Народная художественная культура в структуре культуры общества
Стр 1 из 18Следующая ⇒ ББК 82.3Р К 21
Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лек-К 21 ций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств. Учебное пособие. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора. 1997. -288 с. Курс лекций представляет собой первое фундаментальное учебное пособие, в котором в систематизированном виде излагается научная концепция народной художественной культуры, рассматриваются ее сущность, функции, составные части, исторический, культурологический и социально-психологический генезис, даются основные понятия и определения. Для преподавателей, аспирантов, студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств. 470201015-026
3 объявления
ЛР 700132-97 Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997 Время рождает традиции. Традиции переживают эпохи. ОТ АВТОРА Создание учебника "Народная художественная культура", в полной мере отвечающего своему назначению, — дело будущего, и не столь близкого. Трудность его подготовки отражает реальную ситуацию, сложившуюся в разработке и преподавании данного предмета в российских вузах, средних специальных учебных заведениях культуры и искусств, в педагогических институтах и университетах, которые осуществляют подготовку специалистов в области народного творчества. Учебной дисциплины по народной художественной культуре не било, а в ряде названных учебных заведений и сегодня нет, не считая кратких курсов по народному костюму на хореографиче-(к их факультетах и отделениях театральных учебных заведений, по 11.1 родному музыкальному творчеству в консерваториях и музы-| ли и! ых училищах в основном на теоретико-музыковедческих и шродных факультетах и отделениях, по устно-поэтическому фольклору на филологических факультетах университетов и пединститутов.
Курсы или спецкурсы по народному изобразительному и при-• чадному искусству читаются на исторических и технологических 1рщ уинотах и отделениях некоторых педагогических институтов и умпиерситстов, вузах культуры, а также в специализированных училищах и ПТУ. Для каждой из названных категорий учебных шподоний подготовлены и изданы разной степени полноты учеб- 11111 И \ Мозаичной и противоречивой предстает картина с изучением пр. 1МС1.1 и н учебных заведениях культуры. Вплоть до начала 80-х |",|,.ц вопросы фольклора, художественной самодеятельности, м|П11 1|.итого искусства рассматривались в курсах "Клубоведение" ИЛИ Куп.гурно-просветительная работа". Введение самостоятель- ........ \р<;1 "Самодеятельное художественное творчество" не могло I и.... • нес задачи преподавания истории и теории народной ху
курс был необоснованно исключен из учебных планов, хотя к тому времени появились первые учебные пособия1 и учебная программа по курсу2. Вопросы народной культуры в общих курсах теории и истории культуры, впервые введенные именно в вузах культуры, в которых впервые были созданы и соответствующие кафедры, рассматривались достаточно фрагментарно и косвенно. В появившихся в последние годы учебных пособиях по курсу истории и теории культуры, культурологии, освещению вопросов народной культуры отводится мало времени. По стилю изложения эти учебные пособия являются фундаментальными теоретико-философскими монографиями со специфической авторской концепцией3. Объяснить все сказанное можно, видимо, недооценкой роли народной культуры в общей истории и теории культуры и сложившейся в прежние годы традицией ее преподавания. Нельзя не сказать и о том, что существующая концепция подготовки специалистов в области народной художественной культуры по аналогии с подготовкой специалистов для профессиональных художественных коллективов или по образцу школьных педагогов привела к тому, что оказались не востребованными многие действительно важные предметы обучения: краеведение, народный календарь, фольклор, методика сбора и обработки материалов фольклорных экспедиций, история народного быта и костюма, народное изобразительное и прикладное искусство.
Данное издание — первая попытка представить интегрированный курс по народной культуре. Отрадно в этой связи отметить появление учебных программ4, которые во многих своих положениях соответствуют предлагаемому курсу лекций. Лекционное изложение курса по народной художественной культуре дает возможность отчасти в дискуссионной, свободной 1 См.: Смирнова Е.В. Теория и методика организации самодеятельного творчества 2 См.: Каргин А.С. Организация и методика художественной самодеятельности: 3 См.: Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Учебное пособие. М., 1993; Орло 4 См.: Народная художественная культура: Программа междисциплинарно интег форме изложить узловые вопросы ее истории, теории, движущих сил, а также наиболее общие и частные вопросы изучаемого предмета, привлечь разнообразные источники, сопоставить существующие точки зрения и в конечном счете предложить определенную систему целостного познания предмета.
