Народной художественной культуры
Ключевыми вопросами, порожденными современным этапом развития народной художественной культуры, стали вопросы о ее профессиональном характере, профессионализме и профессиональном статусе ее носителей. Усложнение и обогащение форм и видов народной культуры, ее социального функционирования привели к изменению в понимании профессионализма народных исполнителей, художников, мастеров. Потребовалось определение их социального статуса, места среди представителей других видов художественной деятельности. Прежнее достаточно устойчивое и статичное их положение претерпело существенную трансформацию, что не только породило споры теоретического характера, но и обусловило принципиальные изменения практических профессиональных ориентиров развития народной культуры и подготовки ее специалистов. "Характерной чертой фольклорной художественной культуры является исполнительство. Изучение фольклорного искусства происходит в домашнем воспитании, а исполнители и аудитория искусства — одни и те же лица"1. "Секрет любого мастерства, художества простой, — считает известный писатель В.И.Белов. — Это терпение, трудолюбие и превосходное знание традиций"2. Однако он не упоминает о профессиональном мастерстве его носителей. Оно или само собой подразумевается, или же рассматривается как не принципиальный момент. Сегодня однозначно определить народных исполнителей как деятелей непрофессионалов или народную культуру представить как результат непрофессиональной деятельности значит заведомо заузить и обеднить формы ее существования, движущие силы и пойти против реальной ситуации. Понятие "профессионализм" применительно к народному исполнителю имеет два основных ракурса, обозначая определенный уровень его художественного мастерства и его социальный статус среди других видов профессий. Очевидно, что трактовка этих понятий может существенно различаться в плане реальной оценки существующего многообразия положения народных мастеров, исполнителей, но-
1 Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение: Учебное пособие. С. 116. 2 Белое В.И. Лад. Очерки о народной эстетике. М., 1982. С. 78. Статус носителей и специалистов народной культуры 119 I щелей культуры. Понятие "профессионализм" применительно к Народной культуре также может трактоваться двояко: как ее опресненный художественно-исполнительский и эстетический уроне и ь и как ее соотнесенность со сферой профессиональной куль-|уры независимо от жанра и вида искусства. Складывающееся в течение длительного времени понимание народной художественной культуры не только как культуры "мол-•шливого большинства", но и как культуры "непрофессионального большинства" сегодня не может быть принято. Оно пришло в противоречие с реальной жизнью, изменилась оценка профессионализма деятельности мастеров и методика их профессиональной подготовки. Большая часть наиболее ярких достижений в области народной культуры как современной, так и дошедшей до наших дней из прежних времен отвечает высочайшим художественно-исполнительским критериям. Создавались они наиболее талантливыми и высокопрофессиональными людьми, прошедшими выучку, от природы обладающими уникальными способностями, талантом, сумевшими выразить в своем творчестве общезначимые идеи, чувства, художественные образы. В этом плане можно сослаться на мысль К.В.Чистова о диалектике в фольклоре коллективного и индивидуального; рядового, обычного и талантливого. Этот известный исследователь, касаясь творчества выдающейся исполнительницы северных плачей И.А.Федосовой, пишет о том, что в старой русской деревне каждый крестьянин, каждая крестьянка знали традиционные обрядовые и внеобрядовые песни, сказки, предания, частушки, заговоры, пословицы и поговорки, формульные приметы, предвещавшие определенные метеорологические явления, и так далее. Среди них были люди талантливые и ординарные, с прекрасным голосом и слухом и лишенные их, артистичные и не обладавшие столь важным для исполнителя качеством. Всякий мужик умел пахать, боронить, править косу и косить, всякая баба умела жать и прясть, доить корову и печь хлеб. Однако среди них всегда были те, которые умели делать это лучше других - мастерски. Подлинные мастера были и в сфере народного искусства1. Следует сказать, что аналогичная ситуация может быть отмечена не только в фольклоре, но и в других пластах народной культуры. При этом большинство остаются любителями в полном смысле этого слова.
Любители в народной культуре всегда были и будут. Но происходящие в ней перемены весьма существенны и объясняются следующими причинами: во-первых, появлением особой группы руководителей - мастеров, педагогов, прошедших специальную подготовку, во-вторых, формированием пласта народной культуры профессиональными деятелями искусства. Важной составной частью народной культуры становятся явления, исток которых в элитарной или массовой культуре. Эти образцы, изделия, произведения воспринимаются народной культу- См.: Чистов К.В. Ирина Андреевна Федосова. Петрозаводск. 1988. С. 3.
