Письмо от «лесных жителей» 3 глава
Единая методическая проблематика должна пронизывать все формы методической работы. Наличие единой темы — одно из условий сплочения коллектива единомышленников. А.С. Макаренко писал, что «хорошим мастером можно сделаться только в хорошем педагогическом коллективе*. Создать же такой коллектив невозможно без объединяющей идеи, без целеустремленной методической работы над повышением мастерства каждого члена педагогического коллектива. К сожалению, изложенные требования часто нарушаются. Иногда педагоги даже не знают единой темы детского сада, не понимают научных идей, лежащих в ее основе. Все это происходит в результате формализма в детсадовской методической работе. Не всегда руководители детских садов в полной мере используют большие системообразующие возможности данной формы методической работы. Одна из самых распространенных форм коллективной методической работы — методические объединения. Это объединения как педагогов-однопредметников, так и педагогов нескольких дисциплин, нацеленные на конкретное преломление общедидактических и общепедагогичеких положений применительно к конкретному занятию или воспитательному мероприятию. Методические объединения создаются в детском саду при наличии не менее трех воспитателей, работающих в одних и тех же возрастных группах, преподающих один учебный предмет или раздел учеб-
ной программы. Педагоги других проблем и направлений могут объединяться в цикловые предметные объединения гуманитарного и естествен но-научного профилей. При определении состава методобъединений необходимо учитывать конкретные условия данного детского сада, начиная с общего числа педагогов и педагогов по данному направлению, возможности продуктивной работы в рамках одного объединения педагогов разных направлений (а это во многом зависит от единой методической темы в детском саду, квалификации педагогов и т.д.). Только исходя из конкретных условий и применяя разнообразные формы и приемы работы, можно избежать формализма, которым страдают многие объединения, более эффективно использовать эту достаточно продуктивную форму методической работы, осовременить ее и оказать реальную помощь педагогам в решении задач детского сада.
Заседания методобъединений проводятся, как правило, раз в месяц в соответствии с общим планом и учетом циклограмм, однако их деятельность не сводится только к этим заседаниям, она носит повседневный характер, и это является большим достоинством данной формы работы. Каждое заседание методического объединения включает в себя как теоретическую часть — доклады, сообщения, обзор методической литературы, так и практическую — посещение занятий и их обсуждение, практикумы, выполнение планов самообразования педагогов, подведение итогов творческих и конкурсных детских работ. В конце учебного года завершают работу методических объединений выставки, конференции педагогов и т.д. В детском саду практикуют выпуск рукописных методических журналов, выступления педагогов по обмену опытом на заседаниях педсовета, оформление стендов эффективности занятий и т.д. На заседаниях методобъединений обсуждаются индивидуальные планы самообразования педагогов, заслушиваются их сообщения о ходе самообразовательной работы. Работа методобъединений может проводиться по следующим направлениям: — изучение вопросов теории воспитания и обучения, овладение их научной методологией; — ознакомление с новыми программами и учебными пособиями, уяснение их особенностей и требований; изучение новых сложных программных тем с использованием дополнительного научного материала;
— углубленное изучение методики воспитания и обучения по разделу общей программы детского сада; предварительное изучение методики преподавания наиболее сложных разделов програм- мы с последующей практикой проведения открытых занятий, подготовленных опытными педагогами; — изучение положений дидактики и теории воспитания, возможность их практического применения; — изучение возрастной и педагогической психологии, психолого-педагогических особенностей детей разных возрастных групп; — информация о новых книгах по разделам программ, материалах и методических рекомендациях в педагогической печати по содержанию и методике учебно-воспитательной работы в детском саду; — систематическое изучение состояния знаний, умений и навыков, уровня воспитанности, интеллектуального развития дошкольников; — дополнительная индивидуальная и дифференцированная работа по воспитанию и развитию личности дошкольника. Психолого-педагогические семинары Эта форма работы возникла в связи с возросшей необходимостью ознакомить педагогов с новейшими достижениями психолого-педагогической науки и передового опыта. Такие семинары требуют высокой квалификации от организаторов методической работы, а потому в них принимают участие ученые, преподаватели педагогических вузов, квалифицированные лекторы Института усовершенствования учителей. В некоторых дошкольных учреждениях занятия семинаров проводятся ежемесячно или один раз в квартал. Важной положительной тенденцией в работе психолого-педагогических семинаров педагогов в передовых дошкольных учреждениях является органическая взаимосвязь теории и практики на занятиях семинара. При таком подходе результатом работы семинара становятся не только знания, но и практические умения и навыки, что особенно ценно для повышения мастерства педагогов. При проведении занятий психолого-педагогического семинара очень важно обеспечить атмосферу творчества, неформального общения. После теоретических сообщений организуются педагогические дискуссии, диспуты. Такие семинары могут стать хорошей формой приобщения педагогов к творческой научно-исследовательской деятельности, повышают общую и педагогическую культуру педагогического коллектива,
