Некоторые религиозно-философские особенности «книги Созидания» 12 глава
277 Букв, «сынов выси». 278 Букв. «Могущество», «Сила». Термин тгтш (Гевура) часто употребляется в раввинистической литературе для обозначения Бога. См., например: Вавилонский Талмуд, трактаты Йевамот, 105Ь, Шаббат, 88Ь. (См. также: УрбахЭ. Э. Мудрецы Талмуда / Пер. А. Гинзаи. Иерусалим, 1986. С. 24-43.) Ср. Евангелие от Марка 14:62: «... и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы (ёк se^ubv... щс, Suva^cwg) и грядущего на облаках небесных» (так же Евангелие от Матфея 26:64; ср. Даниил 7:13-13 и Псалом 110:1). Ср. пассаж 5:19 фрагмента апокрифического Евангелия от Петра (обнаруженного в 1886 г. в Египте в могиле средневекового монаха): «И Господь возопил: "Сила моя, Сила, Ты оставила меня!" И, сказав это, он вознесся». В Евангелиях от Матфея (27:46) и Марка (15:34) Иисус произносит слова Псалма 22[21]:2: «Боже мой, Боже мой, почему Ты меня оставил?» Мож- Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха») но предположить, что обозначение «Сила» в апокрифическом Евангелии от Петра употреблено как синоним, эпитет Бога. (Ср. также Евангелие от Марка 1:22.) Возможно также, что автор Евангелия Петра читал >"?'Х, «Могущество мое» (или «Сила моя»), вместо ^к, «Боже мой» (как в Псалме 22[21]:2). Ср. также кумранский Арамейский апокалипсис (4Q 246) 2:7 и работу: Tantlevskij. Melchizedek Redivivus in Qumran, P. 34. 279 Bap.: «от Славы Шехины». 280 В Синодальном переводе этот термин интерпретируется как «Бодрствующие». 281 Ср. Вавилонский Талмуд, трактат Санхедрин, 38Ь: «Святой, будь Он Благословен, не делает ничего, не посоветовавшись со Своим небесным Судом, ибо написано: "Повелением Стражей это определено..."». В приведенном талмудическом пассаже наименование «Стражи и Святые» книги Даниила употребляется для обозначения всех членов небесного Суда; в «Книге небесных Дворцов» они — определенный класс ангелов.
28: Вар.: «Учат, что один Страж стоит с одной стороны, и один — с другой; и один Святой стоит с одной стороны, и один Святой — с другой». 283 Букв.: «Они понижают надменных до земли, и они возвышают низких до высот(ы)». 284 Вар.: «восседает как Судья». Ср. книгу пророка Даниила 7:9; ср. также: / Енох 47:3, 90:20; 4 Эзра [3 Ездры] 7:33; Откровение Иоанна 20:11; Ваййикра'1 Рабба 29:3. 285 Ср. Мишку, трактат Киддушин,, IV, 5 и Вавилонский Талмуд, Киддушин, 76Ь; см. также: Тосефта', трактат Санхедрин, III, 9; VIII, 2; также МассехетХехалот, 1. 286 «Поднимают». 287 «Заканчивают». 2SB To есть выносят решение по каждому делу, подводят итог делу. 289 Или: «Тот, Кто Наверху». Данное обозначение Бога встречается, например, в Мишне, трактате Рош Хаш-Шана, III, 8; Вавилонском Талмуде, трактате Берахот, 19а. 290 Вар.; «некоторые завершают (дела), спускаются и осуществляют приговоры». 291 «Поднимет». Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха») 292 Соответственно числу народов, упомянутых в Таблице народов в книге Бытия, га. 10. Ср. Евангелие от Луки 10:1, 17. См. также примеч. 19. 293 Вар.: «железным огненным пером». 294 Одно из обозначений Венца Бога. Ср. ' Альфа4 бета' дераб-би 'Акта': «Рабби 'Акива' сказал: "Вот 22 буквы, которыми вся Тора была дана коленам Израиля, и они написаны огненным пером на Венце ужаса и страха, Венце Святого, будь Он Благословен"». См. также: Вавилонский Талмуд, трактат Хагига, 13Ь. 295 Вар.: «мудрости». 296 Букв, «живые создания». 297 Вар.: «на 'Аравот». Небесный Суд часто упоминается в раввинистической литературе. См., например: Иерусалимский Талмуд, трактат Берахот, 14с.16; Вавилонский Таллгуд, трактаты Рош Хаш-Шана, 8Ь; Маккот, 13Ь, 14а; Шаббат, 21а; Терума За-b; Санхедрин, 99Ъ;Бере*шит Рабба \2:\; Кох елет Рабба 2:\2\ Еаййкра1 Рабба 29:4. 298 Букв, «называемые Именем YHWH». 299 Имеются в виду архангелы, в именах которых присутствует Тетраграмматон. Ср.Песикта' деРавКахана 12:22: «Реш Лакиш сказал: "На сердце каждого ангела есть скрижаль, и на ней выгравировано Имя Святого, будь Он Благословен, вместе с именем ангела — Миха'эл, Гаври'эл, Рафа'эл (компонент имен 'Эл означает Бог. — И. Т.)"». (Ср. также Мидраш Техиллим 68:10 (к Псалму 68:17).)