120 Раздел I. Лекция 7 Статус носителей и специалистов народной культуры ____ 121
рой, перерабатываются ею в соответствии с ее традициями. Перерабатываться они могут как профессионалами, так и самодеятельными мастерами и исполнителями. При этом грань между первыми и вторыми в некоторых видах творчества весьма условна. Профессиональный статус носителей народных традиций в последние годы все более размывается, подвергается быстрым изменениям и по другой причине. "Народные носители" мигрируют в стан профессиональных художников, исполнителей, получают материальную компенсацию за свои знания, умения и навыки. Многие лица, получившие специальную подготовку, становятся народными исполнителями и рассматривают свою деятельность как хобби. Нередко и профессиональные художники, композиторы, поэты творят как художники народные, создавая художественные произведения в духе фольклорной традиции. Вспомним многие сказки А.С.Пушкина, стихотворения Н.А.Некрасова, картины А.М.Васнецова. Подлинно народными стали некоторые песни В.Соловьева-Седого ("Подмосковные вечера", "Вечер на рейде", "Соловьи"), М. Блантера ("Катюша"), Б.Мокроусова ("Одинокая гармонь"), Е.Родыгина ("Уральская рябинушка"). Однако это не говорит о их фольклорном происхождении. Их музыкально-поэтический строй, открытость текста к варьированию и легкому адаптированию, способность к массовой устной коммуникации сделали их легко узнаваемыми в любой аудитории, и не только в русской.
Очевидно, о профессионализме можно говорить как о некой качественной эстетической характеристике произведений, создаваемых и функционирующих в народной культуре. Слагаемые этой характеристики будут различными для разных слоев народной культуры и для разных составляющих эти слои. Для фольклора, например аутентичного, сценически обработанного и стилизованного, эстетические характеристики будут смещаться от полного соответствия духу и букве традиции к степени и уровню отражения образности, стилевых черт и технического мастерства испол нителей и художника (режиссера, музыканта, балетмейстера). Эта разница в оценке профессионализма связана с эстетическими показателями художественной деятельности. Качество художественно-творческой деятельности может быть разным по уровню и отражать разные критерии применительно к разным слоям народной культуры — художественной самодеятельности, фольклору (аутентичному, сценическому или стилизованному), прикладному творчеству. Суть профессионализма будет по-особому проявляться в разных слоях и по-разному оцениваться в каждом случае.
Фольклорный танец на сцене должен соответствовать в первую очередь критериям художественности сценического искусства, а исполнение художественных элементов критериям, существующим в хореографическом искусстве. Такое понимание профессионализма получает все большее развитие. В последнем столетии в народной культуре расширяется специфический слой явлений, основным критерием которых стала художественность. Этот слой включает в себя различные любительские формы массового творчества, художественную самодеятельность, неофольклорные формы. Его нередко называют профессионализированным, его качество и смысл видят в максимальном соответствии критериям искусства, а творчество оценивают по уровню мастерства. Ориентация проводимых конкурсов, смотров, фестивалей имеет в данном случае узкоспециальный характер - показ художественного мастерства, владение лексикой и техникой конкретного искусства, качества раскрытия художественной образности произведения. Данный тип профессионализма руководителей имеет три типа проявления для разных слоев народной культуры в аутентичном фольклоре — устно-поэтическом, музыкально-драматическом, изобразительном. Во вторичных формах фольклорного творчества — фольклориз-ме, не представляющем собой наиболее зримый слой фольклорной культуры, используются содержательно-подражательные критерии и критерии художественные, эстетические. Происходит их диалектическая увязка. В результате ведущее значение принимает то один, то другой тип критериев, появляются противоречивые суждения о первичности того или другого начала в народной культуре. Третий тип профессионализма связан с руководством коллективами художественной самодеятельности. Однако важно учитывать подвижность и известную условность критериев профессионализма. Нередки попытки оценивать, скажем, аутентичный фольклор эстетическими критериями, уровнем мастерства исполнителей, степенью владения техническими (вокальными, инструментальными, танцевальными) приемами. И наоборот, к худо-жественной самодеятельности применяются критерии фольклорного искусства. И в том и в другом случаях возникает проблема несоответствия явления прилагаемым к нему критериям. Фольклор предстает как малохудожественное явление, а художественная самодеятельность, даже ориентирующаяся на фольклор, не отвечает его критериям. Поэтому важно разобраться в адекватности используемых оценочных критериев характеру явления, а в практической деятельности не переносить механически критерии явлений одного порядка на оценку явлений другого порядка.
