Письмо от «лесных жителей» 5 глава
Стимулирование педагогического творчества. Обобщение и распространение передового педагогического опыта Творчество— это деятельность, создающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и даже общественно-исторической уникальностью. Творчеством назыза-ется и продукт творческой деятельности. Педагогическое творче- 1 Эверт Н.А. Педагогическое масгерстьо. Диагностика мастерства работников образования. Красноярск, 19*5. : Маркова А. К. ГТсизолсгия груда учителя. М., 19*3. 5] ство имеет ту особенность, что содержанием его является формирование личности человека, который всегда нов и уникален.! Высшее проявление педагогического творчества — новатор-! ство — предполагает создание принципиально новых, высокоэффективных систем обучения, воспитания и развития дошкольников. Эвристичность как способность находить новое или оригинально применять известное в конкретных условиях — главное качество современного творческого педагога. Педагогическая и учебно-воспитательная деятельность является сплавом науки и искусства и потому всегда предполагает творчество, ориентирует на него. Общеизвестно, что педагогический труд нетворческим не бывает и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого педагога, так что любое педагогическое решение обусловлено этими всегда нестандартными факторами. Однако творчество педагогов не возникает и не развивается стихийно. Как и всякий труд, оно нуждается в стимулировании. Развитие педагогического творчества — одна из важнейших функций методической работы в детском саду. Если методическая деятельность не побуждает к педагогическому творчеству, значит она формальна, безрезультатна, ибо приобретаемые новые знания не становятся профессиональными умениями и навыками педагога.
Управление человеком или коллективом людей осуществляет- | ся или директивно, путем прямого воздействия с помощью законов, приказов, норм, инструкций, предписаний и т.п., или опосредованно, главным образом через стимулирование. Творческая : деятельность возможна только в результате стимулирования. Любому руководителю детского сада необходимо осознавать, что по j приказу, указанию, под давлением творческой атмосферы не воз- \ никает. Для управления методической работой в детском саду руково- j дителю очень важно сочетать моральные и материальные стиму-; лы, не допуская их противопоставления. Известны три главные I управленческие ошибки: сбой (делается то, что не соответствует плану), рассогласование (делается то, что соответствует плану, но не вовремя) и дефект (делается то, что соответствует плану и вовремя, но конечный результат не соответствует поставленным целям, образцу). Важнейшим фактором стимулирования педагогического творчества является осознание цели. Цель как осознаваемый образ пред- ] восхищаемого результата — это отличительная черта человече- ' ской деятельности. Общеизвестно, что все творческие педагоги — целеустремленные люди. Руководителю детского сада необходимо постоянно заботиться о том, чтобы каждый педагог четко видел дальние, средние и ближние цели своей работы, умел их формулировать, чтобы они никогда не забывались, не превращались в нечто размытое в сознании. Образ предвосхищаемого результата становится целью, начинает направлять действия педагога, определять выбор возможных способов осуществления цели, т.е. приобретает побудительную силу. Важным фактором стимулирования творчества педагогов является педагогический коллектив. Его природе присущи механизмы, развивающие творчество отдельных его членов, связанных между собой отношениями ответственной зависимости, духом интеллектуальной состязательности, созидательной борьбы за честь ДОУ, формирование личности будущего гражданина.
