В личностном консультировании4
ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ПСИХОЛОГУ Эти вопросы можно задать самому себе или своим коллегам. I 1. Видите ли вы свою задачу в том, чтобы диагностировать и скорректировать личность? 2. Связываете ли вы успех в своей работе с усовершенствованием методов психодиагностики и психокоррекции? 3. Считаете ли вы, что от прогресса в развитии технологии психодиагностики и психокоррекции зависит возможность психологического проникновения во внутренний мир личности? 4. Думаете ли вы, что психолог должен руководствоваться, в первую очередь, объективными показателями? 5. Складывается ли у вас цельный образ личности из совокупности объективных показателей? 6. Какова роль вашего внутреннего опыта и интуиции в постановке диагноза и коррекции личности?
II 1. Видите ли вы свою задачу в том, чтобы помочь человеку самоактуализироваться? 2. Относитесь ли вы к своему клиенту как к равноправному собеседнику? 3. Разделяете ли вы принцип «безусловного принятия» собеседника? 4. Способны ли вы к такому принятию любого человека (в том числе лжеца, негодяя, преступника и т.п.)? 5. Высказываете ли вы в общении с клиентами свои нравственные оценки их поступков? 6. Разделяете ли вы идею «относительности» добра и зла? 7. Считаете ли вы, что все возможности человека должны актуализироваться? 8. Не вступает ли ваш клиент в панибратские отношения с вами? 9. Сопереживаете ли вы всему тому, что выслушиваете? 10. Испытываете ли вы чувство усталости и душевного истощения в общении с клиентами? 11. Говорит ли ваш опыт о возможности вполне понять человека путем вчувствования в его внутренний мир? 12. Забываете ли вы себя в общении с собеседником?
13. Знакомо ли вам чувство открытия за внешним обликом человека совсем иного Лица: Лика, очищенного от всего случайного и затемняющего эстетически целостный образ? 14. Если «да», проявляется ли это Лицо в процессе вашего общения с человеком? 15. Отвечают ли вашему уму и сердцу понятия наличное «Я» и духовное «Я»?
III 1. Видите ли вы свою задачу в том, чтобы помочь пробуждению в человеке его «духовного Я». 2. Различаете ли вы во внутренней речи собеседника голоса наличного «Я» и духовного «Я»? 3. Если «да», поддерживаете ли в общении голос духовного «Я» собеседника? 4. Помогаете ли вы человеку, находящемуся в конфликте со своим духовным «Я», осознать этот конфликт? 5. Стараетесь ли вы поддержать голос совести человека, если его душевный дискомфорт связан с нравственным нарушением? 6. Высказываете ли вы свою нравственную оценку поступков собеседника? 7. Если «да», какими критериями вы руководствуетесь? 8. В ситуации такой нравственной оценки не нарушается ли ваш контакт с собеседником? 9. Не распространяется ли оценка поступков человека на ваше отношение к его личности? 10. Не является ли такого рода оценивание «навязыванием» человеку вашей точки зрения? 11. Часто ли вы слышите от консультируемых радостный возглас: «Я и сам чувствую (думаю и т.п.)? 12. Различаете ли вы «моральный» и «нравственный» уровни оценивания поступков? 13. Сохраняете ли вы свою позицию в диалоге? 14. При осознании собеседником нравственной альтернативы не мешаете ли вы его свободе выбора? 15. Испытываете ли вы чувство сопереживания собеседнику? 16. Если «да», относится ли оно преимущественно к наличному «Я» или к духовному «Я» собеседника? 17. Сопереживая состояниям наличного «Я» человека, не «увязаете» ли вы в них? 18. Способны ли вы «отстраиваться» от негативных душевных состояний собеседника, смотреть на них «со стороны»? 19. В ситуациях эмоциональных «взрывов» протеста, недовольства, обвинений со стороны консультируемого удается ли вам сохранить душевное спокойствие и расположение к нему?
20. Если вам удается сохранить позицию объективности и беспристрастности, не нарушает ли это ваш контакт с консультируемым? 21. Не вырабатываются ли у вас определенные стереотипы в работе, «классификации» случаев, готовые фразы и афоризмы? 22. Предпочитаете ли вы творческий процесс, «экспромт» проторенным путям? 23. Стремитесь ли вы подвести собеседника к найденному вами решению его проблемы? 24. Является ли для вас процесс консультирования драмой с неизвестной развязкой? 25. Часто ли ваши собеседники приходят к разрешению жизненных проблем самостоятельно? 26. Часто ли такие самостоятельные решения бывают неожиданными для вас? 27. Возникает ли у вас чувство превосходства над своими собеседниками? 28. Обогащает ли вас духовно общение с вашими собеседниками? 29. Меняется ли характер и стиль вашей речи от одного собеседника к другому? 30. Если «да», являются ли эти изменения преднамеренными или спонтанными? 31. Находите ли вы контакт с людьми различных мировоззрений и религиозных исповеданий? 32. Не возникает ли у вас соблазн скорее «продвинуть» собеседника в духовном плане, «просветить» его? 33. Внимательны ли вы к конкретному «запросу» консультируемого, пусть самому незначительному с вашей точки зрения? 34. Возникают ли у вас личностные взаимоотношения с консультируемым (симпатии, привязанности, дружбы и т.д.)? 35. Характерны ли для вашей деятельности проблемы «переноса»? 36. Если «да», как вы разрешаете эти проблемы? 37. Что более характерно для вас: эмоциональный контакт с собеседником или контакт в плане сознания и сотворчества? 38. Испытываете ли вы в процессе общения с консультируемым творческий подъем, воодушевление? 39. В конце рабочего дня (сеанса) вы чувствуете усталость или бодрость? 40. Уверены ли вы в том, что нашли свое призвание в работе практического психолога?
Каждую из трех частей этого опросника можно условно обозначить так: I – “технологизм”; II – “гуманистическая ориентация”; III – “диалогическая ориентация”. Основная часть вопросов каждой группы, переведенная в утвердительную форму, выражает характерные черты данной ориентации. Но несколько вопросов I и II групп носят переходной характер, открывающий возможность осознания проблем, неразрешимых в рамках данной ориентации и требующих перехода к иным принципам.
Последняя, наиболее развернутая группа вопросов носит откровенно «наводящий» характер. По существу это вопросительная форма выражения основных принципов диалогического общения. Психологическое консультирование выступает здесь в роли наипростейшей составляющей различных областей практической психологии. Этот вопросник служит введением в диалог, он – не диагностический, а диалогический, поэтому вопросник принципиально не формализуется. Вопросы можно варьировать, число умножать или сокращать в зависимости от условий и целей, для которых он используется. Способы использования вопросника также можно варьировать. Допустимо задавать вопросы устно, чтобы видеть реакции собеседника. Письменное заполнение вопросника иногда предваряет беседу консультанта, уже ознакомившегося с ответами. Разрешается усложнять вопросник, вводя показатели степени утвердительных и отрицательных ответов (от «безусловно нет» до «безусловно да»). Кроме того, можно ввести два ряда ответов: «желаемое» и «действительное» и т.д. Одна из задач диалогического вопросника – подготовка практического психолога «проблемно-диалогическим» методом как для индивидуальной работы, так и для групповой. Оптимальная цель такой подготовки – передача опыта диалогического общения в практике диалога. Задания: 1. Ответьте, если хотите, на вопросы опросника. 2. Обоснуйте (для себя) предпосылки: - принятия Вами диалогического подхода; - непринятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|