Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Письмо от «лесных жителей» 2 глава




Перестройка методической работы в дошкольном учреждении неизбежно ставит перед необходимостью дать правильные ответы на вопросы, чему учат педагогов, какой информацией, какими знаниями, умениями, навыками и в каком объеме должен овла­деть педагог-практик сегодня для повышения своего профессио­нального мастерства и квалификации. Таким образом, речь идет о важности оптимального выбора содержания методической работы в современном ДОУ. Актуальность такого выбора подтверждается и результатами практики методической работы в дошкольных уч­реждениях. Нередко выбор содержания работы с педагогами слу­чаен, отличается бессистемностью, отсутствием или слабостью


связей между основными направлениями повышения квалифи­кации работников детских садов, отсутствием в планах методи­ческой работы ряда необходимых блоков содержания, самых ос­трых и актуальных проблем. Во многих детских садах реальные проблемы учебно-воспитательного процесса, проблемы конкрет­ных педагогов и воспитанников и содержание методической ра­боты сосуществуют вполне мирно, но параллельно друг другу-

Содержание, оторванное от насущных проблем, стоящих пе­ред педагогом, неизбежно будет восприниматься им как формаль­ное, непонятно зачем навязанное извне.

Чтобы преодолеть указанные недостатки и поднять содержа­ние методической работы на уровень современных требований, следует проявить усилия одновременно на двух уровнях.

Во-первых, обеспечить и обосновать оптимальность выбора содержания методической работы для дошкольных учреждений с учетом наиболее важных проблем и тенденций в развитии про­фессионального мастерства педагогов и учебно-воспитательного процесса в ДОУ; выработать проект содержания методической работы для современного дошкольного учреждения. (Это задача работников педагогической науки и руководящих работников органов управления образованием, научно-методических служб и центров.)

Во-вторых, конкретизировать общие положения исходя из ре­альных, неповторимых условий каждого дошкольного учреждения. (Это задача организаторов методической работы в учреждении.)

Задачи на втором, дошкольном уровне отбора содержания ме­тодической работы нельзя успешно решать, не учитывая общена­учных основ. И в то же время без конкретизации общего содержа­ния применительно к условиям каждого дошкольного учрежде­ния, без акцента на проблемах, актуальных для каждого конкретного педагогического коллектива, даже самое богатое со­держание методической работы не вдохновит педагогов на твор­чество, не будет способствовать совершенствованию учебно-вос­питательной работы, демократизации дошкольной жизни. Таким образом, содержание методической работы в современном дош­кольном учреждении должно формироваться на основе различ­ных источников, как общих для всех дошкольных учреждений региона, так и конкретных, индивидуально-неповторимых.

В настоящее время можно предложить следующий комплекс источников содержания методической работы в ДОУ;

— государственно-правительственные документы о перестройке и социально-экономическом развитии нашего общества, об об­разовании, перестройке дошкольного учреждения, дающие об­щую целевую ориентацию для всей методической работы;


 




новые и усовершенствованные учебные программы, учеб­ные пособия, помогающие расширять и обновлять традиционное содержание методической работы;

— достижения научно-технического прогресса, новые резуль­таты психолого-педагогических исследования, в том числе ис­следований по проблемам самой методической работы в дош­кольном учреждении, повышающие ее научный уровень;

— инструктивно-методические документы органов образова­ния по вопросам методической работы в дошкольном учрежде­нии, дающие конкретные рекомендации и указания по отбору содержания работы с педагогами и воспитателями;

— информация о передовом, новаторском и массовом педаго­гическом опыте, дающая образцы работы по-новому, а также информация, нацеленная на скорейшее преодоление имеющих­ся недостатков;

— информация о массовом передовом опыте методической работы в дошкольных учреждениях, помогающая в конкретных условиях решать вопросы выбора содержания методической ра­боты с педагогами, помогающая избежать ошибок;

— данные конкретного анализа состояния учебно-воспита­тельного процесса в конкретном ДОУ, данные о качестве зна­ний, умений и навыков, об уровне воспитанности и развитости воспитанников, помогающие выявить первоочередные для дан­ного детского сада проблемы методической работы и самообра­зования.

