Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоторые религиозно-философские особенности «книги Созидания» 1 глава




УДК 89 ББК 84(0)3

© Тантлевский И. Р., перевод на русский язык,

вступительные статьи, комментарии, 2005 © Оформление.

Издательство СПбГУ, ISBN 5-94278-925-8 ЗАО ТИД «Амфора», 2005

СЕФЕР ЙЕЦИРА— КНИГА СОЗИДАНИЯ

НЕКОТОРЫЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСОБЕННОСТИ «КНИГИ СОЗИДАНИЯ»

Предлагаемое вниманию читателя малое по объему произведение — Сефер Йецира, или «Книга Созида­ния», — бесспорно, является одним из наиболее влия­тельных сочинений мистико-гностического толка в ис­тории мировой мысли. Это написанное на иврите про­изведение претендует на выявление сущностных элементов космогенеза и антропогенеза, открытие глу­бинных основ мироздания, описание фундаментальных принципов функционирования вселенной и человека. На основании содержания заключительной, шестой, главы сочинения его авторство традиционно приписывается патриарз^ Аврааму'. В этой связи представляется в выс­шей степени любопытным, что, согласно тексту гл. VI, 2, созвездие Дракона (^л) оказывается находящимся в середине неба, как это и имело место во времена Авраа­ма (приблизительно XVIII в. до н. э.2)3.

Однако по языковому стилю произведение сближа­ется с Мишной (и отчасти с сочинениями еврейской мистики Меркавы 4), так что по лингвистическим осо­бенностям ее возникновение вряд ли могло иметь ме­сто до II в. н. э. Вообще, допускают, что «Книга Сози­дания» была создана между II и VIII/IX вв. н. э., веро-

И. Тантлевский

ятнее всего, в III—VI вв. палестинским евреем (в ней, очевидно, содержатся постталмуцические интерполя­ции) 5. Книга дошла до нас в краткой версии (ок. 1300 слов), перевод которой представляется вниманию чи­тателей, длинной версии (до 2000 слов), а также в так называемой версии Саадии Гаона6 (882—942)7. Одна из редакций краткой версии легла в основу первого печатного издания данного произведения на иврите, осуществленного в Мантуе в 1562 году.

Сефер Йецира представляет собой комментарий на первую главу книги Бытия (евр. название Бере 'шит, «В начале», — с этого слова начинается книга и вся Библия) и является центральным произведением ев­рейской эзотерической космогонической традиции — Ма'абе Бере'шит («Деяния [Описание] Творения»). Сефер Йецира рассматривает процесс творения ми­роздания Господом «тридцатью двумя чудесными пу­тями Мудрости», которые суть десять сефирот-«чи- оел» без ничего (то *Va nvpuo) и двадцать две буквы основания (тю* nvrns) — двадцать две буквы еврейс­кого алфавита; эти сущности оказываются глубинны­ми основаниями, принципами и первоэлементами мироздания. В конечном счете в основе мира лежат простое число и буква.

О сефирот говорится в первой главе Сефер Йеци­ра. Это — глубинные принципы мироздания, связан­ные с Началом (креационистский аспект) и Концом (эсхатологизм) иира-'олама (семантическое поле это­го понятия также включает временной аспект 8), Доб­ром и Злом (этический аспект), а также с шестью про­странственными измерениями (высота, глубина, четы-

Некоторые религиозно-философские особенности

ре стороны света). А «Господин Единственный, Бог, Царь верный правит всеми из Своей Святой Обители. И вековечная вечность» (1,5). Сефирот представляют собой замкнутую, взаимосвязанную систему:

«Десять сефирот без ничего — их конец внедрен в их начало, а их начало — в их конец, подобно тому, как пламя связано с углем; ибо Господин — Единственный, и нет вто­рого. А пред одним, что ты сочтешь?» (1,7).

