Лекция 9. Специфика работы с подростковыми
ГРУППАМИ
“Вступив в этот возраст, человек сталкивается с тайной своего изменчивого “я”, постоянно ускользающего от него самого. Для сохранения “я” необходима огромная работа по его построению”. Г.С.Абрамова План: 1.Принципы организации групповой работы с подростками 2.Этапы развития подростковой группы 3.Специфика обратной связи в подростковой группе 4.Условия эффективности групповой работы с подростками
Групповая психотерапия подростков в России существует сравнительно недавно - второе десятилетие. Этот метод интегрировал в себе приемы гештальт-терапии, клинических ролевых игр, когнитивно-поведенческой психотерапии. Преобладают краткосрочные курсы, потому что: 1) у подростков меньше, чем у взрослых, объем кратковременной памяти- результаты, достигнутые группой, через несколько дней могут быть забыты либо восприняты искаженно; 2) подростку трудно долго ожидать результата, может возникнуть разочарование и желание покинуть группу после первых занятий; 3) у краткосрочной группы меньше шансов превратиться в своеобразную “экологическую нишу” для подростков, альтернативу реальной жизни в окружении сверстников со множеством обязанностей и необходимостью реагировать на происходящее. Состав группы - 8-12 подростков обоего пола, разница в возрасте у подростков одного пола - не более 1-2 лет. Принципы, сформулированные Эйдемиллером Э.Г. (1994): 1) принцип парности однотипных акцентуаций личности; 2) принцип клинико-психологического разнообразия участников; 3) принцип формулирования терапевтического запроса, учитывающий психологическую незрелость, когнитивные способности и редуцированность навыков социальной кооперации;
4) использование приемов “присоединения”; 5) обучение участников двухуровневой обратной связи, содержащей вербальную и невербальную информацию; 6) принцип интегративности; 7) использование эффекта трансового изменения сознания; 8) принцип иерархизации приемов, направленных на выявление, исследование и коррекцию агрессивности у участников группы; 9) принцип “здесь и теперь” - отказ от биографической направленности; 10) принцип сбалансированности в исследовании негативного и позитивного опыта участников; 11) принцип баланса структуры и содержания, ответственности ведущего и участников группы Групповой работе предшествует индивидуальная: выясняется круг трудностей подростка, степень выраженности иррациональных установок, мотивации к изменениям, в результате подросток с помощью психолога формулирует позитивные цели своей работы в группе. Формируется мотивация на участие в группе, причем должны использоваться формулировки не “ я хотел бы”, а “я хочу”. Проводится специальное собрание родителей перед первой встречей, на котором родители знакомятся друг с другом, с психологом. Уточняются проблемы воспитания и общения с подростками, что способствует усилению эффекта группового воздействия. Этапы развития подростковой группы (Кулаков С.А., 2000): I этап - “ориентация “- образование группы как целого, знакомство участников, снятие представлений об уникальности проблем. Проигрывание этюдов на снятие эмоциональных блоков и тренировку выражения эмоций, проективные психодраматические игры, нацеленные на сбор материала, в том числе, о личной истории участников. Активно задействуется образное мышление, воображение. Этап обычно занимает 1-2 дня. II этап - “уточнение целей и перераспределение ответственности.” Используются социографические игры, шкалирование, метафоры, анекдоты. Воможно проявление агрессии в адрес ведущего, которая специально не стимулируется, но и не пресекается.
