Контекст: разговор о вежливых словах и оборотах, правилах культурного поведения, Золотом правиле этики.
Алгоритм работы с текстом: 1. Чтение текста ведущим 2. Предложение прочитать в ролях. Распределение ролей: цветы, солнце, алый мак, Бабочка, Пчелка. 3. Чтение 4. Деролизация 5. Рефлексия: кто как себя чувствовал в ролях. - Когда я была цветком, а Бабочка говорила…, то я чувствовала… и т.д. 6. Обсуждение: наши главные герои – они какие? Можно ли назвать их вполне вежливыми, воспитанными? Что они уже знают и умеют, а чего еще не знают и не умеют? (Пчелка уже знает вежливые слова, а не отвечать на злые слова злыми же не умеет) 7. Представьте, что появился Волшебник. Прикоснулся своей Волшебной палочкой к героям этого рассказа, Бабочке и Пчелке, и они стали вполне вежливыми, культурными. Они теперь с уважением относятся к себе, друг к другу, ко всему миру. Как теперь будет выглядеть рассказ? Работа в микрогруппах: сочинение нового варианта рассказа. 8. Представление сочиненных текстов. Розыгрыш одного из них - по выбору. 9. Деролизация. Рефлексия. 10. Индивидуально: рисунок-иллюстрация к преобразованному тексту. 11. Выставка рисунков. 12.Прощание с рассказом. Выражение благодарности автору за то, что он показал нам, как бывает, и заставил задуматься: как должно быть? 13.Заключительная рефлексия
§ Подростки. Тренинг коммуникативной компетентности. Контекст: заключительный этап тренинга, подведение итогов.
Алгоритм работы с текстом: 1.Индивидуально: ознакомление с текстом 2.Расчет на 1-2, создание двух микрогрупп. Задание: 1-социально-психологический портрет Бабочки, 2 - Пчелки. - Какие коммуникативные знания и умения у них уже есть, а какие – в дефиците? - Что они при общении делают, а чего не делают? - Какие законы общения они нарушают?
- Как они относятся к себе и окружающему миру? - Каковы последствия такой позиции для них? 3.Представление портретов, доказательство наличия у героев тех или иных качеств со ссылкой на текст. 4.Ведущий:представьте себе, что Бабочка и Пчелка прошли обучение в тренинге эффективных коммуникаций. Как теперь будет выглядеть их общение? Давайте сыграем. Далее: распределение ролей, розыгрыш, деролизация, рефлексия. Участники высказываются: кто что чувствовал, когда был в роли; зрители – что чувствовали, на чье место себя ставили, какие возникали ассоциации. 5.Прощание с текстом, выражение благодарности автору за показ важной проблемы общения, за побуждение к размышлению 6.Расчет на 1-2:социально-психологические портреты человека – хорошего коммуникатора 7.Представление портретов 8.Инадивидуально: памятка себе «Я буду общаться так…» 9.Выставка памяток 10.Заключительная рефлексия
§ Группа взрослых. Тренинг личностного роста. Контекст: обсуждение тем «Я и Другой», «Роль и личность» Алгоритм работы с текстом: 1.Индивидуально: ознакомление с авторским текстом 2.Ассоциации на рассказ, психодраматический розыгрыш чьей-либо ситуации - при запросе и согласии группы 3.Групповая дискуссия: человек –Бабочка и человек-Пчелка – какие они? Что у них общего и чем они отличаются? Должны прозвучать темы личностных границ, законов общения, эгоцентризма и трудоголизма и их последствий в поздние стадии жизни, утилитарного и ценностного отношения к себе, к людям, природе, тема сужения себя до роли, тема толерантности и интолерантности 4.Подведение итогов дискуссии. Прощание с текстом. 5.Расчет на 1-2-3. Задания: социальная зрелость личности, социальный интеллект, социальная компетентность – определить содержание, представить в виде текста, рисунка, инсценировки. 6.Представление коллективных работ 7.Индивидуально: рисунок «Я и другие»
8.Выставка рисунков. 9.Заключительная рефлексия Задание: -Какие материалы необходимо подготовить для работы по первому и второму алгоритму? -Какие рисунки, схемы для иллюстрации некоторых теоретических положений можно предложить (третий алгоритм)? -Какое значение имеет ритуал прощания с текстом и выражения благодарности автору?
