Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.-СПб.,1998
§ Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта // Московский психотерапевтический журнал.- 1992 -№2
§
§
§
Лециии 5-6. ОТКЛОНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
И ИХ КОРРЕКЦИЯ
«Проблема возраста не только центральная для всей детской психологии, но ключ ко всем вопросам практики»
Л.С.Выготский
План:
1. Учение о возрасте в отечественной психологии
2. Возрастная динамика развития личности: норма и отклонение
3. Стратегия и тактика коррекции личностных нарушений у детей
В отечественной психологии основы онтогенетической теории заложил Л.С.Выготский. Он выделил как основные составляющие психологического возраста социальную ситуацию развития, деятельность ребенка и новообразования в сфере сознания и личности. Психологический возраст – триединое образование, имеющее свою структуру и динамику. Учение Л.С. Выготского о возрасте получило развитие в работах М.И.Лисиной, А.Н. Леонтьева, В.В.Давыдова и др. Развитие личности. по мысли Давыдова В.В., необходимо рассматривать как включенное в общее психическое развитие ребенка, в рамках возрастной периодизации.
Инварианты в формировании личности: потребность в общении, в эмоциональном контакте, в совместной деятельности, в социальном соответствии, в социальной компетентности. Вклад той или иной потребности зависит от их сформированности в соответствующем сензитивном периоде.
Под нормой развития личности понимается процесс последовательного и закономерного формирования качеств, особенностей личности, специфических для данного возраста.
Нормальный ход развития на данном этапе – условие перехода к следующему. Аномалии, отклонения – те проявления, которые нормальному развитию не соответствуют. Коррекция ОФЛ направлена на:
§ оптимизацию социальной ситуации;
§ обогащение содержания ведущей деятельности;
§ инструментальное обогащение этой деятельности.
В профилактике и коррекции ОФЛ в детстве определяющим является соотношение трех факторов:
§ характера соучастия взрослого в жизнедеятельности ребенка;
§ характера включенности ребенка в групповую деятельность, прежде всего со сверстниками;
§ степени самостоятельности ребенка в деятельности.
Взрослый постепенно уменьшает степень своего соучастия, сокращает время непосредственного общения с ребенком, но углубляет его, делая разностороннее, и систематически организует самостоятельность. В каждом возрасте должно быть оптимальное соотношение этих трех факторов и последовательное расширение масштаба эмоционального смещения, увеличение эмоциональной устойчивости, углубление эмоциональной децентрации с учетом индивидуальных особенностей и стабильности социальной ситуации развития.
Рассмотрим показатели нормы возрастного развития личности, ОФЛ и пути их коррекции.
Возрастная норма
| ОФЛ (отклонения в формировании личности)
| Коррекция ОФЛ.
|
Младенчество
|
Социальная ситуация – непосредственный телесный или визуальный контакт со взрослым. Ведущая деятельность: эмоциональное, ситуативно-личностное общение со взрослым.
Норма: дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым с 4-х, 5-ти месяцев; потребность в общении; эмоциональная синтония
|
Отсутствие на 4-м месяце комплекса оживления, неадекватные реакции - плач на улыбку, на спокойную речь взрослого, отсутствие избирательного реагирования на разных взрослых, отсутствие привязанности к конкретному взрослому.
|
Усиление эмоционального контакта с одним, но вполне определённым взрослым. Развитие чувственной сферы через усложнение сенсомоторных задач
|
Раннее детство
|
Внешнепредметное взаимодействие с микросредой. Ведушая деятельность – предметно- манипулятивная.
Норма: радость освоения окружающего мира, эмоциональная дифференциация своих и чужих, высокая эмоциональная лабильность т.е.кратковременность эмоционального процесса, дистанционный характер синтонии.
| Пассивность и равнодушие в освоении окружающего мира; фиксированность на недоступном предмете; предпочтение статического положения на руках и коленях взрослого (при отсутствии слабости, болезни).
| Усиление доступности освоения внешней среды; поощрение спонтанных проявлений ребёнка, взрослый – инициатор и ведущий партнёр.
Инструменальное обогащение – помощь ребёнку в становлении двигательных и речевых навыков (фонетические упражнения, пальцевые упражнения на координацию, строительные игры). Создание эмоционального комфорта.
|
Дошкольное детство
|
Самостоятельное усвоение социальных норм, правил общежития, семейно- бытовая + субкультурно-бытовая социализация (феномен детского дразнения, игровые припевки, территориальное поведение).
Ведущая деятельность – ролевая игра.