Автор стремился избегать крайностей в оценочных суждениях о судьбе, исторической перспективе, в трактовке наиболее дискуссионных проблем народной художественной культуры, сознавая всю сложность и масштабность этого явления и стремился к адекватности его отражения. Это — не свод положений, раз и навсегда установленных, объясненных, доказанных. Курс вводит студента в непростую, полную драматизма историю народной художественной культуры, в атмосферу поисков ответов на сложные вопросы ее бытия, учит основам самостоятельного анализа многообразных подходов, концепций, точек зрения, позиций, взглядов на народную художественную культуру. С этой целью, в частности, сопоставляются различные мнения, что помогает читателю сформировать собственный подход. Понимание той или иной проблемы необходимо для каждого, кто готовится посвятить себя профессиональной деятельности в области народной художественной культуры. Конечно, число приводимых в лекциях различных подходов, мнений, точек зрения можно было бы увеличить, учитывая остроту споров специалистов, ведущихся по вопросам народной культуры. Во многих случаях и предлагаемые автором подходы, видимо, будут не бесспорными, хотя и опираются на известную систему доказательств. Следовательно, предлагаемый курс является "открытой системой" и оставляет возможность его переконструирования, дополнения, развития. Безусловно, курс лекций отражает социальные и культурные коллизии времени, конкретно-исторический уровень знания и научного понимания сущности, природы, функций, механизмов передачи и движущих сил народной культуры и художественного творчества как важнейшего элемента. Народная художественная культура — одна из тех областей, где установление истины требует постоянного поиска, новых фактов и открытий. В результате меняется глубина познания истины, которая всегда относительна и потому требует диалектического, "развивающегося" осмысления народной художественной культуры.
В связи с отсутствием полноценных учебников особое значение приобретает умение студента работать со всем массивом разнооб-
разной литературы, посвященной народной художественной культуре. Только в последние годы о ней издано огромное количество книг, сборников, научных статей, монографий, справочников, брошюр, научных исследований, другой литературы. Знакомство даже с небольшим их числом может создать иллюзию или полного представления об этом явлении, или, наоборот, невозможности охватить его целостно во всем многообразии. И то, и другое впечатление — крайности. При этом о народной художественной культуре может существовать и бытовое, и научное представление. Первое, как правило, ограничивается восприятием событий или наиболее ярких явлений и только второе помогает найти стержневой момент в существовании этих явлений, объединенных в определенную развивающуюся систему с богатым историческим прошлым. Курс лекций предполагает преподавание студентам специальных учебных предметов по фольклору и фольклористике, теории и истории художественной самодеятельности, художественно-прикладному искусству, народным играм, которые конкретизировали бы и развивали общие представления о народном творчестве, способствовали большей профилизации в подготовке специалистов. Общий курс не может отразить особенности народной художественной культуры разных регионов, краев и областей России, тем более конкретных жанров творчества. Поэтому требуются дополнительные курсы, разрабатываемые применительно к конкретной теме и к конкретному региону. Подобные конкретные курсы по народной художественной культуре получают в последние годы все более широкое распространение в учебных заведениях культуры и искусств. Предлагаемый курс должен стать заключительным в системе данного вида предметов, ибо он, с одной стороны, подводит итоги, обобщает знания о конкретных видах народного творчества, народной культуры, представляет ее как целостную систему, с другой — коррелирует полученные знания с предметами историко-культурологи-ческого цикла (историей мировой и отечественной культуры, теорией культуры, литературы и др.). Изложение теоретических вопросов художественной культуры в ракурсе учебного предмета — дело чрезвычайно сложное и тонкое. Необходимо избегать опасности перейти на сухой, бесстрастно-лаконичный язык и тем самым не передать ощущения необычности предмета изучения, эстетическую привлекательность народного творчества, не пробудить страстного желания самостоятельного его "прочтения".