Практика показывает, что невнимание к любому из этих вза­имодополняющих источников приводит к однобокости, обедне­нию, неактуальности содержания в системе повышения квали­фикации педагогов, т.е. выбор содержания методической работы оказывается неоптимальным.

В условиях современного ДОУ и с учетом сложившихся тради­ций и привычек выбор содержания методической работы — дело творческое, не терпящее шаблона и догматизма. Важно избежать и других нежелательных крайностей — анархии, необоснованно­сти, хаоса, беспринципности, поэтому в любых конкретных ус­ловиях необходимо отбирать содержание в соответствии с общи­ми требованиями к методической работе.

Содержание методической работы в ДОУ должно также коор­динироваться с содержанием других звеньев системы повышения квалификации, не дублируя и не пытаясь его подменить.

Анализ практики методической работы и конструктивно-ме­тодической документации руководящих органов образования, изучение потребностей повышения квалификации и мастерства педагогов позволяют выделить в современных условиях следую-


шие основные направления содержания методической работы (под­готовки педагогов) в дошкольном учреждении:

—мировоззренческая и методологическая;

—частнометодическая;

—дидактическая;

—воспитательная;

—психолого-физиологическая;

—этическая;

—общекультурная;

—техническая.

Выбор содержания методической работы осуществляется на основе развития каждого из направлений подготовки педагогов, сближения, взаимопроникновения всех направлений.

За каждым направлением содержания методической работы стоят определенные отрасли науки, техники, культуры. Осваивая новые знания, педагог может подняться на новый, более высо­кий уровень профессионального мастерства, стать более богатой, творческой личностью.

Мировоззренческая и методологическая подготовка педагогов

Представителю любой профессии, а тем более педагогу, очень важно уметь правильно ориентироваться в мировоззренческих, ценностных, философско-методологических проблемах. Без чет­кой мировоззренческой и методологической позиции трудно и даже невозможно сделать правильный выбор направления соб­ственной практической педагогической деятельности.

Содержание мировоззренческой и методологической подготов­ки предполагает следующие важнейшие аспекты:

—сущность и содержание социального, политического, эко­номического, а также профессионально-педагогического мыш­ления;

—содержание гуманистических, демократических, общечело­веческих ценностей на современном этапе развития нашего об­щества и ДОУ;

—философско-методологические основы перестройки обра­зования, новые функции и цели дошкольного учреждения, фи­лософия оптимального построения педагогического процесса;

— проблемы образования в условиях рыночной экономики,
политики, плюрализма и многопартийности;

— место дошкольного учреждения в меняющемся обществе,
Организаторы данного направления подготовки педагогов се­
годня как никогда и сами должны обладать такими качествами,


 




как широта кругозора, принципиальность, высокая компетент­ность и ответственность,

Частнометодическая подготовка педагогов

По своей базовой подготовке каждый педагог прежде всего является преподавателем конкретного предмета или выполняет функцию воспитателя. В частнометодической подготовке педаго­гов можно выделить три следующих взаимосвязанных фактора:

1) повышение квалификации педагогов в области той науки
или совокупности наук, которые лежат в основе преподаваемого
предмета, раздела программы или целостного воспитательного
процесса;

2) повышение квалификации педагогов и воспитателей в сфе­ре содержания своего предмета, углубленное изучение новых учеб­ных программ и учебных пособий;

3) повышение квалификации педагогов в области методики преподавания своего предмета или раздела программы, по кото­рой осуществляется воспитание и обучение дошкольников.

Значение первого из названных факторов частнометодической подготовки педагогов трудно переоценить. Это связано с бурным ростом научно-технического прогресса, повышением роли науки в решении задач воспитания и образования. В условиях стреми­тельного развития современных средств массовой информации, благодаря чему быстро возрастает информированность воспитан­ников, педагог должен обладать научной эрудицией, так как это — непременное условие авторитета педагога, условие его успешно­го общения с воспитанниками и их родителями.

Важное место в повышении квалификации как педагогов-пред­метников, так и воспитателей занимает работа по освоению об­новленного содержания образования и воспитания в детском саду, j Особенно сложные и ответственные задачи в этом плане прихо-, дится решать тем педагогам дошкольного учреждения, где вво­дятся новые для дошкольников предметы и программы обучения ' и воспитания.

Повышение квалификации педагогов и воспитателей в сфере i
содержания программ предполагает глубокое изучение вопросов
преемственности в системе «Детский сад—школа», что позволяет
повышать эффективность адаптации ребенка в школе, добивать- |
ся единства требований к воспитанникам.,

Правильно поступают в тех дошкольных учреждениях, где вни­мание педагогов специально акцентируют на оценке сравнитель­ной трудности усвоения воспитанниками разных тем и разделов программы, выделяя наиболее трудный для понимания материал *


с целью его специальной проработки. Для выявления трудных тем заведующие, старшие воспитатели и методисты могут пользоваться не только собственными наблюдениями и результатами собесе­дований с педагогами, но и материалами, публикуемыми в печа­ти, о типичных затруднениях воспитанников в изучении отдель­ных тем и разделов программ.

Хорошим средством усиления внимания педагогов к содержа­нию преподаваемого предмета, программе воспитания и обучения является ознакомление родителей с программными требованиями. Раскрывая перед родителями перспективы получения воспитанни­ками новых знаний и умений, педагог углубляет свое собственное понимание программы, и сам относится к ней более ответственно.

При всей важности частнометодической подготовки педагогов в дошкольном учреждении необходимо помнить, что она должна быть тесно связана с другими сторонами содержания методиче­ской работы в ДОУ, что нельзя сводить всю методическую работу только к изучению частной методики. Это особенно важно, так как культивирование специфичности методических проблем, воз­никающих у педагогов разных дисциплин, мешает их взаимопо­ниманию, коллективной методической работе, мешает найти об­щий язык, управлять повышением квалификации педагогов в мас­штабе единого педагогического коллектива. Важна не только предметная, но и всепредметная, в частности общедидактиче­ская, подготовка педагогов.

Дидактическая подготовка педагогов

Становление в ДОУ методической работы как целостной сис­темы в управлении немыслимо без повышения общедидактиче­ской подготовки педагогов. В системе методической работы ди­дактическая подготовка является системообразующим началом. Вокруг нее группируются другие стороны содержания повыше­ния квалификации педагогов: ведь дидактика касается наиболее важных проблем работы современного дошкольного учреждения, проблем, волнующих всех педагогов независимо от того, какой предмет они преподают в ДОУ и по какой программе проходит воспитание и обучение.

Каким же должно быть содержание дидактической подготов­ки педагогов в современных условиях? На какой основе его необ­ходимо строить?

В целях дидактической подготовки педагогов в системе мето­дической работы в ДОУ предполагается обеспечить:

— изучение наиболее важных современных дидактических кон­цепций и идей, как теоретических, так и, особенно, прикяад-



ных, переведенных на язык практических рекомендаций, пра­вил, требований;

— изучение опыта педагогов-мастеров педагогического труда, педагогов-новаторов, создающих индивидуально-неповторимые и высокоэффективные дидактические системы.

В большинстве ДОУ сегодня мало изучают труды классиков педагогики. Необходимо отчетливо осознать: без знания дидакти­ческого наследия прошлого современный педагог не может овла­деть высотами профессиональной культуры!

При правильной организации изучение классического насле­дия не превращается в самоцель, а органически связывается с актуальными проблемами сегодняшнего ДОУ. Однако, при всей важности освоения классического педагогического наследия, не нужно всю методическую работу по данному направлению сво­дить лишь к его изучению. В передовом, новаторском опыте луч­ших педагогов современности нашли воплощение многие ориги­нальные, новые дидактические идеи, подходы, приемы. Живой конкретный опыт педагога имеет определенные преимущества перед обобщенными выкладками ученых, однако, это не альтер­натива изучению дидактической науки, а необходимое дополне­ние к ней.

Возрастающий уровень дидактической культуры и эрудиции педагогов позволяет повысить уровень анализа реального учебно­го процесса в ДОУ, выявить типичные затруднения педагогов. Эта работа проводится не просто на дидактической основе (без чего нельзя было бы получить никакой информации об опыте), а на основе диагностики конкретных, причем важнейших, дидакти­ческих умений педагогов. При этом следует самооценку затрудне­ний и оценку их заведующими ДОУ как экспертами осуществ­лять комплексно.