«Книга небесных Дворцов», вероятно, дифференцирует имена ангелов, «основанные на» Имени YHWH (3:2, 29:1), и имена ангелов, в которых присутствует Имя YHWH. (См.: Alexander. 3 Enoch. P. 284-285, п. d.) 300 В связи с идеей о том, что каждый народ имеет своего ангельского представителя в небесном Великом Суде, см., например: Мехилта1 деРабби Ишма^эл, шира 2; Шемот Рабба 21:5; Ваййикра4 Рабба 29:2; Деварим Рабба 1:22; Таргум Ионатана к Бытию 11:7-18; Пирке деРабби 'Эяи'езер, 24. Ср. примеч. 19, 140. 301 Согласно Мишне, трактату Санхедрин, I, 6, высший религиозный и судебно-административный орган Иудеи, Синедрион (Сашгедрин), насчитывал 70 или 71 члена; в то же время трактаты Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха») Мишны Зевахим, I, 3 и Йадайим, IV, 2 говорят о «72 членах коллегии». 302 То есть Метатрона (ср. 10:3). 303 В раввинистической литературе Имя YHWH обычно связывается с Милосердием, а Имя Элохим, букв. Бог, — со Справедливостью. (См., например: СифреДеварим 26 (конец); Берёшит Рабба 33:3.) В Талмуде мы встречаемся с образами двух Тронов Бога — Троном Справедливости и Троном Милосердия. (См., например: Вавилонский Талмуд, трактаты Хагига, 14а; Санхедрин, 38Ь; *Авода Зара, ЗЬ; Ваййкра' Рабба 39:3. Ср. примеч. 160 кПре-дислоеию к «Книге небесных Дворцов».) Божественное Милосердие в конечном счете преобладает. (См., например: Мехилта' деРабби Ишма"эл, Мишпатим, 18; ср.: Тосефта', трактат Cora, IV, 1.) Относительно склонности иудейского Синедриона к снисходительным решениям см., например, Мишну, трактат Санхедрин, I, 6; V, 5. 304 Вар.: «нечестивый человек». 305 Очевидно, сразу же по окончании своего земного пути; ср. 29:10. 306 Ср. Вавилонский Талмуд, трактат Санхедрин, 108а. гот Зтот класс ангелов часто упоминается в раввинистической литературе. 308 Вар.: «Когда они открывают Книгу перед Святым, будь Он Благословен». 309 По поводу огненных книг см. Сефер ха-Раззим 7:7. 310 Букв. «Его Мечом, вынутым из ножен».