III этап - “решение индивидуальных проблем участников”. Клинические ролевые игры с акцентом на смену ролей, что важно для преодоления подросткового максимализма. Используются техники гештальт-терапии, парадоксальные техники, медитативные, арт-терапевтические. Выбор зависит от интеллектуальных возможностей участников и особенностей нарушений. В отличии от групп взрослых, не годятся приемы молчания, задавания стратегических вопросов. В ситуации напряжения полезно перейти к работе в микрогруппах, где подросткам проще поделиться своими чувствами или рассказать о сложном событии. Постепенно, по мере снятия защит, становится возможным решение проблемы в “большом круге”. Отдельным участникам можно давать домашние задания. IV этап - “подведение итогов, оценка эффективности работы группы”. Проговаривается: что дала группа каждому, что было сложным, что получилось, каковы желания каждого участника в отношении дальнейших шагов. После окончания работы группы проводится повторная встреча с родителями для подведения итогов. Родители могут включиться в тренинг родительской компетентности, группу личностного роста, чтобы быстрее научиться налаживать с подростками партнерские отношения. Остановимся на специфике подачи обратной связи в работе с подростками. Эта специфика определяется следующими противоречиями: 1. Подростки хотят увеличения глубины, интимности контакта, но не выдерживают напряжения, быстро “соскальзывают” на психозащитное поведение. 2. Желание открытости общения сочетается со страхом самораскрытия: боятся показать свою слабость, быть отвергнутыми, непонятыми. 3. Очень хотят увидеть себя со стороны глазами других и боятся неподтверждения ожиданий, рассогласования самооценки и оценки других. 4. Хотят открытого прямого разговора и в то же время - безооценочности и мягкости формулировок. Обратная связь поэтому должна быть конструктивной, полной и насыщенной. Конструктивность обеспечивается: 1. Описательным характером, так как оценочная форма либо вовсе неинформативна, либо актуализирует защитные механизмы личности. Оценочное суждение не устраняется, а изменяется его авторство: получив через Я-высказывание сведения об эмоциональном состоянии партнера, подросток сам дает себе оценку.
2. Неотсроченностью- отсроченная информация искажается фактором времени. 3. Направленностью- имеет отношение к конкретному проявлению участника, а не к его поведению в целом. 4. Релевантностью - соответствует потребностям общающихся. 5. Ориентацией на свойства, которые могут быть изменены, на развитие реалистической самооценки. 6. Формализованностью и контролируемостью процедур, направленных на получение обратной связи. Полнота и насыщенность обратной связи обеспечивается: 1. Сбалансированностью позитивной и негативной обратной связи. 2. Разнообразием форм: метафорическая обратная связь, опосредованная обратная связь (фото, видеозапись), вербальная и невербальная К условиям эффективности групповой работы с подростками относят: · подробное проговаривание ведущим правил, принципов; · директивность стиля ведущего и его ответственность за содержание и структуру занятий; · принятие каждого подростка таким, каков он есть; · работу ведущего в ролевой позиции “взрослый- взрослый”; · эталонное поведение (умение ведущего воспроизводить любые упражнения и игры, быть образцом мужского и женского поведения в группе в зависимости от своего пола); · использование подсказки, различных приемов и игровых средств для стимулирования спонтанной активности; · поиск и предоставление информации для работы с проблемной ситуацией; · обобщение происходящего на занятии; · повышенную значимость обратной связи от психолога как эксперта и носителя психологических знаний и жизненного опыта; · увеличение количества упражнений с обратной связью от первого дня к последнему: в последний день - каждому. Ряд условий эффективности связаны с участниками группы. Это следующие условия: 1.Эмоциональные и поведенческие проблемы у подростка возникли недавно. 2.Его прежняя социальная адаптация была удовлетворительной.
3. На этапе предподготовки подросток хорошо раскрылся. 4. Собственная мотивация на работу в группе была высокой. 5. Во время первого интервью была сформулирована реалистичная и достижимая цель. Большинство подростковых проблем лучше решаются именно в групповой работе. При отказе от нее - индивидуальная психокоррекция личности. Литература: § Березников А.А. Специфика обратной связи в групповой работе с подростками // Журнал практического психолога.-1998.-№8.-С.32-38 § Кулаков С.А. Групповая психотерапия подростков: 10 лет спустя //Психологическая газета.- 2000.-№ 12.-С.22-24 § Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д. Карвасарского.-СПб.,2000 § Яничева Т.Г. Специфика тренерской позиции в работе с подростками //Журнал практического психолога.-1998.-№2 § § §
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|