Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стих сто семьдесят четвертый

«Возжелах спасение Твое, Господи, и закон Твой поучение мое есть».

Как пред сим изволение заповедей, так здесь возжелание спасения Господня и непрестанное поучение в законе выражают одно — горячую ревность о спасении чрез верное исполнение за­поведей. Эта ревность есть движущая сила к бо­гоугодной жизни по заповедям. Есть эта рев­ность — есть жизнь; нет ее — нет жизни.

Значение этой ревности в экономии деятель­ной жизни по Богу святой Исаак Сирианин изо­бражает так: «За всякою мыслию доброго жела­ния, в начале его движения, следует некая рев­ность, горячностию своею уподобляющаяся ог­ненным углям. Обыкновенно она ограждает эту мысль и не допускает, чтобы приближалось к ней какое-либо сопротивление, препятствие и прегра­да, так как она приобретает крепость великую и несказанную силу ограждать душу от расслабле­ния или от боязни, при устремлениях на нее вся­кого рода стеснительных обстоятельств. И как самая первая мысль есть сила святого желания, от природы насажденная в естестве души, так и ревность эта есть мысль, движимая раздражи­тельною в душе силою, данная нам Богом на пользу, для соблюдения естественного предела, для выражения понятия о своей свободе испол­нением естественного желания, находящегося в душе. Это есть добродетель, без которой не про­изводится доброе; она называется ревностию по­тому, что время от времени движет, возбуждает, распаляет и укрепляет человека пренебрегать плотию в скорбях и в страстных, сретающих его искушениях непрестанно предавать душу свою на смерть и идти в сретение отступнической силе ради совершения того дела, которого сильно возжелала душа. Некто, облеченный во Христа, в словах своих назвал такую ревность псом и стражем как закона Божия, так и добродетели, которая есть исполнение закона Божия. Эта сила ревности укрепляется двумя способами: пробуждается и воспламеняется на хранение дома, и также двумя способами приводится в изнеможение, дремоту и леность».

«Два первые способа суть следующие: во-первых, страх, заставляющий человека бояться за то благо, которое он приобрел или имеет в виду приобрести, чтобы не было оно украдено или уничтожено каким-либо случаем. Когда возбуж­ден в естестве этот страх, тогда ревность, назван­ная у нас псом, день и ночь разгорается, как пылающая печь, и пробуждает естество. И подоб­но херувиму, человек пробуждается и ежечасно внимает тому, что окрест его и, как говорит упомянутый выше некто, если проходит птица мимо его, приходит в движение и лает с быстро­тою и несказанного стремительностию. Есть еще другой способ раздражать нашего пса, это — ког­да наиболее возрастает в душе возжелание доб­родетели; ибо в какой мере возрастает в душе это возжелание, в такой же воспламеняется и этот пес, то есть естественная ревность к добро­детели».

Соответственно сему есть тоже два способа и к охлаждению ревности. «Первый — когда са­мое возжелание уменьшится и прекратится в душе; а второй — когда войдет в душу какой-то помысл уверенности и отважности, и утвердится в ней, и человек станет надеяться, думать и дер­жаться той мысли, что нет ему причины бояться потерпеть вред от какой-нибудь силы, и потому слагает с себя орудие ревности, и бывает как дом без стражи: пес засыпает и надолго оставляет стражу» (Исаак Сирин. Слово 32).

Вот все производство ревности, — как она зарождается, растет и умаляется. Войди с этими показаниями внутрь себя и определи, есть ли в тебе ревность, и в действии ли те способы, коими она поддерживается? Если да, то ты живешь; ес­ли же нет, то ты мертв или уснул.

 

Стих сто семьдесят пятый

 

 

«Жива будет душа моя, и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне».

