Письмо от «лесных жителей» 2 глава
Перестройка методической работы в дошкольном учреждении неизбежно ставит перед необходимостью дать правильные ответы на вопросы, чему учат педагогов, какой информацией, какими знаниями, умениями, навыками и в каком объеме должен овладеть педагог-практик сегодня для повышения своего профессионального мастерства и квалификации. Таким образом, речь идет о важности оптимального выбора содержания методической работы в современном ДОУ. Актуальность такого выбора подтверждается и результатами практики методической работы в дошкольных учреждениях. Нередко выбор содержания работы с педагогами случаен, отличается бессистемностью, отсутствием или слабостью связей между основными направлениями повышения квалификации работников детских садов, отсутствием в планах методической работы ряда необходимых блоков содержания, самых острых и актуальных проблем. Во многих детских садах реальные проблемы учебно-воспитательного процесса, проблемы конкретных педагогов и воспитанников и содержание методической работы сосуществуют вполне мирно, но параллельно друг другу- Содержание, оторванное от насущных проблем, стоящих перед педагогом, неизбежно будет восприниматься им как формальное, непонятно зачем навязанное извне. Чтобы преодолеть указанные недостатки и поднять содержание методической работы на уровень современных требований, следует проявить усилия одновременно на двух уровнях. Во-первых, обеспечить и обосновать оптимальность выбора содержания методической работы для дошкольных учреждений с учетом наиболее важных проблем и тенденций в развитии профессионального мастерства педагогов и учебно-воспитательного процесса в ДОУ; выработать проект содержания методической работы для современного дошкольного учреждения. (Это задача работников педагогической науки и руководящих работников органов управления образованием, научно-методических служб и центров.)
Во-вторых, конкретизировать общие положения исходя из реальных, неповторимых условий каждого дошкольного учреждения. (Это задача организаторов методической работы в учреждении.) Задачи на втором, дошкольном уровне отбора содержания методической работы нельзя успешно решать, не учитывая общенаучных основ. И в то же время без конкретизации общего содержания применительно к условиям каждого дошкольного учреждения, без акцента на проблемах, актуальных для каждого конкретного педагогического коллектива, даже самое богатое содержание методической работы не вдохновит педагогов на творчество, не будет способствовать совершенствованию учебно-воспитательной работы, демократизации дошкольной жизни. Таким образом, содержание методической работы в современном дошкольном учреждении должно формироваться на основе различных источников, как общих для всех дошкольных учреждений региона, так и конкретных, индивидуально-неповторимых. В настоящее время можно предложить следующий комплекс источников содержания методической работы в ДОУ; — государственно-правительственные документы о перестройке и социально-экономическом развитии нашего общества, об образовании, перестройке дошкольного учреждения, дающие общую целевую ориентацию для всей методической работы;
— новые и усовершенствованные учебные программы, учебные пособия, помогающие расширять и обновлять традиционное содержание методической работы; — достижения научно-технического прогресса, новые результаты психолого-педагогических исследования, в том числе исследований по проблемам самой методической работы в дошкольном учреждении, повышающие ее научный уровень;
— инструктивно-методические документы органов образования по вопросам методической работы в дошкольном учреждении, дающие конкретные рекомендации и указания по отбору содержания работы с педагогами и воспитателями; — информация о передовом, новаторском и массовом педагогическом опыте, дающая образцы работы по-новому, а также информация, нацеленная на скорейшее преодоление имеющихся недостатков; — информация о массовом передовом опыте методической работы в дошкольных учреждениях, помогающая в конкретных условиях решать вопросы выбора содержания методической работы с педагогами, помогающая избежать ошибок; — данные конкретного анализа состояния учебно-воспитательного процесса в конкретном ДОУ, данные о качестве знаний, умений и навыков, об уровне воспитанности и развитости воспитанников, помогающие выявить первоочередные для данного детского сада проблемы методической работы и самообразования. Практика показывает, что невнимание к любому из этих взаимодополняющих источников приводит к однобокости, обеднению, неактуальности содержания в системе повышения квалификации педагогов, т.