Научно-практические конференции и педагогические чтения Данные формы методической работы — это своеобразное подведение итогов деятельности коллектива ДОУ и отдельных педагогов над актуальными методическими проблемами, и главная
их задача — выявить и обобщить лучший педагогический опыт. Однако на практике такие формы часто страдают существенными недостатками. Нередко из года в год на трибуну выходят одни и те же педагоги, анализируют одни и те же темы, причем темы докладов иногда носят случайный характер и отражают не собственный опыт, а публикацию из педагогических журналов. Одна из причин подобных ситуаций — недостаточная предварительная работа с авторами докладов и выступлений. Без такой работы, без выявления нового конкретного опыта трудно рассчитывать на успех выступления педагога. Для повышения эффективности воздействия доклад необходимо сопровождать демонстрацией наглядных пособий, характеризующих данный опыт. Многие современные ДОУ практикуют новые формы проведения конференций, отличающиеся от традиционных, порой многочасовых заседаний. Педагоги делают очень краткие сообщения, которые затем обязательно обсуждаются, часто в полемической форме. Такое проведение конференций возможно только в педагогическом коллективе, где высоко развиты дух творчества и новаторства. Читательские и зрительские конференции Эти формы работы способствуют расширению кругозора и повышению духовных потребностей педагогов, росту их общей культуры, а также помогают выявить общественное мнение коллектива по многим актуальным проблемам ДОУ и жизни. Предметом обсуждения на читательских конференциях могут быть наиболее значительные произведения художественной и публицистической ] литературы или педагогические книги и статьи, вызывающие осо-! бый интерес. На зрительских конференциях обсуждаются театральные спектакли и телевизионные программы, посвященные ДОУ. ] Эти формы работы требуют высокого уровня доверительности в; общении с педагогами, высокого уровня художественной и пе- ' дагогической эрудиции и вкуса от тех, кто может возглавить об-. суждение, сделать его интересным и квалифицированным.
Школа передового опыта. Групповое наставничество Данная форма методической работы практикуется в ДОУ, если в их коллективе трудятся один или несколько педагогов — мастеров педагогической профессии, чей передовой опыт следует передать другим педагогам. Члены коллектива ДОУ знакомятся с занятиями и мероприятиями наставника, планами его работы и другими методическими документами, приглашают его на свои занятия, Наставничество — очень важное направление в работе опытных педагогов, требующее соответствующего морального стимулирования со стороны коллектива дошкольного учреждения. Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования Эта форма широко применяется руководителями ДОУ, а также наиболее опытными педагогами в работе с молодежью, стажерами, педагогами, испытывающими затруднения в решении педагогических проблем. Большую роль в такой работе играет хорошее знание возможностей, сильных и слабых сторон, затруднений, личностных качеств педагога, а также умение руководителей и наставников анализировать ход и результаты деятельности педагогов, формулировать конкретные рекомендации и советы в адрес педагогов. Не менее важно обучать каждого педагога умению анализировать собственную деятельность. Иногда целесообразно руководителю детского сада провести собеседование с педагогом до урока или даже вместе с ним продумать план занятий с последующим обсуждением. Помощь конкретным педагогам может приобретать повседневный, иногда деятельный характер, однако предпочтительнее более перспективный подход — это создание долговременной «программы выращивания творческого педагога». Наличие таких программ — признак высокого уровня постановки методической работы. Методические выставки, бюллетени, стенгазеты Методическая работа предполагает наглядное воплощение своего содержания в конкретных формах. В связи с этим в соответствии с единой методической темой ДОУ и темами педагогических чтений организуются методические выставки. Широкое распространение в детских садах получили методические бюллетени с информацией для всех педагогов ДОУ о ценных методических приемах и находках, которые стали известны руководителям детских садов и педагогачг-наставникам после посещения учебно-воспитательных мероприятий, Таким образом творческое изобретение одного педагога становится достоянием его коллег.
