Личность Пророка Мухаммеда(с) 2 глава
Надумывание себе того, чего нет (имею в виду говорить себе, что всё хорошо, когда это не так), не присуще человеку. Пребывание в неведении, в забывчивости присуще четвероногим животным, так как животные не заботятся о своём будущем и о том, что будет в нём. Мы сами видим, что большинство людей нашего времени ни о чём не думают, представляют, что будто бы всё хорошо, так как не задаются вопросом, что же с ними станет в итоге, зачем мы здесь живём. Разве так и пройдёт наша жизнь: проснулись, работа, учёба, вечером погуляли, поели, посмеялись, потом ушли в землю и всё? Разве в этом заключается наше пребывание в этом мире? Пусть каждый задаст себе этот вопрос снова. Так вот, такое спокойствие не соответствует человеку, разумному существу, а если ты достиг состояния спокойствия и смотришь на мир открытыми глазами, то это другое дело. Многим людям объясняешь, что в конце наступит смерть. Они не обращают на это внимания, не думают. Ещё и говорят, мол, давай не будем об этом. Им хочется забыть всю жизненную реальность, отставить в сторону все важные вопросы, возникающие у каждого человека, смысл жизни. Они стремятся пребывать в мнимом спокойствии. Но зачем себя обманывать? Лучше смотри на реальность, прими её и только после этого будь по-настоящему спокоен. Сначала побудь в тревоге, в волнении за свою жизнь, но потом, спустя некоторое время, ты достигнешь спокойствия, получишь ответы на вопросы. Сначала побудь в сомнениях, но потом посредством внимательности к религии, к приказам Аллаха ты обретёшь спокойствие, достигнешь удовлетворения. Знайте, это так, будто ты очень быстро движешься, со скоростью, и тебя в это время охватывает страх, ты попадаешь в стрессовое состояние, твоё сердце начинает дрожать, и в это время ты взываешь к Аллаху, прибегаешь к Нему, и Он тебя успокаивает Своим поминанием. Вот так достигается спокойствие верующего: достойно, с приподнятой вверх головой, сталкиваясь с различными событиями, происходящими вокруг, наблюдая реальность и принимая её такой, какая она есть. Он не обманывает себя, не живёт в неведении о событиях прошлого и настоящего, не опускает руки и не создаёт себе иллюзию спокойствия.
Будьте всегда внимательными по отношению ко времени, проявляйте бдительность к тому, куда вы его тратите. Пусть всегда волнение охватывает вас, и каждый раз, когда это происходит, обращайтесь к Аллаху, а Он вас успокоит. Одно дело — взывать к Аллаху, когда тебя постигла беда, как мы все и делаем, по сути. Мы просим помощи у Аллаха часто только тогда, когда произойдёт необычное, отрицательное событие в нашей жизни. Тогда мы говорим: «О Аллах, о Аллах». Мы начинаем всем своим существом поминать Аллаха. Другое дело — то, что быстротечность времени для тебя уже чрезвычайное событие само по себе, и ты всегда обеспокоен нехваткой времени. Эта тревога всегда с тобой, и ты постоянно уповаешь на Аллаха, а не только в исключительных случаях. Из-за этого Аллах и говорит: «Разве не поминанием Аллаха успокаиваются сердца?». Спокойствие не достигается посредством забвения и обмана. Оно достигается посредством внимания. Как стать таким, чтобы в любую секунду поминать Аллаха? Один из путей к этому — познать цену времени. Когда ты серьёзно относишься к каждой своей минуте в жизни, чувствуешь её, понимаешь, что жизнь проходит очень быстро, и когда вот это беспокоит тебя, тем самым ты приближаешься к Аллаху, успокаиваешь свой гнев, остужаешь пыл. Мы должны осознать свою беспомощность, ничтожность по сравнению с Аллахом, с Его могуществом и тем самым обрести спокойствие, поняв, что всё — в Его руках.
