Структура художественной культуры
Раздел I. Лекция 1
Народная культура в структуре культуры общества ________ 29
1) суперэлитарный (космополитический), или планетарный, формирующийся на транснациональном уровне постоянно мигрирующими профессиональными художниками и творческими коллективами, представляющий собой конгломерат профессионального искусства и массовой культуры; 2) элитарный, развивающийся благодаря деятельности достаточно замкнутой профессиональной национальной группы художников, формирующий определенный слой потребителей и имеющий специфическую среду бытования; 3) массовый, производимый и функционирующий с помощью также достаточно замкнутой группы профессиональных деятелей культуры и искусства и служащий для удовлетворения первичных духовных потребностей различных социальных групп; 4) народный, развивающийся как универсальное национально- Каждый слой культуры имеет свою структуру, специфические формы, способы бытования, решает круг собственных задач, определяемых его включенностью в конкретную социальную сферу. Одновременно каждый слой культуры не изолирован, тесно связан с другими слоями культуры, имеет множество взаимопроникающих структур, обеспечивающих их взаимодействие. Целостность культуры подразумевает и постоянное "делегирование" различных свойств, черт, элементов, отдельных слоев культуры в образующиеся пограничные сферы. Вопрос о взаимодействии различных пластов культуры, субкультур маргинальных групп в широком общетеоретическом плане только поставлен наукой, хотя отдельные попытки проанализировать конкретные вопросы такого свойства предпринимались давно. Каждое образование, возникающее в культурном процессе, так или иначе подводит к необходимости определить его место в структуре и морфологии культуры. Тем не менее говорить о наличии серьезных культурологических исследований, определяющих методологические подходы к проблеме, рано. Особая ее острота определилась в последнее время в связи с кардинальной переоценкой отдельных пластов культуры (признание наличия в ней различных образований, их роли в преодолении кризиса общества)1.
Выделяя указанные слои в культуре в качестве самостоятельных, необходимо отметить, что в XX в. все более зримо взаимопроникновение этих слоев, обеспечивающее их развитие. Одно-и|именно происходит и достаточно четкое разделение, размежева-Иие и даже противодействие одного слоя культуры другому. Например, массовая культура, понимаемая как система наиболее упрощенных и унифицированных ценностей, распространяемых во цсех слоях общества, нивелирует, дискредитирует нравственно-•стетический смысл элитарной и народной культур. Народная культура не противостоит элитарной художественной культуре, не изолирована от нее, не замкнута на себе самой в поисках решения собственных содержательных, организационных, творческих проблем, хотя в силу присущей ей специфики имеет свои ответы нн требования времени. История последнего столетия свидетельству п о все усиливающемся ее взаимодействии с художественной культурой общества. Особенно тонки и подвижны границы их взаимоотношений в XX в. Народная культура продолжает питать своими животворными силами элитарное и массовое искусство, включая прямую трансляцию народных исполнителей в их сферу, и в свою очередь сама немало заимствует от них, ориентируется на их эстетические критерии и технологический процесс.
Элитарная культура не обладает такой общезначимостью и универсальностью, как народная. Элитарная и массовая культуры в своем оригинальном виде остаются в пределах одной или нескольких социальных групп и даже их отдельных представителей. Но как и в народной культуре, отдельные образования массовой культуры (массовая песня, художественное слово и т. д.) способны выходить за рамки своего поля и приобретать универсальный характер. Подобное положение характерно более всего для конца XX в. Вопрос о взаимодействии народной культуры с другими культурными образованиями как внутри этноса, так и за его границами является весьма актуальным. Важное значение имеет процесс взаимодействия народной культуры с профессиональным искусством. Возрастает на поздних этапах истории значение связи народной культуры со средствами массовой информации, системой образования. Особые отношения складываются у фольклора с профессиональным искусством по мере урбанизации и информатизации общества. При вторжении технических средств она нередко теряет свои родовые свойства, более того, разрушается от их воздействия. См.: Каргин А.С., Хренов Н.А, Фольклор и кризис общества. М., 1993.
