Лекция 2. Психокоррекционный комплекс
«Теперь уточним позицию психолога. Он помогает (влияет, понимает) не только как знающий, но и как лицо, вовлекающее нас в новые формы жизни (при условии, что мы сами активны и куда-то идем)» В.М.Розин План: 1.Психокоррекционная ситуация 2.Основные принципы психокоррекционной работы 3.Цели психокоррекции 4.Психокоррекционный комплекс 5.Психокоррекционная программа Элементы психокоррекционной ситуации: 1. Человек, который страдает – клиент; 2. Помогающий человек – психолог; 3. Теория, которая используется для объяснения проблем; 4. Набор процедур, связанных с теорией (техники, методы); 5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом: психолог создает атмосферу психологической безопасности, побуждает клиента к работе над собой и вселяет веру в успех
Основные принципы психокоррекционной работы: 1. Принцип единства коррекции и диагностики. 2. Принцип нормативности (социальная ситуация развития, психологические новообразования, ведущая деятельность). 3. Принцип «сверху вниз»:ориентация на завтрашний день развития 4. «Снизу вверх»: упражнения и тренировка уже имеющихся способностей, качеств. 5. Принцип системности развития психической деятельности:учёт системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами, единство коррекции и развития 6. Деятельностный принцип: организация активной деятельности клиента, генеральный способ коррекции - создание ситуации успеха в ведущей деятельности. Постановка целей коррекции зависит от модели объяснения причин трудностей в развитии: 1. Биологическая модель - отклонения объясняются снижением темпа органического созревания.
2. Медицинская - … аномальным развитием. 3. Интеракционистская модель - … сбоями и нарушениями взаимодействия между личностью и средой (дефицитарность эмоционального общения, например). 4. Педагогическая модель - … социальной и педагогической запущенностью. 5. Деятельностная модель - … несформированностью ведущего типа деятельности В отечественной практике определяют психическое развитие ребенка как активный деятельностный процесс сотрудничества ребенка и взрослого. Приняты следующие коррекционные цели – направления: - оптимизация ситуации социального развития; - формирование возрастных психологических новообразований; - развитие дефицитарных видов деятельности. В зарубежной психологии причины трудностей усматриваются либо в нарушении внутренних структур, либо в дефицитарности, искажённости среды, либо в том и другом. В соответствии с этим – цели: 1. Восстановление целостности личности. 2. Обогащение и изменение средовых воздействий. 3. Научение новым видам поведения.
Правила конкретизации целей: 1. Позитивная формулировка, то есть описание желаемого. Это ориентир для роста, для саморазвития. 2. Реалистичность коррекционных целей: цели соотносятся с продолжительностью психокоррекционной работы, с возможностью переноса обретённого позитивного опыта. 3. Учёт дальней и ближней перспективы развития. Достигнутое в ходе коррекции должно положительно сказаться на дальнейших стадиях развития. 4. Учёт временного интервала проявления эффекта коррекционной работы: по ходу психокоррекционной работы, к моменту завершения, некоторое время спустя – особенно в психотренингах. Через 0,5 года может быть либо утрата, либо закрепление позитивных эффектов. Психокоррекционный комплекс состоит из 4-х блоков: 1. Диагностический – выявление факторов риска, составление общей программы психологической коррекции.
2. Установочный – это побуждение клиента к сотрудничеству. 3. Коррекционный – это реализация программы. 4. Оценочный - оценка эффективности коррекционного воздействия.
Уровни оценки: - Уровень поставленных целей: какие произошли изменения. Объективная регистрация изменений. Диагностика на выходе из программы. - Уровень субъективных переживаний клиента. Обратная связь от клиента.Субъективная эмоциональная удовлетворённость. - Разрешённые в жизни реальные трудности – с точки зрения окружения клиента (может быть запрос с их стороны и его удовлетворение; их наблюдения, в которых фиксируются положительные изменения клиента).
Факторы влияющие на эффективность коррекционного процесса: ¨ Взаимные ожидания психолога и клиента. Сверку ожиданий надо проводить сразу. Клиент может заявить, что он хочет, например: - узнать больше о себе; - получить совет; - получить психологическую поддержку; - получить помощь в самостоятельном решении проблемы; произвести в себе изменения и т.д. ¨ Характер проблемы клиента и значение для него освобождения от этой проблемы. ¨ Готовность к сотрудничеству с психологом, к самостоятельной работе под руководством психолога. ¨ Опыт психолога и применяемые методы: комплекс методов, постепенное возрастание сложности. ¨ Привлечение ближайшего окружения (некоторые психологи не используют).
Коррекционные программы могут быть стандартизированными и свободными. Составляются с опорой на общие принципы коррекционной работы и учетом опыта психолога и возможностей привлечения ближайшего окружения. Этапы работы над программой: · Чёткое формулирование цели коррекционной работы (как для себя, так и для клиента). · Конкретизация цели в задачах. · Определение стратегии и тактики коррекционной работы. · Отбор методик. · Подготовка необходимых материалов. · Определение формы работы (индивидуальная или групповая). · Определение общего времени, необходимого для реализации программы. · Определение частоты встреч. · Определение длительности каждой встречи (иногда - жёстко, иногда – нижняя граница). · Разработка программы в целом и каждого занятия отдельно.
· Планирование участия других лиц (педагоги, родители, родственники). · Определение формы контроля динамики изменений. · Реализация программы с изменением её по ходу. Структура программы Пояснительная записка: § теоретическое обоснование: кто исследовал данное отклонение в формировании личности, что исследовано, с опорой на какие подходы составлялась данная программа, какими методическими средствами эти подходы реализуются, исходя из каких принципов определялось содержание, какова его логика; § цели и задачи; § входная и заключительная диагностика; § организационные условия: комплектование группы, требование к помещению, количество и продолжительность занятий, форма занятий; § общие сведения о структуре занятий. Содержание занятий: § только схемы с указанием процедур; § подробное описание каждого занятия: тема, цель, назначение каждой процедуры, комментарии для ведущего. Литература: § Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.-М.,1994 § Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции.-М.-Воронеж,2000 § Братусь Б.С. Использование общепсихологических закономерностей в психокоррекционной работе /Актуальные проблемы современной психологии.-М.,1983 § § §
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|