Как раз время и напоминает нам о нашей ничтожности, о нашей слабости. И мы полагаемся на самую сильную мощь, на Того, у Кого есть всё, что бы ты ни захотел, и посредством этого мы становимся более уверенными и сильными, будто за нашими спинами стоит огромная гора. Время напоминает нам о том, что мы зависим от Аллаха, от Его воли, о том, что время контролируем не мы, что жизнь не в наших руках. Мы знаем, сколько мы проживём, так как это не в нашей власти. Истинный владелец всего — это Аллах, и мы осознаём это и уповаем на Него, и Он делает нас увереннее. Давайте мы с самого начала придадим значение времени в нашей жизни. Многие люди в первый день своей загробной жизни понимают, что их срок был в руках Аллаха, а не от них зависело всё. Бывает, что мужчина пожилого возраста думает: «Как же быстро всё прошло, не успел моргнуть — уже уходить из жизни». Это естественно. Иное дело, когда молодой парень или девушка уже поняли, что время очень скоротечно, и они ценят его. И Аллах такими молодыми гордится. Чтобы достичь этого понимания, не нужно проживать всю жизнь, ждать старости. Нет, потом уже будет поздно. Это нужно и можно понять посредством размышления, познания. Время очень быстро проходит, и Аллах каждый день сообщает нам: «О человек, торопись, торопись, времени мало!». Если бы мы это услышали, то было бы очень хорошо. Всегда говорите себе, что времени мало, что время уходит. Из-за этого сказано нам как совет, чтобы мы каждый день вели отчёт о нём, сколько мы забрали для будущего, а сколько упустили. А об упущенном времени, в котором не было пользы, заплачь, пусти слезу, будь печален. Вот такой слезой, такой тревогой в душе Аллах доволен. Бывает так: человек пустит слезу, пребывает в депрессии из-за того, что, например, у соседа есть такая-то машина, а у него нет. Таких очень много. Знайте, не то что беспокойство о мирском, даже просто одно сожаление о том, что у него есть, а у меня нет, губит нашу душу. Совсем иное — сожалеть о том, что потратил время своей жизни впустую, потерял его. Нужно понять, когда мы в Судный день предстанем перед Аллахом, когда будут вести спрос с нас, тогда мы осознаем, что мы прожили очень мало. А когда будут считать наши благие минуты, в которые мы совершали добро, то мы увидим, что одна часть нашей жизни прошла во сне, вторая часть — в развлечениях и т.д.
А останется нам, как сказано в хадисах, только то время, которое мы провели ради Аллаха, согласно Его повелению. Тогда мы увидим, что как будто мы вообще и не жили. Наша жизнь и так короткая, а когда ещё и подсчитают то время, которое мы потратили на пути Аллаха, мы увидим, что она намного короче. Нужно подумать над тем, что времени мало, и мы должны успеть за этот промежуток заработать всю вечность в раю. Да сделает нас Аллах из числа таких, которые провели своё время в поклонении!
Бойтесь Аллаха
Слово «бойтесь Аллаха, будьте богобоязненными» в Священном Коране использовалось в двух аятах. Одна из них: «Йа айуххаль-лазина аманут-тагуллах» – «О, уверовавшие, бойтесь Аллаха и пусть каждый из вас посмотрит, что он приготовил для Судного дня». В продолжении ещё раз повторяется: «иттагуллах инналлаха хабирун би ма тамялун» - «бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах знает ваши деяния». Одним из важных и нужных вопросов, к которому призывает обратиться Коран - это отчёт и спрос деяний. Также и Пророк(с) и имамы говорили, что мы будем спрошены за наши деяния. В различных дуа мы обращаемся к Аллаху подобными словами: «Йа асрааль хасибин» –«О, Тот, Кто быстр в расчёте». «Йа ман фи хесабихи хейбати» – «О, Тот, для которого расчёт это величие, почёт». «Йа ниамаль хисаб» - «О лучший из тех, Кто прекраснее всех сделает расчёт». Эти обращения учат нас тому, что будет очень детальный расчёт наших деяний и ничто не будет упущено. Один неверующий подошёл к Пророку(с) и сказал: «Прочитай мне что-нибудь из своей книги (Корана). Пророк(с) начал читать суру «Зилзал»(“Землятрясение”): «Иза зульзилатил арду зилзалаха» - «Сотрясется земля своим землетрясением...» И дошел до последних аятов: «Ва маль ямаль мискала зерретин хайран йарах» - «Тот, кто сделал на вес пылинки добра, увидит его». «Фа маль ямаль мискала зерретин шеррен ярах» - «Тот, кто сделал на вес пылинки зла, увидит его, получит ответ своих деяний в судный день».