Академическое изучение народной художественной культуры кроме профессионального имеет важное научное значение. Оно закладывает основы формирования исследователей новой формации, для которых народная культура не будет выглядеть ни нарочито возвышенным, ни искусственно надуманным предметом. Без академической подготовки исследователей становление подлинно национальной научной школы — дело весьма проблематичное и может растянуться на долгие годы. Это не означает отказа от подготовки исследователей по конкретным сферам народной художественной культуры, в том числе и с узкой специализацией, скажем, по народному костюму, народному пению или музицированию, обрядам и т.п. Речь идет о подготовке исследователей по народной культуре — культурологов соответствующего профиля, понимающих свои задачи не узко профессионально, владеющих не только конкретными методиками и навыками, а сознающих роль и место народной культуры в жизни современного общества и государства, в художественном процессе, в сохранении традиционных национальных ценностей. Автор выражает искреннюю признательность доктору философских наук, профессору Н.А.Хренову, рецензентам: доктору искусствоведения, профессору И.ФЛяшенко (Киев), кандидату филологических наук В.Г.Смолицкому, кандидату искусствоведения А.Н.Иванову за их конструктивные предложения, сделанные на разных этапах работы над курсом лекций. Предмет, теоретические основы и задачи курса 9
Введение. ПРЕДМЕТ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЗДЦАЧИ КУРСА Народная художественная культура — широко используемое понятие, но при всей кажущейся простоте определить его границы, перечислить хотя бы основные его слагаемые и дать им характеристику сложно даже для специалистов. Причин тому несколько. Во-первых, народная художественная культура имеет сложную и подвижную иерархическую структуру с тенденцией к постоянной смене составляющих ее элементов, включает явления как материального, так и духовного порядка, которые предстают в ней одновременно и эстетической, и утилитарной сторонами. Во-вторых, народная художественная культура полисоциальна, имеет конкретно-исторические формы бытования, изменяется вместе с образом жизни народа, связывается с разными социальными группами и понять роль каждой из них в культурно-творческом процессе задача также не из легких. В-третьих, народная художественная культура — понятие собирательное, объединяющее разнопорядковые явления, каждое из которых нередко требует определения его границ и сущности. Это касается таких основополагающих категорий, как декоративно-прикладное искусство, фольклор, художественная самодеятельность, современное любительское творчество. До сих пор понимание предметного поля каждого из этих образований народной культуры остается весьма Дискуссионным. В-четвертых, фольклористика, теория народного искусства, теория художественной самодеятельности долгое время Изучали проблемы своего предмета, но не смогли выйти на уровень исследования общих вопросов народной художественной Культуры как целостного явления или как подсистемы художественной культуры, хотя такие попытки известны1. Тем более, что Ряд наук (филология, история, этнография, искусствоведение) Претендовали в разные годы на всеобъемлющую роль в изучении Народной культуры, преувеличивая значение для последней своих Проблем. Нельзя не сказать и о том, что в России ситуация усу- 1 См.: Алексеев Э.Е. Музыкальный фольклор в структуре культуры. М., 1981; Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983; Гусев В.Е. Русская Чародная художественная культура: Теоретические очерки. СПб., 1993. губляется за счет потерянных народной художественной культурой ориентиров развития в XX в., когда насильственно отторгались по идеологическим причинам национальные традиции, праздники и обряды, различные формы традиционной творческой деятельности широких слоев народа. Народная художественная культура — реальность, оказывающая мощное влияние на политические, экономические, социальные, этнические, духовные процессы в современном мире. Многие зарубежные специалисты рассматривают ее как одно из эффективных средств, противостоящих наиболее агрессивным формам современной массовой культуры1, "суверенизации" национальных ценностей, унификации и американизации культуры разных народов. Не случайно ЮНЕСКО, авторитетная международная организация по вопросам науки, образования и культуры при ООН, предприняла ряд шагов, направленных на поддержку традиционной народной культуры. Было выработано определение фольклора и в 1989 г. предложено правительствам всех государств содействовать распространению традиционных ценностей. ЮНЕСКО направила в свои национальные советы соответствующие "Рекомендации по сохранению традиционной культуры и фольклора"2. При ЮНЕСКО созданы и успешно действуют специальные международные комитеты по народной музыке и ассоциации по вопросам фольклора и народного искусства — СИОФФ, ИОФ, ИНСИТА, которые вносят заметный вклад в координацию международных акций: проведение фестивалей фольклора, выставок, конференций и т.