Принципы работы консультанта
1. Вступая в диалог с собеседником, консультант признает в нем потенциальное духовное «Я». 2. Из этого признания следует, что он не может воздействовать на собеседника и управлять им, не нарушая гиппократический принцип «Не навреди!» Глубина личности является тайной для него. 3. Личность собеседника в той или иной степени сама может раскрываться благодаря диалогическому контакту с консультантом. 4. Диалогический контакт возникает по мере принятия личности собеседника; принятие личности каждого основывается на убеждении в духовном достоинстве человека, независимо от его наличного состояния. 5. Другим условием диалогического контакта является сопереживание человеку в его наличных жизненных ситуациях – горестях и радостях: это контакт с наличным «Я» собеседника. 6. Если принятие личности на основе его духовного «Я» безусловно, то принятие наличного «Я» обусловлено оценкой его проявлений (консультант может не принимать такие проявления, как жестокость, лживость, преступность и т.д.) Эта оценка определяется универсальными общечеловеческими духовно-нраственными ценностями. 7. Консультант может высказать в той или иной форме свою оценку или подвести собеседника к самостоятельной оценке своего наличного «Я» и его проявлений. Действенность такой оценки зависит от наличия диалогического контакта. 8. Тактическими условиями диалога являются эмпатическое внимание к собеседнику, говорящему о своих трудностях и проблемах, помощь в преодолении и снятии деструктивных переживаний (гнева, обиды, ревности, отчаяния и т.п.), предоставление возможности собеседнику «выговориться», разделение его трудностей и облегчение сочувствием и утешением.
9. Эмпатическое внимание способствует проникновению во внутренний диалог собеседника – диалог наличного «Я» и духовного «Я»: их противоречие, борьбу, конфликт или стремление к согласию 10. Достижение внутреннего мира, целостности личности собеседника возможно лишь благодаря примирению со своим духовным «Я», поэтому консультант в своих суждениях и оценках подтверждает голос духовного «Я», его правоту. 11. Занимая позицию духовного «Я» собеседника, психолог помогает ему осознать причину отрицательных переживаний, связанных с угрызениями совести: не успокаивает, а способствует более полному раскаянию. 12. Эмпатический контакт помогает говорить на языке собеседника, учитывая уровень его культурного и личностного развития, убеждения, мировоззрения и т.п. 13. Консультант должен исходить из конкретного запроса собеседника и, прозревая скрытые за ним мотивы, выявлять глубинные истоки этого обращения: духовные ценности не могут быть усвоены извне, но будучи общечеловеческими, могут пробудиться, актуализироваться в значимой для человека ситуации. 14. В проблемах духовно-нравственного характера консультант стремится помочь осознанию противоречия между духовным «Я» и наличным «Я», оставляя за консультируемым свободу выбора. 15. Сохраняя свою ролевую позицию, консультанту не следует вступать с собеседником в отношения личного контакта и равноправия - это разрушает творческий конструктивный диалог, создает и усугубляет проблемы «переноса». Необходимо вырабатывать позицию «вненаходимости» – отстраненности от пристрастного личностного отношения ради объективности и полноты восприятия собеседника и его ситуации. 16. «Вненаходимость» помогает консультанту «не увязнуть» в наличном «Я» собеседника, а помочь ему приблизиться к духовному «Я». «Встреча» может совершаться на трех уровнях: эмоциональном, сознательном и духовном. Последний уровень содержит оба предшествующих и является вершиной диалога-«встречи».
Вот основные признаки состоявшегося диалога-«встречи». 1. Собеседники переживают чувство душевного контакта, радость общения, душевный подъем; вместо усталости – «Второе дыхание». 2. Между консультантом и консультируемым возникает глубокое взаимопонимание, они находят «общий язык», понимают друг друга с полуслова. 3. Собеседники совместными усилиями находят разрешение проблемы; консультируемый принимает мысль консультанта как свою собственную. 4. В результате диалога с консультантом у собеседника пробуждается осознание своего духовного «Я»: происходит «встреча» наличного «Я» и духовного «Я». Задания: 1. Поразмышляйте: что может помешать следовать этим принципам. 2. Следствием чего является принятие консультируемым мысли консультанта, как своей собственной.
ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ВОПРОСНИК МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ
В проблемах супружеских отношений может помочь психолог-консультант, но и сами супруги способны осознать причины своих трудностей и конфликтов. Человек может стать психологом в своей личной жизни. Главное понять, что мир в вашем доме зависит от вашего духовного возрастания, от способности видеть в близком человеке его вечное духовное начало: духовное «Я». Предлагаемый вопросник, возможно, поможет вам в осознавании характера ваших отношений. Для профессионального практического психолога этот вопросник является введением в диалог. Вопросы в нем расположены в порядке постепенного перехода от наличного «Я» к духовному «Я». Это позволит в беседе нащупать «зону ближайшего развития» собеседников и остановиться на обсуждении вопросов, доступных их внутреннему опыту и пониманию, не переходя в «зону недоступности». «Сверхзадача» такого диалога – помочь супругам переосмыслить свои личные отношения с духовной точки зрения. После явно утвердительных ответов на последние четыре вопроса можно начать диалог, направленный на переосмысление предшествующих ответов и совместную выработку духовных принципов взаимоотношений, изменяющих прежние разрушительные установки и привычки.
Ответы на эти вопросы помогут вам глубже понять характер ваших отношений, явные или потенциальные трудности и возможности их предупреждения и преодоления. 1. Основан ли ваш брак на любви? 2. Основаны ли ваши отношения на привязанности? 3. Господствует ли в ваших отношениях половое влечение? 4. Преобладает ли в ваших чувствах желание любви к себе? 5. Преобладает ли в ваших чувствах любовь к нему (к ней)? 6. Относитесь ли вы к нему (к ней), как к самому себе? 7. Изменилось ли ваше первоначальное отношение к нему (к ней) в сторону ухудшения? 8. Открываете ли вы в нем (в ней) новые недостатки? 9. Вызывают ли ваше недовольство недостатки мужа (жены)? 10. Стремитесь ли вы перевоспитывать его (ее)? 11. Предпочитаете ли вы поощрение порицанию? 12. Преобладают ли в ваших отношениях положительные эмоции над отрицательными? 13. Умеете ли вы предупреждать назревающий конфликт? 14. Способны ли вы погасить конфликт, пожертвовав своим самолюбием? 15. Способны ли вы «не заметить» огрехов мужа (жены) в острой ситуации, чтобы поговорить о них в «добрый час»? 16. Любите ли вы «читать мораль»? 17. Существует ли между вами взаимопонимание? 18. Доверяете ли вы друг другу? 19. Считаете ли вы его (ее) своей собственностью? 20. Верите ли вы в то, что ваш брак – на всю жизнь? 21. Чувствует ли вы духовную близость? 22. Поддерживаете ли вы творческие интересы и увлечения мужа (жены)? 23. Способствует ли ваш союз духовному развитию каждого из вас? 24. Считаетесь ли вы с индивидуальными особенностями мужа (жены): темпераментом, характером, привычками, воспитанием и т.д.? 25. Есть ли у вас желание «переделать» его (ее) по своему образцу? 26. Думаете ли вы, что знаете его (ее) «насквозь»? 27. Если у вас разные взгляды, предоставляете ли вы мужу (жене) право думать по-своему? 28. Считаете ли вы, что мужчина должен быть главой семьи? 29. Согласны ли вы с тем, что главное призвание женщины – материнство? 30. Способны ли вы сохранять душевный мир и спокойствие, когда ваша «половина» теряет их? 31. Предпочитаете ли вы воспитывать мужа (жену) или исправлять свои недостатки?
32. Способны ли вы принимать близкого человека таким, каков он есть? 33. Переживаете ли вы его (ее) радость и горе, как свои собственные? 34. Чувствуете ли вы себя со своей «половиной» единым целым? 35. Говорит ли ваш душевный опыт о том, что мир в семье зависит от вашего внутреннего мира? 36. Доверяете ли вы голосу совести, подсказывающей вам, хорошо или плохо вы поступили в той или иной ситуации? 37. Знакомо ли вам чувство раскаяния в своем отношении к родному или близкому человеку после его кончины? 38. Возникало ли у вас чувство, что только теперь вы знаете, какое сокровище потеряли в лице этого человека? 39. Осознаете ли вы, как мелочны и ничтожны супружеские неурядицы перед лицом вечности? 40. Понятно ли вашему уму и сердцу, что за внешними временными проявлениями человека скрывается его вечный духовный лик? Задания: 1. Предположите, какие установки и привычки имеет человек, у которого доминирует наличное «Я». 2. Обоснуйте в рамках различных теорий личности положительные ответы на вопросы 9,10,19,25,26. 3. Предположите ход диалога, направленного на переосмысление и преодоление разрушительных установок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|