Услышав эти аяты, араб сказал: «Достаточно. Как мне принять эту религию?». Пророк(с) научил его словам свидетельства (шахады), и он стал мусульманином. Этот случай показывает, что разумному человеку достаточно двух предложений, чтобы он нашел истину. Если человек понимает, что в конце своей жизни он будет отвечать за свои сделанные деяния, то его приход к религии – естественное дело, приход такого человека на путь Аллаха неизбежен. Если ты знаешь, что завтра ты будешь спрошен за свои сделанные поступки, то ты непременно поймешь, что нужно быть внимательным к своим деяниям вести и просто решиться вести правильный образ жизни. Кто такой Аятолла Бехджат, наверное, знает каждый. Он ушел из жизни не так давно. Это, поистине, очень большая потеря для мусульман и в целом для исламского мира. Он один из великих учёных нашего времени. Кому посчастливилось выполнять за ним молитву, то все увидели, как он поклоняется Всевышнему Аллаху. В этом человеке были воплощены все аяты, которые говорят о качествах верующих. Все черты, которые должны присутствовать у человека выполняющего молитву, они присутствовали у него. Все, у кого была возможность попасть на его намаз - учёные, достойные люди - все они желали того, чтобы выполнить за ним молитву. Так как мест в мечети обычно не хватало. И особенно отмечают, что людей было больше в ночь на четверг, и в намазе он читал суру «Джума». Когда он читал суру «Джума» в вечерней молитве и доходил до этих аятов: «Куль иннэл мауталлази тефирруне минху фэ иннаху мулакиккум сумме тураддуне иля алимиль гайби ваш-шахаде. Фэ юнаббиукум би мА кунтум та’маляун» - «та смерть, от которой вы убегаете, неизбежно постигнет и встретит вас. Потом вас поведут к Аллаху, который знает о сокрытом и явном. Вам расскажут о ваших деяниях, которые вы сделали». Когда он читал эти аяты, он плакал, и его плачь раздавался на всю мечеть, и наряду с ним не могли сдержать свои слёзы выполняющие за ним молитву. Он настолько сильно уверовал в этот аят: «фэ юнаббиукум би мА кунтум та’маляун» - «Аллах напомнит о сделанных вами деяниях. Всё, что вы сделали, предстанет перед вами» - в каком мы тогда будем состоянии? Поэтому нам настойчиво сказано, когда хотите что-либо сделать, то вспомните, что завтра эти деяния будут вместе с вами. Не совершайте такое деяние, о котором вы будете потом сожалеть и получите за него наказание. В одной из своих проповедей, Имам Али(а) говорит: «Йа Аййухаль гафилун» - «О, забытые(О, обманутые)». То есть, о, те, которые думают о своем имуществе, деньгах, семье, но не обращают внимания на свои деяния, не думают о том, что делают и какую жизнь ведут.
