Примерная структура работы
Введение Глава 1. Литературный обзор Глава 2. Организация и методы исследования 1.1.Организация исследования 1.2.Характеристика выборки 1.3.Описание методов 1.4.Список признаков (список всех переменных) Вариант: Глава 2. Программа и методы исследования 1.1.Описание объекта 1.2.Описание исследования 1.3.Описание методик или: 1.1.Объект и предмет исследования 1.2.Описание методик 1.3.Описание всех переменных 1.4.Процедура тестирования Глава 3. Экспериментальная часть 3.1.Сравнительный анализ уровневых характеристик 3.2.Структурный анализ Вариант Глава 3. Изложение и интерпретация результатов исследования 3.1.Анализ первичных статистических данных 3.2.Корреляционный анализ 3.3.Обобщение данных
*** Требования к тексту теоретической главы: - дедуктивный ход мысли: все, о чем пойдет речь в параграфе, кратко обозначается в начале его; - ни одно понятие не употребляется раньше, чем оно определено; - показываются различные подходы к определению понятий и указывается, какое будет принято в работе; - об одном и том же пишется один раз и в одном месте работы; - описание любых классификаций начинается с указания их оснований; - убираются авторские интонации из используемых текстов (типа прямых обращений к читателю, советов и т.п.); - выдерживается стиль академической работы: научность и краткость языка, отсутствие избыточного текста (вводные слова, превосходные степени, эмоционально окрашенные обороты и т.п.); - текст структурируется и выстраивается в определенной логике и внутри каждого параграфа, и в главе в целом, эклектичность недопустима; - не используется популярная литература и издания более, чем 5 лет назад вышедшие (исключение - научная классика).
Вопросы к зачету по курсу «Теория и практика коррекции личности» 1.Анализ подходов к определению личности 2.Гармоничная и дисгармоничная личность 3.Препятствия личностному росту и их устранение: психодинамический подход 4. Препятствия личностному росту и их устранение: бихевиоральный подход 5. Препятствия личностному росту и их устранение: когнитивный подход 6. Препятствия личностному росту и их устранение: адлерианский подход 7. Препятствия личностному росту и их устранение: гуманистический подход 8. Анализ различий между психотерапевтической и психокоррекционной работой 9. Организация психологической коррекции личности: схема работы психолога, виды коррекции, принципы, цели 10. Проблема эффективности психологической коррекции личности 11. Личностные новообразования в дошкольном возрасте 12. Препятствия личностному росту и их устранение в младшем щкольном возрасте 13. Препятствия личностному росту и их устранение в подростковом возрасте 14. Препятствия личностному росту и их устранение в юношеском возрасте 15. Групповая коррекционная работа: принципы и правила 16. Групповая коррекционная работа: групповые процессы и роль руководителя 17.Тревожность дошкольника:причины и коррекция 18. Демонстративность дошкольника: причины и коррекция 19. Школьная тревожность в младшем школьном возрасте: причины и коррекция 20.Социальная робость младших школьников: игровая коррекция 21.Коррекция гиперактивности. 22.Коррекция агрессивности: дошкольники и младшие школьники 23.Чувство неполноценности у подростков: причины и коррекция 24.Агрессивность подростка: причины и коррекция 25.Коррекционная работа с подростками группы риска 26.Коррекционная работа со старшеклассниками: преодоление инфантилизма 27.Специфика групповой коррекционной работы с дошкольниками
28. Специфика групповой коррекционной работы с младшими школьниками 29. Специфика групповой коррекционной работы с подростками 30. Коррекция профессиональной деформации личности у педагогов
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ Лекция 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
«Нормальное развитие - это такое развитие, которое ведет человека к обретению им родовой сущности. Аномальным, отклоняющимся от нормального является такого рода развития, которое ведет человека к отъединению, отрыву от его всеобщей родовой сущности» Б.С.Братусь План: 1. Понятие психологической коррекции в сравнении с психотерапией. 2. Норма: уровни анализа, виды. 3. Виды психокоррекции.
Употребление термина «психотерапия» впервые приписывают знаменитому персидскому врачу Рази (Н.Пезешкиан,1995). В научный обиход термин ввел в конце 19 века Д.Тьюк. Термин "психологическая коррекция" появился в СССР в 70-х годах, когда психологи начали активно работать в области психотерапии, а по положению, ею могли заниматься только врачи. В настоящее время ситуация изменилась, понятие же осталось и существует в трояком содержательном наполнении: - это синоним психотерапии; - это деятельность, в которой решаются задачи психопрофилактики; - это система психологического воздействия для предупреждения или преодоления отклонений в развитии и поведении ребенка (принято в образовании). В зарубежной психологии не разделяют психологическую коррекцию и психотерапию. Идет процесс сближения этих понятий и в отечественной практике оказания психологической помощи.
Таким образом, психологическая коррекция – это обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека (Г.С.Абрамова): познавательные процессы, сфера чувств, поведение. Такое воздействие основывается на теоретическом представлении о норме в каждом конкретном возрастном периоде - протекания познавательных процессов, содержания переживания и т.д.
