Письмо от «лесных жителей» 4 глава
— особенности содержания методической работы; — накопленные традиции; — сравнительную эффективность различных форм методической работы (каждая организационная форма лучше решает одни задачи и слабее — другие, а потому формы обладают компенсаторными возможностями и могут эффективно дополнять друг Друга); — меру в использовании тех или иных направлений содержания, форм и приемов методической работы; — особенности конкретной ситуации, сложившейся в детском саду (например, наличие большого числа молодых педагогов или педагогов пенсионного возраста, длительная болезнь заместителя, старшего воспитателя, методиста); — наличие времени для осуществления намеченной методической работы (анализ показывает, что многие планы невозможно осуществить из-за нехватки времени; значит необходимо либо сократить число намеченных мероприятий, либо высвободить время); — материальные, морально-психологические и прочие условия; — имеющиеся в конкретный момент реальные возможности у руководителей ДОУ, руководителей методобъедикений и других лиц для участия в организации методической работы. Оценивая подготовленный проект варианта системы методической работы, руководители: ДОУ должны проанализировать его не только с точки зрения охвата всех педагогов и обеспечения возможности качественного повышения квалификации каждого педагога, но и с точки зрения оптимальности по критерию расхода времени и сил, чтобы повышение мастерства педагогов достигалось с помощью минимального числа специально подобранных средств и за необходимое время. Об оптимальности функционич
На определенном этапе может потребоваться нестандартный; Таким образом, знание руководителями ДОУ и их заместителям ми задач, содержания, методов и организационных форм построения системы методической работы в детском саду — важный источник для выбора наилучших и необходимых условий повыше* ния ее эффективности. Однако следует помнить, что выработанные формы методической работы могут быть наилучшими именно для данного конкретного детского сада, где они будут способствовать, реализации проблемы самообразования и профессиональному совершенствованию педагогов. Создание условий для осуществления методической работы Создание условий для эффективного повышения мастерства; —организационно-педагогические; | —морально-психологические;! —материальные; —санитарно-гигиенические. Организационно-педагогические условия Первейшим и незаменимым из этих условий является обеспече
Незнание, недопонимание или нарушение этих объективных закономерностей делает бесполезной какую бы то ни было управленческую деятельность по организации методической работы педагогов в детском саду, ибо в условиях отсутствия свободного времени или его дефицита педагог становится просто не способным к любой работе по повышению квалификации. Однако даже знание и понимание вышеприведенных идей для методической работы времени педагогу не добавляет. Необходима последовательная, упорная и решительная борьба за время педагога. Каждый работник системы просвещения или других органов, учреждений, организаций должен взвесить и оценить, во что оборачиваются для педагога его требование, указание, просьба, предложение, проверка, рекомендация. Руководителям ДОУ необходимо провести хронометраж рабочего времени педагогов, тщательно проанализировать его, выявить все непроизводительные затраты и решительно ограждать свой коллектив от необоснованных, надуманных посягательств на время педагогов, твердо отстаивая их интересы перед всеми. К организационно-педагогическим условиям относятся также скоординированность всех внутрисадовских мероприятий, оптимальность нагрузки и общественных поручений, равномерная загруженность педагога по дням недели и в течение года — всё, что в конечном счете обеспечивает экономию времени. Морально-психологические условия Вторыми по значимости условиями развития творчества педагогов в детском саду являются морально-психологические. Диалектика взаимосвязи условий и результатов в этом случае такова: творческая методическая работа коллектива возникает только в условиях благоприятного климата, развитого чувства гордости за детский сад и свою профессию, а творческое состояние коллектива исключает возникновение негативных явлений. Создавать благоприятные морально-психологические условия для методработы — значит всемерно поощрять самообразование педагогов, учиться предвидеть возможные конфликты в коллективе и уметь предотвращать их, а в случае возникновения — гасить; проявлять внимание к нуждам, бедам и радостям каждого педагога, уметь поддерживать и культивировать любые полезные инициативы педагогов, замечать, раскрывать и ценить в каждом педагоге положительное, его творческую жилку. Это должно стать доминирующим фактором в работе руководителя, личности которого должно быть присуще умение видеть в людях их лучшие качества, а это — специфический талант: ведь психологи отмечают, что в человеке гораздо легче увидеть недостатки, чем достоинства.
