Некоторые религиозно-философские особенности «книги Созидания» 1 глава
Стр 1 из 13Следующая ⇒ УДК 89 ББК 84(0)3 © Тантлевский И. Р., перевод на русский язык, вступительные статьи, комментарии, 2005 © Оформление. Издательство СПбГУ, ISBN 5-94278-925-8 ЗАО ТИД «Амфора», 2005 СЕФЕР ЙЕЦИРА— КНИГА СОЗИДАНИЯ НЕКОТОРЫЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСОБЕННОСТИ «КНИГИ СОЗИДАНИЯ» Предлагаемое вниманию читателя малое по объему произведение — Сефер Йецира, или «Книга Созидания», — бесспорно, является одним из наиболее влиятельных сочинений мистико-гностического толка в истории мировой мысли. Это написанное на иврите произведение претендует на выявление сущностных элементов космогенеза и антропогенеза, открытие глубинных основ мироздания, описание фундаментальных принципов функционирования вселенной и человека. На основании содержания заключительной, шестой, главы сочинения его авторство традиционно приписывается патриарз^ Аврааму'. В этой связи представляется в высшей степени любопытным, что, согласно тексту гл. VI, 2, созвездие Дракона (^л) оказывается находящимся в середине неба, как это и имело место во времена Авраама (приблизительно XVIII в. до н. э.2)3. Однако по языковому стилю произведение сближается с Мишной (и отчасти с сочинениями еврейской мистики Меркавы 4), так что по лингвистическим особенностям ее возникновение вряд ли могло иметь место до II в. н. э. Вообще, допускают, что «Книга Созидания» была создана между II и VIII/IX вв. н. э., веро- И. Тантлевский ятнее всего, в III—VI вв. палестинским евреем (в ней, очевидно, содержатся постталмуцические интерполяции) 5. Книга дошла до нас в краткой версии (ок. 1300 слов), перевод которой представляется вниманию читателей, длинной версии (до 2000 слов), а также в так называемой версии Саадии Гаона6 (882—942)7. Одна из редакций краткой версии легла в основу первого печатного издания данного произведения на иврите, осуществленного в Мантуе в 1562 году.
Сефер Йецира представляет собой комментарий на первую главу книги Бытия (евр. название Бере 'шит, «В начале», — с этого слова начинается книга и вся Библия) и является центральным произведением еврейской эзотерической космогонической традиции — Ма'абе Бере'шит («Деяния [Описание] Творения»). Сефер Йецира рассматривает процесс творения мироздания Господом «тридцатью двумя чудесными путями Мудрости», которые суть десять сефирот-«чи- оел» без ничего (то *Va nvpuo) и двадцать две буквы основания (тю* nvrns) — двадцать две буквы еврейского алфавита; эти сущности оказываются глубинными основаниями, принципами и первоэлементами мироздания. В конечном счете в основе мира лежат простое число и буква. О сефирот говорится в первой главе Сефер Йецира. Это — глубинные принципы мироздания, связанные с Началом (креационистский аспект) и Концом (эсхатологизм) иира-'олама (семантическое поле этого понятия также включает временной аспект 8), Добром и Злом (этический аспект), а также с шестью пространственными измерениями (высота, глубина, четы- Некоторые религиозно-философские особенности ре стороны света). А «Господин Единственный, Бог, Царь верный правит всеми из Своей Святой Обители. И вековечная вечность» (1,5). Сефирот представляют собой замкнутую, взаимосвязанную систему: «Десять сефирот без ничего — их конец внедрен в их начало, а их начало — в их конец, подобно тому, как пламя связано с углем; ибо Господин — Единственный, и нет второго. А пред одним, что ты сочтешь?» (1,7). Первые четыре сефирот коррелируют с «Духом Бога Живого» (ср. Быт. 1:2), «ветром от Духа», «водой от ветра» и «огнем от воды» (1,9-12). Однако вряд ли их (как и шесть других сефирот, связанных с шестью пространственными измерениями) можно отождествлять с самими первоэлементами творения, ибо реальные элементы мироздания как пространственно-временной структуры, в центре которой стоит человек, — как духовные, так и материальные, — появляются посредством взаимодействия 22 букв еврейского алфавита (см. ниже), в том числе и «ветер (дух, воздух)», «вода», «огонь». Сефирот~«числа» в Сефер Йецира — это, вероятно, некие «принципы», на которых строится Вселенная и зиждутся ее первоэлементы. Определение «без ничего» (л» 'Va) 9, по всей видимости, подразумевает как их «нематериальность», так и «недуховность» — они трансцендентны сотворенному миру духов и вещей. Отметим в этой связи, что термин па ^3 встречается в Библии один раз; он использован в книге Иова 26:7 в значении «ничто»—как отсутствие чего-либо до Творения мира и за пределами данного мироздания. Можно также говорить о взаимозависимости между сефирот и элементами творения 10.