Вот и еще способ поддержания ревности и вмес­те признак того, кто добре течет,— уверенность, простирающаяся до видения, что избранный путь ведет прямо к цели, как определенный Богом, указанный и покровительствуемый Им. «Жива бу­дет душа моя»,— какою уверенностию дышит это слово! Ни тени колебания. Господь сказал: иди вслед Мене, по заповедям Моим,— и спасешься, получишь покой и жить будешь вовеки. Поверил человек и идет, говоря в себе ко Господу: верую, Господи, что так оно будет: «жива будет душа моя», будучи еще здесь оживотворена благодатию в за­лог вечного в Тебе и с Тобою живота. «Жива душа моя и восхвалит Тя». Он уже там душою своею — на месте достижения цели и, как обретший уже искомое, хвалит Господа. Будет так, как обетовал Ты, Господи! Вниду в покой Твой и вечно буду прославлять имя Твое. Но, питая такую уверен­ность, не на себе опирается он, а на всесторонней помощи Божией, или на вседействии Божием в душах, всецело Ему преданных. «И судьбы Твоя по­могут мне».

Так Сам Бог обетовал: «с Ним есмъ Аз, изму его, и прославлю его... и явлю ему спасение Мое» (Пс. 90, 15-16).

Все это лежит во глубине души того, кто те­чет правым путем и свидетельствует о правости его течения со внутреннейшей стороны его на­строения. Течет, всеусильно трудится в несом­ненной надежде, не присвояя, однако ж, себе ни­чего и ни на чем своем не опираясь упованием своим, а всецело почивая на всещедродательности Божией.

Несомненность спасения питается и держится тем, что путь спасения учрежден Богом, и Им Самим, Спасителем нашим, пройден в естестве человеческом. Прошедши этот путь и пребывая во славе, Спаситель взывает: «Идите сим путем, и все тут же будете». Кто, веруя сему и видя это, поколеблется недоумением? И не колеблются; всякий питает уверенность, что жива будет душа его, если, не блуждая, пройдет путем, на который вступил по указанию Божию.

Но пройдет ли — вот вопрос. Пройдет, если не будет надеяться на себя, а предаст все Господу действовать в себе. Ты только, говорит Господь, ноги переставляй и не упирайся, а Я несомненно доведу тебя до конца пути, до пристанища и дома упокоения. Самонадеянность в уповании спасения пагубна; а кто уверен, что Бог, хотящий всем спастися, спасет ищущего спасения, того, кто не лежит, а всеусильно действует по указанию Божию, и спасет имиже весть судьбами, и пути указывая, и силы подавая; у того такая уверен­ность есть свята и служит признаком не только правошествия, но и великого преуспеяния в тече­нии по духу, так как она является уже вслед­ствие последовательных трудов, немалого очище­ния сердца и ощутительного испытания Божия покрова и заступления.

 

Стих сто семьдесят шестой

 

«Заблудих яко овча погибшее, взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых».

После такого преуспеяния, признаки которого указаны пред сим пророком, с какой стати взы­вать еще: «взыщи, — я овча погибшее»? — Но то-то и дивно в деле спасения, что, чем более кто преус­певает в нем, тем более видит себя уничиженным и худым, так что, идя к лучшему, он будто все более и более погружается в худшее и видит себя непотребнейшим, хоть и не отчаивается в своем спасении. В сказаниях о подвижничестве святых об одном величайшем подвижнике заме­чено, что он во всю жизнь свою говаривал о себе: «В тину я погряз по самую шею, и только уста остались еще у меня свободными, чтобы вопиять: «Боже, помилуй мя!» У святого Антония замече­но, что Сам Бог закрывает преспеяние от глаз преуспевающих и внешним уничижением их, и попущением внутренних нестроений, при виде которых не может он не исповедать того, что ни­куда не гожусь я, и не вопиять мытаревым гла­сом: «Боже, милостив буди мне грешному!» (Лк.18,13.) Такое смиренное и самоуничиженное исповедание и есть самый верный признак доброго течения и преуспеяния. Кто-то из святых заметил: смот­ри, коль скоро начнешь подаваться на правед­ность,— знай, что ты начал сбиваться с пути, ибо верный признак спасительного шествия есть сми­рение и самоуничижение. Такой именно смысл находит в настоящем стихе святой Афанасий Ве­ликий: «В чем же, говорит он, преуспел пророк, если снова говорит о себе, что он — овча погиб­шее? — В том, что соблюл смиренномудрие, по сказанному: «егда сотворите вся повеленная вам, гла­голите, яко раби неключими есмы» (Лк.17,10)

На чем же стоит упование спасения, когда так глубоко сознание непотребства у самых великих преуспевателей? — На сознании, что они не за­бывают заповедей Божиих. Всякий такой, испове­дуя, что никуда он негож, вместе с тем неложно свидетельствует, что знает заповеди, сознает пол­ную обязательность их для себя и то, что со вре­мени обращения своего никогда не дозволял себе сознательно нарушать даже малейшую из них. Это сознание и дает смелость надеяться, что он хоть и никуда негож, но Многомилостивый, по милости Своей, не бросит его, а взыщет, как овцу погибшую, и, взяв на рамо свое, принесет в место спасения.

