Некоторые религиозно-философские особенности «книги Созидания» 2 глава
W домов ш; а после сего, выходи и считай то, что уста не могут вымолвить, а ухо не может услышать. И вот семь звезд в мироздании: Солнце, Венера, Меркурий, Луна, Сатурн, Юпитер, Марс. И вот семь дней в году, семь дней Бере'шит (т. е. 7 дней Творения, описанные в книге Бытия, гл. 1—2:4а. — И. Т.). И семь врат в (живом) человеке: два глаза, два уха, и две ноздри, и рот. И посредством них были начертаны 112 семь твердей, и семь земель, и семь времен пз. Вот почему Он возлюбил септенер (>»'3tt>) во всяком деле (рэп) П4 под небесами. Книга Созидания Глава V 1. Двенадцать простых: л-% т-п, И->, Уэ, о-з?, х-р (хе-вав, зайин-хет, тет-йод,ламед-нун, самех-'айин, цаде-коф). Их основание: зрение, слух, обоняние, речь, питание, совокупление 11S , действие, движе- ние ' 16, гнев, смех, размышление, сон. Их мера — двенадцать границ по диагонали: граница северо-восточная, граница юго-восточная, граница восток-верх, граница восток-низ, граница север-верх, граница север-низ, граница юго-западная, граница северо-западная, граница запад-верх, граница запад-низ, граница юг-верх, граница юг-низ. И (они) расширяются и расширяются pymai) во веки вечные И7, и они — руки (от кисти до плеча; также: «сила», «мощь»; тот — И. Т.) мироздания (oViv) 118. 2. Двенадцать простых: п-1, т-п, и-% Уэ, о-У, Х-р (хе-вав, зайин-хет, тет-йод, ламед-нун, самех-'айин, цаде-коф\ — Он начертал их, высек их, взвесил их, сделал их сочетания и перестановки, и создал посредством них двенадцать созвездий («знаков зодиака»; mVr». — И. Т.) ъ мироздании, обозначения [которых представлены их начальными буквами]: и-ш-n (тет-шт-тав\ П-Х-З (мем-'алеф-бет), й-37-j? (мем-*айин-коф\ 5-1-Т (ги-мел-далет-далет). Вот двенадцать месяцев в году: нисан (март-апрель) чиййар (апрель-май), сиван (май-июнь), таммуз (июнь-июль), *яе (июль-август), 'эллул (август-сентябрь), тишре (сентябрь-октябрь), мархеш-ван (октябрь-ноябрь), кислее (ноябрь-декабрь), тевет (декабрь-январь), шеват (январь-февраль), 'адяр (февраль-март). И вот двенадцать вождей в человеке: две
Книга Созидания руки и две ноги, две почки, селезенка, печень, жёлчь, часть желудка-лемсес 119, часть желудка-хевя 12°, часть жепудка-куркеван ш. [Два злословящих (irwiV) и два веселых (orbs), два советника (irssv) и два внимающих совету (D'xw), два хищника и два охотника.] Он соделал их наподобие государства (лгто) 122 и расположил их как (на) войне: «одно против другого создал Бог» (Екклесиаст 7:14). (Вот) как Он сложил (т. е. скомбинировал. — И. Т.) их: Он воцарил букву л (хе\ и повязал ей венец, и создал посредством нее Овна (аЪе Тале) в мироздании, и нисан в году, правую руку у лица (шм; «человека». — И. Т.) мужского и женского пола. Он воцарил букву 1 (вав), и повязал ей венец, и создал посредством нее Тельца (tw Шор) в мироздании, и 'иййар в году, и левую руку у человека. Он воцарил букву Т (зайин\ и повязал ей венец, и создал посредством нее Близнецов (гапкп Те'омим) в мироздании, и сиван в году, и правую ногу у человека. Он воцарил букву п (хет), и повязал ей венец, и создал посредством нее Рака (|»то Сартан) в мироздании, и таммуз в году, и левую ногу у человека. Он воцарил букву D (тет), и повязал ей венец, и создал посредством нее Льва (т& *Арйе) в мироздании, и *ав в году, и правую почку у человека. Он воцарил букву *» (йод), и повязал ей венец, и создал посредством нее Деву (nVina Бетула) в мироздании, и 'эялул в году, и левую почку у человека. Он воцарил букву V (ламед), и повязал ей венец, и создал посредством нее Весы (П'яха Мо'знайим) в мироздании, и тшире в году, и печень у человека. Книга Созидания Он воцарил букву з (нун), и повязал ей венец, и создал посредством нее Скорпиона (зпр» 'Акрав) в мироздании, и мархешваи в году, и селезенку у человека.
