Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Письмо от «лесных жителей» 4 глава




— особенности содержания методической работы;

— накопленные традиции;

— сравнительную эффективность различных форм методиче­ской работы (каждая организационная форма лучше решает одни задачи и слабее — другие, а потому формы обладают компенса­торными возможностями и могут эффективно дополнять друг Друга);

— меру в использовании тех или иных направлений содержа­ния, форм и приемов методической работы;

— особенности конкретной ситуации, сложившейся в детс­ком саду (например, наличие большого числа молодых педагогов или педагогов пенсионного возраста, длительная болезнь замес­тителя, старшего воспитателя, методиста);

— наличие времени для осуществления намеченной методи­ческой работы (анализ показывает, что многие планы невозмож­но осуществить из-за нехватки времени; значит необходимо либо сократить число намеченных мероприятий, либо высвободить время);

— материальные, морально-психологические и прочие усло­вия;

— имеющиеся в конкретный момент реальные возможности у руководителей ДОУ, руководителей методобъедикений и других лиц для участия в организации методической работы.

Оценивая подготовленный проект варианта системы методи­ческой работы, руководители: ДОУ должны проанализировать его не только с точки зрения охвата всех педагогов и обеспечения воз­можности качественного повышения квалификации каждого пе­дагога, но и с точки зрения оптимальности по критерию расхода времени и сил, чтобы повышение мастерства педагогов достига­лось с помощью минимального числа специально подобранных


средств и за необходимое время. Об оптимальности функционич
рующей системы будут свидетельствовать прежде всего показате^
ли результатов. j

На определенном этапе может потребоваться нестандартный;
необычный вариант системы методической работы. Однако именно
такой вариант позволит ликвидировать причину, тормозившую
повышение качества работы по всем остальным направления^
методической деятельности. \

Таким образом, знание руководителями ДОУ и их заместителям ми задач, содержания, методов и организационных форм построе­ния системы методической работы в детском саду — важный ис­точник для выбора наилучших и необходимых условий повыше* ния ее эффективности. Однако следует помнить, что выработанные формы методической работы могут быть наилучшими именно для данного конкретного детского сада, где они будут способствовать, реализации проблемы самообразования и профессиональному совершенствованию педагогов.

Создание условий для осуществления методической работы

Создание условий для эффективного повышения мастерства;
педагогов нужно рассматривать как составную часть целостной
системы оптимизации методической работы в детском саду. Эта:
работа протекает всегда в конкретной обстановке, т.е. в конкрет-1
ных условиях. Для различных ДОУ страны эти условия отличают- j
ся друг от друга, но тем не менее обладают и общими признака-!
ми, на основе которых можно объединить их в несколько основ- \
ных групп: |

—организационно-педагогические; |

—морально-психологические;!

—материальные;

—санитарно-гигиенические.

Организационно-педагогические условия

Первейшим и незаменимым из этих условий является обеспече­
ние педагога свободным временем. Для нынешней педагогической
практики с ее большими перегрузками как никогда актуальны идеи '
моделирования и технологизации учебно-воспитательного процес- i
са, идеи научной организации труда, направленные на сокращение j
затрат рабочего времени, вплоть до нормативных. Руководитель ДОУ j
должен осознать методологический, объективный характер законо- :
мерностей оптимальной организации трудовой деятельности. !


Незнание, недопонимание или нарушение этих объективных за­кономерностей делает бесполезной какую бы то ни было управлен­ческую деятельность по организации методической работы педаго­гов в детском саду, ибо в условиях отсутствия свободного времени или его дефицита педагог становится просто не способным к любой работе по повышению квалификации. Однако даже знание и пони­мание вышеприведенных идей для методической работы времени педагогу не добавляет. Необходима последовательная, упорная и ре­шительная борьба за время педагога. Каждый работник системы про­свещения или других органов, учреждений, организаций должен взвесить и оценить, во что оборачиваются для педагога его требова­ние, указание, просьба, предложение, проверка, рекомендация.

Руководителям ДОУ необходимо провести хронометраж рабо­чего времени педагогов, тщательно проанализировать его, вы­явить все непроизводительные затраты и решительно ограждать свой коллектив от необоснованных, надуманных посягательств на время педагогов, твердо отстаивая их интересы перед всеми.