д.3 Обращение к прошлому, в частности к глубинным пластам традиционной художественной культуры, на современном этапе развития России объективная потребность, обусловленная необходимостью переосмысления и обновления общественной жизни. Без восстановления полнокровной народной художественной культуры, ее нравственных основ не может возродиться национальный духовный менталитет. В то же время нельзя не учитывать, что в понимании и оценке роли фольклора не обходится без "перегибов". Слово "фольклор" стало едва ли не одним из наиболее употребительных. Им часто и с легкостью оперируют не толь- 1 См.: Культурное наследие и традиционная культура народов Европы в становле 2 См.: Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993. С. 495-499. 3 См.: Современный фестиваль фольклора: Опыт, проблемы, перспективы. М., Введение Предмет, теоретические основы и задачи курса 11
ко этнографы, историки, филологи, искусствоведы и педагоги, но и политики, средства массовой информации. Происходит усиленная и искусственная фольклоризация самосознания значительного слоя людей. Можно говорить о положительных и негативных сторонах этого процесса, его идеологической и откровенно конъюнктурной подоплеке1. Последнее десятилетие XX в. с особой ясностью высветило вопрос об отношении к историческому прошлому, к культурному наследию, национальным традициям России. Впервые во всем объеме открылись масштабы потерь, понесенных народной художественной культурой в XX в. Потери эти не всегда можно представить в конкретно-зримых очертаниях, назвать и перечислить их. Тем не менее даже то, что "лежит на поверхности", потрясает нас своими негативными последствиями для духовной жизни народа. Утрачены многие народные праздники, обряды, обычаи, игры; растеряны традиции народного хорового пения и массового музицирования; приходится возрождать многие исконные народные художественные ремесла; разрушены механизмы передачи и функционирования национальных ценностей. Русской народной художественной культуре нанесен ущерб искусственным выталкиванием ее на обочину духовной жизни, размыванием национальных черт, отказом в праве на существование и утверждение своей самобытности, подавлением веками сложившихся традиций формами политизированной самодеятельности. Безусловно, многие из потерь обусловлены объективными причинами: урбанизацией, миграцией, войной, раскрестьяниванием. Но немалая их часть была инспирирована государственной культурной политикой, в которой культурный плюрализм, многообразие региональных форм были принесены в жертву культурной монополии, насаждению единых эстетических канонов в творчестве. В нормальный, естественный, культурно-созидательный процесс вторгались директивы партийно-государственных структур управления2. Не случайно, выдающийся русский дирижер В.Н.Минин, выступая на Всесоюзном совещании по развитию народного творчества в апреле 1988 г., просил органы культуры "не мешать фольклору самостоятельно развиваться; ибо создание музыкального фольклора — дело тонкое, и не нужно представления работников органов культуры о жизни народа натягивать на эту жизнь, и уж тем паче делать ее формой отчетности, от которой гибнет множество хороших начинаний"1. Народная художественная культура в современном мире имеет широкий спектр взаимодействий с элитарным искусством, а также с массовыми формами культуры. В течение длительного времени массовую культуру, народную культуру оценивали весьма негативно и противопоставляли им искусство элитарное. Однако очевидно, что элитарное искусство, массовая культура не могут выполнить те задачи и функции, которые выполняет народная культура, ибо это не взаимозаменяемые, а взаимодополняемые явления. В народной культуре заложен важный механизм функционирования и сохранения культуры в целом, она цементирует и укрепляет духовные устои жизни. Без определенного уровня народной художественной культуры не может быть полноценной почвы для развития элитарного искусства, она — те врата, через которые каждый человек может делать первый шаг в красочный мир эстетических ценностей. Благодаря в первую очередь народной художественной культуре, национальным традициям, человек ощущает свое место в исторической преемственности поколений, определяет