Некоторые религиозно-философские особенности «книги Созидания» 10 глава
(9) Тогда позвал меня Метатрон, Раб YHWH 366, и сказал мне: «Возьми книги и прочти об их нечестивых делах». Тотчас я взял эти книги и прочел об их деяниях, и там было записано, что каждый из этих нечестивцев навлек на себя (количеством своих грехов) тридцатишестикратное истребление. Более того, было записано, что они согрешили против всех букв Торы, как написано: «И весь Израиль преступил Твою Тору ("|Л"ПЛ ли 113»)» (Даниил 9:11). Здесь не сказано «через О?») Твою Тору», но просто «Твою Тору», потому что они преступили ее от 'алефа (к) до тава (л), — и за каждую букву (каждый из этих нечестивцев) навлек на себя (количеством своих грехов) тридцатишс-стикратное истребление 367. Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха») (10) Тотчас Авраам, Исаак и Иаков стали плакать. Тогда Святой, будь Он Благословен, сказал им: «Авраам, Мой возлюбленный (друг), Исаак, Мой избранник, Иаков, Мой первородный, как Я могу сейчас спасти их из среды народов мира?» И тотчас Миха'эл, Князь Израиля 368, воскричал и, плача, громким голосом сказал: «Почему, Господи, Ты стоишь вдалеке?» (Псалом Глава 45 Небесная Занавесь Рабби Ишма"эл сказал: Метатрон сказал мне: (1) Подойди, и я покажу тебе Занавесь369 (типа) Вездесущего, которая распростерта перед Святым, будь Он Благословен, (и) на которой начертаны 37° ьсе поколения мира и все их деяния, которые уже осуществлены и которые еще должны быть осуществлены, до последнего поколения 371. (2) Я пошел, и он показал их мне пальцами своей руки, подобно тому, как отец учит своего сына буквам Торы; и я увидел: каждое поколение и его владык; каждое поколение и его глав; каждое поколение и его пастырей; каждое поколение и его хранителей; каждое поколение и его надсмотрщиков; каждое поколение и его мучителей (?); каждое поколение и его чиновников; каждое поколение и его судей; каждое поколение и его офицеров;
Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха») каждое поколение и его учителей; каждое поколение и тех, кто утверждает его; каждое поколение и глав их всех (?); каждое поколение и глав их академий; каждое поколение и его магистратов; каждое поколение и его князей; каждое поколение и его ораторов; каждое поколение и его вождей; каждое поколение и его знатных лиц; каждое поколение и его старейшин; каждое поколение и его предводителей. (3) И я увидел: Адама и его поколение, их деяния и их мысли; Ноя и его поколение Потопа, их деяния и их мысли; Нимрода 372 и его поколение разделения языков 373, их деяния и их мысли; Авраама и его поколение, их деяния и их мысли; Исаака и его поколение, их деяния и их мысли; Ишма"эла 374 и его поколение, их деяния и их мысли; Иакова и его поколение, их деяния и их мысли; двенадцать колен и их поколения, их деяния и их мысли; Амрама 375 и его поколение, их деяния и их мысли; Моисея и его поколение, их деяния и их мысли; Аарона и Мириам [и их поколение], их деяния и их мысли; князей и старейшин [и их поколения], их деяния и их мысли; Иисуса 376 и его поколение, их деяния и их мысли; Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха») Судей 377 и их поколения, их деяния и их мысли; Пинехаса 37В и его поколение, их деяния и их поступки; Эли 379 и его поколение, их деяния и их поступки; Елкану 380и его поколение, их деяния и их поступки; Самуила и его поколение, их деяния и их поступки; Саула и его поколение, их деяния и их поступки; Давида и его поколение, их деяния и их поступки; Соломона и его поколение, их деяния и их поступки; (4) царей Иудеи и их поколения, их деяния и их поступки; царей Израиля и их поколения, их деяния и их поступки; " Э о ч царей язычников JS1 и их поколения, их деяния и их поступки;
правителей Израиля и их поколения, их деяния и их поступки; правителей язычников и их поколения, их деяния и их поступки; глав академий Израиля и их поколения, их деяния и их поступки; глав академий язычников и их поколения, их деяния и их поступки; князей Израиля и их поколения, их деяния и их поступки; князей язычников и их поколения, их деяния и их поступки; вождей Израиля и их поколения, их деяния и их поступки; вождей язычников и их поколения, их деяния и их поступки; Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха») известных людей Израиля и их поколения, их деяния и их поступки; известных людей из язычников и их поколения, их деяния и их поступки; судей Израиля и их поколения, их деяния и их поступки; судей язычников и их поколения, их деяния и их поступки; учителей детей в Израиле и их поколения, их деяния и их поступки; учителей детей у язычников и их поколения, их деяния и их поступки; ораторов 382 Израиля и их поколения, их деяния и их поступки; ораторов и их поколения, их деяния и их поступки; всех пророков Израиля и их поколения, их деяния и их поступки; всех пророков язычников и их поколения, их деяния и их поступки; (5) и каждое сражение в войнах, которые вели язычники против Израиля во дни их царств. И я увидел: Мессию, сына Иосифа 383 и его поколение, и все, что они соделают с язычниками. И я увидел: Мессию, сына Давида 384, и его поколение, и все сражения и войны, и все, что они соделают с Израилем, как доброго, так и злого. И я увидел: все сражения и войны, которые будут вести с Израилем Гог 385 и Магог386 во дни Мессии, и все, что со- 7 Kniiiii иуд. мудр. Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха») делает с ними Святой, будь Он Благословен, в наступающем будущем. (6) Все остальные предводители каждого поколения и каждое деяние каждого поколения, (имеющее место) как в Израиле, так и среди язычников, как уже свершившееся, так и то, которое еще будет совершено, — все поколения до Конца 387 начертаны на Занавеси Вездесущего. Я увидел их все своими глазами, и когда я увидел их, я открыл свои уста и сказал в восхваление Вездесущего: «Где слово Царя, там власть; и кто скажет ему: "Что Ты делаешь?" Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла» (Екклесиаст 8:4—5). И я сказал: «Как многочисленны деяния Твои, Господи!» ЗВ8 (Псалом 104[103]:24).
Глава 46 Духи звезд Рабби Ишма"эл сказал: Метатрон сказал мне: (1) [Подойди, и я покажу тебе] духи звезд, которые стоят на Ракиа' каждую ночь в страхе перед Вездесущим, — здесь они ходят и здесь они стоят. (2) Я пошел с ним, и он взял меня своей рукой и показал мне их всех пальцами своей руки. Они стояли подобно искрам пламени вокруг Колесниц Вездесущего 389. Что сделал Метатрон? Тотчас он хлопнул в ладоши и рассеял их всех со своих мест. Мгновенно они взлетели на пламенных крыльях и разлетелись на четыре стороны от Трона Колесницы, и он сообщил мне имена каждого из них, как написано: Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха») «Исчисляет количество звезд; всех их называет именами их» (Псалом 147[146]:4). Это учит нас, что Святой, будь Он Благословен, дал имя каждой звезде. (3) Все они восходят на Ракиа1 39° небес, будучи подсчитаны 391 Рахати'элом 392, чтобы служить миру; и выходят по счету, чтобы идти и прославлять Святого, будь Он Благословен, песнями и восхвалениями393, как написано: «Небеса проповедуют Славу Божию, и о делах Рук Его вещает твердь (ха-ракиа1)» (Псалом 19[18]:2). (4) В наступающем будущем 394 Святой, будь Он Благословен, сотворит их вновь, как написано: «Каждое утро (они) обновляются» (Плач 3:23). Они открывают свои уста и рецитируют песнь. Какую песнь они рецитируют? «Когда взираю я на небеса Твои, — дело Твоих Перстов...» (Псалом 8:3). Глава 47 Духи наказанных ангелов Рабби Ишма"эл сказал: Метатрон сказал мне: (1) Подойди, и я покажу тебе души ангелов и духи служителей 395, тела3% которых горят в огне Вездесущего, исходящем от Его Мизинца. Они 39? превращаются в горящие уголья посреди Огненной реки, но их духи и души стоят позади Шехины. (2) Когда ангелы-служители рецитируют песнь не вовремя или же не соответствующим и неподходящим образом, они 398 сжигаются и уничтожаются огнем, Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха») (исходящим) от их Создателя, и пламенем, (исходящим) от их Творца, на месте, и штормовой ветер дует на них 3" и сбрасывает их в Огненную реку, и они превращаются там в кучи горящих угольев. Но их духи и души возвращаются к их Творцу, и все они стоят перед их Создателем.
