Национальные формы народного художественного творчества
Народное художественное творчество несет на себе выраженные приметы национальной принадлежности. Богатство и специфика разговорного языка нации, особенности склада мышления, социальной психологии, национального характера и темперамента — вот основные компоненты, определяющие неповторимость и уникальность народного творчества. Оно предстает как хранитель национальных художественных традиций, национального опыта и самосознания; является выражением специфических эстетических, нравственных, философских настроений нации, отражает ее социально-этнический образ. 164 ____________________ Раздел П. Лекция 11 Национальные формы народного творчества __________ 165
"Посмотрите, — писал Н.В.Гоголь, — народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец, как теньеровский немец; русский не так, как француч, как азиат. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн; у одного танец гово рящий, у другого бесчувственный, у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый, у другот легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцен'1 Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий"1.' Национальное своеобразие народного творчества — категория не только эстетическая. Она включает в себя комплекс разнообразных компонентов духовного, материального, социально-психологического, этнического характера, находящихся в сложном диалектическом взаимодействии. Форма и содержание творчества несут национальные характеристики, подчиняют себе другие компоненты — художественно-выразительные и изобразительные средства, образность, способ эстетического осмысления окружающего мира, склад мышления и т.п. Стилевые, художественные, языковые национальные особенности народного творчества обусловливают содержательные и формообразующие элементы.
Аккумулятором национального своеобразия в искусстве, по мысли М.С.Кагана, выступает прежде всего содержание. Но для того чтобы выявить, закрепить и передать национальный момент содержания, искусству необходимы национальные формы. Таким образом, национальное своеобразие присуще и содержанию, и форме искусства, но приоритет принадлежит содержанию2. Отмечая диалектическое соподчинение формы и содержания и искусстве, необходимо отметить особенности проявления этой соподчиняемости в народном художественном творчестве. Здесь форма нередко не только подчиняется содержанию в ней заложенному, служит раскрытию его национального своеобразия, но и определяет национальную принадлежность творчества. Известная простота форм народного творчества обеспечивает доступность и легкость в овладении содержанием и, что не менее важно, возможность каждому легко подключаться к творческому процессу. В каждом народе исторически сложились свои предпочтительные формы и жанры творчества. Так, для России, Украины, Белоруссии характерны народное пение, народное инструментальное музицирование с элементами игр и драматического действа. В 11 ранах Средней и Центральной Азии, Казахстане распространено 1-ольное пение с музыкально-инструментальным сопровождением. * 'истязания акынов — народных исполнителей песен собственного сочинения — выражают национальные особенности художественной культуры. Академическое хоровое пение имеет богатые и древние традиции в Грузии, Армении, странах Прибалтики. Праздники песни в Эстонии и Латвии имеют более, чем вековую историю. Н.Якелайтис, один из исследователей праздника песни в Литве, пишет: "Праздник песни нельзя подготовить, не располагая для этого богатым арсеналом хоровой и инструментальной музыки, а в настоящее время - и без самодеятельного искусства в целом, его высокого художественного уровня, слаженных и спаянных коллективов, богатого опыта организаторов, дирижеров, балетмейстеров, режиссеров"1.
Яркие, самобытные, неповторимые формы народного художественного творчест-иа сложились у народов России. Это относится прежде всего к народному хоровому пению, танцевальному, драматическому творчеству, музыкальному инструментарию. Непревзойденные образцы, известные всему миру, - "Калинка", "Коробейники", "Дубинушка", "Вдоль по Питерской" - стали символами русского национального духа, национальной самобытности. Русское народное пение органично переплетено с музыкой, драматической игрой, танцевальными движениями. Существует огромное количество образцов народного творчества, в которых трудно определить, что же является главным - пение, танец или музыка. Всемирно известные "Камаринская", "Барыня" или "Во поле береза стояла" - русские народные песни, но они являются также и танцем, и музыкальной пьесой. Их образность, богатство содержания, простота и высокая отточенность форм вдохновляли композиторов (М.И.Глинка, П.И.Чайковский и др.) на создание симфонических полотен. "Русский народный танец, - пишет один из известных знатоков народной хореографии А.Климов, - неотделим от песни, она наложила отпечаток на его характер и стиль, определив особенности русской манеры исполнения, наполнив танец содержательностью, эмоциональной выразительностью и певучей пластикой"2. Развитие национальных форм и жанров творчества тесно связано с историей того или иного народа. У русского народа сложились и длительное время были в активном обиходе песни, связанные с конкретными событиями в жизни человека, общины, организацией быта и т.д. Таковы песни свадебные, величальные, трудовые, хороводные, обрядовые и т.д. Н.В.Гоголь в 1836 г., находясь под впечатлением от первой постановки оперы М.И.Глинки "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя"), писал: "Покажите мне народ, у которого бы больше было песен. Наша Украина звенит песнями. По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и, как грибы, вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек"3.
1 Гоголь Н.В. Собр. соч. Т. 6. М., 1953. С. 115. 2 См.: Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л., 1971. С. 644- 1 Якелайтис В. Праздники песен. Вильнюс, 1985. С. 6. 2 Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебник. М., 1981. С. 7. 3 Гоголь Н.В. Собр. соч. Т. 6. С. 114. 166 Раздел II. Лекция II
Знаток русской народной песни Т.В.Попова пишет, что "на протяжении многих столетий в нашей стране возникали, развивались и достигали высокого расцвета разнообразные песенные жанры, разнохарактерные виды устного музыкального и музыкально-поэтического народного творчества"1. В обширной сокровищнице русских народных песен автор различает артельные, трудовые припевки, трудовые земледельческие песни, игровые, обрядовые, величальные, хороводные, плясовые, эпические (повествовательные), лирические, солдатские походные и другие песни. В зависимости от среды бытования выделяются песни семейно-бытовые, бурлацкие, ямщицкие, батрацкие, песни крепостной неволи, мятежные песни вольницы, разбойничьи, тюремные, солдатские, матросские, бытовые фабрично-заводские и рабочие революционные песни. Таков обширнейший круг подвидов лишь в одном жанре народного творчества России! Аналогичный пример можно привести из области русской народной музыкально-исполнительской культуры. Здесь богатейший набор народного инструментария (струнного, духового, ударного и т.д.) определяет богатство жанрового, стилевого, ансамблевого исполнительства. Все это является глубоко национальным по характеру и формам2. Национальное своеобразие народного творчества проявляется применительно к группе родственных наций (славянской, тюркской и т.д.), одной нации (русской, украинской, молдавской, грузинской и т.д.), узкому региону или местности (Хохлома, Палех, Мстера и т.п.). В народном творчестве существуют жанры и формы наиболее развитые, в них сложились прочные традиции и школы. По отношению к ним другие жанры и формы могут занимать более "скромное" положение. Однако это не означает отсутствия у них национальной основы, национального своеобразия. Неравномерность в развитии разных жанров народного творчества объясняется, по-видимому, особенностями социально-экономического и бытового уклада жизни нации, а также исторически сложившимися предпочтениями к определенным формам творчества. Каждая эпоха, изменяющиеся социально-экономические и политические условия вызывают к жизни новые формы и жанры творчества, а также перемены (иногда весьма значительные) в уже сложившихся. Происходит отказ от форм и жанров, исчерпавших свои ресурсы, не отвечающих духу и эстетическим запросам времени. Эти изменения, эволюция форм и жанров наблюдаются не в одном или нескольких жанрах. Изменяется вся их структура, способ взаимодействия и соподчиняемости.
Углубление и обогащение национального своеобразия, национального колорита народного художественного творчества, сохра- пение стилевых, формообразующих, образно-эстетических особенностей органично сочетаются с его общеэтническим и общечеловеческим значением. Полиэтничность содержания народного творчества включает несколько моментов: 1) отражение в народном творчестве каждой нации идей, образов, героев, традиций гуманистического, эстетического, социально-нравственного характера, имеющих общечело-кеческий смысл; 2) выход народного творчества за рамки своей "национальной замкнутости" на полиэтнический уровень; 3) ассимиляцию образцов, традиций, жанров, выразительных и изобразительных средств творчеством одной нации из творчества другой. Народное творчество каждой нации является составной частью единого художественно-исторического процесса. Достижения, наиболее яркие образцы народного творчества одной нации становятся достоянием других народов и наций. В истории известно немало случаев не только значительного совпадения и идентичности образцов народного творчества (по мелодике, ритмике, выразительным и изобразительным средствам и т.д.), но и возникновения и развития аналогичных или принципиально новых форм и жанров под воздействием примеров других народов. Первый вариант развития народного творчества демонстрирует, например, появление и распространение гармоники в России. В начале 30-х годов ХГХ в. она была завезена в Россию и попала в Тулу, где мастер И.Сизов стал изготавливать гармоники по аналогии с образцом, купленным им на Нижегородской ярмарке в июле 1830 г. Спрос на гармоники породил бурное развитие их производства, и уже менее чем через два десятка лет выпускалось около 10 тыс. гармоник в год. По свидетельству многих современников, уже к середине ХГХ в. гармоники тульского производства были известны не только в Тульской губернии, но и в Нижегородской, Тверской, Ярославской, Петербургской, Вятской'.
