Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоторые религиозно-философские особенности «книги Созидания» 7 глава




Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

ву, величие, хвалу и силу. И когда я открыл свои уста и стал произносить восхваления перед Троном Славы, святые хаййот 15, находившиеся под Троном Славы и над Троном, вторили мне, говоря:

«Свят, Свят, Свят

и

Благословенна Слава Господа (тгг; YHWH) в Его ОбителиЪ) 16

Глава 2

Ангелы высших рангов задают Метатрону вопросы, касающиеся рабби Ниша' 'эля

Рабби Ишма"эл сказал:

(1) В это время орлы 17 Меркавы., пылающие *офан-нимы и Серафимы поедающего огня спросили Ме-гатрона и сказали ему: (2) «Отрок (пуз) 18, почему ты позволил рожденному женщиной войти и воззреть на Меркаву! Из какого народа, из какого племени он? Каковы его особенности?»

(3) Метатрон ответил и сказал им:

«Он из народа Израиля, который Святой, будь Он Благословен, избрал в качестве Своего народа из се­мидесяти языков 19. Он из колена Левия, которое воз­носит возношения20 Его Имени, из семени Аарона, которого избрал Святой, будь Он Благословен, дабы он был Ему служителем и на которого Он возложил венец священства на Синае».

(4) Тотчас они стали говорить: «Этот человек дос­тоин воззреть на Меркаву, как написано:

"Блажен народ, у которого это есть;

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

Блажен народ, у которого Бог — Господь" (Псалом 144[143]:15)».

Глава 3

У Метатрона семьдесят имен, но Бог называет его «Отрок»

Рабби Ишма* 'эл сказал:

(1) Тогда я спросил Метатрона, ангела, князя Бо­жественного Присутствия. Я сказал ему: «Как твое имя?» (2) Он ответил мне: «У меня семьдесят имен, соответственно семидесяти народам мира, и все они основываются2! на Имени Царя царей царей22; одна­ко мой Царь называет меня "Отрок" (*ш, На 'ар)».

Глава 4

Метатрон идентифицируется с Енохом, который был взят на небеса в период поколения Потопа

Рабби Ишма"эл сказал:

(1) Я спросил Метатрона и сказал ему: «Почему ты именуешься по Имени Твоего Создателя ("pip аюэ) семьюдесятью именами? Ты более велик, чем все кня­зья, возвышеннее, чем все ангелы, более возлюблен, чем все служители, в большей чести, чем все воин­ства, вознесен выше всех владык во власти, величии и славе; почему же тогда называют тебя "Отрок" на не­бесных высотах?»

(2) Он ответил: «Потому что я Енох, сын Йаре-да23. (3) Когда поколение Потопа стало грешить и

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

обратилось ко злым делам, сказав Богу: "Отойди от нас; не хотим мы знать путей Твоих!" (Иов 21:14), Святой, будь Он Благословен, взял меня из их сре­ды 24, — дабы быть свидетельством против них, (бу­дучи) на небесной высоте, — для всех, кто придет в мир25, чтобы они не могли сказать: "Милосердный — жесток!"»

(4) «Неужели все это множество людей грешило? И если даже они были грешны, какой грех совершили их жены, их сыновья и их дочери? А как же их лоша­ди, их мулы, их животные, их скот и все птицы мира, которых Святой уничтожил вместе с ними в водах Потопа, то — какой грех они совершили, что также должны были погибнуть? 26»

(5) «Посему Святой, будь Он Благословен, вознес меня в период их жизни, перед из глазами, на небес­ную высоту, дабы я был свидетельством против них для будущих поколений 27. И Святой, будь Он Благо­словен, поставил меня на высоте 28 в качестве князя и правителя среди ангелов-служителей.

(6) Тогда пришли три ангела-служителя —*Узза, 'Азза и 'Аза'эл 29 — и стали выдвигать обвинения против меня на небесной высоте, сказав перед Свя­тым, будь Он Благословен: "Владыка мира, не были ли первые правы, когда давали Тебе совет: 'Не сотво-ряй человека!* Святой, будь Он Благословен, ответил: "Я создал и буду носить, Я буду поддерживать и охра­нять" (Исайя 46:4).

