Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоторые религиозно-философские особенности «книги Созидания» 2 глава




W

домов ш; а после сего, выходи и считай то, что уста не могут вымолвить, а ухо не может услышать. И вот семь звезд в мироздании: Солнце, Венера, Меркурий, Луна, Сатурн, Юпитер, Марс. И вот семь дней в году, семь дней Бере'шит (т. е. 7 дней Творения, описан­ные в книге Бытия, гл. 1—2:4а. — И. Т.). И семь врат в (живом) человеке: два глаза, два уха, и две ноздри, и рот. И посредством них были начертаны 112 семь твер­дей, и семь земель, и семь времен пз. Вот почему Он возлюбил септенер (>»'3tt>) во всяком деле (рэп) П4 под небесами.

Книга Созидания Глава V

1. Двенадцать простых: л-% т-п, И->, Уэ, о-з?, х-р (хе-вав, зайин-хет, тет-йод,ламед-нун, самех-'айин, цаде-коф). Их основание: зрение, слух, обоняние, речь,

питание, совокупление

11S

, действие, движе-

ние ' 16, гнев, смех, размышление, сон. Их мера — две­надцать границ по диагонали: граница северо-восточ­ная, граница юго-восточная, граница восток-верх, гра­ница восток-низ, граница север-верх, граница север-низ, граница юго-западная, граница северо-за­падная, граница запад-верх, граница запад-низ, гра­ница юг-верх, граница юг-низ. И (они) расширяются

и расширяются

pymai) во веки вечные И7, и

они — руки (от кисти до плеча; также: «сила», «мощь»; тот — И. Т.) мироздания (oViv) 118.

2. Двенадцать простых: п-1, т-п, и-% Уэ, о-У, Х-р (хе-вав, зайин-хет, тет-йод, ламед-нун, самех-'айин, цаде-коф\ — Он начертал их, высек их, взвесил их, сделал их сочетания и перестановки, и создал посредством них двенадцать созвездий («знаков зодиака»; mVr». — И. Т.) ъ мироздании, обозначения [которых представ­лены их начальными буквами]: и-ш-n (тет-шт-тав\ П-Х-З (мем-'алеф-бет), й-37-j? (мем-*айин-коф\ 5-1-Т (ги-мел-далет-далет). Вот двенадцать месяцев в году: нисан (март-апрель) чиййар (апрель-май), сиван (май-июнь), таммуз (июнь-июль), *яе (июль-август), 'эллул (август-сентябрь), тишре (сентябрь-октябрь), мархеш-ван (октябрь-ноябрь), кислее (ноябрь-декабрь), тевет (декабрь-январь), шеват (январь-февраль), 'адяр (фев­раль-март). И вот двенадцать вождей в человеке: две

Книга Созидания

руки и две ноги, две почки, селезенка, печень, жёлчь, часть желудка-лемсес 119, часть желудка-хевя 12°, часть

жепудка-куркеван ш. [Два злословящих (irwiV) и два веселых (orbs), два советника (irssv) и два внимаю­щих совету (D'xw), два хищника и два охотника.] Он соделал их наподобие государства (лгто) 122 и распо­ложил их как (на) войне: «одно против другого создал Бог» (Екклесиаст 7:14).

(Вот) как Он сложил (т. е. скомбинировал. — И. Т.) их:

Он воцарил букву л (хе\ и повязал ей венец, и со­здал посредством нее Овна (аЪе Тале) в мироздании, и нисан в году, правую руку у лица (шм; «человека». — И. Т.) мужского и женского пола.

Он воцарил букву 1 (вав), и повязал ей венец, и со­здал посредством нее Тельца (tw Шор) в мироздании, и 'иййар в году, и левую руку у человека.

Он воцарил букву Т (зайин\ и повязал ей венец, и создал посредством нее Близнецов (гапкп Те'омим) в мироздании, и сиван в году, и правую ногу у человека.

Он воцарил букву п (хет), и повязал ей венец, и создал посредством нее Рака (|»то Сартан) в мирозда­нии, и таммуз в году, и левую ногу у человека.

Он воцарил букву D (тет), и повязал ей венец, и создал посредством нее Льва (т& *Арйе) в мирозда­нии, и *ав в году, и правую почку у человека.

Он воцарил букву *» (йод), и повязал ей венец, и со­здал посредством нее Деву (nVina Бетула) в мирозда­нии, и 'эялул в году, и левую почку у человека.