Известный художник А.Г.Венецианов написал в середине 1840-х годов картину «Девушка с гармоникой», на которой инструмент (гармоника-пятиклапанка) был изображен с фотографической точностью. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что гармоника стала широко известным инструментом. Менее чем через столетие в России появилось огромное число разновидностей гармоники, которые различались и формой, и построением звукоряда, и техническими возможностями. Во многих местностях России конструкция инструмента менялась с учетом национальных и региональных особенностей музыкально-песенного творчества. Появились гармоники "татарские", "кабардинские", "азиатские", "сибирские", "саратовские", "елецкие", "ливенские" и др. Композитор М.Ипполигов-Иванов писал: "Нет ничего удивительного в том, что гармоника благодаря своим небольшим размерам, богатству динамических отгенков и обширному звуковому диапазону по-
1 Бачинская Н.М., Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество: Хресто 2 См.: Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. М., См.: Мирек А. И звучит гармоника. М., 1979. С. 8-9.
лучила совершенно исключительную распространенность и настоящее интернациональное право гражданства во всех государствах. Последующее усовершенствование гармоники происходило как по линии углубления национальной специфики, улучшения механики, так и по пути создания принципиально новых видов инструментов, в частности баяна в России, аккордеона и Австрии и т.д. В свою очередь баян явился родоначальником целого семейства оркестровых, тембровых гармоник, а также принципиально новых конструкций - готово-выборного баяна, электронного баяна и т.п. По словам известного музыковеда Т.С.Вызго, активный процесс взаимообмена в народном творчестве наблюдался во все периоды развития древних среднеазиатских государств. Новая мощная струя культурных влияний начала воздействовать на жизнь среднеазиатских народов после присоединения к России. Русская музыка, песня с характерными для нее ритмодекламациями стали проникать в "звуковую атмосферу" региона, откладываясь в сознании людей, расширять круг мелодических, ритмических, гармонических интонаций2. Взаимодействие наблюдается не только между народным творчеством пограничных наций и народов, но и расположенных далеко друг от друга. В ранние эпохи это осуществлялось благодаря торговле, а нередко и путем завоевания одного государства другим. В быт, культуру завоеванного народа привносились элементы культуры завоевателей. Зачастую они искусственно насаждались. Однако приживались в первую очередь элементы не только наиболее близкие по духу и характеру, освоение которых протекало в рамках естественной эволюции, но и наиболее прогрессивные, высокохудожественные. В условиях активного политического, экономического, духовного общения народов культурный взаимообмен связан с двусторонними и многосторонними культурными заимствованиями. Например, существует версия о том, что далеким предком русской домры явился инструмент тюркского происхождения - танбур, бытующий и поныне у народов Ближнего Востока, Азии и Закавказья. На Русь он был завезен, по мнению сторонников этого предположения, купцами в ГХ-Х вв. Бесспорных доказательств этой точки зрения нет. Однако важно подчеркнуть, что инструменты подобного типа в те далекие времена появились не только на Руси, но и в других сопредельных государствах. Претерпевшие с течением времени существенные изменения, эти инструменты у разных народов стали называться по-разному - пандури, чонгури (Грузия), думбрак (Узбекистан, Таджикистан), дутар (Туркмения), домбра (Казахстан, Калмыкия), дом-бур (Монголия) и т.д. Однако все они сохранили много общего в контурах формы, устройства, способах игры и т.п. ______________ Национальные формы народного творчества _______________ №_ Очевидно, процесс интернациональных заимствований в области народного творчества носит многоуровневый и многоаспектный характер. Он зарождается в глубокой древности и протекает по нарастающей до сегодняшнего дня. Особый размах заимствование приняло в условиях советского времени. В некоторых бывших республиках Советского Союза сформировались такие жанры народного творчества, которые были ранее им несвойственны. Так, по образу и подобию созданного в конце прошлого века В.В.Андреевым оркестра русских народных инструментов в 30-50 годы стали возникать оркестры национальных инструментов в Казахстане, Узбекистане, ряде других республик. По аналогии с русскими 3-струнной домрой и балалайкой была проведена реконструкция казахской домбры, украинской 4-струнной домры и т.