Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 1. Теоретические основы коррекции личности




Л.К. Гаврилина

Теория и практика

Коррекции личности

Учебно-методическое пособие

 
 

Сыктывкар, 2002


Рецензенты:

Бызова В.М., профессор Санкт-Петербургского университета, доктор психологических наук;

Кошель И.А., психолог Сыктывкарской медико-педагогической школы

 

Гаврилина Л.К. Теория и практика коррекции личности. -Сыктывкар, 2002.

 

 

Пособие адресовано студентам, школьным психологам, социальным педагогам. Ориентирует читателя в теоретических основах, методических средствах психокоррекционной работы. Предлагаются для анализа практические материалы
От автора

Личностно-ориентированное обучение и воспитание в современной школе потребовали психологизации образовательного процесса. Важнейшей составляющей профессиональной компетентности учителя, социального педагога, школьного психолога, педагога дополнительного образования стала осведомленность в области психологии личности и психолого-педагогической коррекции личностных нарушений. С другой стороны возросла роль личностной готовности к выполнению профессиональных и родительских функций, а следовательно и спрос на индивидуальную и групповую коррекцию личности взрослых.

Данное пособие ориентирует читателей (студентов, слушателей курсов ИПК, практиков) в вопросах теории и практики психологической коррекции личности.

Приводимые в разделе “Практикум” коррекционно-развивающие программы для младших школьников могут быть реализованы школьными психологами и педагогами. Элементы этих программ могут сделать частью своих занятий педагоги дополнительного образования. Именно они имеют в настоящее время самые широкие возможности для оказания психолого-педагогической поддержки развивающейся личности: в учреждениях дополнительного образования нет жестких образовательных стандартов, а цели развития и формирования личности являются приоритетными.

Обширные списки литературы позволят читателям самостоятельно найти информацию, которая поможет осмыслить личностные проблемы (воспитанников, свои) и продумать пути коррекции или самокоррекции личности при сохранении ее целостности.

Содержание (предлагаемой программы спецкурса, лекций, практикума) носит обзорный характер. Потому, например, тренинговые программы не детализированы, кратки: предполагается самостоятельное наполнение содержанием некоторых процедур, творческое осмысление их возможностей.

 

Отзывы о применении пособия будут приняты с благодарностью. Послать их можно по адресу: Email – [email protected]

 

Гаврилина Л.К. – к.п.н., доцент кафедры педагогической психологии и педагогики Сыктывкарского госуниверситета, психолог Республиканского центра дополнительного образования детей

 


ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ"

Пояснительная записка

 

Спецкурс адресован студентам специализации “Психолог в сфере образования”.

Цель курса - углубление и систематизация теоретических знаний о динамике и закономерностях личностного развития в образовательном процессе и ознакомление с основами коррекционной работы в рамках существующих подходов.

Программа выстраивалась, исходя из принципов:

1. преемственности - содержание пронизано горизонтальными и вертикальными межпредметными связями, т.е. и с раннее изученными, и следующими за данным психологическими курсами, как теоретическими, так и практико-ориентированными;

2. концептуальности - все рассматриваемые подходы к коррекции личности и используемые при этом методические средства сопровождаются теоретическим обоснованием;

3. связи теоретических знаний с практическими - должное внимание уделяется психологическому практикуму: не включенному и включенному наблюдения, анализу материалов из опыта индивидуальной и групповой коррекции личности.

Логика содержания - это движение от общих положений о стратегии и тактике коррекции личности в рамках различных концепций к рассмотрению коррекции определенных отклонений в формировании личности, от общих положений об индивидуальной и групповой работе - к особенностям работы, определяемым возрастом и характером отклонений.

В каждой теме выделяется основное и дополнительное содержание, сформулированы задания студентам для самостоятельной работы - репродуктивного, поискового и формирующего характера, требующие творческого осмысления.

Формы аудиторной работы – лекции, семинары, практические занятия. Лекции носят обзорный характер, углубленное рассмотрение отдельных тем –на семинарах. При наличии возможности целесообразно проводить практические занятия-наблюдения в образовательных учреждениях.