И. Тантлевский В описании сефирот присутствуют элементы мистики Мертвы (Престольной колесницы), восходящей к первой главе книги пророка Иезекиила. «Десять сефирот без ничего — их (про)явление как видение молнии, и их предел (ртЪэп) бесконечен. Слово Его с ними (или: "в них". — И. Т.) в "беге туда и обратно'* ", и по Его повелению, как буря, они устремляются, и пред Его Престолом они падают ниц» (1,6; см. также 8, ср. 12). Фразу «как видение молнии», очевидно, следует интерпретировать не в смысле мгновенности, эфемерности сефирот, или же, например, как указание на их яркость, но как троп, выражающий их вневременносыъ (миг—прообраз вечности) или «ничтойность». В данном пассаже также аллегорически выражается приоритет Господа-Творца над сефирот-«иринцаиами» устройства Вселенной. Согласно 1,10, буквы творятся Богом посредством второй сефиры: «Вторая: ветер от Духа. Он (Бог — И. Т.) начертал и высек (asm j?j?n) им (т. е. ветром от Духа.— И, Т.) двадцать две буквы основания: три матери, семь двойных и двенадцать простых, но один дух (исходит) от них (или: "один дух в них".— И. Г)». С другой стороны, согласно I, 13, комбинациями букв, составляющих Имя Бога YHWH, т. е. букв Йод, Хе, Вав, «запечатаны» шесть последних сефирот. В главах II—VI анализируются «двадцать две буквы основания», посредством комбинаций которых 12 были сотворены все духовные и материальные сущности и существа мироздания (в широком смысле), включая
Некоторые религиозно-философские особенности Божественную Обитель с Престолом Славы, ангелов, духов (см. 1,12) и человека (иян-«душа»). «Двадцать две буквы — Он начертал их, высек их, взвесил их, и сделал их сочетания и перестановки, испытал их, и создал посредством них душу (юы) всего: всего созданного и душу всего, что должно быть создано в будущем» (II, 2). Этические нормы в конечном счете также зиждутся на комбинациях букв: «Двадцать две буквы основания, установленные на (вращающейся) сфере 231 вратами 13, и вращается эта сфера вперед и назад. И это есть знак для слова: "Нет в добре 14 (ничего) выше, чем 'онег (Н» [1айин-нун-гимел]; 'удовольствие', 'наслаждение*.— И. Т.), и нет во зле (ничего) ниже, чем нега* (юй [нун-гимел-*айин]; 'болезнь', *рана' и т. п. — Я. Г)"» (II, 4). В целом в Сефер Йецира раскрывается тайное значение букв в трех сферах творения: человеческой, звездно-планетарной и сфере ритмического движения времени в продолжении года Исследователи усматривают возможное влияние на «Книгу Созидания» доктрин неопифагорейцев, неоплатоников (особенно Плотина и Прокла), «Проповедей» Псевдо-Клемента, сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита, греческих магических папирусов, гностического трактата «Пистис София» и т. д. В частности, как замечает Г. Шолем, «сочетание позднеэлли-нистической, быть может, даже поздненеоплатоничес-кой мистики чисел с истинно еврейскими идеями о тайне букв и языка проявляется здесь со всей очевидностью» 16. Я. Тантлевский На Сефер Йецира — «Книгу Созидания» создавались комментарии философского характера (по крайней мере, с X в.), а также множество каббалистических комментариев теософско-теургического и экстатического характера, связанных, прежде всего, с учением о сефирот (в том числе комментарии Исаака Слепого, Нахманида, Авраама Абулафии, Иосифа Ги-катиллы, Исаака Лурии и др.)17. Писались и комментарии магического характера. Проживавшие в южной Германии и северной Франции во второй половине XII—XIII в. еврейские мистики Хасиде 'Ашкеназ («Благочестивые Германии») рассматривали эту книгу как руководство по магии и связывали ее с традицией о сотворении голема — искусственного человека-слуги (созидаемого из смеси особо чистых земли и воды с помощью соответствующих комбинаций букв из Сефер Йецира, соотносящихся со всеми частями «тела») 18. В этой связи хотелось бы обратить внимание, что уже в самой «Книге Созидания» VI, 4, вероятно, содержится намек на то, что Авраам, постигнув тайную силу чисел и букв, практиковал магические действа:
«Когда узрел Авраам, отец наш — мир ему — и глядел, и смотрел, и исследовал, и уразумел, и начертал, и высек, и сложил, и сформировал, и (это) ему удалось...» В «Книге Созидания» для обозначения творческой активности Бога употребляются, кроме прочих, глаголы юз и -isp. Глагол КПЗ, бара' («творить»), используется в Библии исключительно в тех случаях, когда субъектом действия выступает Сам Господь Бог; при этом никогда не указывается материал, из которого Некоторые религиозно-философские особенности что-либо творится, дабы не допускать аналогий с деятельностью человека. В частности, этот глагол употребляется для обозначения творческой активности Бога в первой главе Бытия. Глагол IX' является техническим термином для обозначения деятельности горшечника, «придающего форму» глине, и имеет соответственно значения «формировать», «создавать», «созидать». Но он употребляется также и для обозначения творческой активности Бога. Например, этот глагол используется в Быт. 2:7-8 и 19 при описании создания человека и животных «из земли». Можно было бы ожидать, что книга, описывающая Творение Богом мироздания посредством десяти сефирот-«чисел» без ничего и двадцати двух букв основания и являющаяся комментарием на первую главу Бытия, будет озаглавлена пк^з пэо, Сефер Бериа ', т. е. Книга Творения (липа — отглагольное существительное от юз, «творить»), а не ПТХ' ПВО, Сефер Йецира, т. е. Книга Созидания (птх> — отглагольное существительное от 1Х% «формировать», «созидать»). Почему книга все же получает последнее название? В свете сказанного можно допустить, что заглавие данного произведения — nvx* 1DD — имплицитно подразумевает, что это не только книга, говорящая о Творении Господом Богом мироздания, но и руководство, позволяющее по его адекватному постижению создавать магическим путем новые сущности 19. И. Тантлевский Примечания 1 Отсюда еще одно название книги: «Буквы Авраама, отца нашего».
2 См., например: Тантлевский И. Р. Введение в Пятикнижие. М„ 2000. С. 131-136. 3 Ныне, в результате девиации земной оси, в центре неба находится Малая Медведица. Ср. далее, например: Kaplan A, Sefer Yetzirah: The Book of Creation. York Beach, 1997. P. 231-239. 4 См. Предисловие к «Книге небесных Дворцов». 5 См., например: Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. М.( 2004; Иерусалим, 5765. С. 112; Idem. Kabbalah. Jerusalem, 1974. P. 28; Kaplan. Sefer Yetzirah: The Book of Creation. P. XXII f.; Бурмистров К., Эндель М. «Сефер Йецира» в еврейской и христианской традициях // Judaica Rossica. 2 (2002). С. 51. Г. Шолем допускал и более раннюю датировку: H-III вв. н. э. (The Name of God and the Linguistic Theory of the Kabbala // Diogenes (Firenze). 79 (1972). P. 72). 6 Эта версия легла в основу философского Комментария Саа-дии Гаона на Сефер Йецира, написанного в 931 году. 7 Все эти версии учтены в: Gruenwaldl. A Preliminary Critical Edition of Sefer Yezira // Israel Oriental Studies. 1 (1971). P. 132-177. «Стандартное» издание краткой версии: Sefer Yezirah me'et Avraham 'avinu. Jerusalem, 1990. 