Дальше говорит: «Гейри махфур анхум» - «Вы забыли сами о себе, но не думайте, что Аллах забыл о вас». То есть вы не помните о своих деяниях, но ангелы пишут, Аллах наблюдает, Пророк(с) и имамы(а) - все они свидетели ваших деяний. Ваши деяния предоставляются Имаму Махди(а). Поэтому, когда вы хотите совершить какой-то поступок, то вспомните, что за вами смотрят. Знайте, что эти деяния вернут в итоге же вам. Всевышний Аллах говорит в Коране: «Нухричу лаху йаумуль гийамэ китабэн» - «В судный день вам дадут, предоставят вашу книгу деяний. И ангелы скажут: «Икра - Читай свою же книгу, посмотри сам на свою жизнь». Кяфа би нафсикаль йаума алэйка хасиба - Достаточно того, что ты сам сделаешь свой отчет». Эти аяты говорят нам о том, что в судный день нам дадут нашу книгу деяний и скажут, чтобы мы сами дали себе оценку, посмотрели на себя со стороны. Нам покажут те грехи, которые мы сделали и скажут, чтобы мы оценили свои деяния сами. Что могут дать нам за грехи? «Мэн ихтада фэ иннама йахтади ли нафси» - «тот, кто спасся, сделал это в свою пользу. Тот, кто сделал хорошее дело, сделал самому себе, так как в итоге это вернут тебе же». Пророк(с) сказал: «В судный день люди разделятся на 3 группы: 1) Они без всякого спроса будут впущены в рай и им не зададут ни одного вопроса. То есть, как наступит судный день, и Аллах воскресит всех людей, то они встанут с могил и сразу же пойдут в рай. Ни один ангел не преградит им дорогу и не спросит этих людей: откуда вы пришли и куда идёте? 2) Вторую группу людей спросят, но это будет не таким трудным и долгим. В хадисах сказано, что их спрос займет, как время выполнения одной обязательной молитвы. Самая долгая молитва 4-ёх ракатная - приблизительно столько времени займет их спрос. 3) Третью группу ждёт очень трудный, сложный и страшный спрос. В хадисах передано, что их будут спрашивать тысячелетиями. Имам Саджад(а) сказал о трех особенностях и качествах людей, которые прямиком войдут в рай. Имам(а) сказал: одни из них пройдут в рай со скоростью птицы. Когда они будут в раю, то ангелы зададут им вопросы: увидели ли вы спрос, сбор, мост сират, свою книгу? Они ответят: нет, нас ничего не спрашивали и мы сразу без расчета были введены в рай, в милость Аллаха. Ангелы очень удивятся их ответу, и скажут им: Какие вы сделали деяния, что достигли такого величия? Чем вы занимались в жизни, что дошли до такой степени? Они ответят: у нас было два качества: Первое - когда мы делали грехи скрыто, то есть, даже если их никто не видел, то мы всё равно стыдились. Даже в одиночестве мы боялись Аллаха. Очень важная черта, чтобы человек и при людях и в одиночестве был самим собой, ни под кого не подстраивался. Потому, что мы очень часто при людях ведём себя совершенно другим образом. В хадисах передано, что внешность и внутренность верующего должна быть одинаковой. Не должно быть разницы - находится он с людьми или один. У человека должно быть чувство стыда и совести. Если у нас будет чувство стыда, то это станет причиной того, что Аллах полюбит нас. Если после греха мы сожалеем об этом, правильнее сказать, если душа беспокоится о совершившем, то это очень хорошее чувство - это означает, что твоя душа живая. Не дай Аллах, чтобы потерять данное чувство - это очень плохое состояние для человека. «Хавват ибн Джубейр брат Абдуллаха ибн Джубейра» - «они шахиды(мученики) битвы Ухуд». Когда произошла первая битва мусульман - битва при колодце Бадр, они тоже участвовали в ней, но Хавват не смог вступить в бой, так как споткнулся и повредил свою ногу. После того, как мусульмане