К организационно-педагогическим условиям относятся также скоординированность всех внутрисадовских мероприятий, опти­мальность нагрузки и общественных поручений, равномерная загруженность педагога по дням недели и в течение года — всё, что в конечном счете обеспечивает экономию времени.

Морально-психологические условия

Вторыми по значимости условиями развития творчества педа­гогов в детском саду являются морально-психологические. Диа­лектика взаимосвязи условий и результатов в этом случае такова: творческая методическая работа коллектива возникает только в условиях благоприятного климата, развитого чувства гордости за детский сад и свою профессию, а творческое состояние коллек­тива исключает возникновение негативных явлений.

Создавать благоприятные морально-психологические условия для методработы — значит всемерно поощрять самообразование педагогов, учиться предвидеть возможные конфликты в коллекти­ве и уметь предотвращать их, а в случае возникновения — гасить; проявлять внимание к нуждам, бедам и радостям каждого педаго­га, уметь поддерживать и культивировать любые полезные иници­ативы педагогов, замечать, раскрывать и ценить в каждом педаго­ге положительное, его творческую жилку. Это должно стать доми­нирующим фактором в работе руководителя, личности которого должно быть присуще умение видеть в людях их лучшие качества, а это — специфический талант: ведь психологи отмечают, что в человеке гораздо легче увидеть недостатки, чем достоинства.


 




К сожалению, некоторые заведующие ДОУ, их заместители
специалисты и методисты управлений образования считают, чт|
главный и чуть ли не единственный путь повышения качеств!
методической работы детского сада — это критика недостатка
педагогов. Повышенная «чувствительность» таких руководителе!
к ошибкам и неумению своих подчиненных крайне отрицательн|
сказывается на формировании благоприятных для методработ^
морально-психологических условий. j

Ведущая роль заведующего ДОУ в создании благоприятно!^
климата в детском саду обусловлена его доминирующим положу
нием в системе управленческих отношений, но это не единствен^
ный фактор. Позиция каждого педагога, воспитателя, работнике
ДОУ также оказывает влияние на настроение всего педагогичен
ского коллектива, определяет взаимоотношения людей. Добрьп
отношения обеспечивают оптимистический настрой, способству!
ют развитию взаимопомощи в методической работе, рождают по]
требность делиться своими лучшими находками с коллегами. Твор1
ческий методический взаимообмен и даже развитие личного твор­
чества немыслимы в атмосфере равнодушия или неприязни дру|
к другу.!

Необходимость создания в коллективе благоприятного длц методического творчества климата следует рассматривать не только с позиций социальной психологии, но и нравственных позиций, так как это развивает чувство гордости за полноценную работу в ДОУ и помогает понять всю меру ответственности перед обще­ством и родителями за воспитание личности будущего граждани­на в здоровых условиях.

Благоприятный климат, способствующий развитию творчества,, особенно важен в период работы коллектива над внедрением той! или иной педагогической идеи. Конфликты часто возникают тог-i да, когда педагоги заняты рутинной работой, когда в детском саду; не ведется или слабо ведется творческая методическая работа,

Материальные условия

Важным фактором совершенствования методической работы в детском саду является материальная обеспеченность, матери­альная база. Профессиональное совершенствование педагогов не-: возможно без хорошо оборудованного методического кабинета.1 Любой педагог скажет, что индивидуальная методическая работа большей частью осуществляется в стенах детского сада в поме­щениях группы. Упорядоченность и систематизация материалов, методического кабинета или помещения своей группы позволя­ют педагогу здесь же, а не только дома готовиться к занятиям,


продумывать индивидуальные подходы к воспитанникам, исполь­зуя для этого раздаточный материал и всё то, чего может не быть в домашних условиях. Здесь рождаются новые методики занятий, отрабатываются приемы экспериментов, анализируются творче­ские работы детей, их типичные ошибки, т.е. всё, что обеспечи­вает четкость и ясность в работе следующего дня, что повышает продуктивность каждой минуты запланированного занятия.

Хорошими помощниками педагогов в самообразовании явля­ются библиотечный фонд, постоянно действующие выставки «В помощь молодому педагогу», где к их услугам всегда методи­ческие разработки, брошюры, статьи, книги известных педаго­гов и методистов, списки литературы для коллективного чтения, рекомендации.

При такой постановке дела педагогам нет необходимости тра­тить много времени на поиск методической литературы и других материалов.

Всемерной поддержки заслуживает идея создания методиче­ских кабинетов в каждом детском саду. В некоторых детских садах в методическом кабинете накоплен богатый материал, позволя­ющий на научной основе управлять процессом нравственного раз­вития воспитанников. Эффективность работы методического ка­бинета в детском саду определяется тем, в какой мере он обеспе­чивает высокие конечные результаты — знания, умения, навыки детей, уровень их воспитанности и развитости.

Санитарно-гигиенические условия

Для каждого человека и для общества в целом нет большей ценности, чем здоровье. Охрана и укрепление здоровья людей — дело первостепенной важности. Ни для кого не секрет, что нелег­кий труд педагога связан с постоянными нервными перегрузка­ми, что продолжительность рабочей недели педагогов больше, чем у людей других профессий, поэтому забота о здоровье педа­гогов, профилактика их утомляемости, повышение работоспо­собности — важнейшие условия хорошей организации методи­ческой работы.

Таким образом, только разумно сочетая все вышеназванные условия, можно способствовать успешному совершенствованию и полноценному функционированию всех звеньев методической работы в детском саду.

Многообразие форм методической работы позволяет руково­дителям ДОУ и ик заместителям делать их оптимальный ьыбор. Кроме того, многие специфические формы, не относящиеся к


 




собственно методической деятельности, могут и должны выпол

нять методические функции. Это заседания педагогических сове

тов, административные совещания или, например, неформалу

ные виды профессионального общения и деятельности педаго'

гов, которые получили название «инициативные творчески^

группы педагогов».:

С позиции оптимального подхода не следует делить формы ма

тодической работы на современные и несовременные, так ка|

каждая из них отвечает определенным целям, задачам, содержа^

нию и эффективна в зависимости от индивидуальных, группо]

вых или коллективных потребностей и возможностей, ■

Пути оптимизации методической работы в ДОУ не следуем

рассматривать в отрыве от лучших традиций в данном образовав

тельном учреждении, сложившихся за многие годы. В то же времз)

обновление методической работы — наиболее оптимизирующие

фактор, поэтому для более эффективного функционирование

методической работы в детском саду элементы новизны необхо-j

димы. Тенденции развития методической работы на современное

этапе нашли отражение в управленческой практике некоторые

экспериментальных детских садов.


Глава 3.

УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ

РАБОТОЙ В СОВРЕМЕННОМ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ДОУ

Результаты организации методической работы в ДОУ

Понятие «организация» в теории и практике управления рас­сматривается в зависимости от ситуации в широком или узком смысле. В широком смысле организацию понимают как синоним управления в целом, а потому она содержит обширный круг фун­кций: изучение, анализ состояния дел с учетом нового социаль­ного заказа, целеполагание — выбор цели и конкретных задач деятельности, планирование содержания, форм и методов, пу­тей и средств достижения целей, создание рациональной органи­зационной структуры управления, расстановку людей по участ­кам, постановку перед ними рабочих задач, их инструктирова­ние, стимулирование, оказание им конкретной помощи по ходу работы, контроль, проверку исполнения дел, анализ и оценку результатов и т.д. Все эти функции имеют очень большое значе­ние и в процессе оптимального управления методической рабо­той в детском саду.

За организацию методической работы с педагогами отвечают заместитель заведующего ДОУ или старший воспитатель, а также методист. Большая роль в организации методической работы при­надлежит старшему воспитателю. В школе эту функцию выполня­ют заведующие учебной частью (завучи). Грамотных завучей в школе, старших воспитателей или заместителей заведующих дет­ским садом нередко называют «главными инженерами», -«глав­ными технологами» учебно-воспитательного процесса, что отра­жает их объективно возрастающее значение в образовательном учреждении. Старшие воспитатели организуют работу не только с методическим активом и отдельными педагогами, но и с акти­вом родителей, в системе дошкольного самоуправления, оказы­вают методическую помощь родительскому комитету.

Не менее важное место в организации повышения квалифи­кации педагогических кадров занимают методисты. Главный объехг их внимания — постоянный рост деловой квалификации ледаго-


4:5


гов и воспитателей, а также лиц, ответственных за отдельны! участки учебно-методической работы.