К сожалению, некоторые заведующие ДОУ, их заместители Ведущая роль заведующего ДОУ в создании благоприятно!^ Необходимость создания в коллективе благоприятного длц методического творчества климата следует рассматривать не только с позиций социальной психологии, но и нравственных позиций, так как это развивает чувство гордости за полноценную работу в ДОУ и помогает понять всю меру ответственности перед обществом и родителями за воспитание личности будущего гражданина в здоровых условиях.
Благоприятный климат, способствующий развитию творчества,, особенно важен в период работы коллектива над внедрением той! или иной педагогической идеи. Конфликты часто возникают тог-i да, когда педагоги заняты рутинной работой, когда в детском саду; не ведется или слабо ведется творческая методическая работа, Материальные условия Важным фактором совершенствования методической работы в детском саду является материальная обеспеченность, материальная база. Профессиональное совершенствование педагогов не-: возможно без хорошо оборудованного методического кабинета.1 Любой педагог скажет, что индивидуальная методическая работа большей частью осуществляется в стенах детского сада в помещениях группы. Упорядоченность и систематизация материалов, методического кабинета или помещения своей группы позволяют педагогу здесь же, а не только дома готовиться к занятиям, продумывать индивидуальные подходы к воспитанникам, используя для этого раздаточный материал и всё то, чего может не быть в домашних условиях. Здесь рождаются новые методики занятий, отрабатываются приемы экспериментов, анализируются творческие работы детей, их типичные ошибки, т.е. всё, что обеспечивает четкость и ясность в работе следующего дня, что повышает продуктивность каждой минуты запланированного занятия. Хорошими помощниками педагогов в самообразовании являются библиотечный фонд, постоянно действующие выставки «В помощь молодому педагогу», где к их услугам всегда методические разработки, брошюры, статьи, книги известных педагогов и методистов, списки литературы для коллективного чтения, рекомендации. При такой постановке дела педагогам нет необходимости тратить много времени на поиск методической литературы и других материалов. Всемерной поддержки заслуживает идея создания методических кабинетов в каждом детском саду. В некоторых детских садах в методическом кабинете накоплен богатый материал, позволяющий на научной основе управлять процессом нравственного развития воспитанников. Эффективность работы методического кабинета в детском саду определяется тем, в какой мере он обеспечивает высокие конечные результаты — знания, умения, навыки детей, уровень их воспитанности и развитости. Санитарно-гигиенические условия Для каждого человека и для общества в целом нет большей ценности, чем здоровье. Охрана и укрепление здоровья людей — дело первостепенной важности. Ни для кого не секрет, что нелегкий труд педагога связан с постоянными нервными перегрузками, что продолжительность рабочей недели педагогов больше, чем у людей других профессий, поэтому забота о здоровье педагогов, профилактика их утомляемости, повышение работоспособности — важнейшие условия хорошей организации методической работы.