311 Вар.: «Один писец стоит над ним, и один керув стоит над ним». 312 Ср. Вавилонский Талмуд, трактат Хагига, 13Ь; Берегшим Рабба 78:1; 'Эйха Рабба 3:23; Ма'йан Хохма, где говорится о том, что огненная река формируется из пота хашют, поддерживающих Трон. 313 «8766 парасангов» — эмендация (ср. 25:2). В рукописях числа: 8 766 000; 800 766 000; 8 706 000. 314 В Вавилонском Талмуде, трактате Хагига, 13Ь и Масссхет Гехинном, 4 зафиксировано представление об огненных реках, падающих на головы нечестивцев. Ср.: Даниил 7:10; 1 Енох 17:5-6; 2 Енох 10:2. Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха») Ср. греческое представление о Пирифлегетоне (6 ПирирХеуе-Gfov; букв, «огненный поток»; лат. Pyriphlegethon) — реке подземного царства, текущей вокруг Тартара. (См.: Гомер, Одиссея, X, 513; Платон, Федон, 114а.) 315 Заметим в связи с этими цифрами, что из 613 заповедей раввинистического иудаизма 365 — «запретительных» (т. е. не делай то-то и то-то) и 248 — «позитивных» (т. е. делай то-то и то-то); см. Вавилонский Талмуд, трактат Маккот, 23Ь. (Ср. 21:3.) 248 — традиционное число «членов» человеческого тела. 316 Ср. Вере"шит Рабба 4:8: «Некоторые говорят, что мир (т. е. земля. — И. Т.*) шарообразен, и Море облегает мир как своего рода купол (поз рэ)». 317 Букв, «падают». 318 Здесь перечислены шесть из семи небес. Шестое небе — Мохон — пропущено. В тексте «Книги небесных Дворцов» 17:3 первое небо обозначается как Вилон; здесь же оно названо Ша-майим (букв, «небеса», «небо»). Как отмечалось выше, Вилон — это термин для обозначения первого неба, распространенный среди вавилонских евреев; Шамайим же — палестинский термин. (Ср. 17:3 (Ватиканская рукопись), где термин Вилон рассматривается либо как синоним Шамайима, либо обозначает часть Ша-майима.) 319 Ср. примеч. 314. 320 Здесь и далее выражается представление о концентрических кругах вокруг Мертвы. 321 Или: «каменных градин», «камней града». Выражение заимствовано из книги пророка Иезекиила 13:11, 13. 322 Возможно, метафорическое обозначение града. 323 Или: «тучами» (ср. Псалом 104[103]:3). 324 Вар.: «стенами огня и воды». 325 Имеются в виду ангелы, исполняющие небесную Кедушшу в форме рецитации краткого стиха (versiculus) и ответа.
326 Вар.: «506 000». 327 Имеется в виду (первобытный) Океан или же Средиземное море (ср. Числа 34:6 f.). 328 То есть они рецитируют небесную Кедушшу. 329 Синодальный перевод: «тьмы тем». Тьма=мириада=10 000. 330 Эмендация; в оригинале: «лагерь». Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха») 331 «Особями мужского пола». з:'2 «Особями женского пола». 333 Вар.: «Царства Небесного». 334 Или: «перед ними». 335 Имеется в виду Кедушша. 336 Весь стих т Исайи звучит следующим образом: «И взывали они друг к другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь воинств! Вся земля полна Славы Его!» 337 Данный текст можно понять в том смысле, что на каждом небе есть Трон Славы. Ср. пассаж 37:1, согласно которому Мер-кава есть на каждом из небес. Ср. также фрагмент Вознесения Исайи 7:13-9:2, согласно которому на каждом небе, кроме шестого, существует Трон (принадлежащий Богу или же ангельскому князю, управляющему данным небом [ср. гл. 17]). 338 «Сбегают». 339 Вар.: «их пения». 340 Вар.: «от их ликов». 341 Имеется в виду Тетраграмматон YHWH, многократно выгравированный на Троне Славы, либо Имена Бога, составляемые из перестановок букв Тетраграмматона. 342 То есть не в унисон. 343 Ср. «Книгу небесных Дворцов» 18:4, 37:1 и 35:1. 