(3) Я пошел с ним, и он взял меня своей рукой и показал мне все души ангелов и духи служителей, которые стояли позади Шехины, над ураганными порывами ветра 40°, окруженные огненными стенами. (4) Тогда Метатрон открыл для меня врата в огненных стенах, за которыми они стояли, позади Шехины. Тотчас я поднял взор и увидел, что их лики были подобны ангельским ликам, а их крылья подобны крыльям птиц, (крылья), сделанные из пламени и прокладывающие путь в среде горящего огня. Тогда я открыл свои уста в Благословении Вездесущего, и я сказал: «Как велики дела твои, Господи!» (Псалом 92[91]:6). Глава 48(А) Десница Господа Рабби Ишма"эл сказал: Метатрон сказал мне: (1) Подойди, и я покажу тебе Десницу Вездесущего, которая заложена назад из-за разрушения Храма401. От нее исходит свет всех видов сияния светил, и сю были сотворены 955 небес 402. Даже серафимам и 'офантшам не дозволяется смотреть на нее до того, как наступит День Спасения. (2) Я пошел с ним, и он взял меня в свою руку, и поднял меня на своих крыльях, и показал мне ее со Книга небесных Деорцов («Еврейская книга Еноха») всеми видами восхвалений, ликований и псалмопении: ни одни уста не могут произнести (соответствующее) ей восхваление и ни один глаз не может воззреть на нее из-за ее (невыразимого) величия, ее превосходства, се славы, ее почета и ее красы. (3) Кроме того, все души праведников, которые достойны узреть Радость Иерусалима403, стоят подле нее и, восхваляя и умоляя ее, говорят трижды каждый день: «Восстань, восстань, облекись крепостию, Мышца Господня» (Исайя 51:9), как написано: «Он вел Моисея за правую руку величественною Мышцею Своею» (Исайя 63:12). (4) В то же время Десница Вездесущего заплакала, и пять рек слез потекли от ее пяти Пальцев, и, падая в Великое море, сотрясли всю землю, как написано: «Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена. Шатается земля, как пьяный, и качается, как лачуга» (Исайя 24:19-20) — пять раз, соответственно пяти Пальцам Его Великой Десницы. (5) Но когда Святой, будь Он Благословен, увидит, что нет праведных в поколении, нет благочестивых на земле, нет праведности в руках людских, нет подобного Моисею, нет ходатая, подобного Самуилу404, который мог бы умолять Вездесущего о спасении и об избавлении, и о том, чтобы Его Царство было явлено во всем мире, и о том, чтобы Его Великая Десница вновь была перед Ним, дабы Он мог осуществить ей Великое Спасение для Израиля405.
Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха») (6) Тотчас Святой, будь Он Благословен, вспомнмт Свою Собственную Праведность, Достоинство, Милость и Благость и ради Самого Себя освободит Свою Великую Руку, и Его Собственная Праведность поддержит Его, как написано: «И видел, что нет человека» (Исайя 59:16), подобного Моисею, который искал милость много раз в пустыне для Израиля и отменил 406 постановление против них; «и дивился, что нет заступника» 407 (Исайя 59:16), подобного Самуилу, который ходатайствовал перед Святым, будь Он Благословен, и взывал к Нему; и отвечал Святой, будь Он Благословен, ему, и делал то, что он желал, даже то, что не было предопределено (Ч1Ю) 408, как написано: «Не жатва ли пшеницы ныне? Но я воззову к Господу, и пошлет Он гром и дождь» (1 Самуила 12:17). (7) Кроме того, он 409 связан с Моисеем 41°, как написано: «Моисей и Аарон между священниками, и Самуил между призывающими Имя Его» (Псалом 99[98]:6); и еще Писание говорит: «Хотя бы предстали пред Лице Мое Моисей и Самуил» (Иеремия 15:1). (8) «Моя Рука спасла Меня» (Исайя 63:5); тогда скажет Святой, будь Он Благословен: «До каких пор Я буду ждать, пока сыны человеческие осуществят спасение для Моей Руки своей праведностью? 4И Для Самого Себя, для Моего Собственного Достоинства и Праведности Я высвобожу Мою Руку и ею спасу моих сынов из среды язычников», как написано: «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, — ибо как могу допустить нарекание (на Себя)!» (Исайя 48: 1 1). (9) Тогда явит Святой, будь Он Благословен, Свою Великую Руку в мире и покажет ее язычникам — ее Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха») длина, как длина мира, и ее ширина, как ширина мира, и вид ее сияния подобен яркости света полуденного 41? солнца в период летнего солнцестоянияч. (10) Тотчас Израиль будет спасен из среды язычников, и явится им Мессия, который приведет их в Иерусалим с великой радостью. Более того, царство Израиля, собранное с четырех концов мира, будет есть с Мессией413, и язычники будут есть с ними414, как написано: «Обнажил Господь Святую Руку (утп) 415 Свою пред глазами всех народов; и все народы земли увидят Спасение Бога нашего» (Исайя 52:10); а также сказано: «Господь один будет водить его, и не будет с Ним чужого бога» (Второзаконие 32:12); и сказано: «И будет Господь Царем над всей землей» (Заха-рия 14:9). Примечания 1 Букв. «Колесница». Ср. книгу пророка Иезекиила, гл. 1; также 3:12-14. 2 Относительно термина ^Э'Л, хехал, см. примеч. 106 к переводу Сефер Иецира. Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха») 3 Букв, «зал в зале». 4 То есть перед Самим Господом Богом. 5 То есть обратив свой взор к Богу. 6 Имя образовано от глагола «jxj?, кацаф («сердиться», «гневаться»), Varia lectio: Кафци'эл. I Относительно фигуры Метатрона см. Предисловие, \. 8 Букв, «князя Лика», т. е. ангела, пребывающего пред Ликом Господним. 9 То есть пред Лице Бога. 10 Видимое проявление Божественного Присутствия. II То есть ангелы. 13 См. примеч. 40 к переводу «Книги Созидания». 13 Крылатые ангелы с чертами людей и животных (ср. Иезеки-ил 1; 10:12; 41:18-20, 25). Впервые в Библии керувимы упоминаются в Бытии 3:24 как стерегущие по повелению Бога Сад Едена и Древо Жизни. Два золотых керувима чеканной работы с распростертыми вверх крыльями были помещены на обоих концах крышки Ковчега Завета, являясь своего рода «пьедесталом» («троном») незримого Присутствия Божия (Исход 25:17-22, Числа 7:89; см. также 1 Самуила 4:4; 2 Самуила 6:2; 2 Царей 19:15; Псалмы 80:2, 99:1; ср. I Хроник 28:18). Ту же функцию, вероятно, выполняли образы керувимов, сделанных из масличного дерева, поставленные в Святая Святых Первого Храма (1 Царей 6:23-27; 2 Хроник 3:10-13). Во 2 Самуила 22:11 кПсалме 18:11 говорится, что Господь полетел на керувимах. Изображения керувимов присутствовали в украшении Скинии (Исход 26:1, 31; 36:8, 35) и Первого Храма (1 Царей 6:29, 32, 35; 7:9, 36; 2 Хроник 3:7, 14; ср. Иезеки-wi 41:18-20, 25). В книге Иезекиила 28:13-19 царь финикийского города Тира уподобляется «помазанному керуву» (здесь, вероятно, Проточеловеку), пребывавшему в «Едене, Саду Божием», находившемуся на «Святой Горе Божьей». 