Урок 1 02. Письменная нумерация в пределах 1000
Цели: учить выделять количество сотен, десятков, единиц в числе; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов. Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять в трехзначном числе количество сотен, десятков, единиц; решать задачи изученных видов; анализировать и делать выводы; работать в группах; выполнять задания творческого и поискового характера. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний Устный счет Игра «Поставь машину в гараж» (На доске нарисованы два гаража, на них записаны ответы. На карточках с машинами записаны примеры. Учащиеся решают пример и ставят машину под нужным гаражом.) Работа над задачами - Дополните задачи числовыми данными и вопросами и решите их. • В ларек привезли 24 пары сапог и 12 пар туфель. • На первой полке 84 книги. Это на □ книги больше, чем на второй полке. Сколько книг на второй полке? • На катке было 48 детей. С катка ушли □ мальчиков. Сколько детей осталось на катке? • В школе 920 детей, из них 520 девочек. 3. Минутка для любознательных (Работа в группах. Каждая группа получает треугольник, ножницы.) - Как из этой фигуры при помощи одного разреза сделать квадрат? Решение: III. Самоопределение к деятельности В древности люди считали на пальцах, и если предметов было много, то к счету привлекали несколько человек. Один считал единицы, второй — десятки, а третий — сотни, т. е. десятки десятков. Он загибал один палец лишь после того, как у второго человека оказались загнутыми все пальцы обеих рук. При этом говорили так: пять пальцев третьего человека, восемь пальцев второго и шесть пальцев первого. Называя только одно число, приходилось говорить очень долго. Постепенно фразы стали короче. Вместо «палец второго человека» появилось слово «десять», а вместо «палец третьего человека» — «сто».
— Давайте попробуем посчитать так, как считали в древности. (К доске выходят три ученика. Им нужно пальцами показать числа, которые будут называть учащиеся, сидящие на местах. Первый справа показывает единицы, второй - десятки, третий - сотни.) - Сколько десятков в 1 сотне? (10 десятков.) - Сколько единиц в 1 сотне? (100единиц.) (Учитель делает запись на доске.) 1 сот. = 10 дес. = 100 ед. - А 10 сотен — это сколько десятков? (10.) - Сколько единиц в 10 сотнях? (1000.) (Учитель делает запись на доске.) 10 сот. = 100 дес. = 1000 ед. - Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Определять количество сотен, десятков и единиц в числах.) IV. Работа по теме урока Работа по учебнику - Рассмотрите рисунок на с. 51. Назовите число. - Сколько в нем сотен, десятков, единиц? № 1(с. Я). (Коллективное выполнение с комментированием и записью на доске.) Образец записи: 150 = 15 дес. 300 = 3 сот. 25 дес. = 250 ед. №2 (с. 51). - Прочитайте задание 1. - Сколько сантиметров составляет рост мальчика? Запишите. (1м 27 см = 127 см.) - Измерьте друг друга сантиметровой лентой и запишите свой рост. (Проверка. Самостоятельное выполнение задания 2. Взаимопроверка.) V. Физкультминутка Раз, два — дружно встали, (Шаги на месте.) Руки прямо мы поставим. (Руки на поясе.) Три, четыре - разведем, (Руки в стороны.) Заниматься мы начнем. (Наклоны вперед с касанием носка правой ноги левой рукой, а носка левой ноги — правой рукой.) С пятки станем на носок, (Встать на носочки, руки на поясе.) Вправо, влево посмотрели, (Повороты головы вправо и влево.) На носочках мы присели (Присесть.) И, как птички, полетели. (Учащиеся разбегаются по классу.) VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику №6 (с. 51).
— Прочитайте задачу 1. — Сделаем краткую запись. Назовите ключевые слова в условии задачи. (Первая сторона, вторая сторона, третья сторона.) — Что обозначает число 18? (Длину первой стороны.) — Что обозначает число 14? (Длину третьей стороны.) — Что известно о второй стороне? (Ее длина в 3 раза меньше, чем длина первой стороны.) — Что нужно найти? (Периметр треугольника.) — Что такое периметр? (Сумма длин сторон фигуры.) — Запишите решение задачи самостоятельно. (Устное выполнение задания 2.) №3(с.51). (Самостоятельное выполнение. Предварительно необходимо повторить соотношения единиц длины. Если класс слабый, можно закрепить на доске карточку-помощницу. Один ученик работает у доски. Проверка.) Проверочная работа (См.: тетрадь «Проверочные работы», с. 68-69.) VII. Рефлексия — Оцените свою работу на уроке. VIII. Подведение итогов урока — Чему вы научились сегодня на уроке? — Что нового вы открыли для себя? — О чем вы расскажете родителям? Домашнее задание Учебник: №7 (с. 51). Рабочая тетрадь: № 21 (с. 45). Урок 10 3. Единицы массы. Грамм Цели: познакомить с новой единицей массы — граммом и соотношением между граммом и килограммом; познакомить с римскими цифрами; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов; прививать познавательный интерес к предмету. Планируемые результаты: учащиеся научатся взвешивать предметы и сравнивать их по массе; решать задачи изученных видов; анализировать и делать выводы. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний Математический диктант 1. Запишите число, соседи которого числа 499 и 501. 2. Запишите самое маленькое трехзначное число. 3. Запишите самое большое трехзначное число. 4. Запишите число, которое: а) на 1 меньше, чем самое маленькое четырехзначное число; б) на 1 сотню больше, чем самое большое двузначное число; в) в 100 раз больше, чем самое большое однозначное число; г) на 600 больше, чем самое маленькое однозначное число; д) в 100 раз меньше самого маленького трехзначного числа; е) на 100 меньше самого маленького трехзначного числа. 5. Запишите соседей числа, в котором 3 сотни. Римская нумерация Как люди научились записывать цифры? В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Записи делались в виде зарубок на палках или костях животных, в виде узелков, в виде отложенных камешков.
Очень разные и порой забавные были эти «цифры» у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывались с помощью соответствующего количества палочек. - Запишите этим способом числа 1, 2, 3. (Три ученика выходят к доске и записывают.) I, II, III. - А число 10 обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы записать число 15, ставили подкову и 5 палочек. - Запишите этим способом число 17. - Как вы думаете, почему мы сегодня вспомнили о римских цифрах? (Учитель показывает часы, книги, на корешке которых изображены римские цифры.) Римские цифры довольно часто употребляются и в наши дни. - Где вы уже встречались с этими цифрами? - Чем похоже это письмо на египетское? Мы с вами уже знаем, как записать римскими цифрами числа 1,2,3. (Учитель закрепляет на доске карточки с этими цифрами.) - А как записать число 5? Внимательно посмотрите на свою руку. (Учитель поднимает свою руку, сомкнув четыре пальца, и большой отогнув, затем закрепляет на доске карточку: V.) - Как вы думаете, как записать число 10? Из чего оно состоит? (Из двух цифр 5.) (Учитель поднимает две руки, затем закрепляет на доске карточку: X.) - Как же записать цифру 4, используя предыдущие цифры? (Ответы детей.) Запись числа основана на математическом действии вычитании. От пяти отнимали один и ставили перед цифрой «пять». - Кто догадался, как записать цифру 4, и может показать на доске? (Желающий ученик выходит к доске и записывает. Если таких не найдется, учитель закрепляет карточку: IV.) Запись цифр 6, 7, 8 основана на арифметическом действии сложении: нужное количество палочек приписывали справа. (Один ученик записывает цифры на доске: VI, VII, VIII.) - Подумайте, как записать число 9. (От 10 отнять 1.) (Один ученик записывает на доске: IX.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|