Таким образом, только разумно сочетая все вышеназванные условия, можно способствовать успешному совершенствованию и полноценному функционированию всех звеньев методической работы в детском саду. Многообразие форм методической работы позволяет руководителям ДОУ и ик заместителям делать их оптимальный ьыбор. Кроме того, многие специфические формы, не относящиеся к
собственно методической деятельности, могут и должны выпол нять методические функции. Это заседания педагогических сове тов, административные совещания или, например, неформалу ные виды профессионального общения и деятельности педаго' гов, которые получили название «инициативные творчески^ группы педагогов».: С позиции оптимального подхода не следует делить формы ма тодической работы на современные и несовременные, так ка| каждая из них отвечает определенным целям, задачам, содержа^ нию и эффективна в зависимости от индивидуальных, группо] вых или коллективных потребностей и возможностей, ■ Пути оптимизации методической работы в ДОУ не следуем рассматривать в отрыве от лучших традиций в данном образовав тельном учреждении, сложившихся за многие годы. В то же времз) обновление методической работы — наиболее оптимизирующие фактор, поэтому для более эффективного функционирование методической работы в детском саду элементы новизны необхо-j димы. Тенденции развития методической работы на современное этапе нашли отражение в управленческой практике некоторые экспериментальных детских садов. Глава 3. УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В СОВРЕМЕННОМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ДОУ Результаты организации методической работы в ДОУ Понятие «организация» в теории и практике управления рассматривается в зависимости от ситуации в широком или узком смысле. В широком смысле организацию понимают как синоним управления в целом, а потому она содержит обширный круг функций: изучение, анализ состояния дел с учетом нового социального заказа, целеполагание — выбор цели и конкретных задач деятельности, планирование содержания, форм и методов, путей и средств достижения целей, создание рациональной организационной структуры управления, расстановку людей по участкам, постановку перед ними рабочих задач, их инструктирование, стимулирование, оказание им конкретной помощи по ходу работы, контроль, проверку исполнения дел, анализ и оценку результатов и т.д. Все эти функции имеют очень большое значение и в процессе оптимального управления методической работой в детском саду. За организацию методической работы с педагогами отвечают заместитель заведующего ДОУ или старший воспитатель, а также методист. Большая роль в организации методической работы принадлежит старшему воспитателю. В школе эту функцию выполняют заведующие учебной частью (завучи). Грамотных завучей в школе, старших воспитателей или заместителей заведующих детским садом нередко называют «главными инженерами», -«главными технологами» учебно-воспитательного процесса, что отражает их объективно возрастающее значение в образовательном учреждении. Старшие воспитатели организуют работу не только с методическим активом и отдельными педагогами, но и с активом родителей, в системе дошкольного самоуправления, оказывают методическую помощь родительскому комитету. Не менее важное место в организации повышения квалификации педагогических кадров занимают методисты. Главный объехг их внимания — постоянный рост деловой квалификации ледаго- 4:5 гов и воспитателей, а также лиц, ответственных за отдельны! участки учебно-методической работы. Безусловно, ведущая роль в организации методической работ! Методический совет работает как совещательный орган при1 Методические советы — хорошие помощники и в борьбе с! администрированием, навязыванием жестких рекомендаций, чг<М противопоказано самому духу методической работы как творче-1 ского процесса, но при этом методсоветы выступают и против] анархии, против аморфного руководства методической работой.! Перед руководителями детского сада в настоящее время стоит задача не просто организовать методическую работу, а органнзо-] вать ее научно. О научной организации методической работы —з основных целях, задачах и содержании должны быть информи-j рованы все педагоги, методические объединения, воспитатели,) другие заинтересованные лица. И хотя в составлении плана ак-i тивно участвуют многие педагоги, однако весь план, весь замы-/ сел в деталях знает только руководитель, поэтому старшие boc-i питатели многих детских садов считают необходимым разъяснять; основные позиции плана. Начинающим руководителям следует? учитывать, что при ознакомлении педагогов с «мероприятийной»1 стороной планов и формами работы не следует забывать главно-i го — обеспечить понимание и личностное, глубокое принятие це- j 46 лей и задач методической работы, которые не должны сводиться к традиционному перечислению: «провести такие-то заседания, такие-то открытые занятия и т.