Один из наиболее простых механизмов творчества — подражание. Если оно не механическое, а органично соответствует личности того, кто заимствует, кто воспроизводит чьи-то лучшие находки, то по отношению к его прежнему опыту подражание лучшему можно считать первой ступенью творчества. Другой механизм творчества — официальное или неофициальное наставничество, общение, влияние личности одного педагога на других, руководителя на коллектив. Знакомясь с новым, оригинальным опытом коллет, педагог испытывает чувство изумления и доброй зависти, сопоставляет увиденное с тем, что сделал сам, и понимает, чувствует, что может сделать еще больше, еще лучше, оригинальнее, новее. Так возникает наведение, происходит своеобразная индукция творчества от одного педагога к другому. Иногда творческий потенциал у педагога дремлет, так как очень слаб, но вот появляется руководитель, который нашел ютюч к его душе, усилия руководителя стали совпадать по характеру, вкусу, настроению, возможностям и другим характеристикам с индивидуальностью педагога, его собственными усилиями по своему развитию, и возникает всплеск творческой активности педагога, своеобразный резонанс. Иногда творческий процесс развивается по принципу цепной реакции: один побуждает к творчеству двух-трех педагогов, каждый из которых в свою очередь индуцирует творчество еще двух-трех коллег и т.д. Фактором стимулирования и развития педагогического творчества является и предоставление педагогу возможности заниматься научно-исследовательской деятельностью, вплоть до подготовки и защиты диссертации. Интерес педагогов к этой работе понятен, оправдан, и его нужно всемерно поддерживать. Диссертационные исследования, подготовленные на основе собственного творческого опыта, представляют особую ценность как для практики, так и для науки.
Мощным фактором стимулирования педагогического изобре тательства, новаторства является предоставление педагогу возмож ности самовыражения, что реализуется как открытые занятия, вы ступления с рассказом о своем опыте перед коллегами в дет ском саду или на районном, городском или краевом уровне. Присутствие на занятиях доброжелательно настроенных гостей, возможность выйти со своим опытом за пределы детского сада мобилизует интеллектуальные силы педагога ввиду особой значимости внешних оценок и особой ответственности. При оценке и анализе опыта творческого педагога руководителю детского сада следует подсказать, предложить педагогу форму общения, описания, представления своего опыта. Сначала это может быть выступление на семинаре или конференции в детском саду, затем педагогу предоставляют возможность выступить на районном, городском, краевом форуме, предлагают написать статью в газету или журнал.
Руководителям ДОУ необходимо поощрять участие педагогов в, конкурсах творческих работ, которые становятся мощным фактором не только морального, но и материального стимулирования, j Стимулирование педагогического творчества педагогов только тогда эффективно, когда оно не противоречит другим функциям i управления методической работой. Если развитие творчества осуществляется в ДОУ не стихийно, если оно заложено в план и само стимулирование спланировано, то можно говорить об управляемом, регулируемом процессе. Наиболее «чувствительно» стимулирование педагогического: творчества связано с функцией контроля за методической рабо- i той и внутрисадовским контролем в целом. Проверка работы по-, чти всегда предполагает высказывание каких-то предложений или ! замечаний. Нередко педагоги воспринимают контроль слишком > болезненно, и, к сожалению, после неумелых проверок творчес-! кая работа иногда подавляется. Однако если в практическом опы- j те конкретного педагога есть хоть несколько творческих находок, j то, как бы они ни были незначительны, они должны быть заме-; чены, названы и поощрены. Особенно отрицательно сказывается на стимулировании педаго- ' гического творчества формализм при контроле и анализе учебно-воспитательного процесса. К сожалению, еще не изжиты попытки оценивать работу педагога и педколлектива по проценту посещаемости, числу проведенных мероприятий, причем без учета и глубо- > кого анализа достигнутых результатов. Формализм в контроле про- i является и как жесткие предписания вести ежедневное планирова-: ние, и как требование использовать традиционные методы обучения j и воспитания независимо от того, нужны ли на конкретном заня- I 54