(7) Когда они увидели меня, они сказали перед Ним: "Господь Вселенной! Какое право он имеет восходить в высь высот? Не происходит ли он от тех, кто погиб-

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

ли в водах30 Потопа? м Какое право он имеет пребы­вать на небе?"

(8) Вновь Святой, будь Он Благословен, ответил и сказал им: "Какое право вы имеете прерывать Меня. Я избрал его быть выше всех вас, быть князем и пра­вителем над вами на небесных высотах". (9) Тотчас все они поднялись и пошли встречать меня, и простер­лись передо мной, сказав: "Счастлив ты и счастливы твои родители, ибо Творец благоволит к тебе".

(10) Поскольку я молод в их сообществе32 и юн среди них в днях, месяцах и годах — поэтому они на­зывают меня "Отрок"».

Глава 5

Господь удаляет Шехину от земли

из-за идолопоклонства поколения Еноха

Рабби Ишма"эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(1) С того дня, когда Святой, будь Он Благословен, изгнал первого человека из Сада Едена33, Шехина пребывала на керуве под Древом Жизни34.

(2) И ангелы-служители собирались вместе и спус­кались с небес группами, с тверди (небесной) — ком­паниями и когортами, дабы осуществлять Его Волю по всей земле.

(3) Первый человек и его поколение проживали у врат Сада Едена, так что они могли видеть яркий об­раз Шехины. (4) Сияние Шехины освещало мир от одного края до другого и было в 365 000 35 раз ярче сияния солнца. И тех, кто смотрел на сияние Шехины,

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

не тревожили мухи и комары, болезни и боль. Злые демоны не могли причинить им вреда, и даже ангелы не имели над ними власти.

(5) Когда Святой, будь Он Благословен, входил или выходил из Сада в Еден или из Едена в Сад, из Сада на твердь (небесную) или с тверди (небесной) в Сад Еденазб, все смотрели на яркий образ Его Шехины и пребывали невредимы — (6) вплоть до поколения 'Еноша37, который был главой всех идолопоклонни­ков в мире.

(7) Что же сделали люди поколения Еноха? Они бродили по миру из конца в конец, и каждый из них собирал серебро, золото, драгоценные камни и жем­чужины (?; nvVn» — И. Т.) в (или: "на". — Я. Т.) го­рах и холмах38, делая из них идолов по всему миру 39; и в каждой четверти они устанавливали идолов высо­той в 1000 парасангов40. (8) Они спустили солнце, луну, звезды и созвездия и установили их перед ними (т. е. идолами. — И. Т.) справа и слева, дабы служить им так, как они служили Святому, будь Он Благосло­вен, как написано: «Все воинство небесное стояло при Нем, по Правую и по Левую Руку Его» (Первая книга Царей 22: 19). (9) Но как у них достало сил, чтобы спу­стить их? То, что они смогли спустить их и служить им, произошло потому, что 'Узза, 'Азза и 'Аза'эл 41 научили их колдовским заклинаниям (о'эшэ)42, ибо иначе они не смогли бы спустить их.

(10) В то же время ангелы-служители решили выд­винуть обвинение (против людей. — И. Т.) перед Свя­тым, будь Он Благословен. Они сказали перед Ним: «Владыка мира, что Тебе до сынов человеческих, как

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

сказано: "Что есть человек (шчзк; *енош), что Ты по­мнишь его?" (Псалом 8:4[5]). Здесь не сказано: "Что есть Адам (DTK; букв, 'человек'. — Я. Т.)Т\ но: "Что есть 'Енош?"; ибо 'Енош — это глава идолопоклон­ников 43. (11) Почему Ты оставил небеса небес ввер­ху, Обитель Твоей Славы, высокий, возвышенный Трон, располагающийся на высоте 'Apaeom (mans; букв, "пустыни", "равнины". — И. Т.) 44. и пошел, и поселился с людьми, которые служат идолам? (12) Те­перь Ты на земле (sc. Божественная Шехина. — Я. Т.\ и идолы на земле. Что Тебе делать среди идолопок­лонников — обитателей земли?» (13) Тотчас Святой, будь Он Благословен, взял Свою Шехину от земли, из их среды 45. 46