победили, Пророк(с) начал делить ценности и трофеи и сказал, чтобы одну часть дали и Хаввату. Некоторые возразили и сказали: «О Пророк(с), ведь он не воевал, за что ему давать ценности?». Пророк(с) ответил: «Хоть он и не воевал, но у него было намерение воевать. Всего лишь произошёл несчастный случай с его ногой, и он не смог вступить в битву». Многие награды дают нам за наши намерения. В хадисах передано, что если верующий всегда посещает мечеть по пятницам, но в один из дней происходит какое-то дело и он не может прийти на пятничную молитву, например, он заболевает, тогда Аллах дарует ему ту же награду, будто он был в числе посетивших мечеть. Аллах дарует ему награду коллективной молитвы, потому, что его душа была вместе с ними. Также есть те, которые сидят в мечети, но от их посещения нет никакой пользы. Например, друзья настояли пойти - ангелы за это ему ничего не запишут. Однажды Хавват ибн Джубейр отправился с Пророком(с) в путь. В пути они присели отдохнуть в палатках. Хавват увидел несколько разговаривающих девушек и это его заинтересовало. Он красиво оделся и сел рядом с ними. Через некоторое время Пророк(с) вышел из палатки и подойдя к Хаввату, сказал: «Что ты тут делаешь? Пророк(с)», конечно же, знал, для какой цели там Хавват. Хавват растерялся и ему стало стыдно. Он сказал: “О, Пророк(с), я потерял своего верблюда и искал его тут”.Пророк(с) принял его слова и спустя время они вернулись в Медину. В один из дней Пророк(с) зашел в мечеть и там сидел тот самый Хавват. Подойдя к нему, Пророк(с) сказал: “Ну что Хавват, нашёл своего верблюда?”. Хавват постыдился и, опустив голову, сказал: «О, Посланник Аллаха(с), я не терял никакого верблюда и ты сам знаешь, что я пошел туда с намерением греха. Обещаю после этого никогда не терять верблюда. Мне стыдно, попроси прощения за меня у Аллаха». И Пророк(с) говорит: «Я сделал за него дуа, и Аллах простил его. Я сделал за него дуа, потому, что в нём мне понравилась его совесть. Он был очень обеспокоен за свой поступок». Поэтому было бы очень хорошо, чтобы человек не потерял качество стыда и совести. В хадисах передано, что даже если вам приносят ложные извинения, то все равно примите это, при том, что знаете, что этот человек врёт вам. Имам Саджад(а) сказал: «Не говори каждую ложь в лицо брата». То есть не надо бросать ложь ему в лицо, как делаем это мы, говоря подобные слова: “Ты врешь, ведь это сделал же ты”. Пророк(с) и имамы(а) обращались с людьми не таким образом. Итак, стыд станет причиной того, что человек будет введён в рай без спроса - это первая особенность таких людей Второе качество - довольство Аллахом. Они были довольны тем, что предопределил для них Аллах. Потому, что эта жизнь и в нём происходят многие события. Один день ты богат, на другой день ты беден, в один день ты болен, а на другой день ты радуешься - это естественное дело в этом мире. Поэтому мы должны быть согласны с тем, что Аллах ниспосылает нам. «Когда умер сын Абузара(р.а), он приходил на могилу своего сына и плакал по нему. Его спросили: “Ты тоже плачешь по своему сыну, как и все остальные?” Он ответил: “Клянусь Аллахом, я плачу не из-за того, что я его потерял. Моё беспокойство из-за того, что я не знаю - смог ли ответить он в начале загробной жизни на заданные ему вопросы или нет. Я хотел бы узнать, смог ли он ответить на вопрос: «Ман раббук» - «Кто твой Господь?». Таким образом, согласные на всё происходящее в своей жизни, будут введены в рай без лишних допросов. Третье же качество это те, которые каждый день делали допрос своей души, своих страстей.