В народной культуре все более утверждает себя индивидуальное начало, что характерно для профессионального искусства. При этом приобретают сложные диалектические отношения индивидуальные и коллективные ценности. Возникновение элитарной художественной культуры, как известно, связано с потребностью общества в принципиально новом социальном статусе художественной деятельности, с институцио-нализацией искусства как самостоятельной формой сознания. В результате художественная деятельность отделилась, во-первых, от религиозного и сакрального начала, во-вторых, от утилитарного наполнения. Зарождение профессионального искусства происходит в городской культуре, что объясняется, с одной стороны, иным положением личности в этой культуре, с другой — тем, что город создает основу для подлинно революционных культурных преобразований. Городская среда становится средой разложения и трансформации крестьянской культуры и формирования профессиональной художественной культуры. В основе зарождения специального художественного производства находились интенсивные процессы разделения труда.
Неоднозначность ситуации в том, что в городах традиции народной художественной культуры, народного искусства, фольклора не исчезают, а отходят на второй план. Постепенное изменение традиций в народной культуре города не может не воздействовать на формы народного творчества. В народной культуре возникают явления, характерные для профессионального искусства, которые в последующем обусловливают сложные формы их взаимодействия и взаимоотношений. Другими словами, возникновение и распространение профессионального искусства вовсе не упраздняет развитие народного искусства в городе и деревне, а вносит в него существенные изменения. В народной культуре появляется устойчивая оппозиция по отношению к элитарному искусству, хотя последнее активно использует элементы народного искусства и перерабатывает их. Наблюдается и обратный процесс. Народное искусство ассимилирует опыт профессионального. Более того, появляются смешанные формы, которые можно отнести и к народному, и к профессиональному искусству. В качестве примера можно привести трансформацию авторской поэзии XIX в., в том числе некоторых пушкинских стихотворений в повествования лубочного типа или в народные стихи. Известно также, что слова многих народных песен имеют авторское происхождение ("Коробейники", "Нелюдимо Народ ная культура в структуре культуры общества ______ 31_ им не море" и др.)1. Еще более характерные явления стали наблю-Цться в декоративно-прикладном искусстве, многие формы кото-рот имеют городское "происхождение", но развиваются как народное бытовое искусство. Опыт культурного развития нашей страны в ХГХ-ХХ вв. дает» иование говорить о неразрывности, единстве, процессов разви-ц|)1 элитарной и народной культур. Уничтожив элитарную культуру в начале XX в., мы тем самым одновременно обусловили эро-ц|ю и затухание народной культуры во всех социальных слоях. В •1.И тности, с уничтожением помещичьих усадеб, а затем и дерене нь как традиционных очагов и хранителей культурного слоя прекратилось естественное воспроизводство народной культуры.
В России первые профессиональные и полупрофессиональные чудожественные труппы возникали в усадьбах еще в середине ЧУШ в. Они формировались из наиболее талантливых исполнителей из народа, крепостных, которые первые навыки творчества получали непосредственно в быту, в фольклорной практике2. Вопрос о роли дворянской культуры, культуры помещичьих уездеб в сохранении и поддержке народной культуры не нашел достаточного отражения в литературе и требует специального исследования. Произошло это в первую очередь в силу тех идеологических догм, которые существовали в общественных науках, в том числе в фольклористике, в советский период. Вопрос об отношениях между элитарной и народной культурами имеет конкретно-историческую окраску. Речь идет не только о гом, что менялась социальная среда народной культуры: менялись стили и течения в профессиональном искусстве, причем многие длительное время не находили понимания со стороны народной культуры (модернизм, сюрреализм, соцреализм и т. д.) и расценивались как чуждые явления. Каждый исторический период характеризуется определенным типом и уровнем развития культуры как народной, так и элитарной, и от этого меняется характер их взаимоотношений. Особый отсчет начинается с развитием средств массовой коммуникации, в частности с революцией в печатном деле. С одной стороны, печатный станок способствовал усилению См.: Новикова А.М. Русская поэзия XVIII - первой половины XIX века и народная песня. М., 1982; Русские художественные промыслы Х1Х-ХХ веков и город. Социальные основы искусства. М., 1983; Традиции и современность в фольклоре. М., 1988. 2 См.: Гусев В.Е. Русский народный театр XVIII - начала XX в. Л., 1980; Саеушки-на Н.И. Русский народный театр. М., 1976; Фольклорный театр народов СССР/Под ред. О.Н.Кайдаловой. М., 1985; и др.
