Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоторые религиозно-философские особенности «книги Созидания» 8 глава




А стражи врат пятого дворца, когда они видят стра­жей врат шестого дворца, они снимают венцы славы со своих голов и падают ниц.

А стражи врат шестого дворца, когда они видят стражей врат седьмого дворца, они снимают венцы славы со своих голов и падают ниц.

(4) А стражи врат седьмого дворца, когда они ви­дят четырех великих и почитаемых князей, которые руководят четырьмя станами (лтзпп) 142 Шехины, они снимают венцы славы со своих голов и падают ниц 143.

(5) Четыре великих князя, когда они видят Таг'а-

\лл \*

ца "% князя великого, чествуемого песней и восхва­лением и (стоящего) во главе сынов неба, они снима­ют венцы славы со своих голов и падают ниц.

(6) Таг'ац, великий и почитаемый князь 145, когда он видит Баратти'эла ш, великого князя, на кончи­ках пальцев которого распростерта (высь) *Аравоту 147

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

он снимает венец славы со своей головы и падает ниц.

(7) Баратти'эл, великий князь, когда он видит Ха-мона, великого, устрашающего, почитаемого, прекрас­ного и наводящего ужас князя, который приводит в содрогание обитателей высот, когда подходит время произносить «Трижды Свят» (т. е. Кедушшу.И. Т.\ как написано: «От грозного |48 гласа побегут народы; когда восстанешь, рассеются племена» (Исайя 33:3), — он снимает венец славы со своей головы и падает ниц.

(8) Хамон, великий князь, когда он видит Татра-си'эла I49 YHWH, великого князя, он снимает венец славы со своей головы и падает ниц.

(9) Татраси'эл YHWH, великий князь, когда он ъирщ'Атруги'эла 15° YHWH, великого князя, он сни­мает венец славы со своей головы и падает ниц.

(10) 'Атруги'эл YHWH, великий князь, когда он видит На'арири'эла ш YHWH, великого князя, он сни­мает венец славы со своей головы и падает ниц.

(11) На'арири'эл YHWH, великий князь, когда он видит Сасниги'эла YHWH, великого князя, он снима­ет венец славы со своей головы и падает ниц.

(12) Сасниги'эя YHWH, князь, когда он видит Зазри'эла YHWH, великого князя, он снимает венец славы со своей головы и падает ниц.

(13) Зазри'эл YHWH, князь, когда он видит Геву-рати'эла YHWH, князя, он снимает венец славы со своей головы и падает ниц.

(14) Гевурати*эл YHWH, князь, когда он видит ''Арафи'эла 152 YHWH, князя, он снимает венец славы со своей головы и падает ниц.

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

(15) 'Арафи'эл YHWH, князь, когда он видит уАш-ройилу 153 YHWH, князя, он снимает венец славы со своей головы и падает ниц.

(16) 'Ашройиду YHWH, князь, глава каждого засе­дания небесной академии 154, когда он видит Галлицу-ра YHWH, князя, который открывает все секреты Торы, он снимает венец славы со своей головы и падает ниц.

(17) Галлицур YHWH, князь, когда он видит Зак-заки'эла YHWH, князя, который назначен записывать заслуги Израиля 155 на Троне Славы, он снимает ве­нец славы со своей головы и падает ниц.

(18) Закзаки'эл YHWH, великий князь, когда он ви­дит 'Анафи'эла 156 YHWH, князя, который хранит клю­чи дворцов неба 'Аравот, он снимает венец славы со своей головы и падает ниц. Почему его зовут ''Анафи- 'ал? Потому что ветвь (*анаф) его величия, славы, вен­ца, сияния и великолепия осеняет все залы *Аравот, высшего неба, подобно Славе Творца мира. Подобно тому, как написано о Творце мира, — «Покрыло небеса Величие Его, и Славой Его наполнилась земля» (Авва­кум 3:3), — так и величие и слава 'Анафи'эла YHWH, князя, осеняет все залы высшего (неба) 'Аравот.