Он воцарил букву 0 (самех), и повязал ей венец, и создал посредством нее Стрельца (люр Кашшат) в мироздании, и кислее в году, и жёлчь у человека. Он воцарил букву У (*айин)> и повязал ей венец, и создал посредством нее Козерога (па Геди) в мироздании, и тевет в году, и часть желудка-хемсес у человека. Он воцарил букву х (цаде\ и повязал ей венец, и создал посредством нее Водолея (*п Дели) в мироздании, и шеватъ году, и часть желудка-кеба у человека. Он воцарил букву р (коф), и повязал ей венец, и создал посредством нее Рыб (ют Дагим) в мироздании, и *адар в году, и часть желудка-ху/жевдн у человека. 3-4. Три матери, (от) которых (произошли) три отца, от которых произошли огонь, и ветер, и вода; три матери, и семь двойных, и двенадцать простых. Вот двенадцать букв, которыми положил снование Святой, будь Он Благословен, YAH (П'), Господь (mm YHWH) воинств, Бог Живой, Бог Израиля, Высокий и Возвышенный, Пребывающий вечно; и свято Имя Его возвышенное, Свят Он. Глава VI 1. Три отца и их потомки 123, и семь звезд (О'оэтэ) 124 и их воинства, и двенадцать диагональных 125 границ, и свидетельство («доказательство»— И. Т.) этому сло- Книга Созидания ву (или: «делу» — Я. Т.) — свидетели верные: мир, год (т. е. время. — И. Т.\ душа («человек»; pdi. — И. Т). Вырезал (рп) двенадцать, и семь, и три 126; поставил их над Драконом (^л Тели), над сферой (toba)127, над сердцем. Три: огонь, и вода, и ветер. Огонь—кверху, а вода — книзу, а ветер (также: «дух». — И. Т.) — закон, выносящий решение (в споре) между (ними). И знак этому: огонь носит воду, о (мем) — немая (или: «безмолвствует». — И. Т.), tP (шин) — шипящая, к (алеф) — закон, уравновешивающий их. 2. Дракон в мироздании как царь на своем троне (неподвижен, поскольку располагается в центре неба128). Сфера в году как царь в государстве (обходит все кругом). Сердце в человеке ш как царь на войне. И всякая вещь — «одно против другого создал Бог» (Екклесиаст 7:14): добро против зла, добро из добра и зло из зла, добро испытывает зло, а зло испытывает добро; доброе уготовано (птют) для добрых, а злое уготовано для злых 13°. 3. Трое: каждый стоит по отдельности. 7 разделяют три против трех, и закон уравновешивает их. Двенадцать стоят на войне: трое любят, трое ненавидят, трое оживляют, трое умерщвляют. Трое любят: сердце, и уши, и рот. Трое ненавидят: печень, и желчь, и язык. А Бог, Царь истинный, властвует над всеми ними: Один над тремя, три над семью, семь над двенадцатью, и все они связаны друг с другом.
4. Когда узрел Авраам, отец наш, мир ему, и глядел, и смотрел, и исследовал, и уразумел, и начертал, и высек, и сложил (т. е. скомбинировал; или: «испытал», «обжег». — Я. Т.), и сформировал, и (это) ему Книга Созидания удалось, — (тогда) открылся ему Господин всего, да будет благословенно Имя Его, и посадил его на Лоно Свое, и поцеловал его в голову ш, и назвал его возлюбленным Своим (12Л1К), и заключил с ним Завет, и с потомством его, и «он уверовал в Господа, и Он вменил это ему в праведность» (Бытие 15:6). И Он заключил с ним Завет между десятью пальцами ног его, — и это Завет обрезания (пУйП П'ча), и десятью пальцами рук его, — и это (Завет) языка. И связал двадцать две буквы на языке его, и открыл ему их основание: протянул их через воду, обжег их огнем, потряс их ветром, зажег их семью, управлял ими (dxpi) 132 двенадцатью созвездиями (или: «знаками зодиака». — И. Т.). (Конец Книги Созидания) Примечания 1 Или: «таинственными». 2 В Притчах 3:19-20, 8:22-31 и Иеремии 10:12 эксплицитно выражается идея о творении Богом мироздания через Свою «Мудрость» (паэп), «Разум» (лгал), «Знание» (пэт), «Силу» (пэ). Ср. далее, например: Сира 24:3 ft; 11Q Ps1 Sirach, Sir. 51:13 if.; Премудрость Соломона 9:1-2 (ср. также 16:12, 18:15-16). В Уставе Кумранской общины (1Q S) 11:11 сказано: «Его Знанием (или: "посредством Его Знания". — И. Т.) все получило существование...». Ср. также Иоанн 1:1-3. В каббалистических текстах Хохма-Мудрость — наименование второй сефиры (первое реальное проявление *Эн-Соф (Бесконечного), содержащее идеальный план всех миров). 3 Сокращенная форма Nomen Ineffabile, Имени Бога—YH WH, встречающаяся в библейских поэтических текстах, чаще всего в Книга Созидания Псалмах. В Исайе 26:4 зафиксировано сочетание rrcv гг. См. далее след, примеч. 4 Имя YHWH, традиционно передающееся как Господь, по-видимому, представляет собой форму третьего лица единственного числа имперфекта породы qal глагола тля (haway) — древняя форма глагола п*л (hayah), «быть», о чем свидетельствует Исход 3:14-15. (В западносемитских языках корень *hwy означает «являться», «существовать», «быть»; по-аккадски 'awat- имеет первичное значение «говорение», «речь», «слово» [Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада. М., 1991. С. 25].) Имперфект глаголов в еврейском языке может использоваться, в частности, для обозначения как будущих действий, событий, состояний и т. п., так и действий, начавшихся в прошлом и продолжающихся в настоящем. Таким образом, Имя Господа может быть интерпретировано как «Он был, есть и будет», т. е. Вечно-сущий. Согласно книге Исхода 3:14, Сам Господь так истслко-вывает Свое Имя: «Я есмь Сущий (трпк -щж тглк; или: "Я есмь Тот, Который есмь". — И. Т.)». В этой Самохарактеристике, выражающей конечное основание доступной для человеческого постижения сущности Божества, апофатическая теология достигает своего апогея.
s В отличие от нереальных («неживых») языческих богов. 6 Обозначение cfrw 11?» засвидетельствовано в книге Иеремии 10:10; обозначения оУю *?х, пУю 'nVs, т. е. «Бог вечности», — в Бытии 21:33 и Исайе 40:28. (Ср. примеч. 8.) 7 Перевод обозначения п» как «Всемогущий» (которого придерживаются Септуагинта и Вульгата), вероятно, восходит к интерпретации термина Шаддай как ша «который» и daw «достаточно», т. е. «Тот, Кто Самодостаточен» (ср., например, Вавилонский Талмуд, трактат Хагига, 12а). Некоторые исследователи сопоставляют термин Шаддай с аккадским словом sadu, «гора», и переводят Имя Эл Шаддай как «Бог Горы» (имеется в виду мировая Гора, Обитель Бога). (Ср., например: Ouellette J. More on 'El Sadday and BeJ Sadtj // Journal of Biblical Studies, 87 (1969). P. 470-471.) 8 Первоначальное значение, термина 'олам: «век»; «далекое будущее», «далекое прошлое»; «продолжительность»; «всегда» (с футурологическим оттенком). Сотворенный Богом 'олам в опре- Книга Созидания деленной мере совпадает с потоком времени. С другой стороны, можно сказать, что 'олам вмещает в себя время и несет в себе все сущее. Это — «мир как история», или «мировое время» по преимуществу (в переводе М. Бубера и Ф. Розенцвейга— «Weltzeit»). А. Иеремиас, истолковывая оУи» как некую пространственно-временную целостность, интерпретирует этот термин как «Weltlauf» (Das Alte Testament im Lichte des Alten Orients. 4 Aufl. Leipzig, 1930. S. 127). В эпоху эллинизма термин 'олам все более приобретает пространственные коннотации, в частности в рукописях Мертвого моря (см.: Brfn G. The Concept of Time in the Bible and the Dead Sea Scrolls. Leiden; Boston; Cologne, 2001. P. 277-293); его начинают соотносить с греч. кбсцо^. В «пространственном» значении это слово встречается в Мишне. (Корень rhs означает «сокрыть», «спрятать»; ср., например: Balentine S. E. A Description of the Semantic Field of Hebrew Words for «Hide» // Vetus Testamentum. 30 (1980). P. 137-153.)
* «Посредством трех»; или: «с тремя». 10 Сефарим, сефер, сефор и сиппур — однокоренные слова. 11 Ср. концепцию Фнлона Александрийского о Логосе (Л6уо$), посредством которого Сущий сотворил мироздание. Ср. также Иоанн 1:3. (NB: первое значение греч. Хбуо? — «исчисление»). 12 В тексте книги Иова 26:7 говорится о том, что Бог «распростер Цафон (здесь: космическая (мировая) гора. — И. Т.) над пустотою (члл V»), повесил землю над ничем (по -»Va V»)». Цафон, олицетворяющий вышний мир, и земля здесь оказываются как бы «извлеченными» Богом из ничего и исчерпывают собой все мироздание — вне них «пустота», «ничто». |Э Имеются в виду 22 буквы еврейского консонантного алфавита, вероятно, репрезентирующие основные «элементы» мироздания. 14 В каббалистической литературе Йесод-Основание — наименование девятой сефиры, основы («опоры») всех творческих, действующих сил в Боге. 15 Или: «соответственно». 16 См. гл. I, 5, 7. Ср., например, Второзаконие 6:4, 17 В оригинале игра слов: nV» (millah) — «слово», «речь» и п"?*» (milah) — «обрезание». 18 Ср. VI, 4. Книга Созидания Книга Созидания 19 В каббалистической литературе Ям/ш-Разум — наименование третьей сефиры — Божественный Разум, в котором сокровенный прообраз обретает конкретность и форму. 20 Также: «дело». 21 «Свойств», «качеств»; «основ». 22 «Низа». 23 Или: «дело». 24 Или: «в них». 25 Ср. образ хамйот-«животных», несущих Божественную Тронную Колесницу, в книге пророка Иезекиила, гл. 1. (В Иезеки-иле 1:5: «подобие четырех животных».) Ср. также I, 8,12. 26 Букв, «вонзен», «воткнут». 27 В оригинале: «и нет Ему (или: "у Него". — И.Т.) второго». Ср., например: Исход 15:11; Исайя 44:7; Псалмы 89[88]:7,83[82]:2, 77[76]:14. Здесь можно усмотреть скрытую полемику с представлением о Логосе как «втором боге» у Филона Александрийского или же, например, с кумранскими воззрениями на божественный характер фигуры Мелхиседека (Мессии) (см. Предисловие к «Книге небесных Дворцов»). Ср. также представления об ангеле Йахо-'эле (Йо'эле) в мистике Престола и еврейских апокалипсисах; в еврейской гностической литературе этот ангел упоминается как «Малый Йахо» (эти обозначения применялись и по отношению к Метатрону). В «Книге небесных Дворцов» 48D:(90) Метатрон обозначен как «Малый YHWH». (Ср. также примеч. 57 к Приложению к «Книге небесных Дворцов».) 28 По представлению древних евреев, сердце—синоним «внутреннего» человека, средоточие личности, «седалище» («вместилище») разума, разумной «души», качеств, чувств. 29 Ср. Бытие 1:2Ь: «... и Дух Божий (0'ГГ?к ггп; или: "Божественный (sc. сильный) Ветер". — И. Т.) (про)носился над водами». [Основные библейские значения термина ruah\ «ветер», «ветерок», «дуновение» (ср. также примеч. 75); «дыхание» (поддерживающее жизнь человека и животных); «дух»; «сознание», «разум», «границы сознания, разума». В Септуагинте это слово 277 раз переведено как nveCuot и 52 как ауецо;.] Здесь и далее (10-11), вероятно, обыгрываются два основных значения термина ruah, «ветер» и «дух», в контексте Бытия 1:2. 30 Ср. Бытие 1:2 ел. Относительно творения мироздания Глаголом Божьим см. также, например, Псалом 33[32]:6: «Словом (тэта) Господа сотворены небеса и Духом уст Его все их воинство»; 33:9: «Ибо Он сказал — и стало; Он повелел — и явилось». 31 Или: «дух». 32 Ср. примеч. 29. Ср. также I, 14. 3J Ср. III, 3-4. 34 Или: «начертал»; «дал законы». 35 «Изваял»; букв, «высек». 36 Или: «начертал и высек»; ср. гл. I, 10. 