Воспитательная подготовка педагогов

В условиях развития ДОУ особенно важную роль приобретает готовность педагога к воспитательной работе, имеющей первосте­пенное значение. Чтобы обеспечить эту готовность, необходимо развивать все направления методической работы. Мировоззренче­ская подготовка нацелена на оказание помощи в реализации задач воспитания детей. На решение комплекса воспитательных задач в процессе обучения нацелены частнометодическая и дидактическая подготовка. Назрела необходимость выделить специальный, вос­питательный блок содержания методической работы.

Главным содержанием этого направления методической рабо­ты являются вопросы воспитания на основе общечеловеческих


ценностей. Одной из важнейших идей в рамках воспитательной подготовки педагогов и воспитателей в настоящее время стала идея системного подхода к воспитанию.

На состояние воспитательной работы с дошкольниками, уро­вень их воспитанности сильное и не всегда благоприятное влия­ние оказывает внешняя среда. Новые явления в макросреде, а глав­ное, задачи социального обновления требуют перестройки вос­питательной работы, иначе — перестройки подготовки педагогов к ее проведению.

Психолого-физиологическая подготовка педагогов

Современному педагогу-воспитателю необходимы знания по пси­хологии, физиологии детей и подростков, дошкольной гигиене, а также основанные на этих знаниях практические умения и навыки.

Исследования показывают, что именно в этой области педа­гоги чувствуют себя особенно неуверенно и нуждаются в дей­ственной методической помощи. Каким же должно быть содер­жание психолого-физиологической подготовки педагогов в ДОУ в нынешних условиях? Можно говорить о четырех основных ис­точниках этого содержания:

1) знания по общей, педагогической, возрастной и социаль­ной психологии, физиологии детей и дошкольной гигиене, зна­ния о типичных тенденциях и особенностях психологического развития современных воспитанников разных возрастов; знания по психологии обучения и воспитания; знания о взаимосвязи ха­рактера учебно-воспитательной работы и уровня развития вос­питанников; знания психологии детского коллектива, т.е. знания, которые можно почерпнуть из литературы, лекций специалис­тов-психологов, физиологов, врачей и т.п.;

2) знание конкретных особенностей психологического и фи­зиологического развития воспитанников данного ДОУ или конк­ретной группы; знания приобретают сами педагоги, опираясь на научную психологию и физиологию;

3) знание психологии груда и личности педагога, закономер­ностей его профессионального, творческого роста, развития пе­дагогических коллективов;

4) знание особенностей собственной профессии, деятельно­сти и личности, собственного педагогического коллектива; зна­ния приобретают сами педагоги в ходе учебно-воспитательной и методической работы.

При наличии такой информации возможно оказывать действен­ное педагогическое влияние не только на воспитанников, но и на реальное профессиональное самовоспитание. Во всех налрав-


 



2L


лениях содержания методической работы должны быть два встреч­ных потока информации — знания характера обобщенного и кон­кретного, приобретаемые непосредственно самими участниками педагогического процесса.

Слабость первого источника информации резко снижает, сво­дит к нулю научный уровень работы, ведет к неумению правиль­но объяснить полученные сведения. Слабость второго источника информации становится причиной абстрактного теоретизирова­ния, свидетельствует об отрыве от реальных психологических проблем конкретного коллектива.

До последнего времени данное направление в методической подготовке педагога было развито слабее, чем другие. Как пока­зывает анализ множества существующих методик изучения лич­ности воспитанников и особенностей коллективов, наиболее до­ступной для массовой дошкольной практики является методика педагогического, или психолого-педагогического консилиума. Именно ее следует рекомендовать в качестве составной части содержания психологической подготовки педагогов.

Суть этой методики состоит в том, что все педагоги, работаю­щие с одним коллективом воспитанников, совместно, по еди­ной научно обоснованной программе изучают воспитанников, их реальные учебные возможности, а затем коллективно опреде­ляют причины отклонений и недостатков, мешающих достиже­нию оптимального уровня развития, и намечают конкретные меры по улучшению работы с группой и отдельными воспитанниками.

Принципиально важно, чтобы в консилиуме тесно сотрудни­чали все педагоги, воспитатели и другие заинтересованные лица.

Методическая работа в дошкольном учреждении призвана по­могать педагогам осознать необходимость внимательного изуче­ния каждого воспитанника, недопустимость работать «вслепую» или «на ощупь», правильно понимать цели, задачи, программы обучения воспитанников, правильно пользоваться методами от­бора информации.