По окончании изучения курса студенты должны знать:

- различные подходы к определению условий личностного роста и препятствий к нему;

- содержание возрастных личностных новообразований;

- методологические основы психологической коррекции личности;

- принципы и правила групповой коррекционной работы;

- способы индивидуальной коррекции отклонений в личностном развитии в ходе возрастного консультирования

уметь:

- использовать психологическую информацию для организации коррекционной работы;

- аргументировать выбор методов коррекции;

- составлять программы индивидуальной и групповой коррекции личности школьника;

- составлять программы индивидуальной и групповой коррекции отношений педагогов и родителей к школьникам разных возрастов;

- ставить в соответствие педагогическим проблемам скрытые в них психологические;

- выдвигать гипотезы о причинах личностных отклонений и составлять план их проверки;

владеть:

- техниками установления контакта и ведения беседы;

- подходами к интерпретации вербальной и невербальной информации, полученной от клиента;

- способами подачи безооценочной обратной связи в ходе индивидуальной или групповой коррекции.

Форма итогового контроля - зачет: теоретическая часть - собеседование по содержанию программы, практическая - составление коррекционной или коррекционно-развивающей программы.

На изучение курса отводится 50 часов аудиторного времени

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  Темы Ауд. Из них Сам.работа
1.   Часов Лекции Сем.- практ. студентов
1. Личность в проекциях различных теорий     -  
2. Методологические основы организации психологической коррекции личности     -  
3. Групповые методы коррекции          
4. Индивидуальная коррекционная работа     -  
5. Личностное развитие младшего школьника: коррекция отклонений        
6. Личностное развитие в подростковом возрасте: диагностика и коррекция отклонений        
7. Личностное развитие в юношеском возрасте: диагностика и коррекция отклонений        
8. Специфика групповой коррекционной работы с подростками        
9. Профилактика и преодоление различных форм асоциального поведения        
10. Коррекция детско-родительских отношений        
11. Коррекция личности педагога        
    ВСЕГО:        

 


ТЕМА 1. Теоретические основы коррекции личности

Описание и понимание личности: различные подходы. Основные закономерности развития личности. Препятствия личностному росту и пути их устранения. Фундаментальные черты личности. Личностные потенциалы. Ключевые личностные образования. Гармоничная и дисгармоничная личность. Причины личностной дисгармонии.

Методологические основы организации психологической коррекции. Уровни анализа категории нормы: нейропсихологический, общепсихологический, возрастно-психологический. Виды нормы. Использование психологической информации для организации психологической коррекции. Проблема эффективности психологической коррекции и сохранения целостности личности.

Виды коррекции. Основные принципы психокоррекционной работы.

Особенности составления психокоррекционных программ.

Профессиональная готовность психолога к осуществлению психокоррекционной работы.

Групповые методы психокоррекционной работы. Особенности комплектования группы. Групповая динамика. Основные поведенческие роли руководителя. Возрастная специфика групповой работы. Виды групп.

* Восточные учения о развитии личности и пути коррекции в их русле. Православная психология о коррекции личности.

 

Литература:

§ Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.- М.,1994.- Гл.3

§ Белорусов С.А. Духовность и психологическое консультирование //Журнал практического психолога.-1998.-№8.-С.86-90

§ Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. - СПб., 1996.

§ Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение.- М.,1990

§ Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга: методические указания. - ЛГТУ,1990

§ Зиглер Д., Хьелл Л. Теории личности.-СПб.,1998

§ Каган В. Психотерапия для всех и каждого.-М.,1998

§ Красило А.И. Преодоление объективации как основная проблема и функция личности //Журнал практического психолога.-1998.-№4.-С62-70.

§ Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности.-М.,1997

§ Лидерс А.Г. Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту //Журнал практического психолога.-1998.-№9.-С96-112

§ Лушин Л.В. Личностное изменение как “управляемая метаморфоза” //Мир психологии. - 2000.-№2.-С.217-223.

§ Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг.-М.,1998

§ Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М.,1989.

§ Психологическая помощь и консультирование /Под ред. М.К.Тутушкиной.-СПб., 1998.-гл.1,2,3.

§ Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А.Реана. - СПб., 2000.

§ Романенко О.К. Практическая гештальттерапия.-М.,1995.

§ Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост.- Вып. 1,2,3.-М.,1992, 1994

§ Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. Наука о душе.- М., 2001.

§ Шадура А. Психологическая реабилитация личности //Развитие личности.-1997.-№1.-С.127-137

§ Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности в педагогической практике. - Ростов-на-Дону,1992

§ Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.-М.,1998.

§

§

§

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...