37 В Быт. 1:2 состояние первобытного хаоса выражается, в частности, понятием inai inn. Это выражение встречается в Библии еще один раз, в Иер. 4:23, где оно употреблено по отношению к хаотическому состоянию опустошенной, обезлюдевшей земли после глобального катаклизма — и перед будущим Возрождением: «Смотрю я на землю — и вот, бесформенна и пуста (гит чпл), на небеса — и нет света на них». (Относительно интерпретации данного понятия см., например: Lambert W, G. А Further Note on tohu wabohu // Ugarit-Forschungen. 20 (1988). P. 135; Borner-Klein D. Tohu und Bohu: Zur Auslegungsgeschichte von Gen 1, 2a // Henoch. 15 (1993). S. 3-41; Hayes К. М. Jeremiah iv 23: tohu without bohu // Vetus Testamentum. 47 (1997). P. 247-249; Thompson T. L. Historiography in the Pentateuch // Scandinavian Journal of the Old Testament. 13 (1999). P. 258-283; Kilmer A. D. More Word Play in Akkadian Poetic Texts / Puns and Pundits: Word Play in the Hebrew Bible and Ancient Near Eastern Literature. Bethesda, 2000. P. 89-101.) 38 «Организовал»; букв, «начертал»; также «дал законы». 39 «Изваял»; букв, «высек». 40 Букв, «пылающие», «сжигающие». В книге Исайи 6:1-7 ангел ы-серафимы стоят вокруг Престола Господа. Они имеют человеческий облик (упомянуты лицо, ноги и руки) и «по шести крыл». Один из ангелов коснулся горящим углем с жертвенника уст Исайи и таким образом очистил его от греха. (Термин сараф (евр. мн. ч. серафим) употребляется в Библии также для обозначения ядовитых («жгучих») змей, в том числе летучих (Исайя 14:29; 30:6).) См. также главу 26 «Книги небесных Дворцов» и примеч. 258 к ее переводу. 2 Km i и иуд. мудр. Книга Созидания Книга Созидания 41 Имеются в виду таинственные небесные живые колеса, наделенные глазами, которые описаны в видении пророка Иезекиила (см. Иезекиил 1:15-20 и 10:12 £). Юфаннимы упоминаются также в кумранских Песнях субботнего всесожжения и во 2 (Славянском) Енохе. Христианское учение о девяти чинах ангельских, окончательно упорядоченное у Псевдо-Дионисия Ареопагита (V в.), не знает такого разряда ангелов. 42 Ср. примеч. 25. 43 Ср., например: Иезекиил, гл, 1; Исайя, гл. 6. Ср. также Откровение Иоанна, гл. 4-5. 44 Ср. Ill, Z-4. 45 Или: «ангелами». 46 «Верх». 47 «Зафиксировал». 48 Или: «в Своем Великом Имени». 49 Одна из сокращенных форм Тетраграмматона YHWH—Йод-Хе-Вав-АГе. Далее следуют перестановки этих же букв. См. также примеч. 4. 30 «Низ». 51 Ориентация предполагает: впереди — восток, позади — запад, справа — юг и слева — север. 52 Зеху/и; при огласовке заккут: «чаша ясности, прозрачности». 53 Или: «долга». 54 Букв, «(пребывающий) коленопреклоненным», «преклоняющийся»; «выносящий решение (в споре)»; также «перевешивающий, определяющий, куда склонится чаша весов». 55 Букв, «посередине». 56 Букв, «и менял их». 57 Или: «сложил», «скомбинировал». 58 (1) Основные значения слова 1PD3: «(дыхательное) горло» (resp. шея); «дыхание»; «(дыхание) жизни», «жизнь (на земле)»; «живое существо» (в том числе по отношению к животным); «люди»; «человек»; «душа» (как средоточие и выражение ощущений, чувств, восприятий); «мертвая душа», «мертвый человек», «труп». В связи с последним значением отметим, что термин вчя использовался в странах Восточного Средиземноморья, в том чис- ле у древних евреев, для обозначения надгробных памятников и гробниц (могил), т. е. «мест отдохновения» (ср. евр. в®э JVi'.; букв, «передыхать») смертной души-нефеш. (В Библии термин 2>вз в значении «гробница» не засвидетельствован.) Эта «душа» находится в крови живого существа — человека или животного (см.: Бытие 9:4-5; Левит 17:10-12, 14; Второзаконие 12:23-24; ср. Иеремия 2:34), являясь его жизненной силой (отсюда одно из значений данного термина — «жизнь»), и, вероятно, погибает вместе с плотью. (В Септуагинте слово вч«600 раз переведено как чл>хл-) (2) Следует иметь также в виду, что термины «душа» (июэ) и «дух» (ггл; см. примеч. 