свою этническую и национальную самобытность. Отношение к народной художественной культуре сегодня — основополагающий фактор в культурной политике России. В разные периоды это отношение складывалось по-разному: от полной поддержки до полного отрицания отдельных ее пластов. Начиная с 20-х годов XX в. традиционные формы культуры нередко нивелировались по причине отказа от их региональных особенностей, делились на более и менее "ценные" формы и жанры во имя утверждения идей социализма, а также из-за несоответствия их формируемому "новому" менталитету народа. Концепции пролеткультовского характера, борьба с которыми якобы завершилась в конце 20-х годов, нередко проявлялись, в частности, по отношению к фольклору в государственной культурной политике до конца 60-х годов. Традиционная вековая народная культура, благодаря которой получило бурное развитие не только элитарное искусство, но и русская культура в целом обрела яркую духовную самобытность, была урезана в правах, исключалась из сферы интересов государства и общества. Она подвергалась насильственному упрощению, отторжению, а порой и "революционному очищению". С позиции исторического опыта необходима справедливая оценка традиционной художественной культуры и ее особой роли в жизни
1 См.: Каргин А.С. Обращение к читателям//Народное творчество. 1996.М» 1. С.3-4. 2 См.: Каргин А.С, Хренов Н.А. Фольклор и кризис общества. М., 1993. С. 3-17. 1 Творчество народа — обновлению страны: Материалы Всесоюзного совещания по развитию народного творчества. 4-5 апреля 1988 г. Москва. М., 1988. С. 68. 12 Введение Предмет, теоретические основы и задачи курса __________ О
народов России. Без этого останутся не осознанными до конца ни огромные масштабы потерь, понесенные народной культурой, ни значение сохраненных ею, несмотря на неблагоприятные условия, живительных корней, ни мощь народных традиций. Чтобы понять сегодняшнее состояние народной художественной культуры, необходимо обратиться к ее истории, осмыслить критически весь комплекс проблем ее функционирования и развития. Только на этой основе мояшо выстраивать конструктивную стратегию возрождения традиций, не превращая эту деятельность в пропагандистскую кампанию. Нельзя выбросить из истории народной культуры трагические ее страницы, но неверно ограничиться только постоянным перелистыванием этих страниц. Она продолжала сохранять и сохранила вплоть до настоящего времени многие свои традиции и вопреки сложным условиям развивалась в своеобразно огосударствленных формах художественной самодеятельности, ремесел и промыслов, в бытовом исполнительстве. Способность к выживанию в неблагоприятных условиях подтверждает открытую испанским фольклористом Р.М.Пидалем закономерность о скрытых, или латентных, способах развития и существования народной художественной культуры1. Однако сохранившиеся ее формы требуют умного И чуткого обращения, специальной поддержки со стороны общества и государства, профессионально подготовленных кадров. Формы народной художественной культуры исторически изменяются. Она такова, каков человек, его образ жизни, философия, мироощущение, менталитет. В частности, "структура фольклора любого социального коллектива, - по мысли Б.Н.Путилова, - на данном историческом этапе соответствует структуре его быта"2. Структуру, характер фольклора, других форм художественного творчества определяет культурно-историческая, бытовая и социальная практика человека. Поэтому кажутся бессмысленными споры о том, жив ли фольклор, жива ли традиция, жива ли народная культура3. В фольклоре, как и в целом в жизни, постепенно отходит в прошлое то, что перестает соответствовать парадигме народной жизни, но нарождается и развивается то, что ей соответствует. Естественно, что изменяются не только формы народной культуры, но и стилевые, социальные, эстетические черты ее существования. Она не означает отмену роли традиций в народной культуре. Преемственность -глубокая, диалектичная, историческая закономерность эволюции народной художественной культуры. Это дает возможность, с одной стороны, достаточно точно судить о принадлежности образцов народной культуры к конкретной эпохе, с другой — видеть неразрывность и диалектику в ее движении. Нельзя понимать народную художественную культуру как установленную однажды заданность, развивающуюся только в крестьянской среде. Об особой роли крестьянства, деревни в истории 1 См.: Пидалъ Р. Избранные произведения/Пер. с исп. М, 1961. С. 102. 2 Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л., 3 См.: Гусев В.Е. Жив ли фольклор?//Живая старина. 