Он воцарил букву V (ламед), и повязал ей венец, и создал посредством нее Весы (П'яха Мо'знайим) в ми­роздании, и тшире в году, и печень у человека.

Книга Созидания

Он воцарил букву з (нун), и повязал ей венец, и со­здал посредством нее Скорпиона (зпр» 'Акрав) в ми­роздании, и мархешваи в году, и селезенку у человека.

Он воцарил букву 0 (самех), и повязал ей венец, и создал посредством нее Стрельца (люр Кашшат) в мироздании, и кислее в году, и жёлчь у человека.

Он воцарил букву У (*айин)> и повязал ей венец, и создал посредством нее Козерога (па Геди) в мироз­дании, и тевет в году, и часть желудка-хемсес у чело­века.

Он воцарил букву х (цаде\ и повязал ей венец, и создал посредством нее Водолея (*п Дели) в мирозда­нии, и шеватъ году, и часть желудка-кеба у человека.

Он воцарил букву р (коф), и повязал ей венец, и создал посредством нее Рыб (ют Дагим) в мирозда­нии, и *адар в году, и часть желудка-ху/жевдн у чело­века.

3-4. Три матери, (от) которых (произошли) три отца, от которых произошли огонь, и ветер, и вода; три матери, и семь двойных, и двенадцать простых.

Вот двенадцать букв, которыми положил снование Святой, будь Он Благословен, YAH (П'), Господь (mm YHWH) воинств, Бог Живой, Бог Израиля, Вы­сокий и Возвышенный, Пребывающий вечно; и свято Имя Его возвышенное, Свят Он.

Глава VI

1. Три отца и их потомки 123, и семь звезд (О'оэтэ) 124 и их воинства, и двенадцать диагональных 125 границ, и свидетельство («доказательство»— И. Т.) этому сло-

Книга Созидания

ву (или: «делу» — Я. Т.) — свидетели верные: мир, год (т. е. время. — И. Т.\ душа («человек»; pdi. — И. Т). Вырезал (рп) двенадцать, и семь, и три 126; по­ставил их над Драконом (^л Тели), над сферой (toba)127, над сердцем. Три: огонь, и вода, и ветер. Огонь—квер­ху, а вода — книзу, а ветер (также: «дух». — И. Т.) — закон, выносящий решение (в споре) между (ними). И знак этому: огонь носит воду, о (мем) — немая (или: «безмолвствует». — И. Т.), tP (шин) — шипящая, к (алеф) — закон, уравновешивающий их.

2. Дракон в мироздании как царь на своем троне (неподвижен, поскольку располагается в центре неба128). Сфера в году как царь в государстве (обхо­дит все кругом). Сердце в человеке ш как царь на вой­не. И всякая вещь — «одно против другого создал Бог» (Екклесиаст 7:14): добро против зла, добро из добра и зло из зла, добро испытывает зло, а зло испытывает добро; доброе уготовано (птют) для добрых, а злое уготовано для злых 13°.

3. Трое: каждый стоит по отдельности. 7 разделя­ют три против трех, и закон уравновешивает их. Две­надцать стоят на войне: трое любят, трое ненавидят, трое оживляют, трое умерщвляют. Трое любят: серд­це, и уши, и рот. Трое ненавидят: печень, и желчь, и язык. А Бог, Царь истинный, властвует над всеми ними: Один над тремя, три над семью, семь над двенадца­тью, и все они связаны друг с другом.

4. Когда узрел Авраам, отец наш, мир ему, и гля­дел, и смотрел, и исследовал, и уразумел, и начертал, и высек, и сложил (т. е. скомбинировал; или: «испы­тал», «обжег». — Я. Т.), и сформировал, и (это) ему

Книга Созидания

удалось, — (тогда) открылся ему Господин всего, да будет благословенно Имя Его, и посадил его на Лоно Свое, и поцеловал его в голову ш, и назвал его воз­любленным Своим (12Л1К), и заключил с ним Завет, и с потомством его, и «он уверовал в Господа, и Он вме­нил это ему в праведность» (Бытие 15:6). И Он зак­лючил с ним Завет между десятью пальцами ног его, — и это Завет обрезания (пУйП П'ча), и десятью пальца­ми рук его, — и это (Завет) языка. И связал двадцать две буквы на языке его, и открыл ему их основание: протянул их через воду, обжег их огнем, потряс их вет­ром, зажег их семью, управлял ими (dxpi) 132 двенад­цатью созвездиями (или: «знаками зодиака». — И. Т.).