отрыва элитарного искусства от народного и служил основой для бурного развития массовой культуры, с другой стороны — печатное дело изменило и характер развития самой народной культуры. С момента возникновения печатного станка стихия устной культуры стала вытесняться на периферию. На освобождаемом пространстве стала утверждаться профессионализированная массовая культура, которая взяла многое из народной культуры. Являясь мощным средством фиксации и хранения духовных народных ценностей, печатный станок мог тиражировать ценности отдельных социальных групп и даже отдельной личности, что в принципе противоречило сущности народной культуры, ориентированной на все слои одновременно.
Наиболее сложным вопросом, с которым столкнулись исследователи, был вопрос о статусе и месте народного искусства в структуре культуры, поскольку XIX столетие демонстрировало мощный расцвет, взлет в отечественной культуре элитарного искусства, опирающегося на народные традиции. И оппозиция "народное искусство — элитарное искусство", имеющее место на каждом этапе истории, достигает своего пика, видимо, в XIX в. На других этапах истории эта оппозиция не проявляет с такой силой свою остроту, даже если культура полностью отождествляется с народным искусством, тяготея к растворению в нем. Скажем, статус народного искусства в начале XVIII в. был достаточно низким, и оно отождествлялось с культурой простонародья. Его низкая оценка объяснялась необычайной дифференциацией общества в эпоху Петра и выделением элиты, ориентирующейся на культуру высших сословий романо-германских стран. Иное отношение к народному искусству характерно для последующего столетия, когда под воздействием деятельности славянофилов и их мировосприятия, а также распространяющихся во всем мире тенденций романтизма возникает переоценка народного искусства и иное к нему отношение. В XX в. в советскую эпоху была сделана попытка уравнять в правах элитарное и народное искусство, стереть между ними разницу. Таким образом, оппозиция "народное искусство — элитарное искусство" имеет место в каждом обществе, хотя ее смысл неодинаков. Каждый исторический период в эту оппозицию привносит особые акценты. В XIX в. был проявлен необычайный интерес к народному искусству, о котором свидетельствует и большое число публикаций, и начало интенсивного сбора образцов фольклора. Этот интерес не противоречил бурному развитию элитарного искусства, скорее помогал, ибо сложилась уникальная ситуация с массовым потреблением элитарного искусства различными слоями ________ Народная культура в структуре культуры общества ________ 33_ тродского населения, а не только интеллигенцией. Музыка | I пинки, М.Мусоргского, Н.Римского-Корсакова, А.Бородина, II Чайковского, произведения А.Пушкина, Ф.Достоевского, Л. I..истого, Н.Некрасова, живопись В.Васнецова, А.Иванова, И. I римского несли на себе яркую печать русской народной культу-1И.1 и отражали интерес к ней всех сословий и социальных групп. Иную картину мы наблюдаем в России в XX в. Была выдвинута наиболее гуманистическая (из всех известных до сих пор в миро-ЮЙ культуре) идея приобщения к художественным ценностям всех членов общества и их эстетического развития, но стратегия, сред-гтвп и тактика для ее реализации государством были определены иг верно. Отказ от признания ценностей традиционной культуры обусло-И1И1 поиск мер и средств, которые дали бы возможность найти 'шьтернативное решение. Сделать это пытались, в частности, с помощью различных искусственных бюрократических образований. Возникла огромная сеть специальных центров, союзов, обществ, клубов, деятельность которых сосредоточивалась на обеспечении развития самодеятельного творчества1. С помощью специальных мер пытались сделать всех знатоками, ценителями и шорцами элитарного искусства, а путем поддержки массового организованного творчества населения, в его любительских упрощенно-профессионализированных формах. Однако предпринимаемые меры не могли обеспечивать главного — наладить само-носпроизводство культуры и преемственность в поддержании народной традиционной культуры. Усилия направлялись на раздельное воспроизводство того или иного слоя культуры или отдельных субкультур, но не обеспечивалось их взаимодействие, горизон-пшьное и вертикальное соподчинение. Культура не только стала)лботой разных ведомств, министерств, но и оказалась разорванной ее целостность как духовной среды обитания человека. Нечто подобное произошло и внутри самой народной культуры, народного художественного творчества, с которыми проводились различные "эксперименты" по осовремениванию и модернизации, а их развитие выверялось эстетическими критериями профессионального искусства. Сама идея народной художественной культуры оказалась выхолощенной, в ней поменяли местами первичное и вторичное. См.: Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество. История. Теория. Практика.: Учебное пособие. М., 1988. С. 122. 3 А. Каргин
