Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Детей с интеллектуальными нарушениями




ББК 74.5

       

                                         ©  Издательство «Просвещение», 2020    

                                                                                © Художественное оформление.

                                                                                     Издательство «Просвещение», 2020

                                                                                     Все права защищены


Основы обучения устной речи

детей с интеллектуальными нарушениями

 

 

В соответствии с п. 1.6  Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к особым образовательным потребностям обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) относится овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой.

В социальном контексте именно речь является средством общения, позволяющим налаживать деловые и межличностные контакты, устанавливать и реализовывать социокультурные связи и отношения с окружающей средой.

Концептуальная идея включения в адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью предмета «Речевая практика»[1] заключается в оптимизации овладения языком через организацию общения. Оптимизация обучения языку детей с интеллектуальными нарушениями будет наиболее успешной, если процесс усвоения родного (русского) языка будет включать в себя психологическую и дидактическую основу, реализующую коммуникативный, когнитивный (познавательный) и личностный принципы.

Коммуникативная направленность является основополагающей для освоения любого языка, так как она направлена на другого человека, без этого невозможно само общение. Под общением (коммуникацией) может пониматься простая передача информации, или обмен информацией между людьми. В любом случае — коммуникация это способ воздействия на другого человека лингвистическими (слово, предложение, связное высказывание, письмо и др.) и паралингвистическими средствами (жест, мимика, интонация, сила голоса и др.). При отсутствии (нарушении, затруднении) языковых средств в коммуникации выступают их заместители, последние широко используются в дидактике обучения детей с сенсорными или тяжёлыми комплексными нарушениями развития (зрение, слух, движение и др.)

Среди обучающихся с интеллектуальными нарушениями таких локальных тяжёлых нарушений нет, но дети, приходящие в школу, имеют выраженное системное недоразвитие речи, поэтому обучение их языку не может быть редуцированным до заучивания и запоминания языковых правил и категорий, что было принято в опыте отечественной вспомогательной школы.

Для общения (коммуникации) грамматические правила и категории являются вторичными, они будут усваиваться детьми позднее (после 2 класса). Вместе с тем задолго до обучения в школе ребёнок осваивает язык благодаря именно общению, социальной коммуникации, а образ мира формируется не только из словесных, но и из предметных и образных значений. В этой связи одной из центральных задач уроков речевой практики в младших классах является создание педагогическими средствами коммуникативных (речевых) ситуаций, в ходе которых под руководством учителя дети научатся навыкам социального (культурного) общения. Такие ситуации в форме специальных уроков в известной мере являются искусственно созданными, но рассчитывать на то, что умственно неполноценный ребёнок самостоятельно освоит нормы речевого общения, не приходится. Также нельзя полагаться и на семью. Именно поэтому коммуникативный принцип обучения языку — важная составляющая общей системы коррекционной работы в школе.

Когнитивный компонент в реализации курса «Речевая практика» заключается в том, что ребёнок, будучи включённым в коммуникативную ситуацию, инициируется к восприятию обращённой речи, реагированию на её содержание, поиску с помощью учителя или самостоятельно на доступном для него уровне. В связи с тем что темы речевых ситуаций из урока в урок меняются, у ребёнка расширяется словарный запас, формируется структура предложения и его графическое выражение, закрепляются такие фразовые стереотипы, как «спасибо», «доброе утро», «спокойной ночи» и др. В речи появляются личные, указательные, притяжательные местоимения, а также прилагательные и предлоги, т. е. методы развития познавательной и речевой деятельности становятся слитными.

Работа с языковым материалом, включающим в себя грамматические формы и конструкции разговорного языка в таких жанровых разновидностях, как ТЫ-общение (сверстники) и ВЫ-общение (взрослые), также в простейших формах литературных жанров (обыгрывание сказки, игровая драматизация и др.) способствует совершенствованию индивидуальной устной речи, развивает средства выразительности речи: интонацию, темп, скорость, громкость, а также формирует навыки речевого этикета в разных ситуациях общения.

Личностный подход в обучении является главной научной основой отечественной коррекционной педагогики, без его соблюдения невозможно достичь успехов в обучении и воспитании всех категорий детей с нарушениями физического и психического развития. Важнейшим смыслом этого принципа является поступательное развитие ребёнка благодаря коррекционному обучению, присвоение им социального (культурного) опыта, таких знаний и умений, которые ему необходимы для самостоятельной жизнедеятельности. Применительно к детям с интеллектуальными нарушениями, в частности при обучению речи, названный принцип выражается в том, что обучающиеся должны получить возможность общаться с окружающими их людьми, используя для этого речь и языковые средства.

Это не означает полного овладения языковой системой (такая задача недостижима), но для свободного общения достаточно определённого уровня языковых умений как в устной, так и в письменной речи. Учителю необходимо ориентироваться на устранение коммуникативных барьеров, так как большинство обучающихся младших классов, владея обиходной речью, не умеют вступать в диалог, адекватно реагировать на речь учителя, сверстников, родителей. Если мы хотим научить ребёнка общению, такому взаимодействию, при котором достигаются коммуникативные цели: приветствие, выражение благодарности, приглашение к совместной деятельности, вежливый отказ и др., то это означает, что у каждого из обучающихся должен сложиться индивидуальный опыт общения с различными коммуникативными (речевыми) целями. Без практических занятий, игр, упражнений, т. е. без направленного обучения, коммуникативного опыта у детей с интеллектуальными нарушениями спонтанно не возникает. В этой связи уроки речевой практики носят практический характер, а речевая деятельность выстраивается на тематике, наиболее понятной и доступной младшему школьнику: повседневное общение, игра, игровые воображаемые действия и др.

Так как субъектом общения являются дети младшего школьного возраста, необходимо помнить об их психологической и эмоциональной комфортности. Здесь особая роль отводится учителю, его умению создать атмосферу доверия, поддержки, интереса к коммуникации.

Это означает, что уроки речевой практики должны быть яркими, образными, эмоциональными, проходить в атмосфере доброжелательности. Приветливость учителя, понятная речь, доброжелательная интонация — всё это является эталоном для подражания обучающимися речи учителя.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...