(19) 'Анафи'эл YHWH — когда он видит Сотер 'Аши'эла YHWH, великого, ужасного и почитаемого князя, он снимает венец славы со своей головы и пада­ет ниц. Почему его зовут Сотер 'Аши'эл (т. е. «Тот, кто раздувает огонь Божий». — И. Т.)7 Потому что он пред­назначен служить в Божественном Присутствии и (быть) над четырьмя главами огненной реки (нехар ди~ нур) 157 — напротив Трона Славы, и всякий князь, кото­рый желает выйти или войти в Присутствие Шехины,

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха») может сделать это только с его позволения, потому что

И 1СЯ

печати четырех глав огненной реки1ЭЗ доверены ему на хранение. Кроме того, его называют Сотер 'Аши'эл потому, что его рост — 70 000 мириад парасангов, и он раздувает огонь огненной реки, и он выходит и входит в Присутствие Шехины, чтобы разъяснять записи, ка­сающиеся обитателей земли, как написано: «Судьи сели, и раскрылись книги» (Даниил 7:10).

(20) Сотер 'Аши'эл YHWH, князь, когда он видит Шокед Хози YHWH, великого, могущественного, ужасного и почитаемого князя, он снимает венец сла­вы со своей головы и падает ниц. Почему его имя Шокед Хози («Бдящий-зрящий». — И. T.JI Потому что он взвешивает человеческие заслуги на весах в При­сутствии Святого, будь Он Благословен.

(21) Шокед Хози YHWH, князь, когда он видит Зеханпурийу 159 YHWH, князя, великого, могучего, почитаемого, прославленного и наводящего страх во всем небесном семействе, он снимает венец славы со своей головы и падает ниц. Почему его зовут Зеханпу­рийу 16°? Потому что он гневается на огненную реку и заставляет ее возвращаться на свое место.

(22) Зеханпурийу YHWH, князь, когда он видит 'Аз-бога ('Азбуга; пзпэтх) YHWH, князя, великого, могуче­го, устрашающего, почитаемого, прославленного, чу­десного, возлюбленного и наводящего ужас среди кня­зей, которые знают секреты1б1 Трона Славы, он снимает венец славы со своей головы и падает ниц. Почему его зовут 'Азбога 1б2? Потому что он облачает (букв. «препоясывает»;"И1К. — И. Т.) (людей) в одежды жиз­ни (о"П паз; т. е. бессмертные тела.16ЭИ. Т.) 1б4; и

5 Книги иуд. мудр.

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

когда наступит срок, он облачит праведных и благоче­стивых мира в одеяния жизни (т. е. бессмертия. — И. Т.), дабы, будучи одеты в них, они смогли насла­диться вечной жизнью.

(23) 'Азбога YHWH, князь, когда он видит двух ве­ликих, могучих и почитаемых князей, которые стоят над ним, он снимает венец славы со своей головы и падает ниц. Вот имена этих двух князей: Софери'эл (Ъкпвю) YHWH, который умертвляет, — великий, по­читаемый, прославленный, чистый, древний и могу­чий князь; и Софери'эл (ta**En&) YHWH, который ожив­ляет, — великий, почитаемый, прославленный, чис­тый, древний и могучий князь.

(24) Почему имя того, кто умерщвляет, ViOTSio (Co-фери'эл)7 Потому что он заведует книгами мертвых и записывает в книги мертвых каждого, для кого настал день смерти 165. Почему имя того, кто оживляет ^xnDifz? (Софери'эл)'? Потому что он заведует книгами жиз­ни ш и записывает в книги жизни каждого, кого Свя­той, будь Он Благословен, благоволит ввести в жизнь («оживить». — И. Т.) 167 — властью Вездесущего (троп; букв. «Место».168И. Т.) 1W. Ты мог бы ска­зать, что, поскольку Святой, будь Он Благословен, си­дит на Троне, то и они также сидят и пишут; (однако) Писание учит нас: «И все воинство небесное стояло подле Него» (/ Царей 22:19; 2 Хроник 18:18) по. Не сказано — «воинство небесное», но — «все воинство небесное»; (и это) учит, что даже великие князья, ко­торым нет равных в небесной выси, исполняют надоб­ности Шехины не иначе, как только стоя.

(25) Но как они могут писать стоя?

