Диалектика индивидуального и коллективного, утилитарного и эстетического в народной культуре
Народный художник, исполнитель, мастер — понятия в народной художественной культуре ключевые и имеют особый смысл. Им народная культура обязана своими вершинными достижениями, сохранением национальных черт. Казалось бы, очевидна роль в народной культуре творцов ценностей, между тем до последнего времени эта точка зрения разделялась далеко не всеми. Более того, если применительно к материальным формам народной культуры, декоративно-прикладному и изобразительному искусству понятия "художник", "мастер" употребляются достаточно широко и воспринимаются, как правило, однозначно, то в отношении устно-поэтического, музыкального, танцевального фольклора такой фигуры длительное время вообще как бы не было. В народном исполнителе, сказителе, музыканте оценивалась его вторичная роль транслятора, популяризатора и распространителя накопленных ценностей, но их создание связывалось с коллективным началом. Категории "мастер", "художник", "исполнитель" связаны в народной культуре особым образом с категориями "коллективное", "индивидуальное", "вариативное", "безымянное". Речь идет о своеобразной диалектике в отношениях художника, мастера и коллектива, общины в развитии, обогащении и приспособлении для своих нужд того, что создает мастер в музыке, пении, игре на музыкальном инструменте или в прикладном искусстве. Причины длительной недооценки индивидуального начала в народной культуре кроются, во-первых, в неверно трактуемом многими фольклористами характере творческого процесса в народном искусстве, который якобы весьма существенно отличается от аналогичного процесса в профессиональном искусстве; во-вторых, в идеологической зашоренности советской фольклористики, которая приняла примат коллективного над индивидуальным и долго и небезуспешно его защищала в связи с утверждением первичности коллективных начал над личностными в жизни социалистического общества.
Нельзя не сказать и о том, что образцы фольклора в течение долгого времени передавались только путем прямой устной коммуникации, от человека к человеку, теряя таким образом свое ав- о 136 Раздел II. Лекция 8 Индивидуальное и коллективное, утилитарное и эстетическое 137
торское начало. Это также способствовало поддержанию мнения о том, что индивидуально-творческие начала не играют в народной культуре важной роли. Индивидуальное начало, если и принималось во внимание, то только в современных формах художественной самодеятельности. Традиционное искусство трактовалось как плод коллективных усилий. При этом произошла путаница и в характере трактовки самих категорий "коллективное" и "индивидуальное"1. Чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо понять роль народного мастера, художника как носителя особого эстетического начала в творчестве и выразителя определенной культурно-этнической традиции. Не менее важно представлять, что и как выражает народный художник через отображение или изображение окружающих явлений, событий, растений, вещей, природы и т.д. Художник, мастер в народном искусстве — носитель особого мироощущения и мировосприятия, первотворец и выразитель общей идеи. Художник запечатлевает это особое коллективное измерение в воспроизводимой им картине мира. Творчество доступно не каждому члену общины, а только одаренным людям, обладающим особым даром проникновения в жизнь, в окружающее. Это свойство отличает народного художника от других членов коллектива. Однако художника в современном смысле этого слова традиционная архаическая, тем более древняя языческая и раннехристианская культура не знала и не могла знать. Все споры об анонимности художника, о коллективном творчестве в народной культуре, ее эстети- 1 ческой природе, ритуальности представляют проекцию представлений на нее, сложившихся в фольклористике в позднее время. Древняя художественная деятельность, которая не является самоценной и са- I мостоятельной по отношению к утилитарным, религиозным и трудовым ценностям, требует иного подхода, учитывающего синкретизм 1 этих ценностей.