е. выбор содержания методической работы оказывается неоптимальным. В условиях современного ДОУ и с учетом сложившихся традиций и привычек выбор содержания методической работы — дело творческое, не терпящее шаблона и догматизма. Важно избежать и других нежелательных крайностей — анархии, необоснованности, хаоса, беспринципности, поэтому в любых конкретных условиях необходимо отбирать содержание в соответствии с общими требованиями к методической работе. Содержание методической работы в ДОУ должно также координироваться с содержанием других звеньев системы повышения квалификации, не дублируя и не пытаясь его подменить. Анализ практики методической работы и конструктивно-методической документации руководящих органов образования, изучение потребностей повышения квалификации и мастерства педагогов позволяют выделить в современных условиях следую- шие основные направления содержания методической работы (подготовки педагогов) в дошкольном учреждении:
—мировоззренческая и методологическая; —частнометодическая; —дидактическая; —воспитательная; —психолого-физиологическая; —этическая; —общекультурная; —техническая. Выбор содержания методической работы осуществляется на основе развития каждого из направлений подготовки педагогов, сближения, взаимопроникновения всех направлений. За каждым направлением содержания методической работы стоят определенные отрасли науки, техники, культуры. Осваивая новые знания, педагог может подняться на новый, более высокий уровень профессионального мастерства, стать более богатой, творческой личностью. Мировоззренческая и методологическая подготовка педагогов Представителю любой профессии, а тем более педагогу, очень важно уметь правильно ориентироваться в мировоззренческих, ценностных, философско-методологических проблемах. Без четкой мировоззренческой и методологической позиции трудно и даже невозможно сделать правильный выбор направления собственной практической педагогической деятельности. Содержание мировоззренческой и методологической подготовки предполагает следующие важнейшие аспекты: —сущность и содержание социального, политического, экономического, а также профессионально-педагогического мышления; —содержание гуманистических, демократических, общечеловеческих ценностей на современном этапе развития нашего общества и ДОУ; —философско-методологические основы перестройки образования, новые функции и цели дошкольного учреждения, философия оптимального построения педагогического процесса; — проблемы образования в условиях рыночной экономики, — место дошкольного учреждения в меняющемся обществе,
как широта кругозора, принципиальность, высокая компетентность и ответственность, Частнометодическая подготовка педагогов
По своей базовой подготовке каждый педагог прежде всего является преподавателем конкретного предмета или выполняет функцию воспитателя. В частнометодической подготовке педагогов можно выделить три следующих взаимосвязанных фактора: 1) повышение квалификации педагогов в области той науки 2) повышение квалификации педагогов и воспитателей в сфере содержания своего предмета, углубленное изучение новых учебных программ и учебных пособий; 3) повышение квалификации педагогов в области методики преподавания своего предмета или раздела программы, по которой осуществляется воспитание и обучение дошкольников. Значение первого из названных факторов частнометодической подготовки педагогов трудно переоценить. Это связано с бурным ростом научно-технического прогресса, повышением роли науки в решении задач воспитания и образования. В условиях стремительного развития современных средств массовой информации, благодаря чему быстро возрастает информированность воспитанников, педагог должен обладать научной эрудицией, так как это — непременное условие авторитета педагога, условие его успешного общения с воспитанниками и их родителями. Важное место в повышении квалификации как педагогов-предметников, так и воспитателей занимает работа по освоению обновленного содержания образования и воспитания в детском саду, j Особенно сложные и ответственные задачи в этом плане прихо-, дится решать тем педагогам дошкольного учреждения, где вводятся новые для дошкольников предметы и программы обучения ' и воспитания. Повышение квалификации педагогов и воспитателей в сфере i Правильно поступают в тех дошкольных учреждениях, где внимание педагогов специально акцентируют на оценке сравнительной трудности усвоения воспитанниками разных тем и разделов программы, выделяя наиболее трудный для понимания материал * с целью его специальной проработки. Для выявления трудных тем заведующие, старшие воспитатели и методисты могут пользоваться не только собственными наблюдениями и результатами собеседований с педагогами, но и материалами, публикуемыми в печати, о типичных затруднениях воспитанников в изучении отдельных тем и разделов программ.