(14) В тот же момент подошли ангелы-служители, когорты воинств и армии 'Аравот в тысячу лагерей4/, и мириады воинств. И они подняли трубы и взяли рога в руки, и окружили Шехину псалмами и песнями; и она (т. е. Шехина.И. Т.) поднялась на небесные высоты, как написано:

«Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном» (Псалом 47[46]:5[6]).

Глава 6

Енох поднимается вместе с Шехипой.

Ангелы возражают по поводу появления Еноха

на небесах. Бог отвечает им

Рабби Ишма'*эя сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(1) Когда Святой, будь Он Благословен, пожелал

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

вознести меня ввысь, Он послал ко мне князя 'Ана-фи'эла YHWH48, и он взял меня из их среды49, перед их глазами, и с великой славой повез меня в огненной колеснице с огненными конями и славными слугами, и доставил меня на небесные высоты с Шехиной 50.51

(2) Когда я достиг небесных высот, святые суще­ства (хаййот\ 'офатимы, серафимы, керувимы, ко­леса (галгаллим) Мертвы, служители истребляюще­го огня, почуяв мой запах с расстояния 365 000 мири­ад парасангов, сказали:

«Что это за запах рожденного женщиной? 52 Поче­му белая капля53 восходит ввысь 54 и служит среди тех, кто высекает 55 пламя? 56»

(3) Святой, будь Он Благословен, ответил и сказал им: «Мои слуги, Мои воинства, Мои керувимы, Мои *офаннимы и Мои серафимы, не огорчайтесь по это­му поводу, ибо все человечество отвергло Меня и Мое великое Царство и ушло, и почитало идолов. Посему Я удалил Свою Шехину из их среды и вознес ее ввысь. А тот, кого я удалил от них (имеется в виду Енох. — Т. Я), — это избранный из всех них, " и он равен им всем в вере, праведности и достойном поведении58. Тот, кого Я взял, — это Мое вознаграждение (пэи?) из всего поднебесного мира».

Глава 7

Енох поднимается на крыльях Шехины ко Дворцам Трона, Мертвы и ангельских воинств

Рабби Ишма"эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

Когда Святой, будь Он Благословен, удалил меня от59 поколения Потопа, Он вознес меня на бурных крыльях Шехты w на высшее небо и ввел меня в ве­ликие Дворцы (Палторин б1) на высоте тверди (Ур"\; т. е. неба. — И. Т.) б2 'Аравот, где находится Трон Сла­вы Шехины и Мертвы, когорт гнева, воинств ярости, огненных шт'анимов 63, пламенных керувимов и го­рящих 'офатимов, огненных слуг, вспыхивающих хашмаллимов м и сверкающих Серафимов. Он поста­вил меня там, чтобы служить (у) Трона Славы день за днем.

Глава 8

Врата небесных сокровищниц открываются для Метатрона

Рабби Ишма"эя сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(1) Перед тем, как Святой, будь Он Благословен, поставил меня служить (у) Трона Славы, Он открыл для меня:

300 000 врат65 разумения,

300 000 врат благоразумия,

300 000 врат жизнибб,

300 000 врат благости и милосердия,

300 000 врат любви,

300 000 врат Торы (Учения),

300 000 врат кротости,

300 000 врат поддержки,

300 000 врат милости,

300 000 врат почтения 67.

