Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоторые религиозно-философские особенности «книги Созидания» 10 глава




(9) Тогда позвал меня Метатрон, Раб YHWH 366, и сказал мне: «Возьми книги и прочти об их нечести­вых делах». Тотчас я взял эти книги и прочел об их деяниях, и там было записано, что каждый из этих нечестивцев навлек на себя (количеством своих гре­хов) тридцатишестикратное истребление. Более того, было записано, что они согрешили против всех букв Торы, как написано: «И весь Израиль преступил Твою Тору ("|Л"ПЛ ли 113»)» (Даниил 9:11). Здесь не сказано «через О?») Твою Тору», но просто «Твою Тору», пото­му что они преступили ее от 'алефа (к) до тава (л), — и за каждую букву (каждый из этих нечестивцев) на­влек на себя (количеством своих грехов) тридцатишс-стикратное истребление 367.

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

(10) Тотчас Авраам, Исаак и Иаков стали плакать. Тогда Святой, будь Он Благословен, сказал им: «Авра­ам, Мой возлюбленный (друг), Исаак, Мой избранник, Иаков, Мой первородный, как Я могу сейчас спасти их из среды народов мира?» И тотчас Миха'эл, Князь Израиля 368, воскричал и, плача, громким голосом ска­зал: «Почему, Господи, Ты стоишь вдалеке?» (Псалом

Глава 45

Небесная Занавесь

Рабби Ишма"эл сказал: Метатрон сказал мне:

(1) Подойди, и я покажу тебе Занавесь369 (типа) Вездесущего, которая распростерта перед Святым, будь Он Благословен, (и) на которой начертаны 37° ьсе поколения мира и все их деяния, которые уже осуще­ствлены и которые еще должны быть осуществлены, до последнего поколения 371.

(2) Я пошел, и он показал их мне пальцами своей руки, подобно тому, как отец учит своего сына буквам Торы; и я увидел:

каждое поколение и его владык; каждое поколение и его глав; каждое поколение и его пастырей; каждое поколение и его хранителей; каждое поколение и его надсмотрщиков; каждое поколение и его мучителей (?); каждое поколение и его чиновников; каждое поколение и его судей; каждое поколение и его офицеров;

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

каждое поколение и его учителей; каждое поколение и тех, кто утверждает его; каждое поколение и глав их всех (?); каждое поколение и глав их академий; каждое поколение и его магистратов; каждое поколение и его князей; каждое поколение и его ораторов; каждое поколение и его вождей; каждое поколение и его знатных лиц; каждое поколение и его старейшин; каждое поколение и его предводителей.

(3) И я увидел:

Адама и его поколение, их деяния и их мысли;

Ноя и его поколение Потопа, их деяния и их мысли;

Нимрода 372 и его поколение разделения языков 373, их деяния и их мысли;

Авраама и его поколение, их деяния и их мысли;

Исаака и его поколение, их деяния и их мысли;

Ишма"эла 374 и его поколение, их деяния и их мысли;

Иакова и его поколение, их деяния и их мысли;

двенадцать колен и их поколения, их деяния и их мысли;

Амрама 375 и его поколение, их деяния и их мысли;

Моисея и его поколение, их деяния и их мысли;

Аарона и Мириам [и их поколение], их деяния и их мысли;

князей и старейшин [и их поколения], их деяния и их мысли;

Иисуса 376 и его поколение, их деяния и их мысли;

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

Судей 377 и их поколения, их деяния и их мысли;

Пинехаса 37В и его поколение, их деяния и их по­ступки;

Эли 379 и его поколение, их деяния и их поступки;

Елкану 380и его поколение, их деяния и их поступки;

Самуила и его поколение, их деяния и их поступки;

Саула и его поколение, их деяния и их поступки;

Давида и его поколение, их деяния и их поступки;

Соломона и его поколение, их деяния и их поступки;

(4) царей Иудеи и их поколения, их деяния и их поступки;

царей Израиля и их поколения, их деяния и их по­ступки;

" Э о ч

царей язычников JS1 и их поколения, их деяния и их поступки;

правителей Израиля и их поколения, их деяния и их поступки;

правителей язычников и их поколения, их деяния и их поступки;

глав академий Израиля и их поколения, их деяния и их поступки;

