Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 1 02. Письменная нумерация в пределах 1000




Цели: учить выделять количество сотен, десятков, единиц в числе; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять в трехзначном числе количество сотен, десятков, единиц; решать задачи изученных видов; анализировать и делать выводы; работать в группах; выполнять задания творческого и поискового характера.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Устный счет

Игра «Поставь машину в гараж»

(На доске нарисованы два гаража, на них записаны ответы. На карточках с машинами записаны примеры. Учащиеся решают пример и ставят машину под нужным гаражом.)

Работа над задачами

- Дополните задачи числовыми данными и вопросами и ре­шите их.

• В ларек привезли 24 пары сапог и 12 пар туфель.

• На первой полке 84 книги. Это на □ книги больше, чем на второй полке. Сколько книг на второй полке?

• На катке было 48 детей. С катка ушли □ мальчиков. Сколь­ко детей осталось на катке?

• В школе 920 детей, из них 520 девочек.

3. Минутка для любознательных

(Работа в группах. Каждая группа получает треугольник, ножницы.)

- Как из этой фигуры при помощи одного разреза сделать квадрат?

Решение:

III. Самоопределение к деятельности

В древности люди считали на пальцах, и если предметов было много, то к счету привлекали несколько человек. Один считал единицы, второй — десятки, а третий — сотни, т. е. десятки де­сятков. Он загибал один палец лишь после того, как у второго человека оказались загнутыми все пальцы обеих рук. При этом говорили так: пять пальцев третьего человека, восемь пальцев второго и шесть пальцев первого. Называя только одно число, приходилось говорить очень долго. Постепенно фразы стали ко­роче. Вместо «палец второго человека» появилось слово «десять», а вместо «палец третьего человека» — «сто».

— Давайте попробуем посчитать так, как считали в древности.

(К доске выходят три ученика. Им нужно пальцами показать числа, которые будут называть учащиеся, сидящие на местах. Пер­вый справа показывает единицы, второй - десятки, третий - сотни.)

- Сколько десятков в 1 сотне? (10 десятков.)

- Сколько единиц в 1 сотне? (100единиц.) (Учитель делает запись на доске.)

1 сот. = 10 дес. = 100 ед.

- А 10 сотен — это сколько десятков? (10.)

- Сколько единиц в 10 сотнях? (1000.) (Учитель делает запись на доске.)

10 сот. = 100 дес. = 1000 ед.

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Определять ко­личество сотен, десятков и единиц в числах.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

- Рассмотрите рисунок на с. 51. Назовите число.

- Сколько в нем сотен, десятков, единиц?

№ 1(с. Я).

(Коллективное выполнение с комментированием и записью на доске.)

Образец записи: 150 = 15 дес. 300 = 3 сот. 25 дес. = 250 ед. №2 (с. 51).

- Прочитайте задание 1.

- Сколько сантиметров составляет рост мальчика? Запишите. (1м 27 см = 127 см.)

- Измерьте друг друга сантиметровой лентой и запишите свой рост.

(Проверка. Самостоятельное выполнение задания 2. Взаи­мопроверка.)

V. Физкультминутка

Раз, два — дружно встали, (Шаги на месте.)

Руки прямо мы поставим. (Руки на поясе.)

Три, четыре - разведем, (Руки в стороны.)

Заниматься мы начнем. (Наклоны вперед с касанием носка правой ноги левой рукой, а носка левой ногиправой рукой.)

С пятки станем на носок, (Встать на носочки, руки на поясе.)

Вправо, влево посмотрели, (Повороты головы вправо и влево.)

На носочках мы присели (Присесть.)

И, как птички, полетели. (Учащиеся разбегаются по классу.)

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

№6 (с. 51).

— Прочитайте задачу 1.

— Сделаем краткую запись. Назовите ключевые слова в условии задачи. (Первая сторона, вторая сторона, третья сторона.)

Что обозначает число 18? (Длину первой стороны.)