8 См. примеч. 8 к тексту перевода. * Исследователи и переводчики также интерпретируют этот термин как: бесконечные, замкнутые, абстрактные, несказуемые, абсолютные, бескачественные (сефирот). Ср., например: Шолем. Основные течения в еврейской мистике. С. 114. 11> Ср.: Шолем. Там же. "Ср.Иез. 1:14. 12 Относительно интерпретации данных комбинаций ср., например: Scholem. Kabbalah. P. 25; KilcherA. B. Die Sprachtheorie der Kabbala als aesthetisches Paradigma. Stuttgart; Weimar, 1998. S. 65-69. 13 Ср. примеч. 66 и 70 к тексту перевода. 14 «Хорошем». 15 Шолем. Основные течения в еврейской мистике. С. 113. Некоторые религиозно-философские особенности 16 Там же. Ср. также: Idem. Kabbalah. P. 26 f. 17 СеферЙецира комментировали и христианские каббалисты и мыслители, в том числе Пию делла Мирандола, Агриппа Нет-тесгеймский, Иоганн Рейхлин. Этим произведением живо интересовались масоны. См.: Бурмистров, Эндель. «Сефер Йецира» в еврейской и христианской традициях. С. 57-63. 18 См., например: Idel A/. Golem. Jewish Magical and Mystical Traditions on the Artificial Anthropoid. Albany, 1990; Scholem. Kabbalah. P. 158-204. В трактате Санхедрин, 65b зафиксирована легенда, согласно которой рабби Данина' и рав 'Оша'йя' (IV в.), изучившие Сефер Йецира, создали трехлетнего тельца и съели его. 19 В трактате Ши'ур Кама, относящемся к мистике Меркавы, «предвечный человек» именуется йоцер бере 'шит, т. е. «творец вселенной». (См.: Шолем. Основные течения в еврейской мистике. С. 103.) И. Тантлевский Книга Созидания КНИГА СОЗИДАНИЯ Глава I 1. Тридцатью двумя чудесными 1 путями Мудрости (поэп Хохма) 2 начертал YAH (л1*) 3, Господь (mn> YHWH) 4 воинств, Бог Израиля, Бог Живой 5 (или: «Бог жизни». — И. Т.) и Царь мироздания (D^iv 1^0; или: «Царь вечности»)6, Бог Всемогущий (7 па? Ьк), Милосердный и Прощающий, Гордый и Возвышенный, Пребывающий вечно, — возвышенно и свято Имя Его, — и Он сотворил Свое мироздание (8 loViy ПК N12) тремя 9 сефарим (опво; «исчислениями», «счислениями». — И. Т.): (через) сефер (тзо; «писание», «письмо», «книга». — И. Т.), и сефор (тео; «счет», «мера». —Я Т.\ и сил/од? 10 (тио; «речь», «повествование». — И. Т.) п. 2. Десять сефирот (ттво; «цифр», «чисел». — И. Т.) без ничего (па *Va; «ничто». —Я. 71) "; и двадцать две буквы 13 основания (тю*, йесод) 14: три матери, и семь двойных, и двенадцать простых. 3. Десять сефирот без ничего, — по числу десяти пальцев, пять против 15 пяти, — но Завет Единственного (т. е. Бога.1б — И. Т.) между ними как слово языка и как обрезание п крайней плоти 18. 4. Десять сефирот без ничего, - десять, а не де- вять, десять, а не одиннадцать; уразумей мудростью (паэп, хохма) и умудрись разумом (лто, бина) 19; испытывай их, исследуй их, и установи слово (туг; или «вещь».20 — И. Т.) на (соответствующее) ему место, и помести Создателя на Его Место. 5. Десять сефирот без ничего—у них десять мер21 бесконечных (*ро onV ]Ш> тая? рпо): глубина (рату; в смысле «принцип». — И. Т.) Начала и глубина Конца, глубина Добра и глубина Зла, глубина вышины и глубина глубины22, глубина востока и глубина запада, глубина севера и глубина юга. Господин Единственный (тгг ГПК), Бог, Царь верный правит всеми из Своей Святой Обители. И вековечная вечность. 6. Десять сефирот без ничего — их (про)явление (или: «вид». — И. Т.) как видение молнии, и их предел (jn'Vsn; или: «цель», «назначение». — И. Т.) бесконечен. Слово 23 Его с ними24 в «беге туда и обратно» (ср. Иезекиил 1:14. — И. Т.), и по Его повелению, как буря, они устремляются, и пред Его Престолом они падают ниц25. 7. Десять сефирот без ничего — их конец внедрен 2б в их начало, а их начало — в их конец, подобно тому, как пламя связано с углем; ибо Господин — Единственный, и нет второго 27. А пред одним, что ты сочтешь? 8. Десять сефирот без ничего — закрой уста свои и не говори, и (закрой) сердце свое и не размышляй28; и если сердце твое побежало - возвратись на место, ибо для этого сказано: «И животные бегают туда и обратно» (Иезекиил 1:14), — и на этом основании заключен Завет. Книга Созидания 9. Десять сефирот без ничего: первая (сефира) — Дух Бога Живого — благословенно и благословляемо Имя Его, Вечноживого! Голос, Ветер (пп; или «Дух». — И. Т.) ™ и Слово — и это есть Дух Святой30. 10. Вторая: ветер31 от Духа32. Он (Бог. — И. Т.) начертал и высек (asm ррп) им (т. е. ветром от Духа [или Духом?].— И. Т.) двадцать две буквы основания: три матери, семь двойных и двенадцать простых, но один дух (исходит) от них (или: «один дух в них». — И. Т.). И. Третья: вода из ветра33. Он организовал34 и придал форму35 (ззгт рргг)зб посредством них (т. е. букв. — И. Т.) хаосу (1ПЭ1 inn) 37, грязи и глине, организовал их наподобие гряды, поставил их наподобие стены, покрыл их наподобие перекрытия. 12. Четвертая: огонь от воды. Он образовал38 и придал форму39 (asm ррп) посредством них Престолу Славы, Серафимам 40, 'офашимам 41, святым животным 42 и служебным ангелам 43. А из трех из них (т. е. из духа-ветра (неба, воздуха44), воды и огня = посредством трех букв: к, о, ю (см. гл. III). — И. Т.) Он основал Свою Обитель, как сказано: «(Он) делает Своими посланниками45 ветра (духов. — И. Z), служителями Своими—полыхания огня» (Псалом 104[103]:4). 13. Пятая: три буквы из простых. Он запечатал вышину 46, избрал три и установил47 их Своим Великим Именем48: 1ГР YHW (Йод-Хе-Вав) 49. И запечатал ими шесть пределов. И оборотился к верху, и запечатал его (Именем) in' YHW (Йод-Хе-Вав). Шестая: запечатал глубину50; и оборотился к низу, и запечатал его (Именем) пт» YWH (Йод-Вав-Хе). Седьмая: запе- Книга Созидания чатал восток, и оборотился к его лику, и запечатал его (Именем) vn HYW (Хе-Йод-Вав). Восьмая: запечатал запад, и оборотился ему вослед, и запечатал его (Именем) *in HWY (Хе-Вав-Йод). Девятая: запечатал юг, и оборотился направо, и запечатал его (Именем) пп WYH (Вав-Йод-Хе). Десятая: запечатал север, и оборотился налево, и запечатал его (Именем) ТО WHY (Вав-Хе-Йод)51. 14. Вот десять сефирот без ничего: первая — Дух Бога Живого, и (далее) ветер от Духа, и вода от Духа, и огонь от воды, и высь вверху, и низ, восток и запад, и север, и юг. Глава II 1. Двадцать две буквы основания ("ПО* nvms): три матери, семь двойных и двенадцать простых. Три матери: к, о, Ю ('алеф, мем, шин). Их основа—чаша права (52 тэт) и чаша вины53, и язык закона (рп), устанавливающий равновесие54 между (ними)". 2. Двадцать две буквы — Он начертал их, высек их, взвесил их, и сделал их сочетания и перестановки 56, испытал 57 их, и создал посредством них душу (58 шм) всего: всего созданного и душу всего, что должно быть создано в будущем 59. 3. Двадцать две буквы основания, начертанные Голосом, высеченные Ветром (или: «Духом»; ср. I, 9. — И. Т.), установленные Устами в пяти местах 60: (буквы) к, п, л, У ('алеф, хет, хе, 'айнн; т. е. 4 gutturales. — И. Т.}; э, 1, a, D б1 (бет, еав, мем, пе\ т. е. 4 labiales. — Я. Т.)