344 Имеются в виду 22 буквы еврейского алфавита (см. также гл. 13). Ср. Сефер Йецира, passim. См. также примеч. 101. 345 Вар.: «потребности (надобности) миров». 346 Вар.: «всех обитателей»; «все великолепие». 347 Сокращенная форма Тетраграмматона. См. примеч. 3 к переводу Сефер Йецира. 348 Вар.: «и от нее спускается дождь». Ср. Вавилонский Талмуд, трактат Та'анит, 10а: «Верхние воды подвешены ("висят". — И. Т.) Словом Бога, и их плоды — дождевые воды». 349 Ср. Исход 9:24: «И был град и огонь между градом...» 350 Ср. Вавилонский Талмуд, трактат Хагига, 12Ь: «'Аравот, на которой... души праведников и духи и души тех, кто еще должен быть сотворен»; Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат, 152Ь: «Души умерших праведников сокрыты под Троном Славы»; Ко-хелет Рабба 3:21: «Души праведников восходят после смерти и помещаются в Божественную сокровищницу». Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха») 351 Ватиканская и Оксфордская (Bodleian Library 1656/2) рукописи содержат дополнение: «к Обители Шехины, и он явил мне Трон Славы». 352 Или: «изнеможет». 353 Или: «дыхания». 354 В связи с рассуждениями о душе этот стих из книги пророка Исайи рассматривается в Вавилонском Талмуде, трактатах Ие-еамот, 62а, 63Ь; Нидда, 5а; Хагига, 12Ь. 355 Вход души в тело называется сотворением: души были созданы уже в шесть дней Творения, но еще не были сотворены в теле. (Замечание М. Шнейдера.) Ряд исследователей интерпретируют фразу гтэл фд как «Хранилище сотворенных душ». Данное истолкование, как кажется, предполагает, что рабби Ишма"злу, вероятно, являются не предсуществующие души, а своего рода «идеи» душ праведников, которые (души) будут сотворены в период создания их (праведников) тел.
356 «Стоят». 357 Отза'аф, «гнев». 358 qt семех^ «поддержка». 359 Вар.: «от великолепия Шехины». 360 Вар.: «огнем Геенны». 361 Таким образом, в потустороннем мире у души также есть тело («спиритуальное»), которое отличается от физического, земного тела. Ср. 2:1, 26:3, где «тела» ангелов уподобляются орлам. 362 Таким образом, здесь выражено представление о Чистилище для тех, кто находится в промежуточном состоянии между праведностью и нечестием. зьз Букв, «твердь». 364 Имеются в виду евреи. 365 Ср. книги пророков Исайи 42:5,48: [3; Иеремии 10:12; Иезе-киша 1:22. 366 рао- Господа __ одно из Мессианских обозначений. 367 По традиции, существует 36 грехов, за которые полагается «истребление». Предлог прямого дополнения пк интерпретируется как от к ('алеф; первая буква еврейского алфавита) до л (тава; последняя буква еврейского алфавита). Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха») 368 Ср., например, книгу Даниила 12:1; также Вавилонский Талмуд, трактат Йома', 77а. 369 Или: «Покрывало». 370 «Выгравированы». 371 Идея такой Занавеси встречается уже в отрывках из Агга-ды, датирующихся II в. н. э. О занавесях и мирах света эонов упоминается в гностическом коптском сочинении «Пистис София». (Шолем. Основные течения в еврейской мистике. С. 109.) 372 О Нимроде см. книгу Бытия 10:8-10. В еврейских мидра~ шах Нимрод обычно связывается со строительством Вавилонской башни. 373 Имеется в виду Вавилонское столпотворение и смешение языков (Бытие 11:1-9). 374 Сын Авраама от наложницы Агари; арабы рассматривают его как своего праотца. 375 Отец Моисея, Аарона и Мириам. 376 Имеется в виду Иисус Навин. 377 Имеются в виду Судьи Израилевы, о которых говорится в библейской книге Судей. 378 Внук Аарона, сын 'Элазара, первосвященник. 