Некоторые религиозно-философские особенности «книги Созидания» 4 глава
Вторая часть У Еноха — Книга образов — открывается введением (гл. 37), за которым следуют предсказание о будущем Страшном Суде над нечестивцами (гл. 38) и видение небесных жилищ праведников (гл. 39). Еноху открываются все новые тайны мироздания, в том числе небесные (40-44). Он предрекает жребий нечестивцев и фиксирует видения новых небес и земли (гл. 45-46). Глава 47 представляет собой молитву, творимую праведниками. В последующих главах Книги образов особое внимание уделяется: фигуре Мессии — Избранника Бога, Сына человеческого, Праведника; воскресению мертвых; Потопу; эсха- И. Тантлевский тологическому Суду над падшими ангелами и нечестивцами и их наказанию; вечному блаженству праведников и избранников; размерам Сада Едена. Главы 62-63 посвящены осуждению власть имущих и богачей (царей, правителей, землевладельцев) и их печальной загробной участи. Книга заканчивается описаниями видений Еноха на небесах: первопредков рода людского (гл. 70) и Самого Господа Бога — Предшествующего Времени (Дням) [ср. Дан. 7:9, 13, 22], а также Архангелов Михаила (Михаила), Гаври'эла (Гавриила), Рафа'эла (Рафаила) и Пану'эла (Пануила). Третья часть 1 Еноха — Книга небесных светил, или Астрономическая книга (гл. 72-82),—посвящена вопросам, связанным с исчислением времени по солнцу, солнечным годам, состоящим из 364 дней, астрономическим законам. Еноху были явлены небесные Скрижали (Книга), на которых он прочел обо «всех деяниях человечества и всех детях плоти на земле всех поколений мира» (81:2). В четвертой части — Книге видений (гл. 83-90) — представлены видения-аллегории Еноха, касающиеся вселенских и израильских событий: всемирного Потопа; периодов: от Потопа до Исхода; от Исхода до прихода в Землю Обетованную, Ханаан; от Судей до строительства Первого Храма в Иерусалиме; сосуществование двух царств, Израильского и Иудейского, вплоть до разрушения Иерусалима вавилонянами; от разрушения Иерусалима до возвращения из Вавилонского плена; от возвращения из Плена до начала эпохи эллинизма; и наконец в 90-й главе содержится так называемый Апокалипсис животных, где в аллегори-
«Книга небесных Дворцов» в контексте еврейской... ческой форме представлены события, которые будут иметь место в эпоху установления Мессианского царства 69. В этой же части содержатся также материалы относительно Трона Суда, Нового Иерусалима, падших ангелов и др. Центральной темой пятой части 1 Еноха — Книги послания (или завещания) Еноха (гл. 91-104) — является духовное блаженство праведников и печальный конец нечестивцев. Красной нитью проходит осуждение богачей-эксплуататоров и угнетателей70. В этой же части / Еноха содержится и так называемый Апокалипсис недель (91:12-17 и 93:1-10), предвещающий события, которые произойдут на земле в течение десяти «недель» (вероятно, имеются в виду семилетия), вплоть до Последнего Суда и наступления Вечного Царства. * * * Как до, так и после обнаружения фрагментов 1 Еноха в Кумране71 исследователи высказывали три предположения относительно языка оригинала 1 Еноха: еврейский; арамейский; частью еврейский и частью арамейский (подобно тому, как это имеет место в книге Даниила)72. В Кумране были обнаружены фрагменты Книги стражей, Астрономической книги, Книги видений и Послания Еноха на еврейском (1Q 19+lQ19bis; маленькие фрагменты)73, арамейском (4Q En ar1"8,4Q En astr аг*^) и греческом (7Q En gr [7Q 4, фр. 1 и 2, 7Q 8, 7Q 11, 7Q 12, 7Q 13, 7Q 14]; фрагменты отдельных слов) 74 языках; ни одного фрагмента, относящегося к Книге образов (или притч), до И. Тантлевский сих пор обнаружено не было. Первоиздатель Ж. Т. Ми-лик подсчитал процентное соотношение дошедших до нас арамейских текстов из Кумрана по отношению к эфиопским переводам: от Книги стражей сохранилось около 50% арамейского текста, от Астрономической книги (Книги движений небесных светил) — 30%, от Книги видений — 26% и от Послания Еноха — 18%75. Первоиздателем рукописи палеографически датируются следующим образом: 4Q En аг" — первой половиной II в. до н. э.; 4Q En ar* — серединой II в. до н. э.; 4Q En arc~d— последней третью I в. до н. э.; 4Q En arf— третьей четвертью II в. до н.