Причина встречающихся "перекосов", в частности, в том, что в течение длительного времени критерии профессионального искус- Раздел I. Лекция 7
ства оставались главными, определяющими для народного творчества России. Смотры, конкурсы народного творчества не только завершались, как правило, присуждением мест, призов, поощрений, но и формировали представление о требуемом уровне и характере профессионального мастерства любителя-исполнителя, народного мастера. Любопытно отметить и такую деталь: в абсолютном большинстве случаев низовые самодеятельные коллективы состояли из подлинных любителей, а основная часть коллективов, которая становилась лауреатами, дипломантами, т. е. определяла критерии народного искусства, включала в себя немало лиц, прошедших профессиональную подготовку. В последнее десятилетие понятие "профессионализм" применительно к народной культуре приобрело особый смысл в связи с тем, что произошли существенные изменения в профессиональном статусе большого числа ее творцов, хранителей и носителей. В значительной своей части они получили статус профессиональных деятелей народного искусства, тиражируя и распространяя его ценности. Формируется этот слой профессиональных деятелей двумя путями: первый и основной связан со специальной подготовкой и обучением в государственном масштабе вокалистов, мастеров прикладного творчества, хореографов, музыкантов, деятельность которых лежит в сфере народной культуры; другой путь предполагает переход некоторой части наиболее талантливых народных исполнителей из непрофессиональной деятельности в профессиональную. Другими словами, любители в определенный момент получают статус профессиональных народных мастеров и исполнителей. И первая и вторая тенденции — приметы развития народной культуры в XX в. Со второй половины XX в. в большинстве развитых стран народное художественное творчество становится все более сферой деятельности специально подготовленных людей. Этот этап связан с выделением значительного пласта народного творчества из естественных условий бытования, из непосредственной сферы жизнедеятельности людей и превращением его в специализированное художественное занятие. Аутентичные формы народного творчества не требуют специально подготовленных людей, вторичные формы творчества обеспечиваются, как правило, профессиональными деятелями. Их воспроизводство в каждой из стран имеет свои традиции, историю, особенности. Проблема необходимости подготовки специалистов обозначилась в России в конце XIX в. по мере появления в массовом масштабе организованного любительского художественного творчест- ва и формирования центров художественных ремесел. Создатели и руководители первых любительских кружков в городе и деревне (>ыли представителями народничества, интеллигенции, которые рассматривали свою миссию как просветительскую. Для них руко-нодство драмкружком, хором, оркестром являлось средством решения культурно-воспитательных задач и не расценивалось как сфера профессиональной деятельности. Фольклорное бытовое творчество в силу своей природы не нуждалось в специальных руководителях, хотя безусловно в его среде было немало талантливых лидеров. Они определяли художест-ненные приемы и школы в передаче исполнительских навыков. Обучение мастеров прикладного, декоративного, традиционного изобразительного творчества носило личностно-практический характер: мастер передавал свои знания, навыки, технологию, "секреты" ученикам в процессе самой деятельности. Специальных школ, курсов, тем более учебных заведений народное искусство не шало вплоть до начала XX в. Профессионализм как критерий творчества существовал в единстве с непрофессиональным статусом народного исполнителя, музыканта, певца, мастера. Статус последних оставался на протяжении столетий любительским. С появлением организованного любительского творчества, а также объединений, мастерских прикладного искусства формируются руководители — практики, многие из которых оставили заметный след в народном искусстве. Такие крупные представители любительского творчества, как В.Андреев, А.Городцов, Н.Бунаков, К.Станиславский, М.Пятницкий, не только вывели народное искусство на сцену, но и сами стали первыми профессиональными деятелями. Ими в конце XIX — начале XX в. были организованны курсы по подготовке руководителей хоров, оркестров, драмкружков из числа сельских учителей, солдат, крестьян; подготовлены и изданы репертуарные сборники, методические пособия. Ежегодно игре на балалайке обучалось на различных курсах, организуемых по инициативе В.Андреева и его сподвижников, около 600 человек. Широкую известность получили летние курсы А.Городцова в Пермской и Екатеринбургской губерниях. С 1896 по 1910 г. эти курсы окончило более 2,5 тыс. человек. По инициативе земств во многих губерниях были организованы краткосрочные курсы для сельских учителей, земских работников, врачей, которые становились руководителями кружков. Курсы организовывались в основном в летние месяцы. Их программа была рассчитана на 2-3 года. Обучающимся на курсах выдавались различные методические пособия, а нередко бесплатно "чай и сахар". В некоторых губерниях подготовка инструкторов хорового, регентского дела, осуществляемая земствами, достигала до- Раздел I. Лекция 7 Статус носителей и специалистов народной культуры _____________ 125
