Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Абрамова Г.С.Психологическое консультирование:теория и опыт.-М.,2000




Болотова А.К.,Макарова И.В.Прикладная психология.-М.,2001

§ Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции.- Москва- Воронеж, 2000.

§ Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д.Карвасарского.-СПб., 2000.

§ Розин В.М. Психология: теория и практика.- М.,1997

§ Шеховцева Л.Ф. Теоретические и практические аспекты психологического консультирования. Учебное пособие.- СПб., 1996

§

§

§

 

 

 


ПРАКТИКУМ

Таблица 1. Медицинская и психологическая психотерапия1

Характеристики Медицинская Психотерапия Психологическая психотерапия
Философия Поиск причин, стремление проникнуть в истинную суть нарушения Описание явлений и их закономерностей.
Соотношение "теория – практика" Прикладная психология, от науки, эксперимента к практике. Психологическая практика, опыт как основа.
Этика Отправляется от коллективистских, социальных норм и представлений о центральном месте человека в мире Отправляется от индивидуальности и представлений о человеке как части экологической системы.
Картина мира Объективная Субъективная
Мышление Аналитическое Синтетическое
Понимание человека Совокупность органов и систем, специализированных по функциям. Основная задача – приспособление Целостный подход как к развивающейся системе. Основная задача - совладание
Обращение К нарушению и болезни под углом зрения фактов и функционирования К человеку и его потенциям с точки зрения значений и смыслов, бытия
Диагностика Основанное на научном эксперименте и статистике выявление симптомов и заболеваний Основанное на индивидуальном опыте выяснение актуального состояния и проблем
Диагноз Психиатрический Психологический
Цели терапии Ликвидация симптомов, возврат к норме, нормализация социальных и биологических функций Разрешение проблемы, личностный рост и развитие, оптимизация индивидуального бытия
Вектор времени Обращение к прошлому для возврата к норме Здесь-и-теперь, обращение к тому, как прошлое и будущее представлены в настоящем
Позиция терапевта Вооруженный знанием, изучающий и воздействующий, занимающий позицию ответственного за результат руководителя, проводника научных методов, дистанцированный от своих и пациента субъективных переживаний, расспрашивающий и оценивающий Сопереживающий, осознающий себя и работающий с собой, принимающий клиента таким, какой он есть, паритетный партнер, отвечающий за процесс, слушающий и поддерживающий
Позиция пациента Больной, принимающий Клиент, сотрудничающий
Отношения В системе логики и научных знаний о нарушениях и симптомах, через методику В системе осознаваемых переживаний, через опыт
Фокус отношений На болезни, методике, результате На ресурсах, на взаимодействии, на процессе
Направление методики На результат – ликвидацию симптома или болезни На процесс, помогающий совладать с нарушением
Окончание терапии Определяется терапевтом по критериям достигнутого результата Определяется клиентом и терапевтом
Критерии эффективности Объективная оценка степени восстановления здоровья Субъективная удовлетворенность достигнутым качеством жизни

 

 

Задания:

1. Поразмышляйте:

- Как, по-вашему, соотносятся понятия «психологическая психотерапия» и «психологическая коррекция», «личностное расстройство» и «личностная проблема»?

- Найдите в литературе пример психотерапевтической помощи личности и психологической. Сравните.


Таблица 2. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 2

Право не быть зависимой жертвой Ответственность за проявление собственной независимости и компетентности
1. Право не подвергаться проявлениям злобы и ненависти. 1. Ответственность за независимое и компетентное реагирование на проявления злобы и ненависти.
2. Право на доброжелательное отношение со стороны Другого. 2. Ответственность за собственную компетентность в реагировании на любые проявления со стороны Другого.
3. Право на эмоциональную поддержку. 3. Ответственность за поиск эмоциональной поддержки в случае наличия такого желания.
4. Право быть услышанным другим. 4. Ответственность за то, чтобы быть услышанным, компетентным в обращении с любым ответом, особенно неуважительным.
5. Право иметь собственную точку зрения. 5. Ответственность на наличие собственной точки зрения.
6. Право на получение искренних извинений за любые шутки, которые вы находите оскорбительными. 6. Ответственность за высказывание возражений против оскорбительных шуток.
7. Право на ясные и информативные ответы на вопросы, которые касаются того, что явно является «моим делом». 7. Ответственность за то, чтобы задавать те вопросы, которые мы считаем необходимыми задать.
8. Право на жизнь без обвинений. 8. Ответственность за такую интерпретацию обвинений, чтобы благодаря ей двигаться к достижению своих оптимальных интересов.
9. Право на жизнь без критики и осуждения. 9. Ответственность за то, чтобы сделать критику и осуждение ценным фактором своего развития, за который мы благодарны.
10. Право на то, чтобы о вашей работе и интересах говорили с уважением. 10. Ответственность за то, чтобы гордиться собственной работой и интересами
11. Право на ободрение и поддержку. 11. Ответственность за то, чтобы действовать умело и мужественно или попросить поддержки.
12. Право жить без эмоциональных и физических угроз. 12. Ответственность за то, чтобы принимать безусловно и обращаться компетентно с угрозами собственной целостности.
13. Право на уважительные обращение. 13. Ответственность за то, чтобы аккуратно и чутко понимать переживания и опыт того, кто неуважительно обращается к нам.
14. Право на то, чтобы к вам обращались с уважительными просьбами, а не с приказами. 14. Ответственность за переосмысление приказа как выражение чего-то значимого для приказывающего.
* Физические угрозы являются преступлением, и ответственностью человека является защита самого себя, включая сообщения властям.