э.; 4Q En аг5 — первой половиной I в. до н. э.; 4Q En arg — серединой I в. до н. э.7б; 4Q En astr ar3 — концом Ill-началом II в. до н. э. (Ф. М. Кросс — са. 175-125 гг. до н. э.); 4Q En astr at* — са. 30 г. до н. э.—20 г. н. э. (иродианский шрифт); 4Q En astr ar7 — серединой I в. до н. э.; 4Q En astr ar* — второй половиной I в. до н. э.77 Палеографическая датировка кумранского фрагмента Книги стражей 4Q En at" первой половиной II до н. э. свидетельствует в пользу того, что становление иудейской апокалиптической традиции начинается, по крайней мере, с конца III — начала II в. до н. э. и что, следовательно, возникновение наиболее древних апокалипсисов 78, вероятно, не связано с хасидей-ско-маккавейским движением79 (как это считалось до опубликования кумранских енохических фрагментов). В свете кумранских находок большинство исследователей датируют Книгу стражей III в. до н. э.80 Говорят также о существовании «енохической работы астрономического характера уже к концу III в. до н. э.»;
«Книга небесных Дворцов» в контексте еврейской... главы же 80-81 1 Еноха (этическая и апокалиптические части Астрономической книги), как полагают, возникли около середины II в. до н. э. (или несколько ранее) 81. Что касается Книги видений, то ее обычно датируют временем Маккавейских войн 82. Можно также говорить о том, что Послание Еноха было присоединено к енохическому корпусу, по крайней мере, к концу II в. до н. э.83 Ж. Т. Милику удалось также воссоздать из кумранских фрагментов (на арамейском языке) и идентифицировать Книгу исполинов (гигантов) (1Q 23-24, 2Q 26, 4Q 203, 530-533 [4Q EnGiants ar"], 6Q 8) 84, оригинал которой, по его мнению, создавался между 128 и 115 гг. до н. э. (К. Байер же, к примеру, полагает, что это произведение было создано на еврейском языке в конце III в. до н. э.85; по мнению Ф. Гарсиа Мар-тинеса, оно возникло не ранее середины II в. до н. э.86 и было инкорпорировано в «енохическую компиляцию» в конце того же века.87) 88 При этом Милик предположил, что именно данная книга входила в первоначальное арамейское пятикнижие Еноха, вместо Книги образов (притч). Это енохическое пятикнижие, по мнению французского исследователя, было составлено по аналогии с Пятикнижием Моисеевым в кум-ранском скриптории около 100 г. до н. э.89
Отметим, что Книга исполинов пользовалась огромной популярностью не только в Иудее, но и далеко за ее пределами: она была переведена на различные языки Римской и Византийской империй, получила распространение в аршакидской Парфии, а затем и в империи Сасанидов; в своем манихейском варианте 90 3 Книги иуд. мудр. И. Тантлевский «Книга небесных Дворцов» в контексте еврейской... она приобретает известность от берегов Атлантики до Китая. Книги образов (притч), по мнению Ж. Т. Милика, была создана около 270 г. н. э. и несет на себе иудео-христианскую или христианскую печать. К 400 г. возникает греческое пятикнижие Еноха, в котором место Книги исполинов занимает Книга образов. В качестве свидетельства в пользу поздней датировки Книги образов Ж. Т. Милик указывает на текст 1 Еноха 61:1, в котором есть фраза о том, что ангелы «подняли крылья и улетели». Французский исследователь указывает на то, что «за исключением серафимов 9! и