Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоторые религиозно-философские особенности «книги Созидания» 9 глава




(2) Он весь исполнен яркости; весь исполнен вос­хваления и лучезарности; весь исполнен света; весь исполнен красоты; весь исполнен приятности; весь исполнен величия и значимости.

(3) Весь он внешностью245 подобен ангелу, а тело его подобно (телу) орла.

(4) Его сверкание подобно молнии, его вид подо­бен угольям 246, его краса подобна вспышкам молнии, его величие подобно горящим угольям, его украше­ния подобны хаишаллим 247, т его лучезарность по­добна свету утренней зари, его облик подобен велико­му свету, его высота, как семь небес, свет его глаз, как

ч ЛЛО

семикратный свет ™.

(5) Сапфировый камень на его главе размером с целый мир, и его сияние по чистоте подобно (сиянию) самих небес.

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

(6) Его тело исполнено глаз, подобно звездам на небесах, бесчисленных {и неисчислимых}; и каждый таз подобен утренней звезде. И (также) есть среди них подобные малому светилу 25°, и есть среди них подобные большому светилу. От его лодыжек до его колен они подобны молниеносным звездам252, от колен до бедер — утренней звезде, от бедер до талии — свету луны, от талии до шеи — свету солнца, а от шеи до лба — непреходящему253 свету 254.

(7) Венец на его голове излучает свет, подобно Тро­ну Славы, и высота венца (соответствует) путешествию в 502 года "5. Нет такого рода лучезарности, такого рода свечения, такого рода яркости, такого рода света в мире, который бы не присутствовал в этом венце. Серафй'эл — имя этого князя, а название венца, кото­рый у него на голове, — «Князь мира (mto;)»256.

(8) Почему его зовут ёерафи'эяЧ Потому что он управляет берафимами, и пламенные Серафимы по­ручены его попечению. Он стоит над ними день и ночь и обучает их песням, псалмам, хвалебным речам, мо­гуществу и величию, дабы они могли прославлять сво­его Царя всеми видами восхвалений и Кедушши257. 258

(9) Сколько там берафимов! Четыре, соответствен­но четырем ветрам мира. Сколько крыльев имеет каж­дый из них? Шесть, соответственно шести дням Тво­рения. 259 Сколько у них ликов? Шестнадцать — по четыре, смотрящих в каждую сторону.

(10) Размеры берафимов и высота каждого из них соответствуют семи небесам. Размер каждого крыла — как полнота тверди, размер каждого лика — как вос­ходящее солнце.

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

(11) Каждый из них излучает свет, подобный сия­нию Трона Славы, так что даже святые создания (хай- мо/и), величественные 'офаннимы и славные херуви­мы не могут смотреть на этот свет, ибо взгляд всякого, кто смотрит на него, мутнеет от его великой яркости.

(12) Почему их называют серафимами (D'D"W)? По­тому что они сжигают (26° вчпи?) таблицы (с записями) Сатаны Kl. Каждый день Сатана сидит с Самма'элем, князем Рима262, кДубби'элем 263, князем Персии, и они записывают264 грехи Израиля на таблицах и передают их серафимам, дабы те представили их перед Святым, будь Он Благословен, с тем, чтобы Он истребил Изра­иль из мира. Но берафимы знают секреты Святого, будь Он Благословен, (знают), что Он не желает, чтобы на­род Израиля ^ пал. Что же тогда делают серафимы! Каждый день они берут таблицы из руки Сатаны и сжи­гают их в ярком огне, который горит напротив высоко­го и возвышенного Трона266, так что они не входят267 в Присутствие Святого, будь Он Благословен, когда Он сидит на Троне Суда и судит весь мир по Истине,

Глава 27

Радвери'эл, хранитель небесной Книги памятных записей

Рабби Ишма"эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия» сказал мне:

(1) Над серафимами князь, возвышенный более всех князей, более чудесный, чем все служители, его имя Радвери'эл YHWH, и он управляет сокровищни­цами книг.