Дело не только в том, что искусство еще не успело выделиться в специальную сферу деятельности, но и в том, что оно отражало присущее раннехристианскому миру слаборазвитое чувство лично-сти. О последнем серьезно можно говорить лишь по мере ассимиляции христианского учения, когда с природного космоса, в стихию которого включены община, коллектив, акцент переносится на личность как таковую. 1 См.: Некрасова М.А. Народное искусство как проблема коллективного и индивидуального: Традиции и новизна/Д1роблемы народного искусства. М., 1982. С. 17-33. На дохристианском и раннехристианском этапе истории не существовало оценки субъективного личностного начала в творчестве, чему есть свои этнические, духовные, экономические объяснения. Поэтому-то народное творчество предстает вплоть до середины XIX в. одновременно и ремеслом, и актом искусства. Люди все существовавшее в природе воспринимали целостно. Природный космос представлялся им самым совершенным творением, иоспринимался неосознанно эстетически. Природа — начало всех начал и идеал в архаической культуре. Одновременно средневековый мастер в своей деятельности ориентируется на некий образец, связанный исключительно с богом. "Мастер созерцает божественные первообразы духовными очами и непосредственно воплощает их в материале вполне рукотворно"1, — пишет В.И.Чичеров. Отсюда, по его мнению, постоянная связь божественного, магического и прикладного в народной культуре, которая легко прослеживается на примере календарных обычаев и обрядов. С этой точки зрения, космос, сотворенный человеком, т. е. художественный образ, в нашем понимании, может быть лишь подражанием природному аналогу.
Важен и другой момент: творчество развертывается в утилитарной сфере, связано с созданием утилитарной вещи (из материала) или с утилитарным действием (заклинания, пение, ритуальные игры и т. д.), наделенным космологическим и мифологическим смыслом. Производимые таким образом действия и вещи, хотя и имеют эстетический и даже художественный смысл (как подражание космическому совершенству), прежде всего несут утилитарную нагрузку. Деятельность ремесленника соотносится как с художественной, так и с нехудожественной стороны с утилитарными ценностями. Поэтому понятие "искусство" в народной культуре в течение длительного исторического периода мы можем употреблять лишь в значении "ремесло". В архаической культуре ремесленник одновременно является и художником. Это единственно возможное обозначение художника в данной культуре. Такой образ художника вытекает из всей системы представлений, в которой эстетическое начало не успело приобрести самостоятельного значения. Как утверждает А.Лосев, в языческом мире ремесленная деятельность есть не только искусство, но и наука (в первоначальном ее понимании), поскольку без практики никакой чистой науки, т. е. теории, не бывает2. Но в эту практику вплетены Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря ХУ1-Х1Х веков: Очерки по истории народных верований. С. 196. 2. См.: Лосев А. История античной эстетики: В, 7-ми т. Т. 7. М., 1988. С. 321. юе и коллективное, утилитарное и эстетическое 139 Раздел II Лекиия 8 также и знания из других сфер - эротические, метрологические, этические, познавательные, воспитательные и т.д. Синкретизм сознания и практики нашего древнего пращура нужно понимать предельно широко, он включал по существу все, что человек чувствовал, делал, отражал, перед чем испытывал страх, гнев и волнение. Здесь мы имеем дело с уникальным явлением - синкретизмом человеческой практики. Основным ее архетипом является построение или воссоздание целостного чувственно-материального космоса. Законы такой целостности предъявляются к созданию любой веши, одежды, орудия, обустройству жилища и образу жизни. Это же легко просматривается в ритуальных актах, плачах, пении, игре, хороводе.
Аналогичная утилитарно-эстетическая целостность пронизывает и представление ремесленника — народного художника, мастера о человеке, обществе. Чем более утилитарной была создаваемая древним ремесленником-мастером вещь, тем более ценной в архаичной культуре она казалась. С этой точки зрения, то, что современный человек понимает под "искусством", имело бы минимальную ценность. Поэтому подходить к творчеству древних в соответствии с требованиями, сформировавшимися в более поздней культуре, значит, не понять диалектики личного и коллективного, утилитарного и эстетического не только в образцах древнего мастера, но и в современной культуре. Знакомство с изделиями и предметами, производимыми, демонстрируемыми народным мастером, исполнителем, постоянно ставит созерцающего их перед проблемой: что тут преобладает — утилитарность или художественность. И даже, несмотря на огромные изменения, происходящие в отношении к изделиям народных мастеров, народных художников и певцов, танцоров и музыкантов, до сих пор в их оценочную шкалу входят элементы утилитарного характера. Палехская шкатулка, жостовский поднос рассматривались как изделия для практических нужд; народная песня — как особый способ переживания реальных событий. Иначе говоря, бесспорен факт, что в древнем земледельческом универсуме требованиям эстетической целесообразности соответствуют утилитарные изделия плотника, столяра, слесаря, камнетеса, гончара, кузнеца и т. д. В таком случае видами искусства будут и те виды деятельности, которые мы склонны сегодня оценивать как нехудожественные, в частности деятельность пахаря, сеятеля, ратника, охотника, ремесленника. Отсюда, вероятно, проистекает и этим объясняется и их частое употребление со словом "искусство", и особый смысл произведений традиционного фольклора, архаические образцы которых дошли до наших дней. Видимо, поэтому многие профес- еии (кузнец, ювелир, плотник) и в XX в. сохраняют в себе начала и черты, соответствующие архаической эстетике. Несмотря на то что в земледельческой культуре многие виды деятельности имели мифологический и эстетический смысл, с точки зрения утилитарности они не были равноценными. Преимущество среди них отдавалось искусству земледелия. Например, и сочинении Ксенофонта, посвященному хозяйству как искусству, обсуждается вопрос о соотношении земледелия и ремесла как видов искусства. Ксенофонт наиболее важными искусствами назы-нает земледелие и военное дело1.
Деятельность по обработке земли и выращиванию урожая является и творческой, и сакральной. Естественно предположить, что все вещи и предметы, орудия производства, применяемые в этой деятельности, также имеют и сакральный, и эстетический смысл. Именно поэтому фигура земледельца, а затем крестьянина выступает в архаической культуре в фольклоре в ореоле демиурга, сеятеля, источника новой жизни. Соответственно в эстетике этой культуры предстает в слитности утилитарное и эстетическое, природное и человеческое, индивидуальное и коллективное. Конечно, ни кузнеца, ни плотника, ни земледельца, ни вообще ремесленника в архаической культуре нельзя назвать художником в современном смысле этого слова. Создавая прекрасные в эстетическом смысле произведения, они не создавали искусства и не совершали акта художественного творчества. Эти произведения выполняли ритуальные, магические, религиозные функции. Художественная деятельность не мыслилась вне деятельности религиозной, магической, ритуальной, утилитарной. Тем не менее и в архаической культуре не каждый мог создавать уникальные или даже функционально приемлемые изделия, вещи или выполнять ритуальные действия. Одни эти изделия или обрядовые действия делали лучше, другие - хуже, третьи вообще не могли их делать и обращались за помощью к мастерам, которые могли изготавливать эталонные изделия, орудия, выполнять ритуалы. Таким образом происходило не только разделение труда, но и выделение подлинных мастеров, художников, исполнителей. Происходила дифференциация людей по их природным способностям и предрасположенности к определенному виду деятельности (плотника, камнетеса, певца, кузнеца и т.п.), умеющих выполнять ее наилучшим образом, создавать более совершенные образцы. Легенды сохранили для нас имена таких людей, например древнерусского сказителя Бояна, кузнеца Вокулы, певца Садко. Их творения становились предметом подражания, копирования, обогащения. Лучшие, архе-типические черты образцов становились традицией, в рамках которой происходила их дальнейшая модернизация. Таким образом начинался этап коллективного творчества, коллективного развития традиций. Коллективная работа над образцом, создание вариантов — вторая стадия художественной деятельности, которая предполагает наличие образца, включенного с помощью ремесленника (художника) в 1 См.: Ксенофонт. О хозяйстве//Ксенофонт. Соч.: В 5-ти вып. Вып. 5. Митава, 1880. С. 85. 140_____________________ Раздел II. Лекция 8 Индивидуальное и коллективное, утилитарное и эстетическое 141