глав академий язычников и их поколения, их дея­ния и их поступки;

князей Израиля и их поколения, их деяния и их поступки;

князей язычников и их поколения, их деяния и их поступки;

вождей Израиля и их поколения, их деяния и их поступки;

вождей язычников и их поколения, их деяния и их поступки;

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

известных людей Израиля и их поколения, их дея­ния и их поступки;

известных людей из язычников и их поколения, их деяния и их поступки;

судей Израиля и их поколения, их деяния и их по­ступки;

судей язычников и их поколения, их деяния и их поступки;

учителей детей в Израиле и их поколения, их дея­ния и их поступки;

учителей детей у язычников и их поколения, их деяния и их поступки;

ораторов 382 Израиля и их поколения, их деяния и их поступки;

ораторов и их поколения, их деяния и их поступки;

всех пророков Израиля и их поколения, их деяния и их поступки;

всех пророков язычников и их поколения, их дея­ния и их поступки;

(5) и каждое сражение в войнах, которые вели языч­ники против Израиля во дни их царств.

И я увидел:

Мессию, сына Иосифа 383 и его поколение, и все, что они соделают с язычниками.

И я увидел:

Мессию, сына Давида 384, и его поколение, и все сражения и войны, и все, что они соделают с Израи­лем, как доброго, так и злого.

И я увидел:

все сражения и войны, которые будут вести с Изра­илем Гог 385 и Магог386 во дни Мессии, и все, что со-

7 Kniiiii иуд. мудр.

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

делает с ними Святой, будь Он Благословен, в насту­пающем будущем.

(6) Все остальные предводители каждого поко­ления и каждое деяние каждого поколения, (имею­щее место) как в Израиле, так и среди язычников, как уже свершившееся, так и то, которое еще будет совершено, — все поколения до Конца 387 начерта­ны на Занавеси Вездесущего. Я увидел их все свои­ми глазами, и когда я увидел их, я открыл свои уста и сказал в восхваление Вездесущего: «Где слово Царя, там власть; и кто скажет ему: "Что Ты дела­ешь?" Соблюдающий заповедь не испытает никако­го зла» (Екклесиаст 8:4—5). И я сказал: «Как мно­гочисленны деяния Твои, Господи!» ЗВ8 (Псалом 104[103]:24).

Глава 46

Духи звезд

Рабби Ишма"эл сказал: Метатрон сказал мне:

(1) [Подойди, и я покажу тебе] духи звезд, которые стоят на Ракиа' каждую ночь в страхе перед Вездесу­щим, — здесь они ходят и здесь они стоят.

(2) Я пошел с ним, и он взял меня своей рукой и показал мне их всех пальцами своей руки. Они стояли подобно искрам пламени вокруг Колесниц Вездесу­щего 389. Что сделал Метатрон? Тотчас он хлопнул в ладоши и рассеял их всех со своих мест. Мгновенно они взлетели на пламенных крыльях и разлетелись на четыре стороны от Трона Колесницы, и он сообщил мне имена каждого из них, как написано:

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

«Исчисляет количество звезд; всех их называет именами их» (Псалом 147[146]:4). Это учит нас, что Святой, будь Он Благословен, дал имя каждой звезде.

(3) Все они восходят на Ракиа1 39° небес, будучи подсчитаны 391 Рахати'элом 392, чтобы служить миру; и выходят по счету, чтобы идти и прославлять Свято­го, будь Он Благословен, песнями и восхвалениями393, как написано:

«Небеса проповедуют Славу Божию, и о делах Рук Его вещает твердь (ха-ракиа1)» (Пса­лом 19[18]:2).

(4) В наступающем будущем 394 Святой, будь Он Благословен, сотворит их вновь, как написано: «Каж­дое утро (они) обновляются» (Плач 3:23). Они откры­вают свои уста и рецитируют песнь. Какую песнь они рецитируют? «Когда взираю я на небеса Твои, — дело Твоих Перстов...» (Псалом 8:3).

Глава 47

Духи наказанных ангелов

Рабби Ишма"эл сказал: Метатрон сказал мне:

(1) Подойди, и я покажу тебе души ангелов и духи служителей 395, тела3% которых горят в огне Вездесу­щего, исходящем от Его Мизинца. Они 39? превраща­ются в горящие уголья посреди Огненной реки, но их духи и души стоят позади Шехины.