379 Имеется в виду первосвященник Святилища в Силоме (Шило). См. Первую книгу Самуила, гл. 1-4. 380 Отец пророка, священника и судьи Самуила. 381 Букв, «народов мира». 382 «Ходатаев»; «посредников»; «толкователей». 383 Имеется в виду потомок Иосифа, сына Иакова-Израиля, из колена Эфраима. Мессия, сын Иосифа — предтеча победоносного Мессии, сына Давида. В конечные дни он будет вести войны с врагами Израиля и падет в сражении. См, например: Вавилонский Талмуд, трактат Сукка, 52а-Ь; Бере'шит Рабба 75:6, 95, 99:2; Бе-мидбарРабба 14:1; Ширхаш-Ширим Рабба 2:13 А; Песикта* де-Рав Кахана 5:9; Мидраш Техиллим 87:6 (к Псалму 87:5). Ср. Тар-гум Псевдо-Ионатана к книге Исхода 40:11: «Мессия, сын Эфраима... под водительством которого Израиль одержит верх над Гогом и его союзниками в Конце дней». зм То есть потомок израильского царя Давида из колена Йехуды. 385 В главах 38-39 своей книги пророк Иезекиил (первая треть VI в. до н.э.) говорит о могучей в военном плане и агрессивной в 8 Книги иуд. мудр. 201 Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха») отношении Святой Земли державе, во главе которой стоит Гог. Последний характеризуется следующим образом: «Гог, князь ((пи), глава (тип) Мешеха (*]1Р») и Тувала». Переводчики Септуагинты приняли слово или, Рош (здесь «глава») за наименование страны (или народа) и перевели пассаж следующим образом: «Гог, князь Роса (Рох;), Мосоха (Мооох) и Фобела». Когда византийские историки и анналисты стали соотносить страны и языки своего времени с народами и землями, упомянутыми в Библии, Рсо<; Септуагинты (официальной Библии Греко-православной церкви и Византийской империи), естественно, был идентифицирован с норманнской (варяжской) династией Rus, правившей в Новгороде и Киеве. После падения византийской столицы, Константинополя, под ударами турок в 1453 году, когда на Руси стала разрабатываться доктрина «Москва — Третий Рим» (после собственно Рима и Царьграда-Константинополя), а Великие князья московские принимают имперский титул caesar (в славянской форме — царь), они также принимают византийскую форму наименования своей страны — Рсо<;(<;)ш, Рос(с)ия, а русский стал обозначаться как росс в поэтическом языке. Кроме того, само выражение Рас, Мооо/, евр. Рош Мешех могло интерпретироваться как Русь Московская (т.е. Мооо%-Мешех = Москва; Москва в новогреч. — Моа%а). [В действительности «Гог» — это Гиг, основатель лидийской династии в Малой Азии (ср. Иез. 38:2: «земля Магога» (= *mat Guggi [или *Gugi], т. е. «страна Гига» — Лидия; ср. также 39:6)), «Мешех» — Фригия, а «Тувал» — Каппадокия.] В Вульгате (официальной Библии Римско-католической церкви) еврейское впп понято и переведено правильно — caput («глава», «голова»), и в западной (католической) традиции великая восточная славянская империя называлась Russia. Напомним, что Rus, во главе с Рюриком, происходили из мест, относящихся к территории нынешней Швеции. Один из районов в северной Швеции называется Roslagen («округ русое»), а по-фински Швеция называется Ruotsi. (Diakonoffl. M. Naval Power and Trade of Tyre // The Israel Exploration Journal. 42 (1992). P. 179, n. 49.) 386 Ср. книгу пророка Иезекиша 39:6. В эпоху эллинизма и позднее Гог и Магог рассматривались как предводители языческих народов, которые в Конечные дни будут атаковать Израиль; их разгром будет знаменовать собой ус- Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха») тановление Мессианского царства. Ср.: Откровение Иоанна 20:8; ср. также Сифре Деварим, 343; Мишна, трактат 'Эдуййот, II, 10; Вавилонский Талмуд, трактат 'Авода Зара, ЗЬ; Вавилонский Талмуд, трактат Берахот, 7Ь. 387 То есть до Конца дней (Эсхатона). 