Этим чувством непотребства в чаянии спасе­ния в Господе начинается должная жизнь в по­каянии, скрепляемая обетом неуклонной верности заповедям Божиим. Это чувство исполняет душу во все время жизни покаянной, указывая сим, что текущий добре течет. Оно приводит к плачу, как описывает святой Исаак Сирианин, «сначала пе­ремежающемуся, а потом непрерывному, дляще­муся годы, пока не иссякнет, по Божию изволе­нию, оставляя за собою опять то же чувство не­потребства укорененным и лежащим в самой глу­бине сердца спасаемого и очищенного».

Какое же посему благоприличное заключение всего псалма составляет этот стих? — Он возво­дит на самый верх нравственного совершенства, указывая его, однако ж, не в самовосхвалении или присвоении себе чего-либо, а в самоуничиже­нии и невидении в. себе чего-либо достойного. Раб неключимый, овча погибшее — вот воззва­ния истинных рабов Божиих, приятные Богу и привлекающие Его благоволение!

 

 

Блаженный Феодорит так заключает истолко­вание сего псалма: «Сделав краткое изъяснение псалма сего, мы просим читающих не довольство­ваться написанным и не думать, что только это и принадлежит пророку, то есть только это и хотел сказать пророк. Напротив, пусть каждый извле­кает то, что ему собственно на пользу и пусть уготовляет себе предохранительное врачевство от своих собственных недугов». Нечто подобное сему пишет и блаженный Августин. «Сколько сил моих было и сколько помог мне Господь, я истолковал сей великий псалом. Мудрейшие и ученейшие меня, конечно, лучше сделали уже это или сделают, но это не должно было освободить и меня от посильного служения делу сему, и осо­бенно, когда братия мои усильно к тому побуж­дали меня».

Если им можно было такими словами заклю­чить свое толкование, то тем более пригоже это мне. Прошу при том извинить многократные повторения одних и тех же мыслей. При всем желании нельзя было этого избежать, потому что по длительности времени естественно забывалось написанное прежде и, при новом приеме за дело, старое казалось новым. Бывало и то, что иная мысль была оставляема, потому что казалось, будто она не раз уже была излагаема, и потому была заменяема другою, которая казалась новою, тогда как на самом деле та была, может быть, новою, а эта старою. Утешаюсь тем, что любящим истину такое повторение не наскучит, потому что дает то, что любезно и что приятно, как приятно встречать друга, сколько бы раз ни приходилось это.

Прибавлю к сему: все сто семьдесят шесть стихов говорят о заповедях Божиих и нашем отношении к ним, и говорят ясно. Нет почти ни одного стиха, понимание которого было бы за­труднительно и требовало особых пояснений. Потому вся забота была обращена не на это, а на то, как стоит дело нравственное, указываемое стихом, в цепи нравственных дел и явлений. В руководство, как указывать именно ту сторону дела, взято было значение букв. Оно давало мысль, на которую потом, как на нить, навязыва­лись все мысли, содержащиеся во всех стихах, начинающихся с той же буквы. Коль скоро по­являлась мысль, которая проходила сквозь все стихи,— дальнейшее толкование уже не пред­ставляло большой трудности.

На вопрос: да полно, так ли следует смотреть на все? — отвечу, что нельзя сказать, чтобы вся­кий стих «должно» понимать непременно так, как у меня изложено; но что «можно» понимать так вся­кий из них,— этого, смею надеяться, отрицать никто не станет.

Кому придется подряд читать все это толко­вание, тот не может не заметить неровности в то­не речи, в степени живости мысли и чувства. Прошу снисхождения, человек есмь многоизмен­чивый. К тому же и дело делалось не зараз. Сколько приемов, столько же разных настроений, которые сами собою проторгались и в слово.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...