(2) Когда ангелы-служители рецитируют песнь не вовремя или же не соответствующим и неподходящим образом, они 398 сжигаются и уничтожаются огнем,

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

(исходящим) от их Создателя, и пламенем, (исходя­щим) от их Творца, на месте, и штормовой ветер дует на них 3" и сбрасывает их в Огненную реку, и они превращаются там в кучи горящих угольев. Но их духи и души возвращаются к их Творцу, и все они стоят перед их Создателем.

(3) Я пошел с ним, и он взял меня своей рукой и показал мне все души ангелов и духи служителей, ко­торые стояли позади Шехины, над ураганными поры­вами ветра 40°, окруженные огненными стенами.

(4) Тогда Метатрон открыл для меня врата в огнен­ных стенах, за которыми они стояли, позади Шехины. Тотчас я поднял взор и увидел, что их лики были по­добны ангельским ликам, а их крылья подобны кры­льям птиц, (крылья), сделанные из пламени и прокла­дывающие путь в среде горящего огня. Тогда я открыл свои уста в Благословении Вездесущего, и я сказал: «Как велики дела твои, Господи!» (Псалом 92[91]:6).

Глава 48(А)

Десница Господа

Рабби Ишма"эл сказал: Метатрон сказал мне:

(1) Подойди, и я покажу тебе Десницу Вездесуще­го, которая заложена назад из-за разрушения Храма401. От нее исходит свет всех видов сияния светил, и сю были сотворены 955 небес 402. Даже серафимам и 'офантшам не дозволяется смотреть на нее до того, как наступит День Спасения.

(2) Я пошел с ним, и он взял меня в свою руку, и поднял меня на своих крыльях, и показал мне ее со

Книга небесных Деорцов («Еврейская книга Еноха»)

всеми видами восхвалений, ликований и псалмопении: ни одни уста не могут произнести (соответствующее) ей восхваление и ни один глаз не может воззреть на нее из-за ее (невыразимого) величия, ее превосходства, се славы, ее почета и ее красы.

(3) Кроме того, все души праведников, которые дос­тойны узреть Радость Иерусалима403, стоят подле нее и, восхваляя и умоляя ее, говорят трижды каждый день:

«Восстань, восстань, облекись крепостию, Мышца Господня» (Исайя 51:9), как написано: «Он вел Моисея за правую руку ве­личественною Мышцею Своею» (Исайя 63:12).

(4) В то же время Десница Вездесущего заплакала, и пять рек слез потекли от ее пяти Пальцев, и, падая в Великое море, сотрясли всю землю, как написано:

«Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена. Шатается земля, как пьяный, и качается, как лачуга» (Исайя 24:19-20) — пять раз, соответственно пяти Пальцам Его Вели­кой Десницы.

(5) Но когда Святой, будь Он Благословен, увидит, что нет праведных в поколении, нет благочестивых на земле, нет праведности в руках людских, нет подоб­ного Моисею, нет ходатая, подобного Самуилу404, ко­торый мог бы умолять Вездесущего о спасении и об избавлении, и о том, чтобы Его Царство было явлено во всем мире, и о том, чтобы Его Великая Десница вновь была перед Ним, дабы Он мог осуществить ей Великое Спасение для Израиля405.

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

(6) Тотчас Святой, будь Он Благословен, вспомнмт Свою Собственную Праведность, Достоинство, Ми­лость и Благость и ради Самого Себя освободит Свою Великую Руку, и Его Собственная Праведность под­держит Его, как написано: «И видел, что нет челове­ка» (Исайя 59:16), подобного Моисею, который искал милость много раз в пустыне для Израиля и отменил

406

постановление против них; «и дивился, что нет за­ступника» 407 (Исайя 59:16), подобного Самуилу, ко­торый ходатайствовал перед Святым, будь Он Благо­словен, и взывал к Нему; и отвечал Святой, будь Он Благословен, ему, и делал то, что он желал, даже то, что не было предопределено (Ч1Ю) 408, как написано: «Не жатва ли пшеницы ныне? Но я воззову к Господу, и пошлет Он гром и дождь» (1 Самуила 12:17).