керувимов92, ранняя еврейская литература яе знает крылатых ангелов; определенно не о таком ангеле говорится в 1-й книге Хроник 21:16 93, как это часто утверждается. Ангел в Апокалипсисе 14:6 м также не обязательно крылатый. Первое бесспорное свидетельство по данному вопросу содержится в Apologeticum XXII.8 Тертуллиана 95: "Omnis spiritus ales est: hoc et angeli et daemones"96. В христианской ангелологии крылатые ангелы не появляются вплоть до конца IV в. (на саркофаге Саригюзела в Константинополе); классический же тип устанавливается со времени создания в 432-440 гг. фресок в базилике Санта-Мария Маджоре в Риме» 97. Однако, как замечает Е. Исаак, в одной из древнейших эфиопских рукописей 1 Еноха (Kebran 9/II[Hammerschmidt— Tanasee 9/II]), датируемой XV в., отсутствует упоминание о крылатых ангелах, что, вероятно, свидетельствует в пользу того, что в первоначальном варианте оно также отсутствовало
98 99 Другие идеи Ж. Т. Милика по поводу столь поздней датировки Книги образов также отвергаются практически всеми исследователями 10°. Большинство ученых полагают, что она была создана не позднее I в. н. э.101 III Под Второй книгой Еноха (2 Енохом) подразумевается Славянская книга Еноха (Славянский Апокалипсис Еноха, или Книга секретов Еноха). 2-й (Славянский) Енох дошел до нас лишь в славянском переводе X—XI вв. Пространная версия данного сочинения была переведена с греческого; перевод же краткой редакции Славянского Еноха (Уваровский и Академический списки), текст которой изобилует семитизмами, мог быть, как полагает ряд исследователей, осуществлен с еврейского 102. Славянская версия книги несет на себе следы христианской обработки, осуществленной, вероятно, в VII в. н. э., но в своей основе она восходит к иудаистскому оригиналу, созданному в I в. н. э. (до разрушения Иерусалимского Храма в 70 г. н. э., поскольку здесь содержатся упоминания о паломничествах и культовых ритуалах, связанных с Храмовым Богослужением). Особое внимание, уделяемое в данном произведении апокалиптическим и космологическим аспектам, сближает его с Первой книгой Еноха и позволяет говорить о его возможной зависимости от 1 Еноха; тем не менее 2 Енох рассматривается как самостоятельная часть литературной традиции, сформировавшейся вокруг фигуры патриарха Еноха. И. Тантлевский «Книга небесных Дворцов» в контексте еврейской... Славянский Енох включает в себя многие характерные для эллинистической религиозной литературы мотивы: визионерские небесные путешествия, астрологические исчисления, детально разработанную ан-гелологию, непосредственное общение с ангелоподобными существами и представление о ярусной структуре небес. В первой части (гл. 1-21) рассказывается о прохождении Еноха сквозь семь небесных ярусов; это путешествие сопоставимо с описаниями небесных сфер и их обитателей в 1 Енохе и «Завещании Левия» в Завещаниях двенадцати патриархов. Вторая часть (гл. 22-38) представляет собой экспликацию традиции о получении Енохом от Бога тайной премудрости. Последняя часть книги включает в себя наставления Еноха своим сыновьям, а также описание его жизненного пути, в том числе его конечное вознесение. ОБРАЗ МЕЛХИСЕДЕКА (МАЛКИ ЦЕДЕКА) В РУКОПИСЯХ МЕРТВОГО МОРЯ И МЕТАТРОН В тексте «Книги небесных Дворцов» Метатрон фигурирует как «Малый YHWH», вице-регент Господа, небесный Первосвященник, глава небожителей. Эти характеристики и функции Метатрона сближают данный образ с фигурой Мелхиседека, как он представлен в рукописях Мертвого моря. Более того, представляется, что отдельные сущностные аспекты образа Метатрона могли появиться под влиянием (по крайней мере, опосредствованным) соответствующей мистической традиции, восходящей к ессейско-кум-ранской эзотерике.