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

Один стоит на колесах бури, и другой стоит на ко­лесах бури 171.

Один одет в царскую одежду т, и другой одет в царскую одежду.

Один завернут в плащ величия, и другой завернут в плащ величия.

На одном — царский венец, и на другом — царс­кий венец.

Тело одного исполнено глаз, и тело другого испол­нено глаз 173.

Вид одного подобен молнии, и вид другого подо­бен молнии.

Глаза одного подобны солнцу по силе, и глаза дру­гого подобны солнцу по силе.

Великолепие одного подобно великолепию Трона Славы, и великолепие другого подобно великолепию Трона Славы.

Высота одного, как семь небес, и высота другого, как семь небес.

Крылья одного, как дни года, и крылья другого, как

дни года.

Крылья одного, как ширь неба, и крылья другого,

как ширь неба.

Губы одного, как врата Востока, и губы другого, как врата Востока.

Язык одного по размеру, как морская волна, и язык другого по размеру, как морская волна.

Из уст одного выходят языки пламени, и из уст дру­гого выходят языки пламени.

Из уст одного вылетают молнии, и из уст другого вылетают молнии.

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

От пота одного возгорается огонь, и от пота друго­го возгорается огонь.

Язык одного — пылающий факел, и язык друго­го — пылающий факел.

На голове одного — сапфировый камень, и на го­лове другого — сапфировый камень.

На плече одного — колесо быстрого керува, и на плече другого — колесо быстрого керува.

В руке одного — горящий свиток, и в руке друго­го — горящий свиток.

В руке одного — огненное перо, и в руке друго­го — огненное перо.

Длина свитка — 3000 мириад парасангов, высота пера—3000 парасангов 174, высота каждой отдельной буквы, которую они пишут, — 365 парасангов.

Глава 19

Рихби'эл, князь колес

(1) Рабби Ишма' 'эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

Над этими двумя великими князьями — князь вы­дающийся, почитаемый, благородный, прославлен­ный, украшенный, наводящий ужас, доблестный, могучий, великий, величественный, мощный, увен­чанный, чудесный, возвышенный, чистый, возлюб­ленный, превосходный, гордый, вознесенный, древ­ний и сильный, которому нет равных среди князей. Его имя Рихби'эл |75 YHWH, великий и наводящий ужас князь.

(2) Почему его зовут Рихби'эл? Потому что он уп-

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

равляет колесами (галгшшим) 176, и они вверены его хранению "7.

(3) А сколько там колес? Восемь — по два для каж­дого направления. Четыре ветра окружают их по кру­гу, и вот их имена: Вихрь, Буря, Ураган и Шторм.

(4) Четыре огненных реки протекают под ними, с каждой стороны по одной. Между ними, образуя круг, стоят четыре облака, напротив их колес. Вот их име­на: Облако огня, Облако головни, Облако горящего угля и Облако серы.

(5) Ноги этих созданий (хаййот т) покоятся на колесах, а между колесами шум землетрясения и гро­хотание грома.

(6) А когда подходит время для пения Песни 179, (тогда) колеса движутся, облака содрогаются, все вож­ди 18° дрожат, все всадники волнуются, все витязи воз­буждаются, все воинства трепещут, все войска в стра­хе, все наместники ужасаются, все князья и армии в тревоге, все служители ослабевают 181, и все ангелы и станы (содрогаются) в муках боли.

(7) И колесо подает голос колесу, керув керуву, хаййа ш хаййе, 'офан 'офану, сераф серафу, говоря: «Превозносите Шествующего по 'Аравот ш, Чье Имя YAH Господь; и радуйтесь пред Лицем Его» (Псалом 68[67]:5).

Глава 20

Хаыли'ач, князь хаййот

( 1) Рабби Ишма' *эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

Над ними (т. е. ъъяРгаби'эломъгалгаллим.—И. Т.) великий и могучий князь, его имя Хашш'эл YHWH, князь благородный и наводящий ужас, князь превос­ходный и могучий, князь великий и ужасный, князь, перед которым все дети небес трепещут, князь, кото­рый может поглотить целый мир сразу.