Что обозначает число 14? (Длину третьей стороны.)

— Что известно о второй стороне? (Ее длина в 3 раза меньше, чем длина первой стороны.)

— Что нужно найти? (Периметр треугольника.)

— Что такое периметр? (Сумма длин сторон фигуры.)

— Запишите решение задачи самостоятельно. (Устное выполнение задания 2.)

№3(с.51). (Самостоятельное выполнение. Предварительно необходи­мо повторить соотношения единиц длины. Если класс слабый, можно закрепить на доске карточку-помощницу. Один ученик работает у доски. Проверка.)

Проверочная работа

(См.: тетрадь «Проверочные работы», с. 68-69.)

VII. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Чему вы научились сегодня на уроке?

— Что нового вы открыли для себя?

— О чем вы расскажете родителям?

Домашнее задание

Учебник: №7 (с. 51). Рабочая тетрадь: № 21 (с. 45).

Урок 10 3. Единицы массы. Грамм

Цели: познакомить с новой единицей массы — граммом и со­отношением между граммом и килограммом; познакомить с рим­скими цифрами; закреплять вычислительные навыки, умение ре­шать задачи изученных видов; прививать познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты: учащиеся научатся взвешивать предметы и сравнивать их по массе; решать задачи изученных видов; анализировать и делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Математический диктант

1. Запишите число, соседи которого числа 499 и 501.

2. Запишите самое маленькое трехзначное число.

3. Запишите самое большое трехзначное число.

4. Запишите число, которое:

а) на 1 меньше, чем самое маленькое четырехзначное число;

б) на 1 сотню больше, чем самое большое двузначное число;

в) в 100 раз больше, чем самое большое однозначное число;

г) на 600 больше, чем самое маленькое однозначное число;

д) в 100 раз меньше самого маленького трехзначного числа;

е) на 100 меньше самого маленького трехзначного числа.

5. Запишите соседей числа, в котором 3 сотни.

Римская нумерация

Как люди научились записывать цифры? В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Записи делались в виде зарубок на палках или костях животных, в виде узелков, в виде отложенных камешков.

Очень разные и порой забавные были эти «цифры» у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывались с помощью соответствующего количества палочек.

- Запишите этим способом числа 1, 2, 3. (Три ученика выходят к доске и записывают.) I, II, III.

- А число 10 обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы записать число 15, ставили подкову и 5 палочек.

- Запишите этим способом число 17.

- Как вы думаете, почему мы сегодня вспомнили о римских цифрах?

(Учитель показывает часы, книги, на корешке которых изо­бражены римские цифры.)

Римские цифры довольно часто употребляются и в наши дни.

- Где вы уже встречались с этими цифрами?

- Чем похоже это письмо на египетское?

Мы с вами уже знаем, как записать римскими цифрами числа 1,2,3.

(Учитель закрепляет на доске карточки с этими цифрами.)

- А как записать число 5? Внимательно посмотрите на свою руку.

(Учитель поднимает свою руку, сомкнув четыре пальца, и большой отогнув, затем закрепляет на доске карточку: V.)

- Как вы думаете, как записать число 10? Из чего оно состоит? (Из двух цифр 5.)

(Учитель поднимает две руки, затем закрепляет на доске кар­точку: X.)

- Как же записать цифру 4, используя предыдущие цифры? (Ответы детей.)

Запись числа основана на математическом действии вычи­тании. От пяти отнимали один и ставили перед цифрой «пять».

- Кто догадался, как записать цифру 4, и может показать на доске?

(Желающий ученик выходит к доске и записывает. Если таких не найдется, учитель закрепляет карточку: IV.)

Запись цифр 6, 7, 8 основана на арифметическом действии сложении: нужное количество палочек приписывали справа.

(Один ученик записывает цифры на доске: VI, VII, VIII.)

- Подумайте, как записать число 9. (От 10 отнять 1.) (Один ученик записывает на доске: IX.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...