Методические угюлкн и кабинеты в детском саду Текущая методическая информация обычно отражается в методических уголках старшего воспитателя или кабинете заведующего ДОУ. В дошкольной образовательном учреждении с разви- М той системой методической работы при наличии свободного no-i Такая форма дает возможность собрать обширный материал и{ Новые формы методической работы К новым формам методической работы относятся так называе-1 мые ролевые игры, мозговые атаки, инициативные творческие микрогруппы педагогов, а также по-новому проводимые обучающие семинары на основе открытых занятий и отдельных мероприятий. Все эти коллективные формы работы объединяет стремление j более полно реализовать, развить потенциальные возможности и: способности каждого педагога, максимально активизировать процесс усвоения методических идей и приемов, сделать их достоянием личности педагога. Педагоги издавна использовали так называемые дидактические игры — игры с целью обучения. Широкое распространение приемов практической психологии позволило использовать ролевые и деловые! игры для взрослых с целью наилучшего освоения тех или иных дей- '< ствий, умений, приемов, в том числе и приемов работы с детьми. i Ролевой игрой применительно к методической работе можно j назвать игровой процесс, в котором участвует группа педагогов, I причем каждый имитирует либо деятельность педагога на занятии, либо воспитанников, либо заведующего или старшего воспи- j тателя. Результатом этого процесса должны стать новые методичес-! кие навыки и приемы, полученные всеми участниками. Примером ролевой игры может служить занятие, проведенное одним из начинающих педагогов в манере, имитирующей почерк педагога-мастера со всеми свойственными тому приемами, направленными на активизацию познавательной деятельности воспитанников — на обучение умению выделить главное, существенное. При проведении игр необходимо иметь в виду, что педагоги, исполняющие роли воспитанников, могут испытывать большие затруднения, чем дети, оказавшиеся в данной ситуации. Такая форма методической работы предоставляет педагогам большие возможности по овладению приемами, требующими практической тренировки, приемами имитации, возможно неоднократной, и развивает умение действовать в новой ситуации. Вариантом деловой обучающей игры является подготовка и имитация проведения занятия разными педагогами по одной и той же теме, но с разными возрастными группами детей. По окончании игры необходим серьезный анализ представленного. Не менее эффективна в методическом отношении игра, при которой педагог имитирует на занятии свое воспитательное дело, сконструированное им по одной и той же теме, но для детей разных возрастных групп и с разными реальными учебными возможностями. Одна из форм коллективного методического творчества педагогов — работа их в так называемых творческих микрогруппах. В отличие от методических объединений, где основой общности выступает методика обучения воспитанника, при образовании микрогруппы в три-шесть человек важны прежде всего взаимная симпатия, личная дружба, психологическая совместимость и, обязательно, интерес к одной педагогической проблеме. Поводом для создания таких микрогрупп может послужить как желание освоить какую-то педагогическую идею, методику, так и стремление наиболее полно и продуктивно использовать сложившиеся в коллективе взаимоотношения, так называемый человеческий фактор. Микрогруппой можно назвать неформальное объединение небольшой группы педагогов, возникшее на основе сложившихся благоприятных взаимоотношений и направленное на решение общей педагогической задачи. Такие группы создаются в коллективе на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какую-то новую концепцию, теорию, методику, идею. Каждый член группы сначала самостоятельно изучает новую разработку или ее часть, потом излагает ее своим коллегам. Они дополняют, спорят, углубляют, обмениваются мнениями, затем реализуют изучаемую идею на практике: ходят друг к другу на занятия, обсуждают их, а когда новая идея будет освоена, и первые умения приобретены, группа распадается. Обычно в труппе выделяется лидер, который берет на себя обязанности руководителя по изучению