(2) Почему его зовут Хашш'эл YHWtfl Потому что он управляет хаййот, и он поражает их с помощью огненных плетей. Он украшает их, когда они произ­носят восхваления и прославления, и заставляет их быстро говорить 184:

«Свят, Свят, Свят»

и

«Благословенна будь Слава Господа в Его Обы-тели\» 185

Глава 21

Хаййот

(1) Рабби Ишма"эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(Есть) четыре хаййот 186 соответственно четырем ветрам. Каждая хаййя (по размеру) подобна величи­не ш всего мира. Каждая из них имеет четыре лика, и каждый лик подобен восходу солнца 188. (2) Каждая хаййя имеет четыре крыла, и каждое крыло подобно крыше 189 мира. (3) У каждой из них есть лица в 19° ликах и крылья в крыльях. 191 Размер лика — 248 лиц, и размер крыла—365 крыльев. Каждая хаййя увенча­на 2 000 венцами, и каждый венец подобен радуге; его яркость подобна яркости солнечного диска, и сияние

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

лучей, исходящих от каждого венца, подобно сиянию утренней звезды на Востоке.

Глава 22(А) Керуви'эл, князь керувимов

Рабби Ишма' 'эл сказал: ангел Метатрон, князь Бо­жественного Присутствия, сказал мне:

(1) Над ними князь, благородный, чудесный, могу­чий, восхваляемый всеми видами восхвалений. Его имя Керуви'эл YHWH, доблестный князь, исполнен­ный бесконечным могуществом; величественный князь, с которым величие; праведный князь, с кото­рым праведность; святой князь, с которым святость; князь, прославленный тысячами воинств, князь, пре­вознесенный бесчисленными армиями,

(2) Когда он в гневе, земля трясется; когда он в яро­сти, станы трепещут; основания сотрясаются от стра­ха перед ним, и 'Аравот колеблется от его упрека.

(3) Его тело исполнено горящими угольями; он высок, как семь небес, и широк, как семь небес.

(4) Зев его рта сияет как огненный факел, а его язык — как пожирающий огонь. Его веки как сверка­ние молнии, его глаза как блистающие искры, а его лик подобен сияющему огню.

(5) Венец святости на его главе с выгравирован­ным на нем Священным Именем т, от которого ис­ходят молнии.

(6) Дуга Шехины у него на плечах; его меч, подоб­ный всполоху молнии, у него на бедре; его стрелы, подобные вспышкам молнии, у него на поясе; нагруд-

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

ник уничтожающего огня висит у него на шее, и мож­жевеловые уголья окружают его.

(7) Великолепие Шехины на его лике; лучи вели­чия (тш 'Пр)19Э на его колесах (V»W)194, и царский венец-тюрбан на его главе.

(8) И все его тело исполнено глаз; с головы до паль­цев ног он покрыт крыльями.

(9) Справа от него горит огонь, и слева от него го­рит огонь; из его тела сверкают уголья, и головни вы­ступают из него; молнии исходят от его лика.

(10) Удары грома за ударами грома постоянно сле­дуют за ним; землетрясение за землетрясением все­гда сопровождают его; и два князя Мертвы 195 пре­бывают с ним.

(11) Почему его называют Керуви'элЧ 1% Потому что он управляет колесницами керувимов, и могучие кз-рувимы отданы под его начало. Он освещает J97 вен­цы аа их головах и полирует диадемы на их лбах.

(12) Он возвеличивает славу их внешности и при­умножает их величественную красу. Он делает их все более и более прекрасными и приумножает их огромную славу. И хвалебную песнь их делает он певучей, и могущество великолепия их он укрепля­ет !98. Он высветляет свечение их славного велико­лепия; славу их великолепия и милости он делает еще более яркой. Он украшает и расцвечивает их ослепительное великолепие и приумножает их бла­гостную красу. Он возвышает величие их праведно­сти и устрояет их восхитительный порядок — дабы приготовить Седалище (aunn) 199 для Того, Кто вос-

седает на керувимах 20°,

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

(13) А керувимы стоят рядом со святыми хаййот, и их крылья подняты к уровню их голов,

и Шехина покоится на них,

и сияние Славы на их ликах,

и песнь и восхваление на их устах,

и их руки под их крыльями,

и их ноги покрыты их крыльями,

и лучи славы201 над их головами202,

и сияние Шехины на их ликах,

и Шехина покоится на них,

и сапфировые камни окружают их,

и огненные колонны с четырех сторон,

и пламенные колонны по бокам от них.

