Лекция 10. Индивидуальная коррекция личности
“Как можно глубже изучайте теорию, но откладывайте ее тотчас в сторону, когда соприкоснетесь с чудом живой души” К.Г.Юнг
«Высшее достижение человека – когда он оставляет разум и постигает мир через эмоции и другие виды опыта» Э.Беккер План: 1. Необходимые условия и методы 2. Цели 3. Технические этапы 4. Содержательная сторона: мастерство консультанта 5. Типичные ошибки консультанта
Подобно тому, как личность несводима к природному в человеке, так факт запроса и принятия психологической помощи, будучи, прежде всего, фактом Встречи двух личностей, не может быть жестко технологизирован. И все же некоторые моменты надо выделить. Необходимые условия: · добровольное согласие на получение такой помощи; · доверие клиента к психологу; · активность клиента и его творческое, исследовательское отношение к собственным проблемам; · право клиента самостоятельно принимать решения. Клиенты могут ожидать от психолога: · психологической поддержки; · совета (как изменить ситуацию, как адаптироваться к ней или выйти из нее); · помощи и руководства в самопознании; · помощи в исследовании своей проблемы и принятии самостоятельного решения. Основные методы: Убеждение - метод психологического воздействия на сознание клиента посредством изменения его прежних суждений. Применяется к людям с высоким уровнем интеллектуального развития, мало внушаемым и способным самостоятельно справиться со своими психологическими проблемами. Внушение - подача информации, воспринимаемой без критической оценки и логической переработки воспринимаемого. Применимо к сильно внушаемым клиентам, дает быстрый, но нестойкий результат.
Психологическое консультирование - профессиональная помощь клиенту в поиске решения проблемы. Три основных подхода в психологическом консультировании: 1. Проблемно-ориентированное консультирование- направлено на анализ сущности и внешних причин проблемы, поиск путей разрешения. Подход - бихевиористический. 2. Личностно-ориентированное консультирование. Центрировано на анализе индивидуальных причин проблемы, генезе деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Подход - психодинамический. Консультант принципиально воздерживается от советов и организационной помощи. 3.Решение-ориентированное консультирование. Центрировано на выявлении ресурсов для решения проблемы.
Цели и задачи психологического консультирования: 1) эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям клиента; 2) расширение сознания и повышение психологической компетентности; 3) изменение отношения к проблеме (от ”тупика” к выбору решения); 4) повышение стрессовой и кризисной толерантности; 5) развитие реалистичности и плюралистичности мировоззрения; 6) повышение ответственности и выработка готовности к творческому осмыслению своей жизненной ситуации. Технические этапы консультирования (выделяются независимо от подходов): 1) установление контакта; 2) предоставление возможности выговориться(порой люди, впервые получившие возможность рассказывать о своей проблеме, не прерываемые вопросами и советами, сами в процессе разговора начинают видеть проблему по-другому и на этом этапе останавливают консультирование, самостоятельно приняв решение); 3) предоставление эмоциональной поддержки и информации о позитивных аспектах обсуждаемой ситуации; 4) совместная переформулировка проблемы; 5) заключение контракта (обсуждение организационных аспектов и доли ответственности клиента и консультанта, выявление и коррекция нереалистичных ожиданий клиента);
6) формирование регистра возможных решений проблемы (консультант предлагает свой профессиональный и жизненный опыт только после того, как клиент сформулировал 2-3 решения); 7) выбор из выявленного регистра оптимального с точки зрения клиента решения; 8) закрепление мотивации и планирование реализации выбранного решения; может осуществляться прямой поддержкой либо парадоксально -”критикой и сомнениями” консультанта; 9) завершение консультирования с предоставлением клиенту права повторного обращения при необходимости либо назначение поддерживающей встречи. Эта программа может быть реализована и в течение одной встречи (2-3 часа), и за 2-5 встреч по часу с интервалами от 1 дня до 2-3 недель. В большинстве случаев предъявляемая проблема маскирует индивидуальный или семейный кризис, который и становится объектом психологической коррекции. Искусство консультанта заключается не столько в том, чтобы: I правильно осознать, понять проблему клиента, сколько в том, чтобы подвести клиента к адекватному пониманию своей проблемы; II самому знать, как должен клиент решить свою проблему, сколько в показе клиенту возможных способов его изменения так, чтобы он сознательно и добровольно принял эту новую перспективу своего поведения; III изменять клиента, оказывая на него то или иное воздействие, сколько в стимулировании его к изменениям, в поддержке намерения измениться.
Рассматривая содержательную сторону консультативного процесса, можно выделить в нем два этапа с тремя стадиями в каждом. I этап - Начальный 1-я стадия. Установление эмоционального контакта: соблюдение правил делового этикета 2-я стадия. Ориентация в проблеме клиента: техники расспроса, подсказки 3-ястадия. Формулировка проблемы клиента, принятие его заказа и заключение договора: понимание установок клиента, забота о непротиворечии заказа нравственным или педагогическим принципам. Мастерство консультанта на первом этапе в том, чтобы помочь самораскрытию клиента, помочь ему преодолеть свои страхи, стыд, недоверие, помочь рискнуть открыться. Для этого необходимо: § 1.Рассказать клиенту вкратце, как консультант может ему помочь. Это будет способствовать появлению доверия у клиента.