практику. Коллективность — это одновременно и ориентация мастеров, ремесленников, исполнителей на некий образец, источник, первообраз творчества. Важным моментом, который обусловил отношение к народному искусству как факту коллективного творчества, является организация ремесленнической деятельности. Если на первых порах она осуществлялась в замкнутых рамках общины, в которой были свои наиболее искусные мастера, то постепенно кузнецы, камнетесы, горшечники, столяры нередко стали создавать свои общины братства, цехи. Ремесленничество получает статус отхожих промыслов. При этом ремесленная деятельность, особенно на первом этапе — общинная, осуществляется аналогично деятельности земледельческих общин. В Москве сохранились названия мест, где жили традиционно представители того или другого ремесла, — Кузнецкий мост, Охотный ряд, Хлебный переулок, Хамовники и др. Такие места и названия известны и в других городах России — Владимире, Вологде, Новгороде, Рязани, Твери, Туле, где жили бочары и кузнецы, оружейники, мастера гармонного и самоварного дела и т.д. Вступление в товарищество подмастерьев оформлялось обрядами, называемыми цеховыми процессиями или мистериями, что наводит на мысль об оценке их деятельности как сакральной. Тайной ремесла владели лишь члены цеха, которые могли по наследству передавать ее своим сыновьям. Ремеслу покровительствовали боги, ремесленники приносили им дары. Так, известно, что Афина покровительствовала прядильному и ткацкому производству. Во время праздника, посвященного Афине, ткачи организовывали театрализованные процессии. Религиозное истолкование ремесленной деятельности объясняет устойчивое сопровождение ее обрядами и молитвами. Подобное отношение к ремеслу сохранялось и в средние века. Так, известен праздник бочаров, причем не только в романо-германском мире, но и на Руси. Существовал обряд битья бочек. Во время таких ремесленных праздников демонстрировались орудия ремесла и сама процедура производства: в ХУШ в., например, во время праздника оружейники и ножовщики демонстрировали пляску с мечами. До сих пор на праздниках народных ремесел особое значение придается выставляемым на обозрение и продажу изделиям, показу процесса их изготовления, причем в деталях, с объяснением техники и технологических тонкостей. Так пропагандируются не только сами изделия, но и демонстрируются особый смысл, особое предназначение ремесленной деятельности в современной культуре. На протяжении длительного исторического времени менялась социально-ролевая иерархия ремесел. Одни из них уходили из активной практики или вообще затухали, другие переходили в разряд наиболее актуальных. Выделение ремесленной деятельности из структуры общинной земледельческой деятельности, ее превращение в самостоятельную просматривается на примере кузнечного ремесла, на протяжении веков пережившего множество трансформаций в период земледельческого и охотничьего развития культуры. У славян существует сказание о древних кузнецах-змееборцах, выковавших соро-капудовый сказочный плуг и научивших людей земледелию. Кузнец, таким образом, предстает героем новой культуры - земледельческой. Его деятельность не сводится к ковке плуга и меча. Он "хитрец", колдун, врач, противостоящий силам тьмы и хаоса. Он умелый и знающий человек и может сделать человеческую судьбу. Необычное восприятие кузнеца, как показывает Б.Рыбаков, объясняется загадочным процессом превращения руды в железо, ковкой раскаленной докрасна полосы, смелым обращением кузнеца с огнем, который имел особую, небесную символику1. Кузнец воспринимался как фигура, наделенная сверхъестественной силой, хитрость и колдовство кузнеца были оборотной стороной его умения и мастерства. Поскольку кузнец представал демиургом, героем, то его деятельность получала художественное отражение, в частности в древних танцах. Пытаясь понять предысторию театра и углубляясь в театрализованные религиозные обряды, А.