А мелхиседек в еврейской библии, во 2 енохе, у филона александрийского ИВ РАВВИНИСТИЧЕСКОЙЛИТЕРАТУРЕ В Еврейской Библии о Мелхиседеке (;лх Малки цедек, букв, «мой царь — праведность»; как интерпретация: «царь праведности», «праведный царь» 1Ю. — И. Т.), «царе Шалема (aVu>, т. е. Иеруса- .» 105 лима '"; как интерпретация: спокойствие "мир" Шб. — И. Т.)» речь идет дважды. В книге Бытия 14:18-20 рассказывается о том, как праотец Авраам, участвовавший в разгроме коалиции царей, возглавлявшейся Кед орла ом ер ом, царем Элама, был встречен Мелхиседеком, царем Шалема (Иерусалима) и священником Бога Всевышнего (т. е. личностью, объединявшей функции светского и священнического помазанников), который вынес ему хлеб и вино и благословил его и Бога Всевышнего 107. Поскольку Кедорлаомер изображается в Бытии, гл. 14 как сюзерен Земли Обетованной, постольку военный триумф Авраама, вероятно, символизирует обретение патриархом прав над страной. С другой стороны, то, что Авраам отдает Мелхиседеку «десятую часть из всего» (sc. из трофеев), могло интерпретироваться как признание им приоритета последнего. В интрониза-ционном оракуле, вероятно, сочиненном для Давида пророком Натаном и зафиксированном в Псалме 110 [109] 108, имя царя Шалема упоминается в следующем контексте: «Речение Господа (тп») господину моему (*этк): 'Воссядь одесную Меня, И. Тантлевский «Книга небесных Дворцов» в контексте еврейской... доколе Я не сделаю врагов твоих подножием для ног твоих'. Жезл силы твоей пошлет Господь с Сиона: правь посреди врагов твоих. Почет с тобой 109 в день силы твоей, в славе святости. 'От чрева зари (или: "от чрева, <прежде> зари".— И. Т.\ <подобно> росе, Я породил тебя ОрГЛ1?1^ вокализация в соответствии с интерпретацией Септуагинты (j^eyevvrioa ое).— И. Т.ут. Поклялся Господь и не раскается: 'Ты Священник вовек (о1?!!?1? ртэ) по чину Мелхиседека' (LXX: "Н> el iepexx; $ц tov aiuva ката ttiv to£iv МеХхшвбёк". — И. 7>> (стихи 1-4). Таким образом, исходя из текстов Бытия, гл. 14 и Псалма 110, можно допустить, что священство Бога Всевышнего, Владыки неба и земли, и царственность существовали в Иерусалиме задолго до Давида и Соломона. Мелхиседек предстает как «вечный» (и, таким образом, в определенном смысле «возвращающийся») первосвященник. Кроме того, Мелхиседек выступает как прототип идеального, праведного иерусалимского первосвященника-царя; таким образом, он мог рассматриваться как предтеча Давида или наследника Давида — нового Давида, и в силу этого — как первый (первородный) сын Божий. (Первоначально 'рГП1?* [«Я породил тебя»] в Псалмах 2:7 и 110:3 могло подразумевать, что Господь наделил царя (перво)священ-ническими функциями. ш) С другой стороны, в свете Пс. 110:4 можно заключить, что личность, обозначаемая как Ttx («мой господин»; «Господин»; 110:1), становиться новым Мелхиседеком (или даже можно было бы интерпретировать эту фигуру как Мелхиседека redivivus, no крайней мере символически). Во 2 (Славянском Апокалипсисе) Еноха рассказывается о чудесном рождении Мелхиседека'12. Еще до Потопа он был безгрешно зачат — судя по контексту, от Бога ш — Софонимой, женой престарелого Нира, священника, Ноева брата 1И. Новорожденный Мелхиседек имел печать святительства на груди и был славен видом; он мог говорить и благословил Господа. Господь сообщает Ниру в ночном видении, что чудо-ребенок будет взят Архангелом Михаилом 115 в Рай Едема, а после Потопа П6 тот станет Священником для всех святых священников, и Он освятит его и утвердит его главой священников будущего, или вовек 117. Господь обратит его «в великий род, который благословляет» Его 118. Пространная версия добавляет, что «будет другой Мелхиседек, глава священников, правящих над народом и осуществляющих служение Господу» 119; в краткой же версии говорится так: «Мелхиседек станет главой священников, правящих над царственным народом, служащим тебе, Господи». Иными словами, автор как бы хочет сказать здесь, что Мелхиседек будет в