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

(2) Он извлекает короб с писаниями (оопэ Vtt> отрЫп)268, в котором хранится Книга памятных записей (лига тэо) т, и вносит ее в Присутствие Святого, будь Он Благо­словен. Он ломает печати на коробе с писаниями, от­крывает его, вынимает свитки 27° и полагает их в Руку Святого, будь Он Благословен 271. Святой, будь Он Благословен, берет 272 их из его руки и помещает их перед писцами 273, с тем, чтобы они могли зачитать их перед Великим Судом, который на высоте тверди 1Ара-вот, в присутствии небесного семейства.

(3) Почему его зовут Радвери'элЧ Потому что из каждого высказывания, которое исходит из его уст, возникает (N123 [нивра'] 274) ангел и присоединяется к (поющим) песни ангелам-служителям 275 и поет песнь перед Святым, будь Он Благословен, когда наступает время произносить трижды «Свят» 2тб.

Глава 28

Стражи и Святые

Рабби Ишма"эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(1) Над всеми ними — четыре великих князя, на­зываемых Стражами и Святыми, — высокие, че­ствуемые, наводящие ужас, возлюбленные, чудесные, благородные и превосходящие всех небожителей 277; и среди всех служителей нет никого, равного им, ибо каждый из них в отдельности под стать всем им вместе.

(2) Их обитель — напротив Трона Славы, и они стоят напротив Святого, будь Он Благословен, так что

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

сияние их обители похоже на сияние Трона Славы, и блеск их образа подобен блеску Шехины.

(3) Они получают славу от Славы Всемогущего (278 птш) 279 и восхваляются восхвалением Шехины.

(4) Более того, Святой, будь Он Благословен, не делает ничего в этом мире без того, чтобы первона­чально не посоветоваться с ними; затем Он действует, как написано: «Повелением Стражей (]*т») 28° это оп­ределено, и по приговору Святых назначено» (Даниил 4:14)281.

(5) Существуют два Стража и два Святых. Каким образом они стоят перед Святым, будь Он Благосло­вен? Учат, что один Страж стоит с одной стороны, а Святой — с другой, (еще) один Страж стоит с одной стороны, и (еще) один Святой — с другой 282.

(6) Они сбрасывают надменных на землю и возно­сят скромных ввысь283.

(7) Каждый день, когда Святой, будь Он Благосло­вен, восседает на Троне Суда и судит весь мир — с Книгами живых и Книгами мертвых, открытыми пе­ред Ним, — все сыны высей стоят перед Ним в испу­ге, страхе, ужасе и трепете. Когда Святой, будь Он Благословен, восседает на Суде 284 на Троне Суда, Его Одежды белы как снег, Власы Его Головы как чистая шерсть, вся его Мантия сияет подобно яркому свету, и Он весь облачен в Праведность как в кольчугу.

(8) Стражи и Святые стоят перед Ним как судеб­ные чиновники перед судом285; они берут286 и иссле­дуют каждое отдельное дело, и закрывают 287 каждое дело288, которое приходит на Суд перед Святым, будь Он Благословен, как написано: «Повелением Стражей

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

это определено, и по приговору Святых назначено» (Даниил 4:14).

(9) Некоторые из них решают дела; некоторые из них выносят вердикты на Великом Суде на 'Аравот; некоторые из них поднимают вопросы в Присутствии Всемогущего; некоторые завершают дела перед Все­вышним (л^уп) 289; некоторые же осуществляют при­говоры 29° на земле внизу, как написано:

И вот, снисшел с небес Страж и Святой,

Воскликнув громко, Он сказал:

«Срубите это дерево, обрубите ветви его,

стрясите листья с него и разбросайте плоды его;

пусть удалятся звери из-под него

и птицы с ветвей его» (Даниил 4:10-11).

(10) Почему их называют «Стражи» и «Святые»? Потому что они освящают тело и душу огненными плетьми на третий день Суда, как написано: «Оживит нас через два дня, на третий день Он восставит291 нас, и мы будем жить перед Лицем Его» (Осия 6:2).

