Структура народной художественной культуры
Стремление определить структуру и морфологию отдельных чачей и слоев народной художественной культуры имеет длительную историю. Это касается прежде всего традиционного фольклора и декоративно-прикладного искусства. В силу огромного интереса вспыхнувшего к этим образованиям народной жизни в кон-м< XIX - начале XX в., были сделаны попытки представить жан-р..1ю-видовую структуру фольклора. Аналогичная картина с .„юзданием" на 20-30 лет наблюдалась и в изучении прикладного а изобразительного искусства. Естественно, что в основание I | руктурирования закладывались разные и сходные принципы -ПО жанрам, видам (обрядовые - необрядовые), используемым ма-.. риалам (глина, дерево, металл и т.п.), типам деятельности^ Эти \. плия были продолжены на качественно другом уровне и более, к ненаправленно в 70-80-е годы, когда появились первые работы ПО структурированию фольклора и прикладного искусства. Уче- 1 ('м.: Фадеева И.Е. Структура фольклора: к вопросу о двух сферах народного ||М.рчества//Актуальные проблемы современной фольклористики. Л., 1980. С. 5-17; Гождественская СБ. Русская народная художественная традиция в современном (Инцестве. М., 1981. Раздел I. Лекция 2 Структура народной художественной культуры _________________ 45^
ные пытались представить структуру художественной самодеятельности с точки зрения морфологии видов (театральной, музыкальной, хоровой, хореографической) и жанров, ее составляющих1. Естественно, что о возможной корреляции или тем более о сведении отдельных структур в некую целостность речи не шло. Каждый слой народной культуры представлялся не только специфическим, но и самостоятельным. Специалисты, изучавшие эти слои на разном материале, с разных исходных теоретических позиций, рассматривали, выделяли структурные элементы народной художественной культуры. "Разнообразны и несовместимы предпринимавшиеся опыты классификации народного искусства", и каждая из них неизбежно может быть опровергнута или оспорена2, считал В.Е.Гусев. Авторы, опираясь то на концепцию морфологии искусства М.С.Кагана, то на морфологию фольклора В.Я.Проппа, то на классификацию народного искусства В.М.Василенко и П.Г.Богатырева, решали проблему исходя из структуры одного из пластов народной художественной культуры.
Если один из слоев народной художественной культуры, самодеятельное художественное творчество или фольклор выступает синонимом всей культуры, то ее структура предстает неполной. Сопоставляя, например, народное изобразительное искусство и фольклор, нетрудно заметить, что их структуры не тождественны и не накладываются одна на другую. И тем не менее, по заключению В.Е.Гусева, морфологический анализ народной художественной культуры возможен через сопоставление двух форм народного творчества — фольклора и прикладного искусства3. При этом морфология художественной самодеятельности и особенно любительских форм, неофольклорного творчества, которые тоже упоминаются, остаются вне поля внимания. Структура народной художественной культуры включает в себя общие, частные и единичные элементы, присущие ей как целостному феномену и как составной части культуры. Но дело не только в этом. Вопрос о структуре, морфологии народной художественной культуры как системного образования со своими возможными подсистемами (функционирующими нередко в качестве самостоятельных художественных систем) не ставился в отечественной литературе с необходимой остротой до конца 80-х годов. До известных пор было достаточно иметь общие представления об отдельных структурных образованиях фольклора, прикладного искусства, художественной
1 См.: Сафонов Л.Г. Художественная самодеятельность как средство коммунистического воспитания. Воронеж, 1981; Соколовский Ю.Е. Коллектив художественной самодеятельности. М., 1979. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура: Теоретические очерки. СПб., 1993. С. 35-60. 3 Там же. С. 47. I имодеятельности. К сожалению, попытки подойти к проблеме с и,псе общих позиций (В.С.Цукерман) не получили развития и ос-МШИСЬ известны лишь небольшому кругу специалистов1. Другими I ионами, не только наука не подошла к решению этого вопроса, п. > и запросы практики вполне удовлетворялись имеющимися на- |ш(ютками. Ситуация изменилась в начале 90-х годов, когда обозначилась принципиально иная роль народной художественной культуры в духовных процессах на новом историческом этапе развития Рос-. пи Без анализа народной художественной культуры как системной) образования стало невозможным понять и ее новую роль, и и 1 шмоотношения с элитарной и массовой культурами и другими I иежными образованиями. Сложившаяся ситуация обусловила подход к народной художественной культуре как к самостоятельной и оригинальной структуре, включающей в себя множество Млений фольклора, народного искусства, современного и традиционного, творческие, социальные, психологические аспекты бы-гования, а также всю инфраструктуру, обеспечивающую их создание и распространение. По частям можно было судить с той или иной долей условности, о целом, однако если частности представки ы достаточно полно. Этого, к сожалению, в большинстве работ не было: оказались проигнорированными современные формы народной художественной культуры, серьезные разночтения на-инюдались в понятийном аппарате, в осмыслении той или иной формы творчества. Это характерно, в частности, для одной из по-I 1едних и наиболее полных схем морфологии народной художест-Инной культуры, предложенной В.Е.Гусевым2 (см. схему 3). Определение структуры народной художественной культуры пред-•-гивляегся одной из основополагающих предпосылок предметного нннлиза ее составляющих. Чтобы иметь достаточно конкретное и полное представление о народной художественной культуре, нужно шить ее основные структурные элементы. Без этого речь может идти ■ишь о некой условности, именуемой народной художественной культурой, которая каждым говорящим будет представляться весьма сноеобычно и включать тот или другой набор явлений. При этом народная художественная культура не только существует в виде мате-
1 См.: Цукерман В.С. Народная культура как социальное явление: Автореф.дисс. покгора наук. Свердловск, УГУ, 1984. ' См.: Гусев В.А. Русская народная художественная культура: Теоретические очер- I и С. 66.