п.». Сегодня стоят другие задачи. Сегодня необходимы новые формы проведения занятий, новая организация учебно-воспитательного процесса, новые профессиональные умения педагогов, новые ступени воспитанности и развитости дошкольников. Это должны быть ясные, четкие, достижимые задачи, адресованные всем педагогам. Доводя до исполнителей цели и задачи предстоящей деятельности, необходимо сообщать о критериях и показателях оценки проводимой работы. Так, при переходе к методике комплексного проектирования задач образования, воспитания и развития дошкольников организаторы методической работы делают акцент на том, что об освоении данной методики будут судить не по сверхподробным перечням этих задач в планах воспитательной работы, а по реальной взаимосвязи задач образования, воспитания и развития на самих занятиях, а также по умению педагога проанализировать и обосновать комплексный характер поставленных им задач. При освоении методики дифференцированного подхода к: воспитанникам педагогам предлагается ориентироваться не на количество методических пособий, а на реальные, уже зарекомендовавшие себя материалы, обеспечивающие дифференцированную помощь дошкольникам с различными способностями и отношением к учению. При совершенствовании методических кабинетов ставится цель не просто оснастить их необходимым оборудованием, а поднять роль кабинета в повышении качества и эффективности занятий и т.п. Другой важной проблемой деятельности руководителей детских садов по организации методической работы.является мобилизация всех членов педагогического коллектива на активное участие в повышении квалификации — своеобразное стартовое стимулирование. Не всегда достаточно знать и понимать цели и задачи методической работы, необходимо еше искреннее желание каждого педагога заниматься ею. Внимательно изучая личность педагога, его отношение к методическим проблемам, старшие воспитатели и методисты определяют, кто из педагогов окажется в авангарде, в той инициативной группе, которая станет опорой при освоении новых проблем, идей и подходов, а кто уже в начале работы может оказаться: на позициях пассивного ожидания, а порой и войти в «группу сопротивления» новым идеям. Опытные старшие воспитатели и методисты знают, что некоторым педагогам для активного»клк>чения в работу над новыми методическими вопросами достаточно просто информации без всяких разъяснений сущности и особенностей новых идей. Дрт- гим необходима самая настоящая пропагандистская работа — ар! гументированное обоснование важности идей, их актуальности практической полезности. Третьи нуждаются в разъяснении тоге каким образом новые идеи помогут им преодолеть имеющиес. трудности и упущения в работе. Начинающим организаторам методической работы следует имех в виду: для внесения существенных изменений в работу с педаго гами, в ход и характер учебно-воспитательного процесса необходимы энергичная, квалифицированная, многообразная методичес* кая работа и немалое терпение. Если удается добиться положитель-1 ных сдвигов в сознании и профессионально-педагогическом мышлении педагогов, это неизменно повышает качество занятии и проводимой воспитательной работы, т.е. повышает результативность обучения и воспитания дошкольников. Когда на основе общей, коллективной методической работы создается содружестве единомышленников, система методической работы начинает двигаться вперед с ускорением, постепенно становясь саморазвивающейся системой. Однако, чтобы «разогнать» эту систему до такогс состояния, руководителям на начальном этапе придется не проста организовать продуманную творческую деятельность, но и проявить собственный энтузиазм, показать личный пример. Старшему воспитателю и заместителю руководителя детского Значительное место в организации методической работы в детс-,1 Важную роль в организации работы играют собственные вы 48 I Важным участком организаторской работы старшего воспитателя является создание реальных условий для проведения открытых занятий и их взаимопосещений с последующим самоанализом и анализом. В этой работе важны две стороны: содержательная, обеспечивающая высокий уровень самих занятий и их оценки, и организационная, способствующая ритмичности проведения подобных мероприятий, ограждающая от перегрузки и создающая реальные возможности для обмена опытом. Постановке методической работы и самообразования педагогов в четкие организационные рамки способствует также решение вопроса о сроках, формах и характере отчета каждого педагога о своем творческом росте. При этом нельзя допускать дублирования, необходимо осуществлять координацию между различными звеньями системы повышения квалификации. Как всякое управленческое действие, организация требует создания системы (а также структуры, которая и будет