Безусловно, ведущая роль в организации методической работ!
в детском саду принадлежит заведующему детским садом. В то ж
время в условиях демократизации общества представители адми
нистрации образовательных учреждений делегируют часть свои
полномочий по организации методической работы коллегиальны!
органам, т.е. своим заместителям, старшим воспитателям, мето
диетам, руководителям методических объединений. Во многих дет
ских садах созданы и действуют методические советы. В состав ме
тодсоветов детского сада обычно входят представители админист
рации образовательного учреждения, руководители методичес
ких объединений, лучшие педагоги, имеющие почетные звания
наставники, лидеры творческих микрогрупп, ответственные з;
работу методического кабинета детского сада. Методические со
веты не только активно участвуют в планировании методическое
работы, но и оказывают все более заметную помощь в ее практи J
ческой организации, подготовке и проведении открытых занятии
и педагогических чтений, постановке анализа и самоанализа заЛ
нятий и мероприятий, проведении деловых игр, анализе педаго-Я
гических ситуаций и т.д. I

Методический совет работает как совещательный орган при1
педагогическом совете, однако если предложенные методсоее-Я
том рекомендации принимаются на педагогическом совете детс-1
кого сада, то они становятся обязательными для исполнения всеми!
членами педагогического коллектива. I

Методические советы — хорошие помощники и в борьбе с! администрированием, навязыванием жестких рекомендаций, чг<М противопоказано самому духу методической работы как творче-1 ского процесса, но при этом методсоветы выступают и против] анархии, против аморфного руководства методической работой.! Перед руководителями детского сада в настоящее время стоит задача не просто организовать методическую работу, а органнзо-] вать ее научно. О научной организации методической работы —з основных целях, задачах и содержании должны быть информи-j рованы все педагоги, методические объединения, воспитатели,) другие заинтересованные лица. И хотя в составлении плана ак-i тивно участвуют многие педагоги, однако весь план, весь замы-/ сел в деталях знает только руководитель, поэтому старшие boc-i питатели многих детских садов считают необходимым разъяснять; основные позиции плана. Начинающим руководителям следует? учитывать, что при ознакомлении педагогов с «мероприятийной»1 стороной планов и формами работы не следует забывать главно-i го — обеспечить понимание и личностное, глубокое принятие це- j 46


лей и задач методической работы, которые не должны сводиться к традиционному перечислению: «провести такие-то заседания, такие-то открытые занятия и т.п.». Сегодня стоят другие задачи. Сегодня необходимы новые формы проведения занятий, новая организация учебно-воспитательного процесса, новые профес­сиональные умения педагогов, новые ступени воспитанности и развитости дошкольников. Это должны быть ясные, четкие, дос­тижимые задачи, адресованные всем педагогам.

Доводя до исполнителей цели и задачи предстоящей деятельно­сти, необходимо сообщать о критериях и показателях оценки про­водимой работы. Так, при переходе к методике комплексного про­ектирования задач образования, воспитания и развития дошколь­ников организаторы методической работы делают акцент на том, что об освоении данной методики будут судить не по сверхподроб­ным перечням этих задач в планах воспитательной работы, а по реальной взаимосвязи задач образования, воспитания и развития на самих занятиях, а также по умению педагога проанализировать и обосновать комплексный характер поставленных им задач.

При освоении методики дифференцированного подхода к: вос­питанникам педагогам предлагается ориентироваться не на ко­личество методических пособий, а на реальные, уже зарекомен­довавшие себя материалы, обеспечивающие дифференцирован­ную помощь дошкольникам с различными способностями и отношением к учению. При совершенствовании методических кабинетов ставится цель не просто оснастить их необходимым оборудованием, а поднять роль кабинета в повышении качества и эффективности занятий и т.п.

Другой важной проблемой деятельности руководителей дет­ских садов по организации методической работы.является моби­лизация всех членов педагогического коллектива на активное уча­стие в повышении квалификации — своеобразное стартовое сти­мулирование. Не всегда достаточно знать и понимать цели и зада­чи методической работы, необходимо еше искреннее желание каждого педагога заниматься ею. Внимательно изучая личность педагога, его отношение к методическим проблемам, старшие воспитатели и методисты определяют, кто из педагогов окажется в авангарде, в той инициативной группе, которая станет опорой при освоении новых проблем, идей и подходов, а кто уже в нача­ле работы может оказаться: на позициях пассивного ожидания, а порой и войти в «группу сопротивления» новым идеям.