14 См. примеч. 41 к переводу «Книги Созидания». 15 Букв, «животные», «живые существа»; имеются в виду небесные существа. Ср. образ мййот- «животных», несущих Божественную Тронную Колесницу, в книге пророка Иезекиила, гл. 1. (В Иез. 1:5: «подобие четырех животных».) 16 Ср. Исайя 6:3. Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха») " Ъ текстах книги Иезекиила 1:10 и 10:14 среди четырех жи-вотных-ламйо/я упоминается орел. Ср. книгу Захар III, 170b. 18 Этот термин имеет также коннотации «слуга», «храмовый служитель». 19 То есть народов. Разделение человечества на 70 или 72 народа основывается на перечислении наименований обитателей земли в Таблице народов в книге Бытия, гл. 10. Обычно, в равви-нистической литературе упоминается о 70 народах (см., например, Вавилонский Талмуд, трактат Сукка, 55Ь; Бемидбар Рабба \A\\2; Мидраш Техиллим 68:6 (к Псалму 68:12); ср. также Мишна, трактат Corn VII, 5; Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат, 88Ь). Ср., однако, например, МидрашХаггадол к Бытию 10:1, где говорится о шестидесяти народах; но этот же мидраш в связи с пассажем Бытия 10:32 говорит о семидесяти двух языках. Ср. также Евангелие от Луки 10:1,17, где говорится о семидесяти (в ряде манускриптов — семидесяти двух) учениках Иисуса из Назарета. ;о Числа 15:19; Иезекиил 45:1. 21 Вар.: «подобны», «похожи». 22 Вар.: «Имени моего Царя и моего Создателя (Творца)»; «Имени моего Царя, Святого, будь Он Благословен»; «Имени моего Царя»; «имени Метатрона, ангела Божественного Присутствия». Ср. гл. 48В. 23 См. Бытие 5:18— 24. 24 То есть из среды поколения Потопа. 25 Вар.: «для всех обитателей мира». 26 Ср. Вавилонский Талмуд, трактат Саихедрин, 108а; Бсре-шит Рабба 28:8. 27 Букв, «для наступающего (после Потопа) мира». 28 То есть на небесах. 79 Вар.: «'Изза, 'Узза и 'Азза'эл» или «'Азза, 'Аззи'эл и 'Уззи'эл». 30 Вар.: «во дни». 31 Согласно книге Бытия 5:21-24 и 7:11, Енох был взят Богом за 669 лет до Потопа. 32 То есть молод в сравнении с ангелами, пребывающими на небесах с Сотворения Мироздания. 33 То есть Рая. Еврейское р» 'eden, по-видимому, восходит к аккадскому edinu (шумерское eden), «равнина», «степь». (Ср. Ис. 37:12, где данный термин употреблен для обозначения области в Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха») Месопотамии.) В текстах Быт. 2:8, 10, 4:16 это слово, очевидно, употреблено в качестве географического ориентира. В Быт. 2:15, 3:23, Ис. 51:3, Иез. 31:9 (ср. также Ам. 1:5, Иез. 27:23) «Еден» — наименование райского Сада. Традиционная интерпретация обозначения рУ р — «Сад наслаждения (неги, удовольствия)». (Как замечает И. Ш. Шифман, в угаритской поэме о борьбе бога Ба'а-ла (Ба'лу) с Пожирающими и Раздирающими (KTU, 1.12,11:52— 53) термин 'dn в значении «нега» употреблен для обозначения потустороннего Райского мира; О Ба 'лу. Угаритское поэтическое повествование I Пер. с угаритского, введ. и коммент. И. Ш. Шиф-мана. М., 1999. С. 45 и ел., 254, 272.) 34 Ср. Бытие 3:23-24. Ср. также книгу Иезекиила 28:12-14. 35 Вар.: «65000». 