Первые четыре сефирот коррелируют с «Духом Бога Живого» (ср. Быт. 1:2), «ветром от Духа», «водой от ветра» и «огнем от воды» (1,9-12). Однако вряд ли их (как и шесть других сефирот, связанных с шестью про­странственными измерениями) можно отождествлять с самими первоэлементами творения, ибо реальные элементы мироздания как пространственно-временной структуры, в центре которой стоит человек, — как ду­ховные, так и материальные, — появляются посред­ством взаимодействия 22 букв еврейского алфавита (см. ниже), в том числе и «ветер (дух, воздух)», «вода», «огонь». Сефирот~«числа» в Сефер Йецира — это, ве­роятно, некие «принципы», на которых строится Все­ленная и зиждутся ее первоэлементы. Определение «без ничего» (л» 'Va) 9, по всей видимости, подразумевает как их «нематериальность», так и «недуховность» — они трансцендентны сотворенному миру духов и вещей. Отметим в этой связи, что термин па ^3 встречается в Библии один раз; он использован в книге Иова 26:7 в значении «ничто»—как отсутствие чего-либо до Тво­рения мира и за пределами данного мироздания. Мож­но также говорить о взаимозависимости между сефи­рот и элементами творения 10.

И. Тантлевский

В описании сефирот присутствуют элементы мис­тики Мертвы (Престольной колесницы), восходящей к первой главе книги пророка Иезекиила.

«Десять сефирот без ничего — их (про)явление как видение молнии, и их предел (ртЪэп) бесконечен. Слово Его с ними (или: "в них". — И. Т.) в "беге туда и обрат­но'* ", и по Его повелению, как буря, они устремляются, и пред Его Престолом они падают ниц» (1,6; см. также 8, ср. 12).

Фразу «как видение молнии», очевидно, следует ин­терпретировать не в смысле мгновенности, эфемер­ности сефирот, или же, например, как указание на их яркость, но как троп, выражающий их вневременносыъ (миг—прообраз вечности) или «ничтойность». В дан­ном пассаже также аллегорически выражается приори­тет Господа-Творца над сефирот-«иринцаиами» уст­ройства Вселенной.

Согласно 1,10, буквы творятся Богом посредством второй сефиры:

«Вторая: ветер от Духа. Он (Бог — И. Т.) начертал и высек (asm j?j?n) им (т. е. ветром от Духа.— И, Т.) двадцать две буквы основания: три матери, семь двойных и двенад­цать простых, но один дух (исходит) от них (или: "один дух в них".— И. Г)».

С другой стороны, согласно I, 13, комбинациями букв, составляющих Имя Бога YHWH, т. е. букв Йод, Хе, Вав, «запечатаны» шесть последних сефирот. В главах II—VI анализируются «двадцать две буквы ос­нования», посредством комбинаций которых 12 были сотворены все духовные и материальные сущности и существа мироздания (в широком смысле), включая

Некоторые религиозно-философские особенности

Божественную Обитель с Престолом Славы, ангелов, духов (см. 1,12) и человека (иян-«душа»).

«Двадцать две буквы — Он начертал их, высек их, взве­сил их, и сделал их сочетания и перестановки, испытал их, и создал посредством них душу (юы) всего: всего созданного и душу всего, что должно быть создано в будущем» (II, 2).

Этические нормы в конечном счете также зиждут­ся на комбинациях букв:

«Двадцать две буквы основания, установленные на (вра­щающейся) сфере 231 вратами 13, и вращается эта сфера вперед и назад. И это есть знак для слова: "Нет в добре 14 (ничего) выше, чем 'онег (Н» [1айин-нун-гимел]; 'удоволь­ствие', 'наслаждение*.— И. Т.), и нет во зле (ничего) ниже, чем нега* (юй [нун-гимел-*айин]; 'болезнь', *рана' и т. п. — Я. Г)"» (II, 4).

В целом в Сефер Йецира раскрывается тайное зна­чение букв в трех сферах творения: человеческой, звез­дно-планетарной и сфере ритмического движения вре­мени в продолжении года

Исследователи усматривают возможное влияние на «Книгу Созидания» доктрин неопифагорейцев, нео­платоников (особенно Плотина и Прокла), «Пропове­дей» Псевдо-Клемента, сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита, греческих магических папирусов, гнос­тического трактата «Пистис София» и т. д. В частно­сти, как замечает Г. Шолем, «сочетание позднеэлли-нистической, быть может, даже поздненеоплатоничес-кой мистики чисел с истинно еврейскими идеями о тайне букв и языка проявляется здесь со всей очевид­ностью» 16.