теоретического материала и организационным вопросам. В процессе опытно-экспериментальной деятельности было доказано, что творческое освоение новых научных идей в микрогруппах идет в 3—4 раза скорее, чем другими путями. Во-первых, в микрогруппах снимаются психологические барьеры, связанные с различиями в характерах людей, осложненными отношениями в прошлом, другими причинами неоптимальной совместимости. Во-вторых, наличие симпатий является мощным фактором, стимулирующим совместнуюдеятельность. В-третьих, в микрогруппы чаще всего объединяются педагоги, обладающие компенсаторными возможностями. В-четвертых, в микрогруппе участвуют
- Зак. 53068 педагоги не одного предмета, и этот фактор также определяе-возможности взаимного обогащения. В-пятых, обоюдный инте^ рее людей, потребность в общении наполняют методическую работу актуальным для всех членов микрогруппы содержанием. Все это создает благоприятные предпосылки для коллективной творческой методической деятельности. Благодаря добровольному характеру возникновения микрогрупп и возможности изменить их состав в течение года расширяется круг личных и деловых контактов между педагогами, и этот положительный фактор способствует сплочению педагогического коллектива, формирует в нем единство взглядов и стремлений. Мозговой атакой применительно к условиям детского сада можно считать кратковременное разовое объединение группы педагогов, возникающее с целью овладеть конкретной методической идеей или приемом, либо чтобы найти новое решение создавшейся учебно-методической проблемы. Для реализации этого ме-' тода необходимы три условия; максимальная концентрация вни-i мания участников на избранной проблеме, возможно более ко-; роткие сроки ее решения, активное участие всех педагогов. Эти* условия могут быть достигнуты разными способами. Психологи^ рекомендуют даже в целях возможно большей концентрации вни-i мания оторваться от обычных условий жизни и деятельности и* общаться только внутри отобранной группы педагогов. «Погру-] жение в проблему» может быть достигнуто и с помощью СМИ, в! частности телевидения. Открытые занятия и проведенные мероприятия. Практически; К- сожалению, часто происходит девальвация открытых заня- i тий, начинается гласное и негласное соревнование, а формализм резко снижает их качество. Обучающий (для педагогов) эффект от посещений таких занятий пока низок, хотя положительных, или даже восторженных отзывов педагогов после присутствия на занятиях у своих коллег слышно много. Причина низкого эффекта — неправильная методика проведения семинаров, включающих и посещение открытых занятий. Если сразу после занятия присутствующие начинают давать оценку увиденному, то она просто не может быть квалифицированной, так как посетившие занятие педагоги чаще всего не знают задумок своего коллеги, особенностей возрастной группы, традиций и т.д. Повысить эффективность открытых занятий и отдельных мероприятий может специальная, проверенная на практике методика проведения семинаров и обучающих занятий с педагогами. Суть ее в следующем. Педагог, дающий открытое занятие, до его начала знакомит коллег с проектом будущего занятия: уточняет его место в теме, разделе программы, раскрывает идею опыта, задачи образования, воспитания и психологического развития, которые он перед собой ставит; рассказывает о намеченных путях и средствах решения поставленных задач; обязательно дает характеристику реальных учебных возможностей возрастной группы. Далее педагог проводит открытое занятие, на котором коллеги присутствуют уже не просто как наблюдатели, а как соучастники. Затем следует самоанализ занятия. Педагог раскрывает, что ему удалось реализовать из намеченного, а что не удалось и почему; рассказывает, как он использовал запасные методические ходы; оценивает эффективность примененных приемов. После этого присутствующие задают уточняющие вопросы и только потом высказывают свои мнения, дают рекомендации по дальнейшему развитию опыта, сообщают, что из увиденного они возьмут на вооружение, где, когда и в какой форме используют. Реально проведенное занятие может оказаться как хуже, так и лучше,своего проекта, а может быть проведено и по совершенно