(Конец Книги Созидания)

Примечания

1 Или: «таинственными».

2 В Притчах 3:19-20, 8:22-31 и Иеремии 10:12 эксплицитно выражается идея о творении Богом мироздания через Свою «Муд­рость» (паэп), «Разум» (лгал), «Знание» (пэт), «Силу» (пэ). Ср. далее, например: Сира 24:3 ft; 11Q Ps1 Sirach, Sir. 51:13 if.; Пре­мудрость Соломона 9:1-2 (ср. также 16:12, 18:15-16). В Уставе Кумранской общины (1Q S) 11:11 сказано: «Его Знанием (или: "посредством Его Знания". — И. Т.) все получило существова­ние...». Ср. также Иоанн 1:1-3.

В каббалистических текстах Хохма-Мудрость — наименова­ние второй сефиры (первое реальное проявление *Эн-Соф (Беско­нечного), содержащее идеальный план всех миров).

3 Сокращенная форма Nomen Ineffabile, Имени Бога—YH WH, встречающаяся в библейских поэтических текстах, чаще всего в

Книга Созидания

Псалмах. В Исайе 26:4 зафиксировано сочетание rrcv гг. См. далее след, примеч.

4 Имя YHWH, традиционно передающееся как Господь, по-видимому, представляет собой форму третьего лица единствен­ного числа имперфекта породы qal глагола тля (haway) — древ­няя форма глагола п*л (hayah), «быть», о чем свидетельствует Ис­ход 3:14-15. (В западносемитских языках корень *hwy означает «являться», «существовать», «быть»; по-аккадски 'awat- имеет первичное значение «говорение», «речь», «слово» [Дьяко­нов И. М. Архаические мифы Востока и Запада. М., 1991. С. 25].) Имперфект глаголов в еврейском языке может использоваться, в частности, для обозначения как будущих действий, событий, со­стояний и т. п., так и действий, начавшихся в прошлом и про­должающихся в настоящем. Таким образом, Имя Господа может быть интерпретировано как «Он был, есть и будет», т. е. Вечно-сущий. Согласно книге Исхода 3:14, Сам Господь так истслко-вывает Свое Имя: «Я есмь Сущий (трпк -щж тглк; или: "Я есмь Тот, Который есмь". — И. Т.)». В этой Самохарактеристике, вы­ражающей конечное основание доступной для человеческого постижения сущности Божества, апофатическая теология дос­тигает своего апогея.

s В отличие от нереальных («неживых») языческих богов.

6 Обозначение cfrw 11?» засвидетельствовано в книге Иеремии 10:10; обозначения оУю *?х, пУю 'nVs, т. е. «Бог вечности», — в Бытии 21:33 и Исайе 40:28. (Ср. примеч. 8.)

7 Перевод обозначения п» как «Всемогущий» (которого при­держиваются Септуагинта и Вульгата), вероятно, восходит к ин­терпретации термина Шаддай как ша «который» и daw «доста­точно», т. е. «Тот, Кто Самодостаточен» (ср., например, Вавилон­ский Талмуд, трактат Хагига, 12а). Некоторые исследователи сопоставляют термин Шаддай с аккадским словом sadu, «гора», и переводят Имя Эл Шаддай как «Бог Горы» (имеется в виду мировая Гора, Обитель Бога). (Ср., например: Ouellette J. More on 'El Sadday and BeJ Sadtj // Journal of Biblical Studies, 87 (1969). P. 470-471.)

8 Первоначальное значение, термина 'олам: «век»; «далекое будущее», «далекое прошлое»; «продолжительность»; «всегда» (с футурологическим оттенком). Сотворенный Богом 'олам в опре-

Книга Созидания

деленной мере совпадает с потоком времени. С другой стороны, можно сказать, что 'олам вмещает в себя время и несет в себе все сущее. Это — «мир как история», или «мировое время» по пре­имуществу (в переводе М. Бубера и Ф. Розенцвейга— «Weltzeit»). А. Иеремиас, истолковывая оУи» как некую пространственно-вре­менную целостность, интерпретирует этот термин как «Weltlauf» (Das Alte Testament im Lichte des Alten Orients. 4 Aufl. Leipzig, 1930. S. 127). В эпоху эллинизма термин 'олам все более приобретает пространственные коннотации, в частности в рукописях Мертво­го моря (см.: Brfn G. The Concept of Time in the Bible and the Dead Sea Scrolls. Leiden; Boston; Cologne, 2001. P. 277-293); его начина­ют соотносить с греч. кбсцо^. В «пространственном» значении это слово встречается в Мишне. (Корень rhs означает «сокрыть», «спрятать»; ср., например: Balentine S. E. A Description of the Semantic Field of Hebrew Words for «Hide» // Vetus Testamentum. 30 (1980). P. 137-153.)