29) в еврейской литературе подчас употребляются взаимозаменяемо, практически как синонимы. 59 Здесь, возможно, выражается идея о преэкзистенции души. (Ср. предыдущее примеч. (2).) 60 Имеются в виду «места» образования перечисляемых ниже букв в речевом аппарате. В связи с данным пассажем заметим, что фонологи расходятся в вопросе о классификации согласных по месту образования. 61 В оригинальном тексте, где буквы выписаны справа налево, здесь использована конечная форма (софит) буквы пе (*)), завершающей данную группу букв. 62 В оригинальном тексте здесь использована конечная форма (софит) буквы цаде (т). Ср. предыдущее примеч. 63 Ср. примеч. 98. 64 Ср., например, космогоническую концепцию «Мемфисоко-го теологического трактата». Ср. также Захар, Бере'шит, I. 65 «Колесе». 66 В ранних версиях: 221. Ср. примеч. 70. 67 Или: «мерами». 68 «Хорошем». 69 «Плохом». 70 [Этим способом произошли 231 врата]. Число сочетаний из двух различных букв (независимо от их порядка) при общем числе букв еврейского алфавита — 22 — составляет 231. 71 «Свое ничто». 72 То, чего нет, тем, что есть. 73 «Высек». 74 Также: «страницы (книги)», «колонки (текста)». Книга Созидания 75 Слово tin ('авир) произведено от греческого ал,р и появляется в еврейском языке только в талмудическую эпоху. В библейский период у евреев, аероятно, отсутствовало представление о воздухе как некой субстанции; и, следовательно, руах- дух, по-видимому, рассматривался ими как нечто «невоздушное», нечто субстанционально отличное от «материи» мира сего. 76 Букв, «меняет». 77 Вар.: «как одно тело». 78 Ср. Вавилонский Талмуд, трактат Берахот, 55а: «Рав Некуда сказал от имени Рава: "Бецап'эл (ср. Исход 31:2 слл. — И. Т.) умел сочетать буквы, посредством которых небо и земля были сотворены"». О сотворении мира посредством букв Божественного Имени YAH см. Вавилонский Талмуд, трактат Менахот, 29Ь; также Мае-сехет Хейхапот 7. О сотворении мира посредством буквы 3 (бет) см. Иерусалимский Талмуд, трактат Хагига, 77с.41; также Бере'шит Рабба 1:10. 79 «Перстнями-печатками». 80 Или: «(в) мужском и женском». 81 По поводу значения данного термина см. примеч. 8. 82 Вар.: тгп, «ветер»; «дух». 83 Или: «(в) начале». 84 «Решает спор». 85 Здесь этот термин, вероятно, употребляется как синоним «воздуха». 86 Также: «сытость», «изобилие». 87 По поводу значения данного термина см. примеч. 58. 88 Также: «обжег»; или: «складывал», «комбинировал». 89 Ср. гл. II, 2. 90 Или: «в ветре»; «в духе». 91 В каббалистической литературе Кетер — название первой сефиры. 92 Возможно, имеется в виду венец-тюрбан. Ср. также примеч. 119 к переводу «Книги небесных Дворцов». 93 «Соединил». 94 В мантуанском editio princeps: пвтмэ л*п 95 Или: «в воде». Книга Созидания 96 Или: «в огне». 57 Или: «милость». 9S Согласный П может быть денто-альвеолярным (ср. II, 3) или велярным. (Возможно, греческое влияние: р—р.) 99 «Форму», «построение». 100 «Слабости». 101 «Тяжести». 