(7) Кроме того, он 409 связан с Моисеем 41°, как на­писано: «Моисей и Аарон между священниками, и Са­муил между призывающими Имя Его» (Псалом 99[98]:6); и еще Писание говорит: «Хотя бы предста­ли пред Лице Мое Моисей и Самуил» (Иеремия 15:1).

(8) «Моя Рука спасла Меня» (Исайя 63:5); тогда скажет Святой, будь Он Благословен: «До каких пор Я буду ждать, пока сыны человеческие осуществят спа­сение для Моей Руки своей праведностью? Для Са­мого Себя, для Моего Собственного Достоинства и Праведности Я высвобожу Мою Руку и ею спасу моих сынов из среды язычников», как написано: «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, — ибо как могу допус­тить нарекание (на Себя)!» (Исайя 48: 1 1).

(9) Тогда явит Святой, будь Он Благословен, Свою Великую Руку в мире и покажет ее язычникам — ее

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

длина, как длина мира, и ее ширина, как ширина мира,

и вид ее сияния подобен яркости света полуденного

41? солнца в период летнего солнцестоянияч.

(10) Тотчас Израиль будет спасен из среды языч­ников, и явится им Мессия, который приведет их в Иерусалим с великой радостью. Более того, царство Израиля, собранное с четырех концов мира, будет есть с Мессией413, и язычники будут есть с ними414, как написано:

«Обнажил Господь Святую Руку (утп) 415 Свою пред глазами всех народов; и все народы земли увидят Спасение Бога нашего» (Исайя 52:10);

а также сказано:

«Господь один будет водить его, и не будет с Ним чужого бога» (Второзаконие 32:12);

и сказано:

«И будет Господь Царем над всей землей» (Заха-рия 14:9).

Примечания

1 Букв. «Колесница». Ср. книгу пророка Иезекиила, гл. 1; так­же 3:12-14.

2 Относительно термина ^Э'Л, хехал, см. примеч. 106 к перево­ду Сефер Иецира.

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

3 Букв, «зал в зале».

4 То есть перед Самим Господом Богом.

5 То есть обратив свой взор к Богу.

6 Имя образовано от глагола «jxj?, кацаф («сердиться», «гне­ваться»),

Varia lectio: Кафци'эл.

I Относительно фигуры Метатрона см. Предисловие, \.

8 Букв, «князя Лика», т. е. ангела, пребывающего пред Ликом Господним.

9 То есть пред Лице Бога.

10 Видимое проявление Божественного Присутствия.

II То есть ангелы.

13 См. примеч. 40 к переводу «Книги Созидания».

13 Крылатые ангелы с чертами людей и животных (ср. Иезеки-ил 1; 10:12; 41:18-20, 25). Впервые в Библии керувимы упомина­ются в Бытии 3:24 как стерегущие по повелению Бога Сад Едена и Древо Жизни. Два золотых керувима чеканной работы с распро­стертыми вверх крыльями были помещены на обоих концах крыш­ки Ковчега Завета, являясь своего рода «пьедесталом» («троном») незримого Присутствия Божия (Исход 25:17-22, Числа 7:89; см. также 1 Самуила 4:4; 2 Самуила 6:2; 2 Царей 19:15; Псалмы 80:2, 99:1; ср. I Хроник 28:18). Ту же функцию, вероятно, выполняли образы керувимов, сделанных из масличного дерева, поставлен­ные в Святая Святых Первого Храма (1 Царей 6:23-27; 2 Хроник 3:10-13). Во 2 Самуила 22:11 кПсалме 18:11 говорится, что Гос­подь полетел на керувимах. Изображения керувимов присутство­вали в украшении Скинии (Исход 26:1, 31; 36:8, 35) и Первого Храма (1 Царей 6:29, 32, 35; 7:9, 36; 2 Хроник 3:7, 14; ср. Иезеки-wi 41:18-20, 25). В книге Иезекиила 28:13-19 царь финикийского города Тира уподобляется «помазанному керуву» (здесь, вероят­но, Проточеловеку), пребывавшему в «Едене, Саду Божием», на­ходившемуся на «Святой Горе Божьей».

14 См. примеч. 41 к переводу «Книги Созидания».