новому, экспромтом возникшему варианту. Во всех этих случаях грамотный анализ таких занятий обогащает и автора занятия, и его коллег. В организационной структуре методической деятельности необходимо учитывать и другие формы работы с кадрами (педсоветы, производственные совещания, заседания трудового коллектива и Др.), где методическая функция выступает не главной, а сопутствующей. Производственные совещания, педсоветы проводятся по плану работы соответствующих общественных организаций, органов управления ДОУ, а не по плану методической работы, поэтому главные функции этих форумов не методические. Педагогические советы как высшие органы коллективного руководства детского сада призваны решать важнейшие проблемы повышения мастерства педагогов (причем в теснейшей связи с Результатами учебно-воспитательного процесса). На заседаниях педсовета необходимо заслушивать теоретические сообщение выступления по обмену опытом работы, творческие отчете педагогов. Действенность педсовета, его нацеленность на по вышение мастерства педагогов — важный фактор повышение его авторитетности. Индивидуальные формы работы с педагогами Главным принципом в организации эффективной индивиду; альной методической работы должен быть принцип строгой диф ференциации. В ДОУ нет двух одинаково подготовленных в тео| ретическом и методическом отношении педагогов даже средш тех, кто проработал много лет. Индивидуальная методическая работа с педагогом и помощь ему только тогда будут эффектив-1 ными, когда они адресуются непосредственно конкретному чело* веку. 1 В систему индивидуальной методической работы входит орга^ низация целенаправленного самообразования. Важнейшее направ ление в самообразовании педагогов — повышение педагогичес-1 кой квалификации, переосмысление содержания и методов своем работы в свете новых требований педагогической и психологи-| ческой наук. Основными направлениями в системе самообразования педа — изучение новых программ и пособий, их особенностей Я требований к воспитательно-образовательной деятельности до-J школьника;; — изучение дополнительного материала; — проведение самостоятельной работы по решению дидактин ческих задач, организации игровой деятельности, творческих опытов и упражнений; — освоение ТСО. i дифференцированного обучения, развитию мыслительной деян тельности воспитанников, развитию их самостоятельности, форн мированию практических навыков и установлению связей в npo-i водимых занятиях по различным разделам программы. Самообразование дает положительные результаты в том слу-| чае, если оно ведется целенаправленно, планомерно и система-! тически. Систематическую и разностороннюю индивидуальную методическую помощь следует оказывать прежде всего молодым; педагогам. У опытных заведующих ДОУ и их заместителей сложилась целая система работы с начинающими специалистами, Прежде! всего это индивидуальные беседы, выявление слабых и сильных 36 сторон в подготовке к педагогической деятельности, выяснение склонностей и интересов. Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему мастерству. Помочь ему в период его становления должны руководители ДОУ. Таким образом, органически сочетая коллективные и индивидуальные формы методической работы, можно способствовать формированию творческой активности и повышению профессионального мастерства каждого педагога. Выбор оптимального варианта системы методической работы Системное видение каждого участка управления и в первую очередь внутрисадовской методической работы — одно из важных качеств современного руководителя ДОУ и его заместителей. Система методической работы в детском саду — это часть системы работы с кадрами, часть системы управления педагогическим процессом, часть системы повышения квалификации педагогов, их непрерывного образования. Наиболее существенное свойство системы — сложность ее построения. Система методической работы в зависимости от аспекта рассмотрения может быть построена в виде различных реально действующих структур, Например, управленческий аспект позволяет построить систему в виде следующего комплекса взаимосвязанных элементов: программирование — планирование — организация — регулирование — контроль — анализ — стимулирование — коррекция. Деятельный аспект может выделить такую структуру: мотивы — цель — задачи — содержание — формы — методы — результаты. В содержательном аспекте структура выглядит как взаимосвязь направлений методической работы: мировоззренческая подготовка — частно методическая — дидактическая — воспитательная — психолого-физиологическая — этическая — общекультурная — техническая подготовка. Организационный аспект предполагает систему, построенную из форм методической работы или объединений педагогов по возрастным группам воспитанников и т.