Я. Тантлевский

На Сефер Йецира — «Книгу Созидания» создава­лись комментарии философского характера (по край­ней мере, с X в.), а также множество каббалистичес­ких комментариев теософско-теургического и экста­тического характера, связанных, прежде всего, с учением о сефирот (в том числе комментарии Исаака Слепого, Нахманида, Авраама Абулафии, Иосифа Ги-катиллы, Исаака Лурии и др.)17. Писались и коммен­тарии магического характера. Проживавшие в южной Германии и северной Франции во второй половине XII—XIII в. еврейские мистики Хасиде 'Ашкеназ («Благочестивые Германии») рассматривали эту кни­гу как руководство по магии и связывали ее с тради­цией о сотворении голема — искусственного челове­ка-слуги (созидаемого из смеси особо чистых земли и воды с помощью соответствующих комбинаций букв из Сефер Йецира, соотносящихся со всеми частями «тела») 18. В этой связи хотелось бы обратить внима­ние, что уже в самой «Книге Созидания» VI, 4, веро­ятно, содержится намек на то, что Авраам, постигнув тайную силу чисел и букв, практиковал магические действа:

«Когда узрел Авраам, отец наш — мир ему — и глядел, и смотрел, и исследовал, и уразумел, и начертал, и высек, и сложил, и сформировал, и (это) ему удалось...»

В «Книге Созидания» для обозначения творческой активности Бога употребляются, кроме прочих, гла­голы юз и -isp. Глагол КПЗ, бара' («творить»), исполь­зуется в Библии исключительно в тех случаях, когда субъектом действия выступает Сам Господь Бог; при этом никогда не указывается материал, из которого

Некоторые религиозно-философские особенности

что-либо творится, дабы не допускать аналогий с дея­тельностью человека. В частности, этот глагол упот­ребляется для обозначения творческой активности Бога в первой главе Бытия. Глагол IX' является техни­ческим термином для обозначения деятельности гор­шечника, «придающего форму» глине, и имеет соот­ветственно значения «формировать», «создавать», «со­зидать». Но он употребляется также и для обозначения творческой активности Бога. Например, этот глагол используется в Быт. 2:7-8 и 19 при описании созда­ния человека и животных «из земли». Можно было бы ожидать, что книга, описывающая Творение Богом мироздания посредством десяти сефирот-«чисел» без ничего и двадцати двух букв основания и являющаяся комментарием на первую главу Бытия, будет озаглав­лена пк^з пэо, Сефер Бериа ', т. е. Книга Творения (липа — отглагольное существительное от юз, «тво­рить»), а не ПТХ' ПВО, Сефер Йецира, т. е. Книга Сози­дания (птх> — отглагольное существительное от 1Х% «формировать», «созидать»). Почему книга все же получает последнее название? В свете сказанного мож­но допустить, что заглавие данного произведения — nvx* 1DD — имплицитно подразумевает, что это не только книга, говорящая о Творении Господом Богом мироздания, но и руководство, позволяющее по его адекватному постижению создавать магическим пу­тем новые сущности 19.

И. Тантлевский Примечания

1 Отсюда еще одно название книги: «Буквы Авраама, отца на­шего».

2 См., например: Тантлевский И. Р. Введение в Пятикнижие. М„ 2000. С. 131-136.

3 Ныне, в результате девиации земной оси, в центре неба нахо­дится Малая Медведица. Ср. далее, например: Kaplan A, Sefer Yetzirah: The Book of Creation. York Beach, 1997. P. 231-239.

4 См. Предисловие к «Книге небесных Дворцов».

5 См., например: Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. М.( 2004; Иерусалим, 5765. С. 112; Idem. Kabbalah. Jerusalem, 1974. P. 28; Kaplan. Sefer Yetzirah: The Book of Creation. P. XXII f.; Бурмистров К., Эндель М. «Сефер Йецира» в еврейс­кой и христианской традициях // Judaica Rossica. 2 (2002). С. 51. Г. Шолем допускал и более раннюю датировку: H-III вв. н. э. (The Name of God and the Linguistic Theory of the Kabbala // Diogenes (Firenze). 79 (1972). P. 72).

6 Эта версия легла в основу философского Комментария Саа-дии Гаона на Сефер Йецира, написанного в 931 году.

7 Все эти версии учтены в: Gruenwaldl. A Preliminary Critical Edition of Sefer Yezira // Israel Oriental Studies. 1 (1971). P. 132-177. «Стандартное» издание краткой версии: Sefer Yezirah me'et Avraham 'avinu. Jerusalem, 1990.

8 См. примеч. 8 к тексту перевода.