Хорошим средством усиления внимания педагогов к содержанию преподаваемого предмета, программе воспитания и обучения является ознакомление родителей с программными требованиями. Раскрывая перед родителями перспективы получения воспитанниками новых знаний и умений, педагог углубляет свое собственное понимание программы, и сам относится к ней более ответственно. При всей важности частнометодической подготовки педагогов в дошкольном учреждении необходимо помнить, что она должна быть тесно связана с другими сторонами содержания методической работы в ДОУ, что нельзя сводить всю методическую работу только к изучению частной методики. Это особенно важно, так как культивирование специфичности методических проблем, возникающих у педагогов разных дисциплин, мешает их взаимопониманию, коллективной методической работе, мешает найти общий язык, управлять повышением квалификации педагогов в масштабе единого педагогического коллектива. Важна не только предметная, но и всепредметная, в частности общедидактическая, подготовка педагогов. Дидактическая подготовка педагогов Становление в ДОУ методической работы как целостной системы в управлении немыслимо без повышения общедидактической подготовки педагогов. В системе методической работы дидактическая подготовка является системообразующим началом. Вокруг нее группируются другие стороны содержания повышения квалификации педагогов: ведь дидактика касается наиболее важных проблем работы современного дошкольного учреждения, проблем, волнующих всех педагогов независимо от того, какой предмет они преподают в ДОУ и по какой программе проходит воспитание и обучение. Каким же должно быть содержание дидактической подготовки педагогов в современных условиях? На какой основе его необходимо строить? В целях дидактической подготовки педагогов в системе методической работы в ДОУ предполагается обеспечить: — изучение наиболее важных современных дидактических концепций и идей, как теоретических, так и, особенно, прикяад- ных, переведенных на язык практических рекомендаций, правил, требований; — изучение опыта педагогов-мастеров педагогического труда, педагогов-новаторов, создающих индивидуально-неповторимые и высокоэффективные дидактические системы. В большинстве ДОУ сегодня мало изучают труды классиков педагогики. Необходимо отчетливо осознать: без знания дидактического наследия прошлого современный педагог не может овладеть высотами профессиональной культуры! При правильной организации изучение классического наследия не превращается в самоцель, а органически связывается с актуальными проблемами сегодняшнего ДОУ. Однако, при всей важности освоения классического педагогического наследия, не нужно всю методическую работу по данному направлению сводить лишь к его изучению. В передовом, новаторском опыте лучших педагогов современности нашли воплощение многие оригинальные, новые дидактические идеи, подходы, приемы. Живой конкретный опыт педагога имеет определенные преимущества перед обобщенными выкладками ученых, однако, это не альтернатива изучению дидактической науки, а необходимое дополнение к ней. Возрастающий уровень дидактической культуры и эрудиции педагогов позволяет повысить уровень анализа реального учебного процесса в ДОУ, выявить типичные затруднения педагогов. Эта работа проводится не просто на дидактической основе (без чего нельзя было бы получить никакой информации об опыте), а на основе диагностики конкретных, причем важнейших, дидактических умений педагогов. При этом следует самооценку затруднений и оценку их заведующими ДОУ как экспертами осуществлять комплексно. Воспитательная подготовка педагогов В условиях развития ДОУ особенно важную роль приобретает готовность педагога к воспитательной работе, имеющей первостепенное значение. Чтобы обеспечить эту готовность, необходимо развивать все направления методической работы. Мировоззренческая подготовка нацелена на оказание помощи в реализации задач воспитания детей. На решение комплекса воспитательных задач в процессе обучения нацелены частнометодическая и дидактическая подготовка. Назрела необходимость выделить специальный, воспитательный блок содержания методической работы. Главным содержанием этого направления методической работы являются вопросы воспитания на основе общечеловеческих ценностей. Одной из важнейших идей в рамках воспитательной подготовки педагогов и воспитателей в настоящее время стала идея системного