Поминание Аллаха В одном из своих дуа, который находится в «Сахифе-Саджадия», Имам Саджад(а) обращается Аллаху таким образом: «О, Тот, поминание Которого является почётом для тех, кто Его поминает. Сделай наши сердца занятыми Твоим поминанием и отдали от поминания других». То есть, о Аллах, Твоё поминание является почётом и гордостью для тех, кто поминает Тебя. Но Имам Саджад(а) говорит, что есть и те, которые считают для себя гордостью и почётом поминание Аллаха. То сердце, которое поминает Аллаха, то такой человек свободен от других не нужных занятий и предметов поклонения. Как говорят наши учёные, поминание Аллаха делится на 3 уровня: 1. Первый уровень - поминание языком. Например, человек возьмёт в руки чётки и будет произносить «альхамдулиллах», «субханаллах», скажет салават или будет перечислять имена Аллаха и т.д. Но на самом деле, это ещё не настоящее поминание, истинность поминания совсем другое. Это лишь начальная стадия поминания. 2. Второй уровень – поминание душой, сердцем. Когда человек поминает Аллаха всем сердцом, думает и помнит о Нём. 3. Третий уровень – поминание тела, которое является следствием поминания души. Поминание тела - это когда все поступки человека: разговор, молчание, взгляд и т.д. - всё совершается ради Аллаха. Аллах будет проявлен во всех его действиях. Этот человек не совершает ничего от себя. Вся его сущность и существование действует ради Аллаха. Поминание же души в свою очередь, также имеет 3 уровню: 1. Самой низшей стадией поминания Аллаха является то, что совершив грех, человек вспомнит Аллаха. То есть, совершив грех, ты будешь сожалеть об этом, покаешься, напомнишь себе Аллаха. Одно дело, когда ты поочередно совершаешь грехи один за другим и забываешь их. Другое дело, когда делаешь грехи и помнишь их, сожалеешь о них, вспоминаешь Аллаха. В хадисах передано: «Делайте покаяние о содеянном после каждого греха». Покаяние, то есть сожаление, раскаяние о сделанном. Самой начальной стадией является то, что, пусть вы и совершили грех, хотя бы жалейте, чувствуйте угрызение совести, стыдитесь о сделанном. Чтобы человек говорил: «О Аллах, прости меня». 2. Вторая стадия –– это помнить об Аллахе до совершения греха. То есть, когда будет лицом к лицу с грехом, то вспомнит об Аллахе и не совершит его. Эта стадия выше, чем первая. Потому, что, когда будет пред грехом, то он подумает: «Сказать или нет, съесть или не съесть, пойти или не пойти». Сколько раз подобные вопросы встречаются пред нами каждый день? Если обратим внимание, то очень часто. «Сделать это или нет?» и т.д. И тогда он вспомнит Аллаха и выберет Его приказ. Изберет и последует тому, что сказал Всевышний. 3. Третья стадия, которая не имеет отношения к нам, а является степенью совершенных людей – те, которые всегда помнят об Аллахе. Аллах пред глазами этого человека во всякое время. Очень часто жизненные обстоятельства уводят, отдаляют нас от поминания и цели, и мы забываем о том, что за всеми этими ситуациями стоит Аллах. Например, когда у нас материальные проблемы, тогда мы берём в долг и думаем подобные вещи: «Если бы он не одолжил денег, то я бы погиб, если он не помог бы мне, то я бы пропал» и т.д., пусть и не произносим на языке. Вот эти люди занимают наш ум, и мы даже не размышляем, что все они – всего лишь игроки, так как за завесой есть тот, кто управляет всеми этими делами, то есть Всевышний Аллах. Потому сначала обратись за помощью к Аллаху, подумай о Нём, а потом уже отправляйся просить помощи к этим людям. В этом нет ничего страшного. Но помни и знай, что этими людьми управляет Аллах. Ведь решение всех дел находится в руках Аллаха. Откажет первый, Аллах отправит другого. Таким образом, самая высшая стадия поминания, чтобы всё время, в любую минуту ты видел Аллаха, помнил о Нём. Священный Коран восхваляет верующих