Авдеев, например, утверждает, что в сакральных плясках воспроизводились деяния кузнецов, в частности добыча для людей зерен растений и обучение земледелию2. Следовательно, кузнец при возникновении и утверждении земледельческой культуры занимает особое место, он как бы связывает два типа культуры - охотничью и земледельческую. При этом кузнечное ремесло закладывает и основы для нового статуса самого ремесла как искусства. Деятельность кузнеца примечательна и в другом отношении: его изделия в числе первых становятся предметом сбыта, т. е. рыночной ценностью. А это означает, что ремесло утверждается в своей новой самоценности. Естественно, что этот процесс не проходит безболезненно. Кузнец — первый профессионал-ремесленник. Он первым выделился из общины земледельцев и утвердил свою деятельность как самостоятельную, сакральную. Это была революция в развитии культуры, поскольку фигура кузнеца стоит у истоков истории специально организованной ремесленной деятельности. На ранних этапах земледельческой культуры кузнечная деятельность осуществлялась самими земледельцами. Появление кузнеца как профессионала знаменовало отделение ремесла от земледелия, что могло восприниматься чрезвычайно болезненно, а образ кузнеца ассоциировался с демоническими силами и представал в своей амбивалентной характеристике: с одной стороны, его склонны идеализировать, связывать с чем-то сверхъестественным, исклю- 1 См.: Рыбаков Б. Ремесло//История культуры Древней Руси. Т. 1. М.;Л., 1951. С. 164. 2 См.: Авдеев А. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. М.;Л., 1959. С. 202. Раздел II. Лекция 8 читальным, им восхищаются, с другой, его считают колдуном и относятся как к представителю другого мира. Магические свойства производимых кузнецом изделий вызывает и особое отношение к нему самому. Кузнец производит орудия земледелия, с помощью которых пахарь обрабатываег пашню и собирает урожай, он же делает оружие, которым воин защищает свою землю, плуг и воинские доспехи. "Тысячи деревенских кузниц по Днепру и Волхву, по Волге и Оке ковали лемехи плугов для вспашки полей, - пишет Б.Рыбаков, - сотни оружейников закаливали сталь для победы над многочисленными врагами, а в ювелирных мастерских "златокузнецы" создавали тончайшее узорочье из бронзы, серебра, золота, украшенное филигранью, чернью и не выцветающими красками эмали"1. В ХУЛ в. на Руси деятельность кузнецов впрямую связывается с государственными интересами, в том числе по изготовлению оружия. Появилась привилегированная группа казенных кузнецов, наделенная властью и особыми правами2. Около Москвы и Тулы образовались кузнечные слободы и посады. У казенных кузнецов был особый военный статус, уравнивающий их со стрельцами. Работу по государственным заказам казенные кузнецы совмещали с работой на рынок. С образом кузнеца связано и еще одно революционное начало в архаической культуре — возникновение противоречия между женскими и мужскими видами ремесленной деятельности. Кузнец отнимает у женщины литейное дело, которое на архаических стадиях существовало на положении женского рукоделия, подобно вышиванию и вязанию. Появление ковано - литых железно-бронзовых вещей в 1Х-Х вв. свидетельствует о прекращении "матриархальной" монополии на литье3. Одновременно появление и развитие кузнечного ремесла как самостоятельного вида деятельности является одной из предпосылок возникновения и развития городов и вообще культуры в ее городских формах. Как только домашнее производство трансформируется в ремесло, оно уже не ограничивается рамками семьи, а предполагает более широкое пространство функционирования, стимулируя торговлю, расширение производства, а следовательно, и развитие городов, все более отрывающихся и обособляющихся от деревень. Однако кузнечный промысел интересен и с точки зрения появления форм прикладного искусства. В кузнице рождались светцы для лучины, фигурные решетки для окон и дверей кладовых и амбаров, ограды для кладбищ, помещичьих усадеб и городских особняков, купола для церквей, надмогильные кресты и т. д. 1 Рыбаков Б. Ремесло Древней Руси. М., 1948. С. 518. 