1995. №2. народной культуры в дальнейшем повествовании придется много говорить, но народная культура — результат творчества всего народа, а не одной только его части. Народную культуру можно представить как процесс творчества разных социальных групп и одновременно постоянного накопления, фиксации, обогащения, отторжения, видоизменения ее разнообразных форм, жанров, элементов и как результат длительного исторического развития, наложения, наслоения пластов разных субкультур, включающих прошлое и современное, индивидуальное и коллективное, устное и письменное. В народную художественную культуру можно включить процесс коллективного и индивидуального создания ценностей (творчество), результаты этого процесса (материализованные, вещественные и духовные) и бытование, распространение; функционирование произведений культуры в обществе. С одной стороны, народная художественная культура входит в общую систему народной культуры (наряду с народной медициной, народной метрологией, народной кухней, народной моралью и др.); с другой — она является одной из подсистем более глобальной системы художественной культуры общества, включается в ее структуру, взаимодействует со всеми ее образованиями. Очевидно, народная художественная культура предстает в этих связях как многомерное явление, имеющее сложные пограничные образования как с народной культурой в целом, так и с элитарным и массовым искусством. Отсюда задачи изучения народной художественной культуры не сводятся лишь к изучению народного изобразительного искусства или фольклора, прикладного творчества или современных форм любительского самодеятельного искусства. Перечисленные явления предстают как составные части народной культуры, но одновременно через них выявляются ее основополагающие системообразующие элементы, которые образуют архитектонику этого типа культуры. Народная художественная культура не рассматривается ни как низший этап культурного развития человечества, ни как определенная ступень в развитии культуры, а как самостоятельный исторически обусловленный тип культуры, имеющий свои формы, механизмы, социальную стратификацию и т.д. Предложенный подход к народной культуре уже выводит за пределы традиционных методов ее изучения, сложившихся в этнографии, искусствознании и фольклористике. В поле внимания оказываются не столько такие вопросы, как образ, стиль, художественная система, орнамент, язык, выразительные и изобразительные средства или жанрово-видовая 14 Введение Предмет, теоретические основы и задачи курса 15
система народного искусства и ее историческая трансформация, но сущность, исторические формы, морфология и структура народной культуры, статус ее творцов и потребителей, ее социальные функции, связь с этническим и социально-психологическим менталитетом этноса. Для подобного историко-культурологического подхода сегодня есть определенные историко-теоретические основания. В XX в. при изучении народного искусства, фольклора, любительского творчества были опробованы самые разные подходы и методы: социально-психологические, педагогические, философские, этнографические, социологические, культурологические, эстетические, психологические. В центре внимания оказывались проблемы, вовсе не сводимые к произведениям народного искусства, фольклора. Затрагивался широкий круг вопросов, связанных с социальным функционированием различных частей народной художественной культуры, ее трансляцией и коммуникацией, воздействием на духовный мир человека. Сделаны попытки выявить космологические, мифологические, религиозные, нравственные, магические, этнические, психологические, социально-психологические, социологические и исторические закономерности народной культуры. Современный этап изучения народной художественной культуры требует ее соотнесения с универсальными, стабильными или динамичными картинами жизни общества, ^находящимися в зависимости от того или иного исторического состояния государства. При этом в поле внимания должны оказываться и начальные этапы развития народной культуры, и ее функционирование на поздних этапах истории. Не менее важно при изучении предмета, сущности, границ народной художественной культуры выявление ее места в структуре культуры на любом этапе истории того или иного народа. Своеобразие народной художественной культуры станет очевидным лишь в случае, если ее соотнести с другими слоями культур, существующими в тот или иной период истории. В науке существует стремление анатомировать структуру народной культуры, выделить в ней наиболее мощные пласты. Известна попытка вычленить слагаемые языческой, дохристианской, средневековой народной культуры, а также народной культуры нового и новейшего времени. Если исходить из безусловного положения