Что есть? (психодиагностика) – Что должно быть? (норма) – Что надо сделать? (составление и реализация психокоррекционной программы) –Заключительная диагностика.Такова схема работы психолога. Основная научная категория – «норма». Уровни анализа нормы: 1. Нейропсихологический - знание функциональной организации мозга, локализации функций, локальных поражений головного мозга. 2. Общепсихологический - использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования психики. 3. Возрастно – психологический - нормы возрастного развития: конкретизация и индивидуализация общепсихологических данных. Возрастные психологические новообразования- теоретические обобщения, которые позволяют решить вопрос о резервах развития, о зоне ближайшего развития. Одни отражают общее психическое развитие (интеллект, воля), другие – личностное (самосознание, личностные цели).Важен факт их несовпадения. Виды норм (для взрослого): 1. Статистическая норма: нормально то, что в рамках средней величины. Преимущества: легко вычисляется, ею легко манипулировать; она соответствует предположению, что большинство людей нормальны. Недостатки: наличие противоположных значений по отношению к норме; в ходе исторического развития изменяются представления о ненормальном (абнормальном). Нельзя абнормальное приравнивать к патологии (интеллект выше среднего – паталогия?). 2. Функциональная норма – нормально то, что обеспечивает нормальное функционирование, адаптацию. Эта норма больше применима к рассмотрению социальных отношений, она индивидуальна. 3. Идеальная норма – оптимальный способ существования личности в оптимальных социальных условиях. Это не среднее, а образец того, к чему индивид приближается (пример - профили выпускников учебных заведений). 4. Душевное здоровье как норма – это интеграция личности и её динамическое равновесие. Проявляется в отношении к себе, к другим и к жизни вообще. Применительно к ребёнку необходима осторожность: он – развивающаяся личность.Ребёнок нормален, если: - уровень его развития соответствует средней возрастной норме; - он развивается в соответствии с собственным потенциалом.
Критерии нормальности: 1. Субъективная удовлетворённость. 2. Сформированная идентичность. 3. Интегральность. 4. Автономность. 5. Адекватное восприятие действительности. 6. Адекватная самооценка. 7. Сильная толерантность к фрустрации. 8. Резистентность по отношению к стрессу (сопротивляемость). 9. Приемлемая социальная адаптация. 10. Оптимальное самоутверждение (не за счёт других и не ценой саморазрушения).
Критерии абнормальности: Теоретические: - психиатрический диагноз; - помещение в психиатрическую больницу; - субъективное переживание несчастья; - социальная дезадаптация; - результаты объективного психологического обследования. Прагматические: - тревожность, беспокойство; - причудливость; - неспособность выполнять свои обязанности.
Итак, психолог, который собирается заняться коррекцией, обычно размышляет над вопросом: что нужно сделать, чтобы приблизиться к «норме»? Существует два пути, которые относительно независимы: 1. Ориентация на усреднённые представления для решения подобных задач, т.е. поиск универсальных технологий (ориентация на закономерности, опора на психометрические данные, обращенность к людям вообще). 2. Ориентация на индивидуальные возможности совершенствования человека. Это освоение теоретического подхода, который позволит выстроить индивидуализированную программу. Необходим сбор индивидуальной психологической информации, применение клинических методов. Виды психокорекции
1. По характеру направленности диагностики и коррекции (Д.Б.Эльконин): симптоматическая, мишень воздействия – симптом; каузальная (причинная), мишень работы – источники и причины отклонений. 2. По характеру направленности содержания психокоррекционной работы: - коррекция познавательной сферы; - … аффективно – волевой; - … поведенческой; - … сферы межличностных отношений; - … личностных подстуктур. 3. По форме работы с клиентом: - индивидуальная; - групповая: открытая (в специально созданных группах) и закрытая (в естественных группах); - смешанная. 4. По критерию наличия программ: - программированная; - импровизированная. 5. По характеру управления коррегирующим воздействием: - директивная (позиция профессионала, ведение за собой клиента и ориентация на проблему); - недирективная (позиция помогающего человека, ориентация на клиента, как на человека). Выбор может зависеть от возраста и запроса клиента, от характера проблемы, от компетентности психолога.
6. По продолжительности:
7. По масштабу решаемых задач: - общая: нормализация социальной микросреды, регуляция психофизических, эмоциональных нагрузок, оптимизация созревания психических свойств; - частная: набор психологических воздействий, система психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих в данном возрасте формах деятельности, общения; - специальная: комплекс приёмов работы для достижения конкретной задачи:исправление негативного аспекта определённого типа воспитания, отклонения в ходе социализации, коррекция тревожности, агрессивности и т. п..
Литература: § Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.-М.,1994 § Братусь Б.С. Аномалии личности.-М.,1988 § Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции. - М. –Воронеж, 2000 § Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков.- М. –Воронеж,1996. § § §
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|