15 Букв, «животные», «живые существа»; имеются в виду не­бесные существа. Ср. образ мййот- «животных», несущих Боже­ственную Тронную Колесницу, в книге пророка Иезекиила, гл. 1. (В Иез. 1:5: «подобие четырех животных».)

16 Ср. Исайя 6:3.

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

" Ъ текстах книги Иезекиила 1:10 и 10:14 среди четырех жи-вотных-ламйо/я упоминается орел. Ср. книгу Захар III, 170b.

18 Этот термин имеет также коннотации «слуга», «храмовый служитель».

19 То есть народов. Разделение человечества на 70 или 72 на­рода основывается на перечислении наименований обитателей земли в Таблице народов в книге Бытия, гл. 10. Обычно, в равви-нистической литературе упоминается о 70 народах (см., напри­мер, Вавилонский Талмуд, трактат Сукка, 55Ь; Бемидбар Рабба \A\\2; Мидраш Техиллим 68:6 (к Псалму 68:12); ср. также Мишна, трактат Corn VII, 5; Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат, 88Ь). Ср., однако, например, МидрашХаггадол к Бытию 10:1, где гово­рится о шестидесяти народах; но этот же мидраш в связи с пасса­жем Бытия 10:32 говорит о семидесяти двух языках.

Ср. также Евангелие от Луки 10:1,17, где говорится о семиде­сяти (в ряде манускриптов — семидесяти двух) учениках Иисуса из Назарета.

Числа 15:19; Иезекиил 45:1.

21 Вар.: «подобны», «похожи».

22 Вар.: «Имени моего Царя и моего Создателя (Творца)»; «Име­ни моего Царя, Святого, будь Он Благословен»; «Имени моего Царя»; «имени Метатрона, ангела Божественного Присутствия». Ср. гл. 48В.

23 См. Бытие 5:18— 24.

24 То есть из среды поколения Потопа.

25 Вар.: «для всех обитателей мира».

26 Ср. Вавилонский Талмуд, трактат Саихедрин, 108а; Бсре-шит Рабба 28:8.

27 Букв, «для наступающего (после Потопа) мира».

28 То есть на небесах.

79 Вар.: «'Изза, 'Узза и 'Азза'эл» или «'Азза, 'Аззи'эл и 'Уззи'эл».

30 Вар.: «во дни».

31 Согласно книге Бытия 5:21-24 и 7:11, Енох был взят Богом за 669 лет до Потопа.

32 То есть молод в сравнении с ангелами, пребывающими на небесах с Сотворения Мироздания.

33 То есть Рая. Еврейское р» 'eden, по-видимому, восходит к аккадскому edinu (шумерское eden), «равнина», «степь». (Ср. Ис. 37:12, где данный термин употреблен для обозначения области в

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

Месопотамии.) В текстах Быт. 2:8, 10, 4:16 это слово, очевидно, употреблено в качестве географического ориентира. В Быт. 2:15, 3:23, Ис. 51:3, Иез. 31:9 (ср. также Ам. 1:5, Иез. 27:23) «Еден» — наименование райского Сада. Традиционная интерпретация обо­значения рУ р — «Сад наслаждения (неги, удовольствия)». (Как замечает И. Ш. Шифман, в угаритской поэме о борьбе бога Ба'а-ла (Ба'лу) с Пожирающими и Раздирающими (KTU, 1.12,11:52— 53) термин 'dn в значении «нега» употреблен для обозначения по­тустороннего Райского мира; О Ба 'лу. Угаритское поэтическое повествование I Пер. с угаритского, введ. и коммент. И. Ш. Шиф-мана. М., 1999. С. 45 и ел., 254, 272.)

34 Ср. Бытие 3:23-24. Ср. также книгу Иезекиила 28:12-14.

35 Вар.: «65000».

36 В Бытии 2:8 говорится о насаждении Господом «Сада в Еде-не» (psa fa). В связи с дифференциацией Сада и Едена в пассаже 5:5 ср. текст Вавилонского Талмуда, трактат Берахот, 34Ь: «Воз­можно, вы могли бы сказать: "Сад и Еден — это одно и то же". Но это не так! Ибо сказано: "Из Едена выходила река для орошения Сада" (Бытие 2: 10); (так что) Сад — это одно, а Еден — другое». См. также: Вавилонский Талмуд, трактат Санхедрин, 99а; трактат Та'анит, 10а; Бере'шит Рабба 15:2.

