Структура современной народной художественной культуры
Инновационные формы
Если рассматривать традиционный фольклор и самодеятельное худо-•.. I венное творчество как разнополюсные явления, то между ними ока-ч.шлются неофольклор, фольклоризм, любительское творчество, обра-|ующие между собой сложную гамму смешанных явлений и форм. Каждый вид фольклора и художественной самодеятельности имеет. ной набор (морфологию) жанров и их разновидностей. Например, музыкальная самодеятельность включает оркестры (народные, эстрадные, нмфонические), инструментальные ансамбли, хоры и певческие ансамб-п1, в том числе фольклорные, и т.д.
52 Раздел I. Лекция 2 Таким образом, в самой народной культуре можно вычленить слой собственно традиционных образований, слой новообразований и слой, функционирующий по смешанному типу, который занимает значительно большее пространство. Речь идет о том что слои чистого, аутентичного крестьянского, рабочего или студенческого фольклора в отдельности занимают значительно меньший объем в народной культуре, чем слои их образований; слой вторичных форм их бытования также мощнее, чем слой оригинальных образцов. Это характерно, очевидно, лишь для конца XX в. с его "смесительным упрощением" художественной жизни.
Слои новообразований в культуре образуют самостоятельное разновекторное поле, обладающее мобильностью, открытостью. Это касается как их самостоятельности в плане заимствований из других слоев культур (они и рождены этим процессом), так и динамики происходящих в них трансформаций, изменений, обновления. Сегодня наблюдается процесс заимствований не только маргинальными культурами из первоисточников, их образовавших, но и последние в свою очередь пользуются новациями от маргиналов, ибо творческий потенциал "чистых" культурных образований все более иссякает или даже иссяк. Новые открытия в народной культуре случаются на стыке разных культурных слоев, субкультур или даже с учетом заимствований от других типов культур. В качестве одного из характерных примеров можно указать на формирование фольклорных явлений на основе двуязычия. Этот тип явлений имеет существенные особенности, связанные с полиязычной или поликультурной средой, причем такие явления могут возникать как в пределах одной этнической группы (но пользующейся двумя-тремя языковыми), так и смешанных этнических групп, взаимодействие которых осуществляется по различным аспектам культурной деятельности. Этот тип фольклорных образований можно отнести к одному из неофольклорных. Речь идет о постепенном сокращении слоя прежнего, бытовавшего еще столетие назад моноэтнического фольклора, прикладного искусства и их пополнении за счет новых форм народной культуры, которая перерабатывает образцы, жанры, приемы, средства из профессиональной и массовой культур и превращает их в новую традицию. Поэтому использовать родовые определения, сложившиеся в народной культуре (традиционность, устность, коллективность, вариативность), можно с учетом их современного прочтения, с известной долей исторической условности.
________ Структура народной художественной культуры 53 То, что вчера было традиционным, сегодня получает новое прочтение, включает в себя новые элементы. Одновременно про-П1 ходит отторжение еще недавно весьма важных живых элемен-гов, образцов, произведений, институтов. Таким образом, можно говорить о том, что народная культура осгодня включает по меньшей мере следующие слои: архаический пни крестьянский, традиционный (конкретно-исторический) фольклор, неофольклор, бытовое массовое творчество (для каждой (и групп населения), фольклоризм, художественную самодеятельность. При этом не только на уровне системообразующем, но и | онкретно-жанровом разделить их порой весьма трудно, ибо в каждом из них легко обнаруживаются черты и приметы других слоев ■мродной культуры. Современный народный мастер или художник, например, являясь профессионалом, старается отражать в | ноем творчестве лучшие традиционные черты, но в то же время ни включает новообразования, старается отвечать законам массо-иого искусства или рынка. Если взглянуть на народную культуру изнутри, то в ней легко <>(>наружить системообразующие элементы, которые представляют | обой самостоятельную инфраструктуру со своими образованиями, • цементами, жанрами, функционирующими по собственным за-р о нам, специфическим только для данной системы. Структура народной художественной культуры является открытой полиэлементной системой, объединяющей разнопорядковые образования, и том числе действующие в пограничных с другими слоями куль-|уры областях. При этом в народной художественной культуре все типы обра-юваний действуют одновременно как культуровоспроизводящие, культурорегенерирующие и культуротранслирующие. Это касается п народного мастера, и фольклорного ансамбля, и самодеятельного любительского объединения. Каждый из них выполняет свои специфические социальные, творческие, организационные задачи. И то же время внутри самой народной культуры они формируют переходные или смешанные образования, которые относятся к двум или даже к трем типам образований, например, фольклорный ансамбль является любительским самодеятельным коллекти-иом, предметное поле деятельности которого фольклор, но в его иторичных сценических формах. Из представленных трех основных типов образований в структуре народной культуры вытекает, что их структуру нельзя ограничивать одним типом культуровос-ироизводящих или культуротранслирующих элементов.