определенном смысле «возвращающимся» Священником; или же, что он (его дух, сущность?) будет воплощаться во (всех/некоторых) послепотопных первосвященниках, включая Первосвященника Конца дней 1ZO. (Эта идея могла возникнуть как своеобразный мидраш на Пса- И. Тантлевский «Книга небесных Дворцов» в контексте еврейской... лом 110:4.) ш Через сорок дней ребенок был перенесен в Рай 122. Филон Александрийский в трактате «О предварительных исследованиях», 99, характеризует Мелхисе-дека как интуитивного (абтоидбф и обучившего самого себя (аитобгбактоу) первосвященника. В трактате «Об Аврааме», 235, Филон называет его «великим священником (т. е. первосвященником. — И. Т.) Бога Величайшего» (6 цеуск; iepeix; тоС neyiotou беои). Комментируя текст книги Бытия 14:18—20, он приводит ряд сведений, отсутствующих в библейском рассказе. В частности, Филон пишет, что Авраам вернулся после битвы с коалицией царей, не потеряв ни одного человека. Мелхиседек воздел руки к небесам в молитве и принес победные жертвоприношения за всех участников сражения. Он возрадовался победе Авраама над коалицией царей, как будто это была его собственная победа; и так оно и было на самом деле, ибо «дела друзей ведутся сообща», особенно дела добрых людей, чья общая цель — угождать Господу 123. В трактате «Аллегорическое истолкование», III, 79-82, Филон, также комментируя текст книги Бытия 14:18-20, замечает, что Бог поставил Мелхиседека священником и «миролюбивым» (eiprivaiov) 124 царем изначально, так что он не имел предшественников в священстве и царственности. Здесь же александрийский еврейский философов рассматривает Мелхиседека как репрезентацию Логоса, как воплощенный Логос 125. В этой связи заметим, что Филон, описывая полиморфические деяния Логоса, обозначает его как: человек или тень Бога, образ Бога, орудие Бога, пастырь вселенной, кормчий, архангел или глава ангелов, соправитель Бога, первосвященник (apxi£p£i3<;) вселенной, первородный сын Бога (тгрсотбусуо; uioq too 0еоС), заместитель Бога, второй Бог, и даже «Бог» (бебс;) П6. Воплощаясь в истинного человека, Логос становится некой средней божественной природой, высшей, чем человеческая, и низшей, чем Божественная, будучи ни рожден как человек, ни нерожден как Бог, но являясь серединой, касающейся обеих их природ и соединяющей их в себе, началом и источником мудрости и доброй деятельности, истинным первосвященником Бога, ходатаем (яаракДлугод) и посредником (цеаСтт^), молящимся перед Отцом своим за страждущий род человеческий, искупителем и спасителем (oamjp) человечества, благодаря связи с которым дух единственно и удостаивается трансцендентного существования. Мелхиседек засвидетельствован несколько раз в рав-Еинистической литературе. В Вавилонском Талмуде, трактате Сукка, 52Ь, в Мюнхенском кодексе Мелхиседек упоминается вместе с Мессией, сыном Давида, Мессией, сыном Иосифа, и Илией (интерпретация аллегории «четырех ремесленников (ототп)» в Захарии 2:3 |27). В других талмудических рукописях мессианская фигура [Мелхиседек] в данном пассаже обозначается как j?ix fnD (букв. «Праведный священник», «Священник праведности». — И. Т.). В мидраше Ширхаш-ШиримРабба, II, 13,4, Илия, Мессия-Царь, Мелхиседек и Помазанный для войны идентифицируются с «четырьмя ремесленниками» из Зах. 2:3. (Это может подразумевать, что Мелхиседек был взят на небеса (подобно Я. Тантлевский Илие), но вновь появится на земле в Мессианскую эпоху.) В так называемых Фрагментарных Таргумах™\ Таргуме Неофити I, Таргуме Псевдо-Ионатана на Бытие 14:18 и Вавилонском Талмуде, трактате Недарим, 32Ь, Мелхиседек идентифицируется с Симом (евр. Шем), сыном Ноя, который, согласно хронологии книги Бытия (ср. 11:11 и слл. и 25:7), пережил Авраама на 25 лет!28. Таким образом, Мелхиседек рассматривается здесь как праотец евреев. Согласно Недарим, 32Ь (рабби Захария от имени рабби Ишма* 'эла), Бог первоначально дал священство Симу (Мелхиседеку); но поскольку тот благословил Авраама прежде Бога Всевышнего (Быт. 14:19—20), священство было отнято от его потомков (но не от самого Сима-Мелхиседека) и передано потомкам Авраама. Пассаж Пс. 110:4 интерпретируется так; «Ты (Авраам.