тии те или иные методы и средства обучения, способствуют ли они повышению эффективности воспитания и обучения. Необходимым фактором стимулирования педагогического творчества может и должна стать аттестация педагогов, построенная на основе всестороннего контроля и анализа их деятельности. Аттестация должна не просто фиксировать наличие творческого потенциала у хорошего педагога, а ежегодно отмечать его развитие. В результате создания условий для повышения педагогического мастерства педагоги успешно проходят аттестацию, в том числе и на высшие квалификационные категории. Предметом особой заботы руководителей ДОУ должно стать стимулирование творчества молодых специалистов. Конструирование занятий, проведение мероприятий (даже если нет еще умения их проводить) — операция творческая. Значительная часть молодых педагогов обладают творческим потенциалом. Пусть их инициативы не всегда глубоки, иногда рассчитаны на внешний, краткосрочный успех, но даже такие инициативы — объективно творческие. Важно не упустить творческую искру в коллективе молодых. Очевиден тот факт, что, придя в детский сад из вуза, многие способные к творчеству молодые педагоги через пять-шесть лет работы от невнимания к себе, под бременем трудностей становления, совершенных ошибок, неудач, материальных и жилищно-бытовых затруднений утрачивают способность к творчеству, превращаются в заурядных, неинтересных людей. Основой управления стимулированием является хорошее знание педагогов, их личностных особенностей. Чтобы стимулирование давало максимально возможный эффект, оно должно быть оптимальным и грамотным, а это значит — не бесконтрольно перебирать стимулирующие факторы, не использовать их исходя из принципа «чем больше, тем лучше», а именно учиться выбирать их оптимальные сочетания. При грамотном управлении стимулированием необходимо учитывать следующие факторы: —знание всего арсенала возможных стимулирующих творчество педагога средств; —знание особенностей личности педагога, его «чувствительность» к тем или иным стимулирующим средствам;
—возможности руководителя на данный момент; исчерпанность других средств; —традиции детского сада в данном вопросе; особенность ситуации в детском саду, морально-психологические условия в конкретный период времени; —возможные последствия для деятельности данного педагога или для отношений в педагогическом коллективе. Правильно сочетая названные факторы, можно выбрать об-1 Изучение, обобщение, распространение и создание передового В процессе анализа результатов преобразования детского сада* выявилось противоречие: с одной стороны, создается много ново-; го, прогрессивного, высокоэффективного в педагогической практике отдельных педагогов и целых педагогических коллективов, а! с другой — это новое крайне медленно становится достоянием] широких педагогических масс, и достижения педагогов-новаторов! воспринимаются неоднозначно. Неустанные поиски нового, атмо- j сфера творчества присуши самому педагогическому труду. В посто- J янно и быстро меняющихся ситуациях жизни детского сада на со- j временном этапе возникает настоятельная необходимость прояв-1 лять изобретательность, выбирать нужные действия, принимать' нестандартные решения. Творческий подход проявляется и в том, что учебный, воспитательный и развивающий материал при всей | стабильности основных понятий, законов, ценностей, которые j отражены в педагогических учебниках, пособиях и программах,! может быть преподнесен и усвоен разными способами. Выявить прогрессивный опыт, имеющий значение для конкрет- j Качество изучения опыта можно существенно повысить, если j к работе привлечь нескольких человек — творческую группу из i членов педагогического коллектива: чем большее число исследо- ] 56 \ вателей и экспертов будут изучать опыт, тем скорее и глубже будут поняты его новаторские находки, выявлены ошибки и просчеты, точнее будут определены причины удач и недостатков. При определении критериев оценки опыта важно учитывать следующие показатели. При определении критерия «высокая эффективность»: опыт может быть признан передовым лишь в том случае, если достигнутые педагогом результаты обучения, воспитания и развития выше, чем традиционные, характерные для массового опыта. При определении критерия «устойчивость результатов»: мгновенное улучшение или одиночный результат могут быть случайными или даже не зависеть от педагога. Критерий «сбалансированность и комплексность результатов» позволяет установить не только основные слагаемые опыта, причинно-следственные связи между ними, но и то, какими средствами и при каких условиях он был достигнут; позволяет определить уровень развития