54 Раздел I. Лекция 2 Структура народной художественной культуры 55
В каждый из блоков (культуровоспроизводящий, культурореге-нерирующий и культуротранслирующий) включаются следующие элементы: в первый — формы народного творчества во всем т многообразии; во второй — формы деятельности социально-культурных институтов, в третий — морфология пограничных зон народной художественной культуры. Такое соотношение и взаиморасположение структурных элементов может существовать лишь на разной степени структурирования. Отметим, что на каждом уровне структурирования элементы народной художественной культуры образуют целостность независимо от того, какой слой народной художественной культуры (архаический или современный) они представляют. Это относится как к культурно-творческим образованиям, так и к институтам, разрабатывающим, например, научное, методическое обеспечение народной художественной культуры или ее трансляцию. Большая дифференциация наблюдается на уровне элементов конкретной художественной практики (школ, студий, ансамблей), но и в этом случае их отношение к народной художественной культуре может носить весьма условный характер. Другими словами, распределение народной художественной культуры по различным элементам, сегментам, частям не более чем теоретическое занятие. В каждом из них можно не только обнаружить следы и составные всей народной художественной культуры, но и благодаря им она остается живым и всегда современным, конкретно-историческим явлением. Традиционное включает современное, и наоборот, современное несет в себе традиционное. Например, многие жанры художественной самодеятельности, прежде всего народного плана, теснейшим образом связаны с различными пластами традиционной музыки, драмы, пения, танца. На стыке этих форм образуются полиэлементные явления, которые сегодня занимают значительную часть культурного пространства (фольклоризм, бытовое творчество).
Морфология народной художественной культуры как специальный предмет исследования не нашла еще должного отражения, и сегодня представлены в фрагментарном виде ее отдельные слои, блоки, явления. Прежде всего это относится к фольклору и декоративно-прикладному искусству. Современные формы любительского искусства, неофольклорного творчества более аморфны во многих отношениях и по этой причине нередко не включается в общую структуру народной художественной культуры. Поэтому здесь изложены общие подходы к проблеме, позволяющие представить различные очертания, сегменты, образования народной художественной культуры как живого организма, включающего не • ■■'и.ко сами явления этой культуры, но и множество структур, юта всей сложности ее диалектического развития. Через структуру народной художественной культуры, вероятно, южно проследить историческую логику становления и развития • о основополагающих элементов, но сегодня об этом приходится ЛЕКЦИЯ 3 ЦЕННОСТНАЯ СИСТЕМА АРХАИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ Народная художественная культура — полисоциальное явление. В < I формировании, развитии, сохранении в той или иной форме участ-"уют все социальные группы и слои общества. Естественно, что каж-чш группа имеет не только свое специфическое "лицо" как субъект культуры, по-разному включена в процесс ее бытования, но и свою ■■<юрическую точку отсчета включения в культурно-творческую дея-■ •-.иьность. Другими словами, фольклор рабочих не может иметь более 1>|нюю точку отсчета, чем, скажем, культура мещанства, дворянства •■ни тем более крестьянства. Студенческая субкультура могла складываться только с появлением этой социальной группы и т.д. Таким образом, можно говорить и о полистадиальности народной ч удожественной культуры, т. е. становлении и развитии в ней на определенных этапах или стадиях ее истории различных слоев и явлений, имеющих собственную точку отсчета. Говоря словами || Я.Проппа, "каждая стадия имеет свой общественный строй, иою идеологию, свое художественное творчество". Но дело еще и и Гом, что "всякий народ всегда проходит несколько стадий своего |М'жития, и все они находят свое отражение в фольклоре, оседают и нем, фольклор всякого народа всегда полистадиален"1. Образно иолистадиальность народной художественной культуры можно представить в виде дерева с кроной, кверху все более ветвящейся, расширяющейся. Ствол, уходящий в землю, представляет собой
Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976. С. 30.
56 ___________________ Раздел I. Лекция 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|