ТЕМА 1. Теоретические основы коррекции личности
Стр 1 из 22Следующая ⇒ Л.К. Гаврилина Теория и практика Коррекции личности Учебно-методическое пособие Сыктывкар, 2002 Рецензенты: Бызова В.М., профессор Санкт-Петербургского университета, доктор психологических наук; Кошель И.А., психолог Сыктывкарской медико-педагогической школы
Гаврилина Л.К. Теория и практика коррекции личности. -Сыктывкар, 2002.
Пособие адресовано студентам, школьным психологам, социальным педагогам. Ориентирует читателя в теоретических основах, методических средствах психокоррекционной работы. Предлагаются для анализа практические материалы Личностно-ориентированное обучение и воспитание в современной школе потребовали психологизации образовательного процесса. Важнейшей составляющей профессиональной компетентности учителя, социального педагога, школьного психолога, педагога дополнительного образования стала осведомленность в области психологии личности и психолого-педагогической коррекции личностных нарушений. С другой стороны возросла роль личностной готовности к выполнению профессиональных и родительских функций, а следовательно и спрос на индивидуальную и групповую коррекцию личности взрослых. Данное пособие ориентирует читателей (студентов, слушателей курсов ИПК, практиков) в вопросах теории и практики психологической коррекции личности. Приводимые в разделе “Практикум” коррекционно-развивающие программы для младших школьников могут быть реализованы школьными психологами и педагогами. Элементы этих программ могут сделать частью своих занятий педагоги дополнительного образования. Именно они имеют в настоящее время самые широкие возможности для оказания психолого-педагогической поддержки развивающейся личности: в учреждениях дополнительного образования нет жестких образовательных стандартов, а цели развития и формирования личности являются приоритетными.
Обширные списки литературы позволят читателям самостоятельно найти информацию, которая поможет осмыслить личностные проблемы (воспитанников, свои) и продумать пути коррекции или самокоррекции личности при сохранении ее целостности. Содержание (предлагаемой программы спецкурса, лекций, практикума) носит обзорный характер. Потому, например, тренинговые программы не детализированы, кратки: предполагается самостоятельное наполнение содержанием некоторых процедур, творческое осмысление их возможностей.
Отзывы о применении пособия будут приняты с благодарностью. Послать их можно по адресу: Email – kpp@ssu.komi.com
Гаврилина Л.К. – к.п.н., доцент кафедры педагогической психологии и педагогики Сыктывкарского госуниверситета, психолог Республиканского центра дополнительного образования детей
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ" Пояснительная записка
Спецкурс адресован студентам специализации “Психолог в сфере образования”. Цель курса - углубление и систематизация теоретических знаний о динамике и закономерностях личностного развития в образовательном процессе и ознакомление с основами коррекционной работы в рамках существующих подходов. Программа выстраивалась, исходя из принципов: 1. преемственности - содержание пронизано горизонтальными и вертикальными межпредметными связями, т.е. и с раннее изученными, и следующими за данным психологическими курсами, как теоретическими, так и практико-ориентированными; 2. концептуальности - все рассматриваемые подходы к коррекции личности и используемые при этом методические средства сопровождаются теоретическим обоснованием;
3. связи теоретических знаний с практическими - должное внимание уделяется психологическому практикуму: не включенному и включенному наблюдения, анализу материалов из опыта индивидуальной и групповой коррекции личности. Логика содержания - это движение от общих положений о стратегии и тактике коррекции личности в рамках различных концепций к рассмотрению коррекции определенных отклонений в формировании личности, от общих положений об индивидуальной и групповой работе - к особенностям работы, определяемым возрастом и характером отклонений. В каждой теме выделяется основное и дополнительное содержание, сформулированы задания студентам для самостоятельной работы - репродуктивного, поискового и формирующего характера, требующие творческого осмысления. Формы аудиторной работы – лекции, семинары, практические занятия. Лекции носят обзорный характер, углубленное рассмотрение отдельных тем –на семинарах. При наличии возможности целесообразно проводить практические занятия-наблюдения в образовательных