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

(2) В то же время Святой, будь Он Благословен, добавил мне мудрости к мудрости, благоразумия к благоразумию, знания к знанию, милости к милости, учения к учению, любви к любви, благости к благо­сти, добропорядочности к добропорядочности, крото­сти к кротости, мощи к мощи, силы к силе, доблести к доблести, сияния к сиянию, красы к красе, прекрас­ного к прекрасному; и я был удостоен и украшен все­ми этими добрыми и достойными дарами в большей мере, чем сыны высотб8.

Глава 9

Енох получает благословения от Всевышнего и удостаивается ангельских атрибутов

Рабби Ишма"эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(1) В дополнение ко всем этим качествам Святой, будь Он Благословен, возложил на меня Свою Руку и благословил меня 1 365 000 б9 благословениями.

(2) Я был поднят и увеличен до размеров длчны к ширины мира70. (3) По Его повелению у меня вырос­ли 72 крыла, 36 на одной стороне и 36 — на другой, и каждое крыло покрывало весь мир. (4) Он дал мне 365 000 71 глаз, и каждый глаз был подобен огромно­му светочу. (5) Не было такого сияния, блеска, ярко­сти и красоты светил мира, каким бы Он не наделил меня.

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

Глава 10

Бог усаживает Метатрона на троне у дверей

седьмого Дворца и объявляет через Своего вестника, что с этих пор Метатрон является представителем Бога и правителем над всеми

князьями царств и всеми детьми небес,

за исключением восьми высших князей, в именах

которых присутствует Имя YHWHИмя их Царя

Рабби Ишма*'эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(1) Затем Святой, будь Он Благословен, сделал для меня трон, подобный Трону Славы 72, и Он распрос­тер над ним сверкающее покрывало сияния, блеска, яркости, красы, прелести и благости, подобное покры­валу Трона Славы, которое вместило все разнообра­зие сияния светил мироздания73. (2) Он поместил его у дверей седьмого Дворца и усадил меня на нем.

(3) И вестник вступал на каждое небо и говорил74: «Это Метатрон, Мой слуга. Я сделал его князем и пра­вителем над всеми князьями Моих царств и над всеми сынами небес75, за исключением восьми великих кня­зей, почитаемых и уважаемых, в имени которых при­сутствует Имя YHWH — Имя их Царя . (4) И всякий ангел, и всякий князь, у которого есть слово, (которое он хотел бы) сказать в Моем Присутствии, пусть идет к нему и говорит ему 77. И всякое повеление, которое он даст вам Моим Именем, исполняйте и осуществ­ляйте. (5) И Я стал для него Князем Мудрости и Кня­зем Разумения 78, дабы обучить его премудрости не­бесной и земной, премудрости этого мира и будущего

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

мира (нэп tfoiyn) 79. (6) Кроме того, Я поставил его над всеми сокровищницами Дворцов ^Аравот и над все­ми хранилищами жизни, которые у Меня есть в выси небесной».

Глава 11

Бог открывает Метатрону все тайны и секреты

Рабби Ишма**эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(1) Затем Святой, будь Он Благословен, открыл мне все секреты Торы80 и все тайны Премудрости81, и все глубины Совершенного Закона (njrnn min)82, и все мысли человеческого сердца83. Все тайны мира и все порядки (т. е. законы,— И. Т.) Творения (м гтоюпэ mo; или: «начал природы». — И, Т.) 85 обнажены передо мной так же, как они обнажены перед Творцом 86.

(2) С этих пор я видел и созерцал глубокие тайны и чудесные секреты87. Еще до того, как человек поду­мает втайне, я уже вижу88 его мысль; до того, как он сделает что-либо, я уже вижу89 его поступок. (3) Her ничего на небе вверху и в глубине земли, что было бы сокрыто от меня.