Опытные старшие воспитатели и методисты знают, что неко­торым педагогам для активного»клк>чения в работу над новыми методическими вопросами достаточно просто информации без всяких разъяснений сущности и особенностей новых идей. Дрт-



гим необходима самая настоящая пропагандистская работа — ар! гументированное обоснование важности идей, их актуальности практической полезности. Третьи нуждаются в разъяснении тоге каким образом новые идеи помогут им преодолеть имеющиес. трудности и упущения в работе.

Начинающим организаторам методической работы следует имех в виду: для внесения существенных изменений в работу с педаго гами, в ход и характер учебно-воспитательного процесса необхо­димы энергичная, квалифицированная, многообразная методичес* кая работа и немалое терпение. Если удается добиться положитель-1 ных сдвигов в сознании и профессионально-педагогическом мышлении педагогов, это неизменно повышает качество занятии и проводимой воспитательной работы, т.е. повышает результатив­ность обучения и воспитания дошкольников. Когда на основе об­щей, коллективной методической работы создается содружестве единомышленников, система методической работы начинает дви­гаться вперед с ускорением, постепенно становясь саморазвиваю­щейся системой. Однако, чтобы «разогнать» эту систему до такогс состояния, руководителям на начальном этапе придется не проста организовать продуманную творческую деятельность, но и про­явить собственный энтузиазм, показать личный пример.

Старшему воспитателю и заместителю руководителя детского
сада гораздо легче будет убеждать педагогов в правоте своих по­
зиций, если они сами способны провести великолепное показа-1
тельное занятие или если они сами являются мастерами воспита-1
тельной работы с дошкольниками. 1

Значительное место в организации методической работы в детс-,1
ком саду занимают подготовка и проведение наиболее крупных ме-1
тодических мероприятий (педагогические советы, производствен­
ные совещания, научно-практические конференции). Для подготовки
к педагогическим советам обычно создаются инициативные группы,
педагогов, которые изучают состояние актуальных проблем учебно- \
воспитательной и методической работы, посещают занятия и раз-;
личные мероприятия, беседуют с педагогами, проводят анкетиро-;
вание, собирают мнения и пожелания по совершенствованию со-'
ответствующего участка работы. Во время педагогического совета,
возможны и даже необходими дискуссия, полемика. I

Важную роль в организации работы играют собственные вы­
ступления, сообщения, доклады руководителя детского сада и
его заместителей на общесадовских форумах. Вряд ли совмести- j
мы беспомощность в формулировании своей позиции, выступле- i
ния «по бумажке», без единой самостоятельной мысли, и пре- i
стиж, авторитет руководителя как организатора работы по повы-1
шению квалификации. \

48 I


Важным участком организаторской работы старшего воспита­теля является создание реальных условий для проведения откры­тых занятий и их взаимопосещений с последующим самоанали­зом и анализом. В этой работе важны две стороны: содержатель­ная, обеспечивающая высокий уровень самих занятий и их оценки, и организационная, способствующая ритмичности проведения подобных мероприятий, ограждающая от перегрузки и создаю­щая реальные возможности для обмена опытом.

Постановке методической работы и самообразования педаго­гов в четкие организационные рамки способствует также реше­ние вопроса о сроках, формах и характере отчета каждого педа­гога о своем творческом росте. При этом нельзя допускать дубли­рования, необходимо осуществлять координацию между различными звеньями системы повышения квалификации.

Как всякое управленческое действие, организация требует со­здания системы (а также структуры, которая и будет ее осуще­ствлять). Система внутрисадовской организации как функции — это совокупность управленческих действий, их результатов, условий их осуществления (кадровых, материальных, финансовых), взаи­мосвязанных так, что благодаря этой связи может быть реализова­на функция организации.

Нововведения в образовательном процессе обусловили мно­гообразие педагогической деятельности, что потребовало обнов­ления организации научно-методического обеспечения, внедре­ния новшеств, адаптации к непрерывным изменениям.

Стало очевидным, что традиционная форма оргструктуры уп­равления методической работой методобъед мнения педагогов уже не справляется с обеспечением должного научно-методического творческото уровня деятельности.