д. Все рассмотренные аспекты и соответствующие им структуры органично взаимосвязаны между собой таким образом, что все реализуются в каждой и каждая структура реализуется во всех. Такое многоаспектное, многомерное, объемное видение системы методической работы позволяет руководителю ДОУ «высветить»-слабые места системы и лучше добиваться ее эффективносги. Анализ практической работы показал, что различные системы методической работы могут быть эффективными в одних детски! садах, но не приводят к высоким результатам в других. Учитывал эти негативные явления, педагогическая наука уже в 70-х гг. ХЦ века предложила практикам самим осознанно выбирать наилуч ший для конкретных условий вариант управленческой деятель^ ности, в том числе в такой ее области, как построение системь| методической работы. В основе оптимизации любой деятельности лежат три методо логических принципа — системности, конкретности и меры. Принцип системности предостерегает руководителя от одно сторонности, попыток повышать эффективность работы с помо? шью частных, единичных, не связанных между собой средств; Только применяя систему мер, можно добиваться максимально го использования всех имеющихся резервов! Принцип конкретности при построении системы методическоЛ работы в детском саду очень важен. Следует всегда помнить извест-Я ное философское положение о том, что «абстрактной истины нет J истина всегда конкретна». Таким образом, каждый педагогиче-Я ский коллектив может добиться оптимальных результатов толькоЯ с помощью своего, учитывающего особенности конкретных пе-Я дагогов и руководителей, т.е. отличного от других, варианта сис-Я темы. Этот принцип предостерегает от механистичного подходаЛ слепого заимствования одним ДОУ подходов, планов и структуре организации методической работы других ДОУ. Особенно большие трудности возникают у руководителей ДОУ в связи с осуществлением принципа меры. Этот принцип вовсе не означает, что в системе методической работы конкретного ДОУ все ее части должны быть одинаково развиты, что все содержательные направления нужно реализовать в равной степени, и что все известные формы должны быть запланированы и претворены в жизнь. Философская категория «мера* тесно связана с понятием «гармония». Это означает, что каждый элемент содержания; методической работы, каждая ее форма должны быть представ-! лены в конкретной системе по-своему, в «своей мере». Ведь кол-! лективы педагогов разных ДОУ при всей похожести в общих чер-; тах существенно отличаются друг от друга. Продумывая оптимальный вариант системы методической работы конкретного детского сада, необходимо начать с изучения процесса и результатов деятельности педагогов и постановки за-; дач. Руководитель ДОУ должен видеть ближние, средние и дальние перспективы методической деятельности, ставить реальные i задачи, формулировать их комплексно, так, чтобы решение одних помогало решению других. Обязательным требованием явля- i 38 ется умение выделить доминирующие в конкретный момент задачи. Новым требованием в настоящее время стала постановка исследовательских задач. Конструируя оптимальный вариант системы методической работы, заведующий ДОУ и его заместители должны учитывать: — задачи, поставленные перед педагогом в государственных документах о ДОУ, требованиях министерств и местных органов образования; — количественный и качественный состав педагогического коллектива; — результаты диагностического изучения личности и деятельности педагогов, особенно их затруднения; качественный анализ текущих, конечных и отдаленных результатов работы детского сада;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|