таким образом: «Верующие, это те, которые поминиают Аллаха и в положении сидя, и стоя, и на боку. Они смотрят вокруг, смотрят на небеса и землю и размышляют о Нём» Вспоминают после этого Аллаха. В продолжении говорит: «О, наш Господь, ты создал всё это не просто так. И убереги нас от адского огня». Каждый думает о том, кого и чего хочет. Можете проверить. Если мы будем любить Аллаха, то все наши дела мы будем исполнять правильно, с точностью. Если ты студент, то будешь стараться хорошо учиться. Если ты работаешь, то будешь относиться к работе ответственно и т.д. Словом, мы будем исполнять все дела с точностью, самым лучшим образом, при этом помня об Аллахе. Куда бы не посмотрели - мы будем видеть Аллаха. Кто проверял на опыте, те знают, и у меня в жизни тоже было. Бывает такое, что совершаешь какое-то хорошее и радостное дело и эти события постоянно у тебя в мыслях. Выполняя все свои дела, ты всё равно не забываешь об этом случае, а потому, что мы любим эту вещь. Человек сотворен таким, что, если он любит кого-то или что-то, то все 24 часа будет думать о нём. И смыслом поминания Аллаха является именно это. Если ты будешь любить Его на достаточном уровне, то ни на минуту не будешь забывать о Нём - это самая высшая степень совершенства человека. Имам Али(а) в хутбе «Хаммам» рассказывает о богобоязненных и праведных людях: «Одним из признаков богобоязненных людей является то, что днём и ночью их мысли только об Аллахе». Также Али(а) сказал: «Есть определённая группа людей, которые заняты только поминанием Аллаха. Эти люди считают поминание Аллаха прекраснее всего на свете. И никакое трудное дело, торговля, ограничение не останавливает и не отдаляет их от поминания Аллаха». Торговля, купля- продажа - всё это в своём месте, они это делают, но это не отвлекает их от поминания Аллаха. Потому, что их душа занята поминанием значимого, а мелкие вещи, переворот событий - не отдалит их от истины, а наоборот, приблизит. Имам Саджад(а) приводит такое сравнение: «Если рыбу выбросят на сушу, то она будет метаться по сторонам. Потому моя душа живёт твоим поминанием. Мой вздох-выдох совершается твоим поминанием. И если меня на мгновение отдалят от поминания, то я не смогу выдержать, меня постигнет смерть».
Забота жизни Если так можно выразиться, то месяц Рамадан предназначен для того, чтобы усилить свою связь с Аллахом, возможность человека ещё больше приблизиться к Аллаху - это очень важный вопрос. Человек тогда достигает человечности, совершенства, когда этот вопрос станет для человека самым значимым, главным вопросом в жизни. До тех пор, пока самой главной заботой человека не будет вопрос приближения к Аллаху – человек не может быть совершенным. Для человека этот вопрос должен быть самым значимым. Заботой каждого должно быть то, как же приблизиться к Аллаху? Что мне делать, как быть, чтобы моя связь с Тобой увеличилась? Посмотрите на жизнь каждого из великих людей – откройте жизнь любого, кого хотите. Вы увидите, что единственным беспокойством, заботой в их жизни был именно этот вопрос – насколько же я приближен к Аллаху, насколько Аллах доволен мною? Когда мы хотим дать оценку, оценить какого-то человека, то мы должны использовать именно это – какая главная забота в жизни этого человека? Ответ на этот вопрос определяет его цену. Цена человека состоит не в его заботах, беспокойствах, о чём-либо и о ком-либо. Цена человека заключается в том, какова его самая главная забота в жизни. Потому, что заботу можно понимать чуть расширенно, но цена человека заключается именно в том, какова его самая важная забота в жизни. Я задам вам вопрос, а вы ответьте на него в своей душе, мне не нужно отвечать, и тем самым, сами определите свою степень, уровень. Я спрашиваю вас: Какова ваша главная забота? Каково ваше главное беспокойство, о чём