вольно значительных размеров. Активно включаясь в творческую работу, люди, окончившие курсы, создавали самостоятельные любительские коллективы. Например, в конце века в Пермской губернии работало более 300 хоров1. Таким образом в конце ХГХ - начале XX в. наметились две линии в профессиональном статусе руководителей и исполнителей народного искусства. Одна группа стала профессиональной (независимо от того, какую подготовку и как ее получили), и это связывалось с организованными формами творчества, другая оставалась как бы внутри самого творчества и была любительской. Эта же традиция в более позднее время проявлялась в среде самих носителей и исполнителей. Но в течение всего советского периода многие исполнители имели скрытый профессиональный статус, т. е. выступали как любители, но имели и профессиональную подготовку и получали материальное вознаграждение. Это положение в организованных формах народного искусства сохраняется до последнего времени. Дореволюционные идеи профессионализма любительского творчества получили развитие в советское время. Подготовка руководителей художественной самодеятельности, мастеров прикладного искусства стала одним из важных направлений в деятельности государства, профсоюзов, творческих организаций. На первых порах наиболее способных участников обучали основам методики работы с самодеятельными кружками. Эта форма подготовки руководителей сохранялась вплоть до конца 1920-х годов. Например, "Известия ВНИК" от 22, 25 и 29 января 1919 г. сообщали о том, что при клубах и народных домах открываются студии хорового, музыкального, драматического искусства, игры на народных музыкальных инструментах и инструкторские курсы. В это же время началась подготовка руководителей в музыкальных школах, в которых открывались специальные отделения. Так, в музыкальной школе Краснопресненского района Москвы было открыто взрослое отделение инструкторов и организаторов художественной самодеятельности с курсом подготовки в 4 года. При школ имелось подготовительное отделение для рабочих, не имеющих соответствующе общеобразовательной подготовки. В начале 1918 г. Наркомпрос РСФСР в Москве открыл специальные курсы для подготовки музыкантов-инструкторов. В декабре 1919 г. по инициативе театрального отдела стали работать курсы инструкторов по рабоче-крестьянскому театру. В начале 1920 г. внешкольный отдел Наркомпроса организовал курсы клубных инструкторов с музыкальным, хоровым, драматическим, художественным отделениями. На первой Всероссийской конференции по деревенской политико-просветительной работе (1926) вопрос о профессионализме руководителей был поставлен со всей остротой в связи с ростом требований к уровню исполнительского мастерства. Известный деятель народных оркестров А.Чагадаев писал: "Неуклонный рост организации музыкальных струнных кружков в рабочих клубах заставляет в настоящее время серьезно подумать над вопросами правильного руководства таковыми. Если в первые годы революции эти кружки формировались стихийно, без определенного плана и цели, и руководителями их зачастую были лица еле-еле знако- 1 См.: Майбурова Е.В. Музыкальная жизнь дореволюционной Перми//Из музыкального прошлого: Сборник статей. М., 1960. С. 106. мые с самими инструментами и музыкально малограмотные, то в настоящее время такое положение нужно считать совершенно недостаточным. Кружковод нынешнего дня должен быть музыкально грамотным, общественником, педагогом - только при этих условиях он сможет взять на себя ответственную задачу музыкального воспитания рабочих, вести их вперед по дороге настоящего, большого искусства и получить те результаты, которых от него ждут"1. Осуществляли подготовку различные организации и учреждения. В 1924 г. Ассоциация пролетарских музыкантов организовала секцию хоровых кружководов. С будущими руководителями 2 раза в неделю по 4 часа прорабатывались вопросы марксистской теории, велось ознакомление с теорией и практикой художественной работы, с методикой занятий в кружках, репертуаром, готовились рефераты по музыкальной