* «Посредством трех»; или: «с тремя».

10 Сефарим, сефер, сефор и сиппур — однокоренные слова.

11 Ср. концепцию Фнлона Александрийского о Логосе (Л6уо$), посредством которого Сущий сотворил мироздание. Ср. также Иоанн 1:3. (NB: первое значение греч. Хбуо? — «исчисление»).

12 В тексте книги Иова 26:7 говорится о том, что Бог «распро­стер Цафон (здесь: космическая (мировая) гора. — И. Т.) над пус­тотою (члл V»), повесил землю над ничем (по -»Va V»)». Цафон, олицетворяющий вышний мир, и земля здесь оказываются как бы «извлеченными» Богом из ничего и исчерпывают собой все ми­роздание — вне них «пустота», «ничто».

Имеются в виду 22 буквы еврейского консонантного алфа­вита, вероятно, репрезентирующие основные «элементы» мироз­дания.

14 В каббалистической литературе Йесод-Основание — наи­менование девятой сефиры, основы («опоры») всех творческих, действующих сил в Боге.

15 Или: «соответственно».

16 См. гл. I, 5, 7. Ср., например, Второзаконие 6:4,

17 В оригинале игра слов: nV» (millah) — «слово», «речь» и п"?*» (milah) — «обрезание».

18 Ср. VI, 4.

Книга Созидания

Книга Созидания

19 В каббалистической литературе Ям/ш-Разум — наименование третьей сефиры — Божественный Разум, в котором сокровенный прообраз обретает конкретность и форму.

20 Также: «дело».

21 «Свойств», «качеств»; «основ».

22 «Низа».

23 Или: «дело».

24 Или: «в них».

25 Ср. образ хамйот-«животных», несущих Божественную Тронную Колесницу, в книге пророка Иезекиила, гл. 1. (В Иезеки-иле 1:5: «подобие четырех животных».) Ср. также I, 8,12.

26 Букв, «вонзен», «воткнут».

27 В оригинале: «и нет Ему (или: "у Него". — И.Т.) второго». Ср., например: Исход 15:11; Исайя 44:7; Псалмы 89[88]:7,83[82]:2, 77[76]:14.

Здесь можно усмотреть скрытую полемику с представлением о Логосе как «втором боге» у Филона Александрийского или же, например, с кумранскими воззрениями на божественный харак­тер фигуры Мелхиседека (Мессии) (см. Предисловие к «Книге небесных Дворцов»). Ср. также представления об ангеле Йахо-'эле (Йо'эле) в мистике Престола и еврейских апокалипсисах; в еврейской гностической литературе этот ангел упоминается как «Малый Йахо» (эти обозначения применялись и по отношению к Метатрону). В «Книге небесных Дворцов» 48D:(90) Метатрон обо­значен как «Малый YHWH». (Ср. также примеч. 57 к Приложе­нию к «Книге небесных Дворцов».)

28 По представлению древних евреев, сердце—синоним «внут­реннего» человека, средоточие личности, «седалище» («вмести­лище») разума, разумной «души», качеств, чувств.

29 Ср. Бытие 1:2Ь: «... и Дух Божий (0'ГГ?к ггп; или: "Боже­ственный (sc. сильный) Ветер". — И. Т.) (про)носился над вода­ми». [Основные библейские значения термина ruah\ «ветер», «ве­терок», «дуновение» (ср. также примеч. 75); «дыхание» (поддер­живающее жизнь человека и животных); «дух»; «сознание», «разум», «границы сознания, разума». В Септуагинте это слово 277 раз переведено как nveCuot и 52 как ауецо;.] Здесь и далее (10-11), вероятно, обыгрываются два основных значения термина ruah, «ветер» и «дух», в контексте Бытия 1:2.