каждого «слагаемого», эффективность их взаимодействия в целостной системе. Критерий «рациональность затрат времени, усилий, средств» оценивает перегрузку педагогов: результаты, оторванные от анализа процесса труда педагогов и детей, не дают основания отнести опыт к передовому. Передовой педагогический опыт предполагает высокие результаты, но достигнутые при разумной интенсификации сил, средств и при рациональном использовании времени. Критерий «соответствие реальным возможностям основной массы педагогов, материальной базе» определяет, насколько возможно воспроизвести данный опыт другими педагогами, насколько он заинтересует всех педаготов. Старшим воспитателям и методистам следует иметь в виду, что все названные критерии должны применяться только в совокупности, а не выборочно. Вредно как недооценивать, так и переоценивать роль критериев. Недооценка использования критериев может привести к субъективным, ошибочным выводам, а переоценка — к формализму. Второй этап деятельности руководителей ДОУ по изучению, обобщению и распространению передового опыта — вы член ян прогрессивный опыт из массовой практики на основе определенных критериев. На этом этапе возникают характерные затруднения. Во-первых, при анализе занятий порой отмечается лишь внешняя сторона наблюдаемого педагогического явления. Во-вторых, имеет место фетишизация отдельных дидактических средств обучения (например, опорный конспект занятий, использование методики отдельных авторов, проблемная беседа с детьми и тх), _5Т при этом нарушается органичная целостность процесса обучения и воспитания, его системность. В-третьих, подчас анализ системы работы педагога подменяется описанием приемов его работы. Следует обратить внимание руководителей ДОУ еще на один важный момент. Любой выявленный путем анализа передовой опыт на первых порах всегда индивидуален и таким может и остаться, если творческая сторона опыта определяется только личностными, неповторимыми качествами педагога, и если сущность опыта базируется на специфических местных условиях. Необходимо поэтому при обобщении опыта эти стороны учитывать. Третий этап деятельности руководителя ДОУ по данному направлению — обобщение передового опыта. Некоторые считают, что прямое и точное описание опыта — это и есть основная форма его обобщения. Однако практика показывает, что даже талантливое описание еще не обеспечивает возможности перенести и должным образом воспроизвести данный опыт в других условиях. Эмпирический уровень не обеспечивает должного обобщения. Необходимо непременно научно обоснованное обобщение, которое предполагает: определить главные идеи опыта, оценить его по вышеназванным критериям и критериям педагогики (т.е. цель, содержание, формы, методы, средства, приемы, условия, результаты), обозначить составные элементы опыта и раскрыть связи между ними, выделить объективные закономерности педагогики и психологии, которые лежат в основе опыта и определяют его высокую эффективность. Трудность этапа обобщения передового опыта в условиях ДОУ состоит в том, что без определенной теоретической позиции настоящее обобщение невозможно даже на эмпирическом уровне. Только для того чтобы заметить опыт, необходимо хорошо знать педагогическую теорию. А перевод в процессе обобщения конкретного педагогического опыта на язык педагогической теории — единственная возможность отойти от кустарного способа его дальнейшего распространения. Исключительно важно для обобщения опыта уметь описать его, представить в виде целостной структуры. На этом этапе руководители ДОУ должны осознать, что целостная структура у любого истинно передового опыта объективно существует. Не будь ее, опыт не мог бы стать эффективным. Угадать, понять, почувствовать, увидеть эту структуру — большая исследовательская удача того, кто занимается обобщением и описанием передового опыта. С точки зрения управления можно выделить следующую структуру: программирование — планирование — организация — регулирование — контроль — анализ — стимулирование — корригирование. Если рассматривать опыт в аспекте деятельностного подхода, его можно описать в такой структуре: мотивы — цель — содержание — формы — методы — условия — критерии — результаты. Если речь идет о занятии или системе занятий, то, кроме вышеназванных, опыт педагога может быть описан в структуре видов дидактических действий: обучающие — стимулирующие — организующие — контролирующие — оценочные — корректирующие. Структура этапов усвоения выглядит так: первичное восприятие — запоминание — осмысление — применение — закрепление — перенос в другую область. Этапы структуры одного из вариантов комбинированного занятия — это организационный момент — опрос — изучение нового материала — закрепление — разбор творческих работ. Система работы педагога может быть обобщена и по типам проводимых им занятий: занятия — сообщения новых знаний; формирования умений; закрепления знаний, умений; закрепления и обобщения знаний, что особенно характерно для детских садов-комплексов; повторения и обобщения; комбинированные различных типов. С учетом возрастного аспекта детей может быть выделена следующая структура: воспитательная работа с младшими дошкольниками, с детьми средней, старшей и подготовительной групп. В любом целостном опыте все эти структуры реально существуют, хотя та или иная обычно доминирует. Оценка опыта работы педагога или группы педагогов с позиций той или иной структуры позволяет, во-первых, «высветить» слабые места конкретного опыта, во-вторых, видеть опыт всесторонне и взаимосвязанно и, в-третьих, познавать опыт со всех сторон, углублять и расширять знания о нем, приближаясь к идеальному уровню. Обобщение опыта заведующими детских садов или методическими объединениями не исключае т работы __самого педагога по опи санию своего опыта Работая над обобщением своего опыта, педагог не может не пользоваться научной и методической литературой. Ознакомление с содержанием близких к избранной им теме книг и статей имеет большое значение. Во-первых, это предостерегает от повторения того, что уже опубликовано в печати, а во-вторых, позволяет сослаться на идеи авторов, работающих надданной проблемой. Собрав материал и систематизировав его, педагог приступает к письменному изложению. В краткой вводной части предельно сжато формулируются цели проведенной педагогом работы, задачи, которьзе решались в ходе ее, и основные пути практического осуществления. В основной части следует описывать сам ход проведенной авторо.чс работы. Особое внимание необходимо уделить тому, как именно проходила работа, какие
Ю организационные принципы положены в ее основу, каковы методика и техника ее проведения. Кроме того, указываются трудности, возникшие в работе, и пути их преодоления. В заключение целесообразно аргументированно разъяснить педагогический эффект от предлагаемого новшества, дать качественный анализ того, как применяемые приемы повлияли на степень глубины и осознанности знаний дошкольников, на развитие у них практических умений и навыков и т.п. Предлагаемые советы не следует рассматривать как жесткую схему. При обобщении передового педагогического опыта руководителям ДОУ целесообразно выделять периоды развития педагогического профессионализма у разных педагогов. Каждому периоду педагогического мастерства соответствует определенная степень новизны создаваемого опыта: репродуктивная, новаторская, исследовательская. Каждый конкретный опыт содержит признаки и всеобщего, и особенного, частного, единичного. Всеобщее относится ко всем педагогам, работающим с различными возрастными группами воспитанников. Всеобщее переносимо в любые условия, ибо в нем заключена общепедагогическая и общедидактическая идея. Особенное в опыте педагога — это то содержание, которое специфично для определенного возраста дошкольников и не может быть эффективно использовано при изучении других разделов программ или при работе с другими возрастными группами. В передовом опыте всегда проявляется единичное, конкретное, индивидуальное, что обусловлено уникальностью, неповторимостью личности педагога-новатора. Следует учитывать, что индивидуальное своеобразие опыта не может стать причиной отказа от его обобщения или распространения. Обобщая индивидуальный, своеобразный, связанный с личностными особенностями опыт, важно показать, при каком стиле работы его можно и даже нужно использовать. Следующий этап деятельности руководителей ДОУ — распространение и организация передового педагогического опыта. Чтобы передовой опыт стал достоянием педагогических масс, он нуждается в пропаганде. И это не личное дело энтузиастов из хороших детских садов, а прямая обязанность руководителей ДОУ. Знание различий и специфичности видов передового опыта позволяет понимать и планировать все условия и возможности для их внедрения в дошкольную практику. Таким образом, стимулирование педагогического творчества педагогов, обобщение и распространение передового педагогического опыта способствуют повышению профессионализма педагогов, их мастерства и творческих возможностей. Профессиональное