литературе и т. д. Московский городской совет профсоюзов в 1924 г. собрал старост хоров, которые изучали теоретические, методические и организационные вопросы работы с хором и оркестром. Проводились диспуты и дискуссии, выпускалась стенная газета, готовились инсценировки революционных, бытовых и народных песен, участники учились подбирать литературные тексты на известные мелодии, их знакомили с работой лучших самодеятельных коллективов. Из обучающихся был создан хор, в котором они учились навыкам работы. На местах многие губполитпросветы, учитывая острую нехватку руководителей, стали организовывать свои курсы. Каждый губполитпросвет разрабатывал свою программу, свой тематический план, устанавливал сроки и время курсов, формы занятий. Журнал "Советское искусство" за 1925 г. № 2 опубликовал для примера программу курсов, организованных Ростовским губполитпросветом. Программа состояла из трех разделов и была рассчитана на 86 учебных часов. Первая часть, вводная, знакомила будущих руководителей с важнейшими общественно-политическими событиями (революцией 1905 г., ленскими событиями, Февральской революцией, Парижской коммуной, праздником 1 Мая и др.). Вторая, общая часть, рассматривала различные вопросы работы кружков (составление плана, построение учебно-творческого процесса, разработка сценариев проведения различных массовых художественных мероприятий: "Октябрины", "Смычки города с деревней" и т.д.). Третья часть программы нацеливала руководителей на овладение навыками и умениями работы с конкретными видами кружков. Курсы заканчивались экзаменами, и выдержавшие их получали диплом, который давал право работать руководителем кружка и получать за это заработную плату. Существующая курсовая подготовка руководителей самодеятельности к концу 20-х г. все менее удовлетворяла запросы практики. Лица, прошедшие такую подготовку, недостаточно владели методикой, необходимой профессиональной подготовкой. Коллегия Наркомпроса РСФСР дважды - в 1930 и 1931 гг. на своих заседаниях специально обращалась к проблеме Кадров художественной самодеятельности. В решении от 9 декабря 1930 г. коллегия отметила, что проводившиеся мер01гриятия по подготовке кадров совершенно недостаточны, и вынесла решение о развертывании в 1931 г. в Москве, Ленинграде, Саратове, Ростове-на-Дону, Воронеже техникумов организаторов самодеятельного искусства; в краевых и областных центрах - курсов 1 Чагадаев А. Работа со струнными кружками в рабочих клубах//Музыха и революция. 1928. № 2. С. 11-12. 126 Раздел 1. Лекция 7 Статус носителей и специалистов народной культуры
по подготовке художественных организаторов с постепенной реорганизацией этих курсов в техникумы; в районах - передвижных и местных краткосрочных курсов. В соответствии с решениями коллегии Наркомпроса РСФСР в 1931 г. центральные трехгодичные курсы инструкторов художественной самодеятельности при Центральном доме самодеятельного искусства им. Н.К.Крупской были реорганизованы в Центральный техникум организаторов художественной самодеятельности. В 1931 г. техникумы были открыты в Ленинграде, Саратове. Планировалось открытие еще 5 техникумов. Отделения инструкторов-организаторов художественной самодеятельности были открыты также в 8 музыкальных техникумах, в том числе в Воронеже, Курске, Тамбове, Оренбурге, Алма-Ате, Архангельске и других городах. В 1930 г. на базе музыкального техникума им. Римского-Корсакова в Москве был создан музыкальный инструкторско-педагогический техникум им. Октябрьской революции1. Создание специальных учебных заведений для подготовки руководителей художественной самодеятельности, разработка первых программ и учебных планов были принципиально новым шагом в изменении профессионального статуса народной культуры, она все более прочно занимала свое положение на сцене, на выставке, на смотре, стала функционировать по типу профессионального искусства. Однако соединить профессионализм с любительской природой народного творчества оказалось делом не простым. В резолюции I Российской конференции пролетарских музыкантов (1931) в специальном разделе "О массовой работе" говорилось о том, что массовое музыкальное движение переживает переломный этап своего развития. С одной стороны, наблюдается громадный рост творческой инициативы снизу, колоссальная тяга масс к музыкальному искусству, количественный размах работы музыкальных кружков, новые стихийно возникающие формы работы; с другой — нет достаточного количества специалистов, а у имеющихся — слабая художественная квалификация. В работе руководителей кружков отмечались псевдопрофессионализм, искусственное включение в агитпропработу, ориентация на техническую сторону исполнительства. Таким образом, проходила усиленная профессионализация организованных форм народного творчества, в угоду которой строилась работа кружков, широко практиковался отбор участников, разрывалась связь художественной самодеятельности с бытовым творчеством. Профессионализированное крыло народного творчества все более отдалялось от истока, ориентируясь не на фольклор, а на 1 См. подробнее: Каргин А.