102 Звуки [b, g, d, k, p, t] (условное обозначение — bagadkapat) бывают в двух комбинаторных вариантах: 1) смычный, называемый также «сильный», и 2) спирантный, называемый также «слабый» [з—з, а—1, п—1, э—э, 5—d, n—п], Такое двойственное произношение было не всегда: в древнейшее время эти звуки имели лишь одно, смычное, произношение, затем через этап некоторой аспирации они в определенных звукосочетаниях стали спирантами, а именно: э (без дагеша слабого) произносилась как «в»; л — обозначал спирантный твердонебный звук; т — как интердентальный звук, приблизительно как th в англ, слове father; э — как «х»; э — как «ф»; П — приблизительно как th в англ, слове thing. Смычные варианты этих фонем имеют место в абсолютном начале слова и внутри слова после согласного, закрывающего слог, а также при геминации. Спирантный вариант — в конце слога, если нет геминации, и в начале слога после долгого гласного или шева подвижного. (Гранде Б. М. Введение в сравнительное изучение семитских языков. М., 1972. С. 333.) 103 «Привлекательности», «милости». 104 «Безобразие». 105 «Краям». 106 Термин хехал восходит к шумер, e.gal («большой дом») через аккад. ekallu («царский дворец, собственность»). В Библии он используется для обозначения большого храмового зала и Храма в целом; также употребляется для обозначения царского дворца. 107 Букв, «направляет их». 108 Букв, «из них». 109 Букв, «выгравировал», «вырезал»; «дал законы». 110 То есть то, что представлено по семь, семью видами. 111 В связи с данным пассажем А. Кирхер подсчитал количество возможных комбинаций двадцати двух букв еврейского ал- Книга Созидания Книга Созидания фавита: 1 124 000 727 777 607 680 000 (Oedipus Aegyptiacus. Rome. 1663. Т. II. P. 250 ff.). 112 «Выгравированы», «вырезаны». 113 «Часов». 114 «Вещь»; «удовольствие» «желание». 115 Букв, «употребление». 116 Букв, «хождение». 117 Ср. Захар, Бере'шит, I, la ff. В свете современной космогонической концепции сингулярности, Большого взрыва и «расширяющейся Вселенной» представляется любопытным напомнить доктрину Захара о «первоначальной точке», в которой сконцентрировано все мироздание, и о ее постепенном расширении. 118 Ср. Второзаконие 33:27. 119 Собственно, omasum, или третий желудок, у жвачных животных. В большинстве раввинистических комментариев данный термин интерпретируется как желудок человека, «перемалывающий» пищу. Виленский гаон и последующие комментаторы полагали, что под этим обозначением подразумевается тонкая кишка (дакин). (Этой и последующими двумя справками [примеч. 120 и 121] мы обязаны любезности Б. Г. Доббза.) 120 Собственно, abomasums, или четвертый желудок, у жвачных животных. Маймонид, интерпретируя стих Второзакония 18:3, приходит к выводу, что применительно к человеку данный термин может обозначать первый из пищеварительных органов, пищевод. В Талмуде и Загаре основная функция кева у человека — способствовать сну; таким образом, возможно, под кева подразумевается поджелудочная железа. 121 Этот термин обычно употребляется для обозначения второго желудка (домашней) птицы. В книге Золгар слово куркеван используется для обозначения желудка человека. 122 Или: «области». Вар.: «раздора» (лэпп). 1:3 Или: «поколения»; «родословия». 124 Вар.: пчтр:ю, «захватчиков», «завоевателей». 125 «Диаметральных». 126 Возможна интерпретация: «Закон (j?n) двенадцати, семи и трех...» 127 Букв, «колесо», «круг». 128 Отсюда следует, что ось Земли направлена на созвездие Дракона, как обстояло дело во времена Авраама (около XVIII в. ДО Н. Э.). 129 Согласно Екклесиасту 3:11, Бог «вложил ха- 'алом» в «сердце» человека. 130 В мантуанском editio princeps: «доброе сокрыто (пгш) для добрых, а злое сокрыто для злых». Здесь, вероятно, выражается идея загробного воздаяния.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|