В групповой психокоррекционной работе
Подборка стихов (тема неразделенной любви, утраты любви)8
Куда-то бежать, разбежаться, И узко, и слепо нестись, Упасть и не сразу подняться, И в плаче беззвучном зайтись... А после, в больничном ”простое” Вдруг ясно вполне ощутить: К тому и спешить-то не стоит, К чему так привыкли спешить. А то, что казалось потерей, Лишь шах от судьбы, но не мат, Коль мы увернуться успели И не допустили разлад: В гармонии тела и духа, В симметрии ночи и дня. Пусть дышится горько и сухо, Надломленность - чур, не меня!
Вопросы для обсуждения: - В чем заключается гармония тела и духа? - Что значит: нарушена симметрия ночи и дня? - Каково субъективное переживание “надломленности”? - Какое отношение к потерям помогает устоять, не “сломаться”?
*** Оплакать потери И снова - вперед. За черным неверьем Надежда блеснет. Шепнет ее лучик: Уныние - грех. Примерь-ка ты лучше Улыбку и смех. Да веры на плечи Набрасывай плащ. Ты видишь - не вечер, Ты слышишь - не плачь!
Вопросы для обсуждения: - Нужно ли оплакивать потери? Может быть, прав поэт А.Дементьев, который написал: Никогда ни о чем не жалейте вдогонку, Если то, что случилось, нельзя возвратить. Как записку из прошлого, грусть свою скомкав, Рвите с прошлым непрочную нить... -Почему для христианина уныние -грех? -Что есть уныние для человека неверующего?
*** Хочу я расстаться с тревожными снами, На вечный вопрос сочинить свой ответ, Любви уходящей сухими глазами Смотреть отстраненно, не пристально вслед... Хочу - значит, буду! Вот шаг, а вот - третий... А вот я на слух примеряю свой смех... Да разве одна я, такая, на свете? Но бег мой - на месте. И все-таки - бег!
Вопросы для обсуждения: -Почему утрата любви может вызвать тревогу? -Что мешает посмотреть вслед любви отстраненно? -Что происходит, если человек надолго “застревает” на переживании привязанности к утраченному объекту любви? -Каким может быть диалог: а) между все еще любящим и разлюбившим; б) между благополучно пережившим утрату любви и переживающим ее в данный момент
*** За грехи плачу: Глаза потухли. Чистоты хочу - В душе, на кухне. Чтобы взгляд сиял Счастливо - мокро, Чтобы свет стоял В квадратах окон. Чтоб опять - бежать, Открыть все двери. Чтоб чего-то - ждать, Во что-то - верить... Вопросы для обсуждения: - Какое значение имеет наведение порядка, чистоты, любое изменение жизненного контекста для человека, переживающего разочарование, потерю? - Каково психологическое содержание образа дверей? (ассоциации на слово «двери»).
*** Я прощаюсь и прощаю, Раздаю долги. Я сегодня уезжаю - Спорить “не моги”. Принимай хоть запоздало: Слово, дело, взгляд. Мне от площади вокзалов Нет пути назад, Но тогда удачи-искры Вспыхнут, поманят, Когда будет чисто-чисто В прошлом у меня...
Вопросы для обсуждения: - Почему прощение необходимо в момент прощания? - Кого мы долго не прощаем и как это сказывается на нашей жизни? - Почему прощение ассоциируется с чистотой?
*** Я сотру пыль обид с неутешных потерь И тебя отпущу - будто б не проклинала... Я поставлю входную (красивую!) дверь, Чтобы было к чему торопиться с вокзала. Переплавив страдание в музыку рифм, Разложив свою боль на мельчайшие части, Я однажды пойму, что любовь моя - миф. Он развеян - и вовремя. И - даже к счастью...
Вопросы для обсуждения: - Каково психологическое содержание образа “пыль обид”? - Что значит - ”отпустить” того, кого проклинал? - Образом чего может выступать в этом контексте красивая дверь?
Варианты работы с текстами стихов: а) чтение по кругу с последующей вербализацией чувств и ассоциаций; б) групповая дискуссия (примерные вопросы приведены); в) психодраматический розыгрыш содержания стихотворения Задание: проанализируйте возможности каждого варианта
Легкая пестрокрылая бабочка радостно порхала с цветка на цветок. - Боже, как прекрасен этот мир! – говорила она. – Солнце светит для меня, поле зеленеет для меня, цветы расцветают для меня. Потому что нет на свете красивее меня. Она увидела алый цветок полевого мака и устремилась к нему. - И этот цветок раскрыл свою чашечку для меня! – запела она. – Дай-ка я полакомлюсь его нектаром. Пестрокрылая бабочка осторожно, боясь испачкать свое красивое и мягкое тельце, села на цветок. Склонилась к нему и тут же отпрянула. Из глубины цветка показалось маленькое косматое существо, все запорошенное цветочной пыльцой. - А-а-а, пчела! – презрительно протянула пестрокрылая красавица. – Ишь, куда забралась! - Добрый день, - поклонилась Пчелка и отряхнула крылышки. – Ты за нектаром прилетела? - Я-то за нектаром, а вот ты что делаешь на этом красивом цветке? - Неужто не знаешь? – подняла голову Пчелка. – Я собираю мед. - Я не спрашиваю, что ты собираешь, - огрызнулась Бабочка, - я спрашиваю, что ты здесь делаешь? Пчелка изумилась. - Не понимаю, почему ты как груба, - сказала она. – Я ведь не сделала тебе ничего плохого. - Ничего? А зачем ты влезла в этот цветок? Разве ты не знаешь, что он расцвел для меня? - Почему это для тебя? - Потому что я самое красивое существо на свете! – гордо заявила бабочка и взмахнула своими пестрыми крылышками. И не только этот мак расцвел для меня. И солнце светит для меня, и поле зеленеет для меня, и все цветы цветут для меня. А посмотри-ка на себя! Не стыдно тебе лезть в такой красивый цветок? - Мне все равно, красивый он или нет, - пошевелила усиками Пчела. – Только бы собрать побольше меду, ведь мед – самая вкусная и полезная вещь на свете. - Не понимаю, как ты, такая уродина, можешь собирать самую вкусную вещь на свете! - Что ж, ты красива, слов нет, - ответила маленькая Пчелка, - но из твоих яичек выводятся гусеницы, самые вредные и отвратительные существа на свете.
(Г.Караславов. Рассказы для детей. София-Пресс. 1977. Перевод с болгарского. Под ред. В.Поляновой)
Варианты работы § Младшие школьники. Тренинг коммуникативных навыков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|