С. Самодеятельное народное творчество. История. Теория. Практика. М., 1988. формы узкожанрового искусства, в которых критерии профессио-м;1лизма имеют определенную и устойчивую систему оценок. Фольклор выпал из поля общественного и научного внимания. Подготовка специалистов для него требовала принципиально иных, чем для художественной самодеятельности, программ и подходов. Не все было решено и с профилем подготовки специалистов для организованного народного творчества. Считали, например, что руководитель "должен любить и чувствовать театр, знать и понимать его. Он должен быть своим среди трудящихся, сжиться с их душой и бытом, говорить с ними на одном языке, он должен уметь перекинуть мост от театра к массам и от масс к театру. Больше того... мы должны признать социалистическое мировоззрение и жизнеощущение необходимым условием для театрального деятеля..."1. Хоровой деятель Д.Буглай считал, что руководитель должен быть политически грамотным человеком, сведущим в области постановки клубной работы, знать свою специальность в достаточной мере, иметь преподавательские навыки, небольшие знания в музыкальном творчестве2. По мнению Л.Коновалова и В.Фаворского, руководитель оркестра "должен знать нотное письмо, быть ритмичным, знать русские, украинские, народные и революционные песни, обладать специальными качествами... быть обязательно живым, энергичным, подвижным "разбитным" парнем"3. Известный деятель народного инструментального творчества В.Киприянов считал, что "руководить оркестром можег всякий музыкально грамотный человек, хорошо знающий инструменты народного оркестра. Ему нужно только приобрести самые необходимые практические навыки в руководстве оркестром"4. По существу речь идет о профессиональной подготовке руководителя самодеятельного коллектива. Не случайно в Положении о центральном техникуме организаторов самодеятельного искусства было записано: "Техникум готовит организаторов самодеятельного искусства центрального, краевого, областного, районного масштаба... массовика для системы государственного руководства самодеятельным искусством. Он должен знать: а) режиссерское дело; б) принципы организации литературных, хоровых, оркестровых кружков; в) уметь руководить всеми видами неорганизованной массовой художественной работы. Функциональная подготовка - директор дома самодеятельного искусства, режиссер, руководитель клубной кружковой работы, директор техникума и так далее"5. Ииструктор-исполнитель-педагог-комплексник с базовой специальностью по хору, массовым инструментам или духовым оркестрам должен был обладать организационно-методическими навыками общего руководства массовой музыкальной самодеятельностью, уметь руководит!, самодеятельными коллективами двух видов, быть 1 Тихонович В. Самодеятельный театр. Вологда. 1922. С. 140. 2 См.: Буглай Д. Хоровая работа в массах//Музыкальная новь. 1923. № 3. С. 32. 3 Коновалов Л., Фаворский В. Шумовой оркестр. М.;Л., 1927. С. 10. 4 Второй сборник материалов для народных оркестров красноармейских клу- 5 ЦГАЛИ. Ф. 645. Оп. 1. Ед. хр. 493. Л. 67-68. 128 _____________________ Раздел I. Лекция 7 Статус носителей и специалистов народной культуры ____________ 129
исполнителем по своей специальности и вести педагогическую работу по специальности на рабочих курсах музыкального образования. На Всероссийском совещании заведующих краевыми и областными домами самодеятельного искусства в мае 1931 г. предлагалось специализировать выпускников по более узким отраслям: организатор-дирижер самодеятельных хоров или оркестров, духового или симфонического, организатор изомастерской, литмастерской. При этом обращалось внимание на необходимость резкого улучшения организаторской, практической подготовки будущих руководителей. Начиная с 30-х годов к руководству художественной самодеятельностью стали широко привлекаться деятели профессионального искусства. В разные годы шефство над самодеятельными коллективами осуществляли народные артисты СССР Н.Голованов, Г.Товстоногов, М.Царев, И.Моисеев, Т.