Задания:

1. Выдвиньте гипотезу и составьте план ее проверки:

а) о причинах доминирования осознания прав;

б) о причинах доминирования осознания ответственности;

в) о последствиях и путях коррекции такой личностной дисгармонии

2. Смоделируйте диалог с клиентом:

а) который осознает свои права, а ответственность на себя не берет;

б) берет на себя ответственность, не осознавая своих прав.

 


Таблица 3. Тактики психотерапевтического взаимодействия с учетом центральных фантазийно-компенсаторных паттернов (ЦФКП) Я-Другой в структуре самосознания при основных типах личностных расстройств (ЛР)3

ЦФКП Тактика психотерапевтического взаимодействия Тип ЛР
Альтруистически-Всемогущий Я-Нуждающийся в помощи Другой - Противостоять непосредственному отреагированию вовне фантазий об альтруистическом всемогуществе, отказываясь от любых услуг пациента; - использовать следующую форму обращения к пациенту: «С тем, чтобы помочь мне лучше понять Вас и то, что Вас заботит, может быть, Вы..(расскажите о, поразмышляете на, поделитесь своими чувствами, опишите свои телесные ощущения, попробуйте поэкспериментировать и т.д.) ПОГРАНИЧНОЕ
Агрессивно-Всемогущий Я – Испуганный Другой (индуцирующе-страдательная форма) - Общаться «лицом к лицу»; - продемонстрировать способность к контейнированию чувств; - фасилитировать выражение агрессии пациентом; - предотвратить возникновение чувства вины у пациента за «разрушение» психотерапевта, сообщая о стабильности душевного состояния. ПОГРАНИЧНОЕ
Агрессивно-Всемогущий Я – Испуганный Другой (критически-требовательная форма) - признать наличие у психотерапевта тревоги за будущее психотерапевтических отношений; - выразить уважение к потенциальной силе Я пациента, облеченной в агрессивную форму; - подчеркнуть неспособность «сделать что-то» вопреки желаниям пациента; - заявить о принципиальном отказе от любого насильного «вторжения», нарушающего границы Я-Другой, пусть и с благими целями «улучшения судьбы» пациента НАРЦИССИЧЕСКОЕ
Необыкновенно-Грандиозный Я – Восхищающийся Другой - «Отзеркаливать» потенциальные способности и реальные успехи пациента; - выразить уважение к усилиям пациента по созданию «имиджа необыкновенности»; - поддерживать стремление к индивидуализации; - утверждать уникальную неповторимость существования другого человека; - не скрывать чувств изумления, удивления и восхищения; - не демонстрировать неуместного сочувствия, не «инвалидизируя» тем самым пациента. НАРЦИССИЧЕСКОЕ
Богоподобный Всемогуще-Грандиозный Я – Не-богоподобный Другой - Продемонстрировать толеарантность к фрустрации, вызванной «двойной связью»; - поддерживать усилия пациента по нахождению оптимальной психологической дистанции; - использовать непосредственно-чувственный потенциал фантазийного пространства «если бы» ШИЗОИДНОЕ

Задания:

1. Чем отличается личностное расстройство от психозов?

2. В чем особенность «присоединения» психолога к клиентам с личностными расстройствами?

3. Смоделируйте 1-2 ситуации диалога, выбрав тип расстройства.


ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...