мастерство педагога как условие повышения качества его работы Уровень профессионального мастерства педагогов во многом зависит от конкретных условий. В экспериментальных ДОУ вошли в практику такие формы повышения педагогического мастерства, как система самообразования, учеба в институте повышения квалификации, участие в работе методических объединений. Воспитатели принимают участие в конкурсе «Воспитатель года». Особую форму по повышению профмастерства представляют клубы «Дошколята», где педагоги и воспитатели узнают о современных достижениях в сфере дошкольного воспитания и образования. Базисные темы в программе клубов посвящены развитию личности ребенка; изучению и внедрению современных психолого-педагогических и методических технологий, развитию личностно-ориентированной парадигмы в организации и процессе воспитания и обучения. Во многих детских садах стало традицией проводить такие ключевые творческие воспитательные мероприятия, как «В гостях у старичка -л е со вичка» < младшая группа); «Город мой любимый*, «Сказка о Снежинке» (старшая и подготовительная группы); «Веселый вечер наших мам* (старшая группа). Большой интерес у детей и родителей вызывают театрализованные инсценировки, такие как «Стрекоза и муравей» и «Золушка». Профессионально подготовленные педагоги успешно проводят такие мероприятия по физическому развитию, как «Веселые старты», «День здоровья», районные спартакиады. Деятельность педагогов по циклу художественно-эстетической направленности сориентирована на реализацию концепции к структурной модели «Художественно-эстетическое развитие детского сада». Во многих детских садах реализуется принцип целостного системного подхода к свободному развитию личности ребенка. Об этом свидетельствуют такие воспитательные ключевые дела, как «Осенний бал», «Новогодний карнавал», «Весна-красна на весь свет», «Папа, мама, я — спортивная семья», «В гостяд у гномика в осеннем лесу», «"Удивительные приключения кота Леопольда» и т.д. Педагоги-психологи в течение учебного года традиционно проводят индивидуальную и групповую психодиагностическую, развивающую и психокоррекцию иную работу с дошкольниками, используя современные психолого-педагогические технологии (танцевальная психотерапия, символ-драма, психогимнастика н др.); проводят работу с родителями воспитанников (индивидуальное консультирование), организуют групповые консультации
t\ для родителей подготовительных групп по темам: «Как помочь! Управление методической работой в детском саду — неотъем- ■ лемая часть всего учебно-воспитательного процесса (УВП). Для того чтобы методическая работа в ДОУ была высокоэффективной, необходимо четко планировать конкретные задачи, содержание, формы и виды деятельности, определять способы учета, контроля и анализа результатов. Методическая работа в ДОУ призвана помочь добиться высоких результатов при минимальных затратах времени и усилий. Необходимо реально изучать особенности каждого педагога. Ведь именно от уровня его педагогического мастерства зависит эффективность обучения и воспитания дошкольников. Для выявления этих возможностей предлагается использовать метод анкетирования, проводить беседы с педагогами и диагностические исследования. Только при наличии динамики профессиональной компетентности педагога можно делать вывод об эффективности методической работы в конкретном детском саду. Индивидуальный и дифференцированный подход к личности ребенка, педагогически грамотная организация ключевых творческих дел, проведение занятий по соответствующим экспериментам, апробированным планам и программам, активная целенаправленная работа по повышению профессионального и методического мастерства, развитие системы самообразования — всё это позитивно сказывается на динамике развития ребенка. Глава 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ДЕЛ В ДЕТСКОМ САДУ Сущность анализа воспитательно-образовательного процесса в детском саду Необходимость проведения анализа воспитательно-образовательного процесса обоснована тем, что это помогает, во-первых, получать информацию о состоянии работы в ДОУ, во-вторых, принимать рациональное управленческое решение по организации учебно-воспитательной работы, своевременно регулировать, координировать воспитательно-образовательный процесс и в-третьих, повышать эффективность организации методической службы в детском саду, например в таких вопросах, как планирование, поиск новых методов и форм, разработка технологий процесса воспитания и обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|