Глава 29

Имена Стражей и Святых

Рабби Ишма"эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(1) У каждого из них семьдесят имен, соответствен­но семидесяти языкам, которые есть в мире292, и все они (основываются) на (V») Имени Святого, будь Он Благословен. Каждое отдельное имя написано огнен­ным пером293 на Венце, (наводящем) ужас (кто тго)294, который на Главе Царя Высокого и Возвышенного.

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

(2) От каждого из них исходят искры и молнии; от каждого из них изливаются лучи сияния; и от каждого из них вспыхивают светила; кущи и шатры сияния295 окружают их, ибо даже серафимы и хаййот 296, более великие, чем все другие сыны выси, не могут смот­реть на них.

Глава 30

Небесный Суд

Рабби Ишма"эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(1) Когда Великий Суд заседает на высоте тверди 'Аравот 297, только великим князьям, в именах кото­рых присутствует Имя YHWH298, Имя Святого, будь Он Благословен2", позволяется говорить.

(2) Сколько там князей? Есть 72 князя царств в мире 30°,301 не считая князя мира302, который гово­рит в пользу мира перед Святым, будь Он Благосло­вен, каждый день, в тот час, когда открывается Кни­га, в которой записано каждое деяние мира, как на­писано: «Судьи сели, и раскрылись книги» (Даниил 7:10).

Глава 31

Справедливость, Милосердие, Истина

Рабби Ишма"эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(1) Когда Святой, будь Он Благословен, восседает на Троне Суда, Справедливость (pis) стоит одесную

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

Его, Милосердие (поп) — ошуюю от Него, а Истина (лак) стоит прямо напротив Него 303.

(2) Когда человек304 входит в Его Присутствие для Суда30S, от сияния Милосердия к нему простирается как бы жезл С?ртээ)306 и встает перед ним. Тотчас чело­век падает ниц, а все ангелы разрушения (n"?an *э»6п)307 страшатся и отступают от него, как написано: «И ут­вердится Престол Его Милосердием, и Он воссядет на нем в Истине» (Исайя 16:5).

Глава 32

Меч Суда

Рабби Ишма"эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(1) Когда Святой, будь Он Благословен, открывает Книгу 308, половина которой огонь, а половина — пла­мя 3°9, ангелы разрушения выходят из Его присутствия каждый миг, дабы учинять Суд над нечестивцами вы­нутым из ножен Мечом Бога 31°, блеск которого свер­кает как молния и проходит через мир из конца в ко­нец, как написано: «Ибо Господь с Огнем и Мечом Своим произведет Суд над всякою плотью» (Исайя 66:16).

(2) И все обитатели мира испытывают страх перед Ним, когда они видят Его Меч, заостренный и сверка­ющий подобно молнии от одного конца мира до дру­гого; и лучи и искры, отлетающие от него, велики, как звезды небесные, как написано: «Когда Я изострю молнию Меча Моего» (Второзаконие 32:41).

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

Глава 33

Небесное судебное разбирательство

Рабби Ишма"эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(1) Когда Святой, будь Он Благословен, восседает на Троне Суда, ангелы милости стоят одесную Его, ангелы мира — ошуюю от него, а ангелы разруше­ния — напротив Него.

(2) Один писец стоит под ним, и один писец стоит над ним зи.

(3) Славные серафимы окружают Трон с четырех сторон стенами молний, а 'офаннимы окружают их, подобно факелам, — вокруг Трона Славы; и облака огня, и облака пламени — вокруг них, справа и слева. Под ними святые хаййот поддерживают Трон Сла­вы 312, каждый тремя пальцами, а высота каждого паль­ца — 8766 парасангов313.

(4) Из-под ног святых хаййот вытекают семь ог­ненных рек314. Ширина каждой реки 365 000 парасан­гов, глубина — 248 000 мириад парасангов 315, а дли­на не может быть исчислена и измерена.