\ д, \ э, р (гимел, йод, каф, коф\ т. е. 4 palatales. — Книга Созидания Книга Созидания И. Т.); Т, D, V,), Л (далет, тет, ламед, нуп, тав\ т. е. 5 linguales. — И. Т.); т, о, tf, n, s 62 (зайин, самех, шин, реш 63, цаде; т. е. 5 dentales. — И. Т.) 64. 4. Двадцать две буквы основания, установленные на (вращающейся) сфере65 231бб вратами67, и вращается эта сфера вперед и назад. И это есть знак для слова: «Нет в добре68 (ничего) выше, чем 'онег (ш ['айин-нун-гимел]; "удовольствие", "наслаждение". — И. Т.\ и нет во зле69 (ничего) ниже, чем нега' (ум [нун-гимел-'айин]; "болезнь", "рана" и т. п. —Я. Т.)». 5. (Вот) как Он взвесил их (т. е. буквы. — Я. Т.\ и сделал их сочетания и перестановки: к (*алеф) со всеми ними, и все с к, 2 (бет) со всеми ними, и все с Э, и так далее70. (Таким образом), оказывается, что все созданное и все сказанное происходит посредством одного Имени. 6. Он создал из хаоса (конкретную) реальность, и сделал Свое отсутствие (irx)7! Своим Присутствием (до*) 72, и вытесал 73 большие столбы (отаз?)74 из воздуха (yik) 75 необъятного, и вот знак: (Он) наблюдает и перемещает7б, делает все созидаемое и все вещи (или: «слова». — И. Т.) (посредством) одного Имени, и знак для этого слова (или: «дела»; или: «этому». — И. Т.): двадцать два (элемента) в одном теле77.78 Глава Ш 1. Три матери — к, п, ш Салеф, мем, шин). Их основа — чаша вины и чаша права, и язык закона, устанавливающий равновесие между (ними). 2. Три матери — к, о, ш ('алеф, мем, шин) — (есть) великая тайна, чудная и сокровенная, и запечатанная шестью печатями 79, и из них происходят огонь (юк *эш [*алеф-шин]) и вода (D'a майим [мем-йод-мем]), разделяющиеся (на) мужское и женское80. Три матери — к, п, ш Салеф, мем, шин) — их основание, и от них родились отцы, через которых было сотворено все. 3. Три матери — х, п, w ^алеф, мем, шин) — в мироздании (81 otan): воздух (ттк 'авир ['алеф-вав-йод-реш]) 82, вода, огонь. Небеса сотворены первоначаль- но " из огня, а земля сотворена из воды, а воздух устанавливает равновесие84 между огнем и между водой. 4. Три матери — к, О, tt? ('алеф, мем, шин) — в году (пзша): огонь, и вода, и ветер (гт)85. Жаркое сотворено из огня, холодное — из воды, а насыщенность (sc. пропитанность (влагой). — И. Т.) 8б —из ветра, устанавливающего равновесие между (ними). Три матери — К,», w (*алеф, мем, шин) — в человеке (букв.: «душе», иян [нун-фе-шин]. 87 — И. Т.): огонь, и вода, и ветер (гт; или: «дух»? — И. Т.). Голова (UWT \реш-уалеф-шт]) сотворена из огня, и чрево (}ВЭ [бет-тет-нун]) сотворено из воды, и тело сотворено из ветра, уравновешивающего их. 5. Три матери — к, о, ш ('алеф, мем, шин): Он на- ИЙ «О чертал их, и высек их, и испыталвв их8У, и запечатал ими три матери в мироздании и три матери в году, и три матери в лице мужского пола и женского пола (пэрзт пэт вгаээ). 6. Он воцарил букву к Салеф) над ветром90 (гт; эфиром; или «духом».— И. Т.) и повязал ей венец (1ПЭ кетер 9l),92 и сделал сочетания 93 их (т. е. букв. — Я. 71), одну с другой, и запечатал ими воздух в миро- Книга Созидания Книга Созидания здании, и изобилие в году м, и тело (гпл) у лица мужского пола 'алефом, мемом, шином (к, а, ш), а женского — 'алефом, шином, мемом (к, ю, о). 7. Он воцарил букву а (мем) над водой95, и повязал ей венец, и сделал сочетания их (т. е. букв. — И. Т.), одну с другой, и запечатал ими землю в мироздании, и холодное в году, и чрево у лица мужского пола и женского пола; (лицо) мужского пола — мемом, 'алефом, шином (а, к, и?), а женского — мемом, шипом, 'алефом (о, tf, к). 