Функционирование элитарного искусства сегодня уже не связано лишь с узкими социальными слоями. Многие явления этого искусства способны моделировать весьма существенные признаки социального функционирования народного искусства и иметь самую широкую аудиторию. XX век с его колоссальными техническими возможностями тиражировать художественные ценности и до предела расширять аудиторию искусства продемонстрировал со всей убедительностью новые тенденции в развитии народной культуры. В XX в. мы являемся свидетелями того, что противоречие между народным и элитарным искусством, которое было характерным для истории культуры до XX в., может сниматься или нивелироваться. Аудитория народного и элитарного искусства в количественном отношении может быть равной. Более того, она может быть одной и той же. Сближение условий социального функционирования народного и элитарного искусства объясняется обстоятельствами, присущими развитию культуры XX в. В этот период благодаря техническому прогрессу была вызвана к жизни система массовой коммуникации, которая нейтрализует социальную дифференциацию и утверждает явление массовости во всех сферах, в том числе в сфере искусства. В культуре XX в., особенно в отечественной, была сделана попытка устранения всякой социальной дифференциации. Критерию массовости была придана уже не техническая, а социальная характеристика. Поскольку элитарная культура была искусственно устранена из самого общества (во всяком случае, общество так это понимало), то, следовательно, в истории сложилась уникальная ситуация, в которой профессиональное искусство уподоблялось народному. Такая ситуация всячески стимулировалась советским государством. Одним из значимых критериев профессионального искусства была названа массовость, которая оказалась заимствованной у эстетики народной культуры. Проблема массовости искусства начиная с 1920-х годов стала постоянной темой дискуссий в советском искусствоведении. Понятие "массовость" идентифицировалось с понятием "народность". Такое уподобление сохранялось вплоть до 1960-х годов, когда эти понятия стали постепенно "разводить". Критерий массовости был соотнесен с массовой культурой западных стран, и следовательно, получил отрицательный оттенок, а критерий народности по-прежнему трактовался в духе XIX в. Но дело не только в теоретических концепциях. С середины XX в. все более сложным и противоречивым становится взаимодействие народного слоя культуры _____ Народная культура в структуре культуры общества ______ 35 ►.уиьтурой действительно массовой. Массовая культура долгое ■г- ми оценивалась в советской литературе (научной и популяр-"•и) весьма неоднозначно. Абсолютное большинство ученых вини к ней "сгусток отрицательности", подлежащий уничтожению. Н'юторые же, соглашаясь с этой идеей, рассматривали ее как И1 и |Гюжные издержки на пути к утверждению общечеловеческих ■и и костей и демократизации1. Это не давало возможности вышин, ее подлинную сущность, ограничивало ее восприятие наиболее эпатирующими образцами. Хотя очевидно, что роль массо-ЮГО искусства в жизни урбанизированного и высокотехнологиче- ■I от общества трудно переоценить с точки зрения обеспечения •ГО эстетической организации, формирования соответствующей • реды обитания человека и т. д. В последние десятилетия произошла резкая смена отношений к массовой культуре, создающей принципиально новую социокуль-■ урную ситуацию в обществе. Необходимо осознать закономерность пути, по которому разви-ниется цивилизация: ни одно самым идеальным образом организо-п.шное современное общество не может ограничиваться традиционными формами культурной деятельности. Образцы и изделия массовой художественной культуры заполнили быт, среду обитания человека. Современные технологии, тиражирующие образцы шитарной культуры, бросили вызов традиционным формам куль- I урной деятельности. Народная культура, сталкиваясь с реалиями жизни конца XX и, является нередко отчужденной, выталкивается на обочину культурного процесса, уходит из активного бытового обихода. Изделия ремесленников и народных мастеров оказываются не в доме, не в обиходе человека, а на выставках, в сувенирных лавках и магазинах; народные песни, сказки, танцы, обряды стали десертом, визитной карточкой, но не естественной частью жизни. Во многих источниках эти процессы стали оцениваться как последст-ния негативного воздействия культуры массовой на народную. Основной смысл подобных концепций сводится к их противопоставлению как несовместимых явлений. Более того, сложилось мнение, что массовое искусство — антипод, враг народного, его разрушитель и ниспровергатель. В этом есть немало правдивого, реально отражающего суть происходящего, но и немало субъективного, неверно трактующего проблему. _______________________ 1 Обстоятельный список литературы по вопросам массовой культуры приведен в кн.: Шестаков В.Л. Мифология XX века. М., 1988.