(5) Каждая река стекает со своего рода купола (пзэ ]»э)316 по четырем сторонам тверди 'Аравот; (за­тем) все они нисходят 3'7 на Л/я'он, с Макона — на Зевул, с Зевула — на Шехаким, с Шехакима — на Ра-киа\ с Ракиа* — на Шамайим 318, а с Шамайима — на головы нечестивцев 319, (пребывающих) в Геенне (шгга), как написано: «Вот идет буря Господня с ярос­тью, буря грозная, падет на главу нечестивых» (Иере­мия 23:19).

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

Глава 34

Круги вокруг хаййот

Рабби Ишма"эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(1) Копыта хаййот окружены 32° семью облаками горящих угольев. Облака горящих угольев окружены семью стенами пламени. Семь стен пламени окруже­ны семью стенами головней. Семь стен головней ок­ружены семью стенами из ледяных камней т. Семь стен из ледяных камней окружены камнями из града. Камни из града окружены камнями крыльев урага­на ш. Камни крыльев урагана окружены кругами пла­мени. Круги пламени окружены верхними залами 323 бури. Верхние залы бури окружены огнем и

водой 324.

(2) Огонь и вода окружены теми, кто говорит: «Свят». Те, кто говорят «Свят», окружены теми, кто говорит «Благословен» 325. Те, кто говорят «Благосло­вен», окружены облаками чистоты. Чистые облака ок­ружены можжевеловыми угольями. Можжевеловые уголья окружены тысяч<ами> лагерей огня и мириа­дами воинств пламени, а между каждым из лагерей и каждым из воинств стоит (окружающее их) облако, с тем, чтобы они не сожгли (друг друга) огнем.

Глава 35

Лагеря ангелов

Рабби Ишма"эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

(1) У Святого, будь Он Благословен, 496 000326 мириад лагерей (тэгоэ) на высоте тверди 'Аравот, и в каждом лагере 496 000 ангелов.

(2) Каждый ангел как Великое море 327 по высоте, и вид их ликов подобен молнии; их глаза как огнен­ные факелы; их руки и ноги как полированная бронза, и звучание их голосов, когда они говорят, как шум множеств.

(3) Они все стоят перед Троном Славы в четыре ряда, и могучие князья стоят во главе каждого ряда.

(4) Часть из них говорит «Свят», а часть из них го­ворит «Благословен» 328, часть выполняет поручения, а часть стоит и служит, как написано:

«Тысячи тысяч служили Ему,

и мириады мириад329 предстояли перед Ним;

судьи сели,

и раскрылись книги» (Даниил 7:10).

(5) Когда наступает время произнести «Свят» — вначале штормовой ветер выходит из Присутствия Святого, будь Он Благословен, и падает на лагеря 33° Шехины, и великая буря поднимается среди них, как написано:

«Вот, яростная буря выходит от Господа, буря несется» (Иеремия 30:23).

(6) В то же время тысяча тысяч из них становятся искрами, тысяча тысяч — головнями, тысяча тысяч — раскаленными угольями, тысяча тысяч — (языками) пламени, тысяча тысяч — мужчинами331, тысяча ты­сяч — женщинами332, тысяча тысяч — ветрами, тыся-

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

ча тысяч —горящими огнями, тысяча тысяч — пламе­нем, тысяча тысяч — искрами, тысяча тысяч — хаш-маллим света, доколе они не примут на себя ярмо Цар­ства 333 Высокого и Возвышенного — Который сотво­рил их всех — в ужасе, страхе, боязни, с содроганием, трепетом, мукой, переживанием и дрожанием. Затем они возвращаются в свое первоначальное состояние; (таким образом,) страх перед их Царем (пребывает) при них334 постоянно, дабы они направляли свое сердце на рецитацию Песни335 каждый час, как написано: «И взы­вали они друг к другу, и говорили» (Исайя 6:3)336.

Глава 36

Ангелы омываются в Огненной реке

Рабби Ишма"эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(1) Когда ангелы-служители хотят петь песнь, ог­ненная река поднимается, и сила ее огня увеличивает­ся в тысячу тысяч и в мириады мириад раз; она выте­кает из-под Трона Славы (и протекает) между лагеря­ми ангелов-служителей и когортами 'Аравот.