ваши мысли, которые занимают вас все 24 часа в сутки? Вообще, есть у ли вас какое-то волнение, забота о чём-либо? Если нет, то это тоже проблема. Знаете, у кого нет никаких переживаний, забот? – У овец, баранов. Отсутствие в жизни человека каких-либо забот, беспокойств – это тоже тревога, несчастье. Но вы все почётные, уважаемые и значимые люди и я вас спрашиваю: Какова ваша главная забота в вашей жизни? Что вы поминаете в течение суток? Какая у вас самая основная проблема? Если это что-то другое, помимо связи, приближения к Аллаху, то каждый из нас в убытке. Отвечайте на этот вопрос не как на интервью. Потому, что когда кому-то говоришь, что у тебя будут брать интервью, то все говорят о каких-то высших, ценных вещах. Нет, отвечайте на это искренне – в чём же на самом деле беспокойство твоей души, о чём ты переживаешь, думаешь? Если это что-то другое, кроме связи, приближения к Аллаху, чем бы это ни было, то это очень низкое, малозначимое и бесценное. Единственная забота человека – это связь с Аллахом. Если спросить вас, то один скажет, что сейчас его волнует поступление в университет; второй скажет, что я хочу купить хороший дом и так далее, каждый что-то скажет. Если человек искренне ответит самому себе, честно обратится к своему сердцу – что, о чём же он так беспокоиться, волнуется, то от этого решается многое. Всё, что вы скажете, все жизненные заботы – это всё нужно и имеет место быть, никто не говорит против. Разговор идёт об основной заботе, о главной печали, об основном человеческом беспокойстве, об основном вопросе, цели в жизни человека. Главный вопрос нашей жизни должен соответствовать основной цели нашего создания – согласны со мной? Откуда должен брать свой корень, своё начало наше беспокойство? – От того, для чего же нас создали? Скорее всего, оно должно быть связано с целью нашего сотворения, верно? Для чего нас создали? – Чтобы мы приблизились, были близки к Аллаху. Мы сотворены, чтобы увеличить свою связь с Аллахом и это должно стать для нас самой важной проблемой. Почему наши мысли расходятся в намазе? Почему мы не можем сконцентрироваться в намазе? Потому, что наша главная забота, беспокойство – это не Аллах, не приближение к Нему. Нам в голову лезут все не нужные вещи и забивают его, потому в намазе мы не можем собраться мыслями. Вообще, в чём почёт великих, больших людей? – Их почёт, величие состоит в том, что их основная задача в жизни, главное волнение жизни – это связь с Аллахом. Существует очень много дуа, молитв, бесед с Аллахом от Ахли-бейта(а) – в чём основной вопрос этих разговоров? Например, Душевная беседа Али(а) с Аллахом – Мунаджат Шабания. Он там говорит: «Афнайту ‘умри» – «я потратил жизнь свою»; «ва аблайту шабаби» – «и погубил свою молодость», и т.д. То есть, что имеется в виду? – Я не смог образовать с Тобой близость, связь. Я не смог приблизиться к Тебе, остался вдали от Тебя. Это очень и очень важный вопрос. Я обращаюсь к вам с этим вопросом: в чём главное беспокойство в жизни человека? Какова главная проблема в жизни человека? Чем его мысль всегда занята? – Это нужный и обязательный для нас вопрос. Видели когда-нибудь умирающего человека, который находится в предсмертном состоянии? Да отдалит Аллах нас от этого! Ты знаешь, что это человек с неизлечимой болезнью – раком, и что он скоро умрёт. Ты говоришь ему что-то, он смотрит на тебя, отвечает – но его главная мысль занята его смертью. Вопрос номер один в его жизни – это его смерть. Он только и делает, что думает о смерти. Также и у каждого человека в жизни должна быть такая забота, такой первостепенный вопрос. Должен быть именно один главный и единственный вопрос в жизни, а всё остальное должно быть вокруг этого вопроса. Этот один вопрос, беспокойство – связь с Аллахом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|