д. Под влиянием хоровых традиций России и Украины стали возникать хоры в республиках Средней Азии, Казахстане, Молдавии, где хоровое пение в силу национальных особенностей как жанр раньше не культивировалось. Возьмем в качестве примера молдавскую песню, которая из одноголосной "в результате тесного общения с музыкальной культурой братского русского и особенно украинского народов... приобретает черты многоголосия... Четырехголосное исполнение не только песен, созданных композиторами, но и молдавских народных песен стало художественной нормой для большинства хоров республики"1. Заимствования наблюдаются в области формы, инструментария, образно-стилистических и выразительных средств. Однако эти заимствования осуществляются не механически, не носят прямых аналогий, а отличаются глубоким переосмысливанием, приспосабливанием, учетом национальных традиций. "Заимствование отдельных инструментов, как и включение в музыкальный быт иноземных мелодий, не лишало музыку каждого народа своеобразия, явившегося результатом многовекового развития в определенных исторических условиях"2. Образцы народного творчества, переработанные в рамках сложившихся, устойчивых национальных традиций, включались в их привычную систему, становились "собственностью" этих традиций. Заимствованные образцы по существу порывали со своей прежней традицией, со своими привычными условиями бытования и превращались в качественно иные образования.
1 Ипполитов-Иванов М.М. Воинствующая гармоника//Комсомольская правда. 2 См.: Вызго Т.С. Музыкальные инструменты Средней Азии: Исторические очерки. ЛЛ 1ПОП «~ П1 1 Мануйлов М. Самодеятельное искусство Советской Молдавии. Кишинев, 1960. С. 2 Вызго Т.С. Музыкальные инструменты Средней Азии. С. 171. Раздел II. Лекция 11
Процесс заимствований тесно соприкасается и развивается одновременно с другим важным и интересным процессом — преодолением национальной замкнутости, выходами творчества народа на интернациональный уровень звучания. В России народное творчество стало активно "перешагивать" национальные границы в конце XIX в. Поездки великорусского оркестра под руководством его основателя В.В.Андреева в конце XIX начале XX в. в Германию, Францию, Америку продемонстрировали всему миру уникальные пласты русского народного творчества. Впечатление от него было велико. Европа и Америка впервые открывали для себя народное творчество России. Под влиянием концертов многие жители стали обучаться игре на балалайке и домре. В Германии, Франции, Америке стали организовываться оркестры и ансамбли русских народных инструментов. В настоящее время в этих странах немало русских оркестров ведут активную творческую деятельность. Особенно активизировался процесс международного обмена фольклорными коллективами в последнюю четверть века. В большинстве европейских стран, во многих странах Азии, Африки, Латинской Америки, США, Канаде сложилась стабильная система проведения ежегодных фестивалей фольклора, на которые съезжаются коллективы из многих стран, в том числе из России1. На празднование 25-летия СИОФФ (Международного комитета организаторов фольклорных фестивалей), проходившее в июле 1996 г. в Брунсуме (Голландия) в рамках Первой Всемирной фольклориады, съехались коллективы из более чем 60 стран мира. Взаимопроникновение национального и интернационального в народном творчестве носит диалектический характер. Интернациональное лежит внутри национального, неразделимо с ним, и в то же время национальное остается в границах заданной традиции, сохраняет свою индивидуальность. Национальное творчество обогащает общенародное. Каждый народ отражает в своем творчестве вечные истины о справедливости, добре и зле, красивом и безобразном по-своему. Но они не могут не восприниматься другим народом и не входить в общечеловеческий фонд культуры. В этом заключено гуманистическое звучание художественного творчества любого народа. Проблема национального и интернационального в народном • ■ I ценном творчестве относится к числу малоисследован- I ■ изучение тлит в себе множество интересных открытий и ..... им поиюлит во нсей полноте выявить динамику взаимо- > и шин т..,,-...... щ пародов России и других стран. ■ щи.|................ фпщ.клора. Опыт. Проблемы. Перспективы. М, ЛЕКЦИЯ 12
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|