Норма:явно положительная окраска участия в ролевых играх, где надо подчинять свои желания требованиям роли; появление эмоциональной децентрации; выраженное эмоциональное смещение во времени- не меньше суток; радость от правильного, положительно оценённого взрослым воспроизведение социального эталона поведения.
| Неспособность включаться в ролевую игру, отсутствие игровой инициативы, отсутствие эмоциональной децентрации. Отсутствие эмоционального смещения не меньше суток, отсутствие радости при воспроизведении социального эталона.
| Обогащение игровой деятельности и игрового общения:
* содержательная сторона – ознакомление с игровыми сюжетами, эталонами;
* инструментальная сторона – отработка индивидуальных и групповых действий.
Наибольший коррекционный эффект- при диадическом общении (ребёнок – взрослый): моделирование сказочных и игровых ситуаций.
После достигнутого усвоения в диаде – организация групповых игр со сверстниками. Особенно продолжительная диадическая фаза – для детей-эгоцентриков.
|
Младший школьный возраст
|
Социальная ситуация:
Взаимодействие ученика с учителем как носителем общественных способов деятельности.
Ведущая деятельность – учение.
Норма: желание идти в школу и быть школьником, безусловно уважительное отношение к учителю, яркая эмоциональная окраска школьных оценок, удовольствие от овладения социальными способами деятельности, ориентация на моральные нормы, на социальную оценку, наличие эмоционального смещения не менее недели в сочетании с дальнейшим развитием эмоциональной децентрации, соучастие распросраняется на незнакомых людей.
| Нежелание идти в школу, отсутствие познавательной потребности.
Игнорирование оценок учителя в виде отсутствия эмоциональной окраски восприятия оценок.
Равнодушие к соблюдению социальных правил.
Отсутствие эмоционального смещения (неделю и больше).
| Мотивационное обогащение: усиление положительной социальной оценки,прежде всего, со стороны учителя.
Снятие страха перед возможной неудачей; создание положительного эмоционального фона. Инструментальное обогащение- развитие внутреннего плана действий, внутреннего самоконтроля, нравственного самоконтроля. Эталоном становится должное, закономерное, внутренний самоконтроль субъективно представлен совестью
|
Подростковый возраст
|
Ведущая деятельность – самоутверждение в референтной группе.
Норма: приподнятое настроение при включённости в референтную группу, удовлетворение от совместной деятельности; понижение чувствительности к критике в свой адрес за счёт развития психозащит; эмоциональное смещение не меньше месяца; лёгкое изменение желаний под влиянием референтной группы и лёгкость соучастия за счёт децентрации; жёсткость и бескомпромиссность в оценке других при неустойчивой самооценке; избирательный характер негативизма.
|
Изоляция от сверстников,повышенная чувствительность к критике, отсутствие эмоциональной децентрации (эгоцентризм); колебания в оценке других; генерализация негативизма.
| Традиционный подход:
расширение и углубление возможности проявить себя в ОПД, помощь в нахождении своей компании; развитие коммуникативных навыков, способности к сотрудничеству, развитие социальной рефлексии, т.е. это путь социализации, развития социального интеллекта
Подход А.Арсеньева (философско-психологический): учитывая противоречия между формально-логическим мышлением подростка, тенденцией давать оценки по полярной шкале и диалектическим содержанием реальных человеческих отношений и поведения, подросткам лучше дать возможность изолироваться от социума, заняться самостроительством души. С началом юношеского периода они станут терпимее, осознают диалектичность человеческих отношений и вернутся в социум, будучи более толерантными.
|
ОФЛ могут привести к асоциальности. Больше всего они прослеживаются в эмоциональной сфере.
Диагностика ОФЛ в эмоциональной сфере включает 3 группы показателей:
1. Ситуативные особенности эмоциональной регуляции - это адекватность эмоциональной окраски предметной и коммуникативной деятельности.
2. Внеситуативные особенности эмоциональных реакций - преобладающий эмоциональный фон и характер основного эмоционального отношения.
3. Наличие специфических эмоциональных механизмов: эмоционального смещения и эмоциональной децентрации.
Чем раньше выявляют ОФЛ, тем успешнее коррекция и профилактика развития неприемлемых личностных новообразований. Успех коррекции во многом зависит от того, насколько удалось сформировать взаимодействие ребенка со взрослым, обеспечивающее ему эмоциональный комфорт и удовлетворение базовых потребностей.
Литература:
§ Арсеньев А. Подросток глазами философа // Искусство в школе. – 1995 - № 2.
§ Аверин В.В. Психология детей и подростков: учебное пособие.- СПб., 1998.
§ Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.-М.,1990
§ Бурменская Г.В., Карабанова ОА., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование.Проблемы психического развития детей.- М.,1990
§ Выготский ЛС. Проблема возраста //Собр.соч.Т.4.- М.,1983
§
§
§
Воспользуйтесь поиском по сайту: