психо­лога за прошедший учебный год* и т.д.

III. Работа с родителями:

■ подготовка и выступление на общесадовеком родительском собрании по теме «Уровень развития ребенка и задачи ро­дителей в повышении эффективности познавательно-вос­питательной деятельности детей»;

■ подготовка и выступление на родительских собраниях в раз­ных возрастных группах:

 

— в младших группах — по темам: «Некоторые особенности детского развития и поведения», «Адаптация как приспо­собление организма к новой обстановке», «Ознакомление родителей с программой обуче ния и воспитания дошколь­ников в ДОУ» и т.д.;

— в старшей группе — по темам: «Становление агрессивного поведения. Факторы, предопределяющие последующую аг­рессивность человека», «Эффективные и неэффективные показания» и т.д.;

1L7


       
 
 
   


— в речевой, подготовительной к школе группе — по темам: «Результаты ясихолого-педагогического обследования де­тей», «Школьные фобии, их преодоление» и т.д.;

— в подготовительной к школе группе — по темам: «Портрет психологической готовности ребенка к школе», «Как роди­тели могут помочь своему ребенку» и т.д.;

 

■ индивидуальное и групповое консультирование родителей детей всех групп детского сада;

■ проведение психодиагностической работы с родителями;

■ подборка литературы для родительского уголка «Советы пси­холога родителям».

Психологическое содержание познавательно-воспитательного процесса в ДОУ можно представить в виде схемы (схема 4).

Таким образом, использование различных форм и методов психологического воздействия позволяет сделать деятельность психолога более эффективной, способствует созданию единой системы «психолог—воспитатель—педагог—родитель» и органи­зации профилактической работы в целом. Ведь организация диффе­ренцированного подхода в обучении и воспитании невозможна без отслеживания психологического развития каждого ребенка и хода педагогического процесса в целом, что является важным аспектом профилактической работы психолога в детском дошкольном уч­реждении.

Позитивными результатами проведения педагогом-психологом работы по вышеуказанным направлениям можно считать следующее.

■ углубляется тенденция психологизации процессов воспита­ния и обучения как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

■ повышается заинтересованность в создании единой систе­мы «психолог—воспитатель—педагог—родитель» со сторо­ны всех ее участников;

■ повышается уровень мотивации для обращения к психологу родителей и воспитателей с целью индивидуальных консуль­таций;

■ повышается уровень психологической готовности детей к обучению в школе; у них развивается положительная моти­вация к обучению, наблюдаются значительные улучшения в коммуникативной сфере.

Все это создает предпосылки для успешной социализации в даль­нейшем, адаптации в новой, школьной среде. Формируя благо­приятную среду для всех воспитанников с помощью системы «пси­холог—воспитатель—педагог—родитель» и уделяя внимание детям из «группы риска», важно не упустить из виду развивающий мо­мент в работе. Проведение занятий со всеми детьми не только по-


зволило осуществлять коррекционную работу с детьми, нуждаю­щимися в ней, но и способствовало развитию познавательных про­цессов и навыков психологической компетентности, лучшему по­ниманию себя, самопринятию, созданию своего «Я», развитию чувства уверенности в своих силах у детей всех возрастных групп. Это особенно важно, так как исключает опасность «выпадения» из поля деятельности психолога в целом благополучных детей.

Пути повышения эффективности воспитательно-образовательной деятельности

Анализ процессуальной деятельности воспитателей и педагогов дает возможность констатировать, что только творческий подход способствует реализации современных педагогических требований к воспитанию, развитию и формированию личности дошкольни­ков. С целью повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности все чаще применяется педагогический мониторинг как метод контрольно-диагностической функции (от лат. monitor — напоминающий, надзирающий; англ. monitor — видео контроль­ное устройство).

В педагогическую науку понятие «мониторинг» пришло из со­циологии и экологии. (Не следует подменять понятие «контроль» на «мониторинг»!) В каждой науке по-разному определяется сущ­ность мониторинга. Например, в экологии — это наблюдение, оцен­ка и прогноз состояния окружающей среды. В социологии монито­ринг — определение небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной сферы, сравнение повторных замеров с ба­зовыми и нормативными показателями. Есть медицинский мони­торинг, который обеспечивает слежение за динамикой здоровья. Психологический мониторинг устанавливает тенденции и законо­мерности психического развития детей разных возрастов.

Педагогический мониторинг, по А.А. Орлову, в отличие от пси­хологического имеет специфический объект изучения — резуль­таты учебно-воспитательного процесса и средства, которые ис­пользуются для их достижения. Педагогический мониторинг дает качественную и своевременную информацию, необходимую для принятия управленческих решений.

Используя мониторинг, можно выявить интерес и отношение педагогов к содержанию методической работы, дать общую харак­теристику методического и профессионального мастерства педаго­гов, разработать программу воздействия на них с целью повыше­ния эффективности развития данных образовательных учреждений.

Успеху мониторинга способствует анкетирование. (Ниже пред­ставлено примерное содержание анкеты для педагогов ДОУ.)


Анкета для педагогов ДОУ

Цель: выявить интерес, отношение педагогов к содержанию методической работы в дошкольном образовательном учрежде­нии в динамике.

1. Удовлетворены ли Вы использованными методами в своей
работе?

(Полностью удовлетворены; удовлетворены частично; совсем не удовлетворены.)

2. В каких видах деятельности Вы затрудняетесь в использова­
нии методов?

(В проведении занятий; в проведении режимных моментов; в организации игровой деятельности; в общении с детьми; в рабо­те с родителями; в планировании и организации учебно-воспи­тательной работы.)

3. В каких формах организации методической работы Вынуж­
даетесь?

(В наличии нужной методической литературы в методкабинете; в приобретении собственной методической литературы; в разработках методических пособий и технологий; в оказании квалифицирован­ной помощи по использованию системы методов отдельных авторов; в авторских методических разработках программ; в методическом ру­ководстве специалистов по использованию традиционных программ; в методическом руководстве специалистов по использованию и внедре­нию в практику инновационных технологий и программ.)

4. Какие группы методов обучения и воспитания Вам импони­
руют в большей степени и Вы их активно используете в своей
работе с детьми?

(Объяснительно-иллюстративная; репродуктивная; проблемного изложения; частично-поисковая (эвристическая); исследовательская.]

5. Какие формы повышения методического уровня и профес­
сиональной компетенции для Вас более приемлемы в системе
са мообразов ан ия?

(Работа над свободно выбранной темой; работа над темой, рекомендованной методистом (старшим воспитателем); работа.над темой, связанной с Вашей аттестацией; участие в работе методи­ческих объединений, организованных в своем ДОУ, районе, го­роде; участие в работе инициативных творческих трулп (ИТГ) по интересующим Вас проблемам.)

6. Где бы Вы хотели повысить свой методический уровен! л
деловую квалификацию?

(На кратковременный курсах повышения квалификации в скоевс ДОУ; на отделениях (факультетах) педагогических училищ; на. отделениях (факультетах) педагогических вузов; на курсах повы-


i щ iMiiii!i<';


шения педагогической квалификации; использовать другие фор­мы повышения квалификации.)

7. Почему Вы не можете повышать свой методический уровень и
деловую квалификацию, используя названные формы обучения?

(Нет времени; нет возможности по семейным обстоятельствам; нет финансовых средств; не считаете нужным повышать свою квалификацию.)

8. В использовании каких современных методов работы с деть­
ми Вы считаете себя компетентным?

(Мониторинг познавательной деятельности дошкольника; мо­ниторинг педагогической деятельности; моделирование учебно-воспитательной работы; технология графического планирования работы педагогов ДОУ; циклограмма планирования.)

9. Что, на Ваш взгляд, можно изменить в организации методи­
ческой работы в ДОУ?

(Традиционные формы; содержание существующих программ обучения; проведение открытых занятий; проведение консульта­ций; проведение педсоветов.)

10. Какие из форм организации методической работы являют­
ся, на Ваш взгляд, современными, инновационными?

(Создание творческих клубов; создание инициативных проблем­ных творческих групп; создание научно-методических лаборато­рий; приглашение в качестве кураторов по методической работе в ДОУ ученых, специалистов педагогических кафедр высших и средних специальных учебных заведений; создание собственного библиотечного фонда отраслевой литературы; проведение выста­вок, докладов; технологизация педагогического кабинета.)

11. Ощущаете ли Вы трудности в организации методической
работы с детьми?

(Ощущаете постоянно; ощущаете иногда; не ощущаете.)

12. Какая помощь Вам нужна по организации методической
работы и рациональному использованию отдельных методов в
учебно-воспитательном процессе с детьми?

(Не нужна; помощь методиста; помощь старшего воспитателя; помощь опытных коллег; помощь ученых в этой области.)

Методическая работа в детском саду — важное звено в систе­ме повышения квалификации педагогов. Методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях призвана оказывать действенную помощь заведующим, старшим воспитателям, ме­тодистам и воспитателям в развитии их мастерства. Умением ока­зывать методическую помощь обладают далеко не все руководи­тели. Оно возникает не только на основе опыта. Для этого нужны способности, специфический талант. Анализировать воспитатель-


ные дела, занятия, осуществлять контроль и уметь оказывать по­мощь — не одно и то же.

Новые реалии жизни детского сада, недостатки в организации методической работы остро ставят вопрос об ее оптимизации. Новый взгляд на роль методической работы в детском саду за­ставляет широко изучать ее цели и функции. Изменения в мето­дической работе должны затронуть и ее содержание, особенно сегодня, когда права, возможности и ответственность педагогов возрастают. Содержание, как известно, реализуется в формах. Многочисленные формы методической работы способствуют оп­тимальности их выбора и применения в конкретном детском саду.

Знание руководителями задач, содержания, методов и органи­зационных форм построения методической работы в ДОУ — одно из условий повышения профессионального мастерства педагогов.

Чтобы методическая работа способствовала эффективному повышению мастерства педагога, необходимо создавать условия для ее функционирования.

Одна из существенных функций общей системы детсадовского управления — это планирование методической работы в детском саду, для чего принципиально важно не только изучать результаты обучения и воспитания дошкольников, но и всесторонне оцени­вать личностные качества и профессиональные умения педагогов.

Опытно-экспериментальные исследования подтверждают, что, выбирая оптимальный вариант методической работы в детском саду и современные формы ее реализации, можно эффективно способствовать повышению мастерства педагогов, их самообра­зованию и самосовершенствованию, можно полностью раскрыть творческие возможности педагога как личности. Таким образом, повышение уровня развития профессионального мастерства пе­дагога напрямую зависит от современных подходов к организа­ции методической работы в детском саду.





 


у * УВП — учебно воспитательный процесс.



 




 


s




 


Ч,




 




 


IW'W^WJWSffi^Bi jyr^fi, ч"**™.^?»:^!»




 


Приложение 6


Приложение 7


 


Анкета для педагога и руководителя ДОУ

о содержании методической работы в детском

с

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...