2 См.: Никитин А. Казенные кузнецы на Руси XVII века// Славяне и Русь. М., 3 Рыбаков Б. Ремесло Древней Руси. С. 94. Индивидуальное и коллективное, утилитарное и эстетическое 143 Это направление в развитии кузнечного ремесла, пройдя тысячелетний путь, осталась во многом неизменным вплоть до конца XX в. Современные кузнецы, объединенные в артели, ассоциации, мастерские, во многом выполняют те же утилитарно-эстетические функции, что и их далекие предки десятки веков назад. Их ажурные, изящные изделия украшают и дополняют интерьеры, но при >том выполняют важную прагматическую роль: охраняют и помогают1. Безусловно, что не только деятельность кузнеца, но и деятельность других ремесленников — гончаров, каменщиков плотников, ткачей и т.д. — в земледельческой культуре несла на себе черты сакрального, утилитарного и особую скрытую эстетическую окраску. Подтверждение тому можно найти в русских народных сказках, исторических песнях, обрядовом фольклоре. Подробное рассмотрение кузнечного ремесла позволило нам показать также историческую линию сохранения его утилитарного назначения, которая характерна для всех видов и типов прикладного и изобразительного традиционного искусства, возможно, и для возникших значительно позднее, уже в новое и новейшее время. Ткачество и прядение также интересны с точки зрения заполнения сакральным содержанием освоенного культурного пространства. На прялках и ткацких станках можно встретить множество различных солярных символов. Известен миф об уподоблении колеса прялки солнцу, а нитей - солнечным лучам, наматываемых на веретено. В сознании земледельца солнечные лучи воспринимались как золотые нити. Поскольку солнце представлялось вертящимся колесом, то и колесо прялки также имело солярный смысл. Из солнечных нитей возникала и чудесная розовая ткань, называемая "зорею". Не случайно в народной загадке солнечный луч уподобляется веретену: "Из окна в окно готово веретено". Изделия и предметы ремесленной деятельности получают символическое, значение, связанное с космологией и мифологией. Например, круглые нагрудные медальоны играли роль оберегов от различных болезней, от оружия противника. На них изображались голова Медузы со змеями, христианские святые, воины и т. д.2. Сверхъестественные явления, образы животных, помогающие их носителям противостоять силам мрака и хаоса, переносятся мастером на предметы материальной культуры, в силу чего их функции не только не исчерпываются утилитарным смыслом, но и придают ему новую окраску. Например, сакральным смыслом обладало изображение топора, которое можно обнаружить в формах амулетов - янтарных топориков или крестовидных подвесок. Топор у славян являлся солярным символом, соотносился с небесным огнем, с богом- 1 См.: Возрождение художественных ремесел Подмосковья//Народное творчество. 2 См.: Рыбаков Б. Ремесло Древней Руси. С. 250. 144 __________________ Раздел II. Лекция 8 Индивидуальное и коллективное, утилитарное и
громовником Перуном. Языческие амулеты в виде изящно созданных украшений с изображениями трав, растений и животных воспринимались как способ оградить человека от дурных стихий. Изображения мисок, кувшинов, горшков, котлов, кубков имели также магический смысл. Вся древняя орнаментика имела прежде всего охранительный, т. е. магический, характер, а уже потом стала приобретать эстетическое значение. Однако в разных формах традиционной народной культуры соотношение утилитарных и эстетических начал оценивается по-разному. В материальных формах утилитарное сохраняет большее значение, в духовных — меньшее, хотя для последних требуется особое понимание утилитарности. Особенность проявления утилитарности в духовных формах народной культуры связана прежде всего с их невозможностью прямого материального использования, выполнения ими конкретных задач. Утилитарный смысл духовных форм культуры также безусловен. Но они требуют определенного передаточного механизма — эмоционально-чувственного переживания заложенного в них смысла, содержания, идей, постулатов, норм, предписаний. Но в этом разница между механической прямой, "грубой" утилитарностью материальных форм традиционной культуры и опосредованной, иносказательной утилитарностью духовных форм. Это характерно для всех современных форм народной культуры, которые порой оцениваются только как явления эстетического порядка. Неприкладное искусство, по мнению Ю.В.