Глава 12

Бог одевает Метатрона в одежды Славы,

возлагает царский венец на его главу

и называет его «Малым YHWH»

Рабби Ишма"эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

Из любви, которую Он испытывает ко мне, любви большей, чем ко всем сынам высот90, Святой, будь Он Благословен, создал для меня величественные одежды, на которых разместились все роды светил91, и Он одел их на меня. И Он создал для меня плащ славы, в котором заключались 92 сияние, излучение, сверкание и блеск всех видов, и Он завернул меня в него. И Он создал для меня венец царства93, в кото­ром было 49 сверкающих камней, каждый, как сол­нечная орбита94, и его блеск сверкал в четырех чет­вертях неба95 'Аравот> во всех семи небесах96 и в четырех четвертях мира. Он возложил мне его на го­лову и дал мне имя «Малый YHWH» пред всей Сво­ей свитой (97 K>V»D; букв, «семейством». — И. Т.) в выси, как написано: «Мое Имя в нем 98>> (Исход 23:21)".

Глава 13

Бог пишет на венце Метатрона огненным пером

вселенские буквы, посредством которых были

сотворены небеса и земля

Рабби Ишма"эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(1) Благодаря великой любви и милости, с которой Святой, будь Он Благословен, возлюбил и лелеял меня более, чем всех обитателей высот, Он написал Своим Перстом, как огненным пером, на венце, который был у меня на голове:

буквы, посредством которых были сотворены не­беса и земля;

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

буквы, посредством которых были сотворены моря и реки;

буквы, посредством которых были сотворены горы и холмы;

буквы, посредством которых были сотворены звез­ды и созвездия, молния и ветер, гром и громовые уда­ры, снег и град, ураган и буря;

буквы, посредством которых были сотворены все основы мира и все порядки 10° Творения ш.

(2) И каждая буква временами вспыхивала подоб­но молнии, временами — подобно факелу, времена­ми — подобно пламени, временами •— подобно вос­ходу солнца, луны и звезд.

Глава 14

При виде возложения венца на голову Метатрона небожители вострепетали

Рабби Ишма"эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(1) Когда Святой, будь Он Благословен, возложил этот венец на мою голову, все князья царств, которые в выси тверди 'Аравот, и все воинства каждого неба вострепетали при виде меня. Даже князья (над) *элим (trtot), князья (над) 'эр'элим (п'*?*ш) и князья (над) таф-сарим (апоэи), стоящие выше всех ангелов-служите­лей, служащих перед Троном Славы, затрепетали и отпрянули от меня, когда увидели меня 102. (2) Даже Самма'эл, князь обвинителей 103, который превосхо­дит всех князей царств, которые в выси, испугался и содрогнулся при виде меня. (3) Даже ангел огня, ан-

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

гел града, ангел ветра, ангел молнии, ангел вихря 104, ангел грома, ангел снега, ангел дождя, ангел дня, ан­гел ночи, ангел солнца, ангел луны, ангел звезд, ангел созвездий, — (ангелы), управляющие миром, который (находится) под их руками, — затрепетали и отпряну­ли в тревоге от меня, когда они увидели меня.

(4) Вот имена князей 105, которые управляют ми­ром:

Гаври'эл 106, ангел огня; Баради'эл, ангел града; Рухи'эл, который управляет ветром; Бараки'эл, который управляет молнией; За'ами'эл, который управляет вихрем; Зики'эл, который управляет кометами; Зи'и'эл 107, который управляет сотрясениями («вол­нением (моря)»; «потрясениями». — И. Т.); За'афи'эл, который управляет ураганом; ' Ра'ами'эл, который управляет громом; Ра'аши'эл, который управляет землетрясениями; Шалги'эл, который управляет снегом; Мггарм'эл, который управляет дождем; Шимши'эл т, который управляет днем; Лайки*эл, который управляет ночью; Галгалли'эл, который управляет солнечной орбитой; 'Офанни'эл, который управляет диском 109 луны; Кохави*эл, который управляет звездами; Рахати'эл, который управляет созвездиями.

(5) Они все пали ниц, когда увидели меня, и не могли смотреть на меня из-за величия, великолепия, красы, яркости, блеска и сияния венца славы, который был на моей голове.