(14) Один сапфир с одной стороны, а другой сап­фир — с другой; под этими сапфирами можжевело­вые уголья.

(15) Один керув с одной стороны, другой — с дру­гой, и крылья керувимов обхватывают друг друга во славе над их головами. Они простирают их, чтобы петь вместе с ними203 песнь Тому, Кто обитает в небесах, и восхвалять с ними Славу Царя царей.

(16) И Керуви'эл YHWH, князь, который управляет ими, выстраивает их в благостные, прекрасные, вели­колепные ряды и научает их всем видам восхвалений, прославлений и чествований. И он торопит их — во славе и мощи — творить Волю их Создателя во вся­кий миг, ибо над их головами (букв, «над вершинами их голов».— И. Т.) пребывает постоянно великая Сла­ва Царя204, Который восседает на керувимах.

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

Глава 23

Ветры Бога

Рабби Ишма"эл сказал: Ангел Метатрон, Князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(1) Сколько205 ветров (nvm) дуют под крыльями т керувимов! Оттуда дует парящий ветер (пл), как ска­зано: «И Дух Божий (D'nVn rm; или: "ветер 207 Бо­жий". тИ. Т.) парил над водою» (Бытие 1:2).

(2) Оттуда дует сильный ветер, как сказано: «И гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь» (Исход 14:21).

(3) Оттуда дует восточный ветер, как сказано: «И восточный ветер нанес саранчу» (Исход 10:13).

(4) Оттуда дует ветер перепелов, как сказано: «И поднялся ветер от Господа, и принес перепелов» (Чис­ле 11:31).

. (5) Оттуда дует ветер ревности, как сказано: «И найдет на него ветер209 ревности» (Числа 5:14).

(6) Оттуда дует ветер землетрясения, как сказано: «После — ветер землетрясения 21°; но не в землетря­сении Господь» (1 Царей 19:11).

(7) Оттуда ветер YHWH дует, как сказано: «И Он вывел меня ветром Господним, и поставил меня» (Иезекиил 37:1).

(8) Оттуда дует злой ветер, как сказано: «И злой ветер212 отступал от него» (1 Самуила 16:23).

(9) Оттуда дует ветер премудрости, и ветер разума, и ветер совета, и ветер крепости, и ветер ведения, и ветер страха Господня, как сказано:

«И почиет на нем ветер Господень,

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

ветер премудрости и разума,

ветер совета и крепости,

ветер ведения и страха Господня»213 (Исайя 11:2).

(10) Оттуда дует ветер дождя, как сказано: «Север­ный ветер производит дождь» (Притчи 25:23).

(11) Оттуда дует ветер молний, как сказано: «Он творит молнии среди дождя

и изводит ветер из хранилищ своих» (Иеремия 10:13).

(12) Оттуда дует ветер, который сокрушает скалы, как сказано: «И вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы» (/ Царей 19:11).

(13) Оттуда дует ветер остановки вод214, как сказа­но: «И навел Бог ветер на землю, и воды останови­лись» (Бытие 8:1).

(14) Оттуда дует ветер гнева и печали, как сказано: «И вот, большой ветер пришел от пустыни, и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков» (Иов 1:19).

(15) Оттуда дует бурный ветер, как сказано: «Бур­ный ветер, исполняющий слово Его» (Псалом 148:8).

(16) Сатана стоит среди этих ветров, ибо не бывает бурного ветра, как только посланный Сатаной215. Все эти ветры дуют только из-под крыльев керувимов, как сказано: «И Он воссел на керува и полетел, и понесся на крыльях ветра» (Псалом 18[17]:11; 2 Самуила

22:11).