подхода к воспитанию. На состояние воспитательной работы с дошкольниками, уровень их воспитанности сильное и не всегда благоприятное влияние оказывает внешняя среда. Новые явления в макросреде, а главное, задачи социального обновления требуют перестройки воспитательной работы, иначе — перестройки подготовки педагогов к ее проведению. Психолого-физиологическая подготовка педагогов Современному педагогу-воспитателю необходимы знания по психологии, физиологии детей и подростков, дошкольной гигиене, а также основанные на этих знаниях практические умения и навыки. Исследования показывают, что именно в этой области педагоги чувствуют себя особенно неуверенно и нуждаются в действенной методической помощи. Каким же должно быть содержание психолого-физиологической подготовки педагогов в ДОУ в нынешних условиях? Можно говорить о четырех основных источниках этого содержания: 1) знания по общей, педагогической, возрастной и социальной психологии, физиологии детей и дошкольной гигиене, знания о типичных тенденциях и особенностях психологического развития современных воспитанников разных возрастов; знания по психологии обучения и воспитания; знания о взаимосвязи характера учебно-воспитательной работы и уровня развития воспитанников; знания психологии детского коллектива, т.е. знания, которые можно почерпнуть из литературы, лекций специалистов-психологов, физиологов, врачей и т.п.; 2) знание конкретных особенностей психологического и физиологического развития воспитанников данного ДОУ или конкретной группы; знания приобретают сами педагоги, опираясь на научную психологию и физиологию; 3) знание психологии груда и личности педагога, закономерностей его профессионального, творческого роста, развития педагогических коллективов; 4) знание особенностей собственной профессии, деятельности и личности, собственного педагогического коллектива; знания приобретают сами педагоги в ходе учебно-воспитательной и методической работы. При наличии такой информации возможно оказывать действенное педагогическое влияние не только на воспитанников, но и на реальное профессиональное самовоспитание. Во всех налрав-
2L лениях содержания методической работы должны быть два встречных потока информации — знания характера обобщенного и конкретного, приобретаемые непосредственно самими участниками педагогического процесса. Слабость первого источника информации резко снижает, сводит к нулю научный уровень работы, ведет к неумению правильно объяснить полученные сведения. Слабость второго источника информации становится причиной абстрактного теоретизирования, свидетельствует об отрыве от реальных психологических проблем конкретного коллектива. До последнего времени данное направление в методической подготовке педагога было развито слабее, чем другие. Как показывает анализ множества существующих методик изучения личности воспитанников и особенностей коллективов, наиболее доступной для массовой дошкольной практики является методика педагогического, или психолого-педагогического консилиума. Именно ее следует рекомендовать в качестве составной части содержания психологической подготовки педагогов. Суть этой методики состоит в том, что все педагоги, работающие с одним коллективом воспитанников, совместно, по единой научно обоснованной программе изучают воспитанников, их реальные учебные возможности, а затем коллективно определяют причины отклонений и недостатков, мешающих достижению оптимального уровня развития, и намечают конкретные меры по улучшению работы с группой и отдельными воспитанниками. Принципиально важно, чтобы в консилиуме тесно сотрудничали все педагоги, воспитатели и другие заинтересованные лица. Методическая работа в дошкольном учреждении призвана помогать педагогам осознать необходимость внимательного изучения каждого воспитанника, недопустимость работать «вслепую» или «на ощупь», правильно понимать цели, задачи, программы обучения воспитанников, правильно пользоваться методами отбора информации. Такие консилиумы способствуют повышению психологической культуры педагогов, учат их более зорко всматриваться в психику воспитанников, отмечать особенности их личности, индивидуальности, учат действовать на занятиях тонко, тактично, прицельно. Этическая подготовка педагогов Педагогический коллектив — достаточно сложная социальная система, в которой сотрудничают люди с самыми различными индивидуальными чертами, темпераментами, характерами. В ходе учебно-воспитательной работы неизбежно возникают сложные проблемы, а порой и конфликты, из которых нужно уметь достойно выходить. Для решения этих задач педагогам необходимо знать важнейшие принципы педагогической этики. Поведение педагога в системах отношений «педагог—воспитанник», «педагог—педагогический коллектив ДОУ», «педагог—родители» и т.