388 Вар.: «Как велики деяния Твои, Господи!» 389 Вар.: «... вокруг Колесницы Вездесущего». 390 Букв, «твердь». 391 Букв, «по подсчету». 392 Ср. 14:4, 17:6. 393 Имеется в виду, что каждый вечер звезды восходят на небеса Ракиа', чтобы давать свет миру; в дневное время они стоят вокруг Трона, восхваляя Бога. Ср. Мидраш Техиллим 19:7 (к Псалму 19:3). 394 То есть, по-видимому, в Конце дней. 395 Вар.: «души и духи служителей». 396 То есть, судя по данному тексту, ангелы обладают и «духом и душой» (или «духом/душой»; руах/нешама), а также «телом» (гуф). Ср. гл. 43 и ел. о людях. 397 То есть их тела. ш То есть их тела. 399 То есть на их сожженные тела. 400 Букв, «над крыльями урагана, бури». 401 Первый Храм, построенный царем Соломоном ок. 966-959 гг. до н. э., был разрушен вавилонянами в 586 г. до н. э. Второй Храм, построенный ок. 520-516 гг. до н. э., был разрушен римлянами в 70 г. н. э. 402 Ср. Maccexem Xexanom, 7: «Святой, будь Он Благословен, спускается с вышнего неба небес, с 955 небес, и восседает на 'Ара-вот на Троне Своей Славы». Число 955 произведено по принципу гиматриййи (сложение цифровых значений букв, составляющих слово) от слова «небеса» (отнят; л = 5; ip = 300; в = 40; •> = 10; конечная D = 600). Ср., однако, 17:3 и 18:1 и ел., где говорится о семи небесах. 403 Вероятно, имеется в виду небесный Иерусалим, который в Конце дней опустится в великой славе на землю. Ср., например: У Енох 90:28 Г.; 2 Баруха 4:2-7; 4 Эзра [3 Ездра] 7:26; Послание к галатам 4:26; Откровение Иоанна, гл. 21; Вавилонский Талмуд, трактат Та'анит, 5а; Вавилонский Талмуд, трактат Хагига, 12. Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха») 404 В агтадической литературе Самуил часто сравнивается с Моисеем. 405 Таким образом, по мысли автора, Великое Избавление начнется в век апогея нечестия. Ср., например: Мишна, трактат Cora, IX, 15; Вавилонский Талмуд, трактат Санхедрин, 97а; Шир хаш-ШиримРабба2:13А. 406 Вар.: «постановления». 407 Или: «ходатая». 408 Букв, «предвидено». Ср. сентенцию рабби 'Акивы': «Все предвидено, но свобода воли дана, и мир судится Благостью Божиейл ('Авот, III, 19). ш Имеется в виду Самуил. 410 Вар.: «Кроме того, он связан с Моисеем в каждом месте». 411 Ср. Коран 5:69(64): «И сказали иудеи: "Рука Аллаха привязана"». (Замечание М. Шнейдера.) 412 Букв, «свет солнца в его силе (ср. книгу Судей 5:31. — И. Т.) в период его поворота в таммузе» (июнь-июль). 413 Вар.: «Более того, их царство расширится до конца мира». 414 Здесь, вероятно, имеется в виду Мессианская трапеза. Ср. книгу Исайи 25:6. В качестве возможной ранней параллели можно указать на кумранский Текст «Двух колонок» (1Q Sa) 2:17-23, где описывается Трапеза, которая будет иметь место в Конце дней по пришествии Мессии Израиля, т. е. светского Мессии-Царя. Отметим, что, согласно данному произведению, приоритетное положение на этой эсхатологической Трапезе будет занимать Мессия-Первосвященник, он же лидер Кумранской ессейской общины: именно он «благословляет начатки хлеба и (молодого) вина» и первым «протягивает руку свою за хлебом», и лишь «затем протягивает руку свою за хлебом Мессия Израиля». По поводу Мессианской трапезы см. также, например: 1 Енох 62:14; 2 Барух 29:3-4; Песикта1 деРав Кахана, 29. Ср.: Евангелие от Матфея 8:11; Евангелие от Луки 22:30; Откровение Иоанна 19:9. 415 То есть мощь Свою.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|