30 Ср. Бытие 1:2 ел. Относительно творения мироздания Глаго­лом Божьим см. также, например, Псалом 33[32]:6: «Словом (тэта) Господа сотворены небеса и Духом уст Его все их воинство»; 33:9: «Ибо Он сказал — и стало; Он повелел — и явилось».

31 Или: «дух».

32 Ср. примеч. 29. Ср. также I, 14. 3J Ср. III, 3-4.

34 Или: «начертал»; «дал законы».

35 «Изваял»; букв, «высек».

36 Или: «начертал и высек»; ср. гл. I, 10.

37 В Быт. 1:2 состояние первобытного хаоса выражается, в частности, понятием inai inn. Это выражение встречается в Биб­лии еще один раз, в Иер. 4:23, где оно употреблено по отноше­нию к хаотическому состоянию опустошенной, обезлюдевшей земли после глобального катаклизма — и перед будущим Воз­рождением: «Смотрю я на землю — и вот, бесформенна и пуста (гит чпл), на небеса — и нет света на них». (Относительно ин­терпретации данного понятия см., например: Lambert W, G. А Further Note on tohu wabohu // Ugarit-Forschungen. 20 (1988). P. 135; Borner-Klein D. Tohu und Bohu: Zur Auslegungsgeschichte von Gen 1, 2a // Henoch. 15 (1993). S. 3-41; Hayes К. М. Jeremiah iv 23: tohu without bohu // Vetus Testamentum. 47 (1997). P. 247-249; Thompson T. L. Historiography in the Pentateuch // Scandinavian Journal of the Old Testament. 13 (1999). P. 258-283; Kilmer A. D. More Word Play in Akkadian Poetic Texts / Puns and Pundits: Word Play in the Hebrew Bible and Ancient Near Eastern Literature. Bethesda, 2000. P. 89-101.)

38 «Организовал»; букв, «начертал»; также «дал законы».

39 «Изваял»; букв, «высек».

40 Букв, «пылающие», «сжигающие». В книге Исайи 6:1-7 ан­гел ы-серафимы стоят вокруг Престола Господа. Они имеют чело­веческий облик (упомянуты лицо, ноги и руки) и «по шести крыл». Один из ангелов коснулся горящим углем с жертвенника уст Исайи и таким образом очистил его от греха. (Термин сараф (евр. мн. ч. серафим) употребляется в Библии также для обозначения ядови­тых («жгучих») змей, в том числе летучих (Исайя 14:29; 30:6).) См. также главу 26 «Книги небесных Дворцов» и примеч. 258 к ее переводу.

2 Km i

и иуд. мудр.

Книга Созидания

Книга Созидания

41 Имеются в виду таинственные небесные живые колеса, наде­ленные глазами, которые описаны в видении пророка Иезекиила (см. Иезекиил 1:15-20 и 10:12 £). Юфаннимы упоминаются так­же в кумранских Песнях субботнего всесожжения и во 2 (Сла­вянском) Енохе.

Христианское учение о девяти чинах ангельских, окончатель­но упорядоченное у Псевдо-Дионисия Ареопагита (V в.), не знает такого разряда ангелов.

42 Ср. примеч. 25.

43 Ср., например: Иезекиил, гл, 1; Исайя, гл. 6. Ср. также От­кровение Иоанна, гл. 4-5.

44 Ср. Ill, Z-4.

45 Или: «ангелами».

46 «Верх».

47 «Зафиксировал».

48 Или: «в Своем Великом Имени».

49 Одна из сокращенных форм Тетраграмматона YHWH—Йод-Хе-Вав-АГе. Далее следуют перестановки этих же букв. См. также примеч. 4.

30 «Низ».

51 Ориентация предполагает: впереди — восток, позади — запад, справа — юг и слева — север.

52 Зеху/и; при огласовке заккут: «чаша ясности, прозрачнос­ти».

53 Или: «долга».

54 Букв, «(пребывающий) коленопреклоненным», «преклоня­ющийся»; «выносящий решение (в споре)»; также «перевешива­ющий, определяющий, куда склонится чаша весов».

55 Букв, «посередине».

56 Букв, «и менял их».

57 Или: «сложил», «скомбинировал».