(17) Куда все эти ветры отправляются? Учат, что они исходят из-под крыльев керувимов и падают на диск216 солнца, как сказано: «Идет ветер к югу, и пе­реходит к северу, кружится, кружится на ходу своем,

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

и возвращается ветер на круги свои» (Екклесиаст 1:6). С солнечного диска они возвращаются и падают на горы и холмы, как сказано: «Ибо вот Он, Который об­разует горы и творит ветер» (Амос 4:13).

(18) От гор и холмов они возвращаются и падают на моря и реки; от морей и рек они возвращаются и падают на города и веси; от городов и весей они обра­щаются и падают на Сад, а от Сада они обращаются и падают на Еден, как сказано: «Он ходил по Саду217 во время дневного ветра» (Бытие 3:8). Посреди этого Сада они смешиваются и дуют от одной стороны до другой. Они становятся благоухающими от запахов этого Сада и от ароматов Эдена; разделившись и ис­полнившись благоуханием чистого аромата, они при­носят благоухание запахов Сада и ароматовЭдена пра­ведникам и благочестивым, которые унаследуют Сад Эдена и Древо Жизни218 в наступающем Будущем219, как сказано:

«Пробудись (ветер) с севера,

и прийди (ветер) с юга,

повей на сад мой, —

(и) польются ароматы его!

Пусть придет возлюбленный мой в сад свой

и вкушает сладкие плоды его» (Песнь песней 4:16).

Глава 24

Колесницы Бога

Рабби Ишма"эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, слава высшего неба, ска­зал мне:

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

(1) Сколько колесниц 22° у Святого, будь Он Благо­словен?

У Него есть колесницы керувимов 221, как сказано: «Он воссел на керува и полетел» (Псалом 18[17]:11а; 2 Самуила 22:11 а).

(2) У Него есть колесницы ветра, как сказано: «И понесся на крыльях ветра» (Псалом 18[17]:11Ь; 2 Са­муила 22: lib).

(3) У Него есть колесницы быстрого облака, как сказано: «Вот, Господь едет на быстром222 облаке» (Исайя 19:1) ™.

(4) У Него есть колесницы облаков, как сказано: «Я приду к тебе в густом облаке» (Исход 19:9).

(5) У Него есть колесницы жертвенника, как сказа­но: «Видел я Господа, стоящего над жертвенником» (Амос 9:1).

(6) У Него колесниц дважды по мириаде, как ска­зано: «Колесниц Божиих дважды по мириаде, тысячи тысяч (|хзю 'sVx) 224» (Псалом 68[67]:18).

(7) У Него есть колесницы Скинии, как сказано: «И явился Господь в Скинии, в столпе облачном» (Вто­розаконие 31:15).

(8) У Него есть колесницы Скинии собрания, как сказано: «И воззвал Господь к Моисею, и сказал ему из Скинии собрания» (Левит 1:1).

(9) У Него есть колесницы Трона Милости, как ска­зано: «Он слышал Голос, говорящий с ним с крыш­ки 225» (Числа 7:89).

(10) У Него есть колесницы из камня сапфира, как сказано: «И под Ногами Его нечто подобное работе из сапфира» (Исход 24:10).

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

(11) У Него есть орлиные колесницы, как сказано: «И Я носил вас (как бы) на орлиных крыльях» (Исход 19:4). Ониа26 не орлы, но парят как орлы.

(12) У Него есть колесницы восклицаний, как ска­зано; «Восшел Бог при восклицаниях» (Псалом 47[46]:6).

(13) У Него есть колесницы 'Аравот, как сказано: «Превозносите Шествующего по 'Аравот227» (Пса­лом 68[67]:5).

(14) У Него есть колесницы облаков, как сказано: «Делаешь облака Своею колесницею» (Псалом 104[103]:3).

(15) У Него есть колесницы хаййот, как сказано: «И хаййот И8 быстро двигались туда и сюда229» (Иезе­киил 1:14) — «бежали» по разрешению и «возвраща­лись» по разрешению, ибо Шехина была над их голо­вами.

.(16) У Него есть колесницы колес, как сказано: «Войди между колесами» (Иезекиил 10:2).