Такие консилиумы способствуют повышению психологиче­ской культуры педагогов, учат их более зорко всматриваться в психику воспитанников, отмечать особенности их личности, ин­дивидуальности, учат действовать на занятиях тонко, тактично, прицельно.

Этическая подготовка педагогов

Педагогический коллектив — достаточно сложная социальная система, в которой сотрудничают люди с самыми различными индивидуальными чертами, темпераментами, характерами. В ходе


учебно-воспитательной работы неизбежно возникают сложные проблемы, а порой и конфликты, из которых нужно уметь дос­тойно выходить. Для решения этих задач педагогам необходимо знать важнейшие принципы педагогической этики. Поведение педагога в системах отношений «педагог—воспитанник», «педа­гог—педагогический коллектив ДОУ», «педагог—родители» и т.п. становится предметом особого рассмотрения. В качестве теорети­ческого источника знаний по педагогической этике рекоменду­ются работы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.И. и И.Я. Пи-саренко, сборники задач и педагогических ситуаций, где выбор оптимального варианта требует от педагога не только знаний, но и большой мудрости и педагогического такта. Источником эти­ческой подготовки педагога также служат и материалы из жизни данного дошкольного учреждения. В ряде ДОУ педагоги приходят к выводу необходимости выработать свои кодексы профессио­нальной этики, в которых формулируются основные принципы взаимоотношений участников педагогического процесса, прави­ла профессионального поведения педагога и воспитателя в обще­нии с самыми различными лицами и коллективами.

Общекультурная подготовка педагогов

Огромная социальная ответственность профессии педагога как воспитателя новых поколений, быстрый рост информированно­сти воспитанников и их родителей, с одной стороны, и большая загруженность современного педагога различными видами про­фессиональной и общественной деятельности, с другой, делают весьма актуальной и острой проблему постоянного повышения общего культурного уровня педагога.

Быть в курсе духовных достижений своего бурного времени, ориентироваться в современной и классической литературе, те­атре, кинематографе, изобразительном искусстве, музыке, знать основные тенденции научно-технического прогресса и достиже­ния в спорте — вопрос чести и профессионального престижа пе­дагога. В коллективах передовых ДОУ этим вопросам традиционно уделяется большое внимание. Правильно поставленная работа по повышению культурного уровня педагогов не становится источ­ником перегрузки. Напротив, благодаря более высокой общей культуре педагогов удается сократить число традиционных мето­дических заседаний и мероприятий.

Хорошим стимулом для повышения общекультурной подго­товки педагогов служит организация в ДОУ художественной са­модеятельности. Сам фыа ее существования заставляет педагогов постоянно работать над расширением своего культурного круго-


 




зора. Развитие общей культуры педагогов — один из самых боль­ших резервов повышения их мастерства.

Техническая подготовка педагогов

В эпоху научно-технического прогресса даже такие личные че­ловеческие процессы, как обучение и воспитание, во все боль­шей мере нуждаются в высокой технической оснащенности. Речь идет не о замене педагога техникой, а об его умении активно и эффективно использовать новые возможности образования, вос­питания и развития воспитанников, которые предоставляют со­временные технические устройства. Необходим подлинный, не­формальный технический всеобуч в ДОУ.

Такой всеобуч в наши дни становится качественно новым по своему значению и содержанию в связи с компьютеризацией ДОУ. Естественно, что освоение новой техники не может касаться толь­ко педагогов, преподающих новый предмет или работающих по новым программам. Компьютерной грамотностью в кратчайшие сроки должны овладеть все педагоги. Ведь по мере создания паке­тов прикладных программ, по мере включения в учебный про­цесс современных персональных компьютеров можно будет пре­подавать все учебные предметы и темы по программам с исполь­зованием ЭВМ. Огромны возможности ЭВМ и в организации технического творчества воспитанников, их досуга.

Новым для ДОУ и очень эффективным техническим средством стал видеомагнитофон. Как показывают научные исследования, возможности видеотехники в процессе обучения весьма высоки. Видеомагнитофоны могут с большой пользой применяться и в управлении дошкольным учреждением, и в методической работе. Актуально освоение всеми педагогами и другой, более традици­онной техники — обычных аудиовизуальных средств и т.д.