ее осуществлять). Система внутрисадовской организации как функции — это совокупность управленческих действий, их результатов, условий их осуществления (кадровых, материальных, финансовых), взаимосвязанных так, что благодаря этой связи может быть реализована функция организации. Нововведения в образовательном процессе обусловили многообразие педагогической деятельности, что потребовало обновления организации научно-методического обеспечения, внедрения новшеств, адаптации к непрерывным изменениям. Стало очевидным, что традиционная форма оргструктуры управления методической работой методобъед мнения педагогов уже не справляется с обеспечением должного научно-методического творческото уровня деятельности. Обусловленное потребностями новой стадии развития детского сада, появилось новое структурное образование в его инновационной подсистеме — детсадовская кафедра. Кафедры создаются в образовательных учреждениях, переходящих в режим развития. Они представляют собой сообщества педагогов одною или нескольких предметов. Кафедры планируют, организуют, осуществляют руководство и контроль за опытно-эксперименгальной деятельностью педагогов. Иначе говоря, кафедры плакируют разработку и освоение нововведений, отслеживают процесс и результаты экспериментальной работы каждого педагога. Любая новая учебная программа, разработанная педагогом, новая методика или форма организации учебно-воспитательного процесса подлежит обязательному рецензированию членов кафедры. Важное направление в деятельности кафедры — межцикловая, межпредметная координация учебно-воспитательного махе- риала и реализация программ, по которым работают детский са, Проведенный анализ содержания методической работы пока! зывает, что необходимо искать новые пути в организации мето! дической работы в дошкольном образовательном учреждении. Ня основе изучения практического опыта созданы модель процессу управления методической службой в детском саду и структурно' функциональная модель методической службы в экспериментальном детском саду (приложения 1 и 2). Согласно этим моделям, основой методической работы в детском саду является методический совет. В его состав входят представители администрации, педагоги, методисты. Методический совет — это одновременно и экспертный совет, анализирующий авторские учебные планы и программы. В организации методической работы детского сада важную роль! играет распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками научно-методической деятельности. Примерное содержание деятельности основных звеньев управления методической работой в детском саду приведено в приложении 3.; Организация методической работы в современном детском саду представлена в приложении 4, Извлечение из плана учебно-вос-: питательной и методической работы в ДОУ с указанием видов деятельности дано в приложении 5. Методическая работа призвана помочь добиться высоких ре Чтобы определить, действительно ли предложенная модель ме-> тодической работы является оптимальным вариантом для конкрет-. ного экспериментального детского сада, была проведена диагностика профессиональной компетентности педагогов и воспитателей Л.И-. Митиной1. Все педагоги были разделены на три группы: в первую' входили педагоги, имеющие педагогический стаж работы до трех, Митина Л.И. Учитель как личность и профессионал. М., 1993. лет (условие профессиональной адаптации); во вторую — педагоги, имеющие педагогический стаж работы менее 10 лет; в третью — педагоги, имеющие педагогический стаж работы более 10 лет. Были определены следующие виды профессиональной компетентности (умений) педагогов. I. Способность контролировать и учитывать уровень знаний дошкольников. II. Умение устно и письменно предъявить дошкольникам учебный и воспитательный материал.
III. Навыки в организации учебно-воспитательной работы на занятиях. IV. Стремление вести диалог с детьми. V. Желание использовать различные методы воспитания и обу VI. Умение насыщать общение с детьми положительными эмо VII. Способность поддерживать рабочую дисциплину на заня Экспериментально-опытное исследование проводилось в три этапа. На каждом этапе в зависимости от профессиональных умений определялся уровень профессиональной компетентности педагогов. Выявленный общий уровень профессиональной компетентности показал постоянный рост их профессиональных умений. Изучению и диагностике педагогического мастерства большое внимание уделяли Н.А. Зверт1 и А.К. Маркова2. В данной книге приведены методики, с помощью которых можно оценить мастерство педагога (приложения 9—10). Таким образом, в результате экспериментально-опытного исследования выявились тенденции развития педагогического мастерства и компетентности педагогов, что в конечном итоге должно положительно повлиять на весь учебно-воспитательный процесс.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|