(17) У Него есть колесницы легкого 23° керува 231, как написано: «И Он воссел на керува быстрого» (ком­бинация пассажей Псалма 18[17]:11а232, 2 Самуила 22:Па и Исайи 19:1.23Э — И. Т.). Когда Он восседа­ет 234 на легком керуве, — в промежуток между тем, как поставить одну Ногу на его спину, а затем другую Ногу, — Он обозревает 18 000 миров одним взгля­дом 235; Он постигает и вглядывается в них всех, и зна­ет все, что в них есть, как написано: «Всего кругом восемнадцать тысяч» (Иезекиил 48:35).

Откуда мы знаем, что Он обозревает каждый из них каждый день? Потому что сказано:

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

«Господь с небес призрел

на сынов человеческих,

чтобы видеть, есть ли разумеющий,

ищущий Бога» (Псалом 14[13]:2).

(18) У Него есть колесницы *офанншюв> как ска­зано: «И 'офаннимы кругом были полны очей» (Иезе­киил 10:12).

(19) У Него есть колесницы Святого Трона, как ска­зано: «Бог воссел на Святом Троне Своем» (Псалом 47[4б]:9).

(20) У Него есть колесницы Трона YAH, как сказа­но: «Рука на Троне Господа (YAH)» (Исход 17:16).

(21) У Него есть колесницы Трона Суда, как сказа­но: «А Господь воинств превознесется в Суде» (Исайя 5:16).

(22) У Него есть колесницы Трона Славы, как ска­зано: «Трон Славы, возвышенный от начала» (Иере­мия 17:12).

(23) У Него колесницы высокого и возвышенного Трона, как сказано: «Видел я Господа, сидящего не Троне высоком и возвышенном» (Исайя 6: 1).

Глава 25 a6

Юфанни'эл, князь 'офаннимов

Рабби Ишма**эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(1) Над ними князь, великий, приводящий в трепет, могучий, возвышенный, выдающийся, ужасающий, умудренный и сильный: его имя 'Офдаши'эя YHWH.

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

(2) У него шестнадцать ликов, по четыре с каждой стороны, и по 100 крыльев с каждой стороны. У него 8766 глаз, соответственно числу часов в году237, по 2191 — с каждой стороны.

(3) В каждой паре глаз на каждом лике сверкают молнии; из каждого глаза пылают факелы (огня), и никто не может смотреть238 на них, ибо, кто взглянет на них, тотчас будет сожжен.

(4) Высота его тела на 2500 лет ходьбы; глазом его нельзя обозреть. Ни одни уста не смогут выразить могучую силу его мощи, только лишь Царь царей над царями, Святой, будь Он Благословен.

(5) Почему его зовут Юфанни'элЧ Потому что он назначен управлять 'офаннимами 239, и ''офаннимы доверены его попечению. Каждый день он стоит над ними и опекает их, и украшает их: он восхваляет (их) и направляет их движение. Он полирует их основа­ния; он сглаживает их края; он закругляет 24° их выс­тупы 241 и украшает их обиталище. Рано и поздно, днем и ночью он заботится о них, с тем, чтобы сде­лать их еще краше, придать им еще больше величия и сделать их еще более усердными в восхвалении их Создателя.

(6) Все 'офаннимы исполнены глаз и крыльев; гла­за в соответствии с крыльями и крылья в соответствии с глазами. От них исходит свет, подобно свету утрен­ней звезды. Семьдесят два сапфира прикреплены на их одеждах, с правой стороны (у) каждого из них. Семьдесят два сапфира прикреплены на их одеждах, с левой стороны (у) каждого из них; и четыре изумру­да 242 вставлены в каждый венец, блеск которых сияет

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

во (всех) четырех сторонах 'Аравот, подобно тому, как блеск солнечного диска сияет во (всех) четырех сторонах света243. Шатры сияния, шатры свечения, шатры света, сапфиры и изумруды окружают их, дабы

9di

никто не мог увидеть вида их глаз и их ликов ^*.

Глава 26

Серафи'эл, князь серафимов

Рабби Ишма"эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(1) Над ними князь, чудесный, благородный, вели­кий, уважаемый, могущественный, владетельный, предводитель и вождь, прославленный, чествуемый и возлюбленный.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...