58 (1) Основные значения слова 1PD3: «(дыхательное) горло» (resp. шея); «дыхание»; «(дыхание) жизни», «жизнь (на земле)»; «живое существо» (в том числе по отношению к животным); «люди»; «человек»; «душа» (как средоточие и выражение ощуще­ний, чувств, восприятий); «мертвая душа», «мертвый человек», «труп». В связи с последним значением отметим, что термин вчя использовался в странах Восточного Средиземноморья, в том чис-

ле у древних евреев, для обозначения надгробных памятников и гробниц (могил), т. е. «мест отдохновения» (ср. евр. в®э JVi'.; букв, «передыхать») смертной души-нефеш. (В Библии термин 2>вз в значении «гробница» не засвидетельствован.) Эта «душа» нахо­дится в крови живого существа — человека или животного (см.: Бытие 9:4-5; Левит 17:10-12, 14; Второзаконие 12:23-24; ср. Иеремия 2:34), являясь его жизненной силой (отсюда одно из зна­чений данного термина — «жизнь»), и, вероятно, погибает вместе с плотью. (В Септуагинте слово вч«600 раз переведено как чл>хл-) (2) Следует иметь также в виду, что термины «душа» (июэ) и «дух» (ггл; см. примеч. 29) в еврейской литературе подчас упот­ребляются взаимозаменяемо, практически как синонимы.

59 Здесь, возможно, выражается идея о преэкзистенции души. (Ср. предыдущее примеч. (2).)

60 Имеются в виду «места» образования перечисляемых ниже букв в речевом аппарате. В связи с данным пассажем заметим, что фонологи расходятся в вопросе о классификации согласных по месту образования.

61 В оригинальном тексте, где буквы выписаны справа налево, здесь использована конечная форма (софит) буквы пе (*)), завер­шающей данную группу букв.

62 В оригинальном тексте здесь использована конечная форма (софит) буквы цаде (т). Ср. предыдущее примеч.

63 Ср. примеч. 98.

64 Ср., например, космогоническую концепцию «Мемфисоко-го теологического трактата». Ср. также Захар, Бере'шит, I.

65 «Колесе».

66 В ранних версиях: 221. Ср. примеч. 70.

67 Или: «мерами».

68 «Хорошем».

69 «Плохом».

70 [Этим способом произошли 231 врата]. Число сочетаний из двух различных букв (независимо от их порядка) при общем чис­ле букв еврейского алфавита — 22 — составляет 231.

71 «Свое ничто».

72 То, чего нет, тем, что есть.

73 «Высек».

74 Также: «страницы (книги)», «колонки (текста)».

Книга Созидания

75 Слово tin ('авир) произведено от греческого ал,р и появляет­ся в еврейском языке только в талмудическую эпоху.

В библейский период у евреев, аероятно, отсутствовало пред­ставление о воздухе как некой субстанции; и, следовательно, руах- дух, по-видимому, рассматривался ими как нечто «невоздушное», нечто субстанционально отличное от «материи» мира сего.

76 Букв, «меняет».

77 Вар.: «как одно тело».

78 Ср. Вавилонский Талмуд, трактат Берахот, 55а: «Рав Некуда сказал от имени Рава: "Бецап'эл (ср. Исход 31:2 слл. — И. Т.) умел сочетать буквы, посредством которых небо и земля были сотворе­ны"».

О сотворении мира посредством букв Божественного Имени YAH см. Вавилонский Талмуд, трактат Менахот, 29Ь; также Мае-сехет Хейхапот 7.

О сотворении мира посредством буквы 3 (бет) см. Иеруса­лимский Талмуд, трактат Хагига, 77с.41; также Бере'шит Рабба 1:10.

79 «Перстнями-печатками».

80 Или: «(в) мужском и женском».

81 По поводу значения данного термина см. примеч. 8.

82 Вар.: тгп, «ветер»; «дух».

83 Или: «(в) начале».

84 «Решает спор».

85 Здесь этот термин, вероятно, употребляется как синоним «воздуха».

86 Также: «сытость», «изобилие».

87 По поводу значения данного термина см. примеч. 58.

88 Также: «обжег»; или: «складывал», «комбинировал».

89 Ср. гл. II, 2.

90 Или: «в ветре»; «в духе».

91 В каббалистической литературе Кетер — название первой сефиры.

92 Возможно, имеется в виду венец-тюрбан. Ср. также при­меч. 119 к переводу «Книги небесных Дворцов».

93 «Соединил».

94 В мантуанском editio princeps: пвтмэ л*п

95 Или: «в воде».

Книга Созидания

96 Или: «в огне». 57 Или: «милость».

9S Согласный П может быть денто-альвеолярным (ср. II, 3) или велярным. (Возможно, греческое влияние: р—р.)