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

Глава 15(А)

Метатрон трансформируется в огонь

Рабби Ишма"эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, слава высшего неба, ска­зал мне:

(1) Когда Святой, будь Он Благословен, взял меня, чтобы служить Трону Славы, колесам (галгаллим) Мертвы 1!0 и всем потребностям Шехины, тотчас моя плоть превратилась в пламя, мои мускулы ш — в яр­кий огонь, мои кости — в можжевеловые уголья ш, мои ресницы ш — во вспышки молнии, мои глазные яблоки — в огненные факелы, волосы на моей голо­ве — в горячие (языки) пламени, мои конечности — в горящие огнем крылья, а мое тело — в ярко пылаю­щее пламя.

(2) Справа от меня — высекающие 114 огонь, сле­ва — горящие головни, вокруг меня—бушевали штор­мовой ветер и буря, предо мной и позади меня — рас­каты грома, (сопровождающие) землетрясение.

Глава 16

Метатрон и 'Ахер

Рабби Ишма"эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, слава высшего неба, ска­зал мне 115:

(1) Первоначально я восседал на великом троне у дверей в Седьмой Зал, и я судил всех обитателей вы­сот П6 властью Святого, будь Он Благословен. И я рас­пределял величие, царственность, ранг, суверенность,

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

славу, хвалу, венцы и короны, и почести среди всех князей царств, когда я сидел ш в небесном Суде (Йе-шива). И князья царств стояли подле меня, справа и слева — властью Святого, будь Он Благословен.

(2) Но кощгСАхер 118 появился, чтобы узреть виде­ние Меркавыу он остановил свой взор на мне, — он испугался и затрепетал предо мной. Его душа настоль­ко встревожилась, что была готова покинуть его, из-за его страха, трепета и ужаса предо мной, когда он уви­дел меня сидящим на троне, подобно царю, вместе с ангелами-служителями, стоящими рядом со мной, по­добно слугам, и всеми князьями царств, увенчанны­ми венцами П9, стоящими вкруг меня. (3) Тогда он от­крыл свой рот и сказал: «Вот, на небе две Власти!» 12° (4) Тотчас Бат Кол (Божественный Голос. — И. Т.) раздался из Присутствия Шехины ш и сказал: «Воз­вратитесь, мятежные дети т — кроме *Ахера\» 123

(5) Затем 'Анафи'эл 124 YHWH, почитаемый, про­славленный, возлюбленный, чудесный, страшный и ужасный князь, пришел по повелению Святого, будь Он Благословен, и поразил меня шестьюдесятью уда­рами огненных плетей 125 и заставил меня встать на ноги 126.127

Глава 17

Князья семи небес, солнца, луны, звезд и созвездий и их ангельские свиты

Рабби Ишма"эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, слава высшего неба, ска­зал мне:

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

(1) (Есть) семь великих, прекрасных, чудесных и почитаемых князей 128, которые управляют семью не­бесами. Это Миха'эл, Гаери'эл, Шатки'эл, Шахаки- *эл, Баради'эл, Бараки'эл и Сидри'эл.

(2) Каждый из них является князем небесного во­инства и каждый сопровождается 496 000 мириад ан­гелов-служителей 129.

(3) Миха'эл, великий князь, управляет седьмым небом, высшим, которое в 'Аравот.

Гаври'эл, князь воинства, управляет шестым небом, которое в moxohq.

Шатки'эл, князь воинства, управляет пятым небом, которое в Мг'оне.

Шахаки'эл, князь воинства, управляет четвертым небом, которое в Зевуле.

Баради'эл, князь воинства, управляет третьим не­бом, которое в Шехакиме.

Бараки'эл, князь воинства, управляет вторым не­бом, которое в Ракиа* ш.

Сидри'эл, князь воинства, управляет первым небом, которое в Вилоне ш.

(4) Под ними (т. е. ниже их по рангу. — И. Т.)Галгалли'эл, князь, который управляет солнечным дис­ком (кругом (галгал); или: «солнечной орбитой». — И. Т.), и с ним 96 ангелов, могущественных и почита-

v __ 119

емых, которые заставляют солнечный диск '" прохо­дить через Ракиа1 365 000 ш парасангов каждый день.