Обусловленное потребностями новой стадии развития детско­го сада, появилось новое структурное образование в его иннова­ционной подсистеме — детсадовская кафедра. Кафедры создают­ся в образовательных учреждениях, переходящих в режим разви­тия. Они представляют собой сообщества педагогов одною или нескольких предметов. Кафедры планируют, организуют, осуще­ствляют руководство и контроль за опытно-эксперименгальной деятельностью педагогов. Иначе говоря, кафедры плакируют раз­работку и освоение нововведений, отслеживают процесс и ре­зультаты экспериментальной работы каждого педагога. Любая новая учебная программа, разработанная педагогом, новая мето­дика или форма организации учебно-воспитательного процесса подлежит обязательному рецензированию членов кафедры.

Важное направление в деятельности кафедры — межцикло­вая, межпредметная координация учебно-воспитательного махе-


риала и реализация программ, по которым работают детский са,
или отдельные педагоги. Кафедра обеспечивает целостность со
держания учебно-воспитательного материала и технологии обу
чения и воспитания в рамках курируемых ею учебных программ
Права кафедр расширяются: распределение педагогической на
грузки, составление расписания занятий, замещение педагогов i
воспитателей. Кафедры организуют деятельность педагогически
научных обществ, осуществляют кураторство по написанию и раз
работкам научных работ и исследовательских проектов. I

Проведенный анализ содержания методической работы пока! зывает, что необходимо искать новые пути в организации мето! дической работы в дошкольном образовательном учреждении. Ня основе изучения практического опыта созданы модель процессу управления методической службой в детском саду и структурно' функциональная модель методической службы в эксперименталь­ном детском саду (приложения 1 и 2).

Согласно этим моделям, основой методической работы в дет­ском саду является методический совет. В его состав входят пред­ставители администрации, педагоги, методисты. Методический совет — это одновременно и экспертный совет, анализирующий авторские учебные планы и программы.

В организации методической работы детского сада важную роль! играет распределение прав, полномочий и ответственности меж­ду всеми участниками научно-методической деятельности. При­мерное содержание деятельности основных звеньев управления методической работой в детском саду приведено в приложении 3.; Организация методической работы в современном детском саду представлена в приложении 4, Извлечение из плана учебно-вос-: питательной и методической работы в ДОУ с указанием видов деятельности дано в приложении 5.

Методическая работа призвана помочь добиться высоких ре­
зультатов в обучении и воспитании дошкольников. Выполнить эту
задачу можно лишь при условии учета реальных возможностей'
каждого педагога. Следует обратить внимание на получивший в;
последнее время широкое распространение метод анкетирования
(приложения 6—8). i

Чтобы определить, действительно ли предложенная модель ме-> тодической работы является оптимальным вариантом для конкрет-. ного экспериментального детского сада, была проведена диагности­ка профессиональной компетентности педагогов и воспитателей Л.И-. Митиной1. Все педагоги были разделены на три группы: в первую' входили педагоги, имеющие педагогический стаж работы до трех,

Митина Л.И. Учитель как личность и профессионал. М., 1993.


лет (условие профессиональной адаптации); во вторую — педагоги, имеющие педагогический стаж работы менее 10 лет; в третью — пе­дагоги, имеющие педагогический стаж работы более 10 лет.

Были определены следующие виды профессиональной компе­тентности (умений) педагогов.

I. Способность контролировать и учитывать уровень знаний дошкольников.

II. Умение устно и письменно предъявить дошкольникам учеб­ный и воспитательный материал.

 

III. Навыки в организации учебно-воспитательной работы на занятиях.

IV. Стремление вести диалог с детьми.

V. Желание использовать различные методы воспитания и обу­
чения.

VI. Умение насыщать общение с детьми положительными эмо­
циями.

VII. Способность поддерживать рабочую дисциплину на заня­
тиях.

Экспериментально-опытное исследование проводилось в три этапа. На каждом этапе в зависимости от профессиональных уме­ний определялся уровень профессиональной компетентности пе­дагогов. Выявленный общий уровень профессиональной компетент­ности показал постоянный рост их профессиональных умений.

Изучению и диагностике педагогического мастерства большое внимание уделяли Н.А. Зверт1 и А.К. Маркова2. В данной книге приведены методики, с помощью которых можно оценить мас­терство педагога (приложения 9—10).

Таким образом, в результате экспериментально-опытного ис­следования выявились тенденции развития педагогического мас­терства и компетентности педагогов, что в конечном итоге должно положительно повлиять на весь учебно-воспитательный процесс.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...