8. Он воцарил букву и? (шин) над огнем96 и повязал ей венец, и сделал сочетания их (т. е. букв. — И. Т.), одну с другой, и запечатал ими небеса в мироздании, и жаркое в году, и голову у лица мужского пола и эген-ского пола. Глава IV 1. Семь двойных: э, з, т, э, э, ч, л (бет, гимел, да-лет, каф, пе, реш, яте), (имеющих два произношения). Их основание: жизнь, и мир, и мудрость, и богатство, прелесть ", и семя, и владычество. И выступают в двух произношениях: бет-вет, гимел-гимел, далет-далет, каф-хаф, пе-фе, реш-р 'еш, 98 тав-тав, (имеют) символ (лта)) " мягкости 10° и твердости ш, символ силы и слабости m. Двойные, ибо они (взаи-мо)заменяемы: вместо жизни — смерть, вместо благополучия (DiVu>; «мира». — И. Т.) — зло, вместо мудрости — глупость, вместо богатства — бедность, вместо прелести шз — уродливость104, вместо семени — опустошенность, вместо владычества — рабство. 2. Семь двойных: 3, 3,1, э, в, 1, п (бет, гимел, да- лет, каф, пе, реш, тав\ — семь, а не шесть, семь, а не восемь. Испытывай их, и исследуй их [и начертай их, и думай о них], и установи слово (пэт; или «вещь». — И. Т.) как следует, и помести Создателя на Его Место. 3. Семь двойных: з, а, 1, э, D, 1, П (бет, гимел, да-лет, каф, пе, реш, тав\ — соответственно 7 пределам 105; из них 6 пределов: верх и низ, восток и запад, север и юг, а Святой Дворец (tznpn !06V:yn; т. е., вероятно, Небесный Храм. — И. Т,) управляет ими 107 в середине, и он подъемлет их всех. 4. Семь двойных: э, J, 1, D, D, П, п (бет, гимел, да-лет, каф, пе, реш, тав): Он начертал их, и высек их, и сделал их сочетания и перестановки, и создал посредством них звезды в мироздании, и дни в году, и врата в человеке, и ими 108 Он начертал |09 семь твердей, и семь земель, и семь суббот. Вот почему Он возлюбил септенер (wiv) ио под всеми небесами. 5. (Вот) как Он воцарил букву э (бет) в жизни и повязал ей венец, и создал посредством нее Сатурн (жпэ^ Шаббета*й) в мироздании, и первый день (воскресенье. — И. Т.)ъ году, и правый глаз у человека. 6. Он воцарил букву а (гимел\ и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Юпитер (рпх Цедек) в мироздании, день второй (понедельник. — И. Т.) в году и левый глаз у человека. 7. Он воцарил букву т (далет), и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Марс (олка Ма'ддим) в мироздании и день 3-й (вторник. — И. Т.) в году, и правое ухо у человека. 8. Он воцарил букву э (каф), и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Солнце (пнп Хамма) в ми- Книга Созидания роздании и день 4-й (среду. — И. Т.) в году, и левое ухо у человека. 9. Он воцарил букву э (пе\ и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Венеру (пи Ногах) в мироздании и день 5-й (четверг. — И. Т.) в году, и правую ноздрю у человека. 10. Он воцарил букву т (реш\ и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Меркурий (ЭЭ1Э Кохае) в мироздании и день шестой (пятницу. — Я. Т.) в году, и левую ноздрю у человека. 11. Он воцарил букву п (тав), и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Луну (rotf? Левина) в мироздании и день Субботний (П2и? Шаббат) в году, и1 рот у человека. 12. Семь двойных—(вот) как Он сложил (т. е. скомбинировал. — И. Т.) их: два камня строят два дома; три (камня) строят шесть домов; четыре (камня) строят двадцать четыре дома; пять (камней) строят сто двадцать домов; шесть (камней) строят семьсот двадцать домов; семь (камней) строят пять тысяч сорок
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|