— И. Т.) священник... из-за речи Мелхиседека». Термин тгс в Пс. 110:1 также истолковывается как относящийся к Аврааму. В Авотрабби Натана А, 34 сказано: «"Вот два помазанных (елеем), стоящие пред Господином всей земли" (Зах. 4:14). Это Аарон и Мессия, но я не знаю, кто из них более возлюблен, за исключением того, что сказано: "Поклялся Господь и не раскается: 'Ты священник вовек [по чину Мелхиседека]' " (Пс. 110:4). Дано знать (через это), что Мессия-Царь более возлюблен, чем Праведный священник (ртх ]пэ)». В некоторых средневековых еврейских текстах Мелхиседек эксплицитно идентифицируется с Архангелом Михаилом. В мидрашистской литературе Михаил изображается в качестве небесного Первосвященника, приносящего ежедневные жертвы 129, «Книга небесных Дворцов» в контексте еврейской... 2. мелхиседек в кумранских текстах В сильно фрагментированном экземпляре кумран-ского произведения Песни субботнего всесожжения, или Ангельская литургия (4Q 401=4Q ShirShabbb), Мелхиседек, возможно, выступает в роли Первосвященника небесного Храма (фр. 11, стк. 3: «...[Мелхи]-седек, Священник ()ГГОЛ) в общин[е Бога (или: "богов", т. е. ангелов. — И. Т.)...]» 13°) ш. В обнаруженном в той же (4-й) кумранской пещере Завещании 'Амрама (4Q 544=4Q ' Amramb ar) [он ш ] фигурирует в качестве правителя всего светлого (т. е. главы сынов Света) и антагониста Мелхиреши (Малки реша'; букв. «мой царь — нечестие»; как интерпретация: «нечестивый царь», «царь нечестия». — И. Т.)\ последний «правит над всей тьмой» и, вероятно, тождествен с Велиалом 133. В тексте 4Q *Amramb ar, фр. 3, стк. 2 [Мелхиседек] сообщает 'Амраму в ночном видении, что имеет «три имени» (сами имена, к сожалению, исчезли в лакуне). Основную же информацию о Мелхиседеке можно извлечь из фрагментированного кумранского текста, условно называемого Мидраш Мелхиседека (11Q 13=11Q Melchizedek) l34. В этом произведении Мелхиседек выступает как глава ангелов и ангелоподобных существ (11Q Melch 2:10-11, 13-14). Он обитает на небе (11Q Melch 2:10-11), но в конце «десятого» («последнего]») юбилея (ex hypothesi по преданию Иудеи, в руку вавилонского царя Навуходоносора [587/586 гг. до н. э.] 135) должен будет явиться на землю, «дабы искупить (1DDV) (грехи) всех сынов [Света И. Тантлевский (или: "своего поколения". — И. Т.) и] люд[ей ж]ребия [Мелхи]седека» (11Q Melch 2:7-8) и учинить «Суд Божий» ([V]K *udip») над нечестивцами, Велиалом и его духами (11Q Melch 2:11-14, 23, 25; ср. 2:9-11). Мел-хиседек также идентифицируется с «Благовестником» (ютол) из книги пророка Исайи 52:7 (11Q Melch 2:15-25) 136. В 11Q Melch 2:18 он назван «Мессией (Помазанником) Ду[ха]» ([nlYin ггшо)137. Данный образ, вероятно, возник под влиянием текста Исайи 61:1: «Дух Господа Бога на мне, ибо помазал (гпро) Господь меня благовествовать нищим (или: "кротким"; an» пвпУ— И. Т.), послал меня исцелять сокрушенных сердцем, провозглашать пленным — свободу и узникам — открытые темницы; возвестить год благоволения Господа и день мщения Бога нашего; утешить всех сетующих» !38. Судя по сохранившимся фрагментам строки 18-й второй колонки текста Мидраша Мелхиседека, «Мессия Духа» отождествлялся кумранитами с «Мессией» (rrwa) из Даниила 9:25 (или 26) 139. Особое внимание при анализе кумранско-ессейс-кого Мидраша Мелхиседека обращает на себя следующий аспект. Судя по контексту, ряд цитируемых в данном произведении библейских пассажей, в которых субъектом действия является Бог, истолковываются как относящиеся к Мелхиседеку и коррелируют с его функциями. В частности, сохранились соответствующие фрагменты комментариев к Псалму 82[81]:1: ста]л[ в сон[ме Божием (X),] среди богов «Книга небесных Дворцов» в контексте еврейской... ; т. е. ангелов. — И. Т.) судит Он» (11Q Melch 2:9-1 1) и Псалму 7:8Ь-9а: «Над ним (sc. над "сонмом людей"; 7:8а. — И. Т.) на (небесную) высоту возвратись, Бог (Vx) будет судить народы» (1 1 Q Melch 2:10-11). В Масоретском тексте в Пс. 7:9а написано: тпч Господь; вероятная кумранская «замена» Тетраграм-матона на обозначение vk, Бог, свидетельствует в пользу того, что текст Псалма 7:8Ь-9а соотносился общинниками с миссией Мелхиседека. Вероятно, с тем же обстоятельством мы встречаемся и в 11Q Melch2:3-4 в отношении текста Второзакония 15:2. Цитата из Исайи 52:7 — «[Как] прекрасны на горах ног[и] благовестни[ка, возмещающего мир, благовест[вующего доброе, возвещающего спасени]е, [говорящего Сиону: [царствует] Бог твой (утгйк)» — также интерпретируется как относящаяся к Мелхиседеку (1 1Q Melch 2:1 5-25), в том числе, судя по контексту, и фраза «царствует Бог твой» (11Q Melch 2:24-25) 14°. Отметим также выражение «время года благоволения Мелхице[дека]» ([рт]х ^D1? рзпл пи? fp»n; 1 1Q Melch 2:9), возникшее, по всей вероятности, под влиянием текста Исайи 6 1:2: «Возвестить год благоволения Господа (mrrV pn лзю mpV)...». (Фрагменты истолкования стихов Исайи 6 1:2Ь-За сохранились в 11Q Melch 2:19-20). Наряду с присутствующим в кумранских рукописях выражением «жребий Бога» 141, в Мидраше Мелхиседека появляется поня- U. Тантпевский тие «[ж]ребий [Мелхи]седека>> (11Q Melch 2:8) 142. В этом же кумранском произведении засвидетельствовано и выражение «наследие Мелхиседека» (11Q Melch 2:5), возможно, каким-то образом соотносящееся кумранскими общинниками со встречающимися в Библии понятиями «наследие Господа» и «наследие Бога» 143. Таким образом, Мелхиседек, по всей вероятности, рассматривается в кумранском Мидраше как личность, реализующая некоторые функции Бога (грптж, Vx); или, иными словами, здесь он в определенной мере выступает как Deus in re, как Божественная «ипостась», благодаря которой трансцендентный Сущий-Творец реализует свою относительную имманентность творению. В связи с вероятной корреляцией терминов D'mVx и "?х («бог») с мессианской фигурой Мелхиседека укажем на Пс. 45:3,7—8 и Ис. 9:5 как на возможные библейские источники данной идеи. В стихах из Псалма об идеальном, праведном царе говорится следующее: «Ты (т. е. царь. — И. Т.) прекраснее сынов человеческих, была излита милость на уста твои; посему благословил тебя Бог навеки (оУшЪ)... Престол твой, бог (а»п^к), во веки вечные (пзп oVw): Жезл царства твоего — жезл правоты. Возлюбил ты праведность (prat) и возненавидел нечестие (уип); посему помазал тебя (1П1Рй), бог (а'Л^к), Бог твой СрпЪк) елеем радости более товарищей твоих». Заметим, что в Послании к евреям 1:8-9 пассаж Псалма 45:8-9 цитируется как один из библейских тек- «Книга небесных Дворцов» в контексте еврейской... стов, на основе которого следует заключить, что Сын Божий — превосходнее ангелов. В стихе из Исайи идеальный Правитель назван «Могучим богом» (тш Ьх) и «Отцом вечности». В заключение обзора текста 11Q Melchizedek заметим, что данное произведение в конечном счете могло возникнуть как своеобразный мидраш на Псалом 110[109], стихи 1 144 и4145. # * * В связи с вопросом об апофеозе личности обращает на себя внимание фрагмент пространной версии так называемой Орфики 146 (ок. 155—145 гг. до н. э.), цитируемой еврейским александрийским философом Аристобулом (середина II в. до н. э.) и зафиксированной Евсевием Кесарийским в сочинении Приготовление к Евангелию 13, 12, 5: «И никто не видел Правителя смертных, за исключением единственного человека, отдаленного потомка народа халдеев (здесь может подразумеваться Енох 147, Авраам 148 или Моисей.149 — И. Т.). Ибо ему было известно о пути Звезды, и как осуществляется движение Сферы вокруг земли; и та, и другая двигались по кругу, но каждая вокруг своей оси. Он пролетел в духе через воздух и через воду Потока ш. Комета возвестила эти события ш — его рождение было могучим т. Да, он после этого утвержден на великих небесах на золотом троне» (25-33).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|