ФРАГМЕНТ КОНСУЛЬТАЦИИ 9
Татьяна 33 лет, образование высшее, работает в бюджетной сфере незамужем.. Ей делает предложение Максим, 38 лет, образование среднее, высококвалифицированный рабочий, разведен, воспитывает дочь 10 лет. Запрос: Я хочу создать семью. Но я испытываю двойственное чувство по отношению к Максиму. Он мне нравится как мужчина и его внимание мне приятно. Но у него нет высшего образования и учиться он не собирается. Наверно, я скажу ему «нет», а он надеется, я его словно обманываю. Как поговорить - не знаю.
Содержание психодрамы («техника стульев»)
Т. - Я хочу создать семью. И мне приятно твое внимание и забота. Ты во многом меня понимаешь. Но я не хочу жить в нищете. М. - (улыбается). А зачем – в нищете? Можно ведь и разбогатеть. Но как? Т. - Молчит. Пс. – Максим не против разбогатеть. И спрашивает тебя – как? Ты молчишь. Ты думаешь над ответом. Это так? Т.- Нет. Я знаю – как. Я думаю о другом: ведь он, спрашивает у меня, хочет на меня переложить ответственность. Я не хочу ему указывать. Он и сам знает – как. Пс. – Скажи ему об этом. Т. – Ты и сам знаешь – как: поступить учиться, получить образование, у тебя появится больше возможностей. М. – Да, это так. Только, честно говоря, об учебе не думал раньше. Много работать могу, а учиться… Но если ты хочешь, я буду учиться. Т. – Молчит. Пс. – Он согласен учиться. Ради тебя. Т. - Я так не хочу. Мне от этого дискомфортно. Пс. - Скажи ему об этом. Т. – Если ты будешь учиться ради меня, окажется, что я тебя веду. А я не хочу быть ведущей. Мне от этого тяжело. Меня бы устроило, если бы ты сам стремился к саморазвитию, независимо от моего желания. М. – Я могу начать учиться, но, во-первых, - это для меня мучение, а во-вторых – у меня дочь, ей надо дать образование, а не это потребуются деньги. Т. – Деньги на образование дочери потребуются через 8-10 лет. Ты же раньше можешь выучиться, если в ближайшее время поступить.
М. – Молчит. Пс. Татьяна говорит, что ты успеешь выучиться до того, как потребуются деньги на обучение дочери. Ты молчишь. Ты в замешательстве. Это так? М. – Да. я не знаю, что ей сказать. Я могу только повторить, что учение для меня - пытка. Пс. – А ты хочешь спросить ее – зачем ей надо, чтобы ты учился? М. – Да, хочу. Пс. Так спроси ее об этом. М. - Ну, предположим, я сам захочу учиться и многого достигну. Что это тебе даст? Т.- Ну, я буду тебя уважать … Пс. – Ты хочешь его уважать. Ты можешь его уважать за достижения. Означает ли это, что для тебя важно уважать, а не любить? Т. – Для меня уважение включается в любовь. Автоматически: люблю – уважаю. Разве это не так? Пс. – Так, если под уважением понимать принятие личности, признание ее права быть собой, отсутствие посягательств на переделку. Но ты – то говоришь об уважении за достижения. ЗА – условие. Любовь – безусловна. Т. – Значит, то уважение, о котором я говорю, не является автоматическим следствием любви? Пс. – А ты как сама думаешь и чувствуешь? Т. – Не является. Пс. – Ты хочешь услышать ответ М.? Т. – Да. Пс. Пусть он тебе ответит. М. – Ты будешь меня уважать за мои достижения. Оценивать меня. Пс. – Личность можно оценивать? М. – Нет. Оценивать можно вещь, предмет. Выходит, у Т. ко мне - отношение как к вещи. Пс. – Как к полезной вещи: через тебя, через твои достижения, на твоем фоне она сможет себя предъявить обществу как успешную, достойную женщину – у нее ТАКОЙ муж … Сначала она говорила о том, что у вас разные ценности – она ценит профессиональный и личностный рост, а ты не хочешь в этом смысле расти. Теперь выходит, что дело не в этом – она хочет тобой гордиться. Скажи ей об этом. М. – Ты будешь уважать меня. Оценивать меня … Я буду как дорогая вещь, которой ты обладаешь и на фоне которой в обществе хорошо выглядишь. Сначала, когда об учебе говорила, это был разговор о том, что у нас разные ценности, а теперь получается дело в другом: мне надо выучиться, разбогатеть, чтобы ты меня демонстрировала – вот КАКОЙ у меня муж!