п. становится предметом особого рассмотрения. В качестве теоретического источника знаний по педагогической этике рекомендуются работы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.И. и И.Я. Пи-саренко, сборники задач и педагогических ситуаций, где выбор оптимального варианта требует от педагога не только знаний, но и большой мудрости и педагогического такта. Источником этической подготовки педагога также служат и материалы из жизни данного дошкольного учреждения. В ряде ДОУ педагоги приходят к выводу необходимости выработать свои кодексы профессиональной этики, в которых формулируются основные принципы взаимоотношений участников педагогического процесса, правила профессионального поведения педагога и воспитателя в общении с самыми различными лицами и коллективами. Общекультурная подготовка педагогов Огромная социальная ответственность профессии педагога как воспитателя новых поколений, быстрый рост информированности воспитанников и их родителей, с одной стороны, и большая загруженность современного педагога различными видами профессиональной и общественной деятельности, с другой, делают весьма актуальной и острой проблему постоянного повышения общего культурного уровня педагога. Быть в курсе духовных достижений своего бурного времени, ориентироваться в современной и классической литературе, театре, кинематографе, изобразительном искусстве, музыке, знать основные тенденции научно-технического прогресса и достижения в спорте — вопрос чести и профессионального престижа педагога. В коллективах передовых ДОУ этим вопросам традиционно уделяется большое внимание. Правильно поставленная работа по повышению культурного уровня педагогов не становится источником перегрузки. Напротив, благодаря более высокой общей культуре педагогов удается сократить число традиционных методических заседаний и мероприятий. Хорошим стимулом для повышения общекультурной подготовки педагогов служит организация в ДОУ художественной самодеятельности. Сам фыа ее существования заставляет педагогов постоянно работать над расширением своего культурного круго-
зора. Развитие общей культуры педагогов — один из самых больших резервов повышения их мастерства. Техническая подготовка педагогов В эпоху научно-технического прогресса даже такие личные человеческие процессы, как обучение и воспитание, во все большей мере нуждаются в высокой технической оснащенности. Речь идет не о замене педагога техникой, а об его умении активно и эффективно использовать новые возможности образования, воспитания и развития воспитанников, которые предоставляют современные технические устройства. Необходим подлинный, неформальный технический всеобуч в ДОУ. Такой всеобуч в наши дни становится качественно новым по своему значению и содержанию в связи с компьютеризацией ДОУ. Естественно, что освоение новой техники не может касаться только педагогов, преподающих новый предмет или работающих по новым программам. Компьютерной грамотностью в кратчайшие сроки должны овладеть все педагоги. Ведь по мере создания пакетов прикладных программ, по мере включения в учебный процесс современных персональных компьютеров можно будет преподавать все учебные предметы и темы по программам с использованием ЭВМ. Огромны возможности ЭВМ и в организации технического творчества воспитанников, их досуга. Новым для ДОУ и очень эффективным техническим средством стал видеомагнитофон. Как показывают научные исследования, возможности видеотехники в процессе обучения весьма высоки. Видеомагнитофоны могут с большой пользой применяться и в управлении дошкольным учреждением, и в методической работе. Актуально освоение всеми педагогами и другой, более традиционной техники — обычных аудиовизуальных средств и т.