Устинова и другие. Все более углубляющееся расслоение организованных форм народного творчества по профессиональному признаку (как мастерства, так и носителей) стало негативно сказываться на развитии массовых видов творчества, острый кризис переживали народные хоры, народные оркестры. Происходило "выталкивание" народных исполнителей-любителей, им на смену в коллективы приходили профессионально подготовленные люди. Специалисты и исследователи обратились к анализу проблемы и пришли к выводу, что в понятие "профессионализм" в народном творчестве стали вкладывать несоединимые начала, связанные с особенностями его фольклорных и любительских форм. Попытки объединить их в некое единое целое не могли завершиться конструктивно, ибо разным оставалось социальное функционирование и предназначение организованных форм творчества, а методы профессионального руководства приходили в противоречие с любительской сутью фольклора. Именно здесь крылись неразрешимые противоречия в профессиональном статусе народного творчества и профессиональной подготовке его руководителей, несмотря на ее все более усложняющиеся формы и расширяющиеся масштабы1. В 1949-1950 гг. началась организация культурно-просветительных училищ, которые стали открывать художественные специализации. Сеть училищ быстро развивалась и к концу 80-х годов составила более 140 (по СССР). В России в настоящее время действует по одному училищу (колледжу) культуры в каждом субъекте Федерации. Подготовка руководителей в культурно-просветительных училищах жестко привязывала их будущую деятельность к системе 1 См.: Каргин А.С, Цагареми Ю.А. Призвание и мастерство. М, 1986; Они же. Организатор. Дирижер. Педагог. М, 1991; Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. М, 1996. и.фтийно-пропагандистских институтов. При этом уровень их подготовки вызывал массу нареканий. В последние годы в училищах произведена коренная реорганизация. Они стали больше ори-|тироваться на подготовку специалистов по традиционной культуре. Важный этап в подготовке руководителей художественной самодеятельности начался с 1959 г., когда на культурно-просветительных факультетах вузов культуры были введены художественные специализации — режиссерско-театральная, дирижер-| ко-хоровая, дирижерско-оркестровая. В связи с изменением профиля институтов в 1964 г. они были преобразованы из библиотечных в институты культуры1. С этого времени стала бурно развиваться сеть иуюв культуры, росли приемы и выпуски студентов, во многих вузах искусств открывались культурно-просветительные факультеты. Так, в 1985 г. подготовка руко-подителей самодеятельных коллективов велась 17 вузами культуры, 5 их филиалами, 11 культурно-просветительными факультетами вузов искусств и педагогических ин-I плугов2. В конце 80-х годов сеть вузов, готовящих кадры руководителей самодеятельных коллективов, еще более разрослась. Факультеты культпросветработы открылись в 11оронежском институте искусств, Ростовском музыкально-педагогическом институ-1с В Омске был организован филиал Алтайского института культуры, в Волгограде филиал Куйбышевского института культуры, Орловский филиал МГИК стал само-I тоятельным вузом. В 1976-1980 гг. продолжалось расширение культурно-просветительного образо-ииния, начатое в предыдущие годы. Первые выпуски специалистов состоялись во нповь открытых вузах культуры: Минском (1975), Алтайском (1975), Пермском (1975), Казанском (1974), Ташкентском (1974), Орловском филиале МГИК (1972). В ют же период были открыты специальные культурно-просветительные факультеты в пузах искусств: Туркменском, Таджикском, Киргизском, Кишиневском и др. В 1979 г. организован Ровенский институт культуры, в 1980 - Рязанский филиал МГИК. Таким образом, на начало 80-х годов в каждом крупном регионе страны - в Си-пири, на Дальнем Востоке, в Казахстане, Белоруссии, Поволжье, Нечерноземной и Центрально-Черноземной зоне РСФСР, Прибалтике, на Украине, в Средней Азии пелась самостоятельная подготовка руководителей художественной самодеятельности. 1 С открытием художественных специализаций были ликвидированы существую 2 Рост количества выпускаемых специалистов с высшим образованием происходил 9 А. Каргин 130 __________________ Раздел!. Лекция 7 В настоящее время многие вузы культуры стали вузами искусств и культуры (Алтайский, Самарский, Пермский, Орловский и др.), академиями культуры (Санкт-Петербургский, Краснодарский), университетами (Московский) и так далее. Подготовка мастеров в области прикладных видов творчества была в основном сосредоточена в средних специальных учебных заведениях. Велась подготовка керамистов, резчиков по дереву, мастеров по художественной росписи, обработке металлов. О профессионализме руководителей высказывались многие крупные мастера искусств, которые в начале своего творческого пути прошли школу самодеятельности, а впоследствии оставались тесно свя
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|