(5) Под ними — Юфанни'эл, князь, который управля­ет диском (сферой, кругом; *офан.И, Т.) луны, и с ним 88 ангелов134, которые заставляют лунный диск (круг. — И. Т.) проходить 354 000 ш парасангов каждую ночь,

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

когда луна стоит на востоке в своем поворотном пункте. А когда луна стоит136 на востоке в своем поворотном пункте? Ответ: в 15-й день каждого месяца.

(6) Под ними — Рахати'эл, князь, который управ­ляет созвездиями и с которым 72 ангела, великих и почитаемых. Почему его имя Рахати 'эл (Vx'um)? По­тому что он заставляет созвездия проходить (букв, «пробегать»; irma (мархит).И. Т.) 339 000 пара­сангов в их циклах и по их орбитам каждую ночь, с востока на запад и с запада на восток. Ибо Святой, будь Он Благословен, сделал для всех них, — для сол­нца, луны и созвездий, — шатер, по которому 137 они двигаются ночью с запада на восток.

(7) Под ними Кахави'эл, князь, который управляет всеми звездами, и с ним 365 000 мириад ангелов-слу­жителей, великих и почитаемых, которые двигают звез­ды из города в город и из страны в страну по Ракиа' (букв, «тверди». — И. Т.) небес 138.

(8) Над ними (т. е. над князьями небес, или Гал-галли'элом, ЮфаннгСэлом, Рахати'элом и Кахавг£э-лом.И. Т.) — 72 князя царств, (расположенных) в выси, соответствующие 72 народам в мире 139. ш Все они увенчаны царскими венцами, одеты в царские одежды и украшены царскими драгоценностями. Все они ездят на царских конях и держат царские скипет­ры в своих руках. Перед каждым из них, когда они про­езжают через Ракиа\ бегут царские слуги, (символи­зируя) почет и величие, подобно тому, как цари ездят на земле в колесницах, сопровождаемые всадниками и большими армиями, в славе, величии, с восхвалени­ями и приветственными возгласами, (в) великолепии.

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

Глава 18

Ангельская иерархия

Рабби Ишма°эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, слава высшего неба, ска­зал мне:

(1) Ангелы первого неба, когда они видят своего князя, сходят с коней и падают ниц.

А князь первого неба, когда он видит князя второ­го неба, он снимает венец славы со своей головы и падает ниц.

А князь второго неба, когда он видит князя третье­го неба, он снимает венец славы со своей головы и падает ниц.

А князь третьего неба, когда он видит князя чет­вертого неба, он снимает венец славы со своей голо­вы и падает ниц.

А князь четвертого неба, когда он видит князя пя­того неба, он снимает венец славы со своей головы и падает ниц.

А князь пятого неба, когда он видит князя шестого неба, он снимает венец славы со своей головы и пада­ет ниц.

А князь шестого неба, когда он видит князя седь­мого неба, он снимает венец славы со своей головы и падает ниц.

(2) А князь седьмого неба, когда он видит 72 князя царств, он снимает венец славы со своей головы и па­дает ниц.

(3) А 72 князя царств, когда они видят стражей врат 141 первого дворца, который (расположен) на 1Ара-

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

вот, высшем небе, снимают царские венцы со своих голов и падают ниц.

А стражи врат первого дворца, когда они видят стражей врат второго дворца, они снимают венцы сла­вы со своих голов и падают ниц.

А стражи врат второго дворца, когда они видят стра­жей врат третьего дворца, они снимают венцы славы со своих голов и падают ниц.

А стражи врат третьего дворца, когда они видят стражей врат четвертого дворца, они снимают венцы славы со своих голов и падают ниц.

А стражи врат четвертого дворца, когда они видят стражей врат пятого дворца, они снимают венцы сла­вы со своих голов и падают ниц.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...