Рождественского, а к нему он относит фольклорную музыку, пение, танцы, игровые действия, имеет прежде всего чисто эстетическое назначение1. Фольклор — это специфическое, особое искусство2. Налицо очевидное противопоставление соотношения "утилитарное — эстетическое", материальных и духовных форм народной культуры. Можно говорить, во-первых, об особых формах проявления этого соотношения, во-вторых, о весьма тонкой и подвижной структуре этих отношений, в-третьих, о конкретных формах проявления этого соотношения в разных жанрах и видах культуры. Диалектика отношений "коллективное — индивидуальное" в народной культуре предполагает также существование специфических подходов к его пониманию. Не только мастер творит образец, отвечающий сложившейся традиции и архетипу, но и коллек- щи. община, взяв этот образец, разрабатывают его в рамках архе-шиа, следуя традиции. Другими словами, традиция, архетип выступают как единая I» собщая категория, как критерий в творческом процессе мастера, (удожника и коллектива. Создавая все новые варианты, коллектив ГИорит их в лоне единой устоявшейся эстетической (и прагматиче- пщ) традиции. Весьма тонкая и подвижная система отношений "инди-мнцуальное — коллективное" долгое время порождала в фольклористике идею об отсутствии индивидуального в традиционной IV и.туре и ее коллективном характере. В действительности же вопрос здесь в более точной гармонизации этих начал. Мастер-ремесленник выступал как бы посредником между природным космосом и вновь создаваемым человеком космосом. Фигура посредника была не обязательна к запоминанию, ибо ипжны были лишь результаты его деятельности. Отсутствие фик-| шин, утилитарно-бытовое предназначение изделий народных мистеров обусловило появление теории безымянного коллективною творчества. Изделия разных мастеров, отслужив свой срок, ишибали, унося во тьму веков и имена своих создателей. Авторство народного мастера, исполнителя не играло сущест-нснного значения и по причине однотипности создаваемых культурных образцов. Первобытные мастера-ремесленники и исполнители образное решение изделия, песни, танца связывали с созданием подобия природным (космическим) аналогам. Наконец нельзя не сказать и об отсутствии авторского знака пли клейма на изделиях народных творцов. Это характерно и для материальных, и для духовных форм традиционной культуры. Нередко собиратели русских народных песен, сказок, заговоров до середины XIX в. воспроизводили запись произведений без имени конкретного исполнителя, представляя его как результат коллективного народного творчества. Собиратели указывают нередко лишь на регион записи1. В Х1Х-ХХ вв. фигура народного исполнителя, мастера претерпевает серьезную трансформацию. Если до этого времени все народное искусство, сотворенное руками конкретных мастеров, выполняло сложный комплекс утилитарных, магических, сакральных, эстетических функций, действующих на равных в едином
1 См.: Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение: Учебное пособие. С. 2 См.: Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Программа для педагогических ' См.: Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия/Собр. М.Забылиным. М., 1880. Репринт. М., 1990. 10 А.Каргин 146 _____________________ Раздел II. Лекция 8 Индивидуальное и коллективное, утилитарное и эстетическое 147
пространстве, то в новое время, во-первых, постепенно усиливается эстетическая парадигма функционирования народного искус ства и на задний план отходит (но не уходит) его утилитарное предназначение; во-вторых, начинаются сбор и научная система тизация материала, что дает возможность зафиксировать имя мае тера, певца, сказителя, узнать истоки и прояснить характер еш творчества; в-третьих, рынок, коммерциализация помогают распространять изделия или образцы творчества на огромные рас стояния, превращая их в обыкновенный товар; в-четвертых, создаются предпосылки для выявления наиболее крупных мастеров и школ, происходит их описание. Именно благодаря этому, в частности, до нас дошло творчество семьи Рябининых, М.Крюковой, И.Федосовой и других выдающихся народных исполнителей. В связи с этим вопрос о роли мастера, исполнителя, художника в народной культуре был как бы поставлен заново. Действует ли он только в пределах установившейся традиции или же и определяет ее? Кто выступает первотворцом фольклорного текста, изделия? Широко распространенная теория "романтического" происхождения фольклора, основу которой составляет идея о его коллективном характере, ведущая свое начало от середины XIX в.: связанная с именами таких крупных исследователей, ка Ф.