99 «Форму», «построение».

100 «Слабости».

101 «Тяжести».

102 Звуки [b, g, d, k, p, t] (условное обозначение — bagadkapat) бывают в двух комбинаторных вариантах: 1) смычный, называе­мый также «сильный», и 2) спирантный, называемый также «сла­бый» [з—з, а—1, п—1, э—э, 5—d, n—п], Такое двойственное про­изношение было не всегда: в древнейшее время эти звуки имели лишь одно, смычное, произношение, затем через этап некоторой аспирации они в определенных звукосочетаниях стали спиранта­ми, а именно: э (без дагеша слабого) произносилась как «в»; л — обозначал спирантный твердонебный звук; т — как интерденталь­ный звук, приблизительно как th в англ, слове father; э — как «х»; э — как «ф»; П — приблизительно как th в англ, слове thing. Смыч­ные варианты этих фонем имеют место в абсолютном начале сло­ва и внутри слова после согласного, закрывающего слог, а также при геминации. Спирантный вариант — в конце слога, если нет геминации, и в начале слога после долгого гласного или шева под­вижного. (Гранде Б. М. Введение в сравнительное изучение се­митских языков. М., 1972. С. 333.)

103 «Привлекательности», «милости».

104 «Безобразие».

105 «Краям».

106 Термин хехал восходит к шумер, e.gal («большой дом») через аккад. ekallu («царский дворец, собственность»). В Биб­лии он используется для обозначения большого храмового зала и Храма в целом; также употребляется для обозначения царско­го дворца.

107 Букв, «направляет их».

108 Букв, «из них».

109 Букв, «выгравировал», «вырезал»; «дал законы».

110 То есть то, что представлено по семь, семью видами.

111 В связи с данным пассажем А. Кирхер подсчитал количе­ство возможных комбинаций двадцати двух букв еврейского ал-

Книга Созидания

Книга Созидания

фавита: 1 124 000 727 777 607 680 000 (Oedipus Aegyptiacus. Rome. 1663. Т. II. P. 250 ff.).

112 «Выгравированы», «вырезаны».

113 «Часов».

114 «Вещь»; «удовольствие» «желание».

115 Букв, «употребление».

116 Букв, «хождение».

117 Ср. Захар, Бере'шит, I, la ff. В свете современной космого­нической концепции сингулярности, Большого взрыва и «расши­ряющейся Вселенной» представляется любопытным напомнить доктрину Захара о «первоначальной точке», в которой сконцент­рировано все мироздание, и о ее постепенном расширении.

118 Ср. Второзаконие 33:27.

119 Собственно, omasum, или третий желудок, у жвачных жи­вотных. В большинстве раввинистических комментариев данный термин интерпретируется как желудок человека, «перемалываю­щий» пищу. Виленский гаон и последующие комментаторы пола­гали, что под этим обозначением подразумевается тонкая кишка (дакин). (Этой и последующими двумя справками [примеч. 120 и 121] мы обязаны любезности Б. Г. Доббза.)

120 Собственно, abomasums, или четвертый желудок, у жвач­ных животных. Маймонид, интерпретируя стих Второзакония 18:3, приходит к выводу, что применительно к человеку данный термин может обозначать первый из пищеварительных органов, пищевод. В Талмуде и Загаре основная функция кева у челове­ка — способствовать сну; таким образом, возможно, под кева под­разумевается поджелудочная железа.

121 Этот термин обычно употребляется для обозначения второ­го желудка (домашней) птицы. В книге Золгар слово куркеван ис­пользуется для обозначения желудка человека.

122 Или: «области». Вар.: «раздора» (лэпп). 1:3 Или: «поколения»; «родословия».

124 Вар.: пчтр:ю, «захватчиков», «завоевателей».

125 «Диаметральных».

126 Возможна интерпретация: «Закон (j?n) двенадцати, семи и трех...»

127 Букв, «колесо», «круг».

128 Отсюда следует, что ось Земли направлена на созвездие

Дракона, как обстояло дело во времена Авраама (около XVIII в.

ДО Н. Э.).

129 Согласно Екклесиасту 3:11, Бог «вложил ха- 'алом» в «сер­дце» человека.

130 В мантуанском editio princeps: «доброе сокрыто (пгш) для добрых, а злое сокрыто для злых».

Здесь, вероятно, выражается идея загробного воздаяния.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...