Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 2. Психокоррекционный комплекс




 

«Теперь уточним позицию психолога. Он помогает (влияет, понимает) не только как знающий, но и как лицо, вовлекающее нас в новые формы жизни (при условии, что мы сами активны и куда-то идем)»

В.М.Розин

План:

1.Психокоррекционная ситуация

2.Основные принципы психокоррекционной работы

3.Цели психокоррекции

4.Психокоррекционный комплекс

5.Психокоррекционная программа

Элементы психокоррекционной ситуации:

1. Человек, который страдает – клиент;

2. Помогающий человек – психолог;

3. Теория, которая используется для объяснения проблем;

4. Набор процедур, связанных с теорией (техники, методы);

5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом: психолог создает атмосферу психологической безопасности, побуждает клиента к работе над собой и вселяет веру в успех

 

Основные принципы психокоррекционной работы:

1. Принцип единства коррекции и диагностики.

2. Принцип нормативности (социальная ситуация развития, психологические новообразования, ведущая деятельность).

3. Принцип «сверху вниз»:ориентация на завтрашний день развития

4. «Снизу вверх»: упражнения и тренировка уже имеющихся способностей, качеств.

5. Принцип системности развития психической деятельности:учёт системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами, единство коррекции и развития

6. Деятельностный принцип: организация активной деятельности клиента, генеральный способ коррекции - создание ситуации успеха в ведущей деятельности.

Постановка целей коррекции зависит от модели объяснения причин трудностей в развитии:

1. Биологическая модель - отклонения объясняются снижением темпа органического созревания.

2. Медицинская - … аномальным развитием.

3. Интеракционистская модель - … сбоями и нарушениями взаимодействия между личностью и средой (дефицитарность эмоционального общения, например).

4. Педагогическая модель - … социальной и педагогической запущенностью.

5. Деятельностная модель - … несформированностью ведущего типа деятельности

В отечественной практике определяют психическое развитие ребенка как активный деятельностный процесс сотрудничества ребенка и взрослого.

Приняты следующие коррекционные цели – направления:

- оптимизация ситуации социального развития;

- формирование возрастных психологических новообразований;

- развитие дефицитарных видов деятельности.

В зарубежной психологии причины трудностей усматриваются либо в нарушении внутренних структур, либо в дефицитарности, искажённости среды, либо в том и другом.

В соответствии с этим – цели:

1. Восстановление целостности личности.

2. Обогащение и изменение средовых воздействий.

3. Научение новым видам поведения.

 

Правила конкретизации целей:

1. Позитивная формулировка, то есть описание желаемого. Это ориентир для роста, для саморазвития.

2. Реалистичность коррекционных целей: цели соотносятся с продолжительностью психокоррекционной работы, с возможностью переноса обретённого позитивного опыта.

3. Учёт дальней и ближней перспективы развития. Достигнутое в ходе коррекции должно положительно сказаться на дальнейших стадиях развития.

4. Учёт временного интервала проявления эффекта коррекционной работы: по ходу психокоррекционной работы, к моменту завершения, некоторое время спустя – особенно в психотренингах. Через 0,5 года может быть либо утрата, либо закрепление позитивных эффектов.

Психокоррекционный комплекс состоит из 4-х блоков:

1. Диагностический – выявление факторов риска, составление общей программы психологической коррекции.

2. Установочный – это побуждение клиента к сотрудничеству.

3. Коррекционный – это реализация программы.

4. Оценочный - оценка эффективности коррекционного воздействия.

 

Уровни оценки:

- Уровень поставленных целей: какие произошли изменения. Объективная регистрация изменений. Диагностика на выходе из программы.

- Уровень субъективных переживаний клиента. Обратная связь от клиента.Субъективная эмоциональная удовлетворённость.

- Разрешённые в жизни реальные трудности – с точки зрения окружения клиента (может быть запрос с их стороны и его удовлетворение; их наблюдения, в которых фиксируются положительные изменения клиента).

 

Факторы влияющие на эффективность коррекционного процесса:

¨ Взаимные ожидания психолога и клиента. Сверку ожиданий надо проводить сразу. Клиент может заявить, что он хочет, например:

- узнать больше о себе;

- получить совет;

- получить психологическую поддержку;

- получить помощь в самостоятельном решении проблемы;

произвести в себе изменения и т.д.

¨ Характер проблемы клиента и значение для него освобождения от этой проблемы.

¨ Готовность к сотрудничеству с психологом, к самостоятельной работе под руководством психолога.

¨ Опыт психолога и применяемые методы: комплекс методов, постепенное возрастание сложности.

¨ Привлечение ближайшего окружения (некоторые психологи не используют).

 

Коррекционные программы могут быть стандартизированными и свободными. Составляются с опорой на общие принципы коррекционной работы и учетом опыта психолога и возможностей привлечения ближайшего окружения.

Этапы работы над программой:

· Чёткое формулирование цели коррекционной работы (как для себя, так и для клиента).

· Конкретизация цели в задачах.

· Определение стратегии и тактики коррекционной работы.

· Отбор методик.

· Подготовка необходимых материалов.

· Определение формы работы (индивидуальная или групповая).

· Определение общего времени, необходимого для реализации программы.

· Определение частоты встреч.

· Определение длительности каждой встречи (иногда - жёстко, иногда – нижняя граница).

· Разработка программы в целом и каждого занятия отдельно.

· Планирование участия других лиц (педагоги, родители, родственники).

· Определение формы контроля динамики изменений.

· Реализация программы с изменением её по ходу.

Структура программы

Пояснительная записка:

§ теоретическое обоснование: кто исследовал данное отклонение в формировании личности, что исследовано, с опорой на какие подходы составлялась данная программа, какими методическими средствами эти подходы реализуются, исходя из каких принципов определялось содержание, какова его логика;

§ цели и задачи;

§ входная и заключительная диагностика;

§ организационные условия: комплектование группы, требование к помещению, количество и продолжительность занятий, форма занятий;

§ общие сведения о структуре занятий.

Содержание занятий:

§ только схемы с указанием процедур;

§ подробное описание каждого занятия: тема, цель, назначение каждой процедуры, комментарии для ведущего.

Литература:

§ Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.-М.,1994

§ Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции.-М.-Воронеж,2000

§ Братусь Б.С. Использование общепсихологических закономерностей в психокоррекционной работе /Актуальные проблемы современной психологии.-М.,1983

§

§

§

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...