Раздел I. Лекция 2
Схема 3 Морфология народной художественной культуры1 (НХК) Обрядовая НХК Зрелищно-игровая НХК НХК повседневного быта
Календарно- Семейно-
обрядовая НХК обрядовая НХК
- пограничные, переходные и смешанные формы НХК. С труктура народной художественной культуры ________ 47^ риальных и духовных образований или образцов (текстов) фолькло-1>«, искусства, но она неразрывно связана с процессом их создания, социального функционирования, трансляции и с огромным числом социальных институтов, обеспечивающих ее включение в современные духовные процессы и жизнедеятельность человека. Очевидно, пня "чистоты" анализа целесообразнее разложить эти составляющие, образующие между собой сложные сегментные образования Мв только в рамках народной художественной культуры. Не менее и.1жно и то, что представление о целостной структуре народной чудожественной культуры определяет новые подходы к пониманию фольклора, прикладного искусства, бытового любительского и сценического творчества, пониманию их места в современном духовном процессе. Речь идет о дополняющих друг друга двух подходах: от отдельных структур к общей системе и от нее — к отдельным образованиям. Конечный результат в данном случае не исегда заранее предопределен. Например, фольклор, рассматри-илсмый как самостоятельное явление и включаемый в структуру народной художественной культуры, не всегда может представ-пяться однозначно и всесторонне с точки зрения его определения. Вероятно, морфология народной художественной культуры нуждается в структурализации по разным исходным точкам отсчета и как бы с различных сторон: ее выразительных средств, образно-• смантической природы, жанрово-видового состава, форм сущест-покания, трансляции, сохранения и производства, а также ее но-
■ ителей и творцов. Каждый из подходов выстраивает по-своему структурные элементы народной художественной культуры, ее поле и характер и (аимодействия с другими пограничными явлениями народной культуры и художественной культуры общества. Только в этом ■ нучае представляется возможным увидеть народную художест- При этом в структуре народной художественной культуры цолжны оказаться образования, связанные как с архаическими, | радиционными слоями, так и с современными формами быто-Юго любительского и самодеятельного художественного творчест-иа Сегодня можно рассматривать в качестве основных подсистем народной художественной культуры такие ее слои: фольклор, неофольклор, бытовое любительское творчество, фольклоризм, художественную самодеятельность. Каждая из подсистем включает не юнько вполне конкретный предметный мир или набор явлений, 48__________________________ Раздел I. Лекция 2 но и одновременно входит в другие подсистемы, а также имеет структуры культуровоспроизводящие, культуротранслирующие и культурорегенерирующие. В современной народной художественной культуре, прошедшей длительный исторический путь развития от архаических и традиционных форм до включения в себя множества новых явлений, обладающих ярко выраженным набором собственно структурных образований, необходимо их соотнести с аналогичными структурными образованиями других слоев культуры — элитарной и массовой. Структура народной художественной культуры имеет не только конкретно-исторический, но и социально-стратификационный характер. Это важнейший теоретический принцип ее анализа. На ранних этапах истории народная художественная культура, очевидно, имела несколько иную структуру, чем в средние века, и тем более в современности. В условиях, когда из нее не только не выделялось элитарное профессиональное искусство, но и система ее коммуникации оставалась иной, чем в новое время, народная художественная культура была единым духовным образованием в синкретической по характеру творческой деятельности человека. При этом при доминировании наиболее характерной фольклорной коммуникации только как устной и прямой (то есть от человека к человеку) вся художественная культура общества являлась фольклорной традиционной культурой, и в этом случае в ней не могло быть значительного дробления. В последующем можно говорить о нескольких взаимосвязанных, но одновременно разновекторных процессах, развивающихся в фольклорной культуре: сужении пространства ее бытования (оно постепенно заполнялось элитарной и массовой культурой); изменении жанрово-видовой структуры (к архаическим формам добавились инновационные, а ранние жанры заменились новыми); усилении "удельного веса" эстетического начала в культуре и формировании "чисто" эстетических форм; взаимопроникновении, диффузии ее с другими слоями традиционной культуры.