* Исследователи и переводчики также интерпретируют этот термин как: бесконечные, замкнутые, абстрактные, несказуемые, абсолютные, бескачественные (сефирот). Ср., например: Шолем. Основные течения в еврейской мистике. С. 114.

11> Ср.: Шолем. Там же.

"Ср.Иез. 1:14.

12 Относительно интерпретации данных комбинаций ср., на­пример: Scholem. Kabbalah. P. 25; KilcherA. B. Die Sprachtheorie der Kabbala als aesthetisches Paradigma. Stuttgart; Weimar, 1998. S. 65-69.

13 Ср. примеч. 66 и 70 к тексту перевода.

14 «Хорошем».

15 Шолем. Основные течения в еврейской мистике. С. 113.

Некоторые религиозно-философские особенности

16 Там же. Ср. также: Idem. Kabbalah. P. 26 f.

17 СеферЙецира комментировали и христианские каббалисты и мыслители, в том числе Пию делла Мирандола, Агриппа Нет-тесгеймский, Иоганн Рейхлин. Этим произведением живо инте­ресовались масоны. См.: Бурмистров, Эндель. «Сефер Йецира» в еврейской и христианской традициях. С. 57-63.

18 См., например: Idel A/. Golem. Jewish Magical and Mystical Traditions on the Artificial Anthropoid. Albany, 1990; Scholem. Kabbalah. P. 158-204.

В трактате Санхедрин, 65b зафиксирована легенда, согласно которой рабби Данина' и рав 'Оша'йя' (IV в.), изучившие Сефер Йецира, создали трехлетнего тельца и съели его.

19 В трактате Ши'ур Кама, относящемся к мистике Меркавы, «предвечный человек» именуется йоцер бере 'шит, т. е. «творец вселенной». (См.: Шолем. Основные течения в еврейской мисти­ке. С. 103.)

И. Тантлевский

Книга Созидания

КНИГА СОЗИДАНИЯ

Глава I

1. Тридцатью двумя чудесными 1 путями Мудрос­ти (поэп Хохма) 2 начертал YAH (л1*) 3, Господь (mn> YHWH) 4 воинств, Бог Израиля, Бог Живой 5 (или: «Бог жизни». — И. Т.) и Царь мироздания (D^iv 1^0; или: «Царь вечности»)6, Бог Всемогущий (7 па? Ьк), Милосердный и Прощающий, Гордый и Возвышенный, Пребывающий вечно, — возвышенно и свято Имя Его, — и Он сотворил Свое мироздание (8 loViy ПК N12) тремя 9 сефарим (опво; «исчисления­ми», «счислениями». — И. Т.): (через) сефер (тзо; «пи­сание», «письмо», «книга». — И. Т.), и сефор (тео; «счет», «мера». —Я Т.\ и сил/од? 10 (тио; «речь», «по­вествование». — И. Т.) п.

2. Десять сефирот (ттво; «цифр», «чисел». — И. Т.) без ничего (па *Va; «ничто». —Я. 71) "; и двад­цать две буквы 13 основания (тю*, йесод) 14: три мате­ри, и семь двойных, и двенадцать простых.

3. Десять сефирот без ничего, — по числу десяти пальцев, пять против 15 пяти, — но Завет Единствен­ного (т. е. Бога.И. Т.) между ними как слово язы­ка и как обрезание п крайней плоти 18.

4. Десять сефирот без ничего, - десять, а не де-

вять, десять, а не одиннадцать; уразумей мудростью (паэп, хохма) и умудрись разумом (лто, бина) 19; ис­пытывай их, исследуй их, и установи слово (туг; или «вещь».20И. Т.) на (соответствующее) ему место, и помести Создателя на Его Место.

5. Десять сефирот без ничего—у них десять мер21 бесконечных (*ро onV ]Ш> тая? рпо): глубина (рату; в смысле «принцип». — И. Т.) Начала и глубина Конца, глубина Добра и глубина Зла, глубина вышины и глу­бина глубины22, глубина востока и глубина запада, глубина севера и глубина юга. Господин Единствен­ный (тгг ГПК), Бог, Царь верный правит всеми из Сво­ей Святой Обители. И вековечная вечность.

6. Десять сефирот без ничего — их (про)явление (или: «вид». — И. Т.) как видение молнии, и их пре­дел (jn'Vsn; или: «цель», «назначение». — И. Т.) беско­нечен. Слово 23 Его с ними24 в «беге туда и обратно» (ср. Иезекиил 1:14. — И. Т.), и по Его повелению, как буря, они устремляются, и пред Его Престолом они падают ниц25.