(2) Все ангелы-служители вначале спускаются в огненную реку и погружаются в огонь (или: «омыва­ются в огне»; twa рху пк 'V21U.— И. Т.) Огненной реки, и погружают свои языки и свои уста семь раз в огнен­ную реку, а затем выходят и надевают одежды и заку­тываются в облачения (или капли (?). — И. Т.) хаш-маяа\ и они стоят в четыре ряда напротив Трона Сла­вы на каждом небе337.

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

Глава 37

Четыре колесницы Шехины

Рабби Ишма*'эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(1) В семи дворцах стоят четыре колесницы Ше­хины, и перед всеми ними стоят четыре лагеря Шехи­ны. Между лагерями протекает огненная река.

(2) Между реками — круг чистых облаков, а меж­ду облаками стоят колонны из серы; между колонна­ми располагаются круги огненных колес; а между ко­лесами — круг пламенных языков; между языками — круг сокровищниц молний; за сокровищницами мол­ний — ветры урагана; за ветрами урагана — круг хра­нилищ бури; за хранилищами бури — круг ветров, громовых ударов, громов и искр; за искрами — круг сотрясений.

Глава 38

Вселенское волнение при пении Кедушши

Рабби Ишма"эл сказал: Метатрон, князь Боже­ственного Присутствия, сказал мне:

(1) Когда ангелы-служители произносят «Свят», все столпы небесные и их основания трясутся, и врата дворцов тверди 'Аравот сотрясаются; основания зем­ли и Шехаким содрогаются; залы Ма'она и залы Ма­кона изгибаются, а все порядки Ракиа', созвездия и звезды встревожены; диски солнца и луны сходят338 со своих путей и, пробегая 12 000 парасангов, стре­мятся слететь с небес,

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

(2) из-за грома их голосов339, и искр и вспышек молний, вылетающих из их уст 34°, как написано:

«Облака изливали воды,

тучи издавали гром,

и стрелы Твои летали» (Псалом 77 [76]: 18).

(3) Но Князь мира взывает к ним и говорит: «Стой­те спокойно на своих местах; не бойтесь, так как (это) ангелы-служители поют песнь пред Святым, будь Он Благословен, как написано:

"При общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божий восклицали от радости"» (Иов 38:7).

Глава 39

Священные Имена

Рабби Ишма"эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(1) Когда ангелы-служители произносят «Свят», все Священные Имена 341, выгравированные огненным резцом на Троне Славы, отлетают как шестнадцати-крылые орлы и встают вокруг, и окружают Святого, будь Он Благословен, с четырех сторон Обители Его славной Шехины.

(2) Ангелы воинства, огненные служители, *офан-нимы Силы, керувимы Шехины, святые хаййот, серафимы, 'эреллимы и тафсаримы, когорты пламени и когорты пожирающего огня, ряды (горящих) голов­ней, воинства пламени, святые князья, увенчанные вен­цами, одетые в царственность, покрытые славой, пре-

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

поясанные красой, окруженные великолепием, обле­ченные величием, падают ниц три раза и произносят: «Будь Благословенно Имя Его Славного Царства во веки вечные».

Глава 40

Кедушша

Рабби Ишма"эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(1) Когда ангелы-служители произносят «Свят» в со­ответствии с установленным порядком перед Святым, будь Он Благословен, служители Его Трона и слуги Его Славы выходят с великой радостью из-под Трона Славы.

(2) У каждого из них в руках тысяча тысяч и мири­ады мириад звездных венцов, подобных по виду сия­нию утренней звезды. Они одевают их на головы ан­гелов-служителей и великих князей. Те, которые про­износят «Свят», получают три венца: один — для произнесения «Свят», один—для произнесения «Свят, Свят» и один — для произнесения «Свят, Свят, Свят Господь (YHWH) воинств».