Вариант данного пассажа— «... с тверди на верхний Сад...» — предполагает существование представления о небесном Саде.

37 Ср., однако, книгу Бытия 4:26 слл. Представление о том, что идолопоклонство началось во времена 'Еноша (Еноса), сына Шета (Сифа), зафиксировано в раввинистической литературе (см., например: Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат, 118Ь; Бере'шит Рабба 23:6 ел.)

38 Букв, «в горах гор и холмах холмов».

39 Букв, «в четырех четвертях мира».

40 Персидская мера длины, часто используемая в литературе Хехалот. 1 парасанг равен 6,2 км.

41 Согласно Таргуму Псевдо-Ионатана к Бытию 6:4, 'Аза'эл был одним из павших с небес «сынов Бога». Ср. также Вавилонс­кий Талмуд, трактат Йома\ 67а.

В 4Q Enoch' аг 1 ш 1-23; 4Q Enoch' аг 1 ii 24-30 (/ Енох 6-8) 'Аса'эл ("гкоэ, ъхфу; букв, «сделал Бог»; греч. АоаеА./Ааат|Я., эфиоп. 'Аса эл, 'Азаз эл [ср. Левит 16:8 и слл.]) фигури-

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

рует в качестве одного из лидеров падших ангелов. Ср. также кум-ранский текст 4Q 180 (Комментарий на (Книгу) периодов) I 7-10: «[И] истолкование относительно 'Азаз'эла слшу) и ангелов, "которые [стали входить к дочерям] человеческим, и они стали рожать им" "великанов" (Бытие 6:4). А относительно 'Азаз'эла, [который ввел] Израиль [в заблуждение, (так что он) возлюбил] несправедливость и (возжелал) владеть нечестием во весь [его (т. е. 'Азаз'эла)] период, в течение семидесяти недель (sc. семилетий. — И. Т.); [(он) заставил (их)] забыть законы, (в том числе) закон, каса­ющийся тайны [их закона о] нечисто[те...]».

42 Или: «колдовству».

43 Оппозиция ангелов по отношению к человеку является важ­ной темой в литературе Хехалот.

44 Высшее, седьмое небо.

45 То есть из среды людей-идолопоклонников.

46 Это удаление Шехины от земли, согласно концепции «Кни­ги небесных Дворцов», по-видимому, является абсолютным и окон­чательным. В раввинистической литературе зафиксирована тра­диция, согласно которой Шехина возвращается с небес в отдель­ные периоды истории (см., например, Бере'шит Рабба 19:7, Песикта' деРавКахана 1:1).

47 То есть армии небожителей, пребывающие на седьмом небе.

48 В именах высших Архангелов присутствует Тетраграмма-тон YHWH — Nomen Ineffabile Бога. Согласно тексту Хехалот Раббати 22, 'Анафи'эл является высшим из ангелов: он «выше, чем князь Божественного Присутствия, и более велик, чем он». Согласно Хейхалот Раббати 23:1, 'Анафи'эл YHWH —- один из стражей врат седьмого Дворца.

49 То есть из среды идолопоклонников.

50 Вар.: «он повез меня на великом керуве с огненными колес­ницами и огненными конями и славными слугами».

51 Ср. Вторую книгу Царей 2:11: «Когда они (пророки Илия и Елисей. — И. Т.) шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо».

52 То есть человека. Ср. Иов 14:1, 15:14. Ср. также Вавилонс­кий Талмуд, трактат Шаббат, 88Ь: «Рабби Иехошуа' бен-Леви сказал: "В тот час, когда Моисей взошел ввысь, ангелы-служите-

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

ли сказали перед Святым, будь Он Благословен: Владыка мира, что это рожденный женщиной (появился) среди нас?"»

53 То есть человеческое семя. Ср., например, мишнаитский трактат "Авот 3:1: «'Акавия' бен-Махалал'ел сказал: "Посмотри... из чего ты произошел — из пахучей капли"».

54 Судя по данному тексту, Енох возносится на небеса во пло­ти. Ср. Второе послание к коринфянам 12:2-4: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, — в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает, — восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, — (только) не знаю — в теле или вне тела: Бог знает, — что он был восхищен в Рай и слы­шал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать».