7. Десять сефирот без ничего — их конец вне­дрен в их начало, а их начало — в их конец, подоб­но тому, как пламя связано с углем; ибо Господин — Единственный, и нет второго 27. А пред одним, что ты сочтешь?

8. Десять сефирот без ничего — закрой уста свои и не говори, и (закрой) сердце свое и не размышляй28; и если сердце твое побежало - возвратись на место, ибо для этого сказано: «И животные бегают туда и обратно» (Иезекиил 1:14), — и на этом основании зак­лючен Завет.

Книга Созидания

9. Десять сефирот без ничего: первая (сефира) — Дух Бога Живого — благословенно и благословляемо Имя Его, Вечноживого! Голос, Ветер (пп; или «Дух». — И. Т.) ™ и Слово — и это есть Дух Святой30.

10. Вторая: ветер31 от Духа32. Он (Бог. — И. Т.) начертал и высек (asm ррп) им (т. е. ветром от Духа [или Духом?].— И. Т.) двадцать две буквы основания: три матери, семь двойных и двенадцать простых, но один дух (исходит) от них (или: «один дух в них». — И. Т.).

И. Третья: вода из ветра33. Он организовал34 и придал форму35 (ззгт рргг)зб посредством них (т. е. букв. — И. Т.) хаосу (1ПЭ1 inn) 37, грязи и глине, орга­низовал их наподобие гряды, поставил их наподобие стены, покрыл их наподобие перекрытия.

12. Четвертая: огонь от воды. Он образовал38 и придал форму39 (asm ррп) посредством них Престо­лу Славы, Серафимам 40, 'офашимам 41, святым жи­вотным 42 и служебным ангелам 43. А из трех из них (т. е. из духа-ветра (неба, воздуха44), воды и огня = посредством трех букв: к, о, ю (см. гл. III). — И. Т.) Он основал Свою Обитель, как сказано: «(Он) делает Сво­ими посланниками45 ветра (духов. — И. Z), служите­лями Своими—полыхания огня» (Псалом 104[103]:4).

13. Пятая: три буквы из простых. Он запечатал вы­шину 46, избрал три и установил47 их Своим Вели­ким Именем48: 1ГР YHW (Йод-Хе-Вав) 49. И запечатал ими шесть пределов. И оборотился к верху, и запеча­тал его (Именем) in' YHW (Йод-Хе-Вав). Шестая: за­печатал глубину50; и оборотился к низу, и запечатал его (Именем) пт» YWH (Йод-Вав-Хе). Седьмая: запе-

Книга Созидания

чатал восток, и оборотился к его лику, и запечатал его (Именем) vn HYW (Хе-Йод-Вав). Восьмая: запечатал запад, и оборотился ему вослед, и запечатал его (Име­нем) *in HWY (Хе-Вав-Йод). Девятая: запечатал юг, и оборотился направо, и запечатал его (Именем) пп WYH (Вав-Йод-Хе). Десятая: запечатал север, и оборотил­ся налево, и запечатал его (Именем) ТО WHY (Вав-Хе-Йод)51.

14. Вот десять сефирот без ничего: первая — Дух Бога Живого, и (далее) ветер от Духа, и вода от Духа, и огонь от воды, и высь вверху, и низ, восток и запад, и север, и юг.

Глава II

1. Двадцать две буквы основания ("ПО* nvms): три матери, семь двойных и двенадцать простых. Три ма­тери: к, о, Ю ('алеф, мем, шин). Их основа—чаша права (52 тэт) и чаша вины53, и язык закона (рп), устанавли­вающий равновесие54 между (ними)".

2. Двадцать две буквы — Он начертал их, высек их, взвесил их, и сделал их сочетания и перестанов­ки 56, испытал 57 их, и создал посредством них душу (58 шм) всего: всего созданного и душу всего, что дол­жно быть создано в будущем 59.

