1. Теоретический компонент: знание теоретических основ коррекционной работы (возрастная периодизация, психологические теории личности, социально-психологические особенности группы, основные методы коррекционной работы)
Психолог может быть приверженцем одной какой-то теории, эклектично либо континуально сочетать несколько.
2. Практический компонент – владение конкретными методами и методиками.
3. Личностная готовность – проработанность собственных психологических проблем.
Личностная неготовность в сочетании со слабой методической компетентностью может привести к развитию синдрома эмоционального сгорания.
Выделяют следующие факторы СЭС:
· внутриличностные конфликты;
· работа с немотивированными клиентами;
· отсутствие возможности обучаться и совершенствоваться;
· отсутствие возможности и желания передавать свой опыт;
· центрация на себе, проницаемость личностных границ.
В настоящее время существует, по некоторым данным, около 800 подходов, определяющих цели и содержание психотерапии.
Рассмотрим представления о личностном росте, препятствиях к нему и их коррекции, существующие в рамках известных теорий личности.
Психологический рост
Препятствия росту
Пути коррекции
З. Фрейд
Личность развивается на основе четырех источников напряжения: 1) процессов физиологического роста; 2)фрустраций;3)конфликтов; 4) угроз. Развитие личности – овладение новыми способами редукции напряжения. Основные методы - идентификация и смещение.
Тревожность как угроза телу и душе (потеря желаемого объекта, потеря любви к себе, потеря личности., все психозащиты кроме сублимации, либо застревание, либо возврат к ранним стадиям.
Помощь в припоминании, восстановлении и реинтеграции бессознательного материала: проявление, исследование и выделение инстинктов, которые отрицаются или искажаются. Анализ детских воспоминаний, снов, метод свободных ассоциаций, перенос и интерпретация для достижения инсайта
Индивидуальная психология А. Адлера
Это движение от центрированности на себе и целях личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально полезного развития. Сочетание конструктивного стремления к совершенству с социальным интересом и кооперацией.
Органическая неполноценность, избалованность, отверженность: это вызывает центрацию на себе и препятствует развитию социального интереса и кооперации.
Помощь в понимании своего жизненного стиля, его истоков (он складывается в раннем детстве).
Помощь в понимании своих ошибок в разных ситуациях.
Помощь в осознавании и выстраивании иерархии жизненных целей. Анализ ранних детских воспоминаний, усиление социального интереса, переориентация и перевоспитание
Аналитическая психология К. Юнга
Индивидуация – процесс развития целостности и движения к большей свободе.
Чем сильнее осознавание, тем лучше рост – с позиций ЭГО. Рост с позиций Самости – единение сознания и бессознательного.
Неосознавание своей Тени; игнорирование Анимы и Анимуса;
Раздувание ЭГО или Персоны; бессилие ЭГО
Помощь в осознании и принятии Тени,
в установлении диалога с Анимой или Анимусом.
Помощь в становлении на путь индивидуации.
Анализ символики снов, анализ фантазий,метод амплификаций, метод анализа серии сновидений, метод активного воображения
Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера
Рост – минимизация дурных условий и возрастание благотворного контроля над средой.
Проясняя своё мышление мы можем предсказывать, поддерживать своё поведение и управлять им.
Наказания: они информируют о том, что не надо делать, но не сообщают, что делать, не позволяют научиться оптимальному поведению;
Неведение – незнание причин данного поведения.
Замена наказания игнорированием нежелательного поведения или отрицательным подкреплением.
Помощь в признании неведения и в изменении поведения, поддерживающего неведение Лечение, основанное на оперантном научении: психофармакология, обучение навыкам общения, биологическая обратная связь – обретение контроля над непроизвольными функциями тела благодаря получению четкой информации о внутренних физиологических процессах
Когнитивная теория личности Дж. Келли
Исследовательская позиция, оценка прочности конструктов и пересмотр конструктов. У зрелой личности конструкты проницаемы, открыты изменениям
Закрытость системы личностных конструктов для изменения и связанные с этим тревога, вина, угроза, враждебность
Реконструирование конструктов, помощь в формулировке и опробовании новых гипотез, в формировании системы конструктов с большей прогностичностью.
Терапия фиксированной роли.
Гештальттерапия Ф.С.Перлза
Психическое здоровье - это способность перейти от опоры на среду и регулирования среды – к опоре на себя и саморегуляцию, способность достигать оптимального равновесия внутри себя и между собой и средой
Избегание пустоты и возникающая в связи с этим ригидность восприятия и поведения.
Человек чувствует проникновение границ социума слишком глубоко в себя и начинает себя защищать, уравновешивать себя в этом нападающем мире.