д. Таким образом, знания педагогов об устройстве, назначении, педагогических возможностях технических средств обучения и воспитания, умение применять их на практике являются относительно самостоятельным блоком содержания методической работы, требующим особого внимания со стороны всех лиц, организующих такую работу. Изучая психолого-педагогическую литературу и результаты конкретной практической деятельности по исследуемой теме, можно сделать вывод, что методическая работа в ДОУ — неотъемлемая составляющая единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации. Методическая работа в настоящее время при- обретает все большее значение, так как ее «вклады» в личность и мастерство педагога обеспечивают завтрашний день ДОУ, его прогрессивное развитие. В условиях демократизации и гуманизации современного ДОУ добровольный характер методической работы делает ее одним из наиболее демократических видов деятельности. Нельзя не отметить, что именно педагог является сегодня ключевой фигурой обновления ДОУ, а потому следует задуматься над тем, как повысить роль его личности. В связи с этим необходимо хорошо знать цели и функции методической работы в ДОУ, ее основополагающую сущность. Совершенствовать методическую работу, поднимать ее на более высокий уровень — только так можно изменить содержание в системе образования и воспитания. Большое внимание задачам и содержанию методической работы в ДОУ необходимо уделять еще и потому, что зачастую ее перестройку пытаются свести к изменению форм проведения, оставляя в стороне главное — ее цели и содержание. Конечно, содержание реализуется в формах организации методической работы, но положительный итог определяет прежде всего содержание работы с кадрами (а не только формы). Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ Традиционные формы организации методической работы Сложность и многообразие функций и задач методической работы в дошкольном учреждении, разносторонний, постоянно обновляющийся характер ее содержания, а также конкретные особенности того или иного ДОУ предполагают и достаточное разнообразие форм работы, постоянное обогащение и повышение эффективности устоявшихся, традиционных форм и новаторское применение новых форм. Форма определяется как внутренняя структура, строение, связь и способ взаимодействия частей и элементов явлений; она всегда находится в единстве с содержанием, зависит от него, но обладает и относительной самостоятельностью и может поэтому оказывать влияние на содержание — на его способность к прогрессивному развитию или же обесценивать его. Разнообразие форм методической работы определяется прежде всего сложностью стоящих перед ней целей, многоликостью конкретных условий, в которых находятся дошкольные образовательные учреждения. Целесообразно выделить две группы организационных форм методической работы — коллективные и индивидуальные. К первым относятся семинары и практикумы, научно-практические конференции, методические объединения, творческие микрогруппы педагогов, методические кабинеты ДОУ и т.д.; ко вторым — стажировка, индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование и т.д. Одной из самых важных форм методической работы является работа над единой методической темой (проблемой) дошкольного учреждения. При правильном выборе целей и задач по данной проблеме эта работа организует, объединяет все другие формы, становится системообразующим фактором. К выбору единой методической темы детского сада предъявляются определенные требования: — тема должна быть актуальной для данного педагогического коллектива, соответствовать уровню его педагогического развития;
— тема должна быть созвучна современным педагогическим идеям; — выбор темы должен проводиться коллегиально, с учетом мнения наиболее авторитетных членов коллектива; — желательно, чтобы единая методическая тема была связана с имеющимся передовым педагогическим опытом, конкретными научно-педагогически ми исследованиями, проводимыми отдельными лицами или целыми коллективами, которые могут оказывать помощь своими разработками, пропагандой имеющегося опыта; возможна и самостоятельная работа коллектива детского сада над той или иной педагогической проблемой; — важно, чтобы методическая тема охватывала как учебную, так и воспитательную работу: либо выбирается тема, которая касается воспитательной работы, либо коллектив разрабатывает две темы — дидактическую и воспитательную; — выбранная тема не должна быть слишком мелкой, частной, она должна отражать идеи концепции, по которой работает образовательное учреждение. Практика показывает целесообразность определения единой методической темы на перспективу (чаще на пять лет) с разбивкой по годам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|