С усложнением и развитием способов фольклорной коммуникации, появлением принципиально новых типов коммуникации в культуре, а также специальных институтов, занимающихся производством, поддержкой, изучением, сбором, хранением, пропагандой традиционной культуры, в ее структуре произошли значительные изменения. Народная культура стала сферой художественного производства, коммерции, сферой государственных интересов. Это значит, что не только саморазвитие народной культуры _____ Структура народной художественной культуры ________ 49 •иределяет ее морфологию и структуру, на нее оказывают мощное. ч/к йствие государство и общество. 11 ризнание этого факта носило до последнего времени оттенок Н1 1.11'ивной оценки. Государство в большей степени, общество — в .....шей представали институтами антикультуры. Их влияние на I и! житие народного искусства, фольклора, промыслов и ремесел <||'-нивалось в основном со знаком минус. Однозначность этой щенки не вызывала сомнений. Рухнувшая идеология, трудности в ||Ц|цтии российской государственности, общественной жизни П11ЛИ восприняты некоторыми специалистами как "врата свобо- щ" для народного творчества1. Развитие России в последние не- | олько лет дает основание говорить о том, что оценка роли госу- щрства и общества в развитии духовной жизни, народной культу- , || требует более объективной, взвешенной позиции, учета мно- • ' гва новых факторов: экономических, социальных, информаци- нИНЫХ. Эти факторы влияют на общее состояние культуры в це- |им и народной в частности. Они определяют структурные изме- III имя в народной культуре, ее новые формы взаимоотношений, '•.•пример с массовой культурой. Финансовая мощь и зрелищная •('иилекательность последней позволяют ей захватывать, узурпи- |ювать средства массовой информации, выступать тотальным рсцством цодавления других слоев культуры, в том числе и на- 1'"дмой. Массовая культура взяла в "союзники" некоторые образо- МНИя из самой народной культуры, работающие на ее имидж "П1лекательности, доступности, простоты и легкости освоения. Многие фольклорные ансамбли, подделки в прикладном искус- • И представляют одну из разрушительных сил для самой народ- н некие и зарубежные специалисты2. Без государственного регулирования, государственной и общественной поддержки в данном цучае не обойтись. Весьма трудной оказалась и материальная си-щия, в первую очередь в деятельности структур, занимающихся ■ •хранением, развитием, пропагандой, изучением культуры: центров, музеев, домов, школ, студий фольклора и ремесел, народных традиций, научно-методических и научных структур, фондов. Уменьшение финансовой, творческой поддержки фольклорных • иеамблей, низовых звеньев, занимающихся организованными ________________________ (м.: Путилов Б.Н. У врат свободы//Живая старина. 1994. №1. ' <м.: Культурное наследие и традиционная культура народов. Европа в становле-|| и общеевропейского дома//Материалы II Европейской конференции по народному гиорчеству. Москва - Новгород, 1990. I А Каргин 50___________________ Раздел I. Лекция 2 Структура народной художественной культуры
формами народного творчества, обусловило дополнительные сложности в их развитии и существовании. В результате происходят определенные изменения в структурных образованиях народной художественной культуры. Так, многие любительские фольклорные ансамбли перешли на профессиональную сцену, а большинство народных мастеров стали заниматься копированием изделий для рынка и т.д. Изменился не только их социальный статус, они изменяют представления об истоках народной культуры. Возвращаясь к основным пластам, составляющим народную художественную культуру, следует сказать, что каждое из них включает в себя современные и традиционные сегменты: будь то фольклор, прикладное искусство или художественная самодеятельность. Нарождающиеся сегменты, выдержавшие проверку временем, становятся традиционными, начинают выступать в качестве эталона для оценки, сравнения и т. д. Этот процесс бесконечно разнообразен, порой обыденно прост, незаметен, но постоянен и всеобщ: идет ли речь о пении, танце, резьбе по дереву, игре на гармошке или изготовлении народной куклы. Данное положение имеет важное значение с точки зрения того, что невозможно ограничить народную художественную культуру только ее традиционными формами или формами, прямо развивающими традиции. В народной художественной культуре любого периода постоянно появляется и сосуществует огромное количество образований, прямо или косвенно ориентирующихся на традиционный фольклор, традиционное прикладное искусство, и новых образований, опосредованно связанных с традиционными художественными структурами. Некоторые из них трудно определяемы и соотносимы с известными традиционными формами и образцами. Тем не менее в народной культуре нет ничего, что не имело бы связи с предыдущим, все образования в народной художественной культуре между собой не только коррелируются, связаны, проходят определенные стадиальные периоды в определении форм взаимоотношений, но и образуют жесткую системообразующую структуру, которую можно представить в виде схемы (см. схему 4). Они образуют сложный синтетический конгломерат разнообразных в жанровом, содержательном, смысловом, эстетическом отношении образцов и явлений народной культуры. Слой традиционной культуры в последнее столетие имеет ярко выраженную тенденцию к сужению и утончению. С формированием новообразований (неофольклора, фольклоризма) в народной культуре они стали занимать значительную часть пространства, сформировали с ней множество пограничных образований различного типа. Схема 4 V
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|