36 В Бытии 2:8 говорится о насаждении Господом «Сада в Еде-не» (psa fa). В связи с дифференциацией Сада и Едена в пассаже 5:5 ср. текст Вавилонского Талмуда, трактат Берахот, 34Ь: «Возможно, вы могли бы сказать: "Сад и Еден — это одно и то же". Но это не так! Ибо сказано: "Из Едена выходила река для орошения Сада" (Бытие 2: 10); (так что) Сад — это одно, а Еден — другое». См. также: Вавилонский Талмуд, трактат Санхедрин, 99а; трактат Та'анит, 10а; Бере'шит Рабба 15:2. Вариант данного пассажа— «... с тверди на верхний Сад...» — предполагает существование представления о небесном Саде. 37 Ср., однако, книгу Бытия 4:26 слл. Представление о том, что идолопоклонство началось во времена 'Еноша (Еноса), сына Шета (Сифа), зафиксировано в раввинистической литературе (см., например: Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат, 118Ь; Бере'шит Рабба 23:6 ел.) 38 Букв, «в горах гор и холмах холмов». 39 Букв, «в четырех четвертях мира». 40 Персидская мера длины, часто используемая в литературе Хехалот. 1 парасанг равен 6,2 км. 41 Согласно Таргуму Псевдо-Ионатана к Бытию 6:4, 'Аза'эл был одним из павших с небес «сынов Бога». Ср. также Вавилонский Талмуд, трактат Йома\ 67а. В 4Q Enoch' аг 1 ш 1-23; 4Q Enoch' аг 1 ii 24-30 (/ Енох 6-8) 'Аса'эл ("гкоэ, ъхфу; букв, «сделал Бог»; греч. АоаеА./Ааат|Я., эфиоп. 'Аса эл, 'Азаз эл [ср. Левит 16:8 и слл.]) фигури- Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха») рует в качестве одного из лидеров падших ангелов. Ср. также кум-ранский текст 4Q 180 (Комментарий на (Книгу) периодов) I 7-10: «[И] истолкование относительно 'Азаз'эла слшу) и ангелов, "которые [стали входить к дочерям] человеческим, и они стали рожать им" "великанов" (Бытие 6:4). А относительно 'Азаз'эла, [который ввел] Израиль [в заблуждение, (так что он) возлюбил] несправедливость и (возжелал) владеть нечестием во весь [его (т. е. 'Азаз'эла)] период, в течение семидесяти недель (sc. семилетий. — И. Т.); [(он) заставил (их)] забыть законы, (в том числе) закон, касающийся тайны [их закона о] нечисто[те...]». 42 Или: «колдовству». 43 Оппозиция ангелов по отношению к человеку является важной темой в литературе Хехалот. 44 Высшее, седьмое небо. 45 То есть из среды людей-идолопоклонников. 46 Это удаление Шехины от земли, согласно концепции «Книги небесных Дворцов», по-видимому, является абсолютным и окончательным. В раввинистической литературе зафиксирована традиция, согласно которой Шехина возвращается с небес в отдельные периоды истории (см., например, Бере'шит Рабба 19:7, Песикта' деРавКахана 1:1). 47 То есть армии небожителей, пребывающие на седьмом небе. 48 В именах высших Архангелов присутствует Тетраграмма-тон YHWH — Nomen Ineffabile Бога. Согласно тексту Хехалот Раббати 22, 'Анафи'эл является высшим из ангелов: он «выше, чем князь Божественного Присутствия, и более велик, чем он». Согласно Хейхалот Раббати 23:1, 'Анафи'эл YHWH —- один из стражей врат седьмого Дворца. 49 То есть из среды идолопоклонников. 50 Вар.: «он повез меня на великом керуве с огненными колесницами и огненными конями и славными слугами». 51 Ср. Вторую книгу Царей 2:11: «Когда они (пророки Илия и Елисей. — И. Т.) шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо». 52 То есть человека. Ср. Иов 14:1, 15:14. Ср. также Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат, 88Ь: «Рабби Иехошуа' бен-Леви сказал: "В тот час, когда Моисей взошел ввысь, ангелы-служите- Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха») ли сказали перед Святым, будь Он Благословен: Владыка мира, что это рожденный женщиной (появился) среди нас?"» 53 То есть человеческое семя. Ср., например, мишнаитский трактат "Авот 3:1: «'Акавия' бен-Махалал'ел сказал: "Посмотри... из чего ты произошел — из пахучей капли"». 