о том, что каждый социальный слой или группа общества выступает творцом и носителем определенного типа субкультуры (крестьянство — крестьянской, духовенство — религиозной, рыцарство — рыцарской, ремесленники, мещане, рабочие — городской и т. д.), то, очевидно, и слагаемые культуры будут весьма различаться в разные исторические периоды. Наличие перечисленных слоев в культуре приводит не к разрушению ее как целостного организма, а к постоянно меняющейся архитектонике и соподчиняемости слагаемых. Самостоятельность каждого из выделяемых слоев культуры не отрицает их внутренних взаимоотношений и взаимовлияний. В реальности не существует жесткого разделения, например, крестьянской и религиозной культуры или культуры рабочих и мещан. Наоборот, религиозная культура нередко проявляется в фольклорных формах, последние несут ее за-данность, а народные представления отражаются в религиозном искусстве. Кроме того, из возникающей в этом случае картины мира, в которой переплетается языческое и религиозное, сакральное и мирское, предстает культура не только мещан, рабочих, крестьянства, но в то же время дворянства, интеллигенции, купечества. При все более дифференцирующейся социальной жизни, когда одни группы общества отделялись от других, ценности традиционной культуры функционировали в каждой из них, несмотря на социальное расслоение. Можно также отметить, что основной бесписьменный механизм функционирования ценностей традиционной культуры, сложившийся в древности и получивший всестороннее развитие в крестьянской среде, был задействован представителями всех слоев, причем естественно изменялся с учетом особенностей культурных традиций этих слоев. Народная художественная культура, очевидно, единственная из всех типов культур, имеет такие механизмы функционирования, которые в том или ином виде заимствованы и трансформированы другими слоями культуры, в том числе элитарной и массовой. В этой связи возникает проблема распространения и сфера функционирования народной художественной культуры. По нашему мнению, если на стадии нового и новейшего времени народная художественная культура функционировала и функционирует в виде одного из пластов культуры, то на предшествующих этапах истории (язычество, средневековье) она оказывалась универсальным пластом культуры всего человеческого сообщества. "Подходя к делу исторически, — писал В.Пропп, - мы должны будем сказать, что для доклассовых народов фольклором мы назовем творчество всей совокупности этих народов"1. То, что обычно подразумевается под народной традиционной культурой, оказывается наиболее древней культурной системой, 1 Пропп В.Я. Фольклор и действительность//Избр. статьи. М., 1976. С. 18.
Введение Предмет, теоретические основы и задачи курса 17
имеющей на разных этапах истории разную степень распространения и дошедшей до наших дней как один из пластов культуры общества. В условиях социальной дифференциации народная культура сохраняет свое универсальное значение как общенациональная ценностная система. Поэтому в нашем понимании народная художественная культура — целостная и самодостаточная система духовной жизни народа, результат и процесс бытовой, а также социально-организованной творческой деятельности всех слоев общества (крестьянства, рабочих, мещан, интеллигенции, купечества, студенчества и множества других групп), осуществляемой ими в соответствии с архетипами народной философии, эстетики, морали, психологии, народной веры и менталитета. В определении учтена мысль Б.Н.Путилова о двух — частью независимых, частью пересекающихся и взаимодействующих — фольклорных системах. Одна из них принадлежит среде с господствующим фольклорным сознанием и фольклорным способом сохранения и передачи культурной традиции, другая функционирует в среде, культура которой определяется письменной, "ученой" традицией1. Предлагаемое определение вытекает из логики современного художественного процесса, состава его носителей и хранителей. Картина здесь весьма противоречивая. Сохранение равновесия в развитии народной художественной культуры сопряжено сегодня с повсеместным разрушением патриархального уклада жизни, который обеспечивал один тип культурного производства, уже невозможный в современных условиях. Формируются иные формы организации культурной деятельности, другие механизмы передачи культурных традиций. Поиск таких механизмов — дело трудное, требуется иное понимание места и роли народной художественной культуры в современном мире. Педагоги, мастера, руководители множества возникших в последние годы студий, школ, центров, домов ремесел, фольклора, традици
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|