(3) Когда же они не произносят «Свят» в соответ­ствии с установленным порядком 342, пожирающий огонь исходит от Мизинца Святого, будь Он Благосло­вен. Он падает на их ряды и разделяется на 496 000 мириад частей в соответствии с четырьмя лагерями ангелов-служителей34Э, и пожирает их одним ударом, как написано:

«Перед Ним идет огонь,

и вокруг сжигает врагов Его» (Псалом 96[97]:3).

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

(4) Тогда Святой, будь Он Благословен, открывает Уста Свои, и одним Словом творит других вместо них, подобных им, новых. И стоят каждый во (время) пес­ни перед Его Троном Славы и произносят «Свят», как написано:

«Обновляются каждое утро,

велика верность Твоя!» (Плач 3:23).

Глава 41

Вселенские буквы

Рабби Ишма"эл сказал: Метатрон сказал мне:

(1) Подойди, и я покажу тебе

буквы344, посредством которых были сотворены не­беса и земля;

буквы, посредством которых были сотворены моря и реки;

буквы, посредством которых были сотворены горы и холмы;

буквы, посредством которых были сотворены де­ревья и травы;

буквы, посредством которых были сотворены звез­ды и созвездия;

буквы, посредством которых были сотворены диск луны и круг солнца, Орион и Плеяды и все различные светила Ракиа1;

буквы, посредством которых были сотворены ан­гелы-служители;

буквы, посредством которых были сотворены серафимы и хаййот\

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

буквы, посредством которых были сотворены Трон Славы и колеса Меркавы;

буквы, посредством которых были сотворены по­требности мира (nVis? >эпх)345;

буквы, посредством которых были сотворены муд­рость и разумение, знание и разум, скромность и пря­мота, которыми поддерживается весь мир.

(2) Я пошел с ним, и он взял меня своей рукой, и поднял меня на своих крыльях, и показал мне эти бук­вы, выгравированные огненным резцом на Троне Сла­вы, и искры и молнии отлетали от них и покрывали все залы 346 'Аравот.

Глава 42

Вселенское могущество Божественных Имен

Рабби Ишма"эл сказал: Метатрон сказал мне:

(1) Подойди, и я покажу тебе,

где вода подвешена на высоте Ракш1",

где огонь горит посреди града;

где молнии сверкают посреди гор снега;

где громы громыхают на вышних высотах;

где пламя полыхает посреди горящего огня;

где голоса слышны при громе и землетрясении.

Я пошел с ним, и он взял меня своей рукой и под­нял меня на своих крыльях, и показал мне все это. И я увидел воду, висящую на высоте тверди 1Аравот, (си­лой) Имени YH 347Я Есмь Сущий (Я Есть Тот, Который Есмь; Исход 3:14. — И. Т.) — и ее плоды спускаются с небес 348 и орошают поверхность земли, как написано:

6 Книги иуд. мудр.

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

«Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля» (Псалом 104[103]:13).

(2) Я увидел огонь, снег и градины, окружающие друг друга 349 и не уничтожающие друг друга —- (си­лой) Имени Огонь Поедающий, как написано: «Ибо Господь, Бог твой, есть Огонь Поедающий» (Второ­законие 4:24).

(3) Я видел молнии, сверкающие посреди гор сне­га, не затухая — (силой) Имени YH, YHWH, Твердыня Вечная, как написано: «YH, YHWH есть Твердыня Вечная» (Исайя 26:4).

(4) Я увидел громы и голоса, ревущие посреди пла­мени огня, и они не подавлялись —- (силой) Имени Великий Бог Всемогущий, как написано: «Я Бог Все­могущий» (Бытие 17:1).

(5) Я увидел пламя огня, горящего и полыхающего посреди ярко горящего огня, будучи не поглощае­мым — (силой) Имени Рука на Троне YH, как написа­но: «И он сказал: "Рука на Троне YH"» (Исход 17:16).