54 Судя по данному тексту, Енох возносится на небеса во плоти. Ср. Второе послание к коринфянам 12:2-4: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, — в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает, — восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, — (только) не знаю — в теле или вне тела: Бог знает, — что он был восхищен в Рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». 55 Или: «рассекает». 56 Ср. Псалом 29[28]:7: «Глас Господа высекает пламень огня». 57 Вар.: «избранный из (обитателей) мира». 58 То есть вера, праведность и добропорядочность его одного равны «совокупной» вере, праведности и добрым деяниям (ничтожным у каждого в отдельности) всех их вместе взятых. 59 Вариант: «от сынов...» 60 Ср. Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат, 88Ь: «Когда Моисей был вознесен ввысь... Бог распростер над ним великолепие Своей Шехины, дабы ангелы не смогли сжечь его»; трактат Cora, 13b: «Моисей родился для упокоения на крыльях Шехины». Ср. также Псалмы Зб[35]:7[8] и 57[56]:1[2]. В Талмуде о прозелитах говорится, что они пришли «под крылья Шехины» (Вавилонский Талмуд, трактаты Шаббат, 31а и Йева-мот, 46Ь; также мидраш Рут Рабба 5:4); этот образ восходит, вероятно, к пассажу книги Руфи (евр. Рут) 2:12, где Вооз говорит моа-витянке Руфи: «Да воздаст Господь за это дело твое, и да будет тебе полная награда от Господа, Бога Израиля, к Которому ты пришла, чтобы успокоиться под Его Крылами». Согласно мидрашу Ваййк-ра1 Рабба 2:9, отпавшие от иудаизма израильтяне, возвратившись в лоно религии отцов, оказываются «под крыльями Шехины». 61 От латинского термина preatorium, «дворец», «величественная резиденция» (входит в словоупотребление после времени императора Октавиана Августа). Вар.: Паптин; от латинского palatium, «дворец». 62 Ср. книгу Бытия 1:6—8. Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха») 63 Термин шин'аним происходит от фразы 'алфе шшСан из Псалма 68[67]:18, буквально означающей «тысячи повторения» и интерпретируемой как «тысячи тысяч». Однако уже в ранней еврейской экзегетической традиции термин шин'ан истолковывался как обозначение ангелов (см., например, Мидраш Техиллим и Тар-гум ad loc., Сеферха-Раззим 6:2.) Вар.: сетангш; здесь: «обвинители». 64 Термин хашмаллим произведен от слова Ъйат (хаишал', возможный перевод: «янтарь»; «электр» — яркий, янтарного цвета сплав золота (4 части) и серебра (I часть)), встречающегося в книге Иезекиила 1:4[5] (синодальный перевод; «пламя»; см. также 8:2) и 1:27 (синодальный перевод: «(пылающий) металл»). (Это слово восходит к аккадскому термину elmesu, который М. Гельцер и А. Долгопольский производят от балтийского helmes-elmez; сообщение М. Шнейдера.) В литературе Хехалот и Мертвы термин хашмал употребляется в двух значениях: 1) некое ослепительно сияющее небесное вещество; 2) вид ангелов. В Вавилонском Талмуде, трактате Хагига, 13Ь термин хашмал рассматривается как аббревиатура по принципу нотарикона — от тУгаа ips пгп {хаййот 'эшмемаллелот), т. е. «создания (букв, "животные", "живые существа"; об образе хаййот см. выше. — И. Т.), выговаривающие огонь» или «говорящие огненные животные». (В современном иврите слово хашмал означает «электричество».) 65 Список врат, открывающих доступ в небесные сокровищницы, в различных рукописях варьируется. 66 Ср. Вавилонский Талмуд, трактат Хагига, 12Ь: «На тверди 1Аравот... сокровищницы жизни». 67 Здесь перечисляются качества, посредством которых был сотворен мир (ср.: Вавилонский Талмуд, трактат Хагига, 12а; *Авот деРабби Патан А 27, 43) и которыми он поддерживается (ср.: 'Авот 1:2; *Авот деРабби Натан А 41:3). Ср. также 'Авот деРабби Натан А 37: «Семь качеств, которые служат перед Троном Славы: мудрость, праведность, справедливость, любовь и сострадание, истина и мир». 68 То есть небожители. 69 Вар.: «1 305 000», «500 360», «5 360».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|