Невротические механизмы: интроэкция – присвоение стандартов, норм, способов мышления;
проекция – перекладывание ответственности на других за свои недостатки;
слияние – делает невозможным принятие различий между людьми; ретрофлексия – обращение против себя: люди становятся и субъектом, и объектом всех действий.
Основная стратегия – поощрять и даже настаивать на том, чтобы пациент был тем, кто он есть на самом деле. Помощь в исследовании себя во всех своих ролях. Поощрение коммуникаций между отчужденными, фрагментированными частями «Я».Цель терапии не в выработке хорошего фиксированного характера, а в формированию способности к изменению при сохранении некоторой индивидуальной стабильности
Феноменологическая теория личности К.Роджерса
Согласованность самовосприятия и переживания. Полноценное функционирование: открытость опыту, отсутствие защитных тенденций, точное осознавание, безусловное самоуважение и гармоничные отношения с другими
Дистанцирование между организмом и Я, между Я и другими как следствие нарушения организмического оценочного процесса из-за избытка внешних оценок, отрицания опыта переживаний и усиления защитных тенденций.
Устранение разрыва между Я и организмом, Я и другими:
- создание ситуации отсутствия угрозы Я-структуре;
- исследование бессознательных чувств и осознание их;
- реорганизация Я-концепции с организмическим опытом переживаний и ассимиляция прежде угрожающих чувств в Я-структуру.
Клиент-центрированная терапия, человеко- центрированная терапия.
Гуманистическая теория личности А.Маслоу
Творческая самоактуализация –реализация желания человека стать тем, кем он может стать, верность своей природе
Дефицитарная мотивация, связанная с неудовлетворением потребностей нижележащих уровней;
незнание людьми своего потенциала или нежелание его развивать;
давление группы.
Восполнение дефицита в удовлетворении базовых потребностей; формирование метамотивации и метаобраза жизни
Экзистенциальная психология Л.Бинсвангера и М.Босса
Единство человека и мира, открытость человека, готовность к восприятию всего, что есть в настоящем, осознание и реализация всех возможностей своего бытия, аутентичная жизнь,т.е.распознавание основы своего существования.Широкие и экспансивные миро-проекты, осознание конечности бытия – в- мире и ответственность за реализацию каждого момента существования.
Отгороженность от основы своего существования [женщина пытается быть мужчиной или маскулинной], перекладывание ответственности за свою судьбу на других, уступка чужой воле, неосознавание возможностей выбора.Узкие и сжатые миро-проекты.Отказ от становления, от исполнения всех возможностей DASEIN.
Реконструкция индивидуального жизненного пути личности, понимание причинной(«потому что») и целевой(«для того чтобы») детерминации событий индивидуальной жизни (интерпретация с помощью понятий и отношений между ними, которые принадлежат исследователю). «Архивный метод»:изучение текстов, материалов биографий и автобиографий, свидетельств очевидцев; описание и понимание опыта переживаний, экзистенциальный анализ сновидений
Диалогический подход Флоренской Т.А.
Наличное «Я» удовлетворяет эгоистические интересы, непосредственные потребности. Духовное «Я» – совесть как нравственая интуиция, способность к самопожертвованию. У зрелой личности доминирует духовное «Я».
Доминирование наличного «Я» в конфликте между наличным «Я» и духовным «Я».
Обращение психолога к духовному «Я» клиента, пробуждение скрытых духовных возможностей, выведение собеседника на диалог с собственной совестью. Психолог дает оценку наличному «Я» с позиций нравственности, а безусловно принимает личность клиента на основе его духовного «Я».
Большинство психологических теорий описывают, моделируют частичные аспекты психики человека, причем не человека вообще, а человека определенного типа. Можно говорить о людях «по Фрейду» (выросли в обстановке конфликтности), людях «по Роджерсу» (выросли в атмосфере заботы, понимания, эмпатичны). Важно, чтобы теория, на которую опирается психолог-практик, соответствовала типу человека, а также психологическому нарушению, с которым человек обратился, или его проблеме. Необходимо и соответствие психологической теории направленности и характеру эволюции личности человека: целевой установке личности, ее доминанте. Стремясь быстрее выйти на знание и модель, психолог может не учесть расхождение своих представлений и представлений клиента. Не отрефлексировав этих представлений и взаимных ожиданий, нельзя рассчитывать на успех.
Литература:
§ Дружинин В.Н. Варианты жизни.- М., 2000.
§ Павлов К.В. Парадоксальная теория изменений // Психологическая газета.-2001.-№9\72.-С.10-13
§ Розин В.М. Психология: теория и практика.- М.,1997
§ Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – М.,1994 вып.1, 2, 3