Пс. – Спроси у нее – это так? М. – Это так? Т. – (с вызовом). А что – это разве это не важно? М. – Молчит. Пс. – Ты молчишь. Ты думаешь над ответом. М. – Я не знаю что ей ответить. Пс. – Обрати внимание вот на что: ты спросил – «это так»? А она не ответила на твой вопрос. Она спросила тебя: «А что – разве это не важно?». М. – Похоже, что она сама не знает, важно или нет. Пс. Скажи ей об этом. М. – Если ты спрашиваешь, важно ли, то сама в этом не уверена. Т. (растерянно). Я-то для себя знаю, что внешний фасад – это еще не все. И что богатство – не главное. Но мне общество постоянно говорит о другом. Есть общественное мнение: мужчина должен быть преуспевающим, тогда он – достойный фон для красивой женщины … М. _ Молчит. Пс. – Ты думаешь. Тебе трудно не согласиться? М. – Да. Пс. - А разве всегда за внешним фасадом – счастье, согласие? Разве все жены новых русских счастливы? Спроси у нее, знает ли она такие счастливые пары? М. – А ты знаешь такую семью, где муж все время чего-то достигает, и они счастливы? Т. – Да, знаю. Он учится постоянно, продвигается по служебной лестнице, занимается самосовершенствованием сам, без давления жены. Это счастливая пара. М. – (в сторону). А я тоже занимаюсь самосовершенствованием. Пс. - Что для тебя самосовершенствование? М. – Я много читаю. Хочу больше познать себя, понять других людей. Я хочу улучшить и улучшаю свое общение с людьми. Это у нас с Таней общее, как и заботливость, ласковость. Пс. – Скажи ей об этом – о том, что и ты собой как личностью занимаешься,о том, что у вас есть общие ценности. М. – Пусть я профессионально расту только в рамках своей профессии – новыми приемами овладеваю, наращиваю свое мастерство, но как личность я себя развиваю: читаю, размышляю о себе. Добиваюсь изменения своих отношений с людьми в лучшую сторону. Это у нас с тобой общее. А еще я, как и ты ценю заботу, верность, тепло. Т. Молчит. Пс. – М. говорит, что у вас есть общие ценности. Это так? Т. – Да. Но мне все равно не по себе. Для меня очень важно, чтобы он САМ, по своей воле учился. Пс. – Твои ценности – иерархическая система. Профессиональное и личностное саморазвитие – на первом месте. Это главная твоя ценность. Несходство в этом не может быть компенсировано сходством в другом. Это так? Т. – Да, так. Пс. – Скажи ему об этом. Т. – Да, я с тобой согласна: у нас много общего, мы ценим одно и то же. Но профессиональное и личностное саморазвитие, стремление к образованию для меня важнее прочего. Если этого нет у человека – это человек не моего круга. М. – Выходит, я человек не твоего круга? Тогда нам нужно расстаться.
Т. Выходит так. Спасибо тебе за все. Прощай. М. – И тебе спасибо. Прощай.
Задание: 1. Смоделируйте разговор психолога с Т., предшествующий психодраме. 2. Предположите, как происходил «разогрев». 3. Предположите содержание рефлексии «здесь и теперь» после розыгрыша. 4. Коррекция или самокоррекция и чего – в этой психодраме? 5. Переформулируйте запрос и предположите содержание личностной проблемы Т. 6. Если человек – единство тела, души и духа, то на каком уровне совместимость налицо, а на каком является для Т. желательный, но, по ее мнению недостижимый? Что вы об этом думаете?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|