учреждениях. По окончании изучения курса студенты должны знать: - различные подходы к определению условий личностного роста и препятствий к нему; - содержание возрастных личностных новообразований; - методологические основы психологической коррекции личности; - принципы и правила групповой коррекционной работы; - способы индивидуальной коррекции отклонений в личностном развитии в ходе возрастного консультирования уметь: - использовать психологическую информацию для организации коррекционной работы; - аргументировать выбор методов коррекции; - составлять программы индивидуальной и групповой коррекции личности школьника; - составлять программы индивидуальной и групповой коррекции отношений педагогов и родителей к школьникам разных возрастов; - ставить в соответствие педагогическим проблемам скрытые в них психологические; - выдвигать гипотезы о причинах личностных отклонений и составлять план их проверки; владеть: - техниками установления контакта и ведения беседы; - подходами к интерпретации вербальной и невербальной информации, полученной от клиента;
- способами подачи безооценочной обратной связи в ходе индивидуальной или групповой коррекции. Форма итогового контроля - зачет: теоретическая часть - собеседование по содержанию программы, практическая - составление коррекционной или коррекционно-развивающей программы. На изучение курса отводится 50 часов аудиторного времени
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТЕМА 1. Теоретические основы коррекции личности Описание и понимание личности: различные подходы. Основные закономерности развития личности. Препятствия личностному росту и пути их устранения. Фундаментальные черты личности. Личностные потенциалы. Ключевые личностные образования. Гармоничная и дисгармоничная личность. Причины личностной дисгармонии. Методологические основы организации психологической коррекции. Уровни анализа категории нормы: нейропсихологический, общепсихологический, возрастно-психологический. Виды нормы. Использование психологической информации для организации психологической коррекции. Проблема эффективности психологической коррекции и сохранения целостности личности.
Виды коррекции. Основные принципы психокоррекционной работы. Особенности составления психокоррекционных программ. Профессиональная готовность психолога к осуществлению психокоррекционной работы. Групповые методы психокоррекционной работы. Особенности комплектования группы. Групповая динамика. Основные поведенческие роли руководителя. Возрастная специфика групповой работы. Виды групп. * Восточные учения о развитии личности и пути коррекции в их русле. Православная психология о коррекции личности.
Литература: § Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.- М.,1994.- Гл.3 § Белорусов С.А. Духовность и психологическое консультирование //Журнал практического психолога.-1998.-№8.-С.86-90 § Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. - СПб., 1996. § Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение.- М.,1990 § Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга: методические указания. - ЛГТУ,1990 § Зиглер Д., Хьелл Л. Теории личности.-СПб.,1998 § Каган В. Психотерапия для всех и каждого.-М.,1998 § Красило А.И. Преодоление объективации как основная проблема и функция личности //Журнал практического психолога.-1998.-№4.-С62-70. § Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности.-М.,1997 § Лидерс А.Г. Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту //Журнал практического психолога.-1998.-№9.-С96-112 § Лушин Л.В. Личностное изменение как “управляемая метаморфоза” //Мир психологии. - 2000.-№2.-С.217-223. § Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг.-М.,1998 § Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М.,1989. § Психологическая помощь и консультирование /Под ред. М.К.Тутушкиной.-СПб., 1998.-гл.1,2,3. § Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А.Реана. - СПб., 2000. § Романенко О.К. Практическая гештальттерапия.-М.,1995. § Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост.- Вып. 1,2,3.-М.,1992, 1994 § Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. Наука о душе.- М., 2001. § Шадура А. Психологическая реабилитация личности //Развитие личности.-1997.-№1.-С.127-137 § Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности в педагогической практике. - Ростов-на-Дону,1992 § Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.-М.,1998. § § §
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|