§ Гарантировать клиенту конфиденциальность. § Демонстрировать принятие, поддержку и ободрение. § Вселять уверенность и надежду на благоприятное разрешение проблемной ситуации. § Демонстрировать уважение к клиенту и его ценностям. § Быть к клиенту внимательным и заботливым. § Акцентировать какие аспекты проблемы, которые побуждали бы клиента говорить о своей проблеме все более и более конкретно. § Не допускать манипуляции клиентом. § Проявлять к клиенту искренний интерес. § Не прятаться за профессиональной ролью. § Своевременно помочь клиенту в самораскрытии, уловив оптимальный момент, чему помогает эмпатия консультанта. Чувство безопасности и доверие к консультанту позволяет клиенту преодолеть барьер закрытости. II этап - Основной 1 стадия. Продолжение сбора информации о проблеме клиента. 2 стадия. Анализ проблемы и формулировка объяснительной гипотезы. 3 стадия. Проверка гипотезы в ходе терапевтической беседы. Мастерство консультанта на этом этапе проявляется в: § интеграции наблюдений; § выборе техники, которая поможет клиенту увидеть новую перспективу; § умении подвести клиента к новому взгляду на свое поведение, инсайту; § умении показать противоречия и искажения в жизни клиента и в интеракциях с консультантом - быть способным к конструктивной конфронтации; § экспрессии, эмпатии; § отказе от своих ожиданий и ориентации на цели клиента; § динамичности, гибкости поведения; § избегании субъективизма в оценках поведения клиента; § терпимости к невротическим срывам клиента; § общей культуре поведения; § профессиональном такте; § деликатности в интимных вопросах; § построении и выдерживании до конца своей линии поведения; § совместном с клиентом анализе проблемной ситуации; § адекватном поведении в конфликтной ситуации; § содействии появлению ответственности у клиента за свою судьбу; § самораскрытии своих чувств и своего опыта;
§ анализе взаимоотношений с клиентом, возникающих “здесь и теперь”; § постановке и руководстве целями изменения отношений клиента и интериоризации им этих целей; § держании паузы, если необходимо обдумать сообщение клиента, при этом возможно побуждение клиента к высказыванию; § умении быть спонтанным и свободным в коммуникациях, не следовать привычной и запланированной стратегии; § умении рассчитывать сразу на состояние или потребность клиента, не выжидать подходящего времени или не слишком долго обдумывать свои действия.
Типичные ошибки консультанта: § Жесткое, механическое использование модели консультирования, что выражается, прежде всего, в жестком следовании этапам, стадиям. Главный критерий - что делать в данный момент- польза для клиента. § Временная жесткость. Реальный процесс может быть свернут, ряд функций может выполняться одновременно. § Жесткая специализация стадий: на первой - только эмпатия и т.д. Такая “специализация “ снижает эффективность процесса, который является целостным. § Остановка процесса консультирования или “ходьба по кругу” после самораскрытия клиента. § Схематизм мышления, ”психологическая слепота “ на живого человека: психолог видит то, что знает. § Преувеличенная вера в силу научного знания, недоверие к собственному опыту психолога (если бы я лучше знал психиатрию). § Интерпретационный ажиотаж- игнорирование живого опыта, увлечение теоретизированием, сложными интерпретациями. § Иллюзия собственного могущества, проявление установки психолога: ”Я должен что-то сделать, все изменить”. Намерения только психолога недостаточно, необходимо и клиенту иметь желание измениться. Реалистическая профессиональная установка -выслушать. § Иллюзия “материнской любви”, установка: ”Все очень милые, хорошие, но несчастные. Никто их не поймет, кроме меня. ” 24 часа в сутки невозможно быть “любящим”, прощать злобу, отказывать себе в естественных чувствах. В этом случае быстро наступает профессиональная деформация - выгорание чувств. § Неадекватность, неконгруэнтность (по Роджерсу конгруэнтность- искренность терапевта в выражении своих естественных чувств) § Иллюзия собственной непогрешимости, мудрости: ”Я - единственный, у кого есть правильный ответ для вас.” § Иллюзия помощи. Психотерапевт ограничивает свою роль только диспетчерством - “Обратитесь туда, там вам помогут”. § Растерянность консультанта, когда клиент не может сказать, что ему надо. § Выдача предписаний, советов и объяснение неудачи низкой мотивированностью клиента. § Слишком ранний показ клиенту величины и значимости его проблемы: он может закрыться.
§ Многословие консультанта. § Категоричность и безаппеляционность высказываний при интерпретациях и рекомендациях. § Понимание эмпатии как бессмысленного повторения слов клиента. § Декларирование резкости как искренности. § Представление застенчивости как тактичности (сила, а не слабость) Непонимание, когда сдержать эмоции, а когда искренне отреагировать. § Агрессивное самоутверждение. § Неискренность и отсутствие спонтанности в реагировании из-за скованности страхом перед возможным самораскрытием. § Отсутствие осторожности при изложении своих нравственных принципов и ценностей: навязывание своих ценностей и жизненных правил. § Объяснение всех достижений клиента психотехникой - формирование зависимости от техники. Результат в практической психологии неоднозначен и не может быть приписан только технике. § Неадекватное проявление эмпатии: психолог не слышит клиента или неверно воспринимает его чувства. Индивидуальная коррекция личности осуществляется с преимущественной ориентацией на собственные резервы клиента. Потому психологу важно помнить, что не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций психокоррекции, а безопасность клиента важнее, чем требования психолога: нельзя добиваться цели любой ценой, используя любые методические средства, не обращая внимания на состояние клиента. Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но нет универсального. Соответствие избранного подхода личностному складу клиента и его проблеме - важное условие эффективности индивидуальной психологической коррекции Литература:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|