Таким образом, знания педагогов об устройстве, назначении, педагогических возможностях технических средств обучения и воспитания, умение применять их на практике являются относи­тельно самостоятельным блоком содержания методической ра­боты, требующим особого внимания со стороны всех лиц, орга­низующих такую работу.

Изучая психолого-педагогическую литературу и результаты конкретной практической деятельности по исследуемой теме, можно сделать вывод, что методическая работа в ДОУ — неотъем­лемая составляющая единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональ­ной квалификации. Методическая работа в настоящее время при-


обретает все большее значение, так как ее «вклады» в личность и мастерство педагога обеспечивают завтрашний день ДОУ, его про­грессивное развитие. В условиях демократизации и гуманизации современного ДОУ добровольный характер методической работы делает ее одним из наиболее демократических видов деятельнос­ти. Нельзя не отметить, что именно педагог является сегодня клю­чевой фигурой обновления ДОУ, а потому следует задуматься над тем, как повысить роль его личности.

В связи с этим необходимо хорошо знать цели и функции ме­тодической работы в ДОУ, ее основополагающую сущность. Со­вершенствовать методическую работу, поднимать ее на более высокий уровень — только так можно изменить содержание в системе образования и воспитания.

Большое внимание задачам и содержанию методической ра­боты в ДОУ необходимо уделять еще и потому, что зачастую ее перестройку пытаются свести к изменению форм проведения, оставляя в стороне главное — ее цели и содержание. Конечно, содержание реализуется в формах организации методической ра­боты, но положительный итог определяет прежде всего содержа­ние работы с кадрами (а не только формы).



Глава 2.

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ В ДОУ

Традиционные формы организации методической работы

Сложность и многообразие функций и задач методической рабо­ты в дошкольном учреждении, разносторонний, постоянно обнов­ляющийся характер ее содержания, а также конкретные особенности того или иного ДОУ предполагают и достаточное разнообразие форм работы, постоянное обогащение и повышение эффективности усто­явшихся, традиционных форм и новаторское применение новых форм.

Форма определяется как внутренняя структура, строение, связь и способ взаимодействия частей и элементов явлений; она всегда находится в единстве с содержанием, зависит от него, но обла­дает и относительной самостоятельностью и может поэтому ока­зывать влияние на содержание — на его способность к прогрес­сивному развитию или же обесценивать его.

Разнообразие форм методической работы определяется преж­де всего сложностью стоящих перед ней целей, многоликостью конкретных условий, в которых находятся дошкольные образо­вательные учреждения.

Целесообразно выделить две группы организационных форм ме­тодической работы — коллективные и индивидуальные. К первым относятся семинары и практикумы, научно-практические конфе­ренции, методические объединения, творческие микрогруппы пе­дагогов, методические кабинеты ДОУ и т.д.; ко вторым — стажи­ровка, индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование и т.д.

Одной из самых важных форм методической работы является работа над единой методической темой (проблемой) дошкольного учреждения. При правильном выборе целей и задач по данной про­блеме эта работа организует, объединяет все другие формы, стано­вится системообразующим фактором. К выбору единой методиче­ской темы детского сада предъявляются определенные требования:

— тема должна быть актуальной для данного педагогического коллектива, соответствовать уровню его педагогического развития;


 

— тема должна быть созвучна современным педагогическим идеям;

— выбор темы должен проводиться коллегиально, с учетом мнения наиболее авторитетных членов коллектива;

— желательно, чтобы единая методическая тема была связана с имеющимся передовым педагогическим опытом, конкретными научно-педагогически ми исследованиями, проводимыми отдель­ными лицами или целыми коллективами, которые могут оказы­вать помощь своими разработками, пропагандой имеющегося опыта; возможна и самостоятельная работа коллектива детского сада над той или иной педагогической проблемой;

— важно, чтобы методическая тема охватывала как учебную, так и воспитательную работу: либо выбирается тема, которая ка­сается воспитательной работы, либо коллектив разрабатывает две темы — дидактическую и воспитательную;

— выбранная тема не должна быть слишком мелкой, частной, она должна отражать идеи концепции, по которой работает об­разовательное учреждение. Практика показывает целесообразность определения единой методической темы на перспективу (чаще на пять лет) с разбивкой по годам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...