А.Буслаев, А.Д.Потебня, подверглась критическому пересмотру. Одним из первых, кто разграничил понятия коллективного и индивидуального в фольклорном творчестве, был В.Г.Белинский. Г статье о народной поэзии он писал, что племя или даже народ, еще не пробудившийся из естественного состояния к самосознанию, может иметь только народные поэмы и песни, но не може иметь поэтов, а тем более — великих поэтов. Развивая эту мысль Белинский пишет, что у всех народов или мало известны, или со всем не известны творцы народных произведений, но везде са народ является их творцом1. Но далее он высказывается совер шенно определенно: "Разумеется, всякое отдельное народное про изведение было обязано своим началом одному лицу, которое горя или радости, вдруг запело его"2. В.Г.Белинский добавляет весьма интересную мысль о том, что лицо, сочинившее и сложившее песню, не знало само, что оно поет. В рассуждениях Белинского точно схвачен и последующий этап жизни народного произведения. Создшшая народным поэтом, певцом, песня переходила из уст в уста, из рода в род, от поколения к поколению. Она "претерпевала много изменений, то 1 Белинский В.Г. Статьи о народной поэзии/ /Белинский В.Г. Поли. собр. соч. Т. 5: Статьи и рецензии 1841-1844. М., 1954. С. 331. прибавляясь, то улучшаясь, то искажаясь, смотря по степени присутствия или отсут-г'гоия поэтического чувства певших ее"1. Эти мысли Белинский вновь повторил, по существу в полном объеме, в одной из нитей 1844 г., где писал, что никто не знает, кто сложил простые и наивные народные песни, кто их автор. В эпоху младенчества народ не заботится об, именах своих первых поэтов, равно как и сами поэты не заботятся о сохранении их имени в потом-' I не: "И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению, и изменяется она к» временем, то ускоряют ее, то удлиняют, то переделают, то соединят с другой песней, то сложат другую песню в дополнение к ней: и вот из песен выходят поэмы, цитором которых может назвать себя только народ"2. Как можно убедиться, это достаточно взвешенный и точный подход к пониманию коллективности творчества, в основе которого лежит точное указание на его авторст-но Последующий процесс - обработка, шлифовка, переделки и тому подобное. Концепция коллективного "романтического" происхождения фольклора оставалась еще в течение полугора веков предметом споров и дискуссий. В начале 20-х годов В.Вересаев критикует "фантастическое представление о постепенном творчестве из кусочков, характерном для фольклора: "Один мужик сочинил стих или музыкальную фразу, его сосед - другой стих, мужичок из соседней деревни - третий, вот готова народная песня"3. В середине 20-х годов Ю.М.Соколов писал: "Давно поставленная в русской фольклористике проблема творческой индивидуальности в настоящее время считается как будто разрешенной в положительном смысле, и старое романтическое представление о "коллективном" начале в области устного творчества почти отброшено (солидное достижение русской науки)4. Постепенно утверждалась более диалектичная концепция соотношения индивидуального и коллективного в фольклоре. К.В.Чистов в конце 1980-х годов писал: "Фольклор — творчество коллективное. Однако это не значит, что он создавался всем народом и никем конкретно. Коллективность фольклора заключается в том, что та или иная сказка или песня, изначально созданная кем-то (естественно, в духе традиции), восприняты были этой коллективной традицией и получили распространение..."5. Коллективность фольклорного творчества может приниматься не как авторство или способ первичного создания народного произведения, его первоосновы (текста, игры, персонажей, музыки), возможно и очень несовершенной, а как постоянный процесс его совершенствования и приспособления. Понимание коллективности фольклорного творчества можно связывать и с характером отражения мироощущения человека как части народа. В произведе- 1 Белинский В.Г. Статьи о народной поэзии. С. 331. 2 Там же. С. 625. 3 Вересаев В. К художественному оформлению быта (об обрядах старых и но- вых)//Красная новь. 1926. № 1. С. 175. 4 Соколов Ю.М. Очередные задачи изучен
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|