55 Или: «рассекает».

56 Ср. Псалом 29[28]:7: «Глас Господа высекает пламень огня».

57 Вар.: «избранный из (обитателей) мира».

58 То есть вера, праведность и добропорядочность его одного равны «совокупной» вере, праведности и добрым деяниям (нич­тожным у каждого в отдельности) всех их вместе взятых.

59 Вариант: «от сынов...»

60 Ср. Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат, 88Ь: «Когда Мо­исей был вознесен ввысь... Бог распростер над ним великолепие Своей Шехины, дабы ангелы не смогли сжечь его»; трактат Cora, 13b: «Моисей родился для упокоения на крыльях Шехины». Ср. также Псалмы Зб[35]:7[8] и 57[56]:1[2].

В Талмуде о прозелитах говорится, что они пришли «под кры­лья Шехины» (Вавилонский Талмуд, трактаты Шаббат, 31а и Йева-мот, 46Ь; также мидраш Рут Рабба 5:4); этот образ восходит, веро­ятно, к пассажу книги Руфи (евр. Рут) 2:12, где Вооз говорит моа-витянке Руфи: «Да воздаст Господь за это дело твое, и да будет тебе полная награда от Господа, Бога Израиля, к Которому ты пришла, чтобы успокоиться под Его Крылами». Согласно мидрашу Ваййк-ра1 Рабба 2:9, отпавшие от иудаизма израильтяне, возвратившись в лоно религии отцов, оказываются «под крыльями Шехины».

61 От латинского термина preatorium, «дворец», «величествен­ная резиденция» (входит в словоупотребление после времени им­ператора Октавиана Августа).

Вар.: Паптин; от латинского palatium, «дворец».

62 Ср. книгу Бытия 1:6—8.

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

63 Термин шин'аним происходит от фразы 'алфе шшСан из Псалма 68[67]:18, буквально означающей «тысячи повторения» и интерпретируемой как «тысячи тысяч». Однако уже в ранней ев­рейской экзегетической традиции термин шин'ан истолковывался как обозначение ангелов (см., например, Мидраш Техиллим и Тар-гум ad loc., Сеферха-Раззим 6:2.)

Вар.: сетангш; здесь: «обвинители».

64 Термин хашмаллим произведен от слова Ъйат (хаишал', воз­можный перевод: «янтарь»; «электр» — яркий, янтарного цвета сплав золота (4 части) и серебра (I часть)), встречающегося в книге Иезекиила 1:4[5] (синодальный перевод; «пламя»; см. также 8:2) и 1:27 (синодальный перевод: «(пылающий) металл»). (Это слово восходит к аккадскому термину elmesu, который М. Гельцер и А. Долгопольский производят от балтийского helmes-elmez; со­общение М. Шнейдера.) В литературе Хехалот и Мертвы тер­мин хашмал употребляется в двух значениях: 1) некое ослепитель­но сияющее небесное вещество; 2) вид ангелов. В Вавилонском Талмуде, трактате Хагига, 13Ь термин хашмал рассматривается как аббревиатура по принципу нотарикона — от тУгаа ips пгп {хаййот 'эшмемаллелот), т. е. «создания (букв, "животные", "жи­вые существа"; об образе хаййот см. выше. — И. Т.), выговари­вающие огонь» или «говорящие огненные животные». (В совре­менном иврите слово хашмал означает «электричество».)

65 Список врат, открывающих доступ в небесные сокровищ­ницы, в различных рукописях варьируется.

66 Ср. Вавилонский Талмуд, трактат Хагига, 12Ь: «На тверди 1Аравот... сокровищницы жизни».

67 Здесь перечисляются качества, посредством которых был сотворен мир (ср.: Вавилонский Талмуд, трактат Хагига, 12а; *Авот деРабби Патан А 27, 43) и которыми он поддерживается (ср.: 'Авот 1:2; *Авот деРабби Натан А 41:3). Ср. также 'Авот деРабби Натан А 37: «Семь качеств, которые служат перед Тро­ном Славы: мудрость, праведность, справедливость, любовь и сострадание, истина и мир».

68 То есть небожители.

69 Вар.: «1 305 000», «500 360», «5 360».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...