Разводя понятия "массовость" и "народность" исследователи XX в. приходили к выводу о том, что произведение искусства может быть народным и в том случае, если оно первоначально может быть понято лишь узкими социальными слоями. Проявления массовой культуры стали связывать исключительно с последним столетием, а еще точнее, с культурой, создаваемой с помощью средств массовой коммуникации1. Однако сегодня можно говорить об ошибочности такой точки зрения на историю возникновения и сущность массовой культуры. Слабо и недостаточно изученным оказался вопрос о генезисе массовой культуры, в истории которой некоторые исследователи пытаются найти точную дату ее появления2. "Массовая культура зародилась в конце прошлого столетия в результате кризиса культуры классической, - пишет К.Э.Разлогов. - Днем ее рождения можно считать принятие в 1870 г. в Великобритании закона об обязательной всеобщей грамотности"3. В результате широким массам населения становится доступным роман - главный вид художественного творчества ХГХ в. Едва научившись читать, массы обратились к Пинкертону и популярной беллетристике, а затем к комиксам. В 1895 г. был изобретен кинематограф, для понимания которого не требовалось даже элементарной грамотности. Легкая музыка постепенно захватила сцену, радиовещание, телевидение. На наш взгляд, истоки массовой культуры лежат в процессах десакрализации народной культуры. Первоначальные элементы массовой культуры сложились в народ- 1 См.: Борее В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М., 1986; Петров Л.В. Массовая коммуникация и искусство. Л., 1976. См.: Зоркая Н. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. М., 1976. 3 Разлогов К.Э. Феномен массовой культуры//Культура. Традиции. Образование: Ежегодник. М., 1990. С. 134-135. п..и культуре, утратившей сакральный смысл, и происходило все это уже в культуре | "|м>д1 кого посада. И то же время в архаической культуре многое было связано с бытом, досугом и не растворялось в искусстве, ориентированном ни ритуальные действия, имеющие коллективный и, следовательно, социальный смысл. Последнее мы можем рассматривать как ■ни гитуциональное явление. Все остальное, не связанное с обря-|чм, не имело ритуального смысла и предстает сферой неинститу-ц||()п;1лизированной, т. е. сферой досуговой. В этой сфере мы и цолжны искать элементы массовой культуры. В XIX в. архаические обряды все более превращались в игры и ни веселые маскарады, а их ритуальный смысл уступил место гншекательному. Можно утверждать, что настал принципиально НОВЫЙ этап функционирования народной культуры, в недрах ко-ГОроЙ сложились новые явления, освобожденные от магических и «кральных функций1. Но мере того как посад из маргинального поселения за чертой мпажеского феодального города трансформируется в основное про-I I ранство обитания городского населения, культура населения этого маргинального образования из массового по существу явления прекращается в универсальное. Она получает гипертрофированное раз-питие и становится для маргинальных слоев жизненно необходимой. Жители посада, слободы, поселков, занимающих промежуточное понижение между архаическими деревнями и городами, стимулировали развитие массовой культуры. Таким образом, ее истоки следует • называть с тем периодом, когда отношения между деревней и городом меняются, и город перестает развиваться в контексте традиционных ценностей, связанных с крестьянством. Город не только оказы-ннется в оппозиции к традиционным ценностям, но и начинает играть и культуре "первую скрипку", вызывать к жизни принципиально новую ценностную культурную систему, отныне определяющую уже и развитие традиционных форм народной культуры. Ставя вопрос о ГОМ, когда же этот перелом между городом и деревней произошел, полагаем, что он произошел в Европе в эпоху Возрождения, в России с эпохи Петра I. С XVII в. народное искусство в городах постепенно приобретает черты массовой культуры. По своей форме, но не по смыслу она предстает нередко как явление народное. См.: Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963; Гусев В.Е. Русский фольклорный театр XVIII — начала XX в. Л., 1980. Раздел I. Лекция 1 __________ Народная культура в структуре культуры общества ______ У