(6) Я увидел реки огня посреди рек воды, и реки воды посреди рек огня — (силой) Имени Он устанав­ливает мир, как написано: «Он устанавливает мир на высотах Своих» (Иов 25:2). Он творит мир между ог­нем и водой, между градом и огнем, между ветром и облаком, между сотрясениями и кометами.

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

Глава 43

Души праведников

Рабби Ишма"эл сказал: Метатрон сказал мне:

(1) Подойди, и я покажу тебе души праведников, которые уже были сотворены и возвратились, и души праведников, которые еще не были сотворены 35°.

(2) Он поднял меня с собой, взял меня своей рукой и подвел меня к Трону Славы 35!, и он показал мне души, которые уже были сотворены и возвратились, летающие над Троном Славы в Присутствии Святого, будь Он Благословен.

(3) Затем я пошел и истолковал этот стих и нашел относительно текста «Облечется 352 предо Мною дух и души 353, Мною созданные» (Исайя 57:16)354, что (фраза) «Облечется предо Мною дух» относится к ду­шам праведников, которые уже были сотворены в че­ловеческом теле и возвратились в Присутствие Бога; а (фраза) «души, Мною созданные» относится к ду­шам праведников, которые еще не были сотворены в

теле.

Глава 44

Души нечестивцев и тех, кто находится

в промежуточном состоянии между праведностью и нечестием

Рабби Ишма"эл сказал: Метатрон сказал мне: (1) Пойдем, и я покажу тебе, где пребывают356 души нечестивцев и где пребывают души тех, кто (на­ходится) в промежуточном состоянии (между правсд-

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

ностью и нечестием) (п'лга); куда нисходят души тех, кто (находится в) промежуточном состоянии (между праведностью и нечестием) и куда нисходят души не­честивцев.

(2) Он сказал мне:

Души нечестивцев низводятся в Шеол двумя анге­лами уничтожения, За'афи'элом 357 и Самхи'элом 358.

(3) Самхи'эл поставлен над душами тех, кто (нахо­дится в) промежуточном состоянии (между праведно­стью и нечестием), чтобы поддерживать их и очищать их от греха благодаря Многомилосердию Вездесуще­го. За'афи'эл предназначен низводить души нечести­вых из Присутствия Святого, будь Он Благословен, от Суда Шехины 359, в Шеол, дабы наказать их огнем в Геенне 36°, палками из горящего угля.

(4) И я пошел с ним, и он взял меня своей рукой и поднял меня, и показал мне их всех пальцами своей руки.

(5) И я увидел, что их лица подобны лицам людей, но что их тела подобны орлам 361. Кроме того, лица тех, кто (находится в) промежуточном состоянии (между праведностью и нечестием), имели зеленоватый цвет, в соответствии с их деяниями, ибо есть в них скверна, пока они не будут очищены огнем от своих грехов 362.

(6) А лица нечестивых душ (черны) как дно горш­ка из-за множества их нечестивых дел.

Души патриархов

(7) Я увидел души праотцов мира, Авраама, Исаа­ка и Иакова, и остальных праведников, которые вос-

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

стали из своих могил и вознеслись на небеса 363. Они молились перед Святым, будь Он Благословен, и го­ворили в молитве: «Владыка мира, доколе Ты будешь восседать на Своем Троне, подобно скорбящему во дни его траура, и Твоя Десница позади Тебя, и Ты не из­бавляешь Твоих сынов 364 и не являешь Царствия Тво­его в мире? Не жаль ли Тебе Твоих сынов, порабо­щенных у народов мира? Не сожалеешь ли Ты, что Твою Десницу, которой Ты распростер небеса, землю и небеса небес, Ты (держишь) позади Себя!» 365

(8) Тогда отвечал Святой, будь Он Благословен, каж­дому их них, и сказал: «Так как эти нечестивцы гре­шили так-то и так-то и совершали нечестие так-то и так-то предо Мной, как могу Я избавить Моих сынов от народов мира, явить Мое Царство в мире перед гла­зами язычников и простереть Мою Великую Десницу, которая опущена из-за них?».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...