3. Двадцать две буквы основания, начертанные Го­лосом, высеченные Ветром (или: «Духом»; ср. I, 9. — И. Т.), установленные Устами в пяти местах 60: (бук­вы) к, п, л, У ('алеф, хет, хе, 'айнн; т. е. 4 gutturales. — И. Т.}; э, 1, a, D б1 (бет, еав, мем, пе\ т. е. 4 labiales. — Я. Т.)\ д, \ э, р (гимел, йод, каф, коф\ т. е. 4 palatales. —

Книга Созидания

Книга Созидания

И. Т.); Т, D, V,), Л (далет, тет, ламед, нуп, тав\ т. е. 5 linguales. — И. Т.); т, о, tf, n, s 62 (зайин, самех, шин, реш 63, цаде; т. е. 5 dentales. — И. Т.) 64.

4. Двадцать две буквы основания, установленные на (вращающейся) сфере65 231бб вратами67, и вра­щается эта сфера вперед и назад. И это есть знак для слова: «Нет в добре68 (ничего) выше, чем 'онег['айин-нун-гимел]; "удовольствие", "наслаждение". — И. Т.\ и нет во зле69 (ничего) ниже, чем нега' (ум [нун-гимел-'айин]; "болезнь", "рана" и т. п. —Я. Т.)».

5. (Вот) как Он взвесил их (т. е. буквы. — Я. Т.\ и сделал их сочетания и перестановки: к (*алеф) со все­ми ними, и все с к, 2 (бет) со всеми ними, и все с Э, и так далее70. (Таким образом), оказывается, что все созданное и все сказанное происходит посредством одного Имени.

6. Он создал из хаоса (конкретную) реальность, и сделал Свое отсутствие (irx)7! Своим Присутствием (до*) 72, и вытесал 73 большие столбы (отаз?)74 из воздуха (yik) 75 необъятного, и вот знак: (Он) наблю­дает и перемещает, делает все созидаемое и все вещи (или: «слова». — И. Т.) (посредством) одного Имени, и знак для этого слова (или: «дела»; или: «этому». — И. Т.): двадцать два (элемента) в одном теле77.78

Глава Ш

1. Три матери — к, п, ш Салеф, мем, шин). Их осно­ва — чаша вины и чаша права, и язык закона, устанав­ливающий равновесие между (ними).

2. Три матери — к, о, ш ('алеф, мем, шин) — (есть)

великая тайна, чудная и сокровенная, и запечатанная шестью печатями 79, и из них происходят огонь (юк *эш [*алеф-шин]) и вода (D'a майим [мем-йод-мем]), разделяющиеся (на) мужское и женское80. Три мате­ри — к, п, ш Салеф, мем, шин) — их основание, и от них родились отцы, через которых было сотворено все. 3. Три матери — х, п, w ^алеф, мем, шин) — в ми­роздании (81 otan): воздух (ттк 'авир ['алеф-вав-йод-реш]) 82, вода, огонь. Небеса сотворены первоначаль-

но " из огня, а земля сотворена из воды, а воздух уста­навливает равновесие84 между огнем и между водой.

4. Три матери — к, О, tt? ('алеф, мем, шин) — в году (пзша): огонь, и вода, и ветер (гт)85. Жаркое сотворе­но из огня, холодное — из воды, а насыщенность (sc. пропитанность (влагой). — И. Т.) —из ветра, уста­навливающего равновесие между (ними). Три мате­ри — К,», w (*алеф, мем, шин) — в человеке (букв.: «душе», иян [нун-фе-шин]. 87И. Т.): огонь, и вода, и ветер (гт; или: «дух»? — И. Т.). Голова (UWT \реш-уалеф-шт]) сотворена из огня, и чрево (}ВЭ [бет-тет-нун]) сотворено из воды, и тело сотворено из ветра, уравновешивающего их.

5. Три матери — к, о, ш ('алеф, мем, шин): Он на-

ИЙ «О

чертал их, и высек их, и испыталвв их, и запечатал ими три матери в мироздании и три матери в году, и три матери в лице мужского пола и женского пола (пэрзт пэт вгаээ).

6. Он воцарил букву к Салеф) над ветром90 (гт; эфиром; или «духом».— И. Т.) и повязал ей венец (1ПЭ кетер 9l),92 и сделал сочетания 93 их (т. е. букв. — Я. 71), одну с другой, и запечатал ими воздух в миро-

Книга Созидания

Книга Созидания

здании, и изобилие в году м, и тело (гпл) у лица муж­ского пола 'алефом, мемом, шином (к, а, ш), а женско­го — 'алефом, шином, мемом (к, ю, о).

7. Он воцарил букву а (мем) над водой95, и повязал ей венец, и сделал сочетания их (т. е. букв. — И. Т.), одну с другой, и запечатал ими землю в мироздании, и холод­ное в году, и чрево у лица мужского пола и женского пола; (лицо) мужского пола — мемом, 'алефом, шином (а, к, и?), а женского — мемом, шипом, 'алефом (о, tf, к).

8. Он воцарил букву и? (шин) над огнем96 и повя­зал ей венец, и сделал сочетания их (т. е. букв. — И. Т.), одну с другой, и запечатал ими небеса в мироздании, и жаркое в году, и голову у лица мужского пола и эген-ского пола.

Глава IV

1. Семь двойных: э, з, т, э, э, ч, л (бет, гимел, да-лет, каф, пе, реш, яте), (имеющих два произноше­ния). Их основание: жизнь, и мир, и мудрость, и бо­гатство, прелесть ", и семя, и владычество. И высту­пают в двух произношениях: бет-вет, гимел-гимел, далет-далет, каф-хаф, пе-фе, реш-р 'еш, 98 тав-тав, (имеют) символ (лта)) " мягкости 10° и твердости ш, символ силы и слабости m. Двойные, ибо они (взаи-мо)заменяемы: вместо жизни — смерть, вместо бла­гополучия (DiVu>; «мира». — И. Т.) — зло, вместо муд­рости — глупость, вместо богатства — бедность, вме­сто прелести шз — уродливость104, вместо семени — опустошенность, вместо владычества — рабство. 2. Семь двойных: 3, 3,1, э, в, 1, п (бет, гимел, да-

лет, каф, пе, реш, тав\ — семь, а не шесть, семь, а не восемь. Испытывай их, и исследуй их [и начертай их, и думай о них], и установи слово (пэт; или «вещь». — И. Т.) как следует, и помести Создателя на Его Место.

3. Семь двойных: з, а, 1, э, D, 1, П (бет, гимел, да-лет, каф, пе, реш, тав\ — соответственно 7 преде­лам 105; из них 6 пределов: верх и низ, восток и запад, север и юг, а Святой Дворец (tznpn !06V:yn; т. е., вероят­но, Небесный Храм. — И. Т,) управляет ими 107 в се­редине, и он подъемлет их всех.

4. Семь двойных: э, J, 1, D, D, П, п (бет, гимел, да-лет, каф, пе, реш, тав): Он начертал их, и высек их, и сделал их сочетания и перестановки, и создал посред­ством них звезды в мироздании, и дни в году, и врата в человеке, и ими 108 Он начертал |09 семь твердей, и семь земель, и семь суббот. Вот почему Он возлюбил септенер (wiv) ио под всеми небесами.

5. (Вот) как Он воцарил букву э (бет) в жизни и повязал ей венец, и создал посредством нее Сатурн (жпэ^ Шаббета*й) в мироздании, и первый день (вос­кресенье. — И. Т.)ъ году, и правый глаз у человека.

6. Он воцарил букву а (гимел\ и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Юпитер (рпх Цедек) в мироздании, день второй (понедельник. — И. Т.) в году и левый глаз у человека.

7. Он воцарил букву т (далет), и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Марс (олка Ма'ддим) в мироздании и день 3-й (вторник. — И. Т.) в году, и правое ухо у человека.

8. Он воцарил букву э (каф), и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Солнце (пнп Хамма) в ми-

Книга Созидания

роздании и день 4-й (среду. — И. Т.) в году, и левое ухо у человека.

9. Он воцарил букву э (пе\ и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Венеру (пи Ногах) в ми­роздании и день 5-й (четверг. — И. Т.) в году, и пра­вую ноздрю у человека.

10. Он воцарил букву т (реш\ и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Меркурий (ЭЭ1Э Кохае) в мироздании и день шестой (пятницу. — Я. Т.) в году, и левую ноздрю у человека.

11. Он воцарил букву п (тав), и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Луну (rotf? Левина) в ми­роздании и день Субботний (П2и? Шаббат) в году, и1 рот у человека.

12. Семь двойных—(вот) как Он сложил (т. е. ском­бинировал. — И. Т.) их: два камня строят два дома; три (камня) строят шесть домов; четыре (камня) стро­ят двадцать четыре дома; пять (камней) строят сто двадцать домов; шесть (камней) строят семьсот двад­цать домов; семь (камней) строят пять тысяч сорок

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...