Процесс разложения традиционных ценностей, и прежде всего фольклора, вызывался не интересами отдельной личности, элиты, узких социальных групп. Огромные массы людей, для которых фольклорные ценности уже перестают быть единственно значимыми, сакральными, а ценности профессионального искусства недоступны по разным причинам, испытывают потребность в осознании многих социально-психологических проблем, разрешаемых ранее в границах народной культуры, в которой бытовые, прагматические и эстетические элементы находятся в единстве. Такую задачу берет на себя массовая культура. Вычленить массовую культуру в истории не столь просто. Кажется, что история массовой культуры развертывается совершенно иначе, чем история народного и профессионального искусства, и никак с ними не связана. Однако история народной культуры с историей массовой культуры связана уже потому, что последняя формировалась в недрах первой и часто функционирует в формах народного искусства. Свобода от религиозного, духовного смысла последнего порождает то, что И. Ильин называет тривиальным искусством1. Но часто в аналогичном состоянии оказывается и элитарная культура, многие образцы которой трудно отделить от массовой, тем более что последнюю создают также профессионалы. Массовая культура способна функционировать как в формах народного, так и в формах элитарного искусства. Отделить ее от последнего подчас также достаточно трудно, поскольку она блистательно мимикрирует под него. В то же время происходит и трансформация народного искусства в массовую культуру, в частности, путем превалирования в нем развлекательных и досуговых функций. Именно это и наблюдается в современных городах, когда, принимая участие в народных играх и праздниках, обрядах, горожане уже не относятся к ним как к сакральным актам. То же самое можно сказать и о 1 г. См.: Ильин И. Аксиомы религиозного типа. М., 1993. С. 203. многих фольклорных ансамблях, деятельность которых носит развлекательный характер. Если для народного искусства характерен комплекс утилитарных, религиозных, магических, ритуальных и обрядовых функций, и> для массового искусства остаются реальными лишь необрядо-Ш.1С-, рекреационные, развлекательные, соответственно, чисто эс-ютические и неинституциализированные. Иначе говоря, массовая • упьтура становится исключительно культурой досуга. В отношениях народной и массовой культур есть еще один нюанс. Открытие массовой культуры и тем более ее научное осмыс-кние произошли намного позднее, чем она в истории появилась. Во многом это можно объяснить и тем, что ее функционирование длительное время осуществлялось в формах народной культуры. Налицо "«■«•прецедентный случай подмены явлений не по названию, а по существу. Изучая народное искусство, фольклор, многие исследователи XVIII в. и особенно XIX в. на самом деле имели дело уже с явлениями массовой культуры, фольклоризмом, изобразительно-прикладным ничем. Важная причина трансформации ценностей народной культуры в явления массовой культуры заложена в их тиражировании, в отрыве их от конкретной среды, в которой они возникли. В процессе тиражирования ценности народной культуры утрачивают I ною суть религиозные, магические черты. Тиражирование, осо- • к-и но в современных его формах, выхолащивает из народного ис Одновременно с начала XX в. в народной культуре можно фиксировать процесс постоянной региональной и географической унификации. До этого периода фольклор северорусских, южнорусских, центральных регионов или Поволжья оставался достаточно замкнутой системой. На народной культуре каждой области России и даже небольшого региона лежала печать этнического | нособразия. Однако мощные процессы урбанизации привели к тому, что К. Леонтьев называл "смесительным упрощением" культуры. Отрываясь от территориальных общностей, народная культура все более космополитизируется, теряет свои региональные характеристики, трансформируется, предстает массовым искусст-ЮМ. Это примета общего процесса планетаризации культуры, ин-кгнеивного диалога между разными типами культур. "Замечать" массовую культуру как специфическую и самостоя-1ххпьную по отношению к другим культурным образованиям стали П переходном этапе истории, когда маргинальная среда стала 40 ___________ ■ __________ Раздел I. Лекция 1 Народная культура в структуре культуры общества
Народную культуру нельзя представить вне постоянного развития. Могут быть более и менее интенсивные и плодотворные периоды в этом обновлении, но процесс этот безусловен. На определенном этапе города перестают ориентироваться только на традиции народной культуры, однако она продолжает развиваться в городах и в поздней истории. В процессе развития в городской культуре наращиваются элементы, отклоняющиеся от ценностей крестьянской культуры. А это значит, что возникает противоречие в отношениях между пластами культуры. Город подхватывает и развивает не только традиции народной культуры, развивающейся на селе, но элементы, развивающиеся в городах, противостоят ценностям крестьянской культуры. В иных случаях эти отношения доходят до антагонизма. В городах Народная культура трансформируется, но не разрушается и не Исчезает полностью, не обрывается, а продолжает развиваться. Следовательно, народное искусство продолжает функционировать не в границах одного слоя культуры, а охватывает многие, если не все, культуры. Таким образом, мы приходим к выводу о необходимости на каждом этапе новой и новейшей истории выделять слой народной культуры, который будет то увеличиваться, то сужаться, захватывая новые социальные группы. Если мы обратимся к культуре XX в., то обнаружим здесь все типы известных культур: суперэлитарную, элитарную, народную, массовую. Образцы всех культур тиражируются с помощью средств массовой коммуникации исполнительскими коллективами и солистами. Несмотря на интенсивное взаимодействие между этими слоями, необходимо иметь в виду их самостоятельность и самоценность. Из сказанного очевидно, что типологию слоев культуры можно представить в виде схемы (см. схему 2). Весьма неоднородным предстает профессиональное искусство. Нуждается в дифференциации и массовая культура. Скажем, ее образцы, тиражируемые рок-группами, образуют одну группу, а народными мастерами — другую. Что касается народной культуры, к» здесь тоже можно выделить как наиболее консервативные ее образования — слой традиционной культуры, так и те, которые подверглись воздействию профессионального искусства, например нюбительское самодеятельное искусство. При этом, как нам представляется, дифференциация каждого На слоев культуры является неизбежным следствием их функционирования в разных социальных образованиях. Фольклор кресть-чмекой субкультуры будет отличаться от фольклора, функционирующего в городах. Одни формы фольклора могут быть больше ориентированы на сохранение традиций, свойственных отечест-иенной культуре в прошлом, другие — на ассимиляцию ценностей, существующих в других культурах. Разнообразие форм народной чудожественной культуры дает основание говорить о ее открытости и возможности дифференцированно реагировать на запросы ирсмени. Не только каждый из пластов культуры сохраняет свою автономность, представлен своими наиболее яркими носителями, торцами этого типа культуры. Наряду с этим, с одной стороны, между ними образуются сложные переходные нестабильные формы, функционирующие в совместно образуемых зонах, а с другой народная культура сохраняет значение первоосновы, первоисто-М для всех этих образований. Все слои культуры — элитарной, массовой и даже суперэлитарной, функционирующей в основном и инонациональной космополитической среде, прошли эмбриональную стадию развития в народной культуре, сохраняют в той или иной мере с ней связь, пользуются ее ценностями и художе-I шейными возможностями, опираются на них в поисках новых иыразительных средств. Не случайно, у таких, на первый взгляд месьма "не народных